№ 18.
1619 г., Сентября 3. Письмо патриарха Филарета Царю Михаилу Феодоровичу, о чудесах, бывших от новопрославившегося угодника, преподобного Макария Унженского.
Божиею милостию Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, Богом хранимому и Богом избранному и Богом венчанному, победопоборнику великого истиннаго православия, по плотцкому рожению (пропущено: сыну), о Святем же Дусе возлюбленейшему сыну нашего смирения, в православии радоватися о Господе, и радость да будет ти мир и милость и победа на враги и на супостаты православные нашие истинные веры, в жизнь живота безнаветно и безмятежно; многолетствием, Государь, здравствуй душевне, вкупеж и телесне, в нынешний настоящий год и в предъидущая на многие лета, во всяких благопотребных душевных спасений. Егда убо, Великий Государь, прочтохом посланную к нам грамоту о вашем Царском здоровии и о путном шествии здраво и весело, тогда многие духовные радости и веселия наполнился и на вашем Государском жалованье на посещенье вам, Великому Государю, Бога моля, челом бью. Ащели, Великий Государь, пожалуешь похощешь спросити о нашем пребывании: и яз, милостию Божьею и пречистые Богородицы и великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы и всех святых молитвами, телесне жив, а душевне Бог весть. А здеся, Государь, в вашей Царской отчине, в пресловущем в царствующем граде Москве, Сентября по 3 число, дал Бог, здраво все. Молю Ваше Царское Благородие, да повелищи к нам возвещати о своем Царском здравии почасту, чтоб я, отец твой и богомолец, слыша ваше Царское путное шествие здраво и весело, радовался. Да по твоему Царскому повелению и по совету, а по нашему благословению, которые были посыланы для свидетелства Макария, Унежского чюдотворца, и в их, Государь, свидетелстве и в сыску написано: которых они всяких исцелевших людей розпрашивали и свидетелей про них и про их исцеленье их родимцов и отцов их духовных и нных людей, которые тех исцелевших людей знают и про то их исцеленье ведают, перед собою ставили; и по их, Государь, сыску и по свидетелству тех всяких исцелевших людей, которые были болны очною болезнью и иными всякими розличными болезньми лет по тритцати, а иные по дватцати лет и по двенатцати и по десяти и по осми и по три и по четыре годы, исцелело пятдесят один человек. Да изцелевшие ж, Государь, люди от различных болезней у свидетелства сами про себя сказывали, а свидетелей про них для далека не было, и тех, Государь, дватцать три человека; а всего, Государе, исцелевщих людей семдесят четыре человека. Да про Макарьевыж, Государь, Желтоводцкого чюдеса принес ко мне твой Государев боярин, князь Дмитрей Михайлович Пожарской писмо, что от Макарьева ж, Государь, чюдотворцова образа в его князь Дмитрееве поместь в Пурецкой волости чюдеса и исцеленье многим людем, И про которых, Государь, исцелевших людей объявилось после, и про тех, Государь, велено сыскивать. Да хотиб, Государь, и не было иных прибылых чюдес, и по тому, Государь, свидетелству, которое писано выше сего, по нашему общему духовному совету о Святем Дусе, проповедати дела Божия преславно есть, и угоднику его, преподобному отцу Макарию, честь воздаяти тако ж, яко ж и прочим святым преподобным отцем. А жития, Государь, [28] Макарья чюдотворца и росписи подлинные к тебе ко Государю ныне не послал, а писал Коротко для посещенья, чтоб вам, Великому Государю, свидетелствованное чюдеса великого в чюдесех преподобнаго Макария извесно было; а даст Бог, вперед подлинное Макарьево житье и чюдотворение пришлю ке вам, Великому Государю. Да в Макарьеве ж, Государь, житье написано про бывшаго Московского митрополита Макария, что известно и ему было про Макарьево Желтоводцкого добродетелное житие. Прошу и молю всесилнаго и всемилостиваго, в Троицы славимаго Бога и пречистую Богородицу и великих чюдотворцов, чтоб вам, Великому Государю, всемилостивый Бог желание серца вашего подал совершити, и путное шествие благовременно и здраво и весело прейти, и на свою вотчину, в пресловущий в царствующий град возвратитися здраву и радостну. А милость Божия и пречистые Богородицы и великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы, и нашего смирения благословение и молитвы да есть и будет с Вашим Благородием ныне и во веки, аминь.
Подлинник писан столбцом, на трех листках. На обороте первого надпись: Божиею милостию Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всея Русии Самодержцу, благородному и Богом хранимому и Богом избранному и Богом венчанному. Есть знак, что была приложена красная восковая печать. Тут же помета: 128, Сентября в 6 день, с Григорьем Мартемьяновым.
Комментарии
К № 18. Преп. Макарий называется Унженским и Желтоводским чюдотворцем по имени двух мест, где он основал обители. Первую обитель он устроил в нынешней Нижегородской Губернии, на берегу Волги, близ озера Желтыя Воды, пониже гор. Макарьева – этот монастырь разорен во время нашествия Казанских татар в 1439 г.; вследствие этого преп. Макарий основал вторую обитель на реке Унже, в Костромской Губернии – здесь он преставился в 1504 г., и здесь почивают его мощи, явившиеся в 1619 г. (см. № 22).
В следующем 1620 г. и первая обитель была возобновлена; из торжка в селе, принадлежавшем сему монастырю (ныне город Макарьев) возникла знаменитая впоследствии Макарьевская ярмарка. См. Акты Истор., изданные Археогр. Комиссией, т. V, стр. 156, 159, 503-507, и Геогр. Слов. Щекатова, IV, 13. Поход Царя Михаила Феодоровича был в Монастырь Костромской Губернии, на Унжу.
|