Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 17.

1619 г., Сентября 3. Письмо Царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету, об отправлении в Крым послов с дружественной грамотой и подарками.

Великому государю отцу нашему, святейщему Филарету Никитичю, Божьею милостию патриарху Московскому и всеа Русии, сын ваш, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии челом бьет. Писал еси, государь, к нам в своей в святительской грамоте о Крымском деле, о приезде царевых гонцов и об отписках ис Крыму Обросима Лодыженского и о наших посланникех, что послали в Крым с козною, и о розмене, и о нынешних гонцех наших и о Крымских, что послать ныне наперед, пригож ли их послать и послать ли к царевым гонцом со встречным нашим жалованьем? И яз, государь, вашего святительства грамоту вразумел и Обросима Лодыженского отписки слушел и бояром чести велел. И тебе б, государь, приказати диаку Саве Раманчюкову, а велети Крымским гонцом встречное платье и пристава послать тотчас, и корм им велеть давать; а будет послать в дорогу не изоспеть, и то б, государь, встречное платье дати им на приезде тот же час, чтоб их тем не оскорбить и сумненья не положить, что им приезд не по прежнему, да и для [25] того что наша посылка позамешкалась и тем бы Татаром, которым ныне ехать в Крым, то было ведомо и сказать бы было что. А в Крым бы, государь, послать ныне от нас служилого Татарина, а с ним лехкие поминки, примерясь к прежнему, как наперед того посылывано перед болшою посылкою, или примерясь к нынешней посылке, что послано по десне с Зянгилдею Исеневым, чтоб тем царя в сомненье не учинить; а будет преж того с такими не посылывано, ино б, смотря по мере и по царевым грамотам, как ныне к нам пишет, по тому и учинить и послать самое лехкое, а на болшое указать, что отпускают тотчас по синему леду. А с тем бы, государь, Татарином послать от Крымских послов и от гонцов их гонцов дву человеке или трех, дав им наше жалованье, примерясь к прежнему, или и поболщи; и словом бы милостивым их обнадежити, призвав в Посолской Приказ всех послов и гонцов: а будет пригож, и тем бы Татаром и в запрос дати, что пригож, утаясь от иных, чтоб того в оклад не положили вперед, для того чтоб от них тем какой ссоры не было. А здеся, государь, примеритца не к чему, росписей ис Посолского Приказу, что посылано преж того с посланники и с гонцы и с лехкими гончики лехких поминков, не прислано: и те б, государь, росписи велети тебе, государю, к нам прислати, вперед для ведома; да и тое б, государь, роспись велеть прислать, что прислал ис Крыму Обросим Лодыженской. А что, государь, прислал к нам Обросим отписки, и те отписки посланы от нас в Посолской Приказ, и указ на них подписан. А в грамоте, государь, указати б тебе, государю, написать от нас к царю и к колге и к нурадьшу, смотря по их грамотам, примирясь к прежнему ж, как от нас посылано наперед сего, что мы с царем в братстве, и с калгою и с нурадыцом с дружбе хотим быти на веки, и посланников наших с казною отпускаем тотчас ныне по синему леду, по нашему слову, как есмя к царю писали; и царь бы на нас был надежен во всем и в своей правде с колгою и с нурадыном и со всем Крымским юртом стоял крепко, как нам на куране шерть дал, по тому б и исполнял: а мы с ним потому ж в крепкой дружбе и в братстве быти хотим, и слово наше Государское посяместа не пременно ни в чем и вперед будет крепко и стоятельно. А что ему сказывали, что бутто мы к Польскому королю послали в помочь многих людей, и того не бывало, то нехто сказывал на ссору; а помирилися есмя с королем Польским и сыном ево на время для вас, великого государя отца нашего, чтоб вас, великого государя, и бояр наших, которые были при тебе, государе, высвободити. А о розмене б, государь, в цареве грамоте не имяновать ничего. А к Обросиму б, государь, Лодыженскому велеть от нас отписати против нашей же грамоты, чтоб он царя посылкою обнадежил и в том имался, что посылка будет тотчас, а ныне уж в дороге; и царь бы был с нами в дружбе по прежнему» А о размене б, государь, велеть отговаривать, чтоб размене, для многово убытка, не быти; а будет о том учнет говорити с досадою Ибреим паша, для своей корысти, и ему б сказать, что ему за иво службу будет от нас особенное жалованье, и он бы на наше жалованье был надежен. И тоб, государь, что дати ближним людем в Крыме вместо розменного жалованья, велеть готовить, чтоб то однолично послать перед розменным в треть, или в четь, или в полы, смотря по мере, чтоб тем не оскорбить и от нащие [26] милости не отощать и вперед обнадежить. А будет учнет царь или колга говорити о гонце о Ромозане с товарыщи, что взяты на Елце, чтоб их, сыскав, прислать, и Обросим бы Лодыженской сказал: которых сыскать было мочно, и тех, сыскав и ис полону выкупя, к царю отпустили, а Ромозана сыскать было не мочно, неведомо убит или в полон взят; а будет в полону объявитца, и его, выкупя или на обмену взяв, отпустить велим к калге тотчас. А будет, государь, ведомо будет, что Ибреим паша будет на розмену подлинно, ино б, государь, и на розмену посылка в запас готовить велеть для того, притчею прийдут к Волуйке, и их бы без нашего жалованья не отпустить и тем не оскорбить, и царя и калгу в сумненье не учинить; а в Крым уж того не посылать, а послать бы, государь, розменное платье с посланником нашим с тем же, кому быть в Крыме. А лутче б, чтоб розмене не быть, для болших убытков и мешканья. А в посланники, государь, вели сказать Прокофью Воейкову да подьячему доброму, примерясь к прежнему, хто б был добр и с такое дело иво стало; и гонцом нынешним вели про него сказать, чтоб они иво видели. А будет, государь, на Москве учнут Крымские послы и гонцы спрашивать, будет ли розмена и наше жалованье тем, хто будет ис Крыму на розмене? и им бы, государь, велеть говорити гладостью, что розмене быть неколи, стало поздо, с казною отпускают тотчас и за тем бы не мешкать, а толко быть розмне, и так будет мешкотно: а притчею про то сведают Черкасы, и от них бы в поле над нашею казною и над послы какого погрому не учинилось, чтоб казна отпустить вдруг не славно, не по летошнему, чтоб про то недруг не сведал. А кому было быть на розмене, и тем бы потому ж лишних ездов и убытков не было; а мы их в нашем жалованье забвенных учинити не велим. Да что, государь, против того Татарове учнут говорити, и кого служилого Татарина в Крым прикажешь отпустить и что с ним велишь послать лехких поминков, и сколко Татар пошлют Крымские послы и гонцы от себя и с чем, и не будет ли от послов и от гонцов с ними каких ссорных речей тайно, и о том бы, государь, розведав переводчики и толмачи подлинно, велеть вашему святительству о всем отписати к нам подлинно. А Прокофью, государь, Воейкову с товарыщи вели наше жалованье и подмогу дат ти тотчас и отпуск иво готовить в Посольском Приказе и на Казенном Дворе наскоро, чтоб у них ни за чем не стало. А деньги, государь, в Крымскую кладь вели збирать изо всех Приказов, чтоб однолично к нашему приезду все было готово, и платье, что дать послом и гонцом на отпуске, и что послать в запас против прежнего и сверх летошние посылки и что дать в Крыме вместо розменного платья, на Казенном Дворе все было готово, а в запас бы И розненное платье было готовож: хоти будет, государь, ныне и не пошлетца, ино ж вперед без тогож не будет. А что, государь, ныне в грамоте писал к нам царь и калга и нурадын и ближние люди, и что сказывал в распросе служилой Татарин Зянгилдя Исенев и какову роспись прислал ис Крыму Обросим Лодыженской, и о том, государь, о всем вели к нам отписати, и переводы и росписи прислать подлинные, чтоб нам о том безвестну не быти. Писана на нашем стану в Ростове, лета 7128, Сентября в 2 день.

Отпуск писан столбцом, на шести листках. Внизу последнего помета: Послана с жилцом с Федором с Племянниковым.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.