|
МУРОМСКИЕ МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ В ДОКУМЕНТАХ XVI – НАЧАЛА XVII ВЕКАПисьменные источники по истории Муромского края до XV в. ограничиваются немногими летописными статьями. Их изучение в совокупности с археологическими материалами показало, что в древности Муром заселялся со стороны Владимира, но тянувшие к нему земли представляли самостоятельное региональное образование, отделенное от Владимира и Рязани большей частью безлюдным пространством лесов и болот 1. Являясь по сути пограничным краем, Муром постоянно испытывал на себе военное и политическое давление со стороны соседей. Летописные тексты, восходящие к XI–XIII вв., сообщают о неоднократных притязаниях на Муромские земли ростовско-суздальских, а затем и владимирских великих князей 2. Заметным до конца XIV в. было влияние Рязанского княжества, особенно в церковно-административном отношении. Так, единая Рязанско-Муромская епархия просуществовала вплоть до середины XVIII столетия 3. Однако почти что одновременно в «Списке городов дальних и ближних» – московском источнике 90-х гг. XIV в. – Муром наряду с Владимиром, Суздалем и Нижним Новгородом именуется Залесским 4. Этим как бы подчеркивалась его обособленность от Рязани. В докончании московского великого князя Василия Дмитриевича с серпуховским князем Владимиром Андреевичем 1401–1402 гг. Муром «с волостми» прямо назван в числе великокняжеских владений 5. Тем не менее, некоторые исследователи даже применительно к XVI в. продолжали причислять Муром к Рязанской земле, игнорируя при этом особенности его политической и экономической истории 6. Начиная с 1237 г. и до начала XIV в. город Муром неоднократно опустошался татаро-монгольскими войсками, так что жители вынуждены были покинуть [44] его пепелище почти на полвека, и только около 1351 г. город был вновь возражден на старом месте 7. Однако нападения татар и, по-видимому, подвластной им мордвы не прекращались вплоть до взятия Казани в 1552 г. В последний раз значительный урон городу и всему краю был нанесен в Смутное время отрядами Лисовского. Естественно, что все эти обстоятельства не могли благоприятно сказаться на сохранности архивов местных обителей. Документы XVI–начала XVII в. известны по собраниям только двух муромских монастырей – Борисоглебского на реке Ушне и Благовещенского в Муроме. Еще более пострадали архивы церквей, из которых только причтам Рождественского собора г. Мурома и Архангельского погоста на Унже удалось сберечь часть актов до начала XVII в. Основное место в предлагаемой вниманию публикации документов муромских духовных корпораций занимают акты Борисоглебского монастыря (см. № 1–27). Обитель располагалась в 17 верстах от Мурома на берегу реки Ушны на старой Вязниковской дороге 8. Впервые Борисоглебский монастырь упоминается в летописях под 1345 г. в статье о смерти муромского князя Василия, который «положен был в его отчине в Муроме в церкви святого Бориса и Глеба в монастыре на Ушне» 9. Самый же ранний из известных документов монастыря – это жалованная грамота Василия III 1509 г., дошедшая до нас в составе правой грамоты 1531 г. (см. № 1). Перечисленные в ней небольшие земельные владения в непосредственной близости от монастыря (дворы «вкруге» монастыря и деревня Бараново с пустошами) были, вероятно, древнего происхождения. Поскольку в грамоте Василия III отсутствуют ссылки на пожалования его предшественников, можно предположить, что эти вклады принадлежат муромским князьям и могли быть сделаны еще во второй половине XIV в. В остальном дошедшие до нас акты Борисоглебского монастыря достаточно полно отражают историю складывания монастырской вотчины. Исключение составляют четыре не сохранившихся документа, известные нам по упоминанию позднейшей выписи из дозорных книг 1611/12 г. Семена Ивановича Чемоданова и подъячего Григория Семенова на вотчины Борисоглебского монастыря в Муромском уезде. Это недатированная жалованная грамота царя Федора Ивановича на Вознесенский погост в Дубровском стане, данная 1547/48 г. Семена Федорова сына Киселева на деревню Благовещенское с лугами в Дубровском стане, данная 1572/73 г. Алексея Тимофеева сына Борисова на две трети деревни Глебово в Дубровском стане и данная 1574/75 г. Федора Константинова сына Своробоярского на пустошь Раменское в Замотренском стане 10. Исторический состав монастырского вотчинного архива проверяется показаниями двух описей. Наиболее полная из них, составленная в 1689 г. по указу митрополита Рязанского и Муромского Аврамия, публикуется ниже (см. № 28). Опись 1721 г., выполненная в связи с известным распряжением Петра I об упорядочении исторических архивов российских духовных корпораций, к сожалению, весьма лаконична и упоминает только два акта Борисоглебского монастыря 11. [45] Благовещенская церковь, а позднее и монастырь были основаны около 1553 г. 12 В «Сказании о городе Муроме» записано: «И государь царь и великий князь Иоанн Васильевич повеле устроити монастырь Пречистой и быти игумену и братии <...> И даде из своея царские казны миластыню неоскудну и свою царскую уставную грамоту за красною печатию, како игумену с братиею служити. И по той царской грамоте велел им ругу иметь на пропитание» 13. Среди трех публикуемых документов Благовещенского монастыря (см. № 29–31) этой грамоты нет. Отсутствует она и в единственно известной описи монастырского архива 1721 г., содержащей упоминания только двух грамот царя Михаила Федоровича 14. Однако ссылка на близкий по содержанию акт имеется в сводной жалованной грамоте от 15 августа 1623 г. 15 В ней упомянута некая жалованная грамота Ивана IV 1557/58 г. о даче в монастырь денежной и хлебной руги из муромских таможенных доходов. Грамота была за приписью дьяка Третьяка Митрофанова и содержала подтверждения 1584/85, 1598/99 и 1613/14 г. Кроме того, сводная грамота 1623 г. сохранила упоминания еще о четырех недошедших до нас актах Благовещенского монастыря. Это три грамоты царя Федора Ивановича – первая 1584/85 г. на подмонастырскую слободку («а в ней живут молодчие люди»), вторая 1595/99 г. о Стадижерских лугах с подтверждениями 1601/02 и 1613 г. (она же упомянута и в публикуемой грамоте 1599 г.), третья недатированная «тарханная» и «несудимая» грамота, содержание которой передано так: «которые бобыли живут около монастыря, и те бобыли люди молотчие никакими торгами не торгуют, и с черными людьми никакого тягла не тянут, и у наших дел ни у которых не бывают, и кормятся в миру», и, наконец, грамота Бориса Годунова 1598 г. на оброчные озера за приписью дьяка Смирного Васильева и с подтверждением 1613/14 г. 16 С учетом относительно небольших земельных владений Благовещенского монастыря, можно полагать, что его вотчинный архив за рассматриваемый период был весьма незначителен. Спасский монастырь является древнейшей муромской обителью и расположен на юго-восточной окраине Мурома, по преданию, на месте двора муромского князя Глеба, сына Владимира Святого, выстроившего здесь деревянную церковь Всемилостивого Спаса 17. Впервые монастырь упоминается в летописях под 1096 г. 18 К сожалению, монастырские актовые материалы до начала XVII в. не сохранились. Все они, по-видимому, погибли еще в Смутное время, что косвенно подтверждается описью монастырского архива 1721 г.19 В монастырской вкладной книге имеется всего две записи за XVI в. Первая о вкладе неизвестным лицом 20 ульев и 1000 четвертей ржи или овса в 1515 г. при архимандрите Кирилле. Вторая о вкладе в 1551/52 г. при архимандрите Рафаиле Василием [46] Есиповым сыном Кровковым «во иноцех Матфея» 100 рублей и 500 четвертей ржи или овса за погребение на монастырском кладбище 20. О ряде несохранившихся документах Спасского монастыря за интересующий нас период известно по упоминанию жалованных грамот царя Михаила Федоровича. В грамоте от 12 сентября 1613 г. упомянута «жалованная» грамота Ивана IV от 27 сентября 1571 г. на сельцо Кудрино в Унженском стане Муромского уезда. Грамота содержала подтверждения царя Федора Ивановича от 9 марта 1585 г. и царя Бориса Федоровича от 23 февраля 1600 г. Как указывалось монастырскими властями, грамота находилась в Москве и сгорела там во время осады 21. В грамоте 1623 г. упомянута «жалованная» грамота Бориса Годунова за приписью дьяка Тимофея Осипова на вкладную вотчину Никиты Иванова сына Макарова половину деревни Макарове в Муромском уезде. Причем старцы свидетельствовали, что «и даная в монастырь на ту деревню дана» 22. В той же грамоте сохранилось упоминание о правой грамоте 1601/02 г. за приписью дьяка Василия Оладьина на деревню Опалево и пустошь Тачки в Дубровском стане Муромского уезда «что была вотчина Алексея Черткова к деревне Столбищу» 23. Из остальных муромских монастырей, существовавших до начала XVII в., также необходимо отметить Иоанно-Предтеченский девичий монастырь, располагавшийся в Куземском стане Муромского уезда, и Николаевский в Бутылицах монастырь на реке Унже, приписанный в 1680 г. к Воскресенскому Истринскому монастырю. Около 1764 г. обе обители были упразднены, и в XIX в. первая превратилась в Куземский Предтечьев погост (в 32 верстах от города Меленки Владимирской губернии), а вторая в село Бутылицы (в 22 верстах от того же города) 24. В жалованной грамоте 1623 г. попу Иоанно-Предтеченского монастыря Терентию, известной только в изложении, упомянута некая грамота 1538/39 г. 25 В аналогичной сводной грамоте игумену Николаевского монастыря Авраамию упомянута грамота 1573/74 г., освобождающая монастырскую братию от церковных поборов и суда (за исключением духовных дел) рязанского владыки 26. Отсутствие достоверных сведений затрудняет определение даты основания собора во имя Рождества Богородицы в Муроме. Возможно именно об этом храме идет речь в летописной статье 1174 г. о смерти муромского князя Юрия, который «положен бысть в церкви, оже бе сам создал в Муроме» 27. В 1873 г. при реставрации собора были найдены обломки белокаменных колонн и капителей, датированные владимирским губернским архитектором Артлебеном XII в. 28 [18] Под 1446 г. церковь упоминается в летописи при описании отъезда детей Василия II из Мурома в сопровождении рязанского епископа Ионы и коломенского епископа Варлаама 29. В дальнейшем они были отправлены князем Дмитрием Щемякой в заточение к их отцу в Углич. Не исключено, что к этому факту имеет отношение недошедшая до нас жалованная грамота Василия Темного 1451/52 г. «о владении к той соборной церкви пустоши что ныне деревня Малышева», известная по описи соборного архива 1721 г. (см. № 34). Перед походом на Казань в 1552 г. здесь был совершен торжественный молебен в присутствии самого Ивана IV 30. В публикуемой грамоте царя Федора Ивановича (см. № 32) имеется ссылка на пожалование его отца, дата и условия которого не известны. Хронология этого несохранившегося документа уточняется в связи с описанием Муромского уезда, производившегося писцами М. А. Колычевым и Д. Бутурлиным в 1567/68 г. 31 Судя по тексту грамоты, пожалование Ивана IV состоялось еще до проведения этих писцовых работ. Само пожалование следует считать не совсем обычным – вместо хлебные руги Рождественский собор получил крупные земельные владения в Муромском уезде (сельцо Новое с деревнями и пустошами, всего 517 четвертей), а вместо денежной руги причту поступала муромская тамга и замытная пошлина. Вполне возможно, что столь щедрое пожалование было сделано Иваном IV по случаю взятия Казани русскими войсками в ближайшее после этого события время. Архивы муромских приходских церквей сохранились значительно хуже монастырских. Крайне редки не только сами тексты документов XVI–XVII вв., но и какие бы то ни было упоминания о них. Известен пока текст лишь одной жалованной грамоты, данной причту церкви Архангельского погоста на реке Унже в 1569 г. 32 В жалованной грамоте 1624 г. попу Крестовоздвиженской церкви Мурома Роману сообщается о грамоте 1581/82 г. за приписью дьяка Гаврилы Михеева на озерко Кстово с заводями вместо руги. В документе разъяснялось, что озерко и заводи оказались засыпанными песком, а жившие на них люди платили храму оброк 33. В жалованной грамоте 1624 г. причту Никольской церкви «что на Мокром» указывается, что ранее причт получил жалованные грамоты царей Ивана Васильевича и Федора Ивановича, но они у них згорели еще до «литовского разорения». По этим грамотам церковники получили половину озерка Беловощь с истоками, заводями и бортными ухожеями вверх по реке Оке напротив села Казнево Муромского уезда 34. На этом исчерпывается круг известных нам актовых материалов муромских монастырей и церквей до начала XVII в. Публикуемые ниже документы подготовлены к печати по принятым в «Русском дипломатарии» правилам издания рукописных текстов XVI–XIX вв. 35 [48] Завершает публикацию таблица фондообразователей комплекса грамот Коллегии экономии по Мурому в хронологических рамках до 1613 г. ФОНДООБРАЗОВАТЕЛИ ГКЭ ПО МУРОМУ ДО 1613 ГОДА 1. Борисоглебский муромский м-рь № 6/7738, 9/7741, 12/7744, 15/7747, 16/7748, 19/7751, 22/7754, 23/7755, 27/7759, 29/7761, 35/7767, 36/7768, 37/7769, 39/7771, 52/7784, 54/7786, 62/7794, 64/7796, 65/7797, 66/7798, 67/7799, 68/7800, 70/7802. 2. Рождественский владимирский м-рь № 7/7739, 8/7740. [89] 3. Рождественский собор в Муроме № 69/7801. 4. Троицкий Сергиев м-рь № 1/7733, 2/7734, 3/7735, 4/7736, 5/7737, 10/7742, 11/7743, 13/7745, 17/7749, 18/7750, 20/7752, 21/7753, 24/7756, 25/7757, 26/7758, 28/7760, 30/7762, 31/7763, 32/7764, 33/7765, 34/7766, 38/7770, 40/7772, 41/7773, 42/7774, 43/7775, 44/7776, 45/7777, 46/7778, 47/7779, 48/7780, 49/7781, 50/7782, 51/7783, 53/7785, 55/7787, 56/7788, 57/7789, 58/7790, 59/7791, 60/7792, 61/7793, 63/7795, 174/7906 (копийный сборник). 5. Успенский Симонов московский м-рь № 14/7746. Комментарии 1. Насонов А. И. Русская земля и образование территории древнерусского государства. М., 1951. С. 197. 2. Там же. С. 198-200, 214, 215; Муром: историко-экопомический очерк. Владимир, 1962. С. 8, 9. 3. Покровский И. Русские епархии в XVI–XIX вв. Казань, 1897. Т. 1. С. 197, 198, 200-202, 209; Казань, 1913. Т. 2. С. 27, 28, 444. 4. Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975. С. 341-345; Тихомиров М. Н. «Список городов дальних и ближних» // Исторические записки. М.-Л., 1952. Т. 40. С. 225, 248. 5. ДДГ. М.-Л., 1950. № 16. 6. Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 404. 7. Беспалов Н. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX века. Ярославль, 1971. С. 10, 11; Муром: историко-экономический очерк... С. 9. 8. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2 С. 82. 9. ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 217. 10. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 168 об., 169 об., 170, 172 об. 11. РГАДА Ф. 248. Кн. 126. Л. 417 об., 418. 12. Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Приложение. С. 106; Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1906. Кн. 8. Сообщения. С. 93, 94. 13. Текст цитируется но книге: Беспалов Н. Муром. Памятники искусства... С. 44. 14. РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 416 об., 417. 15. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 120 об.-124 об.; Владимирские губернские ведомости. 1878. № 4, 5. 16. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 120 об., 121, 122, 122 об. 17. Мисаил. Муромский Спасский монастырь. Владимир, 1887. С. 1, 2. 18. ПСРЛ. СПб., 1846. Т. 1. С. 108. 19. РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 417, 417 об. 20. Добрынкин Н. Памятники древней письменности Спасского монастыря в городе Муроме. Лицевой синодик и вкладная книга. Владимир, 1892. С. 31. 21. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 105. 22. Там же. Л. 107 об. 23. Там же. Л. 108. 24. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2. С. 231; СПб., 1897. Т. 3. С. 74; Список населенных мест Владимирской губернии. СПб., 1863. С. 114. № 3079; С. 116. № 3130. 25. РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. Без года. № 1. Л. 179. 26. Там же. Л. 243, 244. 27. ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 248. 28. Беспалов Н. Муром. Памятники искусства... С. 13. 29. ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 70; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 114. 30. ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. С. 192, 199, 489, 495. 31. Веселовский С. Б. Сошное письмо. М., 1916. Т. 2. С. 610. 32. Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI века из архивов русских монастырей и церквей // РД. М., 1998. Вып. 3. С. 43, 44. № 35. 33. РГАДА. Ф. 281. Myром. № 7809. 34. Там же. № 7800. 35. РД. М., 1998. Вып. 3. С. 8. Текст воспроизведен по изданию: Муромские монастыри и церкви в документах XVI - начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 6. М. Памятники исторической мысли. 2000 |
|