Вновь найденные данные для Истории
Церковного пения в России.
Спешу сообщить Археологам любопытные
исторические известия, помещенные в старинной
полной книги, которую доставил мне один из
ревностных моих комиссионеров, Д. В. Пискарев, о
нашем церковном пении. Они помещены в
«Предисловии, откуду и от коего времени, начало
быти в нашей Русской земли, осмигласное пение, и
от коего времени и от кого пошло на оба лика пети
в церкви». Автор приписывает честь его
изобретения нам, а не Грекам, которые
(демественными) пришли в Русь при Ярославе:
«понеже во всех Греческих странах, и в Палестине,
и во всех великих обителях пения подобно
муссикискому еже мы грешнии у многих грек
спрашивали и слышали как они поют, и от куду убо
сим трием пъвцам взяти сие осмогласное пение
знаменное и мы грешнии в нынешних летех осмый
тысящи родихомся и воспитахомся, и в возраст
начахом приходити, и сами учитися, и слухи своими
от некоих слышахом про старых мастеров, глаголю
же про Федора, по напрозвищу Христианин,
что был зде в царствующем граде Москве славен, и
пети горазд знаменному пению. И мнози от него
научашася, и знамя его и доднесь славно, и от его
ученик, слыхали, который с нами знахуся, что де он
Христианин сказывал своим ученикам, что в
велицем Нове Граде были старый мастеры. Савва
Рогов, да брат ево Василии, воиноцех
Варлаам, родом Карелянин, и последе
[174] тово тот Варлаам Митрополитом в граде
Ростове был муж благовеин, и мудр зело, пети был
горазд знаменному и трехстрочному и
демественному пению был распевщик, и творец. И у
того брата его у Саввы были ученики выше реченныи
Поп Христианин да Иван нос, да Стефан слыл
голыш. И тот Иван нос да Християнин были в царство
благочестивого Царя и великого Князя Ивана
Васильевича всея руссии, и были у него с ним в
любимом его селе в слободе Александрове. А Степан
Голыш тут не был, ходил по градом, и учил
усольскую сопрану, и у Строгоновых учил, и Ивана
по прозвищу Лукашка, а во иноцех был Исаия. И
мастер его Стефан Голыш много знаменнах пение
роспел. А после его ученик его Исаия, тот велми
знаменного пения распространил, и наполнил. И от
тех же Християниновых учеников слышахом, что де
он им сказывал про стихеры Евангельския: некто де
во Твери дьякон зело был мудр и благовеин, тот де
распел стихеры Евангельския. А псалтырь роспета
в великом Нове граде: некто был инок именит Маркел
слыл Безбородой; он де ее роспел, да он же сложил
канон Никит Архиепископу Новогородскому, вельми
изящен, А триоди роспел и изъяснил Иван Нос,
будучи в слободе у Царя Ивана Васильевича, и
святынь многим стихеры и славники роспел, он же
да тот же Иван роспел крестобогородичьныя и
Богородичны Миненныя.
Текст воспроизведен по
изданию: Вновь найденные данные для истории
церковного пения в России // Москвитянин, № 6. 1846
|