|
№ 101 1599 г. октября 8. – Жалованная подтвердительная тарханно-несудимая, на данного пристава, односрочная, заповедная (от незваных гостей и ездоков) и тарханно-проезжая грамота ц. Бориса Федоровича иг. Сп.-Генн. пустыни Никандру на монастырские вотчины в Кулижской и Осецкой волл. Костромского у., с подтверждениями: 1) ц. Василия Ивановича 1607 г. января 7 иг. Кириллу; 2) ц. Михаила Федоровича 1613 г. сентября 11 иг. Гедеону; 3) ц. Михаила Федоровича 1623 г. марта 30 иг. Гедеону.Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа [205] Русии, пожаловали есмя Преображения господа Бога и спаса нашего Исуса Христа Новые Корнильевы пустыни игумена Никандра з братьею. Что били нам челом и блаженные памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жаловалную грамоту положили. И яз, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец, и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии Преображения господа Бога нашего Исуса Христа Новые Корнильевы пустыни игумена Никандра з братьею, пли по нем в том монастыре иныи игумен или строитель будет, пожаловал 1, что их монастырьская вотчина в Костромском уезде в Корнильеве пустыне на Сурском озерке межу дву рек Костромы и Обноры около кругом и межу дву волостей Кулиги и Осека, и землицы, и деревни, и починки, и озерко с ыстоки, и хто у них учнет в тех деревнях жити священников и дияконов, и слуг, и людей, и монастырьских крестьян, и тех их людем и крестьяном не надобе наша дань, ни померное, ни ям, ни пятно, ни мыт, ни явка, ни намеснич, ни тиунов корм, ни праведчиков побор, ни к сотцким, ни к десятнким, ни к дворским с черными людми не тянут ни в какие протори. А намесницы наши костромские и волостели и их тиуны не судят ни в чем. А случитца у них в тех деревнях душегубство, или хто подкинет, а не сыщут душегубца, и наместником нашим веры два рубля. А учинитца у них душегубство нехитростно – кого гром убъет, или з дерева убъетца, или дерево убъет, или зверь съест, или згорит, или утонет, или иным которым делом нехитростью утеряетца, и им от намесников в том веры и продажи нет, а тиуну их одна явленая гривна. А ведает и судит игумен Никандр з братьею своих кресьян сами во всем или кому прикажут. А случитца суд смесной тем их людем и кресьяном з городцкими или становыми людми, и намесницы наши и их тиуны судят, а игумен з братьею или их прикашик с ними ж судят. А прав ли, виноват будет монастырьской // человек, и он в правде и в вине игумену Никандру з братьею, а намесницы наши и их тиуны в монастыръского человека не вступаютца, ни в правого, ни в виноватого. А кому будет каково дело до их прикащиков и до священников и до дьяконов, ино сужу их яз, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, или наш дворецкой. Также есмя их пожаловали, кому будет до их понов и до их людей и до крестьян какое дело, и тот по них пошлет нашего даново пристава одново, которой им дан; и он им пишет один срок в году – на Рожество Христово. А опроче того срока иных сроков наметывати есмя не велели. А хто на них безсудную возмет, и та безсудная не в бессудную, опричь тех людей, что есмя своим бояром приказали обыскивати лихих людей, татей и разбойников. А на которых будет слово лихое взмолвят в татбе и в розбое, и яз, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, по тех людей велю послати, а судит их наш дворецкой. А боярские люди и иные ни хто к монастырьским священником и к людем и ко кресьяном на пир и на братчины незваны не ходят. А хто к ним на пир и на братчины приедет незван пити, и они того вышлют вон безпенно. А не пойдет вон, а учнет у них пити силно, а учинитца у них какова гибель, и тому та гибель платити вдвое без суда и без исправы. Также есмя их пожаловали, здесь 2 на Москве и во всех городех Московские земли ямщиком на ям и всяким гонцом у их попов и у дьяконов, и у их слуг, и у людей, и у крестьян подвод и проводников не имати. А хто на них возмет силно через сю нашу грамоту, и тому от нас быти в казни и в продаже. И бояре наши и воеводы, и ратные, и всякие ездоки в их селех и в деревнях ни у ково силно не ставятца, ни кормов, ни проводников не емлют. [206] А хто у них в монастыре в их селех и в деревнях у храмов священников учнут служити, и тем священником и дьяконом патриарху и епископом дани не давати, ни десятилником, ни заезщиком к ним не въезжати ни по что. Также есмя их пожаловали, не велели на их крестьянех тех деревень своих повозов, ни иных которых дел розметных наметывати. А что их священники и старцы и люди монастырьские на Москве или в котором городе ни будь Московские земли купят что ни будь в монастырь или монастырьское продадут на Москве или в котором городе ни буди, или повезут повоз ис которого села и из деревень в которой город ни будь, и они с того тамги, ни померного, ни явки, ни весчего, ни поворотного, ни отвозного, ни мытов, ни перевозов, ни мостовщины, ни иных никоторых пошлин не дают. А кому дам свою грамоту жаловалную на грамотчики, а на сю мою грамоту иные грамоты нет. А кому явят сю нашу грамоту, и они не дают с нее ничего. А дана грамота на Москве, лета 7108-го, октября в 8 день. На обороте: Божиею милостию великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец. Диак Андрей Арцыбашев. Лета 7115-го, генваря в 7 день, царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии сее жаловалные грамоты слушал, а выслушав, Преображенья Спасова Новые Корнильевы пустыни игумена Кирилла з братьею, или хто по нем в том монастыре иный игумен будет, пожаловал, велел им сее грамоту подписати на свое, государево царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни чем, а велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Василья Ивановича всеа Русии диок Сыдавной Васильев. Лета 7122-го, сентября в 11 день, государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав, Преображения господа Бога и спаса нашего Исуса Христа Новые Корнильевы пустыни игумена Гедеона з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен и братья будут, пожаловал, велел им сее грамоту подписати на свое, царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни чем, а велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диок Иван Болотников. Лета 7131-го, марта в 30 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш, государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоты слушав, указали по нашему государскому уложенью переписати вновь на наше государское имя, а сее жаловалную грамоту указали, подписав на наше ж государское имя, отдати Костромскаго уезда Преображенского монастыря Генадьевы пустыни игумену Гедиону з братьею впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а о всем указали ходити по тому, как в нашей в новой государской грамоте нынешняго 131-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диак Прокофей Пахирев. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 179/5146. Подлинник на 2-х л.: 330 X (390+415). В середине нижнего поля последнего листа на отгибе на малиновом шелковом шнуре привешена сильно поврежденная (расколотая, с частичными утратами) [207] круглая красновосковая печать (диам. прибл. 55); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем дракона, и надпись: [Божиею милос]тию великий господарь царь и великий князь Б]орис Федорович; на другой – изображение двуглавого орла и надпись: [Всеа] Русии [само]держец [и многих господаръ]ств господарь и облаадатель. Список: РНБ. Ф. 536. Д. F-60. А-2. Л. 7-9. 1761 г. Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. Л. 81, 82. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 146. № 260. Комментарии 1. В ркп. пропущено; восстановлено по смыслу. 2. В ркп.: зде. № 102 1599-1600 гг. – Писцовая выпись Артемия Ивановича Колтовского Сп.-Генн. пустыни на Каргановский бортный ухожей в Осецком ст. Костромского у.Список слово в слово. В выписи написано 104-го и 105-го годов писцов князя Федора Ивановича Кривоборского да Офонасья Федоровича Зиновьева с товарыщи писма и меры: В Костромском уезде в Луговой половине в Осетцком стану в монастырских вотчинах написано: Вотчина Новые Корнильевы пустыни Преображения Стасова и чюдотворца Генадия царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жачовапье бортной Каргановской ухожей, дан в вечной поминок монастырю лета 7058-го, июня в 18 день. А межа тому Каргановскому ухожею: вниз по реке по Костроме по заречной стороне по речку по Колюру, да вверх по реке по Костроме но речку по Березовку по борть виловатую, да по Березовое болото, да по Нюкшу; а по сей стороны реки Костромы но речку по Юрьевку, да по Тимино, да по речку по Язвечевку, да по Рушу, да из Руши по Никонитцкое устье, да но Кобылье заболотье, да по Осецкую дорогу, да по речку по Корешу. А давали с того ухожея преже сего царю и великому князю оброку в казну полтора пуда меду. А ныне в тот ухожей ходят бортники Новые Корнильевы пустыни Генадьева монастыря Михалко Чебыкалов, а знамя у него косье Е, да Никитка Олтуфьев, а знамя у него крест X. И впредь им с того ухожею оброку медом царю и великому князю в казну не давать, а давать тот меденой оброк в Генадьеву пустыню. // А у подлинной выписи позади руки: К сей выписи с костромских книг Луговые половины писма и меры князь Федора Ивановича Кривоборского с товарыщи приписал и руку подъячей Федор Кукошкин. К сим выписи приписал подъячей Павел Васильев. Да у той же выписи печать. К сей выписи костромской писец Ортемей Иванович Колтовской печать свою приложил. А князь Федоровы печати нет, потому что князь Федор болен. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Костроме. № 1336/29352. Б/п. Список 1669 г. Уп.: РД. м., 1997. Вып. 1. С. 146. № 259 (с неверным заголовком). Датируется временем деятельности А. И. Колтовского в качестве костромского писца. [208] № 103 1605 г. декабря 21. – Жалованная подтвердительная ружная грамота ц. Дмитрия Ивановича иг. Сп.-Генн. пустыни Кириллу.Копия з жалованной государевы грамоты, пятая. Се яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, пожаловал есми в Костромском уезде Корнилиевы пустыни Новые игумена Кирила з братьею; Что у них отца нашего блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии жалованная грамота на хлеб, и нам бы их пожаловати, велети та грамота переписати на свое царское имя. И яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, Корнилиевы пустыни игумена Кирилла з братьею жаловал 1, велел им ту грамоту // переписати на свое, царево и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии, имя. А в прежней их жаловалной грамоте написано: игумену Кириллу з братиею, десети братов, дат есми им в тот монастырь сорок четвертей ржи, сорок четвертей и 1 овса. А емлют тот хлеб рожь и овес на Костроме у прикащиков у городовых и у рыбных из моих, царя и великаго князя Дмитрея Ивановича всеа Русии, житниц з году на год на Стретепиев 2 день. А дана грамота на Москве, лета 7114-го, декабря в 21 день. На подлинной жалованной грамоте подписано тако: Царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии. У той же грамоты красная вислая печать. РНБ. Ф. 536. F-60. А-2. Л. 12, 12 об. Копия 1761 г. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 146. № 261. Комментарии 1. Так в ркп. 2. В ркп.: Стретиев.
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЯКОВЛЕВ ЖЕЛЕЗНОБОРКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ № 104 1541 г. ноября 22. – Указная грамота костромских писцов Поярка Ильича Квашнина и Бориса Александровича Ступишина в Буй-город городовому приказчику Григорищу Федорову сыну Григорьева об обеспечении владельческих прав иг. И.-Железн. м-ря Нифонта на осадный двор в Буй-городе.По великого князя слову Ивана Васильевича всеа Русии, от костромских писцов от Поярка от Ильича Квашнина да от Бориса от Александровича Ступишина с товарыщи в Буй-город приказщику городовому Григорищу Федорову сыну Григорьева. Дали есмя предотеченьскому игумену Нифонту з братьею манастыря з Железного Борку в Буе-городе двор осадной волостных крестьян Юшка Губина с товарыщи, а на том дворе игумену Нифонту з братьею церковь поставити осадного для времяни и служба устроити. А Юшку Губину с товарыщи дали есмя против того двора в отмен манастырской двор Железного Борку в Буе ж городе. И Юшко деи Губин с товарыщи из того двора и по ся часы не [209] идет вон и двора предтечинскому игумену Нифонту з братьею не изпорознит. И как к тебе ся грамота придет, и ты б часа того Юшка Губина с товарыщи из того двора выслал вон, да тот двор, пспорознив, отдал предотечинскому игумену Нифонту з братьею по сей грамоте. Писано лета 7050-го, ноября в 22. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 38/5005. Подлинник: 140 X 270. В середине нижнего поля грамоты на отгибе приложены две круглые печати коричневого воска (диаметр первой прибл. 10, второй – 10) со стершимся изображением. Публ.: Каштанов С. М. Из истории русского средневекового источника. М., 1996. С. 227, 228. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 148. № 267. № 105 1565 г. октября 23. – Отдельная выпись костромского губного старосты Чудина Ивановича Пелепелицына и подьячего Василия Суслова Пятому Игнатьеву сыну Рубцова на дд. Зайцево, Терехово, Койцыно и Демьяново в вол. Железный Борок Костромского у.По Цареве и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии грамоте и по книгам писма Василья Наумова с товарыщи лета 7070-го, костромской губной староста Чюдин Иванович Пелепелицын да подъячей Василей Суслов в Костромском уезде в волости в Железном Борку отделили Пятому Игнатьеву сыну Рубцову против его корежскые вотчины (дрв) Зайцево на речке на Яхрозе, (в) Истомка Семенов, (в) Федко Павлов, (в) брат его Васка, (в) Некраско Иванов, (в) Иванко Филипов, (в) Сурко Молявин, (в) Степанко Павлов, (в) Ермолко Никифоров, двор пуст; (дрв) Терехово на речке на Яхрозе, (в) Иванко Розгоня, (в) Васка Федоров, (в) Фома Пиминов; (дрв) Койцыно, (в) Иванко Федотов, двор пуст 1; (дрв) Демьяново на речке на Яхрозе, (в) Нечайко Потапов, (в) Душко Демин. Пашни в тех деревнях девеносто чети худые земли в поле, а в дву по тому ж, сена двесте дватцать копен, лесу пашенного двенатцать десятин, а непашенного семь десятин. А не дошло против его вотчинного сена семидесят копен. И в сено семидесят копен место дано тех же деревень пашни всех трех поль четыре чети да у тех же деревень две домницы. А ведати Пятому те деревни в вотчину по старым своим крепостям, по которым он ведал селцо Смертино и деревни. И вы б, все крестьяне, которые в тех деревнях живут, Пятого слушали, пашню на него пахали и оброк платили, чем вас изоброчит. К сей выписи Чюдин печать свою приложил, лета 7074-го, октября в 23 день. И против его вотчины учинено сполна. К сей выписи подъячей Васюк Суслов руку приложил 2. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 99/5066. Подлинник: 145 X 340. В середине нижнего поля выписи остатки прикладной круглой печати коричневого воска (д. пр. = 15). Публ.: Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1903. Вып. 2. С. 26. № 8. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 148. № 269. Комментарии 1. В ркп.: пус. 2. В ркп. на обороте записей и помет XVI–XVII вв. нет. [210] № 106 1599 г. августа 9. – Жалованная подтвердительная несудимая двусрочная грамота ц. Бориса Федоровича иг. И.-Железн. м-ря Иоасафу на монастырские вотчины сцц. Царево, Кантеевское, Яковлевское и Глебовское с дд. в Корежской вол. Галичского у., дд. Левина, Денисово и др. с пустт. в вол. Железный Борок Костромского у. и монастырские дворы в Костроме, Галиче и Буй-городе.Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии, пожаловали есми игумена Асафа з братьею, что служит в Галицком уезде на Железном Борку в монастыре у Рожества Иванна Предтечи и у преподобного чюдотворца Иякова. Били нам челом, а сказали, вотчина у них в Галицком уезде села и деревни, и на ту де у них вотчину блаженные памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жаловалная грамота. Да у них же де вотчина в Костромском уезде, а давали им те вотчины в монастырь дети боярские по своим и родителей своих по душам, а в жаловалной грамоте те вотчины не написаны. И нам бы их пожаловати, велети прежнюю жалованную грамоту переписати на свое царское имя и монастырскую их старую и новую вотчину велеть 1 написати в жаловалную грамоту. И яз, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец, и сын наш царевич Федор Борисович всеа Русии игумена Асафа з братьею, или по нем в том монастыре иный игумен будет, пожаловали. Что их старая вотчина в Галицком уезде селцо Царево з деревнями да в Корезе селцо Кантеевское, да селцо Яковлевское, да селцо Глебовское з деревнями, и всего в тех селцах и в деревнях сошного писма две сохи. Да их же новые вотчины в Костромском уезде в Луговой половине по даной Русина да Федора Осиновых детей Яковлева деревня Левино, деревня Денисово, Поповской тож, деревня что был починок Родивонцов, Марфино тож, пустошь что была деревня Рыжиково; да по даной Неустроя да Пятого Игнатьевых детей Никонова восмьдесятого году пустошь что была деревня Собакино, пустошь что была деревня Фролцово, пустошь что была деревня Избиково; да по данай Федора да Ивана Кузминых детей Фофанова 81-го году пустошь что был починок Усолцов; да по даной Пятого Игнатьева сына Рубцова 84-го году деревня Зайцово, деревня Терехово, пустошь что была деревня Демьянова, пустошь что была деревня Койцыно; да по даной Дарьи Григорьевы жены Федорова да Ивана да Якова Кудашевых детей Григорьева 85-го году, да по духовной Фалелея а прозвище Русина Яковлева 89-го году половина пустоши Денисовы; и всего шесть деревень да семь пустошей. А по выписи с книг писма и меры князя Федора Кривоборскова да Ортемья Колтовского с товарыщи 105-го году в тех деревнях и в пустошах сошного писма в живущем пол-полчети сохи, а в пусте пол-полчети и пол-пол-полтрети и пол-пол-полчети сохи. Да в той же выписи за Онтиохом з братьею Васильевыми детми Захарова отца их вотчина по купчей Фалелея Данилова сына Фофанова 78-го году пустошь что была деревня Костентиново, а в ней пашни лесом поросло худые земли дватцать девять чети. А в 105-м году Василей Захаров в духовной своей написал по себе и по своих родителех тое пустошь в монастырь Иванна Предтечи да преподобнаго чюдотворца Иякова. И о той пустоши как государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии укажет, за кем тое пустошь велит написати. [211] И хто у них в тех селцех н в деревнях учнет жити людей и христьян и наши костромские и галицкие намесницы и их тиуни и волостели Железново Борку и корежские тех их людей и христьян не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татбы с поличным и кормов своих на них не емлют, ни всылают к ним ни по что, а ведает и судит тех своих людей и христьян монастырских игумен Асаф з братьею сам во всем или кому прикажут. А случитца суд смесной тем их людем и христьяном з городцкими или с становыми или с волостными людми, и наши костромские и галицкие намесницы и волостели Железного Борку и корежские и их тиуны судят, а игумен з братьею или их приказщик с ними же судит. А прав ли будет или виноват городцкой человек или становой или волостной, и он в правде н в вине намеснику или волостелю, а прав будет или виноват монастырской человек или христьянин, и он в правде и в вине игумену з братьею. А кому будет чего искати на игумене на Асафе з братьею или на их прикащикех, или на ком чего искати игумену Асафу з братьею или их прикащику, и мы учинили им в году два срока – зиме в той же день по Крещенье Христове, а лете Петров день, а судит их наш боярин Болшого дворца. А хто на них срок накинет силно мимо сее нашие жаловалные грамоты, и мы к тому сроку ездити им не велели. А хто на них по тем сроком даст безсудную, и та безсудная не в бессудную. Также есмя игумена Асафа з братьею пожаловали, учинитца у них в монастырских деревнях душегубство безхитростно – кого гром убъет, или з дерева убъетца, или деревом убъет, или зверь съест, или згорит, или утонет, или иным которым делом ни буди учинитца без хитрости, и намесником в том веры и продажи нет. Также есмя игумена Асафа з братьею пожаловали, что их монастырской двор на Костроме внутри города да в Буегороде два двора, один на посаде, а другой внутри городе, да в Галиче на посаде двор, и хто у них в тех дворех учнет жити дворников, и наши намесницы костромские и галицкие и их тиуны тех их дворников не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татбы с поличным, а ведает и судит тех своих дворников игумен Асаф з братьею сам во всем или кому прикажет. А ково пожалуем, велим дати на грамотчики грамоту, а на сю нашу жаловалную грамоту грамоты нет. А дана грамота на Москве, лета 7107-го, августа в 9 день. На обороте: Божиею милостию великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец. РГАДА. Ф. 281. Галич. № 62/3392. Подлинник: 365 X 515; нижнее поле грамоты загнуто примерно на 20 мм. В середине нижнего поля грамоты на отгибе на малиновом шелковом шнуре привешена круглая красновосковая печать (диам. пр. = 50); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем дракона, и надпись: [Божи]ею милостию великий господарь царь и великий князь Бори[с] Федорович]; на другой – изображение двуглавого орла и надпись: Вс[еа] Русии самодержец и] многих господаръств господарь и облаадатель. На приклейке помета XVII в.: В книгу записана и чтена. Список: ЦИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 30. Л. 2-4. 1691 г. Уп.: Тебекин Д. А. Хронологический перечень иммунитешных грамот 1584–1610 гг. // АЕ за 1979 год. М., 1981. С. 220. № 390; РД. М., 1997. Вып. 1. С. 149. № 278. Комментарии 1. В ркп.: веле. [212] № 107 1600 г. января 5. – Сотная с книг письма кн. Федора Ивановича Кривоборского и Артемия Ивановича Колтовского на вотчины И.-Железн. м-ря в вол. Железный Борок Костромского у./Л. 1/ Лета 7108-го, генваря в 5 день. Бил челом государю царю и великому князю Борису Федоровичю всеа Русии Галицкого уезда Рожества Ивана Предтечи Железного Борку игумен Родион з братьею, а сказал, в прошлом де во 104-м и во 105-м году писали деи писцы князь Федор Кривоборской да Ортемей Колтовской с товарищи Костромской уезд Луговую половину и их монастырьские Рожества Ивана Предтечи деревни и пустоши в волости в Железном Борку, и на ту их монастырьскую землю сотные с книг писма своего и меры не дали. И государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии пожаловал бы игумена Родиона з братьею, велел дати писцом на ту их монастырьскую землю выпись сотную с книг писма своего, по чему им вперед тою ветчинкою владети. И по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу писцы князь Федор Иванович Кривоборской да Ортемей Иванович Колтовской с товарыщи дали выпись сотную с книг писма своего и меры Рожества Ивана Предтечи игумену Родиону з братьею на их монастырьскую землю. В Костромском уезде в Луговой половине в волости в Железном Борку: по даной Федора да Ивана Кузминых детей Фофанова 81-го году (дрв) что был починок Усолцов, а в ней крестьян (в) Степанко Васильев, (в) Иванко Васильев, (в) Иванко Михайлов, (в) вдова Огрофена Кириловская жена, пашни паханые худые земли шесть чети да перелогу две четверти да лесом поросло четыре чети в поле, а в дву по тому ж, сена на речке на Тебзе десять копен, лесу непашенного две десятины; по даной Сурика 1 да Федора Осиновых детей Яковля 79-го году (дрв) Родивонцово, а Марфино тож, а в ней крестьян (в) Иванко Захарьин, (в) Иванко Демидов, пашни паханые худые земли шесть чети да перелогу три четверти в поле, а в дву по тому же, сена на речке на Тебзе десять копен, лесу пашенного две десятины; по той ж даной (дрв) Левино, а в ней крестьян (в) Михейко Петров, (в) Савка Хабаров, (в) Дружинка Офонасьев, да в той ж деревне кузница да домница, пашни паханые худые земли восмь чети да лесом поросло двенатцать чети в поле, а в дву по тому ж, сена на речки на Тебзе десять копен, лесу пашенного две десятины; по той ж даной (дрв) Поповская, а Денисово тож, а в ней крестьян (в) Порамонко Дмитров да четыре дворы крестьянских пусты, а крестьяне сошли безвестно в 106-м году, пашни паханые худые земли три чети да лесом поросло девять чети в поле, а в дву по тому ж, сена на речки на Тебзе на Павловском наволоке дватцать копен, лесу непашенного пятнатцать десятин; по даной Пятого Игнатьева сына Рубцова 84-го году (дрв) Терехово на речке на Яхрозе, а в ней крестьян (в) Данилко Дорофеев, (в) Ульянка Михайлов, (в) Матвейко Микулин, (в) Дружинка Семенов, да два места дворовых, да в той ж деревни кузница, пашни паханые худые земли двенатцать чети да наездом пахано шесть чети да перелогу семь чети в поле, а в дву по тому ж, сена на реке на Тебзе на Настасьине /Л. 2/ наволоке да на подбережище на Хомуте дватцать шесть копен, лесу непашенного шесть десятин; по той ж даной (дрв) Зайцово на речке на Яхрозе, а в ней крестьян (в) Павлик Петров, (в) Милой Ондреев, (в) Фока Степанов, (в) Гришка Федоров, (в) Павлик Иванов, (в) бобыль Онисимко Ондреев, (в) бобыль Васка Федоров [213] сын Кошелев, да три дворы пустых, а запустели от мору, а иные сошли безвесно девяносто в пятом году, пашни паханые худые земли одиннатцать чети да наездом пахано четырнатцать чети, да перелогу десять чети, да лесом поросло пять чети в поле, а в дву по тому ж, да в деревнях же две домницы да две кузницы, сена на речке на Тебзе на Коровье наволоке да на Дыбине пятьдесят две копны, лесу непашенного пять десятин; по даной Дарьи (Андреевой дочери Шуклина Григорьевы жены Федорова 85-го году (дрв) Кренева, а в ней крестьян (в) Якимко Федоров, (в) Петрушка Михайлов, пашни паханые худые земли шесть чети в поле, а в дву по тому ж, сена на речке на Тебзе десять копен, лесу пашенного шесть десятин, а непашенного три десятины; по данной Фалелея а прозвище Русина Яковлева сына 89-го половина деревни Денисовы на речке на Лынгоре, а другая половина тое деревни за Григорьем за Полозовым в поместье, а на монастырьской половине в той деревни (в) Петров человек Васильевича Годунова Семен Зворыкин – пущен в пустую деревню на время, пашни паханые худые земли две чети да перелогу три чети в поле, а в дву по тому ж, сена три копны, да на речке на Тебзе на половине наволоке десять копен, лесу пашенного до деревни до Баклановские до поля три десятины; по даной Пятого Игнатьева сына Рубцова 84-го (пус) что была деревня Койцына, а в ней место дворовое, пашни лесом поросло худые земли шесть чети в поле, а в дву по тому ж, сена десять копен, лесу пашенного пять десятин; по той ж даной (пус) что была деревня Демьяново, а в ней место дворовое, пашни лесом поросло худые земли восмь чети, сена девять копен да на речке на Тебзе на Долгом наволоке дватцать копен, лесу пашенного две десятины, а непашенного шесть десятин; по даной Неустроя да Пятого Игнатьевых детей Никанова 80-го году (пус) что была деревня Фролцово, а в ней место дворовое, пашни лесом поросло худые земли две чети в поле, а в дву по тому ж, сена и лесу нет; по той ж даной (пус) что была деревня Сабакино, пашни лесом поросло худые земли четыре чети в поле, а в дву по тому же, сена пять копен, лесу непашенного десять десятин; но той ж даной (пус) Пиздиково, лесу пашенного /Л. 3/ одиннатцать десятин; по даной Сурика 1 да Федора Осиновых детей Яковля 79-го (пус) что была деревня Рыжикова, а в ней место дворовое, пашни лесом поросло худые земли десять чети в поле, а в дву по тому ж, сена шесть копен, лесу нет. И всего семь деревень с полудеревнею да шесть пустошей, а в деревнях девятнатцать дворов крестьянских, а крестьян тож, да вдова, да три дворы бобылских, а бобылей то же, да семь дворов пустых, да шесть мест дворовых. Пашни паханые худые земли шездесят семь чети без третника в поле, а в дву по тому ж, да пашни ж наездом пахано худые земли десять чети, да перелогу осмнатцать чети с третником, да лесом поросло шездесят четыре чети, и всего пашни наезжие и перелогу и лесом поросло худые земли девяносто две чети с третником в поле, а в дву по тому ж; и всего пашни паханые и наезжие, и перелогу, и лесом поросло худые земли сто пятдесят девять чети в поле, а в дву по тому ж. Сена Двесте семнатцать копен. Лесу пашенного тритцать одна десятина, а непашенного сорок восмь десятин. А сошного писма в живущем пол-полтрети сохи, а в чуете сошного писма пол-полтрети и пол-пол-полчети сохи. И перешло за сошным писмом в пусте четвертные пашни осмина с третником. К сей выписи костромской писец Артемей Иванович Колтовской печать свою приложил. А князя Федоровы печати нет, потому что князь Федор болен. На обороте и в конце: Приписал подъячей Павел Васильев. [214] РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 178/5145. Подлинник на 3-х л.: 330 X (420+365+255). В середине нижнего поля последнего листа сотной приложена круглая печать коричневого воска (диам. пр. = 15) с изображением четырех человеческих фигур (?), стоящих попарно. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 149. № 279. Комментарии 1. Так в ркп.; выше упомянут как: Русин. ВОЗНЕСЕНСКИЙ ОБНОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ № 108 1544-45 гг. – Сотная с книг письма Поярка Ильича Квашнина на вотчину Возн.-Обн. м-ря сц. Коковылево с дд. и почч. в Служне ст. Костромского у. Лета ... 1, сотная с книг Костромского уезда по новому писму Поярка Ильича Квашнина с товарыщи. В Костромском уезде в Служне стану мон[а]стырь община на реке на Обноре, а в нем церковь Вознесение Господа нашего. Да под тем же монастырем мелница болшое колесо на реке на Обноре. Того ж монастыря селцо Коковылево на реке на Обноре, (в) Якуш Ильин, (в) Офонка Степанов, (в) брат его Пронка. Того ж селца деревни: (дрв) Костина Гора, (в) Некраско Огафонов, (в) Еремка Гаврилов, (в) Иванко Фомин; (дрв) Васильево, (в) Ивашко Ондреев, (в) Мишка Мелехов, (в) Фетко Митин; (дрв) Слободка, (в) Пашко Ярофеев, (в) Ивашко Ондреев, (в) Лобанко приходец, (в) Якуш Симанов, (в) Ивашко Ондреев; (дрв) Кобылино, (в) Рагозка приходец, (в) Офонка Офонин; (дрв) Божедомцево, – а под нею луг за рекою за Обнорою, а межа тому лугу за реку за Обнору на ель да на ель же, да на иву, да на березку, да на сосну, да на ель, да на две березы да две осины, да на березу, да на осек на вымол, да вниз по реке по осек до кобылинские земли, а от дву елей вверх по реке – то медведнкая земля, – (в) Филка Васюков, (в) Ивашко Огафонов; (дрв) Плешево, (в) Васка Ондреев, (в) Пашка Иванов, (в) Барда Федоров, (в) Степанко Вершинин; (дрв) Луковенка, (в) Патрекейко Юрьев, (в) Илейка Петров, (в) Иванко Гридин; (дрв) Луковница, (в) Илья Нифанов, (в) Васко Фомин, (в) Фатейко Иванов, (в) Порхач Тиханов, (в) Таруня Иванов, (в) Кузма Кондратов; (дрв) Балуйцово на реке на Песколдаши, (в) Истомка Олешин, (в) Фетко Еремин, (в) Савка приходец; (дрв) Горка Семенцова, (в) Истомка Ермолин да Митя Иванов; (дрв) Каликино Кобылей двор, (в) Митя; (дрв) Коровей дворец, (в) Палка; (поч) Жуково займище, (в) Давыдко Ефимов; (поч) Долгополое, (д) пуст; а владел теми починки Ондрюшка Миколаев, и волостные люди Истома Карафеев с товарыщи сказали, что те починки поставлены на монастырской земле; а розпашь монастырская пустошь Жариха в межах с волостною деревнею с Федюниным да з богоявленскою деревнею з Боярским. И всего к монастырю селцо, а деревень и починков 14 да пустошь, а дворов в селце и в деревнях 38, а людей в них 39 (ч), да 2 (д) пусты. А пашни полсохи. К сей сотной писец Поярок Ильич Квашнин печать свою приложил. Подъячей Миня Стефанов сын Протопопов руку свою прил[ожи]л. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 183/5150. Подлинник: 215 X 365. На обороте записей и помет XVI XVII вв. нет; печать утрачена. Публ.: Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1902. Вып. 1. С. 148, 149. [215] Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 150. № 288. Комментарии 1. В ркп. утр. дата выдачи сотной; датируется временем деятельности П. И. Квашнина в качестве костромского писца. № 109 1578 г. декабря 10. – Писцовая выпись Леонтия Ивановича Аксакова и Михаила Ивановича Шишелова на вотчины Возн.-Обн. м-ря сц. Ковылово (Коковылево) с дд. и пуст. в Галичском у.Лета 7087-го, декабря в 10 день, выписано из галитцких книг писма и меры галитцких пис,[цо]в Леонтия Ивановича Акса[к]ова да Михаила Ивановича Шишелова с това[ри]щи. В[о]т[ч]ина Вознесенского монастыря что на реке на Обноре в Галицком уезде в трех ... 1 се[л]цо Ковылово на реке на Обноре, а в нем кресть[ян] (в) Фе[д]ко Степано[в] ... 2, (в) Путилко Гаврилов да Никитка Павлов; (дрв) Жюково, а в ней крестьян (в) Терешка Иванов да Климка Ильин, (в) Иванко Сысоев; (дрв) Уварово на реке на Обноре, а в ней крестьян (в) Богданко Григорьев да ...ко 3 Вахрамеев, (в) бобыль Фетка Иванов; (дрв) Плешево на реке на Об[но]ре, а в ней крестьян (в) Васк[а] Иванов, (в) Семейка Дмитреев, (в) Митка Елизаров да Данилко Софонов; (дрв) Маслово на реке на Обноре, а в ней [к]рестьян (в) Б[о]гданко Федоров, (в) Гаврилко Федоров да Оска Григорьев; (дрв) Долгополово, а в ней [к]рестьян [(в)] Иванко Никифоров да Ротка Филипов, (в) Якунка Родин; (дрв) Семенцово, а в ней крестьян (в) Трофимка Гневашев, (в) Васка Торопов да Митка Самойлов; (дрв) Каликин[о] на реке на Обноре, а в ней жив[у]т с[лу]ги монастырские (в) Приезжий Федоров, (в) Нечайко Григорьев, (в) Сер[ка] Семе[нов]; (дрв) Горка на реке на Обноре, а в ней крестьян (в) Фирсик Мокеев да Шишка Оноф[ре]ев, (в) Иевко Григорьев да Максимко Самойлов, да (д) пуст; (дрв) Васильево, а в ней крестьян (в) Иванко Еремеев да Васка Максимов, (в) ...ско 4 Микифоров да Якимко Митрофанов; (дрв) Кобыли[но на] реке на Обноре, а в ней крестьян (в) Сысойко Тарасов, (в) Сенка Яковлев да Максимко Иванов; (дрв) Слобода на реке на Обноре, а в ней крестьян (в) Якунка Федоров, (в) Завьялко Матвеев да Савко Самойлов, (в) Никитка Петров; (дрв) Балуево на речке на Песколоше 5, а в ней крестьян (в) Гарасимко Яковлев, (в) Ондронко Захаров да Васка Никитин; (дрв) Луковница на речке на Песколоше 5, а в ней крестьян (в) Фетко Захаров, (в) Офонка Гаврилов да Васка Малышов, (в) Ворошилко Ондреев, (в) Иванко Карпов ... 6 под Луковницою непашенного болота семь десятин; (пус) Жариха. И всего Вознесенского монастыря вотчины селцо да тринатцать деревень да пустошь. А в них пашни паханые середние земли триста пятдесят чети с осминою да перелогу середние ж земли сто шездесят чети да лесом поросло двенатцать чети. А сошного писма в живущем полсохи, а в пусте полтрети и пол-полчети сохи. Да под монастырем монастырские пашни середние земли дватцать семь чети в поле, а в дву по тому ж. Да под манастырем же на реке на Обноре мелница болшое колесо. Сена к селцу и к деревням четыреста девять копен. Лесу пашенного девятнатцать десятин да непашенного л[е]су ко всем деревням дватцать пять десятин. К сей выписи Михайло Иванович Ш[ише]лов печ[а]ть [свою] приложил. Приписал подъячей Иван Поздеев. Приписал ...дров 7. [216] РГАДА. Ф. 281. Галич. № 82/3412. Подлинник: 320 X 355. Оборот выписи заклеен плотной бумагой при реставрации; записи и пометы на просвет не просматриваются. Публ.: Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1902. Вып. 1. С. 83–85. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 150. № 289. Комментарии 1. В ркп. утр. половина строки (ок. 25 букв). 2. В ркп. утр. ок. 12 букв. 3. В ркп. угасло 3-4 буквы. 4. В ркп. утр. 3-4 буквы. 5Так в ркп.; правильно: Песколдаше. 6В ркп. утр. две трети строки (ок. 40 букв). 7В ркп. утр. 15-20 букв. СПАССКИЙ ПОДВЯЗНЫЙ (ЗАПРУДНЫЙ) МОНАСТЫРЬ № 110 1595-97 гг. – Выпись из писцовых книг кн. Федора Ивановича Кривоборского и Артемия Ивановича Колтовского на вотчину Сп.-Лодвяз. м-ря пустт Стрелкова Стрельниково, Сидорцово и др. в Сущове ст. и пуст. Мирославовское в Минском ст. Костромского у.... 1 сена сорок копен, лесу пашенаго десятина, а непашенаго две десятины; (пус) Гаркаицова, Гагарчева тож, нашъни пахано наездом худые земли двенацать четей в поле, а в дву по тому ж, сена пять копен, лесу пашенаго пять десятин, а непашенаго восмь десятин. Да за ними ж в Минском стану (пус) что была деревъня Мирославовская, пашъни лесом поросло худые земли сорок четверт[ей] в поле, а в дву по тому же, сена пядесят коп[ен], лесу пашенаго десеть десятин. И всего Спаса Нодвязнаго манастыря в Сущове и Минском стану пять пустошей, а в них пашъни пахано наездом и перелогу и лесом поросло худые земли девяносто семь чети в поле, а в дву по тому же, сена двесте сорок копен, лесу пашена[го] двацать одна десятина, а непашеного тож. А у выписи рука дияка Гарасима Мартемьянова. Справил подъячей Василей Волков. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 75. № 4444/35522. Б/п. Список 1620-30-х гг. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 292. 1. В ркп. утр. начало; реалии восстановлены по изложению (см. там же): И по сему списку с костромских книг писма и меры князя Федора Кривоборского да Ортемья Колтовского с товарыщи 104-го и 105-го году написано: Спаса Подвязного монастыря вотчина: (пус) что была деревня Стрелково, а Стрелниково тож, на реке на Мезе, пашни перелогом и лесом поросло худые земли 18 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 30 копен, лесу непашенного 3 десятины; (пус) что была деревня Сидорцово, пашни паханые наездом и лесом поросло худые земли 15 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 120 копен, лесу пашенного пять десятин, а непашенного 8 десятин; (пус) что была деревня Клесово, а Пустошка тож, пашни паханые наездом и лесом поросло худые земли 12 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 40 копен, лесу пашенного десятина, а непашенного 2 десятины; (пус) Гаркаицова, Гагарчево тож, пашни паханые наездом худые земли 12 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 5 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 8 десятин. И все(го) за Спаским монастырем вотчины в Сущове [217] стану 4 пустоши, а в них пашни паханые наездом и лесом поросло худые земли... (обрыв листа). № 111 1628/29 г. – Челобитная иг. Сп.-Подвяз. («Запрудного») м-ря Антония с жалобой на действия писца Василия Волынского, отмежевавшего монастырскую вотчинную землю к посаду г. Костромы.... 1 и окола у богова дому земля на все [че]тыре стороны, пашня и лес, и луги, и всякие угодья блаженныя па[мяти] государя царя и великого князя Ивана Васи[ль]евича всеа Русии грамота дана п[рошло]го 7026-м 2 году, и в грамоте межы описаны и урочища. И во 123-м году дана нам твоя государева грамота прот[ив] тое ж грамоты, и в твоей государеве грамо[те] то же написано. А моностырь, государь, Спаск[ой] первой истори на Костроме при и[е]ликом князе Василье Ярославиче Костромском и Галетцком. А тут, государь, было пуст[о] место, лес по посад за версту. И яв[и]лось ему на том месте, князь Василью Ярославичю, на лесу на древе на сосне Богородица Федоровскоя августа в 15 день на намять принесения нерукотворенного образа. И тот князь Василей Ярославич на том месте устроил моностырь, игумена и братью устрой, и земли отделил моностырю, и вотчину дал на прокормление братьи в прошлом во 6707-м 3 году. И бывали, государь, на той земле писцы многим, а спор никакой не... 4 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 75. № 4003/29028. Б/п. Подлинник (отрывок). Комментарии 1. В ркп. утр. начало. 2. Так в ркп; возможно, Иван IVлишь подтвердил грамоту своего отца. 3. Так в ркп.; очевидно, пропущено буквенное обозначение десятков; время деятельности упомянутого князя приходится на 1247-72. гг. 4. В ркп. утр. конец. БОГОРОДИЦКИЙ ИГРИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ № 112 1569 г. марта 8. – Послушная грамота иг. Строевой Горы м-ря (Бог.-Игр.) Иоакиму на с. Шибухино с дд. в вол. Сорохта Костромского у.От царя и великого князя Ивана Ва[силь]евича всеа Русии в Костромской уезд в волость в Сорохту в село в Шибухино, в деревню в Высокую Поляну, в Деревню Пиздюркино, что было то село и деревни вотчина Катерины Федоровы жены Олгова да ее детей Василья, да Сусла, да Кислово, да Никиты, да Десятого, да Замятии, всем крестьяном, которые в том селе и в деревнях живут. Пожаловал есми тем селом и деревнями Пречистые монастыря чюдотворца Николы Строевы Горы что в Костромском уезде игумена Иакима з братьею, или по нем иныи игумены в том монастыре будут, против их монастырских земель деревни Оксентьевы, деревни Коровины, деревни Шабановы, деревни Старинские, что у них по моему, цареву и великого князя, указу Курбат Измайлов да подъячей Рудак Толмачов отписали к моему, цареву и великого // князя, к дворцовому селу к Писцову. А по книгам писма князя Ондрея Дашкова с [218] товарыщи лета 7068-го в селе в Шибухине з деревнями пашни доброю землею с наддачею шездесят пять чети с осмнною в одном поле, а в дву по тому ж, сена девяносто копен. И вы б, все крестьяне, которые в селе в Шибухине и в деревнях живут, игумена Иакима з братьею, или по нем иныи игумены в том монастыре будут, слушали, пашню на них пахали и доход им платили. Писан на Москве, лета 7077-го, марта в 8 день. На обороте: Диак Иосиф Ильин. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 108/5075. Подлинник на 2-х л.: 140 X (385+320). В середине нижнего поля последнего листа грамоты приложена круглая черновосковая печать (диам. прибл. 20) с изображением двуглавого орла. Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. С. 114. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 150. № 286. ВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ № 113 1595-97 гг. – Выпись из писцовых книг кн. Федора Ивановича Кривоборского и Артемия Ивановича Колтовского на вотчину Воздв. м-ря д. Мельничище в Андроникове ст. и пустт. Никитино, Клипановка и Поземово в Минском ст. Костромского у. В выписи князь Федора Кривоборского да Ортемья Колтовского с товарыщи 104-го и 105-го году за приписью дьяка Гарасима Мартемьянова написано: Здвиженского монастыря в Ондроникове стану по сотной Поярка Квашнина 52-го году: деревня Мелничище на речке на Черной, а в ней пашни сорок чети в поле, а в дву по тому ж; да в Минском стану пустошь что была // деревня Микитино, пустошь Клипановка на речке на Суботке, пустошь Поземово на Спаской дороге, а в них пашни сорок четыре чети в поле, а в дву по тому ж, сена дватцать копен, лесу пашенного три десятины. А в приправочных книгах Василья Наумова да Иная Ардынцова те пустоши прописаны. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 74. № 3098/19841. В/п. Изложение 1640-60-х гг. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 149. № 281. Из обнаруженного отрывка следует, что выпись была представлена монастырскими властями в связи с их тяжбой с посадскими людьми г. Костромы о трех пустошах, ошибочно приписанных к посадской выгонной земле; выше приведенного текста в ркп. дано описание межи, по-видимому, заимствованное из посадских крепостей: По сотной Поярка Квашнина 7052-го году межа: на Спаскую дорогу до речки до Черной – правая сторона Русиновы улицы от города дворы и места монастырские Здвиженского монастыря, а левая сторона Русиновы улицы дворы и места дворовые посацкие намесничья присуду. Текст воспроизведен по изданию: Костромские монастыри в документах XVI– начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001 |
|