|
№ 21 1564/65 г. – Данная Евдокима-Казарина Иванова сына Павлова иг. Тр.-Ип. м-ря Вассиану на треть д. Дудкино в Плесском ст. («уезде») Костромского у.Се яз, Овдоким а прозвище Казарин Иванов сын Павлова, дал есми в дом Живоначалной Троице святому апостолу Филипу и святому священномученику Еупатию игумену Васьяну, яже о Христе и з братьею, в Плеском уезде на реке на Ингоре треть деревни Дутъкина вотчинные земли со всеми угодьи и з заволоки, куды плуг, топор и коса ходила истари по тяглом. А дал есми в дом Живоначалной Троице по отце по своем по Иване да по деде по своем по Павле, и по матере по своей по Василисе, и по своему роду в вечное поминанье в наследье вечных благ. А роду моему ближнему и далному до тое трети деревни Дуткина дела нет. А та моя треть деревни Дуткина а ни у кого ни продана, ни заложена ни у 1 кого, опричь Троицы Живоначалные Ипатцкого манастыря игумена Васьяна з братьею, и по душе никому не дана. Или по нем иные игумен будет у Живоначалные Троицы, по моем деде по Павле и по моем отце по Иване, и по моей матере по Василисе, и по всем моем роде понахиды пети и обедни служити и братью кормити, учинить им корм один в году по всех моих родителех февраля в 8 день. А на то послуси Истома Михайлов сын Павлова, да дьякон Семион попов сын Михайлов, да Иван Ширяев сын, да Григорей Иванов сын Неверов, да Семен Неупокоев сын Бахорев. А даную писал Овсяник Соболев сын, лета 7000 семдесят третьяго. На обороте: Послух Истома руку приложил. Послух дьякон Семен руку приложил. Послух Гриша руку приложил. Послух Иванец Сметана руку приписал. [87] РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 96/5063. Подлинник: 140 X 350. На обороте внизу слева по вертикали помета XVI–XVII вв.: Даная Казаринова на треть деревни Дудкина. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 122. № 61. Комментарии 1. В ркп. пропущено. № 22 1564/65 г. – Данная Якима Дмитриева сына Павлова иг. Тр.-Ип. м-ря Вассиану на треть д. Дудкино в Плесском ст. («уезде») Костромского у.Се яз, Яким Дмитреев сын Павлова, дал есми в дом Живоначалной Троице святому апостолу Филиппу и святому священомученику Иупатию игумену Васияну, еже о Христе з братиею, в Плеском уезде на реке на Ингори треть деревни Дудкина вотчинные земли со всеми угодьи и с заволоки, куды плуг, топор, коса ходила истари по тяглом. А дал есми в дом Живоначалной Троице по отце по своем по Дмитрее и по деде по Павле, и по своей матери по Василисе, и по всему своему роду в вечное поминанье в наследье вечных благ 1. А роду моему ближнему и далному до тое трети деревни Дудкина дела нет. А та моя треть деревни Дудкина никому 2 ни продана, ни заложена ни у 3 кого, опричи Троици Живоначалные Ипацкого монастыря игумена Васияна з братиею, и по душе никому не дана. Или по нем иные игумен будет у Живоначалной Троице, но моем деде но Павле и по моем отце по Дмитрее, и по моей матери по Василисе, и по всему моему роду понахиды пети и обидни 4 служити и братью кормити, учинить им корм один в году по всех моих родителех февраля в 8 день. А на го нослуси Истома Михайлов сын Павлова, да Григорей Салманов сын Немиров, да Григорей Прокофьев сын Корцова, да Григорей Иванов сын Неверов, да Ефим Семенов сын. А даную писал Семейка Неупокоев сын Бахорев, лета 7070 третьяго. На обороте: Послух Истома руку приложил. Послух Гриша руку приложил. Послух Григорей руку приложил. Послух Ефимко руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 98/5065. Подлинник: 145 X 400. На обороте вверху по вертикали помета XVI–XVII вв.: Даная на треть деревни Дудкина. Уп.: РД. М, 1997. Вып. 1. С. 122. № 62. Комментарии 1. В ркп.: бгаг. 2. В ркп.: никого. 3. В ркп. пропущено. 4. Так в ркп. № 23 1565 г. марта 26. – Данная Алексея-Третьяка Борисова сына Скрябина иг. Тр.-Ип. м-ря Вассиану на дд. Сарафаново, Андрейково и Авдотьинское в Емецком ст. Костромского у.С[е яз, Але]ксей а прозвище Третьяк Борисов сын Скрябин, дал есми в дом Живоначалной Троице и Пречистой Богородици и святому апостолу Филипу и [88] священномученику Еупатью и игумену Васьяну з братьею, или хто по нем и иный игумен будет, свою отчину боярскую землю деревню Сарафаново, да деревню Андрейково, да деревню Овдотьинское по своем отце Борисе и по своей матере Марине, и по своей братье по Владимере да по Якиме, да и по собе, и по всему своему роду. А дал есми ту свою вотчину с лесы и с луги и с отхожими землями, куды к тем деревням изстари плуг и топор и коса ходила. А та моя вотчина ни продана, ни заложена, ни по душе не отдана никому, опричь Ипатцкого манастыря. А игумену Васьяну з братьею, или хто по нем иный игумен будет в Ыпатцком манастыре, по моем отце Борисе и по моей матере Марине, и по моей братье по Владимере и Оакиме, и по всему моему роду понахиды нети и обедни служити собором и братья кормит и дважды в году, докуды и святая обитель стоит. А будет вотчичем ближним до вотчины, и они дадут в манастырь полтораста рублев, а вотчину возмут. А будет вотчичи ту вотчину у манастыря выкупят, и им мимо того манастыря ни продать, ни заложить, ни променить, ни по душе, ни в приданые, ни в холопонею не дать, а жити им самим; а чюжими денгами тое вотчины не выкупать и тое вотчинки не опустошить. А будет им не до земли, и они отдадут тому ж манастырю, а денги свои возмут. А на то послухи в сей даной отец мой душевной священник Иона, да Шарап да Никита Андреевы дети Скрябина, да Никита Иванов сын Коптев, да Еупл Петров сын Синцов. А даную писал Митка Григорьев сын Арсеньев, лета 7000 седмьдесят третьяго, марта 26 день. На обороте: К сей даной отец духовной Третьяков 1 Олексеев священик Иона и в сына своего духовного в Олексеево место руку приложил. А Олексей руки не могл приложити, что у него 2 рука по грехом рука правая ослабела. Шарап послух руку приложил. Послух Егуп руку приложил. Послух Микита руку приложил. Микита послух руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 93/5060. Подлинник: 195 X 380. На обороте на приклейке вверху помета XVI–XVII вв.: Сарафоновские крепости 17. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 122. № 64. Комментарии 1. В ркп.: Третьяв. 2. В ркп.: не. № 24 1565 г. марта 26. – Духовная Алексея-Третьяка Борисова сына Скрябина./Л. 1/ Во имя святые и Живоначалные Троицы отца и сына и святого духа. Се яз, раб божий Алексей Третьяк Борисов сын Скрябин, пишу собе сию душевную грамоту в своем целе уме и в разуме, кому мне что дать и у кого мне что взять. Дать мне Петру Пану Горецкому чарка серебрянаа, а в ней осмнатцать алтын; а взять мне у него ведро вина доброго да седло вьюшное и с подпругами да колеса болшие тележные. Дать мне Шестому Светычеву полотно десять локоть да ширинка шелком шита с тряпки. Дать мне Хот[ену] Кулакову полсотка ординскаа, а цена ей пять алтын. Дать мне Замятие Чертову 5 алтын; а взять мне у него сумки [89] переменые, а цена им гривна. Дать мне Гаврилу Неупокоеву сыну Строева свора шита нигми, а цена ей четыре денги. А болши мне того никому ничего не дать. А взять мне у Михаила у Долматова сына Карпова таинник утячей семи сажень, колца оловяные, а цена ему десять алтын. Взять мне у Тулупа у Лаптева братыня Кириловскаа стамушка, а цена ей три денги. Дать мне Петру брату тринатцать четвертей овса. Взять мне на Окуне на Аргамакове да на его детех на Олексее по кабале три рубли денег с четвертью; а кабала писана во шт[и рублях]. Взять мне на Волке на Ульянове сыне Чертова з детми по [ка]бале пять рублев; а кабала писана в десяти рублех, а в тех денгах заложил у меня свою вотчину деревню свою Дуткино. Взягь мне на игумене на Достофее на троецком Сыпановского монастыря полтора рубля но памяти; память его рука в трех рублех. Взять мне на Иване на Семенове сыне Путилова четыре рубли по кабале да на его людех и крестьянех; а кабала писана в осми рублех. Взять мне на Василье на Семенове сыне Путилова да на его жене Огрофене Михайлове дочере да на его людех и крестьянех по кабале семь рублев без четверти; а кабала писана вдвое. Да взять мне по кабале на Егупе на Синцове два рубля по кабале; а кабала писана в четырех рублех; и тех меня денег рубль дошел, а кабала остала в рубле. Взять на том же Егупе кабала в полтине на Ефимье з детми. Взять мне на том же Егупе Синцове три рубли, что у меня просил на Долмата на Карпова; и яз с ним денги г Долмату послал да велел ему на Долмата кабалу взять, а денги дать; и он сказывает, денги дал, а кабалы не взял; и те денги на Егупе взять. Да взять мне на Русине на Кочурове два рубля по кабале; а кабала писана в трех рублех. Взять мне на Яковлеве жене Медведева з детми два рубля по кабале; а кабала писана в 4 рублех. Взять мне на Шарапе з братом четыре алтыны по кабале; а кабала в двапати алтынех написана. Взять мне на Федоре да на Игнатье на Федоровых детех по братне кабале Якимове сыне Тиронова дватцать алтын. Взять мне на Тимофее на Сарафанове по Петрове кабале Скрябина и по бесудной по моей рубль с убытки. Взять мне на Обраме на Ляпухе с женою да на его сыне четыре рубли. Взять мне на Романе на Пушневе шатер тетеревин круглой, а долина пяти сажень. Взять мне на Пятом на Симанове по Петрове кабале сорок алтын. Да взять мне на Немире да на Иване Баташевых детех Гололобова по Петрове кабале полтора рубля. Взять мне на Васке на Есипове с женою и з сыном дватцать алтын по Петрове ж кабале. Взять мне на Семене да на Неустрое да на Замятие на Чертовых полчетверти овса. Взять мне на Семене да на Неустрое да на Замятие на Семеновых детех Чертова по Якимове памяти отца их десять четвертей овса. Взять мне на Семом Григорьеве сыне Строева по Петрове кабале шесть четвертей ржы. Взять мне на Первуше на Кирееве з детми дватцать алтын по кабале; а кабала писана в сороце алтынех. Взять мне на Мелентие на Дворецково ж женою и з детми дватцать алтын по кабале. Да взять мне на Ларивоне на Гридине сыне Петрова два рубля поручных денег. Да взять мне на том ж Ларивоне ж женою и 3 детми полчетверти ржы; у меня кабала на Ларивона в двацати 1 /Л. 2/ алтынех; заплатил рожь, и кабала выдать безденежно. Да взять мне на Есипе да на Зеленом Ширяевых детех Рыкунова по двема кабалам шестьдесят алтын и три алтыны да три четверти ржы, да три ячмени. Да взять мне на Волохе з снохою Окулине да на сыне ее на Иванке по двема кабалам сорок алтын два алтына да шесть четвертей ржы. Взять мне нынешней оброк. Да взять мне на Офонасье на Власове з детми по кабале дватцать алтын три алтыны да нынешней оброк. Взять [90] мне на Роспуте Неклюдове сыне ж женою и з детми по кабале тритцать алтын и шесть алтын, да две четверти ячмени, да четверть ржы. Да взять мне на Федоре Подлопушникове с мачехою по кабале дватцать алтын с алтыном. Да взять мне на Василье на Жабрееве ж женою и з детьми дватцать алтын три алтыны по кабале. Да взять мне на Анне на Онтипине дочере да на детех ее на Иванке да на Васке по кабале дватцать алтын с алтыном, да две четверти ржы, да две ячмени. Да взять мне на Василье на Жабрееве да на Федоре Подлопушного да на Волохе Юрьеве два рубля по кабалам; а кабалы писаны в трех рублех. А что у нас з братом с Петром на Костроме в городе на подворье в житницах стоит ячмень и овес не делен, а приказщики мои с Петром тот хлеб розделяг пополы; да что ся на мою выть достанет, и оне его отдадут по моему приказу, кому яз прикажу. Да что у меня стоит в Ыпатцком манастыре у игумена у Васьяна да у келаря у Мисаила да у казначея у Логина триста три рубли и четыре гривны, да дедня духовная Скрябина, да деловаа моя, кое я з братом делил, а божья воля станется, и приказшики мои те денги возмут в манастыре и крепи возмут да роздадут по моему приказу, что кому дать. А что останет, и по кабалам денги выбрав безкабалные и поручные, и что ся того всего останет, и тем помянуть душу мою. А что моя водчина деревня Сарафоново да деревня Ондреиково да деревня Овдотьинское, и купчие и розъеждие на те деревни у Петра у брата, и после моего живота моя вотчина вся в дом Живоначалной Троице в Ыпатцкой манастырь. Да полтораста рублев денег дадут приказщики мои да напишут на них в болшой в селник Бориса, Марину, Владимера, Иоакима, Алексея, Григорья. А Устиньи Тереховы з детми из двора моего не выкинуть и не тронуть ее ничем до ее живота. Да и пашенки ей дать и сенца по силе, как мощно спахать, четвертей на десять или на пятнатцать, как ся ей мочно с робяты прокормить. Да и дровец давать на всяк год по толику до ее живота, до ка места собою промыслит и з детми. А тягла на ней, ни оброков, ни изделья с ее пашенки не пытать. А дадут им пашенки и сена из иоее пашни и 2 покосов, да ее с[те]речь. А будет водчичем ближнем до вотчины, и оне дадут в манастырь полтораста рублев, а водчину возмут, а Устиньи Тереховы с робяты не тронут по тому ж до их живота. Да будет вотчичем выкупя у манастыря водчину, да мимо из того манастыря ни продать, ни заложить, ни в холопи с нею не дать, ни променить, ни по душе, ни в приданые ни дать – жить им самим. А купить своими денгами да ее не опустошить. А будет им не до земли, и оне отдадут опять тому ж монастырю, а денги возмут. Да приказщики мои дадут к Филипу и 2 Ипатью в манастырь десять рублев в церковь в каменую, да в Богоявленью дадут сорокоустья десять рублев, а к Пречистой к Федоровской пять рублев, а к Троице полтретья рубля, а в Настасьин манастырь три рубли, а к Николе в Протасово на престол шесть рублев, да в деисус да в двери в царские и в празники семь рублев, попу на сорокоуст рубль, а проскурнице с понамарем полтина, а в Осокино к Пречистой попу и з дьяконом рубль, а проскурнице с понамарем две гривны, да к Пречистой ж дадут полчетверти пшеницы да круг воску, а к Николе дадут четверть пшеницы да безмен соли /Л. 3/ да два круга воску болшего. А что мои люди старинные и кабалные и безкабалные и жонки и мужики, и все те люди на слободу – божьи люди да царя великого князя. А дадут приказщики мои тем моим людем, которые месячину ели, мужу ж женою десять четвертей ржы, да восмь овса, да по шти ячмени, да по полтине денег на голову. А у которых робята, на робят по четверти ржы да по гривне денег. А у которых животина есть [91] какаа ни буди, ино у них не тронуть ни чем. А Вылузге ж женою рубль денег, а Худя чине ж женою рубль, а Тереху ж женою рубль да лошадь, а Скорику ж женою рубль да лошадь, а Окулу с сыном дадут корову да лошадь, а Хромцу с сыном дадут же лошадку, а Малцу жеребятко, а Хромцу другому жеребятко ж, а Горяину жеребятко. А Шишике дадут десять рублев денег, да мерин гнедой в седле, да саадак, да терличек теплой, да десять четвертей ржы, да шесть овса, да четыре ячмени, да четверть пшеницы. А Касьяну мерин игрен и с седлом же и с уздою, да кафтан мой зенденинной, а денег и хлеба тож, что Шишике, да по полти им мяса. А Гмыре дадут три рубли денег, да корову, да шесть четвертей ржы, да четыре овса, да три ячмени, да две холстины. А Шишике и Касьяну дадут по три холстины, да и всем тем дадут по два холста, на которых яз рубашки клал. А Горбуну дадут рубль да лошадку, а хлеба тож, что и товарищем. А Матрене полтину денег да четверть ржы, да одежку, какова будет попригожу. А Голяве тож денег и хлеба, что товарищем. А бабе Ульяне полтина денег да три четверти ржы, да четверть ячмени, да четверть овса. Да Анне Семенове дадут тож, что бабе Ульяне денег и хлеба. Устинье Терехове да сыну ее Онтонцу да дочере Оринке дадут сорок рублев денег, да мерин рыжей, да мерин бурой, да четыре кабылы 3 лудшеи, да три коровы, да пятнатцать овец, да шестьдесят четвертей ржы, да сорок ячмени, да шестьдесят овса, а пшеница вся ей и мука, и горох, и конопле, и мяса, и рыба, и вино, и всякаа рухлядь, и коробы, и бочки, и кади, и дшаны, и котлы, и сковородкы, и ведра, и плуты, и колеса, и сани, и дровни, и всякаа порядня – то все Устинье з детми. Шеболтихе з детми блюда деревяные, и ковшы, и яндовы, и малаа яндова медянаа, судкы столовые, и хлеб в земле весь ей ж з детми. А мерин мой ворон ипатцкому игумену Васьану после моего живота; да дадут котел малой винной да другой середней, да оловяник болшой, да восмь блюд оловяных и медяных. А что мое платье шуба соболья, да шуба белья хрептова, да шуба заечья под сукном под лазоревым, да две однорядки черлена настрафил, пугвицы серебряны, а однорятка гвоздишным цветом – ту дадут Окуню, а шуба заечья попу николскому Карпу. Да Шарапу ж дадут и з братом и з детми дватцать рублев денег. А Огрофене дадут два рубля. А Егупу дадут три рубли. А Марфе дадут четыре рубли на торлоп. А Микитиным дочерем Коптева, моим крестницам, четыре рубли. А Федотьеве дочере Кренкова, моей ж хрестнице, дадут два рубли. А Судоковым детем Аргамакова дадут четыре рубли. А Роману Пушневу дадут кафтан мой дорогинен. А Семеновым детем Путилова Ивану да Василью да Федору, всем трем дадут по два рубли. А Никите Коптеву Иванову дадут два ж рубли. А что платья моего останет за тем, и то платье однорятка черленаа да шуба соболья да кафтан камчат, и то платье в Ыпагцкой манастырь игумену Васьяну з братьею на сорокоуст. А шуба белья Устинье, а шапка горлатна бура да кафтан заечей черевей под зенденью нов – то дадут Онтонку. А кафтан куней под сукном – то дадут Шишике. А терличек дадут заечей под зенденью Касьяну. А кафтан зендениной дадут Скорику. А приказываю свою душу и водчину и живот господину своему ипатцкому игумену Васьяну да брату своему болшему Шарапу Андреевичу Скрябину. А на то послуси отец мой духовной священник Иона, да Никита Андреев сын Скрябина, да Афонасей Яковлев сын Медведева, да Никита Иванов сын Коптев. А грамоту духовную писал Митка Григорьев сын Арсеньев, лета 7000 седмьдесят третьяго, марта 26 день. [92] На обороте: 4 К сей духовной грамоте игумен Васьян руку приложил. К сей грамоте духовной Шарап руку приложил. К сей душевной отец духовной руку приложил священик Иона. Микита послух руку приложил. Микита послух руку приложил. Афонасей послух руку приложил. По приказу старца Александра и по его духовной грамоте богоявленской игумен Еуфимей з братьею сорокоустия взяли по старце Александре два рубля денег да в сенаник десять рублев денег у приказщика у игумена у Васьяна. А на духовной подписал казенной дияк Пятунка Григорьев сын. По приказу старца Александра и по его духовной грамоте пречистенской протопоп Семион з братьею сорокоустья взяли по старце Александре пять рублев денег у прикаoика у игумена у Васьяна. А на духовной подписал пречистенской поп Василей Савин сын попов. По сей духовной грамоте дано Хромцу да Горяше да Хромцу ж Малому с женами по полтине. По сей духовной грамоте и по приказу старца Александра взял троицкой поп Григорей с товарищи сорокоустья полгретья рубля. По приказу старца Александра и по ево духовной грамоте пречистинской священик из Осокина Данило да дьякон Семеон сорокоустия по старце Александре рубль денег взяли, да пономарю да проскурнице две гривны. По приказу старца Александра и по ево духовной грамоте Пречисты Богородици Настасьина манастыря взяла игуменья Ульяния с сестрами священици и з дияконом сорокоустья по старьце Александре три рубли денег. По сей духовной грамоте дано Худячине рубль денег. А подписал Федча Гневашев. По сей духовной грамоте дано Гмырину брату старцу Данилу три рубля денег. По сей духовной грамоте дано Фетку Овсянику полтина денег. По сей духовной грамоте николской поп Карп рубль денег взял сорокоуста по старце Александре взял и руку приложил, да проскурнице с понамарем полътину денег. По приказу старца Александра да по его духовной грамоте Шарап да Микита Ондреевы дети Скрябина да Шараповы дети Парфен да Офоня двацать рублев денег взяли. А на духовной подписал Парфен Шарапов сын Скрябина. А те денги взяли у прикащика у игумена у Васьяна. Лета 7000 семдесят пятого, генваря 19 день, по приказу старца Александра и по его духовной грамоте взял у прикащика у Васьяна в Огрофенино место племяник ее Парфен Шарапов сын Скрябина два рубля денег. А подписал Парфен Шарапов сын Скрябина. На обороте по склейкам: Си[ю] душевну[ю Т]ретья[к Ск]ря[би]н велел своим це[лы]м умом и разумом и руку свою приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 94/5061. Подлинник на 3-х л.: 295 X (390+400+395). Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 122. № 65. [93] Комментарии 1. В ркп. написано дважды; второй раз на другом листе. 2. В ркп. пропущено. 3. В ркп.: кабалы. 4. Текст на обороте передан в смысловой последовательности; в ркп. порядок записей иной. № 25 1565 г. апреля 12. – Указная с прочетом грамота ц. Ивана Васильевича в Кострому городовому приказчику Григорию Салманову об исключительном праве Тр.-Ип. м-ря держать перевоз нар. Костроме, с подтверждением ц. Михаила Федоровича 1623 г. июня 26 арх. Пафнутию./Л. 1/ От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии на Кострому городовому прикащику Григорью Салманову, или хто по тебе на Костроме иные городовые прикащики буду т. Бил нам челом с Костромы от Живоначалные Троицы Еупатьева монастыря игумен Васьян з братьею, а сказывает, что де на реке на Костроме под Еупатьевым монастырем перевоз, а пожаловал деи тем перевозом к Еупатью святому на темьян прадед наш князь велики Василей Васильевич. А опричь де их монастырского перевозу на реке на Костроме иного перевозу не было. А ныне деи на реке на Костроме выше и ниже их монастырского перевозу перевозятца костромичи городцкие и приежжие всякие люди. Да положил перед нами игумен прадеда нашего великого князя Василья Васильевича грамоту; и в грамоте написано, что перевоз на реке на Костроме дан на темьян в Еупатьев монастырь по челобитью еупатьевского /Л. 2/ игумена Феогноста, и костромичем городцким и всяким нриежжим людем на реке на Костроме велено перевозитесь на монастырском перевозе под Еупатьевым монастырем, а опричь того перевозу выше и ниже перевозитись не велено никому. И как х тебе ся наша грамота придет, и ты б велел на Костроме в торгу кликати не по один день, что опричь монастырского Еупатцкого монастыря перевозу на реке на Костроме судов не держали и костромич и всяких приежжих людей /Л. 3/ не перевозили нихто, а перевозилися б под Еупатьевым монастырем на монастырском перевозе по нашей прежней жаловалной грамоте. А которые люди учнут ослушатись и учнут мимо монастырской перевоз на реке на Костроме перевозити, и ты б у тех людей суды имал на меня, царя и великого князя, а их давал на поруки, а за поруками срочил им стати перед нами на Москве, и мы им велим указ свой учинить. А прочитал сю грамоту, отдавал бы еси игумену Васьяну, и он ее держит иных для наших городовых прикащиков. Писан на Москве, лета 7073-го, апреля в 12 день. На обороте: Царь и великий князь всеа Русии. Диак Иван Булгаков. Лета 7131-го, июня в 26 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш, государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоты слушав, указали по нашему государскому уложенью переписать вновь На наше государское имя, а сее жаловалную грамоту указали, подписав на наше же государское имя, отдати Ипацково монастыря архимариту Пафнутью з [94] братьею вперед для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, a о всем указали ходити по тому, как в нашей в новой государской жаловалной грамоте нынешнего 138-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диок Прокофей Пахирев. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 95/5062. Подлинник на 3-х л.: 140 X (370+175+ 300). В левом нижнем поле последнего листа грамоты приложена круглая черное восковая печать (диам. прибл. 15) с изображением двуглавого орла. На л. 1 вверху помета XVI–XVII вв.: 2 грамоты по описи о перевозе. Публ.: ЖМНЛ. 1837. Октябрь. С. 578; АИ. СПб., 1841 г. Т. 1. № 176; Островский П. Историкостатистическое описание Костромского Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 194–196; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М., 1950. С. 440-442. № 15. Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 162. № 852; РД. М., 1997. Вып. 1. С. 122. № 66. № 26 1565/66 г. – Данная инока Перфилия (Петра) Борисова сына Скрябина иг. Тр.-Ип. м-ря Вассиану на четверть сц. Вакорино с дд. в вол. Емсна Костромского у.Се яз, Петр Борисов сын Скрябин, а во иноцех Перфирей, дал есми в дом Живоначялные Троици и святому апостолу Филипу и священномученику Ипатью игумену Васьяну, еже о Христе з братьею, в Костромском уезде в Емъсне четверть селца Вакорина, а в нем церковь Николае чюдотворец, да х тому же четверти селцу Васкорину деревня Якимцово, да деревня Радилово, да четверть деревни Колотилова по отце по своем по Борисе да по матере по своей по иноке Маремьяне, да по своей братьи по Якиме да по Григорье, и по всему своему роду в вечный поминок в наследие в вечный благ во веки без выкупа, и что х тому четверти селцу Вакорину и к деревням истари потяглу, с лесом и с пожнями и со всем угодьем, куды плуг и соха, и топор, и коса ходила. А роду нашему ближнему и далнему до тое отчины дела нет и у монастыря ее не выкупати. А та моя отчина ни продана, ни заложена, ни по душе не отдана никому, опроче Троици Живоначялные Ипатцкого монастыря. А игумену Васьяну, еже о Христе з братьею, или по нем будут иные игумены у Живоначялные Троици в Ыпацком монастыре, по отце по моем по Борисе да по матери моей по иноке Маремьяне, да по братье моей по Якиме да по Григорье, и по моей душе, и по всему нашему роду понахиды петь и обедни служити собором и братью кормити трою в году по книгам по кормовым, докуды и святая обитель стоит. А Петр в грамоте миет 1, и руки его по тому нет, что грехом отемнел. А на то послуси Тимофий Иванов сын Сарафанов, да Костянтин Суворов сын, да Елизарей Марков сын, да Юрьи Богданов сын Ворогушин. А даную писал Ефимко Семенов, лета 7000 семдесят четвертаго. На обороте: К сей даной отец духовной Перфирьев священик Иона в сына своего духовного место старцево Перфириево руку приложил. [95] Послух Тимофей к даной руку приложил. Послух Костянтинец и руку приложил. Послух Елизарец руку приложил. Послух Юрьец руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 105/5072. Подлинник: 150 X 395. На обороте внизу слева по вертикали помета XVI–XVII вв.: Даная Перфирья Скрябина. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 122. № 67. Комментарии 1. Так в ркп.; имеется ввиду: умеет. № 27 1565/66 г. – Данная Анны Ивановой дочери, вдовы Аксена Владимирова сына Путилова, с детьми Захаром, Фадеем-Нежданом и Семеном иг. Тр.-Ип. м-ря Вассиану на д. Мелехово в Черной вол. Костромского у.Се аз, Анна Иванова дочи, а жена Оксеновская Володимерова сына Путилова, с 1 своими з детми з Захарьею да с Фадием прозвищем с Нежданом да с Семеном с Оксеновыми детми Володимерова дали есмя на Кострому в дом к Живоначялной Троице и святому апостолу Филиппу и священомученику Еупатью игумену Васьяну з братьею деревню Мелехово в Костромском уезде в Черной волости, государево жалованье Семена Дмитрееничя Пешкова Сабурова, со всеми угодьи, что х той деревни истари потягло, куды плуг и соха, и топор, и коса ходила, по муже своем по Оксенътье, и по себе, и по своих родителех по Володимере да по Иване да по Федоре. А дала есми ту деревню с 1 своими детми в вечный благи и во веки та деревня игумену Васьяну з братьею, или по нем иный игумен в том монастыре будет, по тому ж в вечныи благи во веки без выкупа. А та у нас деревня не заложена нигде и по душе не отдана, опричь Живоначялные Троицы и святаго апостола Филипа и святаго священномученика Еупатья. А игумену Васьяну з братьею тех наших родителей поминати февраля в 14 день. А на то послуси Олександр Григорьев сын Нелидов, да Юрьи Васильев сын Кудрявцев, да Третьяк Григорьев сын Шувалов, да Микита Федоров сын Дуплев, да Григорей Иванов сын, да Максим Дмитреев сын. А даную писал Ефимко Семенов сын, лета 7000 семдесят четвертаго. На обороте: Захарья с матерью и з братьею деревню дали и руку приложил. Послух Юрие руку приложил. Послух Олександр руку приложил. Третьяк послух руку приложил. Послух Никита руку приложил. Послух Гриша руку приложил. Послух Максимко руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 101/5068. Подлинник: 160 X 390. На обороте внизу слева по вертикали помета XVI-XVII вв.: Даная на деревню на Мелехово. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 122. № 68. Комментарии 1. В ркп. пропущено. [96] № 28 1571/72 г. – Данная Аграфены Ивановой дочери, вдовы Павла Ильина сына Золотухина, с сыном Ануфрием-Жемчужным казначею Тр.-Ип. м-ря Никандру на с. Константинова в Костромском у. с условием пожизненного проживания.Се яз, Огрофена Иванова дочи, а Павлова жена Ильина сына Золотухина, да яз, Онофрей а прозвище Жемчюжной Павлов сын Золотухина, даем Живоначалной Троице и святому апосталу Филипу и святому мученику Ипатью в дом вотъчину свою село Костянтиново со всяким угодием при казначее Никанъдре, куды плуг и топор и коса ходит истари, после своего живота и сына моего Жемчюжново, по своем муже по Павле и по собе и по детех, по Христофоре, да по Лве, да по Лазаре, да по Оксинье, да по Анне, да по Марье, да по Олге, да по Илье, да по Иване, да по Настасье, да и по всех моих родителех без выкупа вечьны благ. А оже будет у Жемьчюжного сын, и вам и того не выслати. А кой нашего роду выщетця на ту вотчину, и ему дати выкупа полтораста рублев. А у сее даные сидел отец наш душевной пречистеньской поп Олексей попов сын Олексеев. А даную писал Майко Иванов сын, лета 7000 осмьдесятного. А в межах та вотчина з Дмитреем Золотухина 1. На обороте: К сей даной грамоте отец наш духовной пречистенской поп Олексий попов 2 сын Алексиева руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 121/5088. Подлинник: 155 X 205. На обороте вверху справа по вертикали помета XVI–XVII вв.: Даная Жемчюжиново Золотухина на вотчину. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 124. № 88. Комментарии 1. В ркп.: Золотухна. 2. В ркп.: поп. № 29 1571/72 г. – Данная Чулка, Гневаша и Василия Григорьевых детей Головцына иг. Тр.-Ип. м-ря Никандру на треть с. Долматовское в Костромском у.Список з даные слово в слово. Се яз, Чюлок, да Гневаш да Василей Григорьевы дети Головцына дали есмя в дом Живоначалные Троицы к Филипу и 1 Ипатью вотчину по своих родителех треть села Долматовского со всеми угодьи, что была та вотчина дядь наших Александра да Федора Степановых детей Головцына, и ту вотчину приказал дать в монастырь брат наш Русин Федоров сын Головцын по своих родителех после себя по Степане, и по Марине, и по Евдокее, и по Олександре, и по Федоре, и по Оксинние, и по Анне, и по Олександре, и по Улите, и по Микифоре, и по Онтониде. Игумену Никандре, или по нем иныи игумены будут, тех наших родителей поминать, а и в сеноник написать и братью кормить. А кому будет ближнему нашему роду до тое вотчины, ино дать за ту нашу вотчину в монастырь десеть рублев денег. [97] А на то послуси Семейка Невзоров сын Сщенин да Юрье Васильев сын Кудрявцов. А подлиною даную писал Гневаш Головцын на себя и на братью, лета 7000 восмьдесятого. Архив СПб. ФИРИ. Колл. 42. № 1. Современный оригиналу список. Публикуется по машинописной копии, предоставленной А. П. Павловым. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 125. № 89. Комментарии 1. В ркп. пропущено. № 30 1572 г. марта 25. – Данная Дмитрия Ивановича и Бориса Федоровича Годуновых иг. Тр.-Ип. м-ря Никандру, келарю Лаврентию и казначею Ионе на сц. Прискоково с дд. в Плесском у.Се яз, Дмитрей Иванович Годунов, да яз, Борис Федорович Годунов, что у нас деревенка вотчинная искони вечная деда нашего и отца нашего благословения по духовным грамотам на Костроме в Плеском уезде на речке на Стежере селцо Прискоково з деревнями, а в нем церковь Рожество Христово да теплая церковь Никола чюдотворец, да х тому селцу деревня Русиново Захарово, да деревня Бабкино, да деревня Пенье, да деревня Новиково, да деревня Овчинкино, да деревня Батурово, и мы то селцо и з деревнями дали в дом Живоначалной Троице и апостолу Филипу и мученику Ипатью при игумене Никандре, при келаре Лаврентье, при казначее Ионе з братьею, то селцо з деревнями, с пашнею, и с луги, и с лесы, и со всеми угодьи, куды ходил плуг и коса и топор истари, по своих родителех и после нашего живота по наших душах. И которые будет наши родители у них написаны в сенанике, игумену Никандру з братьею и по нем иным игуменом по наших родителех петь вседневные понахиды и кормити братью с тое вотчины дважды на год болшой корм на Рожество Христово да на Петров день и Павла. А дали есмя то селцо з деревнями в дом Живоначалной Троице в Ыпатцкой манастырь по своих родителех и после нашего живота по наших душах в наследье вечных благ во веки без выкупа. А на то послуси Дмитрей Иванов сын Золотухин, да Степан Дмитреев сын Щетева, да того ж селца поп Второй Иванов сын. А даную писал Дмитреев человек Ивановича Годунова Завьялко Никонов, лета 7000 восмьдесятого, месяца марта в двадесят пятый день. На обороте: Яз, Дмитрей, сельцо Прискоково 1 з деревнями в Ыпацькой манастырь дал и руку приложил. Яз, Борис, сельцо Прискоково 1 з деревнями в Ыпацькой манастырь дал и руку приложил. Послух Митка руку приложил. Степанец руку приложил в послусех. Послух поп Второй руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 120/5087. Подлинник: 150 X 400. Публ.: Чтения ОИДР. 1897. Кн. 1. Отд. 1, С. 5, 6. [98] Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 125. № 90. Комментарии 1. В ркп.: Присково. № 31 1573/74г. – Данная арх. Новоспасского м-ря Вассиана иг. Тр.-Ип. м-ря Никандру на сц. Суконниково с дд. в Андроникове ст., дд., пустт. и пожни в Сотском и Корзле, Плоскине, Козурском, Неметском, Чижове и Логинове стт. Костромского у. и дд. в Горетове ст. Московского у.Се яз, спаской Новаго монастыря что на Москве архимарит Васьяи, дал есми в дом святые Живоначалные Троиц[ы] и [свято]му апостолу Филипу и святому священомученику Ипатью в вотчину по собе и по своих родителях своее купли земель в Костромском уезде в Ондронниковском стану селцо Суконниково, да деревню Драчево, деревню Рудаково, деревню Белавнно, да в Сотцком стану в Корзле деревню Лытино, деревню ...лки 1, да полдеревни Тиманова на реке на Касти, да в Плоскине стану деревню Микитинскую, деревню Дедяково, деревню Анчюково Болшое, деревню Митинскою Неварово Кспекшино на реке на Стежере, деревню Неверцово на реке на Стежере, да в Минском стану деревню Медведково, да четверть деревни Елкутова, да х той же четверти деревне Елкутове четверть мелницы на реке на Сендиге, деревню Высокое, да в Козурском стану деревню Булатницу, а под нею мелница на реке на Покше вопчая с помесною землею царя великого князя, да полдеревни Искрина, а под нею мелница на реке на Тамьяне вопчая с манастырскою деревнею з Залогиным, да в Неметцкой волости деревню Остребалцово, пустошь Осташково, пустошь Ржаниково, пустошь Гулево, да дворище Ярособино, дворище Мошнево, в Неметцком же стану деревню Костино, деревню Досаткино, деревню Жданцово, деревню Филяково, деревню Рылово, да за рекою за Мезою пустошь Щитниково, да в Чижове стану на реке на Кохталке деревню Ляхово, а третье иоле ее за рекою за Кохталкою, да в Логинове стану деревню Титовское, да в Московском уезде в Горетове стану в Рожественском приселье деревню Селиваново, деревню Лопаково, деревню Сватово, да пожень за рекою за Костромою пожня якимоанского попа, а в межах подле пожню манастырскую Парфеновку, да пожню Юрья Захарово, а в межах подле пожню манастырскую Дияконицу, да пожню Янинскую Наливкина, а в межах подле озера Саиметцково, да пожню Михайловскую попову козмодемьянсково, а в межах подле пожню манастырскую Дияконицу, да пожню Михаила Щипаново, а в межах подле Семена Рыбина, да пожню Ивановскую Озерова, а в межах подле реки Игуменки против коровья дворца, да пожню Ивановскую ж Озерова ж на реке на Костроме за рекою за Рыстанию на усть реки Рыстани. А дал есми те свои земли в дом святые Живоначалные Троицы впрок без выкупа в вечное поминанье в наследие вечных благ игумену Никандру з братьею, или по нем ины игумен и братия у святые Живоначалные Троицы будут, по наших родителех по Михаиле, да по Фоме, да по архимарите Еуфимье, по священоерее Семионе, по иноке // Елене, по иноке Герасиме, по Макарье, по Анне, по Мавре, по Василье, по Григорье, по иноке Порфирье, по иноке Асафе, по игумене Паисее, по Матрене, по Лукьяне, по Иване, по младенце Филипе, по иноке Александре, по иноке Серапионе. И по всех наших родителех обедни служити и [99] понахиды пети н на братию корм болшой выносноя ноября в 8 день на Собор арханьила Михаила, а другой корм по наших родителех ноября в 20 день на память преподобного отца нашего Григорья Декопалита, а третей корм заздравной от архимарнта Васьяна обедни служити и молебны пеги собором и братию кормитн апреля в 12 день, а Бог пошлет по архимаричью душу по Васьянову, и по архимарите корм ставити заупокой тово ж дни апреля в 12 день и вписати архимаричье имя в сенаник с нашими ж родители, а четвертой корм августа в 17 день понахида пети и обедня собором служити и братию кормити, а корм болшей выносной. Да игумену ж Никандру з братиею пожаловати, или ины игумен и братия по нем в том манастыре будут, давати к Дмитрею святому заряд да к Ивану Богослову что за манастырем в слободе по наших родителех с тое ж вотчины по двенацати четвертей ржи, да по двенацати четвертей овса, да по две четверти пшеницы, да по два пуда соли. А кормити игумену те кормы и хлеб давати к Дмитрею святому и к Ивану Богослову давати по моих родителех ежегод безпереводно, как в сей даной писано. А не учнет игумен Никандр з братиею, пли ины игумен и братья по нем будут, тако творити, как в сей даной писано, и им ся со мною судити пред Богом. А на то послуси отец мой духовный священоинок Макарей, да священоинок Арсеней, да черной диякон Родион, да Григорей Салманов сын Немиров, да Отай Иванов сын Шастинской, да Стряпня Данилов сын Шошуков, да Степан Дмитреев сын Щетев. А у даные печать архимаричья. А даную писал Первушка Васильев сын, лета 7080 втораго. На обороте: К сей даной спаской архимарит Васьян руку приложил. Послух священоинок Арсеней руку приложил. Послух Отай Шастинской руку приложил. Послух диакон Родион руку приложил 2. К сей даной 3 послух Григорей Салманов руку приложил. Послух Стряпня руку приложил. Послух священоинок Макарей руку приложил. Послух Степан руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 125/5092. Подлинник на 2-х л.: 295 X (400+395). В левом нижнем поле последнего листа грамоты приложена круглая черновосковая печать (диам. прибл. 20) с надписью вязью: Старец архимарит Васиан (читается неуверенно). На обороте последнего листа помета: 1757-го года, августа 28 дня, сия даная в Костромском правинциальном межевом правлении при скаске катедрального Троицкого Ипатского монастыря поверенного Алексея Угодникова явлена и копия с нее принята, и по свидетелствовании с сею отдана оному Угодникову с роспискою. Федот ...енов 4. Канцелярист Алексей Яковлев. Публ.: Акты Росийского государства. Архивы Московских монастырей и соборов XV–начала XVII вв. М., 1998. С. 263, 264. № 123. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 125. № 91. Комментарии 1. В ркп. утр. 4-5 букв. 2. В ркп.: прижил. 3. В ркп.: дуной; н исправлено из х. 4. В ркп. 2-3 буквы написано неразборчиво. [100] № 32 1575/76 г. – Данная Стефаниды, вдовы Федора Ивановича Годунова, с сыном Борисом Тр.-Ип. м-рю на дд. Стержнево, Новоселки и др. в Дуплехове ст. Костромского у.Се яз, Федорова жена Ивановича Годунова Стефанида, с своим сыном з Борисом дали есмя в дом Живоначялной Троицы в Ыпацкой монастырь деревни вотчиные свои 1 в Костромском уезде деревню Стержневу, да деревню Новоселки, да деревню Яхнову, да деревню Малое Яхнову, да деревню Ярцову, да деревню Зихрову, да деревню Серкову по своех родителех. И игумену и братье родители наши поминати, а за нас Бога молити, а как Бог пошлет по наши души, и игумену и братье нас по тому ж поминати. А до тех до наших вотчиных деревень нашему роду и племяни дела нет; не выкупати и не отымати никоторыми делы. А на то послуси Григорей Васильев сын Годунов да Ондрей да Федор Веригины дети Клешнина. А даную писал Дворенинко Иванов сын Домотканов, лета 7080 четвертого. На обороте: Яз, Борис, вотчину дал и руку приложил. Степан Васильевич Годунов в свое место и в брата своего Григорья руку приложил. Послух Федор руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. М 133/5100. Подлинник: 175 X 255. Публ.: Чтения ОИДР. 1897. Кн. 1. Отд. 1. С. 7. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 124, 125. № 97. Комментарии 1. В ркп. вписано над строкой. № 33 1578/79 гг. – Купчая (продажная) Ивана Васильева сына Будаева боярину Дмитрию Ивановичу Годунову на с. Исаковское с дд. и пустт. в Плоскине ст. Костромского у.Се яз, Иван Васильев сын Будаева, что была вотчина дяди моево матери моей брата родново Григорья Иванова сына Синцова Вельяминова в Костромском уезде в Плоскине стану половина села Исаковского да деревня Митинская, да деревня Дедяково, да пустошь Новинки, да пустошь Строево, да пустошь Петрищово, да пустошь Малеево, да пустошь Погост, да пустошь Очапищо, да пустошь Богомилово, да пустошь Неверово, да пустошь Янчиково, да пустошь Мелничища, да пустошь Мишнево, да пустошь Лычево, да пустошь Фалелейцово, да пустошь Дерново, да пустошь Кузмин починок, да пустошь починок Кузнецов; да другую половину тово ж села Исаковского, что купил есми у Федора да у Ивана у Васильевых детей Болванова Вельяминова, да деревню Офонкино, да пустошь Ларино, да пустошь Пустошки, да пустошь Аничково, да пустошь Стрелицы, – и ту вотчину дяди моего и мою купленую другую половину села Исаковского з деревнями и с пустошми взял государь на себя з городом вместе, а не в опале, как государь взял Кострому в опричнину, а дяде моему и мне государь велел против тое вотчины в ыных городех дати, где приищем, – и яз, Иван, [101] ту дяди своево вотчину и свою село Исаковское з деревнями и с пустошми продал Дмитрею Ивановичю Годунову впрок без выкупа с пашнею, и с луги, и с лесы, и со всеми угодьи, что к тому селу и к деревням и к пустошам истари потягло, куды ходил ис того села и из деревень и из пустошей топор и плуг, и соха, и коса по старым межам; иль где в ыных городех возму против тое вотчины села Исаковского з деревнями и с пустошми, и мне Дмитрею Ивановичю на ту вотчину против сее купчие дати иная купчая. А взял яз у Дмитрея у Ивановича за ту вотчину за село Исаковское з деревнями и с пустошми триста сорок рублев денег да пополнка конь бур. А та у меня, у Ивана, вотчина село Исаковское з деревнями и с пустошми опричь Дмитрея Ивановича иному не продана никому и не заложена ни у ково, и в приданые ни за кем, и по душе ни по ком ни в которой монастырь не отдана, ни в кабалах в хлебных, ни в денежных, ни в записях, ни в духовных, ни в даных, ни в ыных ни в каких крепостях не записана нигде ни у ково. А выляжет на ту нашу вотчину у ково купъчая или кабалы хлебные и денежные, или записи, или духовная, или даная, или иные какие крепости ни буди, и мне, Ивану, та вотчина очищать ото всяких крепостей и убытка в той вотчине Дмитрея Ивановича не довести никоторово. А что Дмитрею Ивановичю в той вотчине учинитца убытка по моим, Ивановым, крепостям, и мне, Ивану, Дмитрею Ивановичю те убытки платити по сей купчей. И в книги мне, Ивану, в Поместном приказе та вотчина за Дмитреем Ивановичем написати. А на то послуси Осип Степанов сын Квашенкин, да Меркулей Алексеев сын Савастьянов, да Фторой Дмитреев сын Нелаев, да Иван Мосеев сын Нездин, да Гаврило Алексеев сын Песотцкой, да Роман Федоров сын Дураков, да Федор Перфирьев сын Павлова. А купчую писал Посник Семенов сын Бибиков, лета 7000 восмьдесят седъмаго. На обороте: Яз, Иван 1, вотчину дяди своего и свою продал и руку приложил. Послух Осипко и руку приложил. Послух Меркуш руку приложил. Послух Второй руку приложил. Послух Иван руку приложил. Послух Гаврилец руку приложил. Послух Романец руку приложил. Послух Федорец руку приложил, РГАДА. Ф. 281. Кострома. М 144/5111. Подлинник: 310 X 395. На обороте вверху слева помета XVI–XVII вв.: Даная на село Исаковское. Публ.: Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. С. 105, 106. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 126. № 102. 1. В ркп.: Иванван. № 34 1580/81 г. – Данная Афанасия Иванова сына Ярлыкова Тр.-Ип. м-рю на дд. Окулово и Горбовщина на р. Мезе в Сущове ст. Костромского у.Се яз, Офонасей Иванов сын Ярлыкова, по приказу брата своего Юмшана Иванова сына Ярлыкова и по душевной памяти дал есми братню вотчину [102] Юмшанову, а преж того та вотчина была дяди моего Офонасьева Васильевича Ярлыкова, деревню Окулово да деревню Горбовщину на реке на Мезе к Троице в Ыпацкой манастырь по батюшкове душе по Иеве скимнике и по матушке по Оносье, и по дяде по Офонасье, и по брате по Перфирье прозвище Юмшане, и по всех по своих родителех. А на то послуси Иван Стригин сын Киленин да от Веденья Пречистые поп Иван Федоров сын. А фкладную на вотчину писал Иван Васильев Ярлыков, лета 7080 девятаго. На обороте: Послух Иван руку приложил. От Веденья Пречистыя поп Иван руку приложил. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 151/5118. Подлинник: 160 X 220. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 127. № 107. № 35 1581/82 г. – Купчая (продажная) Офимьи Ивановой дочери Молчанова, вдовы Дмитрия Юрьева сына Перепечина, с дочерьми Дмитрию Ивановичу Годунову на сц. Крутец с дд., почч. и пустт. в Судогоцкой вол. Владимирского у.Се яз, Офимья Иванова дочь Молчанова Дмитреева жена Юрьева сына Перепечина, с 1 своими дочерми с Настасьею да з Домною з Дмитреевыми дочерми, что была нашя отчина, мужа моего Дмитрея и моя и детей наших, в закладе у Семена Иванова сына Матусова в двусот рублех в Володимерском уезде в Судогоцкой волости селцо Крутец з деревнями и с починки и с иустошми, и ту есмя свою вотчину продали Дмитрею Ивановичю Годунову впрок без выкупа – селцо Крутец да деревня Середовино, да деревня Патрино, да деревня Поломец, да деревня Иванково, да пустошь Олферково, да пустошь Долгое, да пустошь Премикова, да пустошь Полом, да пустошь Васюкова, да пустошь Погорелец, да пустошь Дворишка, да починак Киселев, да починак Липовки, да починак Вешки, да починак Олексеевской, да починок Березнин, да починок Устинов, да починак Малинник, да починак Березниково, и те все починки пусты, да пустошь Тотаринова с пашнею и с лесы, и с луги, и з пруды, и з рыбнами ловлеми, и со всеми угодьи, куды ходил к тому селцу и к деревням, и к пустошям, и к починкам плуг и соха, и коса, и топор истори по тяглу по старым межям. А взяли есми за ту свою отчину у Дмитрея Ивановичя триста пятдесят рублев денег да пополка 2 шюбу кунью. А та у нас отчина опричь Дмитрея Ивановичя не продана никому, ни по души, ни в приданые не оддана никому, ни в кабалах, ни в записах, ни в каких крепостах ни у кого не записана, опричь Семеновой кабалы Матусова. А у кого выляжят на ту нашю отчину купчея или даная, или рядная, или кабалы, или записи, или кокия крепости ни буди, опричь Семена Матусова кабалы, и мне, Офимьи, и моим дочерям Настасьи и 1 Домне та своя вотчина Дмитрею Ивановичю очищати ото всяких крепостей. А что Дмитрею Ивановичю в той нашей отчине учинитца убытка, и нам, мне Офимьи, и моим дочерям Настасьи и Домне, те убытки Дмитрею Ивановичю платить по сей купчей. И старые нам крепости Дмитрею Ивановичю на ту отчину оддать и в книги нам та своя вотчина за Дмитреем в Помесном приказе записати. [103] А на то послуси Малчан Михайлов сын Соловьев, да Федор Истомин сын Толмочов, да Меркуш Олексеев сын Совостьянов, да Иван Григорьев сын Литвинов, да Второй Дмитреев сын Нелаев, да Ондрей Семенов сын Малой, да Пятой Григорьев сын Остафьев, да Федор Перфирьев сын Павлов. А купчею писал Богданец Савельев сын Игнатьев, лета 7000 девятдесятого. На обороте: К сей купчей Яков Данилов сын Великого 3 в Офимьино место и в ее дочерей руку приложил. Послух Молчанец руку приложил. Послух Пятуня руку приложил. Послух Федорец руку прилож[ил]. Послу[х] Ме[р]ку[ш] сво[ю] руку приложил. Послух Иванец руку приложил. Послух Второй руку приложил. Послух Ондреец и руку приложил. Послух Федорец руку приложил. Дал яз, Дмитрей Годунов, су свою водъчину в Ыпацькой манастырь. РГАДА. Ф. 281. Владимир. № 8/1785. Подлинник: 300 X 320. На лицевой стороне внизу помета XVI–XVII вв.: Не запи(сана). Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 128. № 117. Комментарии 1. В ркп. пропущено. 2. Так в ркп. 3. В ркп.: Ветикого. № 36 1584 г. августа. – Жалованная подтвердительная на данного пристава и двусрочная грамота ц. Федора Ивановича иг. Тр.-Ип. м-ря Варлааму на монастырские вотчины, с подтверждениями: 1) ц. Бориса Федоровича 1599 г. июня 8 арх. Иакову; 2) ц. Василия Ивановича 1606 г. июля 20 арх. Иакову; 3) ц. Михаила Федоровича 1613 г. августа 20 арх. Кириллу; 4) ц. Михаила Федоровича 1621 г. июня арх. Иосифу.Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми игумена Варълама з братьею, что служит на Костроме в городе на посаде в монастыре у Ипатья святого, или хто по нем в том монастыре иный игумен будет. Что били мне оне челом, а сказали, была у них отца нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жаловалная грамота, и та деи у них жаловалная грамота ветха и подписати на ней нашего, царева и великого князя, имени нелзе. Да и перед боярином и дворетцким нашим перед Григорьем Васильевичем Годуновым тое жаловалную грамоту клали. И та их жаловалная грамота добре ветха и подписати на ней нашего имени негде. И нам бы Ипатьцкого монастыря игумена Варълама з братьею пожаловати, велити им дати новую грамоту на свое, царево и великого князя, имя такову ж, какова у них была старая грамота. И яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, Ипатцкого монастыря игумена Варълама з братьею, или по нем иный игумен будет, пожаловал, велел им дати новую жаловалную грамоту на свое, царево и великого князя, имя такову ж, какова у них была старая грамота. А в старой у них грамоте написано было: Чего будет игумену з братьею и их слугам и их крестьяном на ком искати, или [104] будет кому чего искати на игумене з братьею или на их слугах или на их крестьянех, которые живут в их дворех в монастырьских на посаде и в их селех и в деревнях, и яз, царь и великий князь, пожаловал игумена Варълама з братьею, или хто по нем иный игумен будет, дал есми им своего пристава даного певчего дьяка Васи-лья Потапова. А велел есми ему от игумена и от братьи, и от слуг, и от крестьян ездити по детей боярских и по моих, царевых и великого князя, крестьян, и по митрополичьих, и по владычних, и по боярьских, и по монастырьских, и по кого в чем ни буди, или от кого в чем по игумена з братьею и по их людей и по крестьян монастырьских с моею, царевою и великого князя, приставною. А сроки им пишет перед меня, перед царя и великого князя, в году два срока – зиме в той ж день по Крещенье Христове, а лете Петров день; и на поруки их дает. А иным есми недельщиком по игумена з братьею и по их людей и по крестьян монастырьских ездити не велел никому, опричь того моего даного пристава певчего дьяка Василья Потапова. А которые мои недельщики приедут по игумена з братьею или по их людей и по крестьян монастырьских в чем ни буди, опричь даного пристава Василья, и яз им тем приставом на поруку даватися не велел. А хто на них срочную накинет сильно, опричь того моего даного пристава, и яз им к тем сроком ездити не велел. А хто на них и безсудную даст, опричь даного пристава Василья Потапова, и та безсудъная не в безъсудную. А дана грамота лета 7090 втораго, августа в день. На обороте: Царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии. Приказал боярин и дворетцкой Григорей Васильевич Годунов. Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич и великий князь Федор Борисович всеа Русии, по сей грамоте Ипатцкого монастыря что на Костроме архимарита Иякова з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимарит будет, пожаловали, сее у них грамоты рудить не велели никому ни чем, а велели ходить по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7107-го, июня в 8 день. А подписал государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии самодержца диак Андрей Арцыбашев. Лета 7114-го, июня в 20 день, царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав сю грамоту, Ипатцково монастыря архимарита Иякова з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимарит будет, пожаловал, велел сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, имя и рудити ее не велел никому ни чем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Василья Ивановича всеа Русии диак Василей Нелюбов. Лета 7121-го, августа в 20 день, государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, сее грамоты слушал, а выслушав, Ипатцкого монастыря что на Костроме архимарита Кирила з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимарит и братья будут, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, имя и рудити ее не велел никому ни чем, а велел им о всем ходити по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диок Иван Болотников. Да в нынешнем во 129-м году, июня в день, мы ж, великий государь царь и великий князь Михаила Федорович всеа Русии самодержец и отец наш, [105] государев, великий государь святейший Филарет божиею милостию патреарх Московский и всеа Русии, сее жаловалиые грамоты блаженные памяти дяди нашего государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии 92-го году Живоначалные Троицы Ипатцкого монастыря слушав, указали – яз, царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии, и отец наш, государев, великий государь святейший Филарет божиею милостию патриарх Московский и всеа Русии – по нашему государьскому указу по уложению переписати вновь на наше царьское имя, а сее прежную жаловалную грамоту указали, подписав на наше ж государьское имя, отдати Ипатцкого монастыря архимариту Иосифу з братьею, а во всем указали по тому, как по нашему государьскому указу в нашей в новой царьской жаловалной грамоте 129-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияк Семен Головин. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 154/5121. Подлинник: 240 X 600; нижнее поле грамоты загнуто примерно на 45 мм. В середине нижнего поля грамоты на отгибе на малиновом шелковом шнуре привешена круглая красновосковая печать (диам. прибл. 40); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем дракона, и надпись: Феодор, божиею милостию царь господарь всея Русии; на другой – изображение двуглавого орла и надпись: Великий князь Владимерский, Московский, Новградский и иных. На обороте грамоты приклеен дополнительный лист (240 X 150), на котором помещен текст подтверждения 1621 г. Уп.: Тебекин Д. А. Хронологический перечень иммунитетных грамот 1584–1610 гг. // АЕ за 1978год. М., 1979. С.201. № 37; РД. М., 1997. Вып. 1. С. 128, 129. № 125. № 37 1585 г. декабря 25. – Указная грамота ц. Федора Ивановича строителю Тр.-Ип. м-ря Гурию о пожаловании м-рю с. Покровское Коробаново с дд. в Логинове ст., сс. Никольское на Баране и Богословское с дд. и почч. в Андомском ст., три жеребья с. Вакорино и д. Колотилово в Емецкой вол. и дд. Святоозеро, Олферово и Стрельникова в Мерском ст. Костромского у.От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии в наше богомолье в Ыпатцкой монастырь строителю Гурью з братьею. Била мне челом жена моя царица и великая княгиня Ирина, чтобы нам пожаловати, велети дати вотчину в Ыпатцкой монастырь по ее родителех, по отце ее по Федоре Ивановиче и по матере ее по Стефаниде, а во иноцех по старице Сундулее, и по брате ее по Василье по Федоровиче, и по всех ее родителех. И яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, с своею царицею и великою княгинею Ириною пожаловал вас в Ыпатцкой монастырь в Костромском уезде своими дворцовыми посопными селы, селом Покровским Коробановым з деревнями, да селом Николским на Боране, того ж села селом Богословским з деревнями и с починки, да погостом Старое дворище з деревнями, да в волости в Емстне трема жеребьи села Вакорина да трема жеребьи деревни Колотилова, что были в поместье за Чюдином да за Шереметем за Чортовыми, да в Мерском стану деревнею Святым озером, деревнею Олферовою, деревнею Стрелниковым, что были в поместье за Микифором за Чюлковым сыном Головцына, в вотчину, и грамоту есмя [106] жаловалную на ту вотчину к вам послал. И как к вам ся наша грамота придет, и ты б, строитель Гурей, з братьею тем нашим жалованьем тою вотчиною владели по нашей жаловалной грамоте, а родителей царицы моей и великой княгини Ирины, отца ее Федора Ивановича и матерь Стефаниду, во иноцех старицу Сундулею, и брата ее Василья Федоровича поминали и в вечной благ их написали, и понахиды пели, и по их памятей и по преставленьем столы на братью чинили, и понахиды пели безпереводно. Писан на Москве, лета 7094-го, декабря в 25 день. На обороте: В наше богомолье в Ыпатцкой монастырь строителю Гурью з братьею. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 157/5124. Подлинник: 165 X 385. Публ.: АИ. СПб., 1841. Т. 1. С. 415, 416; Островский П. Историкостатистическое описание Костромского Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 196, 197; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. М., 1912. С. 48, 49. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 130. № 136. № 38 1586 г. марта 14. – Жалованная данная грамота ц. Федора Ивановича строителю Тр.-Ип. м-ря Гурию на рыбные ловли Семеновские пески и заводи Борщовское и Манаково на р. Волге в Костромском у. с подтверждениями: 1) ц. Бориса Федоровича 1601 г. февраля 12 арх. Иакову; 2) ц. Василия Ивановича 1606 г. июня 20 арх. Иакову; 3) ц. Михаила Федоровича 1613 г. августа 31 арх. Кириллу; 4) ц. Михаила Федоровича 1623 г. июня 26 арх. Пафнутию.Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми на Костроме Живоначалные Троицы Ипатцкого монастыря строителя Гурья з братьею, или хто по нем в том монастыре иный игумен или строитель будет. Что били мне они челом, а сказали, были де у Живоначалные Троицы Ипатцкого монастыря на оброке в Костромском уезде на реке на Волге рыбные ловли Семеновские пески да заводь Борщовская от речки от Келнати вниз реки Волги по Воржинской остров по обе стороны реки Волги на семи верстах, да заводь Манакова, что ниже города по одну сторону реки Волги у обеих берегов на версту. А оброку де они давали с тех рыбных ловель в нашу казну на Болшой дворец на год по одиннатцати рублев денег. А опричь де того у Ипатцкого монастыря иново утодья никакова нет. И нам бы их пожаловати, велети им те рыбные ловли, что за ними были на оброке, дати в вотчину на темьян да на ладан. И яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, Живоначалные Троицы Ипатцкого монастыря строителя Гурья з братьею, или хто по нем в том монастыре иньш игумен или строитель будет, пожаловал, велел им те рыбные ловли, что за ними были на оброке, дати в вотчину на темьян да на ладон. И строителю Гурью з братьею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен или строитель будет, в тех рыбных ловлях в Семеновских песках да в заводи Борщовской да в заводи в Манакове рыбу ловити всякими ловлями по тем урочищам, как за ними те рыбные ловли на оброке были. А хто у них в тех рыбных ловлях в реке в Волге учнет рыбу какую ловити не явясь строителю Гурью з [107] братьею, и строитель Гурей з братьею по тех людей емлет пристава у езового приказшика да у костромских у земских целовалников, да с приставом тех людей и мает да ставит их перед езовым приказщиком и перед земскими целовалники. Да на ково доведут, что он в их рыбных ловлях рыбу ловит не явясь строителю Гурью з братьею, и езовой приказщик и целовалники на тех людех велят имати заповеди на меня, царя и великого князя, два рубля, а Ипатцкого монастыря строителю з братьею два рубли же. Дана грамота на Москве, лета 7094-го, марта в 14 день. На обороте: Царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии. Приказал боярин и дворетцкой Григорей Васильевич Годунов. Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии, сее грамоты слушав, Живоначалные Троицы Ипацкого монастыря что на Костроме архимарита Иякова з братьею пожаловали, велели ее подписати на свое царское имя и рудити ее не велели никому ни чем, а велели ходити по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7109-го, февраля в 12 день. А подписал великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии самодержца диак Андрей Арцыбашев. Лета 7114-го, июня в 20 день, царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав, Ипатцково монастыря архимарита Иякова з братьею пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни чем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Василья Ивановича всеа Русии диок Василей Нелюбов. Лета 7121-го, августа в 31 день, государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав, Ипатцково монастыря архимарита Кирила з братьею пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни чем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диок Иван Болотников. Лета 7131-го, июня в 26 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш, государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоты слушав, указали по нашему государскому уложенью переписати вновь на наше государское имя, а сее жаловалную грамоту указали, подписав на наше ж государское имя, отдати Ипацкого монастыря архимариту Пафнутью з братьею вперед для спору вотчиных земель и всяких вотчиных крепостей, а о всем указали ходити по тому, как в нашей в новой государской жаловалной грамоте нынешнего 131-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии диок Прокофей Пахирев. РГАДА. Ф. 281. Кострома. № 156/5123. Подлинник: 305 X 390; нижнее поле грамоты загнуто примерно на 45 мм. В середине нижнего пот грамоты на отгибе на выцветшем малиновом шелковом шнуре привешена круглая красновосковая печать (диам. прибл. 40); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем [108] дракона, и надпись: Феодор, божиею милостию царь господарь всея Русии; на другой – изображение двуглавого орла и надпись: Великий князь Владимерский, Московский, Новградский и иных. На обороте грамоты приклеен дополнительный лист (305 X 195), на котором помещен текст подтверждения 1623 г. Уп.: Тебекин Д. А. Хронологический перечень иммунитпетных грамот 1584-1610 гг. // АЕ за 1978 год. М., 1979. С. 208. № 95; РД. М., 1997. Вып. 1. С. 130. № 137. № 39 1586 г. июня 17. – Жалованная благословенная грамота митрополита Дионисия строителю Тр.-Ип. м-ря Гурию Ступишину на строительство храмов в монастырских вотчинах сс. Вакорино и Якольское в Костромском у. и с. Прискоково в Суздальском у.Божиею милостию, се яз, смиренный Деонисей митрополит всея 1 Руси 1, [пожаловал] 2 есмь Живоначалные Троицы Ипатцкого манастыря [строителя] Гурья Ступишина з братьей. Что мне бил челом, а сказал, [в Костромском] деи уезде в их отчине в селце Вакорине храм Никола чюдогворца, в Суздалском деи уезде в селце в Прискокове храм Рожест[ва Христова, да в Костром]ском деи уезде в селце в Яколском // храм Никола чюдотворца, [а] 3 те храмы ветхи, розвалились, и служить в них немочно. И нам [бы] 3 [строите]ля Гурья з братьею благословить, на старых местех велети [те храмы] 3 воздвигнута. И яз, Деонисей митрополит, строителя Гурья благословил, на старых местех в селце в Вакорине храм [Никола чюдотворец] да в селце Прискокове храм Рожества Христово, да в селце в Яколском храм Никола чюдотворец воздвигнути велел. Писан на Москве, лета 7094-го, июня в 17 день. Диак Иван Шебаршин. Красновосковая печать с изображеиием благославляющей руки и трав. Архив СПб. ФИРИ. Колл. 276. Оп. 1. № 7. Л. 25, 26. Копия 1929 г. В конце ркп. отмечена степень сохранности подлинника: Плохой сохранности. Комментарии 1. В ркп. сокращение. 2. В ркп. здесь и далее при воспроизведении утраченного текста вместо квадратных использованы круглые скобки; основания реконструкции не приводятся. 3. В ркп. отмечено отточием; восстановлено предположительно. № 40 1586/87г. – Купчая (продажная) Еупла-Образца Борисова сына Бобарикова боярину Дмитрию Ивановичу Годунову на дд. Берег Большой, Орефино, Данильцево и др. в Судогоцкой вол. Владимирского у.Се яз, Еупл а прозвище Образец Борисов сын Бобариков, продал есми боярину Дмитрею Ивановичю Годунову отца своего и свою вотчину в Володимерском уезде в Судогодцкой волости деревню Берег Болшой на реке на Судогде да деревню Орефину, да деревню Данилцово, да деревню Прокунину, да деревню Харино, Бабкино тож, да деревню Ортемову, все на реке на Побоище, з дворы и с пашнею, и с лесы, и с лугами, и с отхожими пашнями 1, и со всеми угодьи, что к тем [109] деревням изстари потягло, куды плуг и коса, и соха, и топор ходил по старым межам, впрок без выкупу ему и его детем. А тою вотчиною государь царь и великий князь пожаловал отца моего Бориса против ростовские его вотчины селца Мертюкова з деревнями. А взял яз, Еупл, у боярина у Дмитрея Ивановича за тое отца своего и за свою вотчину двесте рублев денег да пополнки конь бур. А брату моему родному Козарину Борисову сыну Бобарикову до тое отца моего и моей вотчины дела нет, потому что отец наш Борис тое вотчину пекле живота своего дал мне, Образну, одному. А опроче боярина Дмитрея Ивановича та отца моего и моя вотчина не продана никому и незаложена ни у ково ни в чем, ни в кабалах ни в хлебных, ни в денежных не написана, и в приданые ни за кем не дана, и в монастырь ни по ком не отдана, и в ыных ни в каких крепостях не написана. А учнет брат мой Казарин Борисов сын в тое отца моего и в мою вотчину у боярина у Дмитрея Ивановича вступатися, или у ково на ту вотчину выляжет купчая запись или кабала по закладу, или рядная запись, или даная в монастырь, или иная крепость какая ни буди, и мне, Еуплу Обрасцу, та отца своего и своя вотчина у боярина у Дмитрея Ивановича от брата своего от Казарина и ото всяких крепостей очищаги и убытки нлатити, что боярину Дмитрею Ивановичю в той отца моего и в моей вотчине от брата моего от Казарина или от ково по каким отца моего и по моим крепостям учинитца убытки. И в книга мне, Еуплу Обрасцу, та отца своего и своя вотчина за боярином за Дмитреем Ивановичем записати. А на то послуси Василей Никитин сын Панов, да подьячие Дружинины четверти Петелина Третьяк Никитин да Давыд Харламов, да Болшого приходу подъячей Семейка Ондреев. А купчую писал Олешка Никитин сын Патрекеева, лета 7000 девяносто пятого. На обороте: К сей купчей яз, Дружинка Михайлов сын Патрекеев, в шурина своего в Еуплаво а прозвище в Образцово место руку приложил. Послух Васюк руку приложил. Послух Третьяк Никитин руку приложил. Послух Давыд Харламов руку приложил. Послух Сенка Ондреев руку приложил. Дал яз, Дмитрей Годунов, су свою водъчину в Ыпацькой манастырь. РГАДА. Ф. 281. Владимир. № 89/1866. Подлинник: 305 X 410. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 130. № 139 (с неверно переданной фамилией продавца). Комментарии 1. Так в ркп.; следовало бы: пожнями. Текст воспроизведен по изданию: Костромские монастыри в документах XVI– начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001 |
|