Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА 1538 г. НА ДВЕ СЛОБОДКИ В КОЛОМНЕ

Предлагаемая вниманию исследователей жалованная грамота Ивана IV епископу Коломенскому и Каширскому Вассиану Топоркову на две слободки в Коломне неизвестна в литературе. В научный оборот введено всего пять жалованных грамот первой половины XVI в. на городские слободки 1. Публикуемая грамота несколько пополняет эту коллекцию.

Грамота относится к типу жалованных тарханно-несудимых грамот. Выдана она по челобитной коломенского епископа 3 августа 1538 г., подтверждена первый раз в период между 2 июля 1542 г. и 16 января 1547 г. 2 (дьяк Григорий Захарьин); второй раз — 17 мая 1551 г. (дьяк Юрий Сидоров), в третий — 30 июня 1584 г. (дьяк Андрей Арцыбашев). Вассиан Топорков был видным церковным и политическим деятелем первой половины XVI в., одним из руководителей и идеологов осифлянства 3. Получение Вассианом Топорковым жалованной грамоты от правительства Шуйских свидетельствует о расширении феодального иммунитета в годы боярского правления 4.

Сопоставление данной грамоты с жалованной грамотой, выданной Шуйскими 21 сентября 1539 г. Иосифо-Волоколамскому монастырю на с. Фаустову Гору, наводит на мысль о колебаниях Шуйских между осифлянами и нестяжателями в период 1538-1539 гг. 5

Грамота представляет значительный интерес для истории белых слобод в русском городе XVI в. Судя по грамоте, владычные слободки возникли в Коломне в начале XVI столетия 6. Они были населены ремесленниками, работавшими на владычном дворе. По-видимому, первоначально коломенские епископы не имели иммунитетных грамот на эти слободы. [341]

Такую грамоту они получили только после специального челобитья на неправильные действия писцов «Василия Петровича с товарищи», приписавших слободы к коломенскому посаду.

Количество дворов, обеленных грамотой, равнялось 30. Владельцев дворов насчитывалось 38. Из них хлебников — 5, пирожников — 3, гвоздочников — 2, портных мастеров — 2, сапожных мастеров — 2, доморник — 1, животинный прасол — 1, калачник — 1, колпачник — 1, плотник — 1, подошвеник — 1, рожечник — 1, скорняк — 1, 2 вдовы и 2 казака. Об остальных 12 владельцах дополнительных данных нет. Среди хозяев дворов преобладали ремесленники различных специальностей: 22 человека из 38. Основная часть ремесленников занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства.

30 дворов были расположены в двух слободах: слободка «у Троицы на Репне» насчитывала 25 дворов, слободка «на Ямках» — 5. Но фактически в грамоте указаны три места поселения владычных людей: «по конец Омиревские слободки» «в слободке в Болховине в тяглой по конец Омиревские ж слободки», и «в Болховине ж слободке на Ямках». Следует думать, что слились в одно не первые два поселения, а последние — в слободку «на Ямках». В писцовой книге г. Коломны 1577/78 г. среди владельцев дворов в слободке «на Ямках» упоминаются Иванко Панин, Михалко Ширяев, Семенка Дементьев 7. Возможно, это сыновья Пани Федорова, Ширяйки гвоздочника и Демехи Михайлова сына Борзого, дворы которых находились как раз «в слободке... в Болховине... по конец Омиревские же слободки». В слободке «на Репне» следует считать 11 дворов с 13 владельцами, в слободке «на Ямках» — 19 дворов с 25 владельцами. Эти слободки принадлежали коломенским епископам вплоть до посадского строения 1649-1652 гг. Уже через 40 лет после выдачи жалованной грамоты в слободке «на Репне» стало 18 дворов с 22 владельцами и 14 дворов пустых; «на Ямках» — 29 дворов с 31 владельцем и 26 дворов пустых 8, т.е. количество населенных дворов возросло более чем в полтора раза, а всех дворов — примерно в три раза. За короткий срок коломенские епископы стали обладателями посада средних размеров. По строельной книге 1649 г. отписанная у коломенского владыки Рафаила слободка «на Репне» насчитывала 15 дворов с 15 владельцами, а слободка «на Ямках» — 72 двора со 100 владельцами 9. Общее количество дворов в обеих слободах к середине XVII в. осталось таким же, как и в 1577/78 г. — 87, возросла только населенность слобод. Следовательно, наиболее интенсивный рост епископских слобод в Коломне приходится на 1538-1578 гг. Такова краткая история возникновения и последующего развития владычных слобод в Коломне.

Интересно также указание грамоты на составление писцовой книги и сотной выписи г. Коломны. Они были составлены писцом Василием Петровичем Бороздиным с товарищами в 1535/36 г. 10

Подлинник публикуемой грамоты обнаружен в Государственном архиве Тульской области, в коллекции столбцов XVI-XVIII вв. Грамота была разорвана на две неравные половины, которые хранились как самостоятельные документы под № 1 и 2. Текст сохранился плохо. В ряде мест грамота прорвана, бумага обветшала и осыпалась, поэтому некоторые слова приходится восстанавливать по смыслу или по исправному тексту (имена ремесленников). Чернила выцвели, особенно сильно на обороте. Печать на грамоте утеряна. Восстановленные слова и буквы заключены [342] в квадратные скобки. В отдельных случаях источник восстановления текста оговорен специально.


1538 г. — Жалованная грамота Ивана III епископу Коломенскому и Каширскому Вассиану Топоркову на две слободки в г. Коломне.

Се аз, князь великий Иван Васильевич всеа Руси, пожаловал есми богомольца своего Коломенск[ого] и Кошир[ского] владыку Васьяна, что ми [б]ил чело[м], а сказывает, что деи их владычни дворы на Коломне11 на посаде у Троицы на Репне полтретьятцать дворов да на Ямках пять дворов, 4 делали деи те люди при прежних владыках при Нико[не], и при Митрофане, и при Тихоне всякое дело на владычне дворе, а с черными деи людьми не тянули ни в какие проторы, ни в разметы. И ныне деи коломенские писцы Василей Петрович с товарищи теи владычни дворы написали в черные дворы в розные десятки, да и в сотную деи городцким людем те его владычни дворы написали в черные дворы в тягло. И мне богомольца своего владыку Васьяна теми тридцатью дворы пожаловати его по старине, как были те дворы за прежними владыками по старине, и от черного тягла их отставити. А в книгах писца нашего Василья Петровича с товарищи те дворы писаны в розных десяткех с черными дворы. По конец Омиревские слободки черных одиннатцать дворов: в дворе Родивонко подошвеник, в дворе Сенька рожечник, в дворе Данилко зкивотинной прасол, в дворе Парфен хлебник, в дворе Ортемко Максимов сын казак, в дворе Офонас Павлов хлебник, в дворе Родивонко Степанов казак, в дворе Останя пирожник да Юшко хлебник пирожник, в дворе Родивонко плотник да Гридя хлебник Филипов, в дворе Федько Безсолов хлебник, в дворе Гриша доморник. Да в слободке в Болховине в тяглой по конец Омиревские ж слободки четырнадцать дворов тяглых: в дворе Данилко Парфенов да сын его Исачко, в дворе Него[дяйка Ларивонов] да Ширяйко гвоздочник, в дворе Матфейко Родивонов да сын его [Шеметко, в дво]ре Петрушка Иванов гво[з]дточник, в дворе Орел Федоров да Гридя хлебник, в дворе Паня Фе[до]ро[в] да Степанко Васюков, в дворе Олтух Омельянов колпачник, в дворе Гридька Семенов, в дворе Ивашко Иванов да вдова Овдотья Родивонова, в дворе Илейко Тимохин, в дворе Федько портной мастер, в дворе Ивашко портной мастер, в дворе Сенька пирожник, в дворе Демеха Михайлов сын Борзой. Да в Болховине ж слабодке на Ямках пять дворов тяглых же: в дворе Дениско Фофанов колачник, в дворе Еска скорняк Олферов, в дворе вдова Катеринка Гридинская жена, в дворе Левка Софронов сапожной мастер, в дворе Истомка Терентьев сапожной мастер. А за владыкою те тритцать дворов в книгах не писаны. И яз, князь великий, богомольца своего владыку Васьяна, или хто по нем ины владыка будет, пожаловал, ту тритцать дворов, что был писец Василей Петрович с товарищи написал к чорным дворам, дал есми к Успенью пречистой на Коломну в собор впрок по конец Омиревские слободки одиннатцать дворов: двор Родивонка подошвеника, двор Сенки рожечника, двор Данилка животинного прасала, двор Парфенков хлебников, двор Ортемков Максимова сына казаков, двор Офонасков Павлова сына хлебников, двор Родивонков Степанова сына казаков, двор Останин пирожников да Юшков хлебников и пирожников, двор Родивонков плотников да Гриди хлебника Филипова, двор Федька Безсолова хлебников, двор Гриши доморникова. Да в слободке в Болховине в тягло[и] по конец Омиревские ж слободки четырнатцать дворов тяглых: двор Данилка Парфенова да сына его Исачка, двор Негодяйка Ларивонова да Ширяйка гвоздочника, двор Матфейка Родивонова да сына его Шеметка, двор Петрушки Иванова гвоздочника, двор Орла Федорова да [Гриди хлеб]ника, двор Пани Федорова да Степа[н]ка Васюкова, двор Олтуха Омельянова колпачника, двор Гри[д]ки Семенова, двор Ивашка Иванова да вдовы Овдотьи Родивоновы, [343] двор Илейки Тимохина, двор Федька портного мастера, двор Ивашка портного мастера, двор Сенки пирожника, двор Демехи Михайлова сына Борзого. Да в Болховине ж слободке на Ямках пять дворов тяглых же: двор Дениска Фофанова колачника, двор Ески скорняка Олферова, двор вдовы Катеринки Гридинские жены, двор Левки Софонова сапожного мастера, двор Истомки Терентьева сапожного мастера.

И хто у него в тех дворех учнет жити людеи, и тем его людем с черными людьми не тянуть ни в какие проторы, ни в розметы, и дани, и ям[ски]х, и пищальных денег не дают, да и посошных людей не дают. А наместницы наши коломенские и волостели, и их тиуни тех его людей не судя[т] ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, и кормов своих и поворотного на них не емлют и не всылают к ним ни по что. А ведает и судит тех своих людей владыка сам во всем или кому прикажет. А случится суд смесной тем его людем з городцкими людьми или с волостными, и наши наместницы и волостели, и их тиуни тех его людей судят, а владычен тиун с ними ж судит. А прав ли будет или виноват городцкой человек или волостной, и он в праве и в вине наместником и волостелем, и их тиуном; а прав ли будет или виноват владычен человек; и он в правде и в вине владыке. [А кому]12 дам грамоту на грамотчики, а на сю мою грамоту грамоты нет. [Лета 70]40 шестаго августа 3.

На обороте разными почерками:

Князь великий Иван Васильевич всеа Русии по сея грамоте пожаловал богомольца своего епископа Коломенского и Кошрскаго владыку Феодосия, сее у него грамоты рушити не велел никому ничем, а велел у него ходить по тому, как в сей грамоте [писано. А подписал] 13 великого князя дияк Григорей Захарьин.

Лета 7059-го майа в 17 день царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав сю грамоту, богомольца своего Коломенского и Коширского владыку Феодосия, или хто по нем иний богомолец наш на Коломне будет, пожаловал, сее у него грамоты рушити не велел никому ничем и велел, у них ходити во [в]сем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал царев великого князя дияк Юрьи Сидоров.

Лета 7092-го июня в 30 день государь, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии сее грамоты слушал и, выслушав сю жаловальную грамоту, Коломенского и Коширского богомольца своего владыку Иева, или хто по нем иный богомолец наш владыка на Коломну и на Кошире будет, пожаловал, велел ему сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя и сее у него грамоты рудити не велел никому ни в чем, и во [в]сем велел ходити по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государя царя и великого князя дияк Андрей Арцыбашев».

Государственный архив Тульской области, ф. 2202, оп 1, св. 1, д. 1-2.


Комментарии

1. С. М. Каштанов. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. «Археографический ежегодник за 1957 год», М., 1958, № 33, 69, 115, 481 и 519.

2. Феодосий, при котором была подтверждена грамота, был епископом Коломенским и Каширским с 2 июля 1542 г. по 1555 г. — П. М. Строев. Списки иерархов и настоятелем монастырей российской церкви. СПб., 1877, стб. 1031. Иван IV назван великим князем.

3. РИБ, т. 39, стр. 151, 217; А. А. Зимин. Очерки по истории феодального землевладения и хозяйства Московского государства. М., 1947 г. Рукопись кандидатской диссертации. ГБЛ, стб. 603-604.

4. П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. 1. М,-Л., 1947, стр. 104-109; С. М. Каштанов. Жалованные и указные грамоты как источник по истории феодального иммунитета на Руси в первой половине XVI века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 1958, стр. И.

5. А. А. Зимин. Указ. соч., стр. 5S3-566; «Памятники русского права», т. IV. М., 1956, стр. 142.

6. Упоминаемый в грамоте владыка Никон был епископом Коломенским с 1 мая 1502 г. по январь 1504 г. — П. М. Строев. Указ. соч., стб. 1030.

7. ЦГАДА, ф. Поместного приказа, кн. 200, лл. 99 об. — 100.

8. Там же, лл. 99 об, — 101; «Писцовые книги Московского государства XVI века», отд. 1, ч. 1. СПб., 1872, стр. 311.

9. П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. 2. М.,-Л., 1948, стр. 483-484.

10. «Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв.», ч. I. М., 1951, стр. 39.

11. В тексте Колоне.

12. В этом месте была печать: умещается пять-шесть букв; восстановлено по формуле.

13. Стерто, восстановлено по формуле.

Текст воспроизведен по изданию: Жалованная грамота 1538 г. на две слободки в Коломне // Археографический ежегодник за 1959 год. М. 1960

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.