Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.

История создания единого государственного аппарата в России конца XV — первой половины XVI в. в последние годы сделалась объектом самого пристального внимания 1. В ходе исследований, проведенных советскими историками М. Н. Тихомировым, Н. Е. Носовым, С. М. Каштановым и другими, выяснилось, что то представление о завершенности строительства Российского централизованного государства, которое бытовало в литературе до недавнего времени, по меньшей мере преувеличено. Государство в то время еще, говоря словами В. И. Ленина, «распадалось на отдельные «земли», частью даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенно в управлении» 2.

Дворцовая система управления первой половины XVI в. строилась еще по территориальному, а не функциональному принципу. Перестройка этой системы началась с реформ местного управления и завершилась оформлением в середине XVI в. приказного аппарата. Все это показывает особую важность изучения судеб местного управления в России первой половины XVI в.

К сожалению, в распоряжении исследователей находятся лишь единичные документы по истории местного управления, нуждающиеся в очень тщательном источниковедческом анализе 3.

В свое время была издана подборка документов по истории архаичных форм центрального и местного управления первой половины XVI в., рисующих систему кормления на Руси 4. Настоящая публикация рисует становление нового централизованного аппарата на местах и, в первую очередь, возникновение и развитие института городовых приказчиков (см. док. № 1-4, 6, 10) 5. [343]

Городовые приказчики осуществляли финансово-административную власть на местах и прежде всего в городах, как административных центрах уездов. Публикуемые документы хорошо раскрывают эти функции. Городовые приказчики собирали оброки и другие государственные подати с крестьян (док. № 1, 10), ведали организацией ямской службы и сбором ямских денег (док. № 3, 6), «отказывали» спорные земли (док. № 4), занимались строительством городов (док. № 2). Во время подготовки Казанского похода 1547 г. они «правили», т. е. собирали посошных крестьян с сохи по два человека — конного и пешего (док. № 7). Особенно интересна грамота 1538 г. о построении г. Любима (док. № 2) 6. Это единственный в своем роде документ, обстоятельно рисующий городовое строительство, развернувшееся в годы правления Елены Глинской.

Грамота № 4 дает дополнительные материалы для изучения обстоятельств политической борьбы в малолетство Ивана IV. Дело в том, что в декабре 1544 г. в «нятство» (заключение) был брошен дворецкий И. И. Кубенский. В мае 1545 г. с него опала была снята, но в августе 1546 г. он снова попал в немилость и вместе с Федором Воронцовым казнен 7. В публикуемой грамоте сохранились сведения об обмене землями у Ивана IV с братом Ивана Кубенского Михаилом. Грамота составлена уже когда начался поход Ивана IV к Коломне, во время которого был казнен князь Иван 8.

Грамота № 6 показывает, как старицкий удельный князь Владимир, вышедший в конце 1540 г. из заточения, стремился выдачей податных льгот заручиться поддержкой крупных духовных феодалов 9.

Сведения о городовых приказчиках в публикуемых грамотах дают новые материалы о той среде, из которой формировали местный аппарат власти в XVI в. В частности, интересно, что известный дьяк Мясоед Вислово был городовым приказчиком на Белоозере в 1545 г. (док. № 3). Ранее у нас были сведения о нем, как белозерском приказчике от 1536 и 1549 гг. 10 Константин Мясоед Семенов сын Вислов сам происходил из дворовых детей боярских по Белоозеру 11. Городовые приказчики, таким образом, вербовались из среды местного дворянства и иногда пребывали на своей должности довольно длительный срок 12.

Но городовые приказчики были далеко не единственными агентами центральной власти на местах. По издаваемым документам можно также составить представление о деятельности новгородских дворцовых дьяков (док. № 8), таможников (док. № 5, 12), тиунов (док. № 11), ключников (№ 9).

Грамота № 8 интересна тем, что входит в круг других льгот, которые удалось в середине XVI в. исхлопотать у московского правительства [344] энергичному соловецкому игумену Филиппу Колычеву (будущему московскому митрополиту) 13.

Наконец, последний из публикуемых документов — жалованная данная и несудимая грамота Ивана IV 2 декабря 1550 г., выданная кн. И. Ф. Мстиславскому на деревни Ярославского уезда (док. № 12). Грамота — одна из немногих, дошедших до нас несудимых грамот светским феодалам 14. И. Ф. Мстиславскому принадлежали на удельных правах волости Юхоть и частично Черемха в Ярославском уезде 15. Он был один из крупнейших и родовитых феодалов 16. Этим объясняются широкие несудимые льготы, данные Иваном IV И. Ф. Мстиславскому по грамоте 1550 г. на его ярославские владения. Интересно упоминание в грамоте специальных «книг», куда записывались жалованные и ввозные грамоты. Вели в 1548 г. эти книги Яков Григорьев сын Захаров и Третьяк Леонтьев 17. Наконец, в грамоте упоминаются поместные деревни Басалая, Чудина и Михаила Бундовых, отобранные у них по какой-то причине. Позднее их родич Крестьянин Бундов в 1566 г. был одним из инициаторов выступления против опричнины 18.


№ 1

1521 г. февраля 18. — Указная грамота вел. кн. Василия III Ивановича вологодскому городовому приказчику Алексею Филимонову о порядке взимания оброка с покосов, описанных Юрием Юматовым

От [великого князя] Васи[лия] (Начало грамоты попорчено, восстанавливается по смыслу) Ивановича всеа Русии на Вологду приказчику городовому Олеше Филимонову или по нем иной хто приказчик городовой будет. Били мне челом Спакого манастыря с Прилука игумен Мисайло з братьею о том, что писал на Вологде Юшко Юматов на поимех у озер покосы в молотве и в назиме и в лосте их хрестьян из окологородья тысячю и двесте и тритцать копен, а оброку на них положено двенатцать алтын. А которые сена косят их же манастырские в тех же озерех на манастырь и к деревням к манастырским, и Юшко у них тех покосов не писал, потому что те покосы манастырские из старины. И ты б нынече оброк имал с тех хрестьян, у которых писал покосы Юшко Юматов, опроче, а з городцкими и с волостными бы его не смешивал. А которые их покосы оприч того, а Юшко их не писал, и ты б в те у них покосы вступатися у них не велел никому. А оне те свои покосы ведают по старине. А прочет грамоту отдай им назад.

Писан на Москве лета 7029-го февраля в 18 день.

На обороте: Князь великий.

Князь великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте Спаского что на Вологде у Спаса на Прилуце игумена Мисаила з братьею или кто по нем в том манастыре иный игумен будет, пожаловал, сее грамоты у них не велел рушыти никому ничем. Которых их манастырских пожен и [345]покосов на великого князя Юшко Юматов не писал и оброку на них не положыл, и те пожни и покосы игумену з братьею ведати по тому, как в сей грамоте писано, а вступатись у них в те пожни и в покосы не велел никому. Писан на Москве лета 7000 четыредесять втораго февраля в 5 день. А подписал дьяк Федор Мишурин.

Приказал казначей Юрьи Дмитреевич.

Лета 7185-го мая в 12 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, указал сю грамоту подписать на свое великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца имя и чинить велел, как в сей грамоте написано. Диак Филин Артемьев.

ЛОИИ, коллекция Н. Г. Головина, № 48. Подлинник. На отгибе нижнего края грамоты черновосковая прикладная печать небольшого размера.

№ 2

1538 г. августа 6. — Грамота вел. кн. Ивана IV Васильевича о построении г. Любима

Великаго князя Иоанна Васильевича в Костромской уезд в Осецкой стан и в Кулигу и в Ыледам (В рукописи в Вылемда), в Ледомския станы в черной, в служен, в Котогорской, в соцкой да в чашнич путь, в Обнорской, в Кинтуново да в Вологоцкой уезд в Волочек в Лиской, во Абнору детем боярским костромичам и старостам и соцким и десяцким и всем крестьяном великаго князя, митрополичим и владычним и княжим и боярским и монастырским и черным и всем без измены, чий кто ни будь.

Присылали есьть к нам напреде сего бити челом Михайла Ильича сына Иевълева да Лучьку Семенова сына Горугина да Ваську Михайлова сына Лехчанова. И сказываете, что те волости и станы Осецкой и Кулига и Елнат Илемския станы черной и служен и Котогорской и соцкой и чашнич путь, Обнорской и Кинтуново и Волочек и Обнора от городов отошли далече, верст по сту по девяносту, и мест-де осадных у вас в городех от казанских людей нам убежищей нет. И коли-де прииде от казанских людей всполошное время, и нам-де тогда от казанских людей детися негде и в город на Кострому бежати далече. И без города-де вам впредь не мочно быть.

И аз вас ослободил вам город поставить в Костромском уезде по вашему челобитью в стрелице на реке на Луковке и на Пеленде.

И вы-де обыскали теми же станы и волосьтьми иное место под город, того места крепчае и угоднее в Котогорском стану на реке на Обноре на усътии Учи-реки в стрелице среди волостей от того места *около того места (В рукописи над строкой). И реки-де пришли большия и лесу много и строить на том месте Есипа Федорова сына Кафтырева да земских людей Ивашку Афанасьева сына да Ивашка Гаврилова и во всех детей боярских место и кресьтьян, чтобы их аз пожаловал, им дал грамоту на то место поставить город на реку на Обнору на устии реки Учи в Котогорском стану.

И будет им то место под город пригоже и крепости к тому месту пришли многия и место собою крепко и не песковато, и впередь бы то место под городом не порушилося и городу от того места порух не чаяли.

И вы же бы на Обноре на усьтии Учи в стрелице город поставили. И как почаете казанских людей на костромския места, и людем бы в город из сел и из деревень и из дальных утечи мочно.

И вы б на Обноре на усти на Учи во стре[ли]це город поставили своими сохами и рвы копали и городовой бой, камение и колье на город [346] приготовили и как (Так в рукописи; вероятно следовало так) город зделаете. А будет на речьке на Обноре на устье Учи то место под город не пригоже и крепости у того места мало или место будет песковато, и впредь городу на том месте быти не мочно, или будет в казанской приход людем из сел и из деревень и из дальних уйти не мочно, и вам бы на том месте города не ставить, и выбрать бы место иное, где будет пригоже, чтоб к которому месту крепости пришли великия и сторожи бы у вас везде были крепкия. И каковы будут весьти от казанских людей, и вы б были вси в городу, а иныя бы по крепостям жили. А буде вам в том месте на реке на Обноре на усти Учи в стрелице мочно собою город поставить, а не часто приидут казанския люди, и вам будет в том городке от казанских людей отседетися не мочьно, и вам бы все меж себе поговоря да горотка в том месте не ставить, а людям изрону не чинить.

А нечто приговорите все, что вам в том месте пригоже город поставить и от казанских людей отседетися мочьно, и вам бы на Обноре на уста Учи городок собою поставить. А корм бы есьте намесником костромским [и] (В рукописи нет) волосте[ле]м (В рукописи волостем) всякие пошлины платити (В рукописи платили) по старине и на поруки даватися (В рукописи давалися) по тому же, как и наперед того вас костромския наместники и волостели (В рукописи волостители) судили. А в прикащиках есьми в городовых велел у вас быть Есипу Федорову сыну Кафтыреву.

Писана на Москве лета 7046-го августа в 6 день.

ЦГАДА, ф. 1260, oп. 1, № 603, на двух листах. Список XVIII в.

№ 3

1545 г. февраля 4. — Указная грамота вел. кн. Ивана IV Васильевича белозерским городовым приказчикам Мясоеду Вислово и Тебеньку Михайлову о ямской повинности крестьян Кирило-Белозерского монастыря

Список з грамоты. От великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии на Белоозеро приказщиком городовым Мясоеду Вислово да Тебенку Михайлову или по вас на Белеозере будут иные приказщики.

Били ми челом Кирилова монастыря игумен Афонасей з братьею, а сказывает, что-де их хрестьяне с подводами стоят с сох повытно на Ворбозовском яму, а на Белеозере деи на яму с подводами стояти не велено; а коли-де их монастырьские хрестьяне приедут в город на Белоозеро с торгом, и белозерские десятщики у них лошади в подводы на ям емлют силно, а прогонов деи не платят.

И будет Кирилова монастыря хрестьяном велено с подводами стояти на Ворбозовском яму, а на Белозерском яму будет им с подводами стояти не велено, и вы бы Кирилова монастыря хрестьяном и воперед велели на Ворбозовскомь яму с подводами стояти по указу и по грамоте, как иные хрестьяне на Ворбозовском яму с подводами стоят. А з белозерскими бы есте ямщиками у Кирилова монастыря хрестьян в городе на Белеозере на яму лошадей в подводы имати не велели. А будет Кирилова монастыря хрестьяном велено по грамоте и по указу на обех ямех с подводами стояти, и Кирилова бы монастыря сел хрестьяне на обеих ямех с подводами стояли по грамоте и по указу. А будет Кирилова монастыря хрестьяном велено на Ворбозовском яму с подводами стояти, а в город на Белеозере с подводами стояти не велено, и вы б белозерским ямщиком у Кирилова монастыря хрестьяном лошадей на торгу и в деревнях имати не велели. А почнут [347] у них лошади в подводы имати, и вы бы ямщиков давали на поруки, да чинили один срок с кириловскими хрестьяны стати передо мною на Москве. А прочет грамоту, отдавайте игумену назад, и они себе держат впередь иных для наших приказъщиков городовых.

Писана лета 7000 пятьдесят третьяго февраля вь 4 день.

Позади грамоты пишеть: Князь великий всеа Русии. На ставе: Дияк Григорей.

ГПБ, QIV, № 113а, лл. 742-743 об. Список XVII в.

№ 4

1546 г. мая 14. — Указная грамота вел. кн. Ивана IV Васильевича суздальским городовым приказчикам Нечаю Тумскому и Андрею Перешенникову о передаче на время спорных деревень и починков в совместное «веденье» кн. Михаилу Ивановичу Кубенскому и архимандриту Спасо-Ефимьева монастыря

От великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Суздаль городовым приказщиком Нечаю Тумъскому да Ондрею Перешенникову.

Присылал к нам быти челом из Смоленска боярин наш и наместник князь [Ми]хайло (Рукопись попорчена) Иванович Кубинской о том, что пожаловал есми его против его вотчины села Клепова селом Воскресенским з деревнями и с починки. И в том деи селе спорных деревень двенатцать: деревня Булатцово Малое, деревня Булатцово Большое, деревня Почихино, деревня Сосновец, деревня Заозерье, деревня Колинина, деревня Крутой Враг, деревня Кропивна, починок селища Крутой Враг, починок Ивановской, починок Деревенка, починок Образцов да остров Синегор, [с] (В рукописи нет) спасским архиманритом Ефимьева монастыря с Германом. И наперед сего посылал есми тое земли спорные судити Василья Беречинского да подьячего Чешла. И мы их суда ещо не слушали, а те деи деревни спорные и угодья все тех деревень и починков приказали судьи ведати спасскому анхиманриту одному, норовячи по посулом. И нынеча те деревни и починки с лесы и с угодьи велели ведати боярину нашему и наместнику князю Михаилу Ивановичю Кубенскому [с] (в рукописи нет) спасским архиманритом по половинам до нашего указу до тех мест, как мы той земли управу учиним.

Писано на Москве лета 7054 майя в 14 день.

На обороте: Князь великии всеа Русии.

На обороте помета: Третьяк.

ЦГАДА, ГКЭ, Суздальский у., № 27/11806. Подлинник. На отгибе нижнего края грамоты черновосковая печать небольшого размера.

№ 5

1546 г. июня 28. — Указная грамота вел. кн. Ивана IV Васильевича угличским таможенникам Семену Сыроеже и Ивану Боче с товарищами о невзимании пошлин с провозу Кирилло-Белозерским монастырем 10 000 пудов соли из Каргополя.

Список. От великого князя Ивана Васильевича всеа Руссии на Углечь таможником нашим Семену Сыроеже да Ивану Боче с товарыщи.

Зде нам били челом Кирилова монастыря старцы Васьян да Никодим в ыгуменово место Афонасьево и во всей братьи место Кирилова [348] манастыря, что пожаловал есми их, дал им свою жаловалную грамоту, велел ям купити в Каргополе другую десять тысящ соли на продажу, а продати им та соль, где будет пригоже, безпошлинно, и они-де тое соли везли десять тысяч, розложив на двое, а шло-де одно судно наперед, а другое после, и вы деи одно судно пропустили без весчего по нашей жаловалной (Далее одно слово вытерто) грамоте, а з другово-де их суда на них весчее емлете не по нашей жаловалной грамоте, а нашу жаловалную грамоту у них рудите.

И вы то чините негораздо, что нашы грамоты рудите. И вы бы у кириловского игумена у Афонасья з братьею нашие жаловалные грамоты у них не рудили, а ходили б есте о всем по тому, как у них вь их жаловалной грамоте писано. А что будет есте на них через нашу грамоту лишка взяли, и вы б им то однолично отдали. И чтоб нам въперед кириловской игумен з братьею на вас о том не били челом. А учнете на них вперед имати через нашу жаловалную грамоту лишек или им того не отдати, что есте на них ныне лишка взяли через нашу жаловалную грамоту, и вперед у них учните нашу жаловалную грамоту рудити, и вам от меня быти в опале и в продаже.

Писана на Коломне лета 7054 июня в 28 день.

Позади грамоты пишет: Князь великий всея Русси.

ГПБ, QIV, № 113а, лл. 704-705. Список, XVII в.

№ 6

1546 г. ноября 11. — Указная грамота старицкого кн. Владимира Андреевича верейскому городовому приказчику Ивану Бурцеву о взимании оброка с Симонова монастыря села Дикого Вышгородского у. волости Сохны

От (На полях рукописи 52) князя Володимера Андреевича в Верею прикащику городовому Ивану Бурцову или кто по тебе иной наш в Верее даньщик будет.

Бил ми челом пречистые Симонова манастыря архимандрит Трифон з братьею о том, что их монастырское село Дикое з деревнями в Вышегородцком уезде в Сохне, а по старому письму сошные пашни в нем треть сохи. И мне бы их пожаловати, велети с того их села имати за дань и за ямские деньги и за примет оброком. И яз их пожаловал, давати им с того села за дань и за ямские и за примет и за все пошлины з году на год оброком с трети сохи по одиннатцати алтын з деньгою.

И как учнешь нашу дань с верейских и с вышегородцких сох имати, и ты бы с того их села з Диково взял за нашу дань и за ямские деньги и за все пошлины оброком одиннатцать алтын з деньгою. Да и дел бы есте наших с того села никоторах не нарежал по сей нашей грамоте. А прочет сю нашу грамоту, отдавайте им назад, и они ее держат у себя иных для наших даньщиков, докуды им на то село дам своею грамоту жаловальную.

Писано на Москве лета 7055-то году ноября в 11 день.

У подлинные грамоты назади написано: Князь Володимер Андреевич.

У грамоты печать черная.

ГИМ, Сим. 58, Моск. у., № 52, л. 206-206 об. Список XVII в. [349]

№ 7

1547г. октября 10. — Указная грамота царя Ивана IV Васильевича городовым приказчикам о запрещении нарушать жалованную грамоту Троице-Сергиева монастыря и наряжать посошных людей к казанскому походу

От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Переславль, в Ростов, на Кострому, вь Ерославль, на Романов, и в Пошохонье, в Гороховец, на Балахну, в Новгород Нижней, вь Юрьев, в Суздаль, в Володимер, в Муром, в Дмитров, во Тверь, на Углеч, в Кашин, в Бежетцкой Верх, в Торжок, в Старицу, в Верею, в Боровескъ, вь Ерославец, в Серъпухов, на Коломну, на Волок, в Галич, в Радонеж (В рукописи Радожен) приказщиком городовым тех всех городов. Бил нам челом богомолец нашь троецкой Сергиева монастыря игумен Иона з братьею о том, что у них на их села, и деревни, и на слоботки наша грамота жаловальная тарханная от наших от ямских денег и от посошные службы. А вы деи у них нынеча ту нашу жаловальную грамоту по нашим грамотам рудите, правите на их крестьянех сь их сел и з деревень к казанскому походу посошных людей с сохи по два человека, по конному да по пешему, а з слобот з десяти дворов по человеку по конному, по тому ж, как и с ыных сох и з слобод. И яз у них тое своее жаловальные грамоты рудити не велел, и вы б нынеча с троецких сел, и з деревень, и з слобод на их крестьянех посошных людей не правили по сей нашой грамоте. А с сее есми своей грамоты велел игумену Ионе з братьею посылати к вам по городом розные грамоты, с сее грамоты списки слово в слово за их монастырскою печятью. И вы б тех противней с сее грамоты верили. А сю есми грамоту игумену Ионе з братьею велел держати у собя спору для. И вы б однолично тем их противнем верели, а людей не имали.

Писана на Москве лета 7056 октября в 10 день.

Припись на грамоте: Царь и великий князь всеа Русии.

ГБЛ, ф. АТСЛ, кн. 519, лл. 17 об. — 18 об. Список конца XVI в.

№ 8

1547 г. октября 26. — Указная грамота царя Ивана IV Васильевича новгородским дьякам Дмитрию Скрипицыну и Ишуку Бухарину об обелении двора, купленного Соловецким монастырем в Новгороде

Слисок з государевы жаловальные дворовые белые грамоты, что в Великом Новгороде двор на Щитной улицы.

От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в нашу отчину в Великий Новгород диаком нашим Дмитрею Скрыпицыну да Ишуку Бухарину. Здесь нам бил челом Соловецкого монастыря игумен Филипп Колычев з братьею о том, что-де у них в Новгороде на посаде куплен двор на приезд на Щитной улицы и соцкие-де и десяцкие с того их двора емлют подать всякую. И нам бы игумена Филиппа з братьею пожаловать, с того их двора подати никоторые имати не велети. И яз игумена Филиппа з братьею пожаловал, велел тот им двор обелити. И вы б, дияки наши, тот им двор обелили и подати б с того двора вперед соцким и десяцким у них сь их двора имати не велели никоторые. А прочет бы естя сю грамоту отдали ему назад, и он ее себе держит вперед для дворового очищенья. Да и в книги бы естя ту у них грамоту списати велел, чтоб они вперед из монастыря с тою грамотою в Новгород не ездели.

Писана на Москве лета 7056-го октября в 26 день.

ЛОИИ, ф. Соловецкого мон., кн. 136, лл. 143-144. Список XVII в. [350]

№ 9

1548 г. апреля 9. — Указная с прочетом грамота царя Ивана IV Васильевича нижегородским воеводам С. Д. Пешкову-Сабурову и А. В. Застолбскому и ключникам Ф. Апраксину и И. Веревкину о запрещении царским рыболовам и поварам подолгу останавливаться в волжских водах Симонова монастыря

От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Нижней Новъгород Семену Дмитреевичу Пешкову Сабурову, да Олексею Васильевичу Застолбскому, да ключником нашим Федору Апраксину да Ивану Веревкину или хто по вас в Нижнем Новегороде иные наши воеводы о заповеди и ключники будут.

Бил нам челом Симановского манастыря архимандрит Трифон з братьею, а сказывает, что в Нижнем Новегороде их манастырьские воды вниз по Волге Елинские и Люлеховские с озеры и с ыстоки. И как-деи повары наши да с ними и нижегородцкие посадцкие ловцы поедут весне с оханы вниз по Волге до Василя города, и те-деи ловцы в их в манастырских в симановских водах в Елинских и в Люлеховских с оханы на рыбной ловле стоят по третьею весну до десяти ден и до дву недель. А мимо тех их вод не плавают, а ловят в тех их водах рыбу на собя да ту рыбу продают. А опричь их симановских вод по тольку не стоят ни в которых водах. А стоят деи те нижегородцкие ловцы в тех симановских водах, рняся тому, что прежде сего с манастырьскими слугами в том тягалися и у поля стояли. А в грамотах в их в манастырьских в старинных писано, что ловцом нашим в их водах не ловити, а наш указ и в грамотах к вам пишут: с охоны плавати в моих водах, и в манастырьских, и во всех без омены, чьи воды ни буди. И вы б того берегли накрепко, да и поваром, и ловцом бы есте о том наказали, чтобы с нашими оханы плавали во всех водах ровно, и в их в манастырьских по нашим грамотам, а по тольку б ден в их водах не стояли.

А прочет грамоту и поваром, и ловцом наказав, отдали б есте Оимановского манастыря старцу или слуге назад, и они ее держат вперед иных для наших воевод и ключников.

Писана на Москве лета 7050 шестаго апреля в 9 день.

Оборот: Царь и великий князь всеа Русии.

ЦГАДА, ГКЭ, oп. 21, Н-Новгород, № 15159. Подлинник. У грамоты черная прикладная печать.

№ 10

1548 г. июня 20. — Указная с прочетом грамота царя Ивана IV Васильевича в Можайск городовым приказчикам Чюдину Болотникову и Нечаю Елизарчикову и москвитину Артему Захеевскому о ненарушении льготной грамоты Симонова монастыря

От (На полях рукописи 5) царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Мажаеск приказщиком городовым Чюдину Болотникову да Нечаю Елизарчикову, да москвитину Ортему Захеевскому. Бил нам челом пречистые Симонова монастыря архимандрит Трифан з братьею о том, что у них в Можайском уезде села и деревни, а на те-де у них села и деревни наша жаловальная грамота льготная от посошных людей и от городовых (В рукописи горовых. Далее повторено от горовых) дел и ото всяких податей на пять лет: от лета 7050 пятаго до лета 7060-то, а вы-де у них ту нашу грамоту жаловальную рудите: с их сел и з деревень посошных людей и городовые дела наряжаете и всякие подати емлете. А у них-де и ещо по нашей грамоте урочные лета не отошли. [351]

И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тое у них (Последние два слова написаны над строкой) нашей жаловальные грамоты не рудили (В рукописи родили) и посошных людей и городовых дел не наряжали и всяких податей не имали по их грамоте жаловальной до их урочных лет.

А прочетчи грамоту, отдавайте монастырьским прикащикам назад, и они ее держат вперед иных для наших можайских приказщиков городовых и московских присыльщиков.

Писана на Москве лета 7056-го июня в 20 день.

У подлинной грамоты назади написано: Царь и великий князь всеа Русии.

За черною печатью (Последняя фраза приписана другим почерком и другими чернилами)

ГИМ, Сим. 58, Можайск, у., № 5, лл. 523 об. — 524. Список XVII в.

№ 11

1548г. июля 29. — Указная с прочетом грамота царя Ивана IV Васильевича в Дмитров Демиду Кислово сыну Дурову о невзимании мыта со слуг и крестьян Симонова монастыря при проезде их через Дмитров, Рогачево и Бунятино

От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Дмитров Демиду Кислово сыну Дурову.

Здеси нам бил челом пречистые Симанова монастыря архимонрит Трифон з братьею о том, что их крестьяне и слуги ездят из Бежецкого Верху и з Белаозера водою в стружкех и сухим путем телегами с монастырскою рыбою и с солью, и ты-де с их монастырских слуг и со крестьян, и [с] (В рукописи нет) стругов, и с телег, и с пеших людей в Дмитрове, и в Рогачеве и в Бунягине емлешь мой, царя и великого князя, мыт; а у них нашя жаловальная грамота лготная ото всех пошлин, что им мыта и явки не давати. Да и грамоту жалональпую лготную перед нами клал.

И яз у них тое грамоты рудити не велел никому ни в чем, докуды лгота отойдет. И как к тебе ся грамота придет и монастырские слуги и крестьяне вперед учнут ездити в стружкех и сухим путем телегами с монастырскою рыбою и с солью и со всяким монастырским запасом мимо Дмитрова и Рогачево и Бунятино, и ты б Симановского монастыря на слугах и на крестьянех с стругов и с телег и с пеших людей мыта и явки не имал по нашей жаловальной грамоте. А нашие б еси жаловальной грамоты у них не рудил.

А прочет сию грамоту, отдал бы еси ее Симановского монастыря слуге назад, и он ее себе держит вперед иных для наших дмитровских тиунов.

Писана на Москве лета 7056 июля в 29 день.

На обороте: Царь и великий князь всеа Русии.

ГБЛ, Беляев, № 81. Подлинник. К грамоте приложена печать черного воска.

№ 12

1550 г. декабря 2. — Жалованная данная и несудимая грамота царя Ивана IV Васильевича кн. Ивану Федоровичу Мстиславскому на дер. Горки и др. Ярославского у.

Се (На полях рукописи 3) аз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми боярина своего князя Ивана Федоровича Мстисловского. Что мне бил [352] челом и сказывает, что дана ему наша жаловальная грамота на (Написано над строкой) наше жалованье на его села и на деревни в Ерославском уезде в Черемоской волости на деревню на Горки з деревнями, да на Михайловское, да на Басалаевское, да на Чюдовское поместье (Слог по написан над строкой) Бундовых, что к тем же деревней придано ему, — да в Черемхе жа на село Никольское да на село на Слободищу да на село на Никольское и на Новое з деревнями, что было Федора Воронцова, да во Твери на село на Кушалино, да на село на Погорелец з деревнями, да в Кашинском уезде на село на Ильинское (В рукописи Ильильниское) з деревнями, да в той же-де грамоте написано было за ним тетки его княж [Василия] Васильевича Шуйского кнеини Настасьи в Суздоле село Быково под селом Козловым, а Козлова, сказывает, села за теткою его за княгинею за Настасьею не бывало. И та-де наша жаловальная грамота утерялась у него у печати у Бориса у Сукина. А дана-де была ему на те села и на деревни наша жаловальная грамота преж сего лета 7000 в пятьдесят в шестом году. И мне б князя Ивана Федоровича пожаловати, в тое грамоты место велети ему на те его села и на деревни дати новая жаловальная грамота, а в села Козлова места велети б ему в грамоту написати тетки его княгини Настасьи село Быково з деревнями, которое ему дано.

И яз велел в книгах дьяком своим досмотрити, какова наша жаловальная грамота преж сего на те села и на деревни князю Ивану дана, и село Быково за ним в грамоте написано или Козлово. И в книгах в даче дьяков Якова Григорьева да Угрима Лвова написано: лета 7000 пятьдесят шестаго году августа в 27 день дана жаловальная грамота князю Ивану Федоровичю на те все села и на деревни, на которые наши жаловальные грамоты, мою царева и великого князя бьет челом, да на село на Козлово з деревнями и с починки, что было поместье княгини Настасьи Шуйского. А написаны те все села и деревни за князем Иваном в вотчину.

А наперед тое грамоты в пятьдесят в шестом году июня в десятый день в книгах же дьяков Якова Григорьева да Третьяка Левонтьева в даче написано: дана князю Ивану Федоровичю ввозная грамота в Суздальском уезде в село в Быково з деревнями, что было поместье княгини Настасьи Шуйскаго, в вотчину ему против села Гребенева, а Козлова села, в Суздольских книгах за кнегинею за Настасьею и ей отписано.

И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, боярина своего (Слово повторено дважды) князя Ивана Федоровича Мстисловского пожаловал по прежней своей грамоте, придал есми к нему к старой его вотчине к Юхти в вотчину в Ерославском уезде в волости в Черемоской, что написано за ним по Семенову письму Плещеева да по Васильеву Беречинского по книгам по сошным, деревню Горки и иные деревни, починки, всего черных деревень и починков девяносто три, а сошного писма в них четыре сохи с третью; да по сошным книгам селцом Михайловским селищем за осмьюнатцатью деревнями, починки, что были в поместье за детьми боярскими (Слово написано над строкой) за Басалаем да за Чюдином да за Михалем за Бундовыми, а сошные (В рукописи сошны) пашни в них соха бес четверти и бес пол-пол-пол-четверти сохи, что приданы ему к Черемхе же, а даны ему (Написано над строкой) те все Черемоские черные деревни и Бундовых поместье против слободы Голузины; да князя Ивана ж есми пожаловал в Черемхе ж селом Никольским з деревнями, да селом Слободищем, да селом Никольским Новым, что была вотчина и поместье Федора Воронцова, да во Тверском уезде княж Ивановскими селы Дорогобужского, селом Кушалиным да селом Бели з деревнями и с починки, да во Твери ж [353] княгини Ирины княж Осифовы Дорогобужского селом Погорелицы з деревнями — против села Ивановского з деревнями и с починки; да князя Ивана ж есми пожаловал в Кашинском уезде селом дворцовым Ильинским з деревнями и с починки и с озеры, которые озера изстари к тому селу; да в Суздале в Онанье селом Быковым з деревнями и с починки, что то село Быково з деревнями было за теткою его за княгинею за Настасьею за Шуйского, со всем с тем, что к Черемошским к волостным и к поместным к Бундовым к деревням и к починкам и ко всем к тем селам и к деревням и к починкам и которые в сей грамоте писаны изстари потягло з бортными угожаи и с отхожими покосы, и с лесы и со всеми угодьи по писцовым книгам и з судом и со всеми пошлинами в вотчину ему и его детем. И хто у него в его селех и в деревнях и в починкех учнут жити людей, и наши наместницы ярославские, и тверские, и кашинские, и суздальские, и волостели, и их тиуни тех его людей и крестьян не судят ни в чем, и кормов своих на них не емлют никаких; также крестьяне его к сотцким и к десятцким с тяглыми людьми не тянут ни в которые грамоты, ни в посошной корм. А ведает и судит князь Иван Федорович тех своих людей и крестьян сам во всем или кому прикажет во всяких делех, и в татьбе, и в душегубстве, и в розбое с поличным.

А у кого будут наши грамоты жаловальные на грамотчиков, а на сю мою грамоту грамоты нет.

А дана грамота в нашем государьстве на Москве лета 7059-го декабря в 2 день.

У подлиной грамоты назади написано: царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии.

Да у той же грамоты печать вислая красная.

ГИМ, Сим. 58, Яросл. у., № 3, лл. 398-401. Список XVII в.


Комментарии

1. М. Н. Тихомиров. Россия в XVI столетии. М., 1962; Н. Е. Носов. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. М.-Л., 1957; С. М. Каштанов. К проблеме местного управления в России первой половины XVI в. — «История СССР», 1959, № 6, стр. 134-148; А. К. Леонтьев. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961; А. А. Зимин. Реформы Ивана Грозного. М., 1960 и др.

2. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 153.

3. См. Н. Е. Носов. Новое направление в актовом источниковедении. — «Проблемы источниковедения», сб. X. М., 1962; А. А. Зимин. О методике актового источниковедения в работах по истории местного управления России первой половины XVI в. — «Вопросы архивоведения», 1962, № 1, стр. 33-45.

4. «Из истории центрального и местного управления в первой половине XVI в.» Подг. к печати А. А. Зимин. — «Исторический архив», 1960, № 3, стр. 143-144.

5. Публикуемые акты упоминались, кроме № 2, 4, С. М. Каштановым: «Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.» — «Археографический ежегодник за 1957 год». М., 1958, № 172, 480, 511, 521, 557, 579, 581, 587; «Археографический ежегодник за 1960 год». М., 1962, (далее — Каштанов), № 632; № 1, 2, 4 упоминает в своей монографии Н. Е. Носов (Н. Е. Носов. Указ. соч., стр. 73, 122, 162, 181 и др.).

6. Впервые опубликована с множеством огрехов в «Ярославских епархиальных ведомостях», 1880, № 21.

7. ПСРЛ, т. XIII, ч. I, стр. 146-147. О землях, конфискованных у Федора Воронцова, см. ниже, в док. № 13.

8. См. упоминание об обмене землями М. И. Кубенским в жалованной грамоте от ноября 1547 г. (ААЭ, т. I, № 215).

9. См. аналогичную грамоту князя Владимира от 30 июня 1546 г., адресованную тому же Ивану Бурцову с предписанием об освобождении на год от несения ямской повинности крестьян Троицко-Сергиева монастыря (ААЭ, т. I, № 207).

10. РИБ, т. II, № 31, 32.

11. «Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х годов XVI в.» М.-Л., 1950, стр. 147. Подробнее о нем см.: П. А. Садиков. Очерки по истории опричнины. М.-Л., 1950, стр. 131 и сл.

12. Так, Дичок Ярцев был городовым приказчиком в Переславле Залесском с 1536 по 1547 г. (Каштанов, № 347, 550).

13. О его деятельности в Соловецком монастыре см.: А. А. Савич. Соловецкая вотчина XV-XVII в. Пермь, 1928, стр. 48-54.

14. В списке этих грамот С. Б. Веселовского (с 1424 по 1594 г.), насчитывающем 109 номеров, грамота отсутствует (С. Б. Веселовский. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М., 1926, стр. 113-118).

15. Подробнее см.: С. Б. Веселовский. Последние уделы в Северо-Восточной Руси. — «Исторические записки», кн. 22, стр. 117-121.

16. Отец И. Ф. Мстиславского женат на княжне Анастасии (дочери казанского царевича Петра и Евдокии, дочери Ивана III). На сестре Анастасии (тоже по имени Анастасия) женат был князь В. В. Шуйский.

17. Он же подписал публикуемый ниже документ № 6. О Якове Григорьеве см. в грамотах 1545-1547 гг. (Каштанов, № 463, 493), о Третьяке Леонтьеве см. там же, № 266, 497.

18. А. А. Зимин. Земский собор 1566 г. — «Исторические записки», № 71, стр. 229-231; он же. Опричнина Ивана Грозного. М., 1963, стр. 206-207.

Текст воспроизведен по изданию: Новые документы по истории местного управления в России первой половины XVI в. // Археографический ежегодник за 1965 г. М. 1966

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.