Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

1510 г. февраля 13. — Жалованная несудимая и заповедная грамота Василия III игумену Гдовского Никольского монастыря Викентию на монастырские деревни в Псковском уезде (с подтверждениями 1549, 1587, 1599 и 1611 гг.).

Василей, божиею милостию царь и государь всеа Русии, и великий князь владимерский и московский, и новгородский, и псковский, и тферский, и югорский, и пермъский, и болгарский и иных, пожаловал есми в своей отчине во Псковской земле святого Николы чюдотворца, что во Вдове 1 у посада, игумена Викентея з братьею или хто по нем ины игумен в том манастыре будет. Которые их деревни будут манастырские во Псковском уезде, во Вдовском и в ыных пригородех псковских 2, и хто у них в тех деревнях учнут жити людей, и наместници наши псковские и пригородцкие наместници и их тиуни тех их людей не судят ни в чем, оприч душегубства и розбоя с поличным. А ведает и судит игумен з братьею своих людей сами во всем или кому прикажют. А случитца суд смесной их людем манастырских деревень с городскими людми или с волостными, и наместници наши или их тиуни судят, а игумен или их приказщик с ними же судит; а прав ли, виноват ли манастырской, и он в правде и в вине игумену з братьею, а городской и[ли *во]лостной (Здесь и далее без оговорок в квадратных скобках восстанавливаются буквы, полностью выцветшие, замазанные или стершиеся на сгибах рукописи. Другие случаи повреждения текста оговариваются особо. Текст восстанавливается по смыслу и по аналогии с соответствующими местами в других жалованных грамотах и, в частности, в публикуемой ниже грамоте Петропавловскому монастырю, совпадающей по формуляру с грамотой Никольскому монастырю.) человек прав ли, виноват ли, и он в правде и в вине наместником и их тиуном; а истцево доправливают на виноватом.

А кому будет чего искати на самом игумене или на их приказчиках, ино их судят наши наместники псковские; а тиуни наших наместников игумена и их приказщиков не судят ни в чем.

Также есми пожаловал игумена николского Викентея з братьею во Вдове: наши князи и бояре, и воеводы ратные, и всякие ездоки у них (Так в рукописи; следовало бы «их», как в грамоте Петропавловскому монастырю.) людей и у хрестьян силно не ставитца (Так в рукописи; следовало бы «ставятца», как в грамоте Петропавловскому монастырю), ни кормов, ни проводников, ни подвод у них силно не емлют; а кому у них лучитца стати, и он себе корм свой и конской купит по цене, как ему продадут.

Также наместничи люди и боярские люди, и иной нихто на пир и на братчины незваны к ним не ездят. А хто к ним приедет незван, и они того вышлют вон безпенно; а не поидет вон, а учинитца у них какова гибель, и тому та гибель платити вдвое без [254] суда и без исиравы; а от меня от великого князя быти ему в казни. Также попрошатаи наместничи люди и боярские люди, ни иные никоторые в монастыр и по деревням по их просити не ездят.

А хто ся ослушает сее моей грамоты, и тому от меня от великого князя быти в опале и в казни.

Писан во Пскове. Лета 7018 (Под цифрой «7018» почерком XIX в. написано «1510».), февраля 13 день. Иван (Написано несколько иным почерком и отделено от предшествующего текста извилистой чертой.).

На обороте: В[асилей, божиею мило]с[тию] царь [и госуда]рь всеа Руси[и], и велики князь.

Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии по сей отца своего царя и великий (Так в рукописи; следовало бы «великого».) князя Васил[е]я Ивановича всеа Русии грамоте пожаловал святаго Николы чюдотворца, что во Вдове у посада, игумена Кондратья з братьею или хто по нем в [т]ом манастыре ины (Над буквой «ы» знак ".) игумен будет, сее у них грамоты (Над буквой «ы» знак ".) рушати не веле[л ни в ч]ем [никому. А] велел у них ходити о [в]сем по тому, как в се[й] грамоте писано. Лета 7000 пятдесят седмаго, марта. А п[о]д[пис]ал царя и вел[и]кого князя дияк Бака[к]а Митрофанов (Буква «в» исправлена из буквы «г» теми же чернилами.) сын Карачарова 3.

Лета 7096-го, сентября в 7 день. Царь и великий [кн]язь Федор Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав сю грамоту, Николского монастыря, что во Гдове у посаду, игумена Исаю з бр[а]тьею или хто [по не]м [ины и]гумен [в то]м монастыре бу[де]т, [по]жаловал: [велел им] сю г[рамо]ту подписати на свое царево и великого князя имя и сее у них грамоты рушити не велел никому ничем. А велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал царя и великого князя диак Петр Трифанов сын Тиунов 4.

Лета 7107-го, марта в 2 день. Государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии сее грамоты слушал, а выслушав, Николского монастыря, что во Гдове у посаду, игумена Исаю з братьею или хто по нем в том монастыре ины игумен будет, *пожаловал: [веле]л [и]м сю грамоту подписати (Некоторые буквы в этих словах обрезаны. Слова находятся на нижнем левом (с лицевой стороны — правом) поле рукописи, где проходит линия отгиба и обреза части листа для прикрепления шнура с печатью. Вероятно, в момент выдачи грамоты угол обреза был более прямым, т. .к., по-видимому, подтверждение Бориса Годунова 1599 г. уместилось здесь целиком, а сейчас часть его текста срезана. Думается поэтому, что лист обрезали не только при прикреплении шнура печати в 1510 г., но и после 1599 г.) на свое царево и вел[икого княз]я Бориса Федоровича имя [и сее у *них грамоты рушити не велел] (Лист обрезан. Текст в квадратных скобках восстановлен предположительно, по аналогии с предыдущими подтверждениями.) никому ничем. И велел им ходити о всем по тому, [как *в сей грамоте писано.

А подписал] (Лист обрезан. Текст в квадратных скобках восстановлен предположительно, по аналогии с предыдущими подтверждениями.) государев царев и великого князя Бориса Федоровичя [дьяк...] (Лист обрезан. Слово в квадратных скобках восстановлено предположительно, по аналогии с предыдущими подтверждениями). [255]

Лета 7119, апреля в день. Государь царь и великий князь Дмитрей Ивановичь веса Русии сее грамоты слушал, а выслушав сю гр[а]моту, Николского монастыря, что во Гдове у посаду, келаря Галахтиона з братьею пожаловал, велел им [сю] грамоту подписати на свое царева и великого князя имя и сее у них грамоты рушити не веле[л] никому ничем. А велел у них ходит[и] о всем по тому, как в сей грамоте писан[о]. А подписал государев царев и великова князя Дмитрея Ивановича всея Р[у]сии думной дияк [Томи]ло Иванович [Юдин].

Пометы на обороте: XVI—XVII вв. — «12; глава 9» (на верхнем поле); XIX в. — «12» (на левом поле).

Печать красного воска на шелковом малиновом шнуре, сохранившаяся наполовину; на одной стороне ее — фигура всадника с копьем и слова «Великий князь Василей... а Русии», на другой стороне — изображение двуглавого орла и слова «и великый князь влад. и м... и пер. и бол» 5

№ 2

1510 г. февраля 16. — Жалованная несудимая и заповедная грамота Василия III игумену Верхнеостровского Петропавловского монастыря Конону на монастырские деревни в Псковском уезде (с подтверждениями 1548 и 1586 гг.).

Василей, божиею милостию царь и государь всеа Русии, и великий князь владимерский и московский, и новгородский, и псковский, и тферский, и югорский, и пермъский, и болгарский и иных, пожаловал есми в своей отчине во Псковской земле монастыря святых апостол Петра и Павла, середи озера Псковского, игумена Конана з братиею или хто по нем иный игумены (Так в рукописи; следовало бы «игумен», как в грамоте Никольскому монастырю.) в том монастыре будет. Которые их будут деревни монастырские во Псковском уезде на Выбуте и на Колбежицах 6, и в Запутие, и в Печке волости, и в Сенне, и на Каменке, и на Любницах, и в Клине, и на Колениде реке, и в Слободе, и в Замошьи, и на Черехе реке, и в Воронцовской губе 7, и в Толовске, и хто у них в тех деревнях учнет жити людей, и наместници наши псковские и их тиуны тех их людей не судят ни в чем, оприч душегубства и розбоя с поличным. А ведает и судит игумен з братьею своих людей сами во всем или кому прикажут. А случитца суд сместной их людем монастырских деревень з городскими людми или с волостными, и наместницы наши псковские или их тиуны судят, а игумен или их приказщик с ними же судит; а прав ли, виноват ли монастырской, и он в правде и в вине игумену з братьею, а городской или волостной человек прав ли, виноват ли, и он в правде и в вине наместником и их тиуном; а исцово доправливают на виноватом.

А кому будет чего искати на самом игумене или на их приказщике, ино их судят наши наместники псковские, а тиуни наших наместников игумена и их приказщиков не судят ни в чем. [256]

Также семи пожаловал монастыря святых апостол Петра и Павла игумена з братьею: наши князи и бояре, и воеводы ратные, и всякие ездоки у их людей и у крестьян силно не ставятца, ни кормов, ни подвод, ни проводников у них не емлют; а кому у них лучитца стати, и он себе корм свой и конской купит по цене, как ему продадут.

Также и наместничи люди, и боярские люди, и иной нихто на пиры и на братчины незваны к ним не ездят. А хто к ним приедет незван, и они того вышлют вон безпенно; а не пойдет вон, а учинитца у них туто какова гибель, и тому та гибель платити вдвое без суда и без исправы; а от меня от великого князя быти ему в казни. Также попрошатаи наместничи люди и боярские люди, ни иные никоторые в монастырь и по деревням по их просити не ездят.

А хто ся ослушает сее моей грамоты, и тому от меня от великого князя быти в опале и в продажи.

Писана во Пскове. Лета 7018, февраля в 16 день.

А назаде у грамоты пишет:

Василей, божиею милостью царь и государь всеа Русии, и великий князь.

Иван, божиею милостию царь и государь всеа Русии, и великий князь владимерский и московский, и ноугородцкий, и псковский, и смоленский, и тферский, и югорский, и пермъский, и вятцкий, и болгарский и иных, по сей отца своего царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии грамоте пожаловал монастыря святых апостол Петра и Павла игумена Серапиона з братьею или хто по нем в том монастыре иные игумен будет: наместницы псковские и их тиуни ходят у них по сей грамоте о всем по тому, как в сей грамоте писано; сее у них грамоты рушати не велел ничем никому. Лета 7057-го, сеньтября. А подписал царя и великого князя дияк Бакака Митрофанов сын Карачагов.

Государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии сее грамоты выслушав (Так в рукописи: следовало бы «слушал», как в грамоте Никольскому .монастырю), и выслушав, монастыря святых апостол Петра и Павла игумена Мелетия з братьею, или хто по нем иный игумен в том монастыре будет, пожаловал: велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя и сее у них грамоты рушати не велел никому ничем. А велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7095-го, сеньтября в 20 день. А подписал государев царев и великого князя дияк Никита Румяной 8.


Комментарии

1. «во Вдове» — во Гдове. Можно предположить, что появление здесь «в» вместо «г» объясняется так же, как и в диалектных «товда», «ковда» вместо «тогда», «когда»: «г» фрикативное, возникшее в результате диссимиляции из «г» взрывного перед «д», заменяется губно-губным «в» в положении не в начале слова (в данном случае после предлога «во», образующего со словом «Гдов» одно фонетическое целое); не исключено, что на возникновение «в» билабиального из «г» фрикативного оказал известное влияние предшествующий лабиализованный гласный «о». О диалектных образованиях «ковда», «товда» см. Аванесов Р. И. Очерки русской диалектологии, ч. I M., 1949, стр. 165

2. «в... пригородех псковских» — в Псковской земле имелось несколько «пригородов» города Пскова. Пригородом называли укрепленный город с особым уездом. Города-крепости без уездов не считались пригородами. Большинство псковских пригородов и отдельных крепостей возникло в XV в. (некоторые — например, Остров, Опочка, Коложе, Велья, Воронач — в XIV в.). В 1468 г. насчитывалось 10 пригородов, «приписанных» по два к каждому из пяти «концов» (частей) города Пскова. Пригороды, как и другие крепости, были построены псковичами главным образом для обороны от Литвы (Велье, Воронач, Коложе), Ливонии (Изборск, Гдов, Кобыла) и Новгорода (Дворец, Врев, Дубков, Выбор и др.). Крупнейшими псковскими пригородами являлись Остров, Опочка, Изборск, Гдов. До присоединения Пскова в 1510 г. здесь бывали и свои местные посадники, замененные в 1510 г. наместниками пригородскими (подробнее см. [Евгений Болховитинов], История княжества Псковского, ч. I. Киев, 1831, стр. 28-43; К. Е. Краткие исторические сведения о псковских при городах. — Псковские губернские ведомости, 1876, № 24, ч. неофициальная).

3. «дияк Бакака Митрофанов сын Карачарова» — Иван Бакака Митрофанов Карачаров; с 1537 г. — дьяк Большого Дворца, с 1547 г. — разрядный дьяк; участвовал в коломенском походе Ивана IV 1546 г. и в декабрьском походе 1547 г. во Владимир и Нижний Новгород «для казанского дела» (Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга. М., 1901, стр. 123, 126); в 1548-1549 гг. участвовал в переговорах с иностранными послами (Шмидт С. О. Царский архив середины XVI в. и архивы правительственных учреждений. — Труды Московского гос. историко-архивного института, т. 8. М., 1957, стр. 269-271). Дьяк финансового ведомства Третьяк Митрофанов Карачаров (Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.-Л., 1950, стр. 267-270, 272, 278, 282, 295, 428) был, вероятно, братом Бакаки.

4. «диак Петр Трифанов сын Тиунов» в 1587-1588 гг. — дьяк Большого Дворца, ведал, в частности, выдачей и подтверждением жалованных грамот (см. Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в. Спб., 1888, стр. 36, 262)

5. надпись на печати — остаток надписи: «Великий князь Василей, божиею милостью господарь всеа Русии» (на одной стороне); «Великий князь влад. и мос. и нов. и пск. и тве. и уго. и вят. и пер. и бол.» (на другой стороне). Для сравнения см., например, хорошо сохранившуюся печать на грамоте 1507 г. Симонову монастырю (ЦГАДА, ГКЭ, по Белозерску, № 51/752). Вероятно, псковские грамоты запечатывались обычной большой печатью, а не какой-либо специальной, где был бы царский титул. Таким образом, имелось некоторое несоответствие между титулом в тексте грамоты и титулом на печати.

6. «на Колбежицах» — Колбежицы — географическое наименование, отражающее следы существования в Псковской области «колбягов» Русской Правды. Такое же наименование находим в топонимике Новгородской земли (см., например, В. И. Корецкий. Земский собор 1575 г. и поставление Симеона Бскбулатовича «великим князем всеа Руси». — Исторический архив, 1959, № 2, стр. 155). См. также Рыдзевская Е. А. К варяжскому вопросу. — Известия АН СССР, 1934 г., Отд. обществ, наук, № 7, стр. 510-513.

7. «в... губе». Губа — низшая территориально-административная единица на Псковщине. Псковский уезд в XVI-XVII вв. делился на 7 засад: Завелицкую, Прудскую, Мелетовскую, Деманицкую, Вельскую, Заклинскую и Ножницкую. Каждая засада состояла из нескольких губ. Пригородские уезды делились непосредственно на губы (подробнее см. Суворов Н. С. Псковское церковное землевладение в XVI и в XVII вв. — ЖМНП, 1905 г., декабрь, стр. 250-251; 1907 г., июль, стр. 2-21).

8. «дияк Никита Румяной» — Никита Яковлевич Румяный, в 1582-1583 гг. был приказным человеком при воеводе кн. А. П. Солнцеве-Засекине в Арзамасе, в 1588-1592 гг. — дьяк Большого Прихода (Садиков П. А. Указ. соч., стр. 295, 297, 299). Судя по подтверждению к публикуемой грамоте, он уже осенью 1586 г. работал в центральном правительственном аппарате.

Текст воспроизведен по изданию: Две жалованные грамоты 1510 года псковским монастырям // Записки отдела рукописей, Вып 23. М. Государственная библиотека СССР им В. И. Ленина. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.