|
НОВЫЙ СПИСОК «СЕМИСОБОРНОЙ РОСПИСИ» НОВГОРОДА«Семисоборная роспись» — один из наиболее важных источников по истории церкви и топографии средневекового Новгорода. Этот документ впервые полностью был опубликован А. Никольским в конце прошлого века по списку из сборника XVI в., принадлежащего ныне Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1 Публикуемый документ представляет собой список всех новгородских церквей, в том числе монастырских, бывших в городе, с добавлением двух приходских церквей, находившихся за пределами Новгорода. Все церкви объединены в семь участков во главе с соборами. В. Л. Янин, изучив даты постройки новгородских церквей, пришел к выводу, что «Семисоборная роспись» составлена между 1463 и 1508 гг. 2 Список «Семисоборной росписи», опубликованный А. Никольским, служил источником по истории новгородской церкви и топографии города в монографиях В. Л. Янина и А. С. Хорошева. 3 В. Л. Янин, проведя подсчет церквей и престолов по семи соборным участкам в «Семисоборной росписи», установил, что число упомянутых престолов равняется 160, в то время как по имеющимся в конце списка расчетам их должно быть 161. В. Л. Янин предположил, что в протографе списка, опубликованного А. Никольским, действительно значился 161 престол, но при переписке была пропущена одна церковь, а именно церковь Козмы и Демьяна, которая существовала в XII в. и действовала еще в начале XIX в. 4 Есть возможность уточнить данные списка А. Никольского. Более полувека назад М. Н. Сперанский описал сборник XVI в. из Библиотеки Академии наук СССР, в которой имеется еще один [220] список «Семисоборной росписи». Занимаясь исследованием известных литературных памятников XIV столетия «Хождения Стефана Новгородца» и «Описания Константинополя начала XIV века», М. Н. Сперанский не изучал специально список «Семисоборной росписи», а лишь дал его краткое описание. 5 В списке из сборника БАН СССР перечислены 162 престола, что также не совпадает с итоговой цифрой, приведенной в конце списка (161 престол). Избыточным по отношению к сведениям ранее известного списка является упоминание церкви царя Константина с приделом св. Дмитрия на Росткине улице. Пропуск в списке Никольского вполне объясним. Писец, по-видимому, посчитал, что в протографе описка: подряд перечислены две церкви Константина, к тому же обе с одинаковыми приделами — св. Дмитрия. Писец в меру своего разумения «описку» протографа исправил, исключив одну из церквей. На самом деле обе церкви (Константина и Елены) существовали неподалеку друг от друга в Неревском конце Новгорода, на Яневе и на Росткине улицах. 6 Поскольку издание А. Никольского давно стало библиографической редкостью, нелишне представляется опубликовать еще один, более исправный список «Семисоборной росписи». При публикации титла рукописи раскрыты, буквенная цифирь заменена арабскими цифрами, буквы, вышедшие из употребления, заменены буквами современного алфавита, буква «ъ» в конце слов опущена. Указаны разночтения со списком А. Никольского, за исключением имеющих чисто филологическое значение и не влияющих на правильное понимание смысла "текста. «Семисоборная роспись» Новгорода В Великом [Нове]городе 7 1-й собор Премудрость божииа святыи Софеи. В ней предел на первой стороне Акима и Анны, на той ж стороне в Мантирьеве притворе Рождество Пречистые. А на левой стороне в придворе Иоанн Богослов, да в том же притворе Иоанн Предтечи усекновение в темнице. А в переднем притворе Стефан Первомученик. А у переднее стены с Владычня двора две церкви: Исповедники да Никола. Да у Владычня двора Златоуст на воротех, а на других Петр митрополит. Да Богоявление на дворе. А на сенех на Владычних 3 церкви: Рождество, 8 да Сергеи святы, да Еуфимеи святыи. Да за Владычним двором на Буевищи Афонасеи святыи, да Анастасия [221] святая, да Спас Милостевыи, да Вход в Иерусалим, да Михаил святы на полатех. Да Володимер святыи у Околотка на воротех. Да Въскресение у Аколатка же на воротех. А теи церкви Софиискаго собора. А на Прусьскои улице Архаггел Михаил, да у той ж церкви 3 отроци, да на полатех у Архаггела Успение Пречистые, да Илья святыи, да Занятие Аннино. А на той ж улице Възнесение, да на полатех Аврамеи святы, да Семион святы Богоприимец. Да на той ж улице Введение, да на полатех Никола. Да на воротех Покров у Ако-лотка, а на 9 полатех Рождество Христово, да Пречистая пояса положение, да Покров на полатех у Околотка ж на воротех. Да Борис и Глеб, да Андреи Стратилат, да Иоанн Златоуст в Околотке. Да Иаков святыи, брат господень на Добрыне улице. Да Апостоли святей на Роговке, монастырь женьскои. Да Иоанн святы усекновение на Чюдинцове улице, да Никола на полатех. Да на той ж улице Семеон столпник, да Борис Глеб на полатех. На Легощи улице Фрол святыи, а на полатех Кир Иван. На Фревкове улице Собор Гаврила, а на полатех Никола. А те церкви 2 собора Михаиловсково 10 с Прускои улице. А 3 собор Власеи святыи на Волосове улице, а на полатех Аким и Анна. Да на то ж улице Пречистые Рождество на Десятины монастырь черньци, а придел Зачятье Ивана, а на полатех Рождество Ивана, да Пантелеймон святыи. А на Добрыни улице Спас святыи Образ, а на полатех Никола. Да Спас у Околотка на воротех Преображение. Да Василеи святыи на Ерышеве улице, а Покров на полатех. А на Черницине улице Варвара святая монастырь черници, а на полатех Улианиа святаа. Да в той же монастыре друга церковь Все святые. На Рядядине улице Троица, а на полатех Знамение» пречистые. На Въздвиженьскои улице Въздвижение, а на полатех Преполовение. 11 На Лукине улице Лука святыи. А те церкви Власьевьсково собора. А 4 собор 40-десятцкои на Щеркове улице, на полатех Покров, да предел коневотци святыи Спеусип, Велесип, Неласипе. Да на то ж улице Феодор Стратилат, на полатех Еупатеи святы. На Розваже улице Спас Преображение, на полатех Василеи Кесариискии. Да на Яневе улице Костянтин, на полатех Дмитреи святыи. 12А на Росткене 13 улице Царь Констянтин, да придел Дмитреи святыи. 12 На то ж улице Рождество Ивана Предтечи монастырь женьскои, а на полатех Борис Глеб. А те церкви 40-десятцкого собора. А 5 собор святыи Иаков на Яковле улице, на полатех Покров. На то ж улице Никола, на полатех Троица. Да на Славле улице Мина святыи, на полатех Покров. Да в конци Дмитреи святы, а предел Афонасеи святы и Кирил. На Боркове улице Георгии, на полатех Никита. На Холопьи улици Козма и Димиан, на полатех Покров. [222] На то ж улице Сава святыи, на полатех Рождество Предтечи. А те церкви Яковльсково собора. Да за Волховом съборная церковь Рождество Предтечи на Опоках, да на 14 полатех Захарья святыи, да Стефан Перъвомученик. Да на Лубеници Дмитрии святыи, да на полатех Богоявление. На Лубянки Лука святыи. Конец Лубянки Георгии святыи да предел Козма и Дамьян, да Борис Глеб. Да Борис Глеб на Погребищи. Да Климент святыи на Иванове улице, Троица на полатех. Да на Рогатицы Еупате святыи, на полатех Богоявление. На Славкове улице Дмитрей святыи, на полатех Усекновение Предтечи, да Борис и Глеб. На Федорове улице Федор Стратилат, на полатех Покров, да Семен столпник. А на Никитине 15 улице Никита святыи, придел Никола. На Молоткове улице монастырь женьскои на Михалици церковь Рождество Пречистые, на полатех Покров. На Щитнои улице Андреи апостол, на полатех Козма и Демиан. Да в том же конци Офимиа святая монастырь женьскои, придел Благовещение. А на Конюхове улице Борис Глеб, на полатех Никола. А те церкви Ивановьского собора. А за рекою 2 церковь соборная Успение Пречистые на Ильине улице на Козье Боротке, придел Алексеи, человек божии, да Екатерина святыа. Да на то ж улице Знамение Пречистые, а на полатех Афоиасеи святыи, да Иаков Пръскии. На то ж улице Спас Преображение, на полатех Троица, да Козма и Демиан. Да на Дворищи Никола, на полатех Възнесение, да Зачятие Анны, да придел Варламеи. Да на том же Дворищи Отци святии, да Прокопеи святыи, да Мироносицы. Усекновение Ивана Предтечи у Неметцкого двора. Да Пятница в Торгу. На Михайлове улице Собор архангела Михаила, на полатех Преображение. На то ж улице Благовещение, на полатех Все святые. Да Филип святыи на Нутнои улице, да Никола придел. Павел святыи на Варескои улице манастырь женьскои, на полатех Борис и Глеб, да Аким и Анна, а придел Семион Богоприимець, да царь Констянтин. Да туто ж 2 церковь Воскресение, на полатех Иван Богослов, да Никола. Да в Славеньском конци Илья святыи, на полатех Никола, да Козма и Демиан, придел Кир Иван. Туто ж 2 церковь в том конци Петр святыи, на полатех Введение Пречистые. А те церкви Пречистые собора с Козье Боротке. А в Великом Новегороде семь соборов, да 2 церкви за городом мирских: Алексеи святыи 16 в Горънчяръском 17 конци, да Петр святыи в Неревском 18 конци. А в 5 соборах болдшх церквей и за Околотком в городе и з двема загородцкима церквама 34, а приделов 29. А в Околотке болших церквей 17, а приделов 11, а в Околотке всех престолов 28. А за рекою за Волховом в 2 соборах больших 38, а за рекою всех престолов 67. А всех церквей болших в Великом [223] Новегороде и в Околотке оприч загородских манастыреи, оприч приделов 80. А приделов у тех церьквеи въ всем Новегороде и в Околотке 78, а всех престолов в Великом Новегороде и в Околотке оприч манастыреи загородцких 100 да 61 престол. А вседневных служб у церквей в Великом Новегороде 40 да 4 оприч монастырей загородцких. А се Велики Новъгород весь описан, колко в нем церквей оприч манастыреи загородцких. Сборник первой половины XVI в. БАН, 16.8.13, л. 178-182 об. Комментарии 1. Никольский А. Описание семи новгородских соборов по списку XVI в. С.-Петербургской библиотеки Св. Синода // Вести, археологии и истории. СПб., 1898. Вып. X. С. 76-81. 2. Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода // Средневековая Русь. М., 1976. С. 108-109. 3. Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 308-310; Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М-, 1980. С. 111-118. 4. Янин В. Л. «Семисоборная роспись». С. 116. 5. Cперанский Н.М. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934. С. 14. 6. См.: НПЛ. С. 29, 63, 65, 215, 267, 269, 383, 460; Опись Новгорода 1617 года. М., 1984. Ч. 1. С. 82, 323, 324. 7. В ркп.: Великом городе. 8. В сп. Никольского Рождество Христово. 9. на написано над строкой другими чернилами. 10. В ркп.: Михаиловстсово. 11. ло написано над строкой другими чернилами. 12-12. В сп. Никольского отсутствует. 13. Буква к переправлена из н. 14. на написано над строкой. 15. ти написано над строкой другими чернилами. 16. Далее зачеркнуто: в Неревском конци. 17. Первый ъ переправлен из о. 18. Сначала было написано: Новъреском, потом въ зачеркнуто и сверху другими чернилами над ре написано в. Текст воспроизведен по изданию: Новый список "Семисоборной росписи" Новгорода // Новгородский исторический сборник, Вып. 3 (13). Л. 1989 |
|