|
ВНОВЬ ОТКРЫТЫЕ РЯЗАНСКИЕ АКТЫ XVI– НАЧАЛА XVII ВЕКАНедавно на страницах «Русского дипломатария» был опубликован перечень актов рязанских духовных корпораций, составленный С. И. Сметаниной (РД. М., 2000. Вып. 6. С. 247-290). С появлением этой работы прояснилась весьма сложная и запутанная история хранения и публикации средневековых рязанских актов. Более того, перечнем создана хорошая предпосылка для издания всего сохранившегося корпуса актов рязанских духовных корпораций за период до 1613 г. единым комплексом. Но одно важное обстоятельство мешает осуществлению этого во всех отношениях полезного проекта в полном объеме. Дело в том, что большая часть обнаруженных нами в столбцах Поместного приказа рязанских актов, которые мы сообщили составителю перечня, фактически недоступна для исследователей. Исходя из этого, мы сочли возможным в качестве предварительного шага опубликовать все оригинальные тексты, ранее не появлявшиеся в печати (таковых девятнадцать), и дополнительно еще три акта, степень сохранности подлинников или аутентичности других списков которых у нас вызывает сомнения. Публикуемые ниже документы происходят из вотчинных архивов девяти рязанских духовных корпораций: Владычного дома (№ 1), Рождествеского Солотчинского монастыря (№ 2–4), Успенского Ольгова монастыря (№ 5–8), Покровской Аграфениной пустыни (№ 9, 10), Воскресенского Терехова монастыря (№ 11–15, о трех из них шла речь выше), Иоанно-Богословского монастыря (№ 16), Спасо-Преображенского монастыря (№ 17), Духова монастыря (№ 18–21) и Никольской церкви (№ 22). Структура актовой подборки соответствует названному перечню. [236] РЯЗАНСКИЙ ВЛАДЫЧНЫЙ ДОМ № 1 1612 г. мая 2. – Поручная запись рязанских детей боярских Тихона Иванова сына Ельчина и Степана Васильева сына Волкова архиепископскому казначею Игнатию по своим крестьянам, взявшим на оброк архиепископские Клинский бортный ухожей и рыбные ловли в Старорязанском ст. Рязанского у. Список з записи слово в слово. Се яз, Тихон Иванов сын Елчин, да яз, Степан Васильев сын Волков, поручилися есми Феодорита архиепископа Резанского и Муромского козначею старцу Игнатью по своих крестьянех села Закесья по Агейке да по Гришке Хариных детех Борыбина, да по Худячке Федорове сыне Косякине, да по Кирилке Костян-тинове сыне Полубине в том, взяли оне на оброк Пречистые Богородицы и в борисоглебской и во архиепископье вотчине в Старой Резани Клинской бортной ухожей за Пронею у 1 усть реки Прони Ивановской ухожей Желыбина и на ухожьи посолов ево переделец, меж Оки и Прони рыбные ловли озерко Ковегу да источек Ковежской, и перевесья, и покосы, и всякое угодья, что к тому ухожью изстари потягло, да озерко Вспуд с перевесьи. А давати тем нашим крестьяном за нашею порукою с тех бортных ухожьев з году на год на архиепископль погреб оброку по три пуда меду на вевес без дерева на срок на Николин день осенней. А впервые им дати тот оброчной мед три пуда на вывес без дерева на срок на Ильин день святого пророка нынешняго сто двадесятого году. А не дадут те наши крестьяне за нашею порукою того оброчного меду трех пудов на вывес без деревна на тот срок на Ильин день святого пророка нынешняго сто двадесятого году или впредь не учнут по вся годы на архиепископль погреб на срок на Николин день осенней того оброчного меду платити, и архиепископью казначею старцу имати тот оброчной мед на нас, на порутчиках, и на тех наших крестьянех вдвоя, которые имены в сей записи писаны. А нам в том оброчном меду государевою службою и бояры, и воеводы, и иными всякими делы не отыматися. // Волно архиепископу Феодориту Резанскому и Муромскому велети своим приказным людем тот оброчной мед доправити на нас и на тех наших крестьянех, которые в сей записи имяны писаны; и учнут тем бортным ухожьем владети. А кои нас, порутчиков, и крестьян наших в лицах, на том оброчной мед по сей записи. А будет тот Клинской бортной ухожей и всякое угодье понадобитца в Борисоглебской дом на архиепископль домовой обиход, и тот Клинской ухожей и всякое угодья и оброчную грамоту нам дати в Борисоглебской дом, и сея запись свою выняти, и вперед нам в тот Клинской ухожей и во всякое угодья не вступатися никоторыми делы. И в писцовые книги тово Клинскова ухожья и рыбных ловель, и сенных покосов, и всяких угодей за собою и за своими детми не написати, и не освоити, и не продати, и не заложити, ни по душе, ни в приданые не отдати, и никоторыми делы тое борисоглебския старинные вотчины из Борисоглебского дому не отвести никоторыми мышленными делы. В том мы, я Тихон Ельчин да Степан Волков, и на своих крестьян на Агейка с товарыщи во архиепископью казну казначею старцу Игнатью и запись дали. А на то послуси Алексей Козлов. [237] А запись писал Доронка Вакин, лета 7120-го, майя во 2 день. У подлинной записи назади пишет: К сей записи Василей Еропкин в Степанова места Волкова руку приложил. К сей записи Яков Курдюмов в Тиханова места Елчина руку приложил. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1190/41493. Л. 137, 138. Список 1639 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 262. № 65. Комментарии 1. В ркп. пропущено. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ № 2 1556 г. апреля 20. – Жалованная подтвердительная грамота ц. Ивана Васильевича (по грамотам рязанских в. кнн. и кнг.) арх. Солотч. м-ря Гурию на монастырские угодья (рыбные и бобровые ловли, бортные ухожии) в Рязанском у., с подтверждениями: 1) ц. Федора Ивановича 1584 г. июля 12 арх. Иосифу; 2) ц. Бориса Федоровича 1599 г. марта 5 арх. Андриану; 3) ц. Михаила Федоровича 1630 г. апреля 29 арх. Макарию. Список з грамоты слово в слово. Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Рожества Пречистые Солотчинского монастыря в Рязанском уезде архимандрита Гурия з братьею, или кто по нем в том монастыре иныи архимандрит или строитель будет. Били нам челом, а сказывают, что де в Рязанском уезде их монастыря угодья, данья великих князей рязанских, бортные земли и рыбные и бобровыя ловли и по селом таможные и вощечные пошлины, а владеют де оне теми угодьи и пошлинами к Солотчинскому монастырю изстари по великих князей и великих княинь рязанских по старым жалованным грамотам. А те де их старыя грамоты на деда нашего великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и отца нашего великого князя Василья Ивановича всеа Русии и на мое, царево и великого князя, имя не подписаны. И писцы де наши рязанские по тем их старым жалованным грамотам тех монастырских угодей и пошлин к их монастырю не пишют, потому что те их старыя грамоты на наше имя не подписаны. Да те старые великих князей и великих княинь рязанских на те угодья жалован-ныя грамоты перед нами положили. И в грамотах написано: Князь великий Федор Олгович придал на Солотчю игумену Мартирию Холковскую луку перекопь. А рыболове его в ту перекопь не вступаются. Да князь великий Федор же Олгович придал на Солотчю ж игумену Мартирию землю бортную Бортину с поземом и со всеми пошлинами, // поколе отец его придал, потоле всякие его пошлинники не въезжают. А бобры игумен сам бъет в монастырь. Да на ту ж бортную землю грамота сына его великого князя Ивана Федоровича. Да князь великий Иван же Федорович придал святому Ивану и игумену Мартирию землю бортную с поземом и с озеры, и з бобры, и со всеми пошлинами на память деда его великого князя Олга, что ходил ту землю Федорко Шишков. Да на ту ж бортную землю грамота великой княгини Еупраксеи. [238] Да князь великий Иван же Федорович придал Солотчинского монастыря игумену Илариону з братьею по деде своем по Олге Рыковую заводь да Мощаное озеро по старине. А ловчане его в ту заводь не въезжают рыбу ловити никоторыми делы. Да на ту ж заводь и на озеро грамота великого князя Василия Ивановича. Да князь великий Иван же Федорович пожаловал людей Солотчинского монастыря, отложил им мыта и тамгу и все пошлины городцкие. Торговати по его отчине в великом княженье в городе и по селом и по торгом доброволно, а пошлин не дают никоторые, опричь церковныя пошлины. Да на те ж пошлины грамота великого князя Василья Ивановича. Да пожаловала великая княгини Еупраксея игумена Мартирия бортною землею Жваловскою и с поземом, и з бобры, и со всеми пошлинами. Да пожаловала великая княини Анна игумена солотчинского з братьею, или хто по нем иный игумен будет, что великая княини Софья придала борть на Михайлове горе к Великому Зачатию и з бортником, и с луги, и с перевесьи, и с ыстоком. А шло с тое вотчины Зачатью меду по пять пуд рязанских. И игумену з братьею ведать вотчина по старине самим. А давати игумену з братьею к Зачатью з году на год на празник на Зачатье меду по осми пуд рязанских, а и рыбою подымати празник // игумену же. Да князь великий Василей Иванович пожаловал солотчинского игумена Антония з братьею, ловити монастырским людем рыбу по реке от Михайловы горы и пониже нее устье Прости. А ловчаном его монастырских рыболовей в том месте по реке не имать. А печатей у тех грамот великих князей и великих княгинь рязанских, а лет и подписей на тех грамотах не писано. А в выписи двутретных рязанских писцов князя Федора Мезецкого с товарыщи с приписью дьяка Третьяка Дубровина: те рыбные ловли и бортные ухожен с поземы и з бобры и с озеры, которые в сей грамоте имяны писаны, ведали к Солотчинскому монастырю изстари по своим монастырским крепостям, а ныне ведают по тем же крепостям. И писцом князю Федору Мезецкому с товарыщи дети боярские дву третей рязанских и бортники сказывали, что те бортные ухожеи и рыбные ловли изстари Солотчинского монастыря, а ходят их по своим крепостям. А в книги наши рязанские писцы князь Федор Мезецкой с товарыщи монастырских бортных ухожеев и рыбных и бобровых ловель не писали, потому что те грамоты на мое, царево и великого князя, имя не подписаны. И нам бы Солотчинского монастыря архимандрита Гурия з братьею, или кто по нем иныи архимандрит или строитель в том монастыре будет, пожаловати, те их монастырские старинные угодья, борти и рыбные ловли, которые в тех их старых великих князей и великих княинь рязанских жалованных грамотах написаны, дати им к монастырю по тому ж, как те борти и рыбные ловли были за их монастырем изстари, и грамота своя жалованная на те их монастырские старинные угодья дать новая, потому что те их старые жалованные грамоты ветхи добре и подписати их на наше имя нелзе. И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, выслушав тех их старых великих князей и великих княинь рязанских на те их монастырские угодья жаловалные грамоты и писцову выпись, Солотчинского монастыря архимандрита Гурия з братьею, или кто по нем в том монастыре иный архимандрит // будет, пожаловал, те их монастырския старинныя угодья борти и рыбные ловли, [239] которые в тех их старых великих князей и великих княинь рязанских жаловалных грамотах имена написаны, дал им к монастырю по старине, по тому ж, как те их монастырские угодья за их монастырем изстари были наперед сего, и сю свою жаловалную грамоту на те их монастырские старыя угодья, на борти и на рыбные и на бобровые ловли, которые в тех их старых великих князей и великих княинь рязанских жаловалных грамотах и в сей грамоте имяны писаны, дал, и старые их великих князей и великих княинь рязанских жаловалные грамоты отдал им же; и они у себя те старые грамоты держат в монастыре. И архимандриту Гурию з братьею, или кто по нем иныи архимандрит или строитель в том монастыре будет, те их стариные монастырские угодья, рыбные ловли и Холковскую луку перекопь, и Рыковую заводь, и Мощеное озеро, и от Михайловы горы по реке и пониже нее устье Прости, и [в Мо]щенском истоке жеребей, и бортныя земли бортную Бортину, и что ходил Федорко Шишков, и Жваловскую з[емлю], и борть на Михайлове горе, и с поземы, и с луги, с перевесьи, и с озеры, и с ыстоки, и з бобровыми ловлями, и со всякими угодьи ведати и те борти велеть ходити и рыбу ловить и бобры бить на монастырь по сей нашей грамоте, по тому ж, как те борти ходили и рыбные-бобровые ловли ведали к монастырю наперед сего изстари по старым великих князей и великих княинь рязанских жаловалным грамотам. А слугам и крестьяном монастырским беспошлинно нигде никаким товаром не торговать. А где учнут торговати каким товаром ни буди, и им с товару своего давати тамгу и всякие пошлины по тому ж, как с товару всякие торговые люди пошлины дают. А к Зачатью в монастырь мед пресной и рыба на праздники давати им по старине ж, как наперед того давали по старым грамотам. А дана грамота лета 7064-го, апреля в 20 день. А на подлинной государеве // грамоте назади пишет: Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии. Царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав сю жалованную грамоту, Рожества Пречистые Солотчинского монастыря архимандрита Иосифа з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимандрит будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя, имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем, и о всем велел ходить по тому ж, как в сей грамоте писано. Лета 7092-го, июля в 12 день. А подписал государя царя и великого князя дьяк Андрей Арцыбашев. Лета 7107-го, марта в 5 день, государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии сее жаловалной грамоты слушал, а выслушав сю грамоту, Рожества Пречистыя Солотчинского монастыря архимандрита Андреяна з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимандрит будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписать на свое, государево царево и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, имя и сее у них жаловалные грамоты рушити не велел никому ни в чем, а велел у них ходить о всем по тому, как в сей грамоте писано. Подписал государев царев и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии дьяк Иван Нарматцкой. 138-го, апреля в 29 день, мы, великий государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии, и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее жаловальные грамоты слушав, велели с сее государевы жаловалные грамоты блаженные памяти деда нашего государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии дати свою государскую жаловалную новую тарханную грамоту по своему государьскому указу и по [240] уложенью, а сю прежнюю жаловалную грамоту // указали, подписав на свое же государское имя, отдати Солотчинского монастыря архимандриту Макарию з братьею впредь для спору вотчинных земель и всяких крепостей, а [о все]м указали ходить по тому, как в новой нашей государской грамоте 138-го году за приписью диака нашего Семена Бредихина написано. Диак Семен Бредихин. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 477/41103. Б/п (на 6л.). Список 1671 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 271. № 127. № 3 1577 г. мая 19. – Указная грамота ц. Ивана Васильевича в Рязань Рынку Вологоцкому о возвращении бортников-оброчников на покинутые ими вотчины Солотч. м-ря д. Дор Маслово и пуст. Неторская поляна в Глебовском лесу в Рязанском у.Списак з государевай грамоты слово в слово. От царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии на Резань Рынку Вологоцкому 1. Бил нам челом с Рязани Рожества Богородицы Солотчинского монастыря архимандрит Пимин, а сказал, де в семьдесят в четвертом году оброк монастырския крестьяне бортники у писца Ивана Юрьевича Трехониотова 2 с товарыщи деревню Дар Маслову поляну – Куприк Покрасин да Васка Иванов да Иванко Матчин с товарыщи – в Старой Рязани за Глебовским лесам и с ыными поляноми, которые в писцове выписи имена писаны, что была деревня с полянками дана на 3 оброк тому Васку Иванову с товарыщи, была деи тогда в той деревни три двора жилых да пять дворов пустых, в каю пору писцы писали, а ныне де та деревня вся пуста, платили де с той деревни те крестьяне оброку на ш[ти] пуд меду и по двенатцати гривенак. А ныне де он, архимандрит, с той деревни платит монастырьскою казною, а те де крестьяне из той деревни разашлися, а иные вымерли, и как лготу свою отсидев, – дано им было лготы от лета 7074-го году да лета 7079-го году на пять лет, – а ныне де тот Васка живет в наших дворцовых селех, а иные де крестьяне живут за детьми боярскими. Да те же де крестьяне Куприк Покрасин да Васко Иванов с товарыщи на лесу на Глебовском де-ревню-поляну Неторскую, – платить было им с той деревни оброку по пуду меду, – да тое де деревню покинули и дворов не ставив, и он де, архимандрит Пимин, наш оброк платит с той деревни монастырьскаю казною по пуду меду. И нам бы ево, архимандрита Пимина, пожаловать, с тех пустошей деревни Дар Маслова с поляны Неторской оброку с него, архимандрита, имать не велеть. И будет так, как нам Солотчинского монастыря архиман[дрит] Пимин бил челом, и та будет деревня Дар Маслова да Неторская поляна стоят пусты и не владеет ими нихто, а те будет бортники оброчники живут за детми боярскими в вотчинах и 3 в поместьях, а не за архимандритом Пиминам в монастырской в[от]чине, а архимандрит Пимин с тех пустошей наш оброк пл[атит] монастырьскою казною, и как к тебе ся наша грамота прид[дет], и ты б про тое деревню Дар Маслову да про Неторскую поляну о[бы]скал около тех деревень на все четыре староны по версте и по дв[е], и по три, и по пяти, и по шти, и по десяти, и по петнатцати, и по двадцати, и болши – архимандриты и игумены, и про[то]попы, и попы, и дьяканы по свещенству, и князьми и детми боярскими, [241] и их прикащики по нашему крестному целованью – наперед сего //в тех деревнях бортники Киприк Покрасин с товарыщи, которые в сей нашей грамоте имена писаны, в тех деревнях за монастырем живали ли и наш медвеной обрак по книгам с те[х] деревень плачевали ль, и ныне те бортники за кем именем живут. Да хто что тебе про то про все в обыску скажет, и ты то все велел писати на списак подлино порознь земскому или церковному дьячку. Да будет в обыску скажут многия люди, что те крестьяне наперет сего живал[и] за монастырем в тех деревнях ва крестьянех и оброк по кни[га]м с тех деревень после лготы платили, и ты б тех крестьян велел выслать опять в те деревни и 3 оброк наш по книгам им велел платить с тех деревень по тому ж, как наперет сего плачевали, да и поруки еси на них в том оброке взял з записью, чтоб им в тех деревнях жить и оброк наш по книгам платить ежегод без[пе]peводно. А как тех людей бортников вывезешь в старые их дворы, где каторые наперет сего живали, и ты б тат обыскной списак за 3 обыскных людей руками и за своею приписью и за печатью и записи по них поручные прислал на Москву к Михаилу Дол[ма]товичю Карпову да дьяку нашему Гаврилу Михееву ч[аса] того. Писан на Москве, лета 7085-го, майя в 19 день. А у подлинной великаго государя грамоты на конце печать приложена. А назади подписано: Царь и великий князь всеа Росии. Припись дьяка Гаврилы Михеева. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 477/41103. Б/п. Список 1676 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 272. № 133. Комментарии 1. В ркп.: Вологцкому. 2. Так в ркп. 3. В ркп. пропущено. № 4 1589 г. декабря 21. – Отпись сытника Андрея Федорова сына Межецкого в получении оброчного пресного меда на Сытный дворец с вотчины Солотч. м-ря пуст. Неторская поляна на рч. Неторше в Глебовском лесу в Рязанском у.Лета 7098-го, декабря в 21 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу и по книгам, государев сытник Андрей Федоров сын Межецкой взял... 1 РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 477/41103. Б/п. Подлинник (отрывок): 145 X 50. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 272. № 134. Комментарии 1. В ркп. утр. окончание отписи; в том же деле имеется ее изложение – «А в отписи 7098-го, декабря в 21 день написано: Взято на государев обиход на Сытной дворец Резанского уезду Мещерские стороны Солочинского монастыря с пустоши Поляны Неторской в Глебовском лесу на речке на Неторша по обе стороны болшой дороги оброку на 98-й год государева оброчного пресного меду пуд 2 гривенки, да пошлин с пуда 5 денег, да клюшничьих пошлин пол 2 денги». [242] УСПЕНСКИЙ ОЛЬГОВ МОНАСТЫРЬ № 5 1556/57 г. – Купчая (продажная) Таршира Медведева сына Мокринского Ширяю Васильевичу Кобякову на жеребий д. Лужки в Рязанском у. Список слово в слово. Се яз, Таршир Медведев сын Мокринского, продол есми Ширяю Васильевичю Кобякову вотчину свою в Лужку третей жеребей отца своего да куплю свою, что есми купил у своих племянников у Петра да у Матфея, да у Дмитрея, да у Никиты Васильевых детей Мокринского. А продал есми Ширяю та свою вотчину третей жеребей отца своего и куплю свою в Лужку под Тереховым впрок без выкупу со всяким угодьем и ухожьем, с пашнею, и в лузех, и в озерах, и в перевесьях свой жеребей и куплю свою. А взял есми у Ширяя Васильевича за ту отчину за свой жеребей отца своего и за ту свою куплю сорок рублев денег. А на то послуси Неклюд Обрютин сын Тверитинова, да Дмитрей Иванов сын Подымов, да Иван Якутии сын Ивкина, да Данила Семенов сын Бешеного, да Иван Иванов сын Екотова. А купчею писал Третьяк Володимеров, лета 7065-го году. А у подлинной купчей назади написона: Се крепости Тырон Кобяков дал в Олгов монастырь Успению Пречистой по Ширяе по приказу и по духовной. И поп Марка отец духовной в сына своего места Тырона руку приложил. Человек Тыронов Семен Безсонов в Тыронова место руку приложил. Да руки послуховы. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 948/41347. Л. 46. Список 1645 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 275. № 147. № 6 1559 г. сентября 1 - 1560 г. февраля 2. – Очищальная запись Прокофия и Ивана Ивановых детей Никитина Мокринского Ширяю Васильевичу Кобякову на проданный ему жеребий д. Лужки в Рязанском у.Список с купчей слово в слово. Се яз, Пракофей, да Иван Ивановы дети Микитина Мокринского, что продали есмя Ширяю Васильевичю Кобякову вотчину свою свой жеребей в деревни Лушкох под Тереховым городам на омутку, что вышла из Аки из реки, двары и з гумны, и с огороды, и с околицаю, и с усадищи, и с хмелники, и с пашнею, и перелоги, и луги, и покосы, и лес пашенной и непашенной, и дубровы пашенные и непашенныя, и з бортми 1, и зс перевесьи, и с рыбною ловлею, и с озеры – озера Черемошь, да озера Преснино, да озера Клетки, да омуток, что вывел из Аки из реки, и со всяким угодьем, с тем, что к той вотчине к нашему жеребью истори ходила и тянула, и по как места серп и коса, и соха, и топор истори ходила, в куплю и в вотчину и впрок без выкупу, а взяли есмя у Ширея Васильевича на той своей вотчине на своем жеребью тритцать рублев денег, и та вотчина [243] наш жеребей не продана никаму и не заложена ни у кого ни в кабалах, ни в записях, ни в каких крепостях, ни в приданыя, ни по души не отдана. А у кого вылежет на ту вотчину на наш жеребей купчея, или кабала, или запись, или даная, или крепость какая ни буди, и мне, Пракофью, да Ивану та вотчина свой жеребей от тех крепостей Ширяю Васильевичю очищать. И в книги мне, Прокофью, да Ивану в Помесной избе та вотчина свой жеребей за Ширяем Васильевичам написати на Встретениев день Христова лета 7068-го. А не очистим мы тое вотчины своего жеребья Ширяю Васильевичю от тех крепостей или не напишем в книги тое вотчины своего жеребья за Ширяем Васильевичам в Помесной избе // на тот срок на Встретеньев день, и Ширяю Васильевичю взяти на мне, на Прокофью, да на Иване тритцать рублев денег по сей записи. А на то послухи Дуван Семенов сын Екимова да Сидар Осеев сын Татаринова. А запись писал Григорей Васильев сын Волков, лета 7068-го. А назаде у подлинной записи послухо[в] Дувана да Сидара руки приложены. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 948/41347. Л. 51, 52. Список 1645 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 275. № 148. Комментарии 1. В ркп.: борты. № 7 1565/66 г. – Данная Тирона Васильевича Кобякова(по духовной брата Ширяя) иг. Ольгова м-ря Измаилу и на половину д. Лески и д. Лужки в Рязанском у.Список з даной слово в слово. Се яз, Тырон Васильевич Кобяков, дал есми в дом к Олговскому монастырю Успению Пречистай Богородицы игумену Измаилу с 1 свещенники и з братьею, по приказу и по духовной памяти брата своего Ширяя Васильевича, крепости на вотчину на куплю, что Ширяй купил вотчину у Ондрея Тимафеева сына Лысцова деревню-пустошь Лески, да у Тимафея у Подъюсова. И та вотчина игумену Измаилу с 1 свещенники и з братьею ведати попалам с ыгуменом 2 со Засимом з духовским, та вотчина деревня Лески. Да отчина ж Лушки дана однаму игумену Измаилу с 1 свещенники и з братьею на монастырь же Лгову, что купил Ширяй у Мокринских. Та вотчина ведати по книгам и по крепостям, по тем, кои крепости выдал Тырон на монастырь, и в книги написать за монастырем за Лговским и за Духовским. А по сей даной грамоте мне, Тырону, ни моей жене, ни моем детем, ни моему роду племяни да тех вотчин дела нет. А даную грамоту писал мой человек Семен Безсонов, лета 7074-го. А назаде у подлинной даной Тыронова отца духовнога: Ильинской поп Марка вместа Тырона руку приложил. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 948/41347. Л. 53. Список 1645 г. Списки: РГАДА. Ф. 1199. Оп. 1. Д. 118. Дважды – Л. 93 об.-94 об. и Л. 189 об.–190 об. 1680-е гг. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 275. № 152. Комментарии 1. В ркп. пропущено. 2. В ркп.: ыгумен. [244] № 8 1595-97 гг. – Выпись из писцовых книг Василия Яковлевича Волынского и Ивана Афанасьевича Нащокина на вотчину Ольгова м-ря с. Аристово с дд. и пустт. в Старорязанском ст. Рязанского у.Список с выписи слова в слова. Выпись с резанских писцовых книг писма и меры Василья Яковлевича Волынского да Ивана Афонасьевича Нащокина с товарыщи 103-го и сто четвертаго и сто пятаго году. В Резанском уезде в Старорезанском стану на Мещерскай стороне Лгова монастыря села Аристова, Яростова тож, на суходоле. А в селе церковь страстотерпца христова Георъгия древена клецки. Да в селе же церковных дворов (в) поп Матвей Захарьев, (в) понамарь Степанка Фомин, (в) проскурница Софьица, да три кельи, а в них живут нищия – питаютца от церкви божьей; пашни церковныя паханыя середния земли дватцать четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена десеть копен. Да в селе ж служних дворов (в) Алферка Титав, (в) Истомка Раманав; да крестьянских дворов (в) Петрушка Данилав, (в) Буран Титов, (в) Шерапка Семенов, (в) Савка Данилав сын Орлов, (в) Андрюшка Ханин, (в) Андроска Федарав, (в) Фетка Полагин, (в) Истомка хамутинник, (в) Якушка Кобуз, (в) Ивашка Федарав, (в) Михалка Семенав, (в) Андрюшка Микитин, (в) Сенка Юрьев, (в) Афонка Радивонав, (в) Куземка Филипав, (в) Фетка Иванав, (в) Ортюшка Иванав; да бобылских дворов (в) Истомка Исаков, (в) Фомка Устинов, (в) Бориска скомарох, (в) Афонаска Данилав сын Орлов, (в) Ивашка Кобуз, (в) Куземка Степанав сын решетник, да места дворовае; пашни паханыя середния земли пятдесят две четверти да перелогам пятдесят чатыря четверти да лесам порасло дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена к селу об межу государева двор-цоваго села Козарь // луг Вединской, 1-сена на нем -1 ставитца пятсот копен. Того ж монастыря деревни: (Дрв) Выползова, а в ней двор монастырьской, а живет дворник Ондрюшк[а] Иванав, да служних дворов (в) Ивашка Степанав, (в) Ивашка Тверетин, да крестьянских дворов (в) Ивашка Ондреев, (в) Лунка Федарав, (в) Ивашка Остафьев, (в) Бориска Зенин, (в) Гришка Сопин, (в) Илейка Костин, (в) Ивашка Кузмин, (в) Овсейка Горяинав, (в) Степанка Потапав, (в) Зведейка Зиновьев, (в) Бориско Павлав, (в) Крюк Назарьев, (в) Понкратка Осипов, (в) Михалка Олферав, (в) Ивашка Торасов, (в) Покид-ка Захарьев, (в) Ларка Курапов, (в) Демка Иванав, (в) Ивашко Андреев, (в) Левка Наумов, да бобылских дворов (в) Панка Васильев, (в) Фетка Кобуз, (в) Якуш Федарав, (в) Куземка Глухой, да два двора пусты; пашни паханыя середния земли шестьдесят пять чети да перелогам семьдесят чети да лесам порас-ло дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена пятдесят копен. (Дрв) Сумъбулавскоя слоботка на озере на Селнам, а в ней крестьян (в) Мартинка Иванав, (в) Якуш Митин, (в) Кирилка Митин, (в) Микитка Григорьев, (в) Алешка Бораков, (в) Тимошка Парфеньев, (в) Богдашка Кирилав, (в) Куземка Григорьев, (в) Васка Титав, (в) Васка Григорьев, (в) Федоска Михайлав, (в) Софонка Иванав, (в) пронка Иванав, да бобылских дворов (в) Степанка Степанав, (в) Савостьянка Борисов, (в) Фетка Кузмин, да двор пуст; пашни паханыя середния земли сорак две чети да перелогам сорак чети в поле, а в дву по тому ж. [245] (Пус) что была деревня Романовскоя, а в ней восмь мест дворовых; пашни перелогам середние земли десеть чети да лесом порасло одиннатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена дватцать копен; да на Колчеватике от Петровитцъкого // рубежа луг вниз по Малому озеру, сена на нем ставитца двесте копен; да по конец нижнего конца у озера у Дрисела луг Трифанава поляна, сена на нем ставитца двесте копен. Лгова же монастыря угодья: полавина озерка Черемуши, да полавина озерка Клетки, да полавина озерка Преснина, да полавина озерка Омутка, а другая полавина тех озарак 2 за архиепископам резанским; да подле тех озерак лушки, сена на них ставитца пятсот копен. А в приправочных книгах те озерка и лушки написаны, а владеют теми озерки и лушки по данай, что им дал в дом Пречистой Богородицы в Олгов монастырь Тирон Васильев сын Кобяков лета 7074-го году. Да Лгова же монастыря росчисть новая сенной покос за озерам за Селным у Вышегородцкого рубежа у речки у Гаврилца на Красном цвету, сена на том чертежу ставитца дватцать копен, да болонья сена ставитца восмьдесят копен. Лесу пашенного и непашенного к селу и к деревням в длину на версту, поперег на полверсты; да лесу ж от нижнего конца Мужнева озера вверх по Мужнему от поля по берегу по Козарской рубеж по верхней конец болонья в длину на версту, а поперег на полверсты. Да Лгова же монастыря угодья: озера Селная – длина озеру полторы версты, а поперек полторы десятины, а ловят в нем на монастырской обиход; да за рекою за Окою под селом под Городцом озера Валган с ыстоком до Оки реки; да на лугу на Колчеватике три перевесья – перевесья Ильинское, да перевесья Халамеин, да перевесья Навой. А в приправочных книгах те сенныя // покосы и лес, и озера, и перевесьи написаны, а по сыску то угодья изстари монастырское. Да Лгова же монастыря бортнай ухожей остров Петрилавской за селом за Федотьевым за речкаю за Кидасан[ом] по Костина болота в сенной проток. А ходят тот острав Лгова монастыря села Яростова и деревень бортники Бориска Зенин, да Ивашка Ондреев, да Ивашка Федарав, да Ивнилай 2 Ивакин, да Куземка Черников, да Гринка Инакин, да Фетка Ондреев с товарыщи, да Онъдроско Филипав, да Олферка Юрьев с товарыщи, да Петрушка Орлов з братьею, да Фетка Назарав, да Мишка Григорьев, да Гришка Валов. А знамя в том ухажью: Бориско да Зенина соха с косицаю да два рубежа вверху 3; а Иванка Ондреева знамя соха, две косицы внутрь да два рубежа, один вверху, а другой внизу 3; а Иванка Федарава знамя соха ж, две косицы вон, вверху два рубежа 3; а Иванила Ивакина знамя косой крест, вверху квачек 3; а Куземки Черникова знамя косой же крест, два рубежа вверху 3; Гришки Инатина знамя соха в сохе 3; а Фетки Ондреева с товарыщи знамя косой крест, две косицы вверху спущены 3; а Ондроска Филипава знамя соха, две косицы вон да рубеж вверху, а другой внизу 3; а Олферка Юрьева с товарыщи знамя беседа с натесам, у натеса крюк 3; а Петрушки Орлова э братьею знамя соха под сохою 3; а Фетки Назарова знамя беседа, нага пересечена, вверху тес 3; а Мишки Григорьева знамя беседа ж с натесам, обе наги пересечены да с наги тес-ястес на рубеж 3; а Гриши Валава знамя беседа ж с натесам, в середине рубеж 3. // А бортники с тово ухожья оброк платят в м[онастырь], по чему на них игумен з братьею полажи. А тот же острав Петрилавской сшолся с лесом дворцовай деревни Долгинины – наниз по великому б[ере]гу селища и по явную яму, да с по[ме]стным селом с Михайловским. Да Лгова же монасты[ря] бортнай ухожай судерев з горадецкими борт[ни]ки. А знамя в том ухожью заячьи уши 3. А ходят то знамя горадецкия бортник[и], а оброк платят в [246] монастырь. А в приправочных книгах те ухожаи ж написаны, а по сыску те ухожаи изстари монастырьския. И всего Лгова монастыря село Аристова, Яростова тож, да две деревни живущих да пусташь. А дворов: девять дворов церковных причетников, да в селе и в деревнях двор монастырь ской, да чатыря дво[ра] служних, да пятдесят дворов крестьянских, да тринатцать дворов бобылских, а людей в них тож, да три двора пусты, да деветь мест дворовых. Пашни паханыя середния земли сто пятдесят деветь четвертей да перелогам сто семдесят чатыре чети да лесам порасло пятдесят одна четверть, и обаего пашни, перелогам и лесам порасло двесте дватцать пять чети, и всего пашни паханыя и перелогу и лесом поросло середния земли триста восмьдесят чатыре четверти в поле, а в дву по тому ж. Сена две тысячи четыряста семьдесят копен. Лесу поверстнага в длину на две версты, а поперек на версту, а инде бол[ше], а инде менши. А сошнога писма в живущем полътретьи и пол-полчетверти сохи, и не дашло дву чети пашни. А в пусте четверть и пол-пол-полтрети и пол-пол-полчети сохи, и не дашло четверть пашни. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1157/41473. Л. 517-521. Список 1638 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 276. № 155. Комментарии 1. В ркп. написано дважды. 2. Так в ркп. 3. Приводим имеющиеся в ркп. рисунки знамен в порядке их описания: ПОКРОВСКАЯ АГРАФЕНИНА ПУСТЫНЬ № 9 1550 г. августа 31. – Жалованная данная и несудимая грамота ц. Ивана Васильевича иг. Покр. пустыни Александре на мельницу Мальцевская на рч. Плетеной с сщ., пожнями и рыбной ловлей в Рязанском у.; с подтверждениями: 1) ц. Бориса Федоровича 1599 г. января 21 иг. Иранде; 2) ц. Михаила Федоровича 1623 г. июля 5 иг. Фетинье.Список з государевы грамоты. Се аз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Покрова святей Богородицы на Рязани Агрофенины пустыни игуменью Александру с сестрами, или хто по ней иныи игуменьи у Пречистые Покрова в Огрофенине пустыни ни будет, дал есми в дом Пречистые Богородицы свою мелницу оброчную Малцовскую на усть речке Плетеной меж речки Павловой и с селищи и с пожнями, и с езки, и с рыбною ловлею тое мелницы, со всем по тому, как та мелница и селищье, и с пожнями, и с езки, и с рыбными ловлями была за Милонею за Синяковым. А оброку с тое мелницы и с селищ, и с пожен, и с езков, и с рыбных ловель давал Милоня з году на год по рублю с пошлинами. И яз, царь и великий князь, игуменью Александру с сестрами пожаловал, дал есми в дом Пречистой Богородицы тое мелницу и селища, и пожни, и езки, и рыбную ловлю со всем и с оброком. И хто у них у той мелницы и у селищ учнет жити людей и монастырских слуг и [247] мелников, и наместницы наши рязанские и их тиуны тех монастырских слуг и мелников не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, а ведает и судит тех монастырских слуг и мелников игуменья Александра с сестрами во всем или кому прикажет. А случитца суд смесной и тем их монастырским слугам и мел-ником з городцкими людми или с волостными, и наместницы наши резанские и их тиуны судят, а игуменья Александра с сестрами или их прикащики с ними ж судят. А прав ли будет, виноват ли гороцкой человек или волосной, и он в правде и в вине намесником и их тиуном. А прав ли будет, виноват ли монастырской слуга или мелник, и он в правде и в вине игуменье Александре с сестрами, а наместницы наши резанские и их тиуны в правого и в виноватого человека не вступаютца. А кому будет чего искати на игуменье Александре с сестрами или на их прикащикех, ино их сужу яз, царь и великий князь, или наш дворецкой рязанской. А дана грамота лета 7050 осмаго, августа в 31 день. А у подлинной государевой грамоты пишет назади: Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии. // Лета 7107-го, генъваря в 21 день, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав сю жалованную грамоту, Переславля Резанского Покрова святей Богородицы Огрофенины пустыни игуменью Иранду с сестрами, или по ней иная игуменья в том монастыре будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, государево царево и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии, имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем, а велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал государев царев и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии дьяк Смирной Васильев. Лета 7131-го, июля в 5 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш, государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоту слушав, указали по нашему государскому уложенью переписати вновь на наше государское имя, а сее жаловалную грамоту указали, подписав на наше государское имя, отдати Покрова святей Богородицы Агрофенины пустыни игуменье Фетинье с сестрами впредь для спору, а о всем указали ходити по тому, как в нашей новой государской грамоте нынешняго 131-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дьяк Прокофей Пахирев. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1459/41663. Л. 243, 244. Список 1659 г. Списки: Там же. Л. 226 (без текста подтверждений). 1660 г.; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 1917. Л. 89, 89 об. 1740-е гг. Уп.: Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии... М., 1820. С. 312, 313 (изложение); Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 2 // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 134. № 622; РД. М., 2000. Вып. 6. С. 278. № 165. № 10 1596 г. июля 18. – Писцовая и межевая выпись Третьяка Григорьевича Вельяминова иг. Покр. пустыни Иранде на монастырский двор в Переславле Рязанском и мельницу Мальцевская нарч. Плетеной с угодьями.По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу, резанской писец Третьяк Григорьевич Вельеминов с товарыщи дали выпись [248] с книг писма своего Покровского девичья монастыря Огрофениной пустыни, что на Мещерской стороне, игуменьи Иранде с сестрами на дворовое место, что ани купили у донского козака у Астаньки Прокофьева в Переславли Резанском на посаде у Благовещенья святыя Богородицы. Да им же придоно к тому двору под огород, а в длину того место двацоть четыре сожени с полусоженью, а поперек адиноцоть сожень. Да им же государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии в 58-м году, августа в 31 день пожаловал мелницу аброчною на речьки на Павловой на усть речьки Плетеной, а у той мелницы (в) мелник Андрюшька Петров, (д) пуст. Да против мелницы за рекою селища с огороды и з пожнеми Помикова поляно да Суслофскоя. А довали с тое пожни оброку на государеву конюшню оброку на год по гривне, и тот оброк с них сложен, а дан в монастырь на темьян да на ладон; впредь им того оброку не платить. А межа той мелничной земли от помесной земли Микиты Мазолова от пажити: у реки у Павловой на берегу столп, а на нем грань; а от столба через речьку Павлову к столбу, а на нем грань, а з столба в болото к олхи, а на ней грань; а от ольхи налево болотом к межи, у межи ямо, а у ямы столб, а на нем грань; а от ямы и от сталба направо межею к городской Переславъской дороги к лоску к спаской к мелничъной земли, а в лоску ямо, а у ямы столб, а на нем грань – напрове земля помесноя Микиты Мазолова деревни Шетников, а налеве земля Агрофениной пустыни мелничьноя. И игуменьи с сестрами тем двором и прибавочънам местом и мелницою со всеми угодьи владети. К сей выписи Третьяк Григорьевич Вельеминов печать свою приложил, лете 7104-го, июля в 18 день. Приписал подъячей Илья Иванов. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1459/41663. Л. 227. Список 1660 г. Список: Там же. Л. 246 (без конца). 1660 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 278. № 169. ВОСКРЕСЕНСКИЙ ТЕРЕХОВ МОНАСТЫРЬ № 11 1520 г. марта 16. – Жалованная подтвердительная несудимая, на данного пристава и заповедная(от владычных пошлинников) грамота в. кн. Василия Ивановича иг. Терехова м-ря Роману на сс. Тереховское, Селивановское и Верхние Рясы Васильевское Александровское с поч., угодьями и половиною Шиловского мыта в Старорязанском ст. на Мещерской стороне в Рязанском у., с подтверждением в. кн. Ивана Васильевича 1534 г. марта 16 иг. Роману.Списак с 1 списка слово в слово. Се яз, князь великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми в своей вотчине в Старой Резани Воскресения Христова Тереховсково монастыря игумена Романа з братьею. Что мне бил челом, а сказывает, что у них была моя, великаго князя, грамота жаловалная, и та де у них грамота згорела. И ож будет [249] так, и яз, князь великий, пожаловал игумена Романа з братьею, или по нем иный игумен будет у Воскресения Христова в Терехове монастыре, что их три селца да починок в нашей отчине Тереховское да Селивановское на усть Рясы, да Верхние Рясы Васильевские Олександровские, да в Мещерском уезде починок на Корноуховском берегу, что к тем селцем и починку изстари потягло, и хто у них в тех в селцах и в починку учнут жити людей, и наши наместници переславские и старорезанские и мещерские и их тиуны тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют, ни всылают к ним ни по что, а праветчики и довотчики поборов своих у них не берут, ни въезжают к ним ни по что, а ведает и судит тех людей своих игумен з братьею сам во всем или кому прикажет. А случитца суд смесной тем их людем з городцкими людми или с волосными, и наши намесници переславские и старорезанские и мещерские волостели и 1 тиуны тех людей их сядят, а игумен з братьею или их приказщик с ними ж судят, а присудом делятца наполы. Також есми их пожаловал, игумена Романа з братьею, наши попы резанские игумена з братьею не судят ни в чем, и приставы владычни к ним не въезжают, опричь духовнаго дела, а заезщики и десятилники и все пошленнеки к ним в монастырь и в их села и в починок не въезжают и не всылают к ним ни по что, ни кормов своих, ни которых пошлин на них не емлют. А что их угодья изстари потяглу // к монастырю борти и возы, и рыбные ловли, и бобровыя воды, и Затынорские борти, и половину Шиловского мыта 1, и 1 игумену з братьею те все угодья и половину мыта Шиловскаго ведати в дом великаго Воскресения Христова по старине. А хто у них те борти монастырские учнет ходить к монастырю, чей кто ни буди и за кем хто ни живет, и оне с тех бортей оброк платят Воскресенскому игумену з б[ра]тьею. А будет тем бортником меж собя каково дело в бортном 2 деле, и игумен з братьею тех бортников в бортном деле судит сам и их прикащик. А кому будет чего искать на игумене з братьею или на их прикащике, и в том по них ездит мой пристав дан[ый], а сужу их яз, князь великий, или мой дворецкой. А грамота дана лета 7028-го, марта в 16 день. А назаде у жаловалнай грамоты написано: Князь великий Василей Иванович всеа Русии. Да у тое ж грамоты написано назади ж пониже того: Князь великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал в Старой Резани Воскресенскаго монастыря Тереховского игумена Романа з братьею, или по нем иный игумен будет в том монастыре, сей у них грамоты рудити не велел никому ни чем, а наместником переславским и старорезанским и мещерским, и их тиуном, и десятилником, и всяким пошлинником велел 3 у них ходити во всем по тому, как в сей грамоте написано. Лета 7042-го, марта в 16 день. А писал дьяк Федор Мишюрин. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 73. № 1415/18717. Б/п. Список 1642 г. Публ.: АЮ. СПб., 1838. № 24. С. 59, 60 (в составе правой грамоты 1584 г. июля 25). Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века // АЕ за 1957 год. М., 1958. С. 326. № 166; РД. М., 2000. Вып. 6. С. 278, 279. № 171. Комментарии 1. В ркп. пропущено. 2. В ркп.: бортом. 3. В ркп.: велет. [250] № 12 1582 г. марта 5. – Отпись дьяков приказа Большого прихода Богдана Ксенофонтова и Леонтия Резанцева в получении полоняничных денег за 7089 г. с вотчин Терехова м-ря в Мещерском у.Лета 7090-го, марта в 5 день, царевы и великого князя дияки Богдан Ксенефонтов да Леонтей Резанцов взяли в цареву и великого князя казну в Болшой приход из Мещерского уезда з 1 земли Воскресения Христова Тереховского монастыря с пол-полтрети и с пол-пол-полчети сохи полоняничных денег прошлого 89-го году – в 10 рублев в 12 алтын и в две денги с сохи – рубль и шесть алтын две денги, да к тому розводу в прибавку – в пять рублев и в восмь алтын с сохи – дватцать алтын з денгою, да в третей розвод – в два рубля и в дватцать в шесть алтын в две денги – десять алтын четыре денги. Платил денги того монастыря игумен Семион. А под отписью написано: Дияк Богдан Ксенефонтов. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 73. № 1415/18717. Б/п. Список 1641 г. Подл.: Архив СПб. ФИРМ. Ком. 12. Публ.: АЮ. СПб., 1838. № 211/1; Архив П. М. Строева. Т. 1.// РИБ. Пг., 1915 Т. 32. № 296. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 279. № 175. Комментарии 1. В ркп. пропущено. № 13 1582 г. марта 5. – Отпись дьяков приказа Большого прихода Богдана Ксенофонтова и Леонтия Резанцева в получении полоняничных денег за 7090 г. с вотчин Терехова м-ря в Мещерском и Рязанском уу.Лета 7090-го, марта в 5 день, царевы и великого князя дияки Богдан Ксенефонтов да Леонтей Резанцов взяли в цареву и великого князя казну в Болшой приход из Мещерского уезда Воскресения Христова Тереховского монастыря з 1 земли с пол-полтрети и с п[ол]-пол-полчети сохи полоняничных денег нынешняго 90-го году рубль осмнатцать алтын пять денег, да из Резанского уезда с получети сохи рубль и дватцать два алтына полпяты денег. Платил денги того монастыря игумен Семион. А под отписью написано: Дияк Богдан Ксенефонтов. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 73. № 1415/18717. Б/п. Список 1641 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 280. № 176. Комментарии 1. В ркп. пропущено. № 14 1584 г. июля 10. - Отпись Никиты Саврасова в получении полоняничных денег за 7092 г. с вотчины Терехова м-ря с. Корнауховский Борок в Тынор-ской вол. в Мещере.[251]Лета 7092-го, июля в 10 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу и по росписи за приписью государева дияка Богдана Ксенефонтова, взял Никита Саврасов в Мещере в Тынорской волости Воскресения Христова Тереховского монастыря с села с Корнауховского Борку с пол-полтрети сохи и с пол-пол-полчети сохи полоняничных денег на нынешней на 92-й год два рубля два алтына – по розводу сполна. В том и отпись дал. Платили денги за игумена Воскресен[ия] Тереховского монастыря за Семиона з братьею Шатцкого города губные старосты Олексей Никитин сын Алеев да Офонасей Сабуров сын Мерлин. У сей отписи рука Дмитрея Скортова в Микитино место Саврасова. Отпись писал Первушка Истомин. А назади отписи написано: К сей отписи Дмитрей Шортов 1 в Микитино место Ястребова 1 руку приложил. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 73. № 1415/18717. Б/п. Список 1641 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 280. № 178. Комментарии 1. Так в ркп.; ср. выше. № 15 1588 г. июня 20. – Жалованная несудимая, на данного пристава и заповедная(от владычных пошлинников) грамота ц. Федора Ивановича иг. Терехова м-ря Вассиану на сцц. Терехово и Селиверстова с поч., Шиловский мыт и перевоз нар. Оке в Старорязанском ст. Рязанского у.Списак с списка слово ж в слово. Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми из Резанскаго уезда Воскресения Христова Терехова монастыря игумена Васьяна з братьею, или хто по нем в том монастыре впредныи 1 игумен или строитель будет. Что били они нам челом, а сказали, нашего де жалованья к их Терехову монастырю вотчинных два селца в Резанском уезде – селцо Терехово да селцо Селивановское на усть Рясы, да в Мещерском уезде // починок на Корноуховском берегу. И на те де два селца да починок была жаловалная грамота деда нашего блаженые памети великаго государя и великаго князя Василья Ивановича всеа Русии, а подпись де была на той грамоте отца нашего блаженыя памети государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, что переславским и старорезанским и 2 мещерским наместником, и 2 их тиуном тех селец и починок крестьян не судить ни в чем. И та де жаловалная грамота была Пречистые Богородицы Солотчинскаго монастыря у строителя у старца у Елизарья у Замытцкаго, потому что Терехов монастырь ему ж был приказан. И того де старца строителя Елизарья не стало вскоре, и они де тое жаловалные грамоты у него после его не сыскали. И нам бы Воскресения Христова Терехова монастыря игумена Васьяна з братьею пожаловати, велети им на те селца и на починок нашу жаловалную грамоту дати новою. И будет так, как нам игумен бил челом, а преж сего будет у них наша жаловалная грамота была и на отца нашего блаженыя памети царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии и подписана, и яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, Терехова монастыря игумена Васьяна з братьею, или хто [252] по нем в том монастыре впредныи 1 игумен будет или строитель будет, пожаловал, хто у них в тех монастырских селцах, что в Старой Резани, в селце Тереховском да в селце Селивановском на усть Рясы, да в Мещерском уезде в починке на Корноуховском берегу а учнут жити людей, и наместником нашим переславским и Старой Резани и 2 мещерским, и их тиуном тех людей не судити ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, и кормов своих у них не имати, не всылати к ним ни по что. А что у них перевоз и мыт на Оке реке, и 2 им тем мытом и перевозом владети по старому. А имати им мыта с носаду и с ладьи по нашему указу по гривне, // а с пауска по два алтына, а с прибойнаго струга по десети денег, а с однодереваго по два гроша, а что на судех тяглых людей, со всякаго человека по две денги. Також есми игумена Васьяна з братьею пожаловали, и нашим архиепископъм к 2 ним не въезжати ни по что, опричь духовнаго дела, а заезщиком и десетилником и всяким людем архиепископъским пошлинным людем к ним в монастырь и в их села и починок не въезжати ни по что и кормов своих никоторых и пошлин на них не имати. А кому будет каково дело до игумена з братьею или до слуг монастырских и до крестьян в их монастырских делех, опричь духовнаго дела, и по них ездит даной пристав з дворца, а сужу их яз 2, царь и великий князь, или мой дворецкой. Дана грамота на Москве, лета 7096-го году, июця в 20 день. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 73. № 1415/18717. Б/п. Список 1642 г. Список: Архив СПб. ФИРМ. Ком. 174. № 1/476. XVII в. Публ.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 386. Уп.: Тебекин Д. А. Перечень иммунитетных грамот 1584–1610 гг. // АЕ за 1978 год. М., 1979. С. 214. № 146. РД. М., 2000. Вып. 6. С. 280. № 180. Комментарии 1. Так в ркп. 2. В ркп. пропущено. ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ № 16 1574 г. января 16. – Отдельная выпись кн. Ивана Иванова сына Дулова иг. Богосл. м-ря Нифонту на бывшие за детьми боярскими в нагодчине монастырские вотчины сц. Глинище и д. Иванчино в Рязанском у.Список с выписи слово в слова. Лета 7084-го, по государеву Цареве и великого князя Ивана Васильевича всеа Росии грамоте, отдал князь Иван князь Иванов сын Дулов Богословского монастыря игумену Нифонту з братиею селцо Глинища. А то было селцо Глинища за детми боярскими на оброке за Ивашком за Пущиным да за Гришею Межениновым да за Михалком за Говоровым. А деревня Иванчина была за Гришею за Кореневым з братьею. И в той деревни в Ыванчине кресьянских дворов жилых шесть да четыре двора пустых. И тем кресьяном всем, которыя в той деревне в Ыванчине живут, игумена Нифонъта з братьею слушать и пашню на них похать, и всякое дело делать, и оброки довати по старым их крепостем. [253] Писана выпись енваря в 16 день. А у подлинной выписи припись князя Ивана Ивановича Дулова. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1333/41581. Л. 184. Список 1683 г. Список: Там же. № 1334/41581. Л. 212. 1683 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 283. № 191. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ № 17 1599 г. марта 6. – Писцовая выпись Третьяка Григорьевича Вельяминова арх. Сп.-Преобр. м-ря Ионе на лес в верховье рч. Полошицы в Рязанском у.Список с подлинные выписи слова в слова. По государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии наказу, рязанской писец Третьяк Григорьевич Вельяминов с товарищи дали выпись с книг писма своево спаскому архимандриту Ионе з братьею. Въезжати спаским крестьяном села Незнанова и деревни Крятиной в лес вверх речки Полошицы за Бурдуковское селища. Въезжати возле Ягину борозду через помещиковы земли Михаила да брата ево Калги Аргамаковых да Елизарья Галицына. А лес им сечи хоромной и дровяной про себя. А на сторону им лесу не продавати и на явку сечи не давати, и бортного деревья со пчелами и безо пчел не сечи и не поджигати и не подчерчивати. К сей выписи Третьяк Григорьевич Вельяминов печать свою приложил, лета 7107-го, марта в 6 день. Приписал подъячей Третьяк Копнин. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 484/41106. Б/п. Список 1674 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 285. № 206. ДУХОВ МОНАСТЫРЬ № 18 1565/66 г. – Данная Тирона Васильевича Кобякова(по духовной брата Ширяя) иг. Духова м-ря Изосиме на половину д. Лески в Рязанском у.Списак з даныя слово в слово. Се аз, Тыран Васильевич Кобякова, дал есми в дом Сошествия святого Духа вотчину деревню Лески игумену Изосиме с свещенницы и з братьею, по приказу и по памяти духовнай брата моево Ширяя Васильевича Кобякова, и крепости на тое отчину на деревню на Лески на куплю дал, что брат мой Ширяй купил вотчину у Ондрея у Тимофеева сына Лысцова деревню Лески, да что купил у Тимофея у Васильевича Подъюсова Кобякова пол же леса и его жеребей. И та вотчина игумену Изосиме с свещенницы и з братьею ведати, или иныи игумен будет з братьею в монастыре Духа святого, и им та отчина ведати по тому ж с [254] олговским игуменам и свещенницы и з братьею пополам по тем же крепостям, которые им в монастырь даны на ту вотчину. А по сей данай грамоте мне, Тырану, и моей жене и моим детем, ни нашему роду племяни да тое отчины дела нет. А ту есми отчи[ну] деревню Лески дал по радителех своих в дом Сошест[вия] святого Духа в наследие вечных благ. А у сей данай сидели отец мой духовнай, Тыранав, ильинскай поп Марка Аникеев сын, да благовещенскай поп Стефан Игнатьев сын, да Костянтин Фомин сын Ухорского, да Иван Гаряинов сын, да Григорей Филипов сын, да Ива[н] Иванов сын Кобылкин. А даную грамоту писал Яков Иванов сын Шубин, лета 7000 семдесят четвертого. // А назади у подлинной даной написано: К сей даной грамоте Тыронов отец душевной ильинской поп Марко руку приложил. К сей даной грамоте благовещенской поп Стефан руку приложил. К сей даной грамоте Костентин руку приложил. К сей даной грамоте Иван Горяинов руку приложил. К сей даной грамоте Григорей руку приложил. К сей даной грамоте Иван Кобылкин руку приложил. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1016/41388.Л. 112, 113. Список 1620-30-х гг. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 286. № 210. № 19 1599/1600 г. – Купчая (продажная) Григория Федоровича Сунбулова Матвею Семеновичу Измайлову на половину д. Дурапово (Дурапоново) Косткино в Окологородном ст. Рязанского у., с записью 1627/28 г. о передаче земли и купчей Татьяной, вдовой Ивана Васильевича Измайлова, иг. Духова м-ря Иосифу. Список с купчей и з даной слово в слово. Се аз, Григорей Федорович Сунъбулов, продал есми вотчину свою полдеревни Дураповой прозвище Косткиной в Окологородном стану свой жеребей сорок две чети Матвею Семеновичю Измайлову впрок без выкупа с 1 селищи и с огороды, и з гумны, и с хмелники, и с пашнею, и с луги, и с покосы, и с лесы, и со всеми угодьи, что к той полудеревни Дураповой истари потегло. А взял есми у Матвея на той вотчине на полудеревни Дураповой сорок рублев денег. А та моя вотчина полдеревни Дураповой со всеми угодьи опричь Матвея никому не продана, ни заложена, ни по души не отдана, ни в кабалах, ни в записях, ни в каких крепостях ни у кого. А вылягут на тое мою вотчину на полдеревни Дураповой у кого какия крепости ни буди, и мне, Григорью, та своя вотчина со всеми угодьи Мотвею очищати и убытка не довести ни в чем. Да в книги мне та вотчина своя в Помесной избе записати. А не очищу я тое вотчины Мотвею, и Мотвею взяти на мне, на Григорьи, восмдесят рублев денег по сей записи. А на то послуси Прокофей Петров сын Лепунов. А купчею писал Петрушка Перфильев, лета 7108-го году. А у подлинной купчей назаде пишет: Послух Прокофей руку приложил 2. [255] Рука приложена, а хто руку приложил, прочесть немочно – зачернено. У той же купчей и даной назаде ж написано: 136-го году, выдала купчею в Духов монастырь Иванова жена Васильевича Измайлова Тотьяна игумену Иосифу з братьею по приказу мужа своего Ивана Васильевича Измайлова на вотчину на пустошь Костъкино по души его и всех родителей. А подписал сю купчею человек ее Петрушка Андреев. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1741/41807. Б/п. Список 1684 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 286. № 211. Комментарии 1. Вркп. пропущено. 2. В ркп. подпись послуха завершает текст списка. № 20 1599/1600 г. – Купчая (продажная) Ивана Тиронова сына Кобякова Матвею Семеновичу Измайлову на жеребий д. Дурапоново Косткино в Окологородном ст. Рязанского у., с записью 1627/28 г. о передаче земли и купчей Татьяной, вдовой Ивана Васильевича Измайлова, иг. Духова м-ря Иосифу.Список с купчей слово в слово. Се аз, Иван Тыронов сын Кобяков, продал есми Матвею Семенову сыну Измайлову вотчины свой жеребей в Окологородном стану в деревни в Косткиной в Дурапоновой полторы выти земли, что мне достался тот жеребей по духовной деда моего Степана Федоровича Сунбулова, с лесом и [с по]косы, и з дворищи, и с огороды, и с хмелники, и со всяким угодьем вп[рок] без выкупу. А взял есми я у Матвея за тот жеребей пятнатцать руб[лев] денег. И впредь мне, Ивану, и моим детям и моему роду и племяни до той вотчины до тово жеребья дела нет. А на то послуси Василей Григорьев сын Переменин. А купчую пи[сал] Родка Понкратьев сын попов – Переславля Резанского площедной дьячок, лета 7108-го году. А у подлинной купчей назади написано: Иван вотчину продал и руку приложил. Послух Васка руку приложил. А на той же купчей на[за]ди написано: 136-го году, выдала купчею в Духов монастырь Иванова жена Васильевича Измайлова Татьяна игумену Иосифу з братьею на вотчину Костъкину, Дурапоново тож, по приказу мужа своего Ивана Васильевича Измайлова по ево душе и по всех родителех без выкупу. А подписал сию купчую человек ее по веленью Петрушка Андреев. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1741/41807. Б/п. Список 1684 г. Список: Там же. 1684 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 286. № 212. № 21 1609/10 г. – Купчая(продажная) Агафьи, жены Василия Ивановича Волынского, с «сыном» Яковом Романовым сыном Вердеревского Матвею [256] Семеновичу Измайлову на жеребий д. Дурапоново Косткино в Окологородном ст. Рязанского у., с записью 1627/28 г. о передаче земли и купчей Татьяной, вдовой Ивана Васильевича Измайлова, иг. Духова м-ря Иосифу.Список с купчей слово в слово. Се аз, Агафья Васильева жена Ивановича Волынского, продала есми с сыном своим со Яковом с Рамановым сыном Вердеревского во 108-м году Матвею Семеновичю Измайлову вотчины своей жеребей в Окологородном стану в деревне в Косткиной в Дурапоновой полтъры выти 1, что досталось сыну моему Якову тот жеребей по духовной прадеда его Степана Федоровича Сунъбулова, с лесы и с покосы, и с дворищи, и с огороды, и с хмелники, и со всяким угодьем впрок без выкупу. А взяла есмя во 108-м году у Матвея за тот жеребей пятнатцать рублев денег. И на тое вотчину по ся места яз, Агафья, купчей не довала. И впредь, мне, Агафье, и моему роду и племяни и моим детем, ково нам впредь даст Бог, до того жеребья дела нет. В том есми на тое вотчину сю и купчую дала. А на то послуси Дмитрей Иванов сын Садырев. А купчею писал Спирка Кузмин, лета 7118-го году. А у подлинной купчей назади пишет: К сей купчей Василей Иванов сын Волынской в жены своей в Огафьино место руку приложил. Послух Митка руку приложил. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 1741/41807. Б/п. Список 1684 г. Список: Там же. 1684 г. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 286. № 213. Комментарии 1. В ркп.: вел(и). НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ № 22 1588 г. декабря 20. – Писцовая выписиь писцов и дозорщиков рязанских дворцовых земель Григория Ивановича Вельяминова и подьячего Неустроя Семенова попу Никольской церкви Фефилу на церковную пашню в с. Опаничище в Рязанском у.По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу, резанских дворцовых сел писец и дозорщик Григорей Иванович Вельеминав да с ним подъячей Неузтрой Семенов дали выпись с книг писма своего и дозору села Опаничище николскому попу Фефилу Иванову сыну на церьковную пашню и на угодья. А по писцовым книгам писма и меры Михаила Пушкина с товарыщи лета 7092-го году написана пашни церковнай поповы шесть десетин, дьяковы три десетины в поли, а в дву по тому же, сена попова пятдесят копен, а дияконава сена тритцать копен. Да николскому же попу Фефилу, или по нем кто у того храма будет, по новым по дозорным книгам придоно к церкве к старыя ево пашне ко шти десетинам у селище что была деревне Другое Еськина пустотныя переложныя пашни, котороя осталася зо лишком у того селище, [257] четыре десетины в поле, а в дву по тому ж, лесу присады возле пашни десетина. А в выти та церковная емля и в сошное писмо не положена. И села Опаничище николскому попу Фефилу у селище что была деревне Другая Ескина пустотная пашня похати и сена косити и лес сечи. К сей грамоте Григорей Иванович Вельеминав печать приложил, лета 7097-го, декобря в 20 день. Приписал подъячей Неузтрой Семенов. РГАДА Ф 1209 Столбцы по Рязани, N9 1519/41693. Л. 295. Подлинник: 150 X 375. Уп.: РД. М., 2000. Вып. 6. С. 290. № 235. Текст воспроизведен по изданию: Вновь открытые рязанские акты XVI - начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 9. М. Древлехранилище. 2003 |
|