Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИБЛИОТЕКА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В XVI в.

Библиотека Соловецкого монастыря принадлежит к числу старейших и крупнейших монастырских книжных собраний нашей страны 1. Рукописи этого богатого собрания 2, в котором представлено большинство известных в науке древнерусских памятников, широко используются исследователями. В целом, однако, библиотека Соловецкого монастыря изучена недостаточно 3, ибо ее исследование после А. И. Лилова шло в основном без привлечения новых архивных материалов. Целью настоящей статьи является рассмотрение на основании сохранившихся книжных описей путей комплектования собрания, выявление вкладчиков и создателей книги, последовательного роста и изменения состава древнерусских памятников письменности в монастырской библиотеке на протяжении XVI в. В отдельных случаях возможно отождествление записей в книжных описях с рукописным наличием в настоящее время, что позволит датировать время поступления конкретных книг в Соловецкую библиотеку. У нас имеются всего 17 описей 4 Соловецкой библиотеки, из которых лишь одна – 1676 г. – была [358] опубликована 5. По векам описи разбиваются таким образом: 5 относятся к XVI в., 11 – к XVII в. и 1 – к началу XVIII в.

Дошедшие до нас описи XVI в. последовательно датируются 1514, 1549, 1570, 1582 и 1597 гг. Они представляют собой подробное описание всего монастырского имущества, производившееся при передаче (отводе) монастыря от одного игумена другому в переписных или отводных книгах. Опись архива Соловецкого монастыря 1733 г. 6 позволяет предположить, что только три описи XVI в. из-за отсутствия их в настоящее время не могут быть учтены нами при исследовании. Это описи 1518, 1526 и 1534 гг. Из той же архивной описи XVIII в. ясно, что первые из дошедших до нас Описная и Отводная книги Соловецкого монастыря 1514 и 1549 гг. были написаны в виде столбцов. Третья опись, 1570 г., была составлена в трех экземплярах, один из которых, видимо, подлинник используемой нами копии, также был в виде столбца. В Архиве ЛОИИ СССР находится и черновой экземпляр переписной книги 1570 г. 7, отличающийся от нашей копии в некоторых случаях лишь орфографией.

Публикуемая ниже опись 1514 г. является не только самой древней Соловецкой описью, но и одной из самых ранних известных монастырских описей типа инвентаря вообще. Старше ее лишь опись, составленная архимандритом Иосифом, епископом Смоленским, при сдаче в 1494 г. имущества, среди которого были книги Слуцкого Троицкого монастыря 8. Опись 1514 г., которую в подлиннике помимо Н. К. Никольского 9 видел также арх. Досифей 10, была составлена 11 января по грамоте вел. кн. Василия Ивановича, «по списку по указному описали Спаского монастыря на Соловке Фадеи Дворянкин да Елка Офонасеев». В приписке, сделанной на обороте столбца, сказано, что Дворянкин и Офонасеев описывали монастырь «с ыгуменом с Ефимьемь, да с лудчими старцы: з бывшим игуменом з Достофеем да священьком з Галасеею, да старцом Офонасьем, да с келарем с Иевым, да с казначеем с Романом». По этой описи были описаны три церкви: Спасо-Преображенская, Успенская и Николая-чудотворца, а также монастырская казна. Во всех трех церквах опись зафиксировала только четыре книги – евангелия, из которых одно на пергамене – апракос и три – театр на бумаге. В монастырской же казне насчитывалось 122 книги 11; судя по описанию, 8 книг остались в казне среди личной «рухляди», видимо, умерших старцев. В коробье старца Елисеева, например, были три книги: «Псалтыря с следованьем в полдесть, да часословец писан в полдесть следованьем, да книга четья в полдесть». В коробье старца Варламова была «псалтырь следованьем в десть. Да частословец следованьем в полдесть, не переплетены».

123 книги, принадлежавшие казне, разбиты в описи на три группы: первую составляют 7 названий, включающие в себя 14 книг: два евангелия толковых, пять апостолов [359] тетр в полдесть, Никонское послание в десть, апостол толковый в десть, три пролога в десть, Лавсаик в десть и Феодорит.

Далее в описи под заголовком «А се Досефеева данья книг, игумена бывшаго» следует описание 40 книг, из которых 36 игумен Досифей «дал» в монастырь, а 4 «нарядил», то есть, по всей вероятности, сделал переплет для них. Описание книг «Дософеева данья» завершает итог: «А всех книг... пятдесят без четырех», то есть 46. Таким образом, либо в опись не вошли шесть книг Досифея, либо писец ошибся при подведении итога, вычтя четыре книги, которые по приказу Досифея были переплетены, не из сорока книг, а из пятидесяти.

За книгами Досифея в описи следует вновь описание монастырских книг, которых всего 69.

Записи, характеризующие отдельные книги в данной описи, очень кратки, и в них не всегда соблюдается единообразие. Помимо названия инвентарная запись включает чаще всего указание на размер книги либо имя вкладчика, иногда книга определена по имени писца, ее создателя. Благодаря тому, что опись ранняя и, следовательно, может включать книги, написанные до 1514 г., которых в Соловецком собрании сохранилось не слишком много, многие записи из нее возможно отождествлять с реальными книгами.

Легче всего поддаются отождествлению рукописи, поступившие от игумена Досифея, которые были уже предметом специального изучения. На книгах, принадлежавших Досифею, имеется опознавательный знак, названный Н. Н. Розовым «первым в истории русским экслибрисом» 12. Будучи в Новгороде, игумен Досифей смог организовать переписку нужных ему для монастыря книг. Кроме того, на двух рукописях, помеченных экслибрисом Досифея, сохранились два списка книг, переписанных «повелением многогрешнаго и недостойнаго и худаго в инощех священноинока Дософея», посланных им в 1493 и 1494 гг. в монастырь. В списке 1493 г. перечислены 17 книг, которые были отправлены Досифеем «в дом святому Спасу на Соловкы». В списке следующего 1494 г. упомянуты на Соловках уже три церкви: Спасителя, Успенской и чудотворца Николы и помимо названных в первом списке 17 книг добавлены еще 3 новые рукописи, а также сказано, что 4 книги были только в 1494 г. заказаны, то ссть всего 24 книги 13. Опись 1514 г. свидетельствует, что книг «Дософеева данья» было значительно больше, определенно свыше 36.

От времени составления списка 1494 г. до составления первой инвентарной описи прошло 20 лет, и неудивительно, что количество книг, поступивших за это время в библиотеку Соловецкого монастыря, благодаря заботам большого книголюба игумена Досифея увеличилось почти вдвое. В описи 1514 г. дополнительно по сравнению со списком 1494 г. названы следующие книги, которые «дал» Досифей: декабрьская минея «на харатьи» 14, книга бытия в полдесть 15, шесть октоихов, синоксарь 16, измарагд 17, торжественник 18, Ефрем Сирин – все в десть и два евангелиста толкованных.

Вместе с тем в описи 1514 г. не упомянуты некоторые книги, несомненно принадлежавшие Досифею. Например, в Соловецком собрании имеются две кормчие с экслибрисом Досифея 19, в описи же кормчая всего одна. Отсутствует в описи и минея новым чудотворцам 20, хотя она упомянута в списке 1494 г. В описи значится одна книга Афанасия Александрийского, однако нам известны две рукописи, связанные с именем этого богослова, имеющие экслибрисы Досифея. Это его житие и слова, а также толкования [360] на псалтырь 21. Следовательно, правильнее будет предположение, что опись 1514 г. не зафиксировала всех книг Досифея, но писец, возможно, точно назвал общую их цифру – 46.

Встает вопрос, был ли Досифей основателем Соловецкой библиотеки или в монастыре книги-четьи были и до него? Как уже говорилось, в описи 1514 г. до перечисления книг Досифея упомянуты 14 рукописей, из которых «Лапсаик в десть писаный», без сомнения, принадлежал одному из основателей монастыря Зосиме. Эта книге хранится в Соловецком собрании Рукописного отдела БАН под № 7, и на ее переплетном листе запись почерком XVI в.: «Книга чюдотворца Зосимы лавсай старой».

Можно предполагать, что апостол, принадлежавший игумену Феодосию 22, входил в число пяти «апостолов тетров в полдесть», упомянутых среди 14 первых книг описи 1514 г. Несомненно, также среди этих книг отражены два пролога и Феодорит 23, схожие между собой по палеографическим данным. Все эти книги в лист, на бумаге с одинаковыми филигранями, написаны в два столбца полууставом, украшены простым геометрическим орнаментом, переплетены в пятку. На этих рукописях, впрочем как и на тех, которые в описи названы монастырскими, имеется помета XVI в.: «Книга ... монастырская старая». Однако, по палеографическим данным, последние три рукописи Феодорит и прологи можно датировать не ранее последней четверти XV в., то есть тоже временем Досифея. Таким образом, у нас нет твердых доказательств, чю опись зафиксировала рукописи в хронологии их поступления в монастырь: до Досифея, при Досифее, после Досифея. Обычно при переписи книг писцы исходили из порядка их хранения.

Вместе с тем несомненно, что и другие игумены до Досифея или в то время, когда он жил в монастыре, будучи «бывшим игуменом», заботились о создании библиотеки, в которую наряду с богослужебными книгами собирались книги-четьи. В Соловецком собрании, например, помимо лавсаика и апостола Феодосия имеется патерик скитский 24, принадлежавший, судя по записи на нем, правда, поздней, основателям монастыря. В описях XVI в. упоминается также псалтырь Зосимы 25. Наконец четыре книги (включая упомянутый патерик скитский), которые «нарядил» Досифей, находились в монастырской библиотеке, очевидно, до него. Из этих четырех книг лишь одна псалтырь богослужебная, остальные – четьи: патерик египетский и книга Онтиоха Семена Нового 26. Незначительное число книг в библиотеке Соловецкого монастыря, дошедших ог середины XV в. и более раннего времени, может быть объяснено гибелью рукописей во время пожара 1485 г. После пожара, как это обычно бывало в монастырях, стали активно восполнять сгоревшее имущество. Поэтому книг конца XV – начала XVI в. уже значительно больше в Соловецком собрании, и из них книги Досифея составляют лишь третью часть. Вряд ли поэтому правильно считать Досифея основателем Соловецкой библиотеки, как предполагал в свое время Лилов 27 и утверждает Розов 28.

Анализируя опись 1514 г., следует согласиться с предшествующими исследователями в том, что период игуменства Досифея был временем активного пополнения Соловецкой библиотеки книгами, преимущественно четьями, которые отличаются внешним оформлением, четким письмом и по тексту являются списками, сделанными с лучших подлинников. На одной из рукописей – беседа Козьмы пресвитера на богимилы, принадлежавшей Досифею, в записи говорится: «Книгу сию взял на список Владыкы – беседа на новоявившуюся ересь, а писана на харатии и есть ей за пятьсот лет» 29. [361]

Как уже говорилось, за описанием книг Досифея в описи 1514 г. следует описание 69 книг монастырских. В шести случаях указан источник их поступления: псалтырь в полдесть дал Павел Вяжицкий, две книги также в полдесть «патерик печерьской да лапсаик писма Асафава да Васьхи Леина» привез Яким 30 (?). Игумен Яким Повважлевский прислал две книги в десть: потребник да криницу. Упомянуты еще с указанием имени вкладчика Василия Недоброво торжественник, а также ряд псалтырей Ефимьсвская, Изосимовская, Савинская, Хутынская, Осифовская, получившие эти нарицательные названия либо по имени бывшего владельца, либо по имени писца. Имеется еще псалтырь игуменская, соборник Исаина писания (возможно, игумена Исаии 1481 г.), а также Касьяновский служебник и его же каноны с зерцалом.

Попытаемся охарактеризовать состав Соловецкой библиотеки к 1514 г. по содержанию книг. Прежде всего следует отметить, что к началу XVI в. в библиотеке монастыря было всего три пергаменных рукописи: декабрьская минея из книг Досифея и две книги монастырские – Ефрем Сирин и апостольские деяния.

Анализ описи 1514 г. по содержанию книг каждой группы позволяет понять, какими целями определялось комплектование библиотеки, и наметить тенденцию ее развития в целом.

Первоначальное ядро библиотеки составляли 14 книг (и 4 книги, которые «нарядил» Досифей), распадающиеся приблизительно на две равные части: 1) богослужебные книги, 2) богословие и церковно-назидательная литература, то есть книги для соборного и келейного чтения.

При игумене Досифее число книг в библиотеке увеличилось на 42 единицы, из них только 14 книг, или ⅓, можно считать богослужебными. Это евангелия, псалтырь, церковный устав, несколько октоихов, минеи.

Остальные книги представляют собой патристическую литературу, то есть сочинения отцов церкви: Василия Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Иоанна Экзарха, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Дионисия Ареопагита, Афанасия Александрийского, а также сборники особого состава: «Пчела», «Измарагд», «Маргарит». Лишь одну книгу – «Палею толковую» можно рассматривать как памятник светской литературы.

Наконец, из 69 книг, названных в описи монастырскими, 50 книг, или более ⅔ от общего числа, составляют книги богослужебные и лишь ⅓ – книги-четьи. Среди последних – списки произведений отцов церкви, отсутствовавшие среди книг Досифея, Григорья Беседовника и Григория Богослова, Феодора Едесского, Исаака Сирина, Якова Жидовина, аввы Дорофея. В монастырь был привезен ранний русский житийный памятник – патерик Киево-Печерский, среди монастырских книг был также список жития Варлаама да Асафа с Федором Едесским (Сол. 512/207) и всего одна рукопись светского содержания – летописец, писанный в полдесть.

Таким образом, рассмотрение последовательного пополнения Соловецкой библиотеки в начале ее создания позволяет сделать следующие наблюдения. С ростом монастыря, увеличением числа монахов в нем растет и книжный фонд библиотеки, и прежде всего за счет богослужебных книг, которые были необходимы для выполнения повседневных религиозных обрядов. Такая книга, как псалтырь, была, по всей вероятности, личной собственностью каждого монаха. Из 50 богослужебных монастырских книг третьей группы 17 были псалтырями. Псалтыри находились почти в каждом коробье умершего старца. Следующими по количеству можно назвать служебные минеи, которых было 12 соответственно числу месяцев в году и две книги дублетных экземпляров. В коробьях старцев находились чаще всего часословцы, ирмологии, стихиры, изредка книги-четьи. Наряду с книгами среди рухляди у старцев были запасы определенного количества бумаги, иногда значительные, что может быть свидетельством их занятий книгописной деятельностью. Например, у Варлама в коробье оказалось «пол 6 дести бу[ма]ги. До 70 тотратей ... в полдесть да в четверть», и принадлежавшие ему книги были не переплетены. В другом коробье было 9 дестей бумаги. Несомненно, что оба умерших монаха занимались перепиской книг. [362]

Исследование последующих описей позволяет проследить тенденцию развития библиотеки в дальнейшем. Выше говорилось, что описание монастыря производилось в 1518, 1526 и 1534 гг. – эти описи до нас не дошли.

Опись 1549 г., составленная также в виде столбца, дефектна и не имеет начала. Однако из описи Соловецкого архива 1733 г. известно, что она была «отводной за игумена Филиппа Колычева» 31. Описание имущества при ее составлении производилось также по церквам, но теперь их уже было четыре. Четвертая церковь во имя апостолов Петра и Павла была построена на берегу реки Вирмы. Обращает на себя внимание тот факт, что книги согласно этой описи хранились в церквах, а не в казне. Опись составлялась через 11 лет, после опустошительного для монастыря пожара, происшедшего в 1538 г., и все-таки за 35 лет библиотека монастыря увеличилась на 152 книги. Всего в описи 1549 г. перечислена 281 книга. В двух случаях книги описаны суммарно. В одном случае после обычной записи книги по названию говорится: «Да пятдесят книг с книгою четьи в полдесть». В другом месте в конце описания основной группы книг сказано: «Да дватцать и две книги старые, говорити по них немочно, отложены в казну». Следовательно, к середине века в казну передавались только те книги, которыми не пользовались. Судя по тому, что все книги-четьи по описи 1514 г. вошли в опись 1549 г., отложенные в казну старые книги были богослужебные, так же, впрочем, как и упомянутые выше суммарно 51 книга. Богослужебные книги быстрее устаревали, разрушались от постоянного их использования, но активнее и создавались силами самих монахов в монастыре.

В описи 1549 г. книги перечисляются без разделения их на группы. Описание Соловецкого собрания начинается с богослужебных книг, объединенных по названиям, если они идентичны, одной записью. За 35 лет экземплярность евангелий, апостолов, октоихов увеличилась вдвое. Так, например, по описи 1549 г. в Соловецком монастыре было псалтырей 39 вместо 19 в 1514 г., евангелий 19 вместо 8, апостолов 14 вместо 7, потребников 7, тогда как в начале века было 2. Всего число богослужебных книг достигло 121 единицы без учета книг, списанных в казну по ветхости или описанных суммарно. За 35 лет число культовых рукописей увеличилось на 45 единиц, книг-четьи – на 34. По-прежнему из светских книг в монастыре были лишь одна палея и один летописец. Зато были переписаны или приобретены книги Исаака Сирина в трех экземплярах, житие Златоуста, на шесть списков увеличилось число лествиц.

Опись дает сведения о новых книгах. В ней зафиксированы две рукописи жития «преподобных» Зосимы и Савватия, житие Кирилла Белозерского в соединении с житием Паисия Великого и «книга Сергия преподобнаго», видимо, Сергия Радонежского. Из церковной публицистики появилась «Книга соборник избранные Иосифа Волотцкаго»; из географических – два списка «Странника» Стефана Новгородца.

Последующие три описи Соловецкого монастыря относятся к концу третьей и четвертой четвертям XVI в. Из этих описей наиболее интересными являются описи 1570 и 1597 гг., так как они отражают, судя по числу книг, книжный фонд монастыря в полном его составе. Опись же 1582 г., по всей вероятности, неполная. В ней зафиксировано всего 212 книг, хотя уже в 1549 г. в монастыре их было значительно больше. В описи 1570 г. описано 329 книг, а в 1597 г. в библиотеке монастыря насчитывалось уже 519 книг.

Опись 1570 г. была составлена 21 сентября по грамоте великого князя Ивана Васильевича Грозного а по наказу царских дьяков «Стефан Калитин да Скорята Дмитреев описали на Соловках монастыре игумену Варламу, да строителю Меркурью, да с ними лутчим старцом» 32.

Опись 1582 г. составлялась при передаче монастыря новому игумену Иакову также по грамоте Ивана Грозного. Новый игумен Иаков вместе с рязанским епископом Филофеем и соборными старцами «созрили в церквах образы и сосуды, и у образов кузнь, и ризы, и свечи, и книги...» 33 Наконец, опись 1597 г. была произведена в мае по грамоте вел. кн. Федора Ивановича при передаче монастыря новому игумену Исидору. В эти годы келарем в монастыре был старец Исаак, а казначеем старец Архип. [363] В их присутствии, а также с соборными старцами «было описано все монастырское имущество и строение» 34.

В двух описях 1570 и 1582 гг. книги описаны без указания места их хранения, в третьей описи сказано: «...да у Спаса же в церкви...» – и перечислены 22 евангелия. Затем, также без уточнения места хранения, – все остальные книги. Правда, в двух записях 1582 и 1597 гг. уточнено: «Да осмь еуангелеи в полдесть, что по кельям держат» 35. Во всех описях весьма часто отдельные названия книг, многоэкземплярные и идентичные по размеру, указываются суммарно. Например, в описи 1570 г. говорится: «А книг еуангелеи толковых воскресных пять» 36. Чаще всего суммарно описаны псалтыри. В описи 1582 г. в одной записи объединены «дватцать шесть псалтыр с следованием в полдесть» 37. В описи 1597 г. записаны «шестнадцать псалтырь с следованием в полдесть», «да одинатцатеры псалмы в полдесть» 38 и др. Суммарно упоминаются и некоторые богословские сочинения. Например, из описи в опись начиная с 1549 г. повторяется описание четырех книг Исаака Сирина. Во всех пяти описях последовательно упомянуты «два Дорофея» или «две книгы Дорофей» 39. В описи 1570 г. уточнен размер книги: «да два Дорофея в полдесть» 40, – та же запись в описи 1582 г. и, наконец, в описи 1597 г. описание дано стилистически более правильно: «...да две книги Дорофея в полдесть» 41. Суммарные записи иногда бывают с разграничением размера книг. Например, упомянуты «девять лествиц: восмь в полдесть, а девятая в четверть» 42 или «да двои правила в десть, а трети в полдесть» 43, «да три уставы: один в десть, а два в полдесть» 44.

Все описи грешат отсутствием единообразия. Иногда писцы перечисляли ряд книг, а затем делали общее указание, что «все те девять книг в десть» или «обе в десть». Лишь в одном случае в описи 1597 г. указан размер «в восмину», то есть в восьмую долю листа, книга-четья 45.

Начиная с описи 1549 г. книги игумена Досифея, выделенные в самостоятельный раздел в 1514 г., слились с другими монастырскими книгами, и в описях они уже никак не выделены. Однако по названиям книги Досифея возможно проследить во всех последующих описях. Каждая опись начинается обычно с описания евангелий. Евангелия, в особенности престольные, поступали в монастырь чаще всего в виде дара и, как правило, имели богатые переплеты, украшенные драгоценными камнями, изображениями Христа и святых, выполненными из серебра с использованием золота. В описи 1597 г. из 22 евангелий, находившихся в церкви Спасителя, одно – пергаменное. «Да еуангелие апракос в десть писано на харатьи, поволочено бархатом черчатым, а верхняя цка обложена серебром, золочена, а не ней Спас на престоле, да четыре еуангелисты серебряны же золочены» 46. Не менее богат был переплет и другого евангелия «апракос в десть писано на бумаги; а верхняя цка обложена серебром золочена, а на ней распятие Господне, да Пречистая, да Иван Предтеча, да по сторон Зосима и Саватеи на серебре ж, писаны чернью, да четыре еуангелисты, да херувими, да Герман на серебре ж писаны чернилы, да осмь камышков, застешки и жучки серебряны; а покрыто камкою черчятою; прокладки шолк з золотом и серебром ткан» 47.

С появлением печатных книг и до Никоновских реформ монастыри охотно стали заменять богослужебную рукописную книгу печатной. Неудивительно поэтому, что за 15 лет с 1582 г. в монастыре появилось 38 печатных книг, из которых 9 были изданы [364] в Литве. В описях XVI в. печатные книги описывались по примеру рукописных без указания года издания. Однако, зная название книги и учитывая тот факт, что в XVI в. эта книга печаталась один раз, можно предположить, какие именно издания находились в Соловецкой библиотеке. Это, несомненно, могли быть псалтырь только 1568 г., триоди постная и цветная 1589 и 1591 гг. и октоихи 1594 г.

Последняя опись XVI в. особенно важна в источниковедческом плане. После описи 1514 г. она дает наибольшее количество сведений об источниках поступления книг в библиотеку, в ней указываются имена владельцев – вкладчиков, иногда даются конкретные палеографические сведения о типе письма и писцах.

Например, в описи следом одна за другой перечислены десять псалтырей с указанием владельцев или вкладчиков, из них семь в полдесть и три в четверть. Владельцами псалтырей были: одной – чудотворец Зосима, другой – митрополит Филипп 48. Третья книга поступила как «государево жалование» и три «данье» последовательно старца Селивестра Благовещенского 49, игумена Ефимия, Ионы Шамина 50. Наконец, четыре псалтыри имеют нарицательные имена: одна в полдесть – Кашинская 51 и три в четверть: «Гуревъская, да Паламоновская да Нектарьевская» 52.

Эти псалтыри перечислены после описания монастырских старых книг, куда включены и книги Досифея. Таких книг в описи 1597 г. всего 348, то есть на 20 рукописей больше, чем в описи 1570 г. Далее по описи возможно проследить имена 41 вкладчика 77 последующих рукописей. Назовем наиболее известных в истории лиц или тех вкладчиков, книги которых чем-либо примечательны и могут быть отождествлены с реально существующими рукописями Соловецкого собрания. Филипп Колычев – игумен Соловецкого монастыря, впоследствии московский митрополит, отдал в монастырь помимо упомянутой выше псалтыри еще 6 рукописей 53, священник Арсений Бобров подарил в монастырь 10 книг 54, священник Иев 55 – 3 рукописи, старец Исаак Шахов пожертвовал 4 рукописи 56 и 2 печатные книги, старец Феодосий игумен Вяжицкий – 2 книги, старец Вениамин Топорков – 3 книги, старец Исая устюжанин 57 – 1 рукопись, старец Шестерни дал в монастырь 3 рукописи 58, каноны и псалтыри, видимо, его же письма, так как в тетрадях, дьяк Богдан Дементьев пожертвовал 11 рукописей 59 и т. д.

Эти рукописи поступили в монастырь до 1582 г. – года вступления на игуменство Иакова.

Последний раздел описи 1597 г. включает «книги новоприбылные, что при игумене Иякове прибыли, государево жалование и христолюбцов дание, и монастырское писмо» 60. [365]

В эти годы в Соловецкий монастырь от Ивана Грозного поступили три рукописи 61: «книга Иосифа Маттафея Евреянина в полдесть» 62, «Сава сербьский в десть» и соборник в десть 63.

Крупный вклад книгами сделал старец Созонт: 5 рукописей 64 и 2 печатные книги, причем из рукописей одна была Хронограф. Старец Ефтихий вложил 4 рукописи. 8 рукописей и 1 печатную книгу подарил в монастырь старец Венедикт. В числе этих книг был Летописец степенной и книга Максим Грек. 7 книг рукописных и 10 печатных поступили от бывшего рязанского владыки Филофея 65. Наконец, самым значительным было поступление от «бывшего игумена Иякова данья книг» – всего 27, но почти все богослужебные 66. Подражая Досифею, Иаков свои книги метил знаком 67, который по внешней форме имитирует экслибрис Досифея.

Указания палеографического характера, помимо формата, при описании отдельных книг во всех описях встречаются весьма редко и бессистемно. В описи 1514 г. были упомянуты, как говорилось выше, три пергаменные рукописи: декабрьская минея, апостольские деяния и Ефрем Сирин; в трех последних описях названы писанными «на харатьи» лишь две другие рукописи: евангелие и служебник, – хотя несомненно, дошедшая до наших дней пергаменная минея учтена в последней описи. В описи 1514 г. упомянут «соборник Исаина писания» 68, в описях второй половины века он не поддается определению, ибо в них не указан писец. Но во всех описях второй половины XVI в. названы «три трефолая в полдесть» и «три минеи новых» – те и другие «Спиридонова письма» 69.

В описях 1582 и 1597 гг. сказано, что книга «псалмы Давидовы, тростью писаны» 70. Как отмечает Е. Ф. Карский 71, использование на Руси в качестве орудий письма трости – было явлением редким и в данном случае может быть объяснено тем, что рукопись писал грек. На первом листе этой рукописи, которая хранится в ГПБ – Сол. 23 (735), сделана запись: «Сию книгу, глаголемую псалтырь блаженнаго пророка и царя Давида, писал грек тростию, с древних добрых преводов».

Среди книг в описи 1597 г. упомянута книга Максима Грека – «скорописная в кожицы переплетена» 72. Видимо такого указания в описи на тип письма и переплет было достаточно, чтобы отличить в библиотеке конкретную рукопись от других книг с сочинениями Максима Грека.

Наиболее часто в описях второй половины XVI в. отмечается вид переплета: «в кожи сплетено», «в затылок плетена», «в красной коже», «поволочено камкою зеленою», «поволочено бархатом червьчатым, золотым» и т. д. Об одной из рукописей, [366] поступивших от Исаака Шахова, в описи 1597 г. сказано: «...а у еуангелья застешки серебряные, а на застешках вырезано имя Исаково» 73.

Состав библиотеки Соловецкого монастыря в XVI в.

Название рукописных книг

Опись 1514 г.

Опись 1549 г.

Опись 1570 г.

Опись 1582 г.

Опись 1597 г.

Книги светского содержания

3

5

3

3

6

1) Летописцы

1

1

2) Хронографы

2

3) Степенная книга

1

4) Палея толковая

1

1

1

1

1

5) Литературные произведения (Повесть Варлаам и Иосаф)

1

1

1

1

1

6) Географические произведения, включая Космографию

2

1

1

1

Церковное право (кормчие, уставы)

5

5

18

5

16

Русская церковная публицистика

3

1

7

Житийная литература

11

20

27

19

44

1) Патерики и лавсаики

5

6

6

1

9

2) Прологи и синоксары

4

8

9

6

7

3) Четьи-Минеи

1

1

6

11

19

4) Жития Зосимы и Савватия

1

3

1

3

5) Жития русских и греческих святых

1

4

3

5

6) Святцы

1

Сборники церковно-назидательного содержания(«Пчела», «Измарагд», «Маргарит», «Соборники»)

9

12

19

9

27

Патристическая литература

23

45

57

35

72

в том числе Лествицы

2

8

11

10

12

Богослужебные книги

76

121

202

139

309

1) Евангелия

8

19

31

30

55

2) Апостолы

7

14

18

17

27

3) Псалтыри

19

39

49

49

70

4) Служебные минеи

17

2

34

33

5) Ирмологии

3

5

14

14

18

6) Потребники

2

7

11

1

8

7) Триоди

2

5

7

9

12

8) Часословцы и чиновники

2

3

15

21

9) Служебники

1

6

7

9

10) Другие богослужебные книги

15

21

16

19

56

Итого:

127

208+73*

329

211 рукописей+1 печатная книга

481 рукопись+38 печатных книг

* 51 рукописная книга упомянута в одной суммарной записи и 22 рукописные книги описаны в казне.

Изредка в поздних описях встречаются указания на книги непереплетенные, в тетрадях. Все они богослужебные. В одном случае упомянут даже «апостол в полдесть недописан в тетратех» 74. Все это свидетельствует о существовании развитого книгописания в XVI в. в Соловецком монастыре. [367]

Рост Соловецкой библиотеки на протяжении XVI в. и тенденцию ее развития по содержанию книг позволяет проследить таблица, составленная по всем имеющимся описям.

За 83 года библиотека Соловецкого монастыря, несмотря на опустошительные пожары и вражеские нашествия на монастырь, выросла в 4 раза. Рост библиотеки шел в основном за счет богослужебных книг, которые поступали либо в качестве дара, либо в результате переписки их в монастыре. Из богослужебных книг активнее всего переписывались, как отмечалось это и для первой половины XVI в., псалтыри, евангелия, апостолы, служебные минеи. Следом за богослужебными книгами в библиотеке рос раздел патристической литературы, то есть произведений отцов церкви. Затем интенсивно пополнялась житийная литература, которая, как и патристическая, предназначалась, главным образом, для соборного чтения. Наконец, на третье место по количеству книг в библиотеке можно поставить церковно-назидательные сборники. Они предназначались, по градации Н. К. Никольского 75, для келейного круга чтения. Видимо, для келейного чтения предназначались и книги светского содержания. Однако этот раздел в Соловецкой библиотеке был особенно беден. Всего шесть памятников было в 1597 г., половина из которых поступила в результате дара. Таким образом, если в начале XVI в. книги светского содержания в Соловецкой библиотеке составляли 2%, то в 1597 г. в связи с ростом других разделов библиотеки их число в общей массе сократилось до 1%. Этот процент значительно меньше процента, определяющего количество рукописей со статьями светского содержания в трех других крупных монастырях: Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском и Троице-Сергиевом. В этих монастырях в XVI в. было последовательно книг в каждом: 780, 2000, 469, – а процент среди них рукописей со статьями светского содержания изменялся на протяжении века таким образом: в Кирилло-Белозерском – от 11 до 4,3%, в Иосифо-Волоколамском – от 3,7 до 5,8% и в Троице-Сергиевой лавре – от 9 до 5,5% 76. Следует, правда, учесть, что мы в своих наблюдениях исходили из определений описи, не исследуя дошедшие до нас сборники XV – XVI вв. de visu, как это сделала Р. П. Дмитриева, изучив состав сборных рукописей со статьями светского содержания. Второй момент, который позволяет объяснить незначительное число светских памятников в Соловецкой библиотеке, – это удаленность монастыря от других культурных центров, где могли создаваться и переписываться новые произведения, отсутствие постоянных связей с ними. Даже первые печатные книги попали в Соловецкий монастырь сравнительно поздно и отражены пишь в описях после 1582 г.

Таким образом, источниковедческий анализ описей XVI в. показывает, что они, важны не только для изучения библиотечной практики в Древней Руси. Описи дают ценные, хотя и отрывочные, сведения для палеографического изучения рукописей, а также могут служить, как предполагал еще акад. Н. К. Никольский, источником наших знаний о судьбе отдельных литературных и исторических памятников, о степени их распространения и о культурных связях в XVI в. вообще.

Ниже мы публикуем полностью по копии, снятой студентом Петроградской духовной академии Елеазаровским для Н. К. Никольского, а частично самим Никольским, опись Соловецкого монастыря 1514 г. Остальные описи в хронологической последовательности (полностью 1549 г. и в извлечениях, касающихся описания книг, – 1570, 1582 и 1597 гг.) будут опубликованы в следующем номере «Археографического ежегодника».

Описи публикуются в соответствии с правилами издания исторических документов ХVІ в.

М. В. Кукушкина [368]


Опись Соловецкого монастыря 1514 г.

Лета 7022-го месяца енваря 11 день по великого князя грамоте Василия Ивановича всея Русии по списку по указному описали Спаского монастыря на Соловке Фадеи Дворянкин да Елка Офонасеев.

Церковь Спас велики Преображенье. А в церкве икон местных: Спас велики на золоте семи пядей да образ Пречистые 77... на золоте семи пядей, да образ Николин з деяньем писан на золоте семи пядей, да Пречисты образ Облачьная писана на золоте четырех пядей, да икона образ лествица писана на золоте семи пядей. Да двери царские резаны на золоте. Да кресть местнои резан рыбей зуб. Деисус с празники и с пророки осми пядей. Да икона выносная писано Деисус да празники святители на золоте с обе стороны пядница. Да Деисус болшои писано на золоте шестьнацати пядеи, а икон тринацат. Да пророцы писаны на золоте пяти пядеи на золоте, а их тринацат. Да другии Деисус писан на золоте семь пядеи, а икон одинацат. Да Деисус резан мамонтова кость с празныки с пророки пядница. Да двери северскии. Да пророк на красках венец золот. Да в олтаре кресть вздвизална серебром обложен, позолочен, жемчюги да с каменьем, жемьчюгов трицат без трех да семи каменев достаканов. Да другий кресть вздвизалнои силолоен, по углом серебром обложен, позолочен, на нем вырезано распятие Христово рыбей зуб; да в нем воемь каменей достаканов с розовыми цветы. Да икона Спасов образ серебрена позолочена с жемчюжиною да с мощми. Да икона образ Пречистые писан на золоте трех пядей. Да крест пьсан на краске местной. Да образ Пречистые Одегитрее писан на золоте пядница. Да икона образ Николин да Ондрей Критской писаны на золоте пядница. Да икона писан Кирилов образ Белозерьсково писан на красках пядница. Да икона трею святителю, а писана на золоте пядница.

Да на престоле еваньгилие опракос писано на харатье в десть, а поволочено бархатом багровым да обложена серебром и позолочено; четыре евангелисты по 77... да Пречистыя, да Иван Боуслов, да десят каменей и достаканов. Да другое евангелие в театр писано на бумаги в десть, а обложона 77... серебром; по углом четыре еваньгилисты да роспятье Христово, да Пречистая, да Иван Богоуслов позолочено; а застешки серебряны и поволочено барьхатом синем.

А престол поволочен камочкою пестрою, покрыто тесамочькою черною с узоры. Да сосуды серебряны церковные: потыр да лошка, да блюдо, да сень. Да ризы игуменьски камчаты: камка белая, ожорелье у риз камочька золото узорчата, да крест на ризах жемчюгом сажан мелким. Да стихар полотнян. Да патрахел тафта червьчята, а по ней шиты святители шесть, шолком шиты да золотом, а веньци у них жемчюгом сажены мелким; да пугвицы серебряны позолочены, а их трицат. Да поручи тафта червчята, а по ней шиты святители золотом да серебром; а пугвицы серебряны позолочены, а пугвиц четырьнацат. Да пояс шолк с кистми. Да ширинка низовка бумажьная. Да ризы постные – камка чорная узорчята, а ожорелье у риз бархат лазорев; на ризах Пречистая меденая позолочена. Да стихар крашенина багрова. Да 77... Да поручи камчяты на черне земле червчят шолк. Да двои ризы полотняны, ожерелея у них барохат 77... крест у них медян. Да потрахел бархат черный, а пугвицы медяны их. Да два патрахеля нызовскии пестряди бамажныи, а пугвицы меденые. Да двои поручи – одни бархатныя, а другии камчяты; пугвицы у них медяные. Да ширинка низовская. Да пояс нитян, а кисти шолк зеленой. Да стихар полотнян дьяконьскои, ожерелье бархат синь, а крест на стихаре медян. Да стихарь полотнян. Да ширинка низовка. [369]

Да другая церковь теплая Успенье Пречистые. А икон в церкви местных: икона Пречистыи Успенье на золоте семи пядеи, да образ Спасов Преображенье писано на золоте семи пядеи, да икона образ Пречистые Одегитрее писана на золоте пяти пядеи. Да дверь царьскии на золоте. Да Деисус писан на золоте пяти пядей, икон в нем пятнацат. Да празники писаны на золоте местныи на весь год пядница, а их трицат без трех. Да понагея болшая серебряна, а пречистые воздвизают хлеб. Да икона образ Пречисты Одеитреи писана на золоте пядница. Да Деисус пысан на золоте пядница. Да икона образ Зосима да Савати писаны на золоте пядница. Да крест здвызалнои на золоте писан.

Да на престоле еваннгелье тетр писано на бумаге в десть, да четыре еваньилисты медены.

А престол оболочен камочькою пестрою, а престол поволочен камочькою черьвьчятою. Да сосуды серебряны двои. Да два попытыря. Да два блюда. Да две лошки. Да две сени серебряны. Да катило серебряно. Да ризы свезьныи с камкою. Да ризы полотняны с камкою. Да ризы полотняныи с камкою. Да подрахел. Да поручи камчаты – камка соломенка. Да пояса нитен, кисти шьлковы. Да ширинка низовка. Да стихар полотнян. Да площаница на бумаге. Да два блюда медяные. Да два кадила медяны. Да в трапезе икон: Деисус писан на красках пяти пядеи, а икон в нем девят, да икона образ Спасов на золоте пядница, да Пречистые образ писан на золоте пядница, да Деисус писан на золоте пядница, а икон в нем пядня; да икона пра 77... на красках пяти пядей, да икона образ Николин писана на золоте четырех пядей. Да грамота монастырьская великого князя Васильева жаловалная, а печат в ней серебряна золочена. Да на Сумлян у них грамота правая 77...

Да третья церковь Никола чюдотворец. А икон в церкви местных: Николай чюдотворець писан на золоте пяти пядеи, да икона образ Пречистыи Одеитрее писана на золоте пяти пядеи. Да двери царскь писаны на золоте. Да Деисус писан на беле краске, венци золоты, пяти пядеи, а их девят. Да празныки писаны на золоте пядница, а икон пятнацат. Да икона образ Пречисты Успленье писано на золоте пядница. Да икона писан образ акафист на золоте пядница. Да на престоле крест здвьзарвной медян.

Да еваньилье тетр писано на бумаге в полдесть, да на еваньилье крест серебрян.

Да сосуды церьковные: оловяный потыр, да блюдо, да лошка, да ковш. Да икона образ Саватей да Василей писаны на золоте трех пядеи. Да и у Зосимова гробу стоит икона Деисус писан на золоте пядница, икон в нем одинацат. Да икона образ на золоте Пречистыи Одеитреи пядница, да у нее приложоны четыре гривны, серебряны, две позолочены. Да икона образ Пречисты писан на золоте пядница. Да икона образ писан на красках, венець золот на его 77 ... семи пядей. А нагробница оболочена камочкою. А покров на нем отлас полосат. Да Деисус с празники резан рыбей зуб пядница. Да икона писа празники пядница. Да образ Спасов на красках пяти пядеи.

Да на воротех писан Деисус со обе стороны на красках, а венци золоты. Да два паникадила медяны, да четыре паникадила железо немецкое. Да трои двери слюдяные 77... Да четыре окон слюдень. Да окончина стекол чста. Да четыре колоколы болших. Да колокол часовой. Да часы. Да клепало железно. Да шестой колокол розе 78.

Да в казне книг. Два еваньльеа толковых в десть. Да пят апостолов тетров в полдесть. Никонское посланье в десть. А да опустол толковои [370] в десть. Три прилоги в десть. Да лапсаик в десть писаныи. Да Феодорит писан в десть.

А се Досефеева данья книг, игумена бывшаго: перьвую дал книгу устав церковный, да книгу правило святых отець, дал книгу декабрьскую менею на харатьй, дал две минеи четьих октябрьская да сеньтябрьскую, да книга бытья в подесть, да нарядил книгу псалтырь в десть, дал два охтайка в десть, да дал два охтайка четыре книги писаныи, да нарядил книгу Онтиоха Семена Новаго, да книгу марярдь 79 в десть, дал книгу Селиверста, дал книгу пчелу, дал книгу Кузмю Прозвутера, дал книгу синоксарь, да нарядил книгу патерик скитцкий, да нарядил книгу патерик египетскии, дал книгу апакалипсия да Ивана Богослова, да книгу Фодора Студита, дал книгу Василия Кисариска, дал книгу Ивана Дамаскина, дал книгу Ивана Ексаррха, да книгу палею толковую, дал книгу измарахгд в десть, дал книгу Дионисия Ареопагита в десть, дал книгу житие Ивана Златоустаго в полдесть, да книгу торжественик посной в десть, дал книгу пророчества, да книгну 80 Кирила Ерусолимскова, дал книгу Настасия преподобнаво, дал книги два еванилиста толкованных, да книга Ондрея Уродоваго, да книга Офонассья Александреискова, да книга торжественик в десть праздничьная на весь год, да книга псалтырь толковая в полдесть, да книгу Ефрема Сирина в десть. А всех книг Дософеева дань пятдесят без четырех.

А се книги монастырьския: Псалтърь в полдесть Ефимьевская следованьем. Да псалтъря в полдесть, дал Павел Вежиской. Псалтыря в полдесть Симоновсая. Да псалтърь следовань[ем]. Псалтыря Изосимов-ская следованьем. Псалтыря Савинская следованьем. Псалтыря в четверть следованьем. Две псалтыри простыи. Две треоди в десть. Псалтъря Хутыньская в полдесть. Псалтыря топалья 80 в полдесть. Трефолои в десть. Григор[ия] Бесодовника с Федором с Едеским. Варлам да Асаф с Федором с Едесским. Пакалипси Ивана Богуслова. Два Дорофея. Ефрем Сирин в полдесть. Друг харатеиной в десть. Две книги Якимова привоженья в полдесть: патерик печерьскои да лапсаик писма Асафава да Васьхи Леина в полдесть. Да изморахгд в полдесть. Да летописец в полдесть. Частословец в полдесть. Исак Сириянин в полдесть. Яков Жидовин. Стихарал. Ирмы. Книга Касьяновская каныны зерьцалом. Псалтры Осифовская следованием. Устав церковной. Потребник. Служебник Касьяновскои. Псалтря простая в пол[десть]. Петр Дамаскин Николски деянья на хара[тье]. Да двенацат менеи, и в тех книгах в одной два месеца. Да две минеи пол 81 семьтябрьскя да декабрьская. Да стихарал в четверть. Да ермолои в полдесть. Да соборник Исаина писания. Да торжественик Василия Недоброво. Яким повважлевскии игумен прислал две книги в десть: потребник. Да криницу. Псалтыря игуменская следованьем. Да лествица – книга в полдесть 82.

Да в казне монастырской у казначея у старца у Романа. Образ Спасов написан на золоте пядница. Да икона образ Емануил на золоте пядница. Да двери царские на золоте. Да икона образ Пречистыя на камени серебром обложена, да в головке на камени беруза. Да понагея серебряна позолочена с мощьми; да у ней три жемчюги силолон резан. Десус да празники и с обе стороны в четверть. Да коробья с красками с розными: с копорьею, да празелен, да лазорь, да желт. Да ларчик с красками да с образци с ыконны. Да пят оловянцов по ведру, да пят оловяников до полуведра. Да сковорода медена с рукояд. Да десят ровдуг красных лопских. Да шесть кожь деланых. Десять скатертей браных и шитых. Да четырнацат скатертей задеиных да простых. Да тринацат [371] шатров. Да шатер браной. Да восмь пругов воску – тринацат пудов. Да цреного железа полтараста полиць. Да три парусы карьбасные. Да наугородского лну пятнацат пятков. Да седло чарькоское шито белыми нитми снастью. Да седло лядцкое снастью. Да лубье сагадачьное, белью шито без стрел и без лука. Да трои железа на веретене.

Да у келаря у старьца у Иева казны. Лодья двинская с якори да с парусом, да две шеимы нитены. Да другая лодья двинская с якори да с парусом. Да две шеимы нитены. Да лодья онежская с якори да шеима, да парус. Да лодья с якорем с шеима, да парус. Да лодья с якорем, да парус, да шеима. Да шестьнадцат запрудник меди по полутора ведра. Да шесть котлов малых запрудные меди по полуведра. Да треног меден ведро. Да две сковороды медные рукоядные. Да сковорода железна рукоядна. Да три сковороды блиные железны. Да два котла красные меди по семи ведер. Да два котла красные меди по пяти ведер. Да котел красные меди три ведра. Да котел красные меди полвтора ведра. Да котлець мал запрудная мед полведра. Да четыре чепи железные в поварне на тагани. Да котел красной меди двенацат ведер. Да котел запрудная мед полтора ведра. Да два котла красные меди полтрицати ведер.

Да в киларской два звонки мед запрудная. Да тринацат солониц оловяных. Да двацат скатертей шитых и браных, и простых. Да пят шандамов немецьких красные меди. Да рукомоник меден. Да лоханя медена. Да лоханка медена полужена. Да яньдова медная ведро. Да у варниць котел железен трицат ведер. Да котел красные меди восмь ведер. Да котел красныя меди пят ведер. Да котел красные меди четыре ведра. Да котел запрудные меди ведро. Да четыре котлики малых по полуведра.

Да у коровници в Муксоме горшок меден в три ведра. Да треног мед запрудная в полведра. Да котел мед запрудная ведро.

Да у варниц три црены кипят, а четвертой црен не кипит, везчан.

Да две мелници у манастыря. Да пятсот коробеи в житницах ржи. Да трицат лошадей да двое. Да сорок коров. Да двацат молодых быков да и телеи.

Да в казне коробья старца Елесеева. А в ней образ Спасов писан на красках венць золот пядница. Да икона образ Пречистые писан на красках, венец золот пядница. Да икона образ Николин писан на красках, венец золот пядница.

Да псалтыря с следованьем в полдесть. Да часословець писан в полдесть следованьем. Да книга четья в полдесть.

Да 30 свечь витых и простых без трех. Да пятнацат утиралников. Да две ширинки шиты шолком, одна безинна. Да два ковша выносные вязовы. Да ковшь белой выноснои. Да чярка вязова с венцом. Да два ковшика питьих. Да три ковшик питьи медяны. Да семь крестиков маленких. Голеи коробья. Да два колачика. Да ущина. Да топор 83... рухляди: шюба белья червьчята нова да шюба баранья нова, да двои сапоги новы, да рязка.

Да в другой коробье. Образ на золоте Спасов пядница. Да образ Пречистыи на золоте пядница Одеитреи. Да образ Пречистая оболченая на золоте пядница. Да икона складная шестеднев на золоте в четверть. Да икона образ Пречистая, да икона образ Николин – писаны на золоте в четверть с пеленою на золоте. Да крест немецкое железо пречисты образ.

Да в третье коробье. Шатер трех ловнищь да намет 4 полотнища, да 8 локот полотна. Да 2 скатерти простыи.

Да в четвертой коробье псалтыря следованьем, да мелки рухляди на десят на наугоцкую. [372]

Да в казне жо Варламова коробья старьцова. А в неи рухлядь.

Псалтырь следованьем в десть. Да частословец следованьем в полдесть, не переплетены.

Да пол 6 дести бумаги. Да 70 тотратей 83… в полдесть да в четверть.

Да налои; а в нем рухляди – краски разны, иконы, две снасти золотых иконных.

Да коробья; а в неи ставцов з блюды – десять блюд да три ставцы слускин 84.

Да коробья, а в неи рухляди. Икона Пречистая Одеитреи писана на красках дву пядеи. Да образ Спасов пысан на красках венець золот дву пядеи. Да образ Ондрей Стратилат да Микита мученик, да Егореи мученик писаны на красках, веньци золоты пядница. Да крест распятие на железе на немецком. Да кресты святая святых на немецком железе складной. Да крест на железе жо на немецком. Да крест резан на дереве роспятье. Да блюдо да два ковшика ореховая. Да яндовка. Да топор болшои псковскои лагир.

Да в казне жо Савы иконика сторцчова коробья. А в неи рухляди Образ Спасов на золоте пядница. Да образ Пречистыи Умиление на золоте пядница. Да образ Николин на золоте пядница. Да образ Михаила Страга на золоте пядница. Да 9 дестей бумаги.

Да ермолои писан знамен в четверть.

Да ларец. А в нем рухляди. Икона образ писано второе пришествие на золоте. Да Пречистая на золоте писано Одеитреи пядница. Да Деисус писан на золоте пядница, а икон в нем. Да образ Спасов да Пречистыи писаны на красках, веньци золоты, четверть.

Да книга лествица 85.

По великого князя грамоте по списку по указному Фадеи Дворянкин да Елка Офонасеев описали Спаской монастырь Соловки с ыгуменом с Ефимьемь да с лудчими старцы: з бывшим игуменом з Достофеем да священьком з Галасеею, да старцом Офонасьем, да с келарем с Ыевым, да с казначеем с Романом. Да и приказал Фадеи Дворянкин, да Елька Офонасьев сын по великово князя списку по указному, ведать монастырь Спаской и весь доход монастырьскои священику Галасеи, да старцу Офонасью, да с ними келарю Иеву, да казначею Роману монастырь ведать и братью берьчи, да и варници, да и детеи дотоля, докудова им князь велыки игумна держит или тово жо даст. А вы б святая братья слушали по великого князя слову; оне вас берегуд до игумна 86.

Да опосле описи Фадея Дворяньк да Елки Офонасьева прибил празник во Спаси на золоте семи пядеи, а икон четырнацат, да образ Пречистыя Одигетреи, писан на бели краски пяти пядей, да книга Григореи Богослов в полдесть, да якорь лодеина.

БАН, РО, Собр. авт. мат., № 46.

Комментарии

1. По количеству книг Соловецкую библиотеку возможно сравнить лишь с тремя другими старейшими монастырскими библиотеками: Троице-Сергиевой, Кирилло-Белозерской и Иосифо-Волоколамской.

2. Основная часть рукописей Соловецкой библиотеки хранится в настоящее время в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ) в числе 1482 единиц; 11 рукописей находятся в Библиотеке Академии наук СССР (БАН СССР) остальные в Музее истории религии и в Государственном историческом музее.

3. Специально библиотеке Соловецкого монастыря посвящены три статьи: А. И. Лилов. Библиотека Соловецкого монастыря. – «Православный собеседник», 1859, ч. I, стр. 24 – 39, 199 – 221; ч. II, стр. 67 – 85; Г. Я. Порфирьев. О соловецкой библиотеке, находящейся ныне в Казанской духовной академии. – В кн. «Труды IV Археологического съезда», т. II. Казань, 1891, отд. VI, стр. 1 – 20; Н. Н. Розов. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей. – «Труды отдела древнерусской литературы» (далее – ТОДРЛ), т. XVIII. М. – Л., 1962, стр. 294 – 304.

4. Эти описи представляют собой машинописные копии, снятые в 30-х годах Н. Н. Зарубиным без указания местонахождения оригинала с монастырских переписных и отводных книг и хранившиеся в двух безымянных папках в Рукописном отделе БАН СССР. Нам удалось установить, что подлинники 14 описей находятся в Архиве Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР. Подлинники же в виде столбцов трех самых ранних описей были, видимо, утрачены до поступления архива монастыря в Ленинград. Об этом можно судить на основании сохранившейся рукописной заметки Н. К. Никольского в его картотеке. Он пишет, что в 1900 г., будучи в монастыре, за недостатком времени снял копии с описей «только в извлечениях, касающихся состава библиотеки. Несколько времени спустя благодаря любезности б. студента Петрогр. Дух. Академии Елеазаровского, Архангельского уроженца, мне удалось, – пишет Н. К. Никольский, – получить полныя копии трех описей, снятых им». Однако в сопроводительном письме Елеазаровский сообщал, «что ему только после долгих усилий удалось отыскать оригиналы, так как описи оказались в корзине с бумагами, предназначавшимися к уничтожению. Вероятно, – добавляет Никольский, – в монастыре продолжалась очистка архива от сомнительных материалов и после моего отъезда из него. Сохранились ли они до наст. времени – ответ на это можно будет получить только после прибытия Солов. архива в П-д, если эта перевозка состоится» (БАН РО, карт. Никольского, ящик 139, лл. 75 – 77). Перевозка Соловецкого архива, как известно, состоялась в 1920-х годах, но среди переписных и описных книг монастыря трех самых ранних описей не оказалось. В фондах Соловецкого монастыря, находящихся в ЦГАДА и ЦГИА СССР, нам также не удалось их обнаружить. Однако в архиве Н. Н. Зарубина, хранящемся у его вдовы З. В. Зарубиной дома, нами были обнаружены копии, снятые рукой Н. К. Никольского с описей 1514 и 1459 гг. в извлечениях, касающихся только монастырских книг, и полные копии тех же описей, сделанные, видимо, Елеазаровским. С этих рукописных копий начала XX в. нами и производится публикация описей в приложении.

5. С. А. Белокуров. Материалы для русской истории. Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады (1676 года) по современным описям. – «Чтения общества истории и древностей российских». М., 1887, кн. 1, стр. 1 – 80.

6. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 149, лл. 520 – 521.

7. Там же, № 131.

8. Иосиф, архимандрит. Опись Слуцкого Троицкого монастыря архимандрита Иосифа, нареченного епископа смоленского при сдаче его имущества. – В кн.: «Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею», т. I. СПб., 1846, № 115.

9. Н. К. Никольский. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – «Памятники древней письменности», CXLVII. М., 1902, стр. 19.

10. См. также нашу сноску 4; Досифей, архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1834, стр. 68.

11. Одна книга – 123-я по счету в казне или 127-я, если учитывать церковные евангелия, – прибыла в монастырь после описи, как сказано в приписке на обороте столбца, – это «Григорий Богослов в полдесть».

12. Н. Н. Розов. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей, стр. 296.

13. Там же, стр. 297 – 298.

14. ГПБ, Сол. 519(538).

15. ГПБ, Сол. 3(75). В связи с повторным изменением шифров в Соловецком собрании мы даем ссылки на шифры по печатному описанию («Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии», ч. I – III. Казань, 1881 – 1891). Рукописи, не включенные в печатное описание, указаны по действующим в ГПБ шифрам.

16. ГПБ, Сол. 497(800).

17. Вероятно, ГПБ, Сол. 359(270), хотя на рукописи и нет экслибриса Досифея.

18. ГПБ, Сол. 169 (Анз. ск. 83).

19. ГПБ, Сол. 412(858), Сол. 413(1056).

20. ГПБ, Сол. 616(518).

21. ГБЛ, собр. Оовчинникова (ф. 209), № 791; ГПБ, Сол. 124 (1934). На сборнике ГПБ Сол. 802/912 также имеется экслибрис Досифея, хотя он датируется 1460 г.

22. ГПБ, Сол. 83/(26).

23. Прологи: ГПБ, Сол. 484(696), 490(702). С последней рукописью по палеографическим особенностям схожа третья рукопись пролога Сол. 485(703), которая в XVII в., судя по записи на ней, была в селении «Сорока». Феодорит: ГПБ, Сол. 1132/1242.

24. ГПБ, Сол. 458(635).

25. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, л. 96 об.

26. Вероятно, рукопись ГПБ, Сол. 271(793).

27. А. И. Лилов. Библиотека Соловецкого монастыря, ч. 1, стр. 30.

28. Н. Н. Розов. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей, стр. 294 – 304.

29. ГПБ, Сол. 320(856), л. 4 об.; Н. Н. Розов. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей, стр. 300.

30. На рукописи Екклезиаст XV в. на л. 434 об. имеется также помета: «Якимову привозу» (ГПБ, Сол. 807(917)).

31. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 149, л. 520.

32. Там же, № 121, л. 1.

33. Там же, № 124, л. 2 об.

34. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, л. 2 об.

35. Там же, № 124, л. 50; № 127, л. 69, об.

36. Там же, № 121, л. 25.

37. Там же, № 124, л. 63.

38. Там же, № 127, л. 97.

39. БАН, РО, Собр. авт. мат., № 46, 1549 г., л. 19.

40. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 124, 1582 г., л. 26 об.

41. Там же, № 127, 1597 г., л. 96.

42. Там же, № 121, 1570 г., л. 26 об.

43. Там же, л. 26.

44. Там же, л. 25.

45. Там же, № 127, 1597 г., л. 102.

46. Там же, л. 67 об.

47. Там же, л. 68 об. – 69.

48. ГПБ, Сол. 828(711).

49. Там же, 829(761). См. также: Н. Н. Розов. Библиотека Сильвестра (XVI век). – «Исследования источников по истории русского языка и письменности». М., 1966, стр. 193.

50. ГПБ, Сол. 830(766).

51. Там же, 833(765).

52. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., лл. 96 об. – 97.

53. Там же, л. 99 об. Из книг Филиппа Колычева два евангелия в ГПБ: Сол. 49(120) и Сол. 51(122), там же псалмы Давидовы – Сол. 7 (109) и часословец – Сол. 792 (1146); апостол – в БАН РО, Сол. собр. 5; житие Зосимы и Савватия – в ГИМ, Епарх. 388. Кроме перечисленных в описи 1597 г. книг в БАН РО (Сол. собр. 3) имеется евангелие, также принадлежавшее Филиппу Колычеву.

54. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., лл. 99 об. – 100. Три книги Арсения Боброва в ГПБ: апостол – Сол. 96(36), потребник – Сол. 1090(1199), лествица – Сол. 205(283).

55. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 100. Две книги священника Иева в ГПБ: евангелие – Сол. 64(134), потребник – Сол. 728(1088).

56. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 100. Две книги Исаака Шахова в ГПБ: евангелие – Сол. 60(131), псалтырь – Сол. 23(735).

57. Эта рукопись – псалтырь 1538 г. была куплена в 1573 г. Исаем Юрьевым сыном Мелчяковым у Федора Салтыкова (ГПБ, Сол. 125(1045)).

58. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 101 об. Одна рукопись старца Шестерни в ГПБ: часословец – Сол. 1153(1263).

59. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 102. Четыре книги Богдана Дементьева в ГПБ: книга бытия – Сол. 1(75), псалтырь – Сол. 835(779), Максим Грек – Сол. 307(494), Диоптра, или Зерцало Филиппа Пустынника – Сол. 340(249).

60. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 102 об. – 103.

61. Всего же Иван Грозный «пожаловал» в Соловецкий монастырь 24 книги (Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 152, л. 1).

62. БАН, РО, Сол. собр. 8; В. Ф. Покровская. Из истории создания лицевого летописного свода второй половины XVI в. – В кн.: «Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги БАН СССР». Под редакцией А. И. Копанева. М. – Л., 1966, стр. 8.

63. ГПБ, Сол. 365(1051).

64. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 104. Две книги Созонта в ГПБ: Сол. 577(219), соборник – Сол. 803(913).

65. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 104 об. В ГПБ, например, находятся соборник Ефтихея – Сол. 813 (923), патерик печерский старца Венедикта – Сол. 480(629), псалтырь рязанского епископа Филофея – Сол. 21(721). Стоглав старца Венедикта хранится в ГИМ, собр. Уварова, № 696.

66. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 105 об. Из книг Иакова в ГПБ имеются шесть: евангелие – Сол. 59(135), требник – Сол. 733(1104), лествица – Сол. 203(281), псалтырь – Сол. 832(764), Григорий Богослов – Сол. 174(90), номоканон Зонары – Сол. 417(685).

67. Воспроизведение этого знака см.: Н. Н. Розов. Когда появился в России книжный знак? – «Археографический ежегодник за 1962 год». М., 1963, стр. 90.

68. См. настоящий том, стр. 369.

69. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 97 об.

70. Там же, л. 100 об.

71. Е. Ф. Карский. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928, стр. 129.

72. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 127, 1597 г., л. 103 об.

73. Там же, л. 100. Рукопись ГПБ, Сол. 60(131). Н. Н. Розов ошибочно предположил, что на утерянной застежке было выгравировано: «Иакова Соловецкого», то есть имя игумена (Н. Н. Розов. Когда появился в России книжный знак?, стр. 91).

74. Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 124, 1582 г., л. 62.

75. Н. К. Никольский. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – «Памятники древнерусской письменности», CXLVII, стр. 7.

76. Р. П. Дмитриева. Светская литература в составе монастырских библиотек XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского монастырей и Троице-Сергиевой лавры). – ТОДРЛ, т. XXIII. Л., 1968, стр. 166.

77. Далее в копии пропуск текста, обозначенный отточием.

78. Далее печатается по копии Н. К. Никольского.

79. Так в копии.

80. Так в копии с пометой (sic).

81. В копии подъх (?)

82. Здесь обрывается копия И. К. Никольского.

83. Далее в копии пропуск текста, обозначенный отточием.

84. Так в копии со знаком вопроса.

85. Конец столбца утрачен, далее печатается приписка на обороте.

86. Далее следует вторая приписка на обороте столбца.

 

Текст воспроизведен по изданию: Библиотека Соловецкого монастыря в XVI в. // Археографический ежегодник за 1970 год. М. 1971

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.