|
1509 г. февраля 16. – Докладной судный список, с доклада дворецкому Андрею Михайловичу Морозову, (кого ?) арх. Печерского м-ря Илье с братьею по тяжбе между ними и великокняжескими бортниками мордвой Ивантом Рамстеевым сыном с отцем о бортном лесе Тумодеевский ухожей на р. Пьяне в Нижегородском у. В состав судного списка включен текст следующих документов: 1) 1508 г. апреля 4. – Оброчная грамота дворецкого Андрея Михайловича Морозова мордвину Иванте Рамстееву сыну на бортный лес Тумодеевский ухожей на р. Пьяне в Нижегородском у.; 2) 1475-79 гг. – Правая грамота суда нижегородского ключника Василея Еврея (с докладом дворецкому Михаилу Яковлевичу Русалке Морозову) арх. Печерского м-ря Павлу с братьею по тяжбе между ними и великокняжескими бортниками мордвой Ордатом, Рамстеем и Истряном об угодьях на р. Пьяне в Нижегородском у.; 3) 1475-79гг. – Указная грамота нижегородского ключника Василия Еврея великокняжеским бортникам мордве Ордату, Рамстею и Истряну с запрещением вступаться в угодья Печерского м-ря на р. Пьяне в Нижегородском у. ... /Л. 1/ | айте 1. И архимандрит Илья и старци Никита и... 2 | Печерьского манастыря. А ходил, господине, тот лес на ма... 2 | та тот Учеват ходил тот лес на манастырь восмь л... 2 | тот лес манастырской Филиповской того ж лесу... 2 | лугы того ж лесу Полянского. А ходил, господине, тот лес... 2 | ватцать лет. А Тозден лес, господине, ходил Бердыш... 2 [И судьи спросили] | Иванты мордвина: Почему ты называешь... 2 | великого князя исстарины, а не манастырьской. И Иванта мордвин так рек: [Ес]ть, господине, у меня на тот лес грамота дворецкого великого князя Ондрея Михайловича. | А 3 сверх, господине, грамоты ведомо отцу моему Рамстею – он, господине, тот лес ходил дватцать лет. А опроче, господине, отца моего ведомо людем добрым мордве старожилцем Учевату Елховитцкому, да Ивану Долгошее Бакшеевскому, да Узветю Лемесеву сыну – те, господине, старожилцы знают и помнят изстарины, что тот лес, где стоим, и земля великого князя, а не манастырскые. А се, господине, грамота моя и отец мой Рамстей и те старожилци Учеват с товарищи перед вами. И судьи спросили архи[мандрита Ильи и ст]арцев Никиты и Дементья: А вы почему те лесы называете своими лесы манастырскими. И архимандрит Илья и старцы [Никита 4 и Дементей] 5 так рекли: Есть, господине, у нас на те лесы грамота правая да грамота правая да грамота 6 посылная к отцу Ивантину Рамстею и к его дяде к Ордату [ключника ноугороцко]го 5 Василья Еврея А сверх, господине, [гра]мот есть у нас на тот лес старожилцы [зн]ахори, которые, господине, у тех лесов у наших об межу ходят [вадоватовскей мордв]е 5 Чмосу Чаирову да Маресю Ш[уб]ину 5 да бортником Федоту Лякеевскому да Микуле да Иванче Савасть[яновым детем. Те, господине, люди] 5 те наши лесы манастырские знают и ведают изстарины. А се, господине, те наши грамоты и те наши старожилцы и знахори перед вами. И судьи спросили Ивантиных знахорей мордвы Учевата да Ивана да Уздетя: Скажите вы в божью правду по своей вере по мордовской, чей то лес, где мы стоим. И Учеват так рек: Сказати, господине, божья правда по своей вере по мордовской, яз был, господине, молод, а ежщивал есми, господине, со отцом своим [115] по тем местам, и отец мой, господине, говаривал про те лесы так – «Те вото места пригоже государю великому князю». А боле того, господине, тех лесов не знаю и не слыхал есми, господине, про них ни от кого. А тому, господине, лет с пятдесят, как отца моего не стало. То, господине, мое и знахорство. А товарищи его Иван Долгошея да Уздет так ркли: А за нами, господине, те ж речи. И судьи спросили манастырских знахорей вадотовские мордвы Чмоса Чаирова, да Мореся [Ш]у[б]ина, да бортников Федота да Мику[лы] да Ивана: Скажите вы, мордва, по своей вере по мордовской, а вы, бортники, скажите по великого князя крестному целованью, чья та земля и лесы, где стоим. И мордва Чмос да Морес так ркли: Яз, господине, Чмос, помню за сорок лет. Сказати, господине, божья правда, тот, господине, лес, где мы стоим, Полянской, да Филиповской, да Мелкой луг, да Тозден, да из Верки луг – земля манастырская изстарины. А хаживал, господине, отец мой Чаир лес Митяевской ухожай с тем, господине, лесом об межу лет з девяносто. А после, господине, отца своего яз тот ухожай отца своего хожу полтретьятцать лет и до сех мест. А Морес так рек: Яз, господине, помню за тритцать лет. А Федот так рек: Яз, господине, помню за пятдесят лет. А Микула так рек: Яз, господине, помню зо сорок лет. А Иван так рек: Яз, господине, помню за полчетвертатцать лет. А все мы, господине, знаем и помним изстарины, что те лесы, где мы стоим, земля манастырская Печерьского манастыря, а не великаго князя. А знаем, господине, и ведаем, потому что изстарины с ними ходим об межю. А то, господине, наше и знахорство. И судьи спросили Ивантина отца Рамстея: Скажи в божью правду по своей вере по мордовской, чьи то лесы и земля, где мы стоим. И Рамстей тако рек: Сказати, господине, божья правда по своей вере по мордовской, то, господине, лесы, где стоим, Шабанкерги остров да лес Тозден да лес Мелкой луг – изстарины великаго князя Тумудеевской ухожай. А ходил его, господине, Шабала Пьянзин сын мордвин, а после, господине, Шабалы ходил его яз на себя лет з дватцать. И у меня, господине, отнял тот лес бывшей архимандрит Никандр да дал тому мордвину Учевату Бердышеву, а тому, господине, шесть лет. А что, господине, в том же Тумудеевском ухожае лес из Верки луг, и тот, господине, лес изстарины отца моего да и мой. А хожу его, господине, от момотяковщины и до сех мест с их лесом с манастырским сумесь. Знамя, господине, манастырское – налуч с четырма рубежы, /Л. 1а/ а мое знамя, господине, – налуч ж с тремя рубежы. А было, господине, у меня в том лесе шесть дерев изделано, и три древа, господине, згорели, а на трех, господине, деревьех тот архимандрит з братьею у меня то знамя налуч с трюма рубежи стесали, а прибавили, господине, четвертой рубеж. А положили, господине, они на моем дереве свое знамя манастырское. А поедте, господине судьи, за мною, яз вас к тому к своему деревью хитреному приведу. И судьи за Арамстеем 7 поехали. И став Рамстей в Верки лугу в лесе под дубом, 8-так рек -8: Те, господине, деревья у меня архимандрит з братьею знамя мое стесывали, а накладывали, господине, свое знамя налуч с четырма рубежы. И судьи велели перед собою осмотрити борти и знамени мордве и бортником. И мордва и борътники борти и знамени осмотрили и сказывают, что та борть старая и знамя на ней старое налуч с четырма рубежи, а четвертой рубеж, сказывают, подтесан лет с пять или с шесть. [115] И судьи спросили Рамстея: Поведи же ты нас к двема деревом, которые еси деревье нам сказывал стесываны ж, и что у тебя в том лесе новодели. И Рамстей так рек: Новодели, господине, у меня в том лесе нет. А вы, господине, постойте, и яз себе, господине, опамятую и деревья поищу. И Рамстей по лесу ездил, а бортей, сказывает, не наехал. И судьи спросили архимандрита Илью и старцев Никиты и Дементья: Стесывали ли естя с того деревья Рамстеево знамя налуч с трема рубежи, и чье то знамя на том дереве. И архимандрит Илья и старцы Никита и Дементей так ркли: Как, господине, тот мордвин Рамстей и сын его Ивантя не сумежник, так, господине, мы того знамени не стесывали, тем, господине, нас он клеплет. И тот, господине, лес весь наш, и то, господине, дерево и знамя, господине, на нем манастырьское. И судьи спросили Рамстея: Чем их в том уличаешь, что они у тебя твое знамя стесали; кому то у тебя ведомо, что тот лес с ними сумесь ходишь. И Рамстей так рек: Видока, господине, у меня на них нет, перед кем они мое знамя стесывали, а неведомо, господине, у меня того никому. А сумежник есми им, господине, потому что написан есми в старых книгах вкладных в Федорове писме Киселеве. И судьи възрели в Ывантину грамоту. И в грамоте пишет: По великого князя слову Василья Ивановичя всея Руси, се яз, дворецкой Ондрей Михайлович Морозов, дал есми мордвину Иванте Рамстееву сыну за рекою за Пьяною на оброк лес бортной Тумадеевской ухожай Шабанкерге, да лес Тозден, да лес из Верки луг, 9-да лес Мелкой луг -9, да лес [Усть Кордача речка луг] 5. А сказывает, что деи тот лес бортной Тумадеевской ухожей лежит пуст. не ходит деи его никто. И ож будет так, и Иванте а Рамстееву сыну тот лес бортной Тумадеевской ухожай ходити на себя. А оброк ему давати великому князю с того ухожея з году на год на Рожество Христово пуд меду в Новегороде в Нижнем великого князя ключником, а дати ему тот оброк в первые лета 7000 седмаго на десять на Рожество Христово. А дана грамота лета 7000 шестаго на десять, апреля 4 день. И судьи возрят в правую грамоту да и в посылную грамоту. И в правой грамоте пишет: По государя своего великого князя Ивана Васильевичя грамоте, се яз, великого князя ключник ноугородцкой Василей Еврей, став на земле Печерского манастыря на Полянской на усть Шаргата врага, и архимандрит печерской Вознесенского манастыря Павел стал же, и знахори его Осташко и Гаврилко и Панфилко стали ж, и мордва Ордат и Рамстей и Отрян и знахори их Ерменза и Тюрген стали же. И Еврей вспросил архимандрита Павла: Чья то земля, на которой стоим. И архимандрит з братьею так рек: То, господине, земля Печерьского манастыря Вознесенского – Полянского села и Колодливъского села и Фоминские слободки, а дал, господине, те земли в манастырь Юрьи Алачин. А поедь, господине, по знаменом, и яз, господине, от великого князя земли манастырскую землю отведу. И повел архимандрит Павел з братьею по меже от Пьяны реки от усть Шаршата врага въверх по Шаргату врагу. И Еврей так рек: То, архимандрит Павел, ведешь меня по меже; сказывай ж мне, с кою руку земля великого князя, с кою руку земля ваша манастырская. И архимандрит с братьею тако ркли: Налеве Шаргата врага земля [117] Печерского манастыря, а направе Шаргата врага земля княж Ярославова Оболенского. Да с верх Шаргата врага налево поперек раменья на старые знамена на бортные к речке х Кадарши 7 – налеве по раменью земля Печерского манастыря Полянская и Колодливская и Фоминские слободки, а направе земли великого князя. Да по речке по Кардаше вниз ко Пьяне реце – налеве Кадарши 7 земля манастырская Полянская и Колодливская и Фоминские слободки, а направе земля великого князя. Да по Пьяне реце вверх к тому ж усть Шаргату врагу – налеве Пьяны реки земли манастырьские Полянская и Колодливская и Фоминские слободки, а направе 10-земли великого князя -10. И Еврей вспросил знахорей архимандричьих Остатка и Гаврилка и Панфилка: Скажите ж вы, за колко лет помните, чья то земля, на которой стоим. И знахори Осташко и Гаврилко и Панфилко тако ркли: Мы, господине, помним лет за полчетвертатцать, что те земли 11 Полянская и Колодливская и Фоминская слободка были Юрьевы Алачина. Да как Юрьи постригся в Печерском манастыре, ин те земли подавал в манастырь в Печерьской – тому, господине, лет с полчетвертатцать. А от тех, господине, мест та мордва Ордат и Рамстей и 8 Истрян те земли ходили на манастырь. И сняв знахори Осташко с товарищи знамена манастырьские старые с елищь и з дубья Полянского села и Колодливского и Фоминские слободки, да прикладывали, идучи, знамена к знаменом к бортным – ино знамена одны манастырские. И Еврей вспросил мордвы Ордата и Ромстея и Истряна: Отведите же вы земли великого князя с своими знахори по своим знаменам, куды великого князя земли межа. И Ордат и Рамстей и Истрян тако рекли: Коли ты, господине, не едешь на наши земли перво, а мы, господине, тех знамен старых и меж не знаем не ведаем, а с тобою на розвод не едем. И знахори их Ерменза и Турген тако рекли: Коли, господине, они не едут своих меж очищать по государя своего грамоте великого князя Ивана Васильевичя, а нам, господине, туто и дела нет. И о сем Еврей рекся доложити государя своего великого князя и срок учинил [обоим истцом] 5 стати [у доклада на] 5 Великое заговейно на мясное. А на розводе были Иван Румянцов, да Федор Волынец, да Яким Малой, да Васко Лякеевской. А коли мордва на розъезд не поехали, а туто были те ж мужи. Сей список перед Михаилом Яковлевичем Еврей ключник положил и старцев в архимандричье место Павлово и во всей братьи поставил Гурья и Давыда, а ркучи: Учинил есми, господине, срок по сему списку стати перед тобою у доклада архимандриту Павлу на Великое заговенье на мясное с мордвою с Ордатом да с Рамстеем да с Истряном. И в архимандричье, господине, место в Павлово и во всее братьи стали на срок у доклада перед тобою старцы Вознесенские Печерьского монастыря Гурей и Давыд, а мордва, господине, Ордат и Рамстей и Истрян у доклада не стали. И Михайло Яковлич, възря в список, вспросил Гурья и Давыда: Был ли вам таков розвод, как в сем списку писано. И старцы Гурей и Давыд сказали, что им таков розвод был. И по великого князя слову Ивана Васильевичя и по сему списку, Михайло Яковлич велел Еврею ключнику архимандрита Павла з братьею оправити, [118] а мордву Ордата и Ромстея и Истряна велел [обв]инити, и землю им велел розвести и знамена покласти, как в сем списку писано. И по тому Василей Еврей и в архимандричье место и во всей братьи старцев Гурья и Давыда оправил, а мордву Ордата и Рамстея и Истряна обвинил. А се им грамота и правая. А в посылной в Евреевой грамоте пишет: По великого князя слову Ивана Васильевичя, от ключника от ноугороцкого от Василья Еврея мордвину Ордату, да Рамстею, да Истряну, да и всей вашей братьи. Что есми отводил на Пьяне архимандриту Павлу да и его братьи земли и воды и лесы их монастырские печерьские по грамоте по великого князя да и вас есми с собою звал ехать, и вы со мною не поехали. И яз архимандриту Павлу да и вам срок учинил перед великого князя на Великое заговенье. И архимандрит Павел з братьею на срок стал перед великим князем, а вы, мордва, на срок не стали. И князь велики архимандрита (Л. 1а об.) Павла да и его братью оправил, а вас обвинил. И по ка места яз, Василей Еврей, архимандриту Павлу и его братьи земли и воды и лесы их манастырьские печерьские отвел и грани поклал, и вы бы, мордва, в моем розъезде не вступались в земли манастырьские и воды и в лесы в печерьские ни в што. И судьи, вычет грамоты, спросили Ивантина отца Рамстея и в брата его место [в Орда]таво 5: Был ли вам розвод да и доклад таков, как в сей грамоте писано, и ся к вам посылная грамота от ноугороцкого ключни[ка от Ев]рея 5 бывала ль. И Рамстей и в брата своего место в Ордатово тако рек: Развод нам, господине, был таков, как в той грамоте писан, да и та, господине, грамота посылная от ключника от Еврея к нам была же. И судьи спросили Иванты: Писано у тебя в дворецкого грамоте в Ондрееве Михайловича в том же [ухожае в Тумодеевском лес] 5 усть Кардоча речка луг, поведи же ты нас за собою в тот лес. И Иванта тако рек: Яз, господине, вас в тот лес за собою не веду. В тот лес, господине, не вступается ко мне нихто. И архимандрит Илья и старцы тако ркли: Тот, господине, лес бортной на усть Кордача речка луг наш манастырьской, а знамя, господине, в нем наше ж манастырьское. А ведомо, господине, тем же старожилцем Чумосу с товарищи. И перед судьями Чумос с товарищи тако ркли: Тот, господине, лес усть Кардача речка луг манастырьской же, а тянет, господине, изстарины х тому же лесу к Полянскому, а и знамя, господине, в нем манастырьское же – налуч с четырма рубежи. И Иванта тако рек: [А мне, государь, до того лесу] 5 усть Кардача речка луг и дела нет. И о сем судьи реклись доложить государя великого князя или его дворецкого. А на суде были Русин подъячей Щекин сын Протасова, да мордвы княж Ярославовы ясятчики Кендес Судесев сын да Пырее Алгамасов сын, а бортников Тереня Безводной да Митя Лякеевской да Васюк Кудрявец. А к сему списку яз, Русин подъячей, и руку свою приложил 12. На обороте л. 1: ...нева 13 Новагорода ключника Вас | ...ева 13 Колупаев человек | ...Ивантой 13 Орамстеевым 7 сын | ...а 13 с Печерьскова монастыря старцами | … [И дворецкой Ондр]ей 13 Михайлович, выслу | шав список, вспросил обоих истцев: Был ли вам [та]ков суд, как в сем списку писано. [119] И обои истци сказали, что им суд таков был, как в сем списку писано. И по великого князя слову Василья Ивановичя всея Руси, дворецкой Ондрей Михайлович Морозов велел судьям по сему списку в отвечиков место печерьского архимандрита Ильи да в печерьского ж старца место Никит[ы да] Дементия старца оправити, а землю и лесы бортны[е, к]оторые в сем списке пис[аны], велел присудити по правой грамоте по ключницкой по Васильеве Евреева, а ищею Иванта мордвина Оромстеева 7 сына велел обвинити. Потому, что его старожилци Учеват Елховитцкой с товарищы перед судьями сказали, что тех лесов, которые в сем списку писаны, не знают и не слыхали про них ни у ково. Да и потому, что Иванта по своей грамоте по оброчной судей за собою в лес на Усть Каръдати речки на луг не повел, а сказал, что ему до того леса дела нет. И велел на нем судьям вину взяти по Судебнику. И дворецкой Ондрей Михайлович Морозов к сему списку и печать свою приложил, лета 7000 ссмаго 7 на десять, февраля в 16 день. А подписал дияк Василей Жук. РГАДА. Ф. 281. Нижний Новгород. № 2/7943. Л. 1, 1а, 1а об., 1 об. (без начала). Подлинник: 325 X (215+530). На обороте л. 1 в середине нижнего поля приложена сильноповрежденная (ссохшаяся) круглая черновосковая печать (диаметр прибл. 15) со стершимся изображением. Список: ГAHO. Ф. 579. Оп. 589. Д. 771. Л. 1-5 (без начала и конца). 1630-40-е гг. Публ.: А. К. Кабанов. Материалы по истории Нижегородского края из столичных архивов. Вып. 3. Ч. 1 (1498-1612 гг.) // Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Нижний Новгород, 1913. Т. XIV. С. 3-7. № 2 (по подлиннику, без начала и конца). Примечания: 1. В ркп. утрачено начало судного списка; видны отдельные буквы предыдущей строки. 2. В ркп. утрачено три четверти строки (около 80-90 букв); сохранилось только начало строки. 3. Здесь начинается публикация А. К. Кабанова. 4. Здесь начинается список из ГАНО. 5. В ркп. утрачено; восстановлено по списку. 6. В ркп. написано дважды. 7. Так в ркп. 8. В подлиннике и списке пропущено. 9. В ркп. вписано над строкой. 10. В списке из ГАНО вместо этого: вверх по Пьяне реце от реки Курача до устья реки Шершовки земли манастырские села Ягодново. 11. В списке из ГАНО далее вставка: села Ягодново и дуброва Ковалевская и. 12. Здесь заканчивается публикация А. К. Кабанова; здесь же заканчивается текст списка из ГАНО. 13. В ркп. утрачено примерно две трети строки (около 50–60 букв); сохранилось только окончание строки. Текст воспроизведен по изданию: Докладной судный список 1509 года из архива нижегородского Печерского монастыря // Русский дипломатарий, Вып. 4. М. Археографический центр. 1998 |
|