|
№ 1 Кормленная грамота Дмитровского князя Юрия Ивановича В. В. Ртищеву на волость Белый город 24 ноября 1510 г. Се яз, князь Юрьи Иванович, пожаловал есми Василья Васильева сына Ртищова волостью Белым городом с правдою и с мытом и с перевозом под Семеном под Шишовом под Михайловым сыном в кормленье. И вы, дети боярские и слуги и все люди тое волости, чтите его и слушайте, а он вас ведает и ходит у вас по старой пошлине 1, как было преж сего. А хто по кого взведет 2 моего княжо Юрьева Ивановичя и пристава, а будут оба истца тое волости, – и пристав мой тех обоих истьцов ставит перед моим волостелем перед Васильем или перед его тивуном. А не поставит пристав мой тех обоих истцов перед Васильем или перед его тивуном, и он езду лишон. А которой тех обоих истьцов не учнет искать или отвечивать перед Васильем или перед его тивуном, – и яз, князь Юрьи Иванович, велел того обинить и грамоту правую на того дать. Писана в Дмитрове, лета 7000 девятогонадесять, ноября в 24 день. На обороте: князь Юрьи Иванович. ГБЛ, акты ОИДР, № 17/2. – Подлинник. На отгибе нижнего поля грамоты помета XVII в. “списано” и привешена на красном шелковом шнуре сильно Попорченная печать черного воска средних размеров со стертой надписью и изображением. [145] № 2 Кормленная грамота князя Дмитрия Ивановича Углицкого И. Т. Перскову на волость Озерцу 18 июня 1511 г. Список с кормленны грамоты слово в слово. Се аз, князь Дмитрей Иванович, пожаловал есми Игнатья Терентьева сына Персково волостью Озерцай в кормленье под Белецою под Безобразовым. И вы, дети боярски и слуги и все люди тое волости, чтите ево и слушайте, а он вас ведает и ходит у вас по старине, как было преж сево. А хто по ково возмет моево, князь Дмитреева Ивановича, пристава, а будет оба исца тое волости, и пристав мой тех обоих исцев ставит перед Игнатьем или перед ево тиуном. А не поставит пристав мой тех обоих исцев перед Игнатьем или перед ево тиуном, и он езду лишон. А который тех обоих исцев перед Игнатьем или перед ево тиуном искати не учнет или отвечати, и яз, князь Дмитрей Иванович, велел того обинити и правую грамоту на него дати. Писано на Углече, лета 7019-го июня, в 18 день. А назади у подлинной грамоты подписано: Князь Дмитрей Иванович пожаловал по сей грамоте Игнатия Терентьева сына Персково волостью Озерцами в кормленье, что было под Белицею под Безобразовым. Да у подлинный жо грамоты подписано: Лета 7023-го во Крещенье Христова лета семь тысящ дватцать четвертаго году. А подписал у подлинной грамоты дьяк Василий Ефимонов 3. ЦГАДА, ф. 210, Разрядный приказ, Московский стол, д. 239, л. 31. – Список XVII в. № 3 Кормленная грамота Василия III Н. И. Арсеньеву на волость Засенье Около 1515—1516 гг. Се яз, князь великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми Назарьа Ивановича Арсеньева Засеньем с правдою под Лизуном под Тургеневым в кормленье. И вы, все люди тое волости, чтите его и слушайте. А он вас ведает и судит и ходит у вас по старине, как было преж сего. А хто на кого взведет моего, великого князя, пристава, а будут оба истца тое волости, и пристав мой тех обоих истцов ставит перед Назарьем или перед его тиуном. А не поставит пристав тех обоих истцов перед Назарьем или перед его тиуном, и он езду лишен. А которой тех обоих истцов перед Назарьем или перед его тиуном не учнет искати или отвечати, и яз, князь великий, велел того обвинити и грамоту правую на того дати. Оборот. Князь великий Василей Иванович всея Русии. Князь великий Василей Иванович [по сей] грамоте пожаловал Назарья Ивановича [Арсе]нова, пер[епустил] З[асенье]... 4 на другой год от Ильина дни лета 7000 дватцать шестого до Ильина дни лета 7000 дватцать седьмаго. А подписал великого князя диак Елизар Циплятев 5. ГИМ, Уваров, картон № 41/23. – Подлинник. На отгибе нижнего края грамоты на красном шелковом шнуре вислая воскомастичная печать средних размеров. На одной стороне изображен двуглавый орел, на другой – всадник, поражающий змия. Надпись по окружности изображений стерлась. [146] № 4 Указ Василия III о рухляди детей боярских “козличей” и “воротынцев” Март 1520 г. Лета 7028 марта князь велики Василей Иванович всеа Руси, обыскав 6, указал. Которые дети боарские козличи 7 и воротынцы 7 имали в Месческом по 8 великого князя 7 велению 9 и 7 как им писцы Иван 7 Семенов 10 сын 10 Брюхова да Митрофан 11 Карачаров 11 приказали 6, и тем детем боарским и с тою рухлядью стати в Серенску на Юрьев день на вешней лета 7028 у писцов у Ивана у Семенова да у Митрофана у Карачарова, а 12 княж Дмитреев сын боарской туто ж в Серенску будет, кого князь Дмитрей пришлет. Да та им рухлядь отдати мезчаном, по тому что сказали по крестному целованию Ивану Семенову да Митрофану. А отдати им та рухлядь перед Иваном и перед Митрофаном и передо княж Дмитриевым сын боарским. А велети тех детей боарских беречи, которых 13 велено имати за свое. А чего на них мезчане искали, опричь того, что они сказали, сами, и тем детем боарским отцеловатися, что они болшы того не взяли. А целоватись им перед Иваном же и перед Митрофаном и передо княж Дмитревым Ивановича сыном боарским на тот жо срок на Юрьев день на вешней лета 7028-го 12. А которые 14 дети 15 боарские козличи и воротынцы имали 15 в Мезческом без писцова веленьа и 16 не за свое 16, и тем детем боарским 17 в 18 том грабеже, чего на них мезчане искали, опричь того, что сами сказали 19, целованье с мезчаны на жеребей; чей ся жеребей вымет, и тому целовати 18. А ко князю к Дмитрею к Ивановичу с тем послати после 20 празника сына боарского, что ему сказати, что князь велики так указал, и он бы послал в Серенеск своего сына боарского 20 да и то Дурасову молвити и 21 ко князю приказати 21, чтоб вопросил своих детей боарских по крестному целованью, что будут взяли у [147] великого князя детей боарских, да и о том бы въпросил их 22 по крестному целованью 22, чтоб безлепицу отставили 23, а 22 на прямом целованье, на жеребей, да о том бы князь Дмитрей великому князю часа того ведомо учинил, что ему дети боарские скажут 22. А Чюносу 24 Потрясову и 25 Офонасу Матову 25 месчаном грабежу не отдавати 26, что 27 они взяли, дотоле, как о Николе дни осеннем лета 7029 будут на съезде сын боарской великого князя и княж Дмитриев сын боарской в Серенску, и что скажут Чюнос и Матов, что будут мезчане у них имали, ино тогды учинити им с мезчаны счет, да тогды отдати ли, доняти ли. А что искал поп Николской из Бышкова на Чюносе на Потрясове да на Мишине сыне Обухова на Федке и на иных детех боарских, что его мучили и церковь грабили, да и Савин про ту церковь опытывал да и ныне церкви грабили 28, и 29 того попа Никольского въспросити владыце Крутитскому по священьству, что у него из церкви взято и кто имал, да то приказати боаром, а Ивану Семенову да Митрофану 29 дати тому 30 запись 31, чтоб о тех церквах опытали князя Ивана Хилка и приказщыка городового, что им про то ведомо и кто им про то сказывал. И кто будет про то князю Ивану сказывал, и Ивану и Митрофану и тех детей боарских опытати по крестному целованию. Да скажут дети боарские, что то видели, коли Чюнос и Мишин сын Обухова церковь грабили и замки ломали, и Ивану и Митрофану на Мишине сыне и на иных детех боарских ту церковную гибель велети взяти, кого будет видели, ту церковь грабячи. А что изымается, взяти того грабежу на 32 Чюнюсе на Потрясове, и того на Чюносе не имати ж, доколе на Николин день съезд будет в Серенску. А не будет видоков детей боарских, что церковь грабили, ино о том обыскати Ивану и 33 Митрофану, кто ту церковь грабил да тот свой обыск сказати великому князю. Указ 34 козличем с мезчаны. Мезческое с козличи. Мещеское дело и козлич и воротынцов о грабежу. 98 34. ЦГАДА, ф. 141, Приказные дела старых лет, 1520, д. 2. – Черновой подлинник. № 5 Дело о доносе Ф. И. Крыжина о намерении муромских детей боярских бежать в Литву 1523-1524 гг. Лета 7032 сказывал Федко Иванов сын Крыжина, что хотели бежати в Литву из Мурома Федко Иванов сын Каргашина, да Степанко да [Гаврилка] 35 да Федко Логиновы дети Щукина, да Олядя да Ларка Васильевы дети Щукина, да племянник их Иванко Белой. И князь великий послал грамоту ко князю к Борису Горбатому в Муром с подьячим с Третьаком з Дементьевым, а велели тех детей боарских князю Борису, поимав, к себе прислати. [148] И князь Борис прислал к великому князю Степанка да Гаврилка Логиновых детей Щукина. Да писал к великому князю Борис, что посылал имати Степанка Щукина с товарищи детей боарских муромцов. И они Степанка да Гаврилка поимали, а третей их брат Федко Щукин у них, отбився, утек. И он послал его искати. А Федка Каргашина да Ларку Васильева сына Щукина да Иванка Белого сказали, что они поехали к Москве, и Федко приехал к Москве сам да и к боаром пришел Федко да Ларка Щукин да Иванко Белой. И князь великий приказал розслушати Федка Крыжина с теми детми боарскими боаром Михаилу Юрьевичу да Шигане Поджогину. И перед боары Федко Крыжин тоже сказал, что они хотели бежати в Литву. И Степанко да Гаврилко да Федко Логиновы дети Щукина, да Глядя да Ларка Васильевы дети Щукина, да племянник их Иванко Белой перед боары сказали, что их Федко Крыжин поклепал 36 по недружбе. Степанку поклепал, потому что жил с ним в суседстве. И 37 тот Федко Крыжин 38 вступался у него в землю да и огороды у него пожог. И Степанко, сказывает, бил челом на него великому князю о той обиде, да Федка просил 39 розъезжъщика 39. И князь великий посылал к ним на землю Ивана Алексеева сына Клемянтьева 40. И Иван им землю розъехал и межу учинил, и он тому рнясь его обговаривал. Да Степанко же сказал, что Федко его рнитца тому; стояли, де, они в заставе на Толстике с Щукою с Кутузовым и Федко, деи, с службы збежал, и Щука деи и все воеводы посылали по того Федка в поместье на подводах, а велели его, поимав, привести. Да писал Федор Щука в Муром ко князю к Ондрею к Прозоровскому, а князь Андрей жил тогды в Муроме, имал тех, которые збежат с службы и 39 которые не поехали на службу 39. И Щука писал ко князю к Ондрею, чтоб того Федка, поимав, да дал тому Степанку, а другую грамоту к городным приказщиком к Прокофию к Опраксину да к Олексею к Муромцову: толко не будет 41 в Муроме князя Андрея, ино б приказчики его поимав 42 дали Степанку Щукину. И городные приказщики посылали детей боарских Онаху 43 да Куземку Лютиковых того 43 Федка имати в поместье. И те дети боарские, поимав Федка, дали 44 Степану Щукину 45, и он его вел на Толстик 46 связана и на начлеге тот Федко у Степанка ушел, покинув мерин свой с седлом и сь епончою да в сумках покинул сорочку да порты да четыре сыры. И Степанка тот его мерин и рухлядь Федкову привез к воеводам к Щуке х Кутузову с товарищы. И воеводы тот Федков мерин и рухлядь велев Степанку у собя блюсти, а самого Степанка послали воеводы за Федком на его конех. И Федко у Степанка убежал к Москве да бил челом великому князю на Степанка, да на брата на его на Гаврилка, да на Степанкова человека на Мишку, да на Проньку да на Лаврентьа на Васильевых детей Щукина, да на их человека на Леншу да на Степана 47, да на Ондрейка на Семеновых детей Озарова, да на своего брата на Савку на Крыжина ж, да на тех детей боарских, которых посылали приказщики городовые в поместье его имати, на Кузму да на Онанью на Лютиковых. И князь великий дал Федку на них пристава з записью Семена Якимова. И Семен их подавав на поруки, да учинил срок на заговенье 48 на Филипова стати пред великим князем. И как приехали они к Москве, и Федко искал на Степанке да на [149] Гавриле на Щукиных, да на Степанове человеке на Мишке. А того, что будто Степанко с товарищы розбивал его двожды: в деревню, приехав, розбил, а вдругой розбил его, Степанко ж, на дорозе, а он ехал на службу в Мещеру, а взял у него грабежу на пол 40 рублев, а тем Степанковым товарищем, на которых Федко бил челом великому князю 49, добил челом и езд заплатил, – и Степанко перед боары положил запись, по которой записи он ездил по Федка от воевод, да и ту грамоту, которую воеводы послали были ко князю к Ондрею к Прозоровскому. И князь великий того обыскав, да Степанка оправил да и мерин Федков, которой он покинул у Степанка 50, дал князь великий Степанку ж в прокорму. Да Степанко ж сказал, что были они на службе 51 на 52 Толстяке 52 со князем с Васильем с Шихою, и князь Василей послал их в Мордву со князем с Васильем с Мезатцким по великого князя 53 приказу. А велел нам стояти в Мордве. И тот, государь, Федко из Мордвы збежал да украл, государь, у меня, у Степанка, детину моего Иванка Кудрявого. И Степанко приехав с службы, да того своего детину вынял з доводчиком у того Федка, и он, тому рнясь, нас поклепал. А глядя Васильев сын Щукина сказал: что стояли они в Елатмане, и тот Федко украл у Десятого у Кондырева детину его с лошадью да послал к себе в деревню з братом с своим с Савою. И Десятой бил челом воеводам, и воеводы послали к Федору в поместье, а велели того детину и лошадь Десятого у Федка выняти да к себе привести. И Глядя того детину и лошадь у Федква 54 брата у Савки 54 вынял в поместье 55 да 56 и самого поимав 56 к воеводам привел. И воеводы, государь, велели мне взяти на Федкове брате 57 езд. И яз почел езду правити на Федкове брате на Савке, и он, государь, со мною побился. И воеводы, государь, бив Савку, да велели езд мой на нем доправити. И он, государь, где нас ни устретив, говорил, что хотел нас обговаривати тебе, государю. А Гаврилко Логинов сказал: что Федко обговаривает его, рнясь тому, что збежал тот Федко с службы с Толстика от князя от Петра от Лобана. И яз, государь, сказал воеводам то, что он с службы збежал, и воеводы, государь, посылали по него пристава. Да по того же Федора, государь, посылал меня Василей Яковлич в Муроме, а велел всей литве быти у собя, а выбирал, государь, послати в погоню за черемисою с Васильем з Замытцким, и тот, государь, Федор к Василью не пошел, а сказался болен. И Василей, государь, Яковлич меня ж послал по того Федка, а велел его к собе привести. И яз, государь, его и привел к Василью. Да и то на него довели есмя, что он 58 здоров, а сказался болен, не хотя итти на службу 59. И Василей, государь, посылал его на службу в погоню за черемисою. И он, государь, побежал к Москве, похваляясь нас обговаривати тебе, государю, а на погоню не поехал. А ведомо то и Василью Яковличю, что мы на него доводили, что он не служит и с службы бегает. И Иванко Белой сказал, что он у воевод был 60 десятник 61 на службе на Толстике, и тот Федко бегал с службы двожды. И яз, государь, сказывал на него воеводе князю Василью Чюлку Ушатому. И князь Василей, государь, посылал по него приставов, детей боарских, и те дети боарские приводили их двожды из поместье. И он, государь, тому рнясь, меня обговаривает. Да Степанка ж сказал: обговаривает, государь, нас всех Федко Крыжин, рнясь [150] тому: давали, государь, дьаки нам жалованье великого князя Ушак да Переславец. И мы, государь, сказывали все на того Федка то, что он емлет жалованье, а на службу не ездит и с службе бегает. И дьаки, государь, посылали к Елизару к Цыплятеву о том пытати. И Елизар, государь, обыскав того, да тому Федку жалованьа не велел давати. И дьаки, государь, Ушак да Переславец жалованья ему не дали. И он, государь, рнясь тому, да нас обговаривает. Государь князь великий! Смилуйся, обыщи того детми боарскими муромцы и литвою всеми его товарищы, не про твое ли дело государьское, рнясь, нас обговаривает. И боаре спросили Федка Крыжина: чем их уличаешь, есть ли у тебя какой довод, что они хотели бежати в Литву? И Федко Крыжин довода у себя не сказал никакова. На л. 1 об. почерком XVI в. помета: Крыжына сказка на Глинского людей на Щукиных. ЦГАДА, ф. 141, Приказные дела старых лет, 1524, св. № 1, д. 1. – Черновой подлинник. № 6 Кормленная грамота Василия III P. В. Домнину на волость Пушму 2 апреля 1528 г. Список з государевы жаловальные грамоты слово в слово. Се аз, князь великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми Русина Василева сына Данилова Домнина Пушмою и Осиновцом под Суслом Бурдуковым в кормленье с правдою и с пятном. И вы, все люди тое волости, чтете ево и слушайте, а он вас ведает и судит и ходит у вас о всем по тому, как было преже сего. Писано на Москве, лета 7036-го апреля, в 2 день. А назади у грамоты написано: князь великий Василей Иванович всеа Русии. Оборот. К сему списку волажанин Матфей Григорьев сын Домнин руку приложил. ЦГАДА, ф. 210, Приказной стол, д. 136, л. 576. – Список XVII в. Комментарии 1. В тексте “пошли”. 2. В тексте “взвет”. 3. В тексте буква “Е” исправлена на “Не”. 4. В квадратных скобках дан текст стертой строки, восстановленный по смыслу. 5. Последняя фраза написана другими чернилами. 6. Слово написано над строкой. 7.-7 Написано над строкой. 8. Далее зачеркнуто: “по”. 9. Далее зачеркнуто “писцов Ивана” 10.-10 В тексте исправлено из “Семенова сына”. 11.-11 В тексте исправлено из “Митрофана Карачарова”. 12.-12 Написано между строк, над старым текстом: “А которые дети боарские имали в Месческом, а писцы им Иван Семенов да Митрофан в Месческом имати не велели, и тем детем боарским та рухлядь отдати мезчаном, что у себя сказали по крестному целованию перед Иваном же и перед Митрофаном и перед князем Дмитриеевым сыном боарским”. Далее зачеркнуто: “кого пришлет. А на которых детех боарских, на козличех и на воротынцех, здесь искали перед боары княжу Дмитреевы Ивановича [слово над строкой] дети боарские своих грабежов, которые дети боарские имали в Месческом по писцову велению [над строкой: “и что лишка перед тем искали месчане великого князя, что сказали сами дети боарские”], и тем детем боарским в том грабежу отцеловатись [над строкой: “и их людем и крестьяном”], что у них того в Месческом не имывали, опричь того, что отдадут. А целовати им перед Иваном же и перед Митрофаном и перед княж Дмитреевым Ивановича сыном боарским, кого князь Дмитрей пришлет”. 13. В тексте “которы”. 14. Далее зачеркнуто: “имали дети боарские”. 15.-15 В тексте приписка. 16.-16 В тексте приписка. 17. В тексте далее: “целованье с месчаны в грабежу на жеребей. А христиан своих детем боарским и людей ставити у целованьа, на которых жалобницы подали”. 18.-18 Приписка, после которой зачеркнуто “да Дурасову то сказати”. 19. Далее зачеркнуто “козличи, и в том им”. 20.-20 В тексте приписка. 21.-21 В тексте приписка. 22.-22 В тексте приписка. 23. Далее зачеркнуто: “да о том, великому князю ведомо учинил часа того”. 24. Далее зачеркнуто: “и”. 25.-25 В тексте приписка над строкой. 26. Далее зачеркнуто: “доколева мещане их грабеж сыщут. А срок в том учинен в зиму Николин день вторично [зачеркнуто “вешне”] осенней лета 7029-го”. 27. Дальнейшая часть дела – приписка. 28. Далее зачеркнуто: “и тому”. 29.-29 В тексте вставка над строкой. 30.-30 В тексте вставка над строкой. 31. Далее зачеркнуто: “Ивану, Семену да Митрофану Карачарову”. 32. Далее зачеркнуто: “Мишине сыне”. 33. Далее зачеркнуто: “Сем[ену]”. 34.-34 Пометы XVI в. 35. Лист продран. Текст в квадратных скобках восстановлен по смыслу. 36. Далее зачеркнуто: “по насердъки”. 37. Слово написано по старому: “Да”. 38. Далее зачеркнуто: “отнима”. 39.-39 В тексте над строкой. 40. В тексте над строкой. 41. В тексте вырваны 1-2 буквы. 42. Далее зачеркнуто: “при”. 43. В тексте над строкой. 44. В тексте над строкой. 45. Далее зачеркнуто: “дали”. 46. Далее зачеркнуто: “сковав”. 47. Далее зачеркнуто: “ка з братом”. 48. Далее зачеркнуто: “стати пер[ед]”. 49. В тексте над строкой зачеркнуто: “Федко Крыжин”. 50. Далее зачеркнуто: “отд[ал]”. 51. Далее зачеркнуто: “в Мещере”. 52.-52 В тексте над строкой. 53. Далее зачеркнуто: “вел[енью]”. 54.-54 В тексте над строкой. Первоначально: “Федка”. 55. Далее зачеркнуто: “да”. 56.-56 В тексте над строкой. 57. Далее зачеркнуто: “взяти”. 58. Далее зачеркнуто: “не болен”. 59. Далее зачеркнуто: “и он, государь”. 60. Далее зачеркнуто: “нарятчик”. 61. В тексте над строкой. Комментарии 1. См., например, т. IV, прим. 304, 325 - 327, 365; т. V, прим. 116, 210, 226-228 238, 366, 371, 372; т. VI, прим. 82; Т. VII, прим. 4, 322; прибавление после прим. 849 к тому IХ. 2. См., например, В. Н. Чичерин. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, в кн. «Опыты по истории русского права», М., 1858, стр. 232 - 375. 3. Об этом указывается в докторской диссертации Л. В. Черепнина «Русские феодальные архивы ХIV—ХV веков» (печатается). 4. См. История России с древнейших времен, изд. «Общественная польза», кн. I, т. III, стб. 930, 950, 951, 956, 986, 1002—1003; т. IV, стб. 1047, 1058, 1071, 1111 - 1112, оcобенно гл. III, стб. 1119, 1141, 1151 - 1169; т. V, стб. 1400 - 1401, 1497 - 1500, 1504 - 1505, 1529, 1656, 1657, 1662; кн. 2, т. VI, стб. 176 - 179; его же. История отношений между князьями Рюрикова дома, М. 1847. 5. Курс Русской Истории, ч. II, переиздание, М.- Л., 1937, стр. 15 - 18, 29 - 37, 40 - 43, 139, 140, 142 и др. 6. См. В. Н. Дебольский. Духовные и договорные грамоты московских князей, как историко-географический источник. Записки русского СПб. археологического общества, т. ХII, вып. 2, Спб., 1900; Записки русского отделения русского археологического общества, т. 1, СПб., 1902; М. К. Любавский. Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929. 7. См. его работу «Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505», т. I, СПб., 1889, стр. 79 - 80, 88, 89, 93, 122 - 123, 147, 149; 187 - 188; т. II, СПб, 1891, стр. 302 - 308, 321, 329, 336, 338, 339; 351 - 352; 356; 359 - 361 и т. д. 8. «Образование великорусского государства», П., 1918, стр. 150 - 154, 162 - 166, 170 - 171, 184 - 190, 206, 258, 282, 330, 350 - 351, 377 - 378, 392, 419 - 422, 427, 430, 448 - 449 и т. д. 9. Диссертация Л. В. Черепнина пока полностью не опубликована; см. отдельные ее главы: «Документы Московского великокняжеского архива и их значение в политической борьбе, при Иване III». - «Труды историко-архивного института», т. II. М., 1946, стр. 3 - 10; «Происхождение собрания договорных грамот Новгорода с князьями ХIII - ХV вв». - «Исторические записки», т. ХIХ, стр. 215 - 233; «Договорные и духовные грамоты Дмитрия Донского» - там же, т. ХХIV, стр. 225 - 266. 10. См. например, статьи К. В. Базилевича «Имущество московских князей в ХIV - ХVI вв.». Труды исторического музея, вып. III, М., 1929; М. Н. Тихомирова «Московские третники, тысяцкие и наместники». Известия АН СССР. Серия истории и философии, т. III, № 4; А. И. Копанева: «О «куплях» Ивана Калиты». «Исторические записки», т. ХХ, стр. 24 - 37. 11. Можно назвать только одну-две работы, посвященные специально духовным грамотам русских князей ХVI в., например этюд А. Е. Преснякова. «Завещание Василия III», в сборнике статей по русской истории, посвященных С. Ф. Платонову (П., 1922), в котором автор разбирает вопрос о не дошедшей до нас духовной грамоте Василия III. 12. «Духовное завещание Ивана Грозного». Известия АН СССР, серия истории и философии, т. IV, № 6, 1947. Ср. также замечания С. Б. Веселовского в его статье «Последние уделы в Северо-восточной Руси». «Исторические записки», т. ХХII. 13. Духовную грамоту Ивана Борисовича см. в СГГиД, т. I, № 132, стр. 341 - 343, и в «Древней российской вивлиофике», т. II, М., 1788, № 112, стр. 294 - 300. 14. См. в духовной князя: «А у сего у моего списка сидел отец мой духовной пречистые игумен Иосиф». 15. «И егда превезоша его (т. е. Ивана Борисовича, - А. З.) во обитель пречистые богородица... и изнеможе зело и нача отходити». После этого князь составил духовную грамоту; «И егда приказа вся и учини имению своему розряду и предаст дух свой господеви с миром» («Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, еп. Крутицким». М., 1865, стр. 32 - 33). 16. «Сей князь в самое время брачного торжества брата своего кн. Федора в начале 1504 года занемог и по кратковременной болезни скончался» (СГГиД, т. I, стр. 341). Дату около 1504 г., как время составления грамоты, встречаем и в «Древней российской вивлиофике» (т. II, М., 1788, стр. 455). 17. Совсем незамеченным осталось верное указание с. м. Соловьева, который относил смерть Ивана Борисовича к концу 1503 г. (С. М. Соловьев. Указ. соч., кн. I, стр. 1400 - 1401). 18. «Тое же осени преставися княгиня Ульяна, жена князя Бориса Васильевичя, ноября; и тогда князь Федор Борисович женился после ея, а брат его меньшей князь Иван Борисович на свадбе его разоболеся и преставися и положиша его у пречистые в Осифове пустыни» (ПСРЛ. т. IV, стр. 49; т. VIII, стр. 243 - 244, т. ХII. стр. 258; т. ХХ, ч. I, стр. 374; т. ХХII, ч. I, стр. 515). 19. Записные книги Евфимия Туркова составлены, как выяснено нами, в 1584 -1585 гг. Подлинный текст их находился в б. Иссифо-Волоколамском монастыре, № 34/685. на 217 лл., в четверку; копию ХVIII в. см. в ЦГАДА, ф. б. МИД № 141/196. 20. «Дала благоверная княгиня Ульяна княжа Борисова Васильевича в дом пречистые в Осифов Монастырь... село Успенское з деревнями и с всякими угодьи. И за ту дачу... кормы кормити по два на всяк год: память ее ноября в 4 день, а другая память марта в 4» (Записные книги, гл. III). 21. «Дал благоверный князь Иван Борисович в дом пречистые богородицы в Осифов монастырь... село Спаское з деревнями и всякими угодьи. И за ту дачу... кормы кормити по два на всяк год: на память его майя 8 да на преставление его ноября в 28» (там же). Эта же дата находится и в других материалах, например, в синодике монастыря, составленном около 1504 г. («А по князи, по Иване Борисовиче были корму на память его ноямьврия в 28»). Рукопись б. Иосифо-Волоколамского монастыря, № 36, л. 68 - 68 об., ср. вкладные книги, опубликованные А. А. Титовым, под № 7 (А. А. Титов. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского Монастыря ХVI в., М., 1906). ПСРЛ, т. VI, стр. 48.23. Там же, стр. 216 - 217. 24. ПСРЛ, т. IV, стр. 271. 25. Ср. замечание Иосифа Санина в изложении Вассиана Патрикеева, что «Иван Васильевич... въсхоте отьимати села у святых церквей и у монастырей». (Православный собеседник», 1863, ч. III, стр. 206). 26. Великий князь, по словам автора письма о «нелюбках» старцев Волоколамского и Кирилло-Белозерского монастырей, старцев-нестяжателей «держал... в чести в велице» (Прибавления к изданию творений св. отцев, ч. Х, М., 1851, стр. 505). Нестяжатели «молиша самодержца, яко имуще дрьзновение к нему, ради бо крепкого их жительства и добродетели множества зело от самодержец приемлеми и почитаеми» («Чтения ОИДР», 1903, км. III, стр. 37). 27. О свидании с царем Иосиф Санин рассказал в своем письме к царскому духовнику Митрофану («Чтения ОИДР», 1847, № 1). В этом письме, написанном, очевидно, летом 1504 г., Иосиф просил Митрофана «подвергнуть» Ивана III на преследование ереси (т. е. дело было до собора «на еретиков», состоявшегося в конце 1504 г.). Иван III якобы во время свидания с Иосифом признался, что его сноху еретики «свели в жидовство», т. е. разговор московского государя с волоцким игуменом происходил после падения Елены (апрель 1502 г.). После беседы, состоявшейся во время пасхальных торжеств, прошло больше года до написания письма Митрофану («что уже тому другой год от велика дни настал»). Следовательно, послание написано летом 1504 г. (у Хрущева - весной 1504 г. - «Исследование о сочинениях Иосифа Санина», СПб., 1868, стр. 183), а разговор Ивана III с Иосифом Саниным был около 16 апреля 1503 г. За это предположение говорит и то, что Иван III говорил с Иосифом «о церковных делах», речь шла, таким образом, о подготовке собора 1503 г. Ср.: «Государь... говорил со мною наедине о церковных делех» («Чтения ОИДР», 1847, № 1, стр. 1). Итак, разговор Иосифа Санина с Иваном III происходил незадолго до собора 1503 г., т. е. летом этого года. 28. В ПСРЛ, т. III, стр. 184, указывается, что собор заседал 1 сентября. 29. О присутствии Иосифа Санина см. письмо о «нелюбках» старцев (Прибавления... ч. Х, стр. 505); см. также свидетельство неизвестного жизнеописателя Иосифа («Чтения ОИДР», 1903, кн. 3, стр. 39). 30. ААЭ, т. I, № 382, 383. 31. См. «Письмо о нелюбках» (Прибавления..., ч. Х, стр. 505). «Православный собеседник», 1863, ч. III, стр. 206. Автор письма ошибочно называет в числе присутствовавших на соборе учителя Нила Сорского Паисия Ярославова, который скончался еще 23 декабря 1501 г. (Н. Никольский. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, СПб., 1897, стр. ХL - ХLI). Трудно что-либо определенное сказать о позиции присутствовавших на соборе еп. Протасия Рязанского, Трифона Сарского и Никона Пермского, а также игумена Троицко-Сергиева монастыря Серапиона. 32. Васьян (в миру кн. Василий Иванович Оболенский) происходил из знатной княжеской фамилии. Двоюродный брат его отца, архиепископ ростовский Иоасаф (Исаак Михайлович Оболенский), постриженник Белозерского Ферапонтова монастыря, где он позднее умер, разделял взгляды нестяжателей (см. Н. Никольский. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре. «Христианское чтение», 1907, август, стр. 189). 33. Никон был до постановления в епископы игуменом Белозерской Павловы пустыни (см. ПСРЛ, т. VI, Стр. 48). В январе 1504 г. он оставил епископский престол, удалившись в Кириллов монастырь (ПСРЛ, т. ХХIII, стр. 197). 34. ААЭ, т. I, № 382. 35. «Понеже бо приеха с Москвы и начат мзду имати у священников от ставления». (ПСРЛ, т. IV, стр. 244). 36. ААЭ, т. I, № 383, ср. «Послание Иосифа о вдовых попах в деяниях Стоглава» (гл. 79). 37. «Лета 7012 Симон митрополит, уложив, укрепил, что вдовцем попом не пети, а святителем от ставления не имати, а черньцем не жити в одном манастыри с черницами» (ПСРЛ, т. ХХIV, ст. 215). 38. См. например, главу 8 церковного устава Иосифа Санина, согласно которой запрещалось женщинам входить в мужские монастыри. 39. О возрасте князя см. указание позднейшего жития Иосифа Санина, находящегося в Рукописном отделении Всесоюзной библиотеки им. Ленина, Троицкое собрание, № 84 по дополнительной описи. Иван Борисович родился позднее 1477 г., поскольку он не упомянут в духовной грамоте его отца, написанной в этом году (СГГиД, т. I, № 105). Его крестным отцом был Иосиф Санин, прибывший на Волок лишь в 1479 г. 40. «Бе же князь Иван сын крестный отцу Иосифу» (Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Саввою», стр. 31). 41. «И не во мнозе времени после отца своего разболеся сей князь Иван Борисович. Егда вельми изнеможе и повеле себя отвезти во обитель пречистыя богородица к отцу крестному игумену Иосифу» (там же). 42. «И услышав сия князи и боляри, учиниша межи собя совет, дабы князю не дати воли... и возвестиша сия дрьжавному великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, како он повелит. И дрьжавный повеле воли его быти, токмо приказа: «Аще восхощет во иноческий образ, никако же сему попущену быти, и игумену Иосифу запрети царскым своим прещением, понеже еще юн есть» (там же). 43. Ср. Житие Иосифа, где говорится, что волоцкий игумен при составлении духовной «высла всех вон, остави единаго старца Касиана, рекомаго Босого» (Житие Иосифа, составл. Саввою, стр. 32 - 33). 44. «А что моя вотчина Руза и половина Ржовы, а то перед моим государем перед великим князем» (СГГиД, т. I, № 132). 45. См. завещание Ивана III (СГГиД, т. I, № 144): «А что мы дал братанич мой князь Иван Борисович свою отчину город Рузу с волостьми... и яз город Рузу с волостьми... даю сыну своему Юрью». Сб. также СГГиД, т. I, №№ 140 - 141. 46. «Дати ми Осифу старцу педдесят рублов... Да платить ми маткина долгу Осифу старцу двенацать рублов... А что мои кобыли в Шитникех и с жеребяты и из те кобылы и жеребята велел дати пречистой Осифу да Левке и к пречистой по половинам» (СГГиД, т. I, № 132). 47. «А пречистой в дом в Осифов манастырь дал есми по своем отци и по своей матери и по собе село свое Спаськое и з деревнями и со всем, что к нему потягло истарины» (там же). Ср. цит. выше место из гл. III зап. книг Енфимия Туркова, синодик Волоколамского монастыря № 36, л. 69-об., вкладные книги, опубликованные Титовым, под № 7. Ср. также житие Иосифа: «Приказа дати пречистые монастырю село свое Спасское в Рузском уезде» («Чтения ОИДР 1903, кн. III, стр. 33). В Патриаршем собрании Гос. Истор. музея под № 1720 имеется грамота от 4 ноября 1504 г. согласно которой село Спасское и 38 деревень отписывались в Иосифов монастырь. Сам Иосиф Санин насчитывал ок. 1511 - 1512 гг. 40 деревень у этого села (см. письмо его к Б. В. Кутузову в «Древней российской вивлиофике», ч. ХIV. стр. 181). 48. Село Спасское принадлежало к так называемым «белеутовским селам», которые еще в начале ХV в. были пожалованы боярину в. кн. Василия Дмитриевича Александру Белеутову. Позднее его сын Феодосий с детьми отъехал в Литву, где был убит (О Белеутовых ем. С. Б. Веселовский. Топонимика на службе у истории. «Исторические записки, т. ХVII, стр. 38 и др.; его же. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси, т. I, М-Л., 1947, стр. 38). Вотчины Белеутовых были отписаны на в. князя, который передал их а 1423 г. своей жене Софье (СГГиД, т. I, 41). Софья в 1453 г. передала эти села своему внуку князю Борису Васильевичу Волоцкому (там же, № 83). Василий Темный подтвердил это жалование княгини Софьи в 1562 г. (там же, № 86). После смерти князя Бориса Васильевича село Спасское перешло к его сыну Ивану. 49. Подробнее об этом см. Прибавления к творениям св. отцов, ч. Х, стр. 505: «Чтения ОИдР», 1903, кн. III, стр. 37; «Православный собеседник», 1863, ч. III, стр. 206. 50. См. СГГиД, т. I. № 151, стр. 417. Та же дата и в «Древней российской вивлиофике», т. III, изд. 2-е, М., 1788, № 130. 51. «В лето 7031... князь же великий Василие поиде и з братьею своею на второго мучителя на царя Казанского» (ПСРЛ, т. VIII, стр. 270; ср. т. VI, стр. 281). 52. «В лето 7021... Тоя же весны майя преставися князь Федор Борисович Волоцкой; и положиша тело его во Иосифове монастыре, в пустыни» (ПСРЛ. т. VI стр. 253; т. VIII. стр. 253; т. ХIII. ч. I, стр. 16; т. ХХ, ч. I, стр. 386; т. ХХII, ч. I, стр 517; т. ХХIII, стр. 119). В Типографской летописи указание: «мая 3» (ПСРЛ. т. ХХIV стр. 217). И действительно, согласно записным книгам Евфимия Туркова Федор умер 3 мая: «Дал государь благоверный великий князь Василей Иванович по благоверном князе Федоре Борисовиче в дом пречистые богородицы в Осифов монастырь... на кормы 300 рублев денег... и за те дачи.., кормы кормити.. первый корм на преставление его мая в 3» (гл. III). То же самое см. во вкладных книгах Волоколамского монастыря, опубликованных Титовым, под № 8, в синодике монастыря № 36, лл. 68 об., 77 об. 53. А. Е. Пресняков. Образование Великорусского государства, П., 1918, стр. 427. 54. «А по души даю к пречистой богородици в Осифов манастырь свою вотчину волость Буйгород со всем тем, как было за мною» (СГГиД, т. I, № 151). Когда в 1462 г. Василий II завещал своему сыну Борису Волок и Рузу, село Буйгород он оставил за собою (СГГиД, т. I, № 86). Только в 1497 г. князьям Федору и Ивану Борисовичам села Буйгород и Колпь променены были Иваном III (СГГиД, т. I, № 129; ср. замечания об этом в духовной Ивана III - там же, № 144, стр. 393, 398) 55. «Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным», опубликовано в приложениях к «Чтениям в Московском о-ве любителей духовной письменности», М., 1865; ср. также «Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным», по двум рукописям собрания П. А. Овчинникова. «Чтения ОИДР», 1903, кн. III. 56. «Князь ж Федор и той, поразумев себе, примирися к отцу, но не надолзе животу его богови изволшу простретися: смертию бо преодели, и погребеся в манастыри отца Иосифа, внутрь церкви преславныя богородица, и лепшайшеа село свое по себе манастырю приписа, его же самодержец сребром манастырю замени, село же к своим селам приписа» («Чтения ОИДР», 1903, кн. III, стр. 42 - 43). Села Буйгород, завещанного князем в монастырь, мы не находим в числе его «пожертвований». Зато в записных книгах Ефимия Туркова сказано, что Василий III дал по князе Федоре в монастырь 300 руб. (гл. III ср. вкладные книги, опубликованные Титовым, под № 8: «300 рублев на село», то же в синодике № 36, л. 77 об.). Возможность выкупа Буйгорода была предусмотрена Федором Борисовичем, но только для его собственного сына, причем выкупная сумма равнялась 150 руб.: «А даст бог родитца у моей княгине сын; и сын мой… те земли выкупит, в Осифов манастырь даст с Буягорода полтораста рублов» (СГГиД, т. I, № 151). Сохранились сотные грамоты на Буйгород 1543/44 г. (ЦГАДА, Гр. кол. эк. по Волоколамскому у., № 36/2432), 1546/47 г. (ЦГАДА, ф. Иосифо-Волоколамского монастыря, отд. 13, № 345) и межевая грамота 1543 г. (Собрание грамот Ленинградской публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, № 29). В это время Буйгород входил в состав великокняжеских сел. В 1533 г. в селе побывал Василий III (ПСРЛ, т. VI. стр. 269). 57. Однако, это не означало, что монастырь с его вотчинами всецело выходил из юрисдикции волоцкого князя. Неизвестный жизнеописатель Иосифа повествует, что московский государь повелел: «Земля же и села манастырьская в коейждо лежащая области сим неподвижном в их области быти; дани же и доходы, якоже и преже, своему их князю вся по воли его да творятся» («Чтения ОИДР», 1903, кн. III. стр. 41). 58. Ранние жития об этом факте молчат, ограничиваясь довольно неопределенными замечаниями. Савва, например, писал: «Паки мало время преиде архиепископ Серапион с игуменом Иосифом межы собя обощее прощение получиша» (Житие Иосифа, стр. 49). 59. Серапион, якобы, предвидев кончину волоцкого игумена, публично произнес: «Прости мя... и благослови, яже ти неведением соделах... Брат Иосиф, паче же реку и отец, преставлся еже на Волоце - велик сей пред богом» («Чтения ОИДР», 1903, кн. III, стр. IХ). 60. Федор Борисович дал лишь несколько жалованных грамот на приобретенные монастырем различными путями владения: В ноябре 1509 г. - на село Раманейце Волоцкого уезда (ЦГАДА, Гр. кол. эк. по Волок. уезду, 8/2404), в ноябре 1512 г. - на дер. Шульгино и др. (там же, 9/2405) и в июле 1511 г. - на дер. Антушево, Бородино и Овсяниково (АЮБ, т. 1, 31), которую незадолго перед этим выменял у монастыря (меновую грамоту см. в приложении № 1). 61. В 1500 г., например, он передал в монастырь половину Осташковской слободы и дер. Медведкову (ААЭ, т. I, № 136). 62. «Крест золот с чепью да икону пречистую богородицу к лицу с манисты и с жемчуги... чем мя благословил брат мой Иван Борисович». Ср. духовную грамоту Ивана Борисовича: «А брата своего князя Федора Борисовича благословляю образ пречистые, обложен с застенком, да с убрусом... да крест золот, да икона Благовещанье (СГГиД, т. I, № 132). 63. ПСРЛ, т. ХХIII, стр. 197; ср. т. VIII, ст. 246, т. ХIII, ч. I. стр. 2, т. ХХIV, стр. 215. В некоторых летописях об участии Федора Борисовича не сообщается (ПСРЛ, т. VI, стр. 245; т. ХХ, ч. I, стр. 376 - 377). В I Псковской летописи поход датируется 1508 г. (ПСРЛ, т. IV, стр. 282). 64. 1506 год, как дату составления грамоты принимает Л. Экземплярский. Великие а удельные князья северной Руси, т. II, СП6., 1891, стр. 370. 65. Деревни Буйгородского села были выменены частично в 40 - 50-х годах. Сохранились грамоты на деревни Станимирово и др.: меновая жалованная грамота 9 июня 1543 г. (ЦГАДА, ф. Иосифо-Волоколамского монастыря, отд. 13, № 341), меновая грамота 17 марта 1558 г. (Собрание рукописей Всесоюзной б-ки им. Ленина, собр. Беляева, 114). Основная часть Буйгородской волости выяснена по грамоте 21 сентября 1562 г. (ЦГАДА, ф. Иосифо-Волоколамского м-ря. отд. 15, № 485). Позднее в монастырь переходили отдельные деревни Буйгородской волости (см. грамоты 11 июня 1564 г. - ЦГАДА, Гр. Кол. Эк. по Волок. у. № 56/2452) и 13 июня 1570 г. (АЮ, № 158). В архиве Строева опубликована грамота дворецкого кн. Ф.И. Хворостинина от 14 июля 1579 г. о невзимании денег с монастырского села Буйгорода и его деревень (РИБ, т. ХХХII, № 285). 66. СГГиД, т. I, № 147, стр. 405. 67. Древняя российская вивлиофика, т. III, изд. 2-е, М., 1788, стр. 21: ср. стр. 472. Грамота помещена под № 126 (стр. 7 - 21). 68. Согласно Типографской летописи князь умер 6 февраля 1508 г. (ПСРЛ, т. ХХIV, стр. 216), другие летописи дают дату 14 февралz 1509 г., «Тоя же зимы (т. е. 1509 г. - А. З.) февраля 14 преставися благоверный князь велики Дмитрий Иванович в нужде и в турме» (ПСРЛ, т. VI, стр. 249: т VIII. стр. 250; т. ХIII, ч. I. стр. 12; т. ХХ. ч. I, стр. 381 т. ХХIII. стр. 198). 69. См. например: «став опять ковшов, што мне дал князь велики Василей, а венцы у них писаны имя великого князя Василья Ивановича всея Руси». 70. «Тое же весны, апреля 14... князь великый Иван Васильевич всея Русии пожаловал сына своего Василья, благословил и посадил на великое княжение Володимерьское и Московское и всеа Руси» (ПСРЛ, т. VI, стр. 48). 71. «А в казне моей... та вся моя рухлядь в сундуке за моею печатью в казне у моих дьяков»; «А што моего платья, а то платье у моего постелничово»; «А денег моих в казне осталося у моих дьяков... тысяча рублев»; «А у сево списка был боярин мой князь Ондрей Федорович Хованской». 72. Кроме упомянутого выше «става», Василий III передал князю «судно, с рукоядью и с носком», часть из 17 кубков золочоных и незолочоных розных», «ковш большой грановит», «ковш болшой..., а венец писан золочон», еще «ковш, венец писан золочон», «да две братины». 73. С. Герберштейн писал: «Одни полагают, что он (т. е. Дмитрий.— А. З.) погиб от голода и холода, а по другим он задохся от дыма». (С. Герберштейн. Записки о московских делах, СП6., 1908, стр. 13). 74. «Северный архив», часть 6, СПб., 1823, июнь № 12, стр. 400 - 412. 75. См., например, П. Шереметев. О князьях Хованских, М., б. г. стр. 6; В. Сергеевич. «Русские юридические древности», т. I, СПб., 1890, стр. 198; ср. перепечатку завещания в сб. «Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных» под редакцией С. В. Бахрушина, М., 1903, стр. 82 - 88. 76. «Северный архив», часть 6, 1823, июнь, № 12, стр. 406 - 407. 77. «В Кирилов манастырь село Кобаново з деревнями в Углецком уезде... в Переяславль х Никите чудотворцу селцо Микитино з деревнями на Угличе в Ванине слободе... х Покрову пречистые в манастырь селцо Архангильское з деревнями на Углече в Ванине слободе». 78. «На Углече к Спасу к соборной церкви и ко всем церквем внутри города и на посаде». 79. «...а на Углече в манастыри: к Воскресенью Христову в манастырь селцо Синцово... а х Покрову пречистые в манастырь селцо Архангильское... а на Углече манастырек на посаде в Огневе слободе Олексей чудотворец и в тот манастырек село Некоуз».80. «...х Чуду архангила Михаила на Москве и в дом чудотворца Алексея село Дубки з деревнями в Зубцовском уезде... В Осяфов манастырь село Фаустова гора з деревнями в Зубцовском уезде». 81. «... в Зубцов и на Опоки и в Хлепень я во Ржеву на Ивановской посад, которая половина Ржевы была за мною, ко всем церквем попом я дьяконом и проскурницам». 82. «..к Офонасью святому на Мологу в Рожалове деревня Лавров конец... А на Углече ж манастырек... и в тот манастырек село Некоуз з деревнями в Рожалове». 83. «Да благословляю сына своего Дмитрея, даю ему город Углече поле с волостьми... и с Устюжною и с Рожаловым и... город Мологу… Да ему ж даю город Хлепень и с Рогачевым... да в Тферской земле даю ему город Зубцов с волостьми... город Опоки... А что ми дал братанич мой князь Иван Борисович свою отчину половину Ржевы... и яз половину Ржевы... даю сыну же своему Дмитрею» (СГГиД. т. I. № 144). 84. См. «Северный архив», часть 6, 1823, июнь, № 12, стр. 406. 85. См. приложение № 2. В синодиках и вкладных книгах Волоколамского монастыря село Фаустова гора считается вкладом князи Дмитрия Ивановича Угляцкого (см. записную книгу Евфимия Туркова, где оно упомянуто в гл. III под рубрикой «Дача благоверного князя Дмитрия Углицкого»; ср. также вкладные книги монастыря, опубликованные Титовым, где под № 10 читаем: «Поминати князя Дмитриа Иванавича Углечского... а дал на то князь Дмитрей Иванович село Фавстову гору»). 86. РИБ, т. ХХХП, грамота под № 89. 87. «И уведаша князи удельныа, князь Юрьи Иванович присла великую милостыню и приказа, дабы не престал (Иосиф Санин. - А. З.) нищих кормя, тако же и князь Дмитрей и княз. Семен Иванович спомогая такое же приказывая» (Житие Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, стр. 52). 88. «А у сего списка был боярин мой, князь Ондрей Федорович Хованской». 89. Предок Хованских князь Патрикий Звенигородский, о 1408 г. получил земли в Волоцком уезде (ПСРЛ, т. ХI, стр. 204). Кстати, очевидно фамилия Хованских происходит от реки Хованки, на которой было расположено их сельцо Ховань. Позднее целый стан Волоколамского уезда именовался Хованским. Внук Патрикия Звенигородского - князь Иван Васильевич Хованский сделал значительные вклады в Иосифо-Волоколамский монастырь (И. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, М., 1863, стр. 278). Его сын Василий Иванович Хованский был воеводой князя Бориса Васильевича Волоцкого в 1487 г. (древнейшая разрядная книга. стр. 15). В 1500 г. его брат кн. Иван Иванович Хованский-Ушак был воеводой князя Федора Борисовича (там же, стр. 26). О Хованских см. нуждающуюся в серьезных исправлениях упоминавшуюся уже книгу П. Шереметева. 90. См. приложение № 1. 91. ПСРЛ, т. VI, стр. 263; т. VIII, стр. 269; т. ХIII, ч. I, стр. 37; т. ХХ, ч. I, стр. 401; т. ХХIII, стр. 203; т. ХХIV, стр. 218. 92. ПСРЛ, т. ХХIV, стр. 218. 93. У Строева («Списки иерархов и настоятелей монастырей», СПб., 1877, стр. 357) указаны две даты для Ефрема, архимандрита Воскресенского монастыря 1509 г. (дата, очевидно, основана на разбираемой нами духовной грамоте) и 1521 г. Последняя дата взята Строевым из Типографского летописца, известного под названием «Летописец, содержащий Российскую историю... который служит продолжением Нестерову летописцу» (1-е изд., М., 1784; 2-е изд., М., 1853). Первую дату в свете наших разысканий приходится отвести. Трудно сказать, кто был архимандритом в Воскресенском монастыре около 1509 г. Известно только, что 30 сентября 1506 г. им был Досифей (С. Шумаков. Углечские акты. «Чтения ОИДР», 1899, кн. I, акт под № ХХII). 94. ПСРЛ, т. VI, стр. 26. 95. Там же, стр. 250 - 251. 96. «Что есми наперед сего писал свою духовную грамоту да список приписной к духовной грамоте, а подписал ту духовную грамоту и список Варлам митрополит всеа Русии своею рукою, да и печать свою... приложил» (СГГиД, т. I, № 150). 97. ПСРЛ, т. VI, стр. 252. 98. А. Е. Пресняков. Завещание Василия III. Сборник статей по русской истории, посвященный С. Ф. Платонову, П., 1922, стр. 72. 99. Л. В. Черепнин Указ. соч. (рукопись). 100. Там же. 101. ПСРЛ, т. VI, стр. 250. 102. Там же, стр. 268. О духовной грамоте дела Василия III см. соображения А. Е. Преснякова, основанные на изучении рукописных Ростовского, Синодального и Дубровского списков летописи («Завещание Василия III», стр. 75). 103. ПСРЛ, т. VI, стр. 268. 104. До нас не дошел подлинник духовной грамоты Ивана III, а быть может, и одно из завещаний Василия Темного (А. Е. Пресняков. «3авещание Василия III», стр. 75). 105. Там же, стр. 76. 106. «В субботу противу Дмитреева дни», т. е. в октябре (ПСРЛ, т. VI, стр. 268). 107. Л. В. Черепнин предполагает, что «еще в 1531-32 г. Василий III подбирал материалы в своем архиве для будущего завещательного акта» (Указ. соч.), Он ссылается на то, что в августе 1531 г. был заключен Василием III договор с его братом Юрием (СГГиД, т. I, № 160 - 161), и на помету, имеющуюся на завещании Ивана Борисовича Рузского: «Список со княжи Ивановы Борисовича духовной грамоты, выдал князь велики ис казны лета 7040» (там же, № 132). Внимание вел. князя к этому документу, по мнению Л. В. Черепнина, связано с подготовкой Василием III текста собственной духовной грамоты (указ. соч.). Приведенные автором данные не позволяют сделать такого далеко идущего предположения. Свидетельства летописей прямо показывают, что к мысли о составлении нового завещания Василий III пришел только во время своей болезни, т. е. осенью 1533 г. 108. ПСРЛ, т. VI, стр. 268. 109. «В Колпь же приехав и сидяще за столом с нужею и посла по брата Своего по князя Андрея Ивановича на потеху к собе; князь же Андрей приеха к нему вскоре. Тогда же князь велики великою нужею выеха со князем Андреем Ивановичем на поле... и возвратишася в Колпь; и сидящим за столом с братом своим со князем Андреем Ивановичем, изнемогающи... Взя же Филиппово заговейно в своем селе на Буегороде, а брат его князь Андрей Иванович с ним же... Егда же приеде в Осифов монастырь, тогда князь велики посла брата своего князя Ондрея Ивановича с бояры своими в трапезу ести. И ту ночеваху в Осифове монастыре. На утрия же князь велики поеде к Москве, а брата своего князя Андрея отпустил в свой удел» (там же, стр. 267 - 269). 110. «И нача князь великый думати с бояры, а бояр у него тогда бысть князь Василей Васильевич Шуйской, Михайла Юрьевич, Михайло Семенович Воронцов и казначей Петр Иванович Головин, и дворецкой его Тверской Иван Юрьевич Шигона, и дьяков его Меншой Путятин, Федор Мишурин; и призва их к собе, и начат князь велики говорити о своем сыну о князе Иване, и о своем великом княжении,. и о своей духовной грамоте... и как строитися царству после его; и тогда князь велики приказа писати духовную грамоту дияком своим Меншому Путятину да Федору Мишурину. Тогда же князь велики прибави к собе в думу к духовной грамоте бояр своих князя Ивана Васильевича Шуйского, да Михайла Васильевича Тучкова, да князя Михайла Львовича Глинского... И нача же князь велики думати с теми же бояры и приказывати им о своем сыну великом князе Иване и о великой княгине Елене и о своему сыну князе Юрьи Васильевиче, и о своей духовной грамоте» (там же, стр. 270). 111. В. И. Сергеевич. Русские юридические древности, т. II, Спб., 1900. стр. 363. 112. А. Е. Пресняков. Завещание Василия III, стр. 80. 113. «Сына же своего Ивана благословляю своим царством Русским, чем меня благословил отец мой князь великий Васелей и что мне бог дал» (ДАИ, т. I, № 222). 114. Там же. 115. С. Б. Веселовский. Духовное завещание Ивана Грозного. «Известия АН СССР. Серия истории и философии», т. IV, № 6; 1947, стр. 519. 116. Там же. В завещании Ивана Грозного говорится также, что он «по отца своего душевной грамоте и по брата своего княж Юрьеву приказу, пожаловал брата своего княж Юрьеву Васильевича княгиню Ульяну, дал есми ей на прожиток до ее живота город Кременск», Устюжну и другие земли. Но из этого свидетельства не вполне ясно, что собственно было написано в духовной грамоте Василия III и в чем состоял «приказ» кн. Юрия. 117. «А что отец наш князь великий Василей Иванович всея Росии пожаловал князя Федора Мстиславскаго и что аз придал сыну его князю Ивану, и сын мой Иван в ту у него вотчину у его детей не вступается». 118. Сборник Муханова, № 309; ср. вкладные книги, опубликованные Титовым под № 1. 119. Житие преп. Иосифа Санина, стр. 57 - 58. Дата ссоры устанавливается на основании свидетельства жития: в благодарность за содействие примирению с Василием III князь Юрий «монастырю пречистые даде... село рекомо Белково». См. редакцию жития в Великих Четьях Минеях, СПб., 1868, 1 - 12 сентября, стр. 488. Данная грамота князя Юрия Ивановича на Белково помечена июлем 1510 г. (ЦГАДА, Гр. Кол. Эк. по Рузск. у., № 8/10239). 120. С. М. Соловьев. История России, кн. I, стб. 1662. 121. «А чем, брате, благословил тобя отец наш князь великий в Москве и что отец наш князь великий благословил тобя городы и волостми: и мне, великому князю, и моему сыну Ивану и нашым детем того всего по тому, как отец наш князь великий тобе я своей духовной грамоте написал, под тобою и под твоими детми блюсти и не обидити и не въступатися» (СГГиД, т. I, № 160, ср. № 161). 122. С. М. Соловьев. Указ. соч.. кв. I, стб. 1662. 123. СГГиД, т. I, № 160, ср. № 161. 124. «А чем меня, брате, благословил отец наш князь великий Иван Васильевич всеа Русии своею отчиною Москвою и всеми великими княжествы, Володимерским, и Московским и Новым Городом и всею Новгородцкою землею, и Псковом и всею Псковскою землею, и великим княжеством Тферским, и что ми дал бог отчину нашу Смоленск, и Рязанское великое княжество, и иные места» (там ж , № 160, ср. № 161). 125. «Да сына же своего Федора благословляю: даю ему город Волок Ламской с волостьми и с путьми и с селы и со всеми пошлинами» (ДАИ, т. I, № 222). 126. Родословная книга, М., 1787. ч. 1, стр. 23. 127. Может только вызывать недоумение фраза «от великого князя Ивана Васильевича», ибо Волоцкий удел перешел к московским государям уже после смерти Ивана III, согласно духовной грамоте Федора Борисовича Волоцкого 1506 г. (СГГиД, т. I, № 151), а Андрей Иванович мог считаться Волоцким князем только в первые годы княжения Ивана IV. 128. Ср. СГГиД, т. I, 86 - 87, 144 и др. 129. Еще ранее Волок одно время находился у кн. Василия и Федора Михайловичей Белевских, очевидно посаженных туда Василием I (см. «Врменник ОИДР», т. Х. стр. 157, ср. стр. 71). 130. Подробнее об этом см. С. Б. Веселовский. Последние уделы в северовосточной Руси. «Исторические записки», т. ХХII, стр. 121. 131. ПСРЛ, т. VI, стр. 222. 132. Андрей Иванович, например, дал в монастырь в июне 1528 г. дер. Степино, 200 руб. и 4 починка (см. сб. Муханова, № 296; вкладные книги, опубликованные Титовым под № 2). В 1558 г. Владимир Андреевич и мать его Ефросинья дали в монастырь 300 руб. и ценную плащеницу, один жемчуг на которой стоил 500 руб. (О ней см. К. Невоструев. Плащеница, приложенная в Иосифов-Волоколамский монастырь удельным князем Владимиром Андреевичем. «Изв. Археологич. общества». т. VI, вып. 1-2, СПб., 1867, отд. I, стр. 41 - 61). О вкладе Владимира Андреевича см. записные книги Евфимия Туркова, гл. III ок. 1566 г. Владимир Андреевич дал жалованную грамоту на земли Иосифова монастыря, находившиеся в Дмитровском и Звенигородском уездах (Государственный исторический музей, патриаршее собрание № 1733). 133. См. Приложение 3. 134. Слово «чрез» употреблялось «для обозначения нарушения чего -противно, наперекор» (Материалы для словаря древнерусского языка», т. III, СПб., 1912,. стр. 1502). 135. ПСРЛ, т. ХIII, ч. 1, стр. 91. Ср.: «Забы князь Андрей благословение отца своего великого князя Ивана Васильевича, еже отец благословил и уделил ему городы и волости» (ПСРЛ, т. VI, стр. 301). 136. Повесть о поимании кн. Андрея Ивановича опубликована М. Н. Тихомировым (Малоизвестные летописные памятники ХVI в. «Исторические записки», т. Х, стр. 85-87). 137. ПСРЛ, т. ХIII, ч. 1, стр. 94. 138. ПСРЛ, т. VI, стр. 266. 139. Иван и Федор Ельчаниновы присутствуют на свадьбе Владимира Андреевича Старицкого (Древняя российская вивлиотика, ч. ХIII, стр. 84; см. также С. Б. Веселовский. Синодик опальных царя Ивана. «Проблемы источниковедения», сб. III, М-Л., 1940, стр. 283). 140. Об этих Духовных подробнее см. С. Б. Веселовский. Духовное завещание Ивана Грозного, стр. 506. 141. Далее в тексте 1 1/2 строки чистые. Текст воспроизведен по изданию: Из истории центрального и местного управления в XVI в. // Исторический архив, № 3. 1960 |
|