|
ТЕКСТ ОСТЯЦКОЙ ШЕРТИ1484 года Лета [69]93 месяца декабря в 31 день. На усть Выми имал мир князи вымские Петр да Федор, да сотник вычегоцкой Казак да владычен слуга Левашь за владычни за все, да вымичи Корос а вычегжена Сидор Он[ки]динов с князми югорьскими и с кодскими с Молданом, и княз Петр, княз Федор с Пыткеев (д. 6. Пыткеем); а сотник Казак с Пыткеем-же; а владычный слуга Леваш с Пынзеем с Чалмаковым братом; а Кирос с Молдановым сыном а Сидор с Немичевым сыном. А имате (sic!) князи кодские и югорские за все за свои люди, что под ними есть. А за Ляба миру не имали того для, что не под ними; а поедет Ляб Обдора воевати и кодичем весть дръжати обдорцом. А Екмичева сына Сонту владыка дал Молдану да Пыткею на руки, да Пынзею; за отца его Екмыча те-же ся поимали, что им быти добрым. А мир их таков подкинувше елку в жерьдь протолсту, протесав на четыре, а под нею послали медведно, да на медведно покинули две сабли острей вверх супротивно, да на медведно же положили рыбу да хлеб. А наши поставили вверх елкы крест; а югричи по своему жабу берестену доспену (?) и с нохти, да привяжуть под крестом ниско да под жабою над нами, как почнут ходить вокруг елки в посолон, дръжати две сабли, подкнув елку острей вниз. Да человек стоячи, приговариваеть: "кто сьсь мир изменить, по их праву бог казни". Да обойдуть триж[ды|, да наши поклонятся кресту, а они на полдень. А после того всего с золота воду пили; а приговор их так-же: "кто изменить, а ты, золото, чюй". (Сборник Академии Наук СССР 4. 3. 15, лл. 43об 44об. Ср. отчет Российской Академии Наук по отд. матем. и ист.-филолог. за 1914 г., стр. 47, где помещена краткая заметка об этой рукописи и издан отрывок из нее. При печатании исправлена пунктуация, раскрыты титлы, и заменены буквы, отсутствующие в современном правописании). Для понимания текста шерти может служить Пермско-Вологодская летопись (Моск. гос. ист. музей, Синод., 485), в которой под 6991 (1482/83) годом сообщается о походе князя Федора Курбского и Ивана Ивановича Салтыка на пелымских вогуличей, "и поидоша оттоле воеводы князя великого в Сибир и повоеваша сибирскую землю и поидоша оттоле на великую реку Обь, [87] ширина ее 60 верст, и поимаша князя Молдана на реце на Обе и княжих Екмычеевых двоих сынов" (л. 491). В следующем 6992 (1483/84) г. "приходил к великому князю бити челом вогулятин князь Пыткей с поминки великими от князей кодских от Лабада, да от Чангила и от всее земли Кодские и Югорьские, да били челом о полоненых князех о Молдане с товарыщи, чтоб государь смиловался, отпустил-бы их во свою землю. И князь великий пожаловал полоненых, отпустил их во свою землю, да и Пыткея, печалованием владыки (пермского) Филофея, да Володимера Григорьевич |а| Ховрина" (л. 492). Далее следует статья: "О миру", составленная, очевидно, на основании текста, близкого к публикуемому, но с одним отличием: наш текст относит заключение договора к 31 декабря 6993 (1484) года, а летопись — к 4 января того же 6993 (по нашему летосчислению 1485) г. Привожу летописную запись: "Тое-же зимы генваря 4-го князи кодскии Молдан з детми, да Сонта, да Пыткей имали мир под владычным городом Усть-вымским за вси свои земли, что под ними людей есть, с князьми с вымскими с Петром, да с Федором, да с вычегодским сотником Алексеем Казаком, да с владычным слугою с Левашом, на том, что лиха не смыслити, ни силы не чинити никоторые над перьмскими людьми, а государю великому князю правити во всем. А крепость их: со золота воду пили" (л. 492об.). Текст воспроизведен по изданию: Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII веках. Л. Издательство института народов севера. 1935 |
|