|
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ№ 1 1518 г. июля 5. – Жалованная данная и несудимая грамота в. кн. Василия Ивановича арх. Рожд. м-ря Игнатию на с. Пересекино в Медушской вол. Владимирского у. вместо данного в м-рь кн. Семеном Ивановичем Кривоборским с. Денисьево в Суздальском у., с подтверждениями: 1) в. кн. Ивана Васильевича 1534 г. марта 1 арх. Ефросину; 2) ц. Ивана Васильевича 1551 г. мая 17 арх. Закхее. Копия. Се яз, князь великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми Рожественского монастыря что в Володимере архимандрита Игнатия з братиею, [40] или по нем хто иный архимандрит в том монастыре будет. Что был им дал по себе князь Семен Иванович Кривоборской в Суздалском уезде село Денисьевское, и яз у архимарита то село Денисьево взял, а в того место села дал есми архимандриту з братьею в Володимерском уезде в волости в Медушах село Пересекино з деревнями, со всем с тем, что к тому селу и к деревням изстари потягло. И хто у них в том селе и в деревнях учнут жити людей, и наши наместницы володимерские и волостели медушские и их тиуни тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, ни кормов своих на них не берут, ни всылают к ним ни по что, а ведают и судят тех своих людей архимандрит з братьею сам во всем или кому прикажет. А случитца суд сместной тем его людей з городскими людми или с волостными, и наши наместницы володимерские и волостели медушские 1 и их тиуни тех их людей судят, а архимандрит з братьею или их прикащик // с ними ж судит, а присудом делятся наполы. А кому будет чего искати на архимандрите з братьею или на их прикащике, ино их сужу яз, князь великий, или мой дворецкой. А дана грамота на Москве, лета 7026-го, июля в 5 день. У подлинной грамоты на обороте пишет тако: Князь великий Василей Иванович всеа Русии. Да в надписи пишет: Князь великий Иван Васильевич всеа Русии пожаловал Рожества Пречистые монастыря архимандрита Ефросима з братьею, или хто по нем в том монастыре ины архимандрит будет, со всем по тому, как в сей грамоте писано, сее у них грамоты рушити не велел ничем никому. Лета 7042-го, марта 1. А подписал великого князя дьяк Федор Мишурин. Лета 7059-го, маия в 17 день, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии сей грамоты слушал, и выслушав сю грамоту, рожественного архимандрита Закхею з братьею, или по нем в том монастыре иный архимандрит будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое, царево и великого князя, имя. А кому будет чего искати на архимандрите з братьею, ино их судит отец наш Макарий митрополит всеа Русии по новому Соборному уложенью. А опричь сей подписи царя и великого князя сей у них грамоты рушити не велел никому ничем. А подписал царя и великого князя дьяк Юрьи Сидоров. У той же грамоты восковая печать. РГАДА. Ф. 1301. Оп. 2. № 555. Л. 35-36. Список 1771 г. Примечание: 1. В ркп.: медунские. № 2 1597 г. января 31. – Жалованная грамота ц. Федора Ивановича арх. Рожд. м-ря Варлааму на вкладную вотчину Ивана Сущева сц. Ратмирово с дд. и поч. в Ильмехотском ст. Владимирского у., с подтверждением ц. Бориса Федоровича 1599 г. апреля 28 арх. Елизарию. Копия с копии. Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловали есмя Рожества Пречистыя Богородицы и великого чудотворца Александра Невскаго архимандрита Варлама з братьею, или хто по нем в том монастыре иные [41] архимандриты и братья будут. Что били челом мне, царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии из Володимеря архимандрит Варлам з братьею, дал де в дом Пречистыя Богородицы и великого чюдотворца Александра Невского Иван Сугцев по своей душе и по своих родителех ввотчину 1 свою в Володимерском уезде селцо Ратмирово з деревнями, и крепости на тое вотчину положили. И тою их вотчиною владеет у них боярин наш князь Тимофей Романович Трубецкой неведомо почему. И нам бы то сельцо з деревнями пожаловати в дом Рожества Пречистыя Богородицы по их крепостям. А боярин наш князь Тимофей Романович Трубецкой на ту вотчину крепостей не положил. И яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, Рожества Пречистые Богородицы и великого чюдотворца Александра Невского архимандрита Варлама з братьею, или хто по нем в том монастыре иные архимандриты и братья будет, пожаловал Ивановскою вотчиною Сущева в Володимерском уезде в Ылмехотцком стану 2 селцом Ратмировым, деревнею Стешкою, да полдеревнею прикупью Пупилковою, деревнею Андреевою Овдеевою, деревнею Кокоревою Крутивскою, деревнею Худяковою, деревнею Семгиною Семьениновым, деревнею Шестаковым, деревнею Федоровым, починком Кленовым по их крепостям. А по книгам писма и дозору Меншово Ростопчина да подьячего Ивана Окинфеева лета 7082-го в сельце в Ратмирове з деревнями написано пашни двесте четвертей в поле, а в дву по тому ж. А владети архимандриту Варлама з братьею, или хто по нем в том монастыре иные архимандриты и братья будут, нашим жалованьем тем сельцом з деревнями по сей нашей жалованной грамоте. А роду и племяни Ивана Сущева тое вотчины селца Ратмирова з деревнями у Рожественого монастыря не выкупати. Дана грамота на Москве, лета 7105-го, генваря в 31-й день. У той же грамоты печать красного воску. У подлинной грамоты назади пишет тако: Царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии 3. Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии, по сей грамоте // Рожественного монастыря что в Володимере архимандрита Елизара з братьею, или по нем в том монастыре ины архимандрит будет, пожаловали, сее у них грамоты рудити не велели никому ничем, а велели ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7107-го, апреля в 28-й день. А подписал государев царев и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии диак Василей Нелюбов сын Суков 4. РГАДА. Ф. 1301. Оп. 2. № 174. Л. 73, 73 об. Список 1773 г. Примечания: 1. Так в ркп. 2. В ркп. пропущено. 3. В нижеследующей затем выписи 1647 г. из владимирских писцовых книг 1637-43 гг. упомянуто, что эта грамота была за приписью дьяка Смирного Васильева (Там же. Л. 73 об.). 4. В ркп. на л. 73–76 скрепа: С крепостей х копиям Свято-Троицкия Сергеевы лавры житель Трофим Федоров сын Жеманин вместо вышеозначеннаго повереннаго крестьянина Семиона Васильева по ево прошению руку приложил, а подлинные крепости он, поверенной, к себе взял. [42] № 3 1599 г. апреля 20. – Жалованная подтвердительная грамота ц. Бориса Федоровича арх. Рожд. м-ря Елиазару на луга «за посадом» (Новгородские) во Владимире. Список. Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии, пожаловали есмя архимандрита Елизара з братьею, что служит у Рожества Пречистые и у Олександра Невского чюдотворца, что в Володимере. Бил нам челом и блаженные памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии жаловальную грамоту на луги, что в Володимере за посадом и за рекою за Рьпенью, перед нами положили, что нам их пожаловати, велети то грамоту переписати на свое царское имя. И яз, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии архимандрита Елизара з братьею, или по нем ины архимандрит будет, пожаловал, что во 104-м году даны им в монастырь на сенокос луги в Володимере за посадом, а владели теми лугами володимерские посадские люди и красносельцы. А рубеж тем лугам – у Красносельской пашни подле Володимерских лугов, что были за ноугородцы за Есе... 1 Митиным с товарыщи, да подле пашни межею к дороге к Сернодубской, что от Красного села к Сернодубу к озерку к Ганки, да дорогою по пошне, да направо к истоку к Ганкину, да истоком к озерку к Ганкину, да из озерька из Ганкина в заводь в Сернодубскую, да заводью на низ, да налево в реку в Клязму – направе луги Красного села, а налеве луги володимерцов пере[ве]деных людей. А в другом месте [ме]жа ноугородцом же переведеным – от реки от Клязмы от песку, что против кривца, межею по ямом х кривцу, да кривцом на низ, да попошед кривцом, да направо лугом подле // озерины по ямом к заводи к Звен[и]це, да заводью налево на низ до реки до Рьпени, да рекою Рьпенью на низ, да [от ре]ки ото Рьпени налево к звальем к бачагу, да от бачага направо по ям[ам] к ивовому кусту к реки ко Рпени, да от реки опять налево взвальем, подле куста к реке х Клязьме – направе луги красносель[цев], а на леве луги ноугородцов переведены[х]. И мы Рожественного монастыря архимандрита Елиозара з братьею пожаловали, велели им теми лугами владети по прежне[й] и по сей нашей жаловальной грамоте по старым межам и по граням против писцовых книг. Дана грамот[а] на Москве, лета 7107-го, апреля в 20 день. У подлинной великого государя грамоты печать на красном воску. У подлинной же великого государя грамоты назади пишет: Божиею милостию великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец. У той же великого государя грамоты назади припись дьяка Василья Нелю-бова 2. РГАДА. Ф. 159. Оп. 6. № 468. Л. 408, 409. Список 1685-87 гг. Примечания: 1. В ркп. утр. 2-3 буквы. 2. В ркп. на обороте скрепа: К сему списку Рожественного монастыря стряпчей Федор Богданов руку приложил, а подлинную грамоту к себе взял. [43] № 4 1607 г. февраля 13. – Указная с прочетом грамота ц. Василия Ивановича во Владимир Несмеяну Зловидову об обеспечении владельческих прав Рожд. м-ря на Новгородские луга во Владимире. Список. От царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии в Володимер Несмеяну Зловидову. Били нам челом из Володимеря Рожественного монастыря архимандрит Исайя з братьею, а сказали, в прошлом деи во 114-м году искали оне в приказе Болшого дворца Володимерского уезда села Красного на старосте на Степане Мурьзине с товарыщи монастырских покосов владенья, и по суду они в тех покосех оправлены, а ответчики их села Красново крестьяне Степанко Мурьзин с товарыщи обинены, и правая им грамота на те покосы дана. А ныне де в те покосы вступаютца те ж крестьяне Степанко Мурзин с товарыщи насильством, потому что на те покосы правая грамота дана им при Ростриге. И мы их пожаловали, велели им на те покосы дати грамоту на наше имя, что им владеть по нашим жаловальным и по правой грамоте по-прежнему. И с тою де нашею грамотою поехал с Москвы в монастырь служка монастырской Ивашко Догадин, и того ж Ивашка на дороге воры убили, и тое у него грамоту взяли. И нам бы их пожаловати, велети им дати такову ж грамоту, какова им дана наперед сего. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б велел теми Ноугородцкими луги Рожественного монастыря архимандриту Исаи з братьею владети по нашим жаловальным и по правой грамоте, которая им на те покосы дана. А прочет сю нашу грамоту, отдал бы еси ее Рожественного монастыря архимандриту Исаие з братьею для иных наших приказных людей. Писана на Москве, лета 7115-го, февраля в 13 день. У подлинные великого государя грамоты печать приложена. У той же великого государя грамоты назади пишет: Царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии. У той же грамоты назади ж пишет: Пошлин не взято, потому что с прежние грамоты в декабре пошлины взяты 1. РГАДА. Ф. 159. Оп. 6. № 468. Л. 394. Список 1685-87 гг. Примечание: 1. В ркп. на обороте скрепа: К сему списку Рожественного монастыря стряпчей Федор Богданов руку приложил, а подлинную грамоту к себе взял. УСПЕНСКИЙ ПАИСЬЕВ ГАЛИЧСКИЙ МОНАСТЫРЬ№ 5 1483-85 гг. – Указная с прочетом грамота в. кн. Ивана Ивановича в Галич наместнику Тимофею Михайловичу (Плещееву) и тиуну Михаилу Бирилеву о ненарушании жалованных грамот Усп. Паисьева м-ря. От великаго князя Ивана Ивановича в Галич наместнику моему Тимофею Михайловичу да тивуну моему Михаилу Бирилеву да и праведчиком моим. [44] Здесь ми били челом старец Онфилофей ис Паисеина манастыря от Пречистые Успения чудотворныя в архимандричеи место и во всей братьи, а сказывает, что де хотите у них грамот рушить жалованные отца моего. И вы б у них тех грамот жалованных отца моего не рушили, доколева яз, князь великий, их пожалую, дам свою грамоту. А ходили бы есте по тому, как в тех грамотах писано. А прочет сю грамоту, отдавайте ему назад, и они 1 себе держат и иных деля 2 наместников и всех пошлинников, что в Галицком уезде их волость манастырская. РГАДА. Ф. 1315. Оп. 2. № 969. Л. 171 об. Список 1782 г. Примечания: 1. В ркп.: ни. 2. В ркп.: дел. № 6 1556 г. марта 4. – Указная с прочетом грамота окольничего и оружничего Льва Андреевича Салтыкова в Галич Борису Глебову сыну Корина и осадчику Ураку Андрееву сыну Готовцева об обеспечании владельческих прав Усп. Паисьева м-ря на монастырские рыбные ловли в Галичском оз. и pp. Ихлеме, Святице и Сухом Песке близ Галича. По цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии слову, от околничего и оруженничего ото Лва Андреевича Салтыкова в Галич Борису Глебову сына Корина да галицкому осадчику Ураку Андрееву сыну Готовцову, и иные по тебе осадчики в городе в Галиче будут. Искали Галича Паисеева манастыря в архимандрита Васьянова и во всей братьи того манастыря место того ж Паисеева манастыря слуга Перевертка Федоров галицких рыболовех на Иванке на Семенове сыне Ашиткова, да на Иванкове брате на Мите на Ошиткове, да на Митке на Петрове сыне Толстикова, да на Онцыворке на Истомине сыне Крисина, да на Олеше на Иванове сыне Воскресенского, да на Митке на Ондрееве сыне Мякишева, да на Некраске на Петрове сыне и на их товарищех на рыболовех того, ловили у них те рыболове их манастырскую рыбную ловлю в Галиче реку Ихлемку и на устье у озера Галича и иные манастырские ловли, которые урочища в манастырской жалованной грамоте писаны. А у манастырских у архимандрита и у всей братьи та река Ихлемка в грамоте их в жалованной и в манастырской написана за манастырем по прежних государей и великаго государя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии жалованья, та грамота и на царя и великаго князя имя та манастырская грамота их жалованная подписана. И рыболовеи Иванко Семенов сын Ашитков с товарищи на суде и сами сказали, что они реку Ихлемку ловили ново по дворецкого оброчной грамоте, а прежних грамот царевых и великаго князя у ных никаких крепостей и тех рыболовей на те рыбные воды, которые в манастырской грамоте писаны, не было, и на суде крепостей прежних никаких они на те воды рыбные ловли рыболовеи на суде не клали. И царь и великий князь галицкого архимандрита Паисеева манастыря Васьяна и во всей братьи того манастыря место, сыскав, велел оправити, а рыболовей Иванка Ошиткова и его товарищев, которые имяны в сем списку писаны, // царь государь князь велики велел обвинити. Потому что те рыболовы, ведая у архимандрита галицкого Паисеева манастыря у Васьяна и у других архимандритов на те рыбные ловли государевы жалованные старые грамоты, да на те ж воды на реку на Ихлемку оброчную грамоту вново взяли и тое реку Ихлемку ловили по оброчной грамоте новое же. И велел царь [45] князь велики реку Ихлемку и иные ловли отдати в Паисиев манастырь архимандриту Васьяну з братьею, или по нем архимандриты в том Паисеине манастыре в Галиче будут, по их старых и прежних государей и великих князей грамотам и по нынешняго государя жалованной грамоте впрок по та места, как в манастырской жалованной грамоте, которые урочища писаны в озере в Галиче, и в Ыхлеме у озера в устье, и нат Святицею, и Сухой Песок. И как к вам ся грамота придет, и вы б, Борис Глебов да Урак Готовцов, тем рыболовем Ивашку Ашитков с товарищи, которые имены в сей грамоте писаны, и иным рыболовем тех манастырских рыбных ловель и реки Ихлемки у озера Галича в устье, и в озере в Галиче, и на Святицею, и на Сухом Песку вперед рыболовем не велели ловити однолично никакими ловлями. А ведаюд воды рыбные ловли по жалованной грамоте архимандрит Васьян з братьею, или у нее по нем архимандриты которые в том манастыре будут, по старине по прежней жалованной грамоте, которая грамота жалованная подписано на царево м великаго князя имя Ивана Васильевича всеа Русии. А которые люди хто ни буди вперед учнут те манастырские воды рыбные ловли в озере, и над рекою над Ыхлемою, и нат Святицею, и на Сухом Песку чрез манастырскую государеву цареву и великаго князя жалованную грамоту ловити их манастырские ловли, и вы б, Борис Глебов да Урак Готовцов, или по вас иные, а то иной осадчик в городе в Галиче будет, тех людей давали на крепкие поруки за 1 записми в ысковых в архимандричьих Паисеева манастыря искех и в Цареве и великаго князя пене да за поруками их ставили на Москве. И царь и великий князь велит на тех людех исковы иски манастырских людей правити без суда втрое, да тем же людем быти в великой продаже. А сю грамоту прочетчи, отдавали есте назад архимандриту Васьяну з братьею, и они себе грамоту держат от тех рыболовей впредь иных для гороцких галицких осадчиков. К сей грамоте околничей и оружейничей Лев Андреевич Салтыков печать свою приложил, 7064 2 года, марта в 4 день. РГАДА. Ф. 1315. Оп. 2. № 969. Л. 178, 178 об. Список 1782 г. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 154. № 17 (как «жалованная»; по позднейшему изложению и монастырской описи). Примечания: 1. В ркп. пропущено. 2. В ркп.: 764. № 7 1585 г. июля 15. – Указная грамота ц. Федора Ивановича (Четверти дьяка Василия Щелкалова) в Галич Семену Кобелеву об обеспечании владельческих прав Усп. Паисьева м-ря на монастырские рыбные ловли в Галичском оз. и pp. Ихлеме, Святице и Сухом Песке близ Галича. От царя и великаго князя Федора Ивановича всеа Русии в Галич Семену Кобелеву. Бил нам челом из Галича Паисеина манастыря архимандрит Исаия з братьею, а сказали, велено тебе по нашей грамоте отказати галицким рыболовем Васке Смердищеву с товарищи в Галицком озере да в реках рыбные ловли в реке в Вексе Пасынковские исады, да речку Остроловицу, да речку Святицу по Московскую дорогу, да речку Ихлемку, да речку Середнию, да речку Шекшу, да речку Едомшу. И в тех де их ловлях ловили на их, на архимандрита Исаия з [46] братьею, в Галицком озере да в речке в Ыхлемке по нашим прежним жалованным грамотам лете и зиме на монастырской обиход двема неводы да сетми да саки истари и по ся места. Да и противни с наших грамот в Четверти перед дьяком нашим перед Васильем Щелкаловым Паисеина манастыря слуга Нагай // Никитин клал. И в грамоте деда нашего великаго князя Василья Ивановича всеа Русии лета 7042 году написано: Паисеина манастыря рыбная ловля в озере в Галиче и в реках на Ихлеме у озера в устье и над Святицею и Сухой Песок зиме и лете ловить двема неводы и сетми и саки, и строителю Андронику з братьею те воды с рыбною ловлею ведать и ловить по старине. А наместницы наши галицкие и их тиуны и прикащики и поледчины наместнич и рыбы не делят, и в ту их рыбную ловлю не вступаютца, и пошлин на их не емлют. Да в списке с правые грамоты, как искал перед околничим и оруженничим нашим передо Лвом Андреевичем Салтыковым Паисеина манастыря слуга Перевертка Федоров в архимандричеи Васьяново место на галицких рыболовей на Иване Семенове сыне Ошиткова с товарищи лета 7064 году, написано: Ловит у них те рыболовы их манастырскую рыбную ловлю речку Ихлемку на устье озера Галича и иные манастырские рыбные ловли, которые урочища в манастырской жалованной грамоте писаны. У архимандрита и у всей братьи та река Ихлемка в грамоте жалованной в манастырской написано за манастырем, и на царево и великаго князя имя та манастырская жалованная грамота подписана. Да рыболове Иванко Ошитков с товарищи на суде и сами сказали, что они реку Ихлемку ловили по дворецкого той оброчной грамоте, а прежних царевых и великаго князя грамот и иных никаких крепостей на те рыбные ловли, которые в манастырской грамоте писаны, у них не было, да и на суде крепостей прежних никаких оне на те воды и на рыбные ловли рыболовеи не клали. И по тем старым жалованным грамотам архимандрит Васьян з братьею оправлен, а велено реку Ихлемку и иные ловли отдать в Паисеин манастырь ему, архимандриту Васьяну з братьею, или по нем иные архимандриты в манастыре будут, и владеть ему теми ловлями велено по прежним нашим жалованным грамотам всеми ловлями как в манастырской жалованной грамоте, которые урочища написаны в озере в Галиче, и в Ыхлеме в озере в устье, над Святицею, и Сухой Песок. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в озере в Галиче, и в реках на Ихлеме, и у озера в устье, и над Святицею, и на Сухом Песку велел рыбу ловить Паисеина манастыря архимандриту Исаие з братьею по прежним нашим жалованным грамотам зиме и лете двемя неводы и сетми и саки и вступатися у них в те рыбные ловли не давал никому. Да и того еси беречь закрепко, чтоб архимандрит Исаия з братьею опричь тех рыбных ловель, которые у них в наших жалованных грамотах написаны, не вступалися ни у кого и насилства никому в рыбных ловлех не чинили. Писан на Москве, лета 7093 году, июля в 15 день. РГАДА. Ф. 1315. Оп. 2. № 969. Л. 170 об., 171. Список 1782 г. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 1. С. 155. № 23 (как «жалованная»; по позднейшему изложению и монастырской описи). [47] ЧУДОВ МОСКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ№ 8 1462-71 гг. – Разъезжая, по грамоте в. кнг. Марии Ярославны, дьяка Федора Долматова земле Чудова м-ря с. Филипповское с черносошной землей сц. Мелецкое (Мележское) в Маринине слб. Переславского у., с приговорной записью 1478-84 гг. суда в. кнг. Марфы (Марии Ярославны) арх. Чудова м-ря Геннадию по тяжбе между ним и мелецкими крестьянами о лугах Березовец и Кривец в Маринине слб. Переславского у. По великие княгини Марии грамоте, дияк Федор Долматов разъехал землю архангельскаго Чудовскаго монастыря архимандричьи Федосьевы Филиповскаго села крестьяном Конанику десяцкому, да Онайке бортнику, да Демиду Пахотину, да Фатьяну Левонтьеву, да и всем крестьяном Филиповскаго села с мелецкими с Осташом, да с Тимонкою, да с Ыгнатиком, да с их братьею с мелецкими. Межа от реки от Шерны противу ручья Чернова – правая сторона Филиповскаго села, а левая сторона мелецких. От реки через болота Самсонова на два дуба по граням к Труфанове меже по дубок, да по двя вяза по граням, да Труфановою межою к сосне, да от сосны по граням и по ямам к Нефедову колодезю, а от Нефедова колодезя к Першину колодезю, а от Першина колодезя по граням по старой лес до Павло[ва] // деревенищо мележских, по граням же по старой лес, а от Павлова деревенища по граням по старой лес, да Захаровскою межею, да по Рожковскою межу, да по огороду по Рожковою в Нестерово болото, да болотом по граням до реки до Мележи. А что в отводе в мележской земле на реке на Шерне чудовская деревня Дворища да Кореневское селищо и с луги с кореневскими на сей стороне на реце на Мележе навотереб Кореневской, да Кочеватик, да Овдеевской луг, да Васильевской луг – с мележскими луги старые межи по граням и по ямам. А Кореневскому селищу с мележскою землею развод от Мележи от реки от Березова омута по ямам и по граням по старой меже до перегороды, да перегородою около всех трех поль Кореневские ж пустоши, да на сосну в грань, да от сосны на подол по ямам, да в тож в Нестерово болото по граням до реки до Мележи. А деревня Дворищо и с луги, и с лесом, и з бортью, и с перевесьи, и с пашнею, и что к ней потягло изстарины, а межи с мележскою землею старые межи. А что дали отцы наши мележские святому Николе на престол на реце ж на Мележе два лужка Плоской да Чепасовской, и которой поп служит у святаго Николы те лужки косит за рекою за Мележею от Софрякова починка верх по Мележе меж мележских лугов Филиповскаго села – луг Березовец да Кривец, а те луги с мележскими луги по старым межам. А лугом межа за рекою за Мележею от мостища от Софрякова починка от лужи на низ по реке по Мележе да Данилова перевесья – поле с луги и новотребы и все луги архимандричи Филиповскаго села, а с перевесья и от перевесья луги на низ по Мележе до реки до Шерны да Шерною на низ до Федорова истока до рубежа – а то луги все их крестьянские и лесы, опроче // бортного дерева, а стари леса архимандричья за межею. По сему отводу мележским леса не сечи, а архимандричьим у мележских не сечи. [48] А на разводе были Михайло Мещерин Конков, да Гридя Левонов, да Сенка Федоров, да дворской Топориха, да Павел Алексеев Осочник, да Фрол Павлов, да Ондрейко Папоротников, да Фауст, да Васко Корнямов. А позади подлинной грамоты пишет: Перед великою княгинею Марфою по сей грамоте по розъежой мелетцки вотчичи Осташ Павлов да Софряк Иванов да Михайло Парфенов и за свою братью за всех мелетцких крестьян сказали, что им таков разъезд был с архангелскими Чудовского монастыря с архимандричьи Феодосьевы Филиповскаго села со крестьяны в тех в лузех верх по Мележе меж мележских лугов Филиповскаго села – луг Березовец да Кривец, а те луги с мележскими по старым межам. И по тому княгини велика архимандрита Генадия с братьею оправила, а Осташа Павлова и Софряка Иванова и Михаля Парфенова за всех мелетцких крестьян обвинила, а луги Березовец и Кривец присудила архимандриту Генадию с братьею к Филиповскому селу по розъезжей грамоте по старым межам. А подписал великие княгини дьяк Иван Сухой Круглов. РГАДА. Ф. 1301. Оп. 2. № 1615. Л. 118-119. Список 1781 г. № 9 1490-1505 гг. – Разъезжая, по слову в. кн. Ивана Васильевича, Федора Степановича Еропкина и Василия Чубара Федорова сына Безобразова великокняжеской псарской земле дд. Лукино, Бачманово и др. с землей Чудова м-ря д. Дягилево и сц. Андреевское в Московском у. По государя своего слову великого князя Ивана Васильевича всея Русии, яз, Федор Степанович Яропкин, да яз, Василей Чубар Федоров сын Безабразов, розъехали есмя великого князя землю псарскую с монастырскою землею Чюдовского монастыря Дягилевской деревни с Кузминою землею Борисова Лукинской деревни. А розъезд и отвод промежи тех деревень – от Жилинского болота потоком вверх до пути, а у того пути яма; а от ямы к роковастому кусту; а от куста к березе к великой, а на ней грань, а под нею яма; а от березы к осеку; да тем осеком меж Лукинские деревни пашеные земли и манастырского луга Дягилевские земли к яблони, а на ней грань; а от яблони изгородою к двема ивам, из одного корени выросли, а на них грани; да тою ж изгородью вверх к пяти рябинам; а от рябин по старой меже, возле изгороду ямы копаны; да к долине, что ис пруда течет из Дягилева, а на долине яма; а от долины на гору по межу, возле изгороду ямы; да к яблони, а на ней грань; а от яблони к сосне, а на ней грань; да в судки изгородные, – налево земля великого князя псарьская Кузмина Борисова // Лукинской деревни, а направе земля и пашня и луги и лес Чюдовского монастыря Дягилевские деревни. А се розъезд великого же князя земле псарской с монастырскою ж землею Чюдовского монастыря Дягилевской же деревни з Бачмановской деревни землею. А отвод и розъезд промежи тех деревень – от межи Лукинской деревни осеком да тем осеком по ямам и до воротец Дягилевской деревни да до Федоровския земли. А се розъезд великого же князя земле Федоровской з Дягилевскою же землею с чюдовскою – из воротец Дягилевские деревни от пруда дорогою да з дороги направо старою межою по ямам до Воскресенские земли. [49] А се Воскресенской земле з Дягилевскою землею розъезд – старою межою по ямам до старого осека; да возле старой осек по ямам на подол к сосне, а на ней грань; а от сосны к ивовому кусту, а у того куста яма; а от куста и от ямы к ели, а на ней потесы, а под нею яма; а от ели к березе, а на ней грань; да прямо на две березы на лесе, а на них грани; а от берез старою межою к Алексеевскому пути, а у пути яма; да поперек луга к речке к Итчы к портомоищу; // да речкою Итшею вверх до монастырской земли до Андреевской, – налеве земли великого князя Бачмановская да Федоровская да Воскресенская, а направо земля чюдовская монастырская Дягилевские деревни. А се розъезд великого же князя земле Воскресенской с чюдовскою же землею с монастырскою Андреевского селца – речкою Итшою вверх до Протасовские земли, – налево земля по исток по ту же речку Воскресенская великого князя, а направо земля по тот же исток чюдовская монастырская Андреевского селца. А се Протасовской земле монастырскою же з землею с Федоровскою розъезд – из речки из Ытчи налево старою межою по ямам к изгороди; да через изгороду к березке; а от березки к береске же, а на ней потес; а от берески к сосне, а на ней грань; а от сосны прямо на три березы, а на них грани; а от берез на дубок, а на нем грань, а от дубка по ямам подле болотца к Павловской меже, – налево земля великого князя Воскресенская, а направо земля и лес и пашня и пожни Чюдовского монастыря Андреевского селца. А на розъезде были с Федором Степановичем да с Васильем с Чюбаром // Борис Микифоров сын Павлова, да Семен да Андрей Руготины, да Михайло Алымов, да Ивашко Орефин, да Федор Борисов сын, да Зиновко Орефин сын, да Понкрат Зиновов сын, да Ивашко Бутак, да Ярофей Лутчой. У подлинной розъежей две печати черного воску. РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 6035. Л. 35-36 об. Список 1768 г. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 2. С. 86. № 49 (по описям монастырского архива). № 10 1504 г. ноября 29. – Правая грамота суда Елизара Иванова сына Игнатьева и Ивана Тимофеева сына Черного (с доклада в. кн. Василию Ивановичу) старцу Чудова м-ря Логину, посельскому Ананию и монастырским крестьянам по тяжбе между ними и черносошными крестьянами Василием Мартюхинским, Василием Мухинским и Матвеем Борисовым о лугах нар. Истре в Сурожском ст. Московского у. /Л. 16/ Копия. По государеве грамоте великаго князя Василья Ивановича всеа Русии, сий суд судили Елизар Иванов сын Игнатьева да Иван Тимофеев сын Черного, став на земле на берегу у реки у Истры у заводи на лугу. Тягался Васюк Мартюховской да Васюк Мухинской да Матвейко Борисов с чюдовским старцом с Логином да с их поселским Ананькою да с их же хрестианы с Сенкою з Дюпою, да с Оксенкою с Лукьяновым, да с Полукаром с Кононовым, да с Матвейком з Додуриным, да с Ывашком с Валком, да з Гридкою с Кузяевым, да с Оникейком з Борисовым. [50] Так рек Васюк с 1 своими товарищи: Жалоба нам, господине, на того Логина на чюдовского старца да на их поселского на Онаньку да на тех на их хрестьян. Поимали, господине, у нас нашего кошенья и с тех лугов 70 копен сена да три копны, а тому, господине, два году. А лето сь, господине, взяли у нас с тех же лугов три стоги сена. А то, господине, луги наших деревень сурожских Мухинской деревни да Матюховской деревни из старины по старую Истрю, а как, господине, уже ее засыпало – тому 30 лет. И судьи испросили Логина старца и их поселского Ананьки и их хрестьян Сенки Дюпы и его товарыщев: Отвечайте. И Логин старец и их поселской Ананка и их хрестиане так рекли: То, господине, луги нашего села Лужецкого по реку по Истру, куды река Истря течет. А косили, господине, те луги мы истарины к тому ж ко своему селу к Лужецкому. А что, господине, сказывает Васюк, что мы имали по два году сено, а мы, господине, исстарины те луги косим да и сено емлем. А лето сь, господине, шли ратные на великаго князя службу к Смоленску и у нас, господине, и кошеного сена стравили копен с триста, а на тех, господине, наших лузех и коса не бывала. И судьи спросили Логина старца и Онаньки поселского: Почему называете те луги своею землею Лужецкаго села. И Логин старец так рек: То, господине, село Лужецкое дал нам Аврамей свою вотчину Микулы Давыдовича /Л. 16 об./ архангелу Михаилу и Алексею чудотворцу в дом. А то, господине, луги монастырские, на которых стоите, лужецкие наши. И Васюк Мухинской с 1 своими таварыщи так рек: Сказывает, господине, Логин те луги своими Лужецкого села, а у нас, господине, в Сурожице был писец великаго князя Федор Липетин – земли мирил и луги писал, а те луги приписал к нашим деревням. И мы ся, господине, на Федоровы книги шлем. И судьи спросили Логина старца и его товарыщев: А вы шлетись ли на Федоровы книги. И Логин и его товарыща так рекли: Шлемся, господине. И судьи спросили Васюка Мухинского и его товарыщев: Есть ли у вас на те на ваши луги знахори, что те луги ваших деревень сурожских. И Васюк так рек: Есть, господине, у нас на те на наши луги знахори люди добрые великаго князя – Исак Лукин, Понкрат Иванов, да Конон Васильев, да Иев Румянцов, да Петруша Васильев сын Бетюрев. А се, господине, те знахори перед вами. И судьи испросили ищеиных Васюковых сторожилцов Исака Лукина и его товарыщев: Знаете ли межу промеж великаго князя земли Суражской и Мухинской деревни и Мартюховской деревни и монастырские земли Лужецкого села. И Исак Лукин, и Панкрат Иванов, и Конон Васильев, да Иев Румянцов, да Петруша Васильев сын Бетюрев /Л. 17/ так рекли: Знаем, господине, межу промеж великаго князя земли Сурожской и Мухинской деревни и Мартюховской деревни и монастырские земли Лужецкого села. А поедте, господине судьи, за нами, мы вам межу укажем. И повели от реки от Истри от Мухинского островка прямо налево на гору к заводи да заводью. А сказывают, что тем местом река текла Истря изстарины, а как ее засыпало – тому уже 30 лет. Да вкруг лугу заводью, да в тое ж реку Истрю, да рекою вниз, да пошед подле реку немного, да налево опять в другую заводь, да заводью вкруг лугу, да пришли к той же реке Истре. А сказывают, что тем местом река текла изстарины, а как ее засыпало – тому уже 30 лет. Да став [51] у реки у Истри так рекли: Направе, господине, луги великаго князя Сурожской деревни и Мухинской да Мартюховской деревни, а налеве, господине, луги и пахатная земля Лужецкого села. По та места, господине, знаем. А помню, господине, яз, Исак Лукин лет з девяноста, что тем местом река текла Истря изстарины. А яз, господине, Панкрат Иванов, да Конон Васильев, да Иев Румянцов, да Петруша Васильев Бетюрев помним за пятдесят лет, что тем местом река текла Истря изстарины, а как ее засыпало – тому уже тритцать лет. И судьи испросили Логина старца и Онанки поселского и их товарыщев: Есть ли у вас на ту землю знахори. И Логин старец с своими таварыщи так рекли: Знахори, господине, у нас /Л. 17 об./ на ту землю сторожилцы люди добрые великаго князя – Дарофей Вельяминов, да Сенка Кононов, да Иван Головиньской, да Федяй Сидоров, да Степан Лукин, да Павел Еремеев, да Алексей Иевлев. А се, господине, те знахори перед вами. И судьи спросили монастырских знахарей Дарофея Вельяминова и его товарыщев: Знаете ли межу промеж великаго князя земли Сурожской и Мухинской деревни и Мартюховской деревни и монастырские земли Лужецкого села. И Дарофей Вельяминов и его таварыщи так рекли: Поедте, господине, за нами, мы вам межу укажем. И повели знахари монастырские от монастырьские ж земли от Плотила сверх тех заводей, куда вели сурожские знахори, да вниз рекою Истрею, да прошел те обе заводи, куда вели сурожские знахари. Да став на берегу Дарофей с таварыщи так ркли: Направе, господине, за рекою за Истрею пахатная земля и луги и лес великаго князя Мухинской деревни да Мартюховской деревни, а налеве, господине, земля пахатная и луги и лес монастырские Лужецкого села. А помню, господине, яз, Дарофей, да Сенка за шездесят лет, а яз, Иванко Головинской, помню за 70 лет, а яз, Федяй Сидоров, да Степанко Лукин помним за 50 лет, а яз, Павел Еремеев, да Алексейка Иевлев помним за 40 лет, что те земли и луги монастырьские Лужецкого села 2. И перед великим /Л. 18/ князем Васильем Ивановичем всеа Русии в судьино место в Елизарово Игнатьева сын его Юшко да другой судья Ивашко Тимофеев сын Черного сей список положили и обоих исцев ищей Васюка Мартюховского и Васюка Мухинского и Матвейка Борисова и ответчиков чюдовского старца Логина и поселскаго их Ананку и в хрестиан их место в Сенкино Дюпино, и в Оксенково Лукьяново, и в Поликарпово Кононово, и в Матвейково Додурино, и в Ывашково Валкова, и в Гридкино Кузяева, и в Оникейково Борисова поставили. И князь великий, выслушав список, вспросил обоих исцов: Был ли вам таков суд, как в сем списку писано. И обои истци сказали, что им суд таков был, как в сем списку писано. Да исщеи ж Васюк Мартюхов и его товарыщи так ркли: Федор, господине, Липетин землю мерил, а лугов, господине, не мерил. И князь великий Василей Иванович всеа Русии велел судьям Елизару Игнатьеву и Ивашку Тимофееву ответчиков чюдовского старца Логина и поселского их Ананку и хрестьян их Сенку Дюпу, и Оксенка Лукьянова, и Поликарпика Кононова, и Матвейка Додурина, и Ивашка Валка, и Гридку Кузяева, и Оникейка Борисова оправити и луг у Истри, что у заводи, велел присудити к их селу к Лужецкому, а ищей Васюка Мартюховскаго 3 да Васюка [52] Мухинского да Матвейка /Л. 18 об./ Борисова велел обвинити и велел судьям на них взяти езд московской на шездесят верст 10 алтын. И к сему списку князь великий Василей Иванович всеа Русии отца своего печать велел приложити, лета 7013-го, ноября в 29 день. А преписал великаго князя диак Волдырь Паюсов. И по государя своего слову великаго князя Василья Ивановича всеа Русии, Елизар Иванов сын Игнатьева да Иван Тимофеев сын Черного ответчика Логина чюдовского старца да поселского их Ананку да хрестьян их Сенку Дюпу, Оксенка Лукьянова, и Поликарпика Конанова, и Матвейка Додурина, и Ивашка Валка, и Гритку Гузяева, и Оникейка Борисова оправили, а ищей Васюка Мартюховского да Васюка Мухинского да Матвейка Борисова обвинили. А 4-на суде -4 были дворской звенигородской Андрей Иванов сын Болотников, да сотник сурожской Миря, да Михайло Сытин, да Некрас Петров сын Старков, да Селиверст Елизаров, да Максим Елин, да Илья Жихорев, да Федко Зиновов, да Гридя Филатов. А грамота правая писана лета 7013-го, ноября в 29 день. А та грамота за двемя печатми черного воску 5. РГАДА. Ф. 390. Оп. 1. № 1535. Л. 16-18 об. Список 1738 г. Уп.: РД. М., 1997. Вып. 2. С. 88. № 64 (по описям монастырского архива). Примечания: 1. В ркп. пропущено. 2. В ркп. далее в скобках: и переславским. 3. В ркп. далее в скобках: да Васюка Мартюховского. 4. В ркп.: у нас де. 5. В ркп. далее: К сей копии Чюдова монастыря стряпчей Александр Кропоткин руку приложил, а подлинную грамоту к себе взял. Текст воспроизведен по изданию: Вновь открытые монастырские акты начала XV - начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 4. М. Археографический центр. 1998 |
|