Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Церковь св. Иоанна Златоустого в Переславле Залесском

(Письмо к редактору).

... К подтверждению ваших объяснений о грамота к. Ивана Васильевича Рязанского Третнаго, препровождаю к вам выписку, сделанную мною из находящейся у меня рукописи, известной под названием «Достопамятности надлежащия к Рязанской области, собранные в 1794 году из бумаг Рязанской Консистории», листы 180-182. 1

И. Беляев.


«Лета... Марта 7-го, великий князь Иван Васильевич Рязанский большие области Третной, приказал боярину своему Иакову Бурмину воздвигнути храм во граде своем в Переславле ангела своего Ивана Златоустого, и велел устроить образы местные и деисусы и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение, да около храма с трех сторон на кладбище по пяти сажен, да от улицы три, а по левую сторону того озеро Красово, а по другую проезжая улица, да на улице по конец ряду богадельня. Да к тому ж храму под двор земли, по городовую стану в поперечину, а в длину с тремя сажени 20, по косую улицу и по двор священника Архидиаконского; а по другую сторону живет великого князя стольник Иван Башмаков. Жалованья дано священнику 30 р., да ржи и овса по 30 четвертей, а диакону 15 руб. да ржи и овса по 15 четвертей. И епископу с них даней не имать, ни кому до них дела нет, мостов им не мостить, городов и крепостей не делать. А приходу к Златоусту серебренники все да пищальники. Да к томуж храму дворовое место на улице Волковой, где лавки поставил торговой человек Иван Смолев из оброку на темьян и на свещи и на вино служебное к Ивану Златоусту. Да за рекою Окою луг у жидня, идучи к пустыни полевее четыре десятины буяковской.

По воскресным дням на молебнах у Бориса Глеба степеная места под соборными на прав Златоустовской священник [144] станет, а под ним Николы старого. А Никола старый стоит на быстром озере на брегу, то есть озеро Святое и озеро Коросево свято ко про(чи)щению очей. Да другий храм стоял Варвара мученица Христова».

Вслед за описанием в рукописи 1794 года помещено следующее

Примечание. В списке с грамоты оного князя Третнаго показан 6603 год от создания мира. Но в сем показании явная ошибка, ибо около оных лет ни княжеских таковых имен по летописцам не видно, ни церквей столько по возникающему в России благочестию, ни церковных таковых распоряжений, быть еще не могло, да и слог в грамоте не столь есть древнего времени. Притом в описи 7190 года, Успенского собора, что ныне теплой Рождественский, припоминается о оставших там гробницах великих князей Рязанских, в том числе Василия Ивановича (прозванием, как на отысканной снятой гробнице надписано) Третнаго. Из сего примечательно, что князь Иван Васильевич Рязанский Третной был между помянутыми князьями и есть сын Василия Ивановича, а князю Федору Ивановичу отец. Третными-ж прозывались они, думать надобно, по своим удельным областям: понеже князь Иван Васильевич Рязанский и называется большие области Третной. А Рязань, как видно из граматы царя Ивана Васильевича 7045 года Солотчинскому архимандриту данной, разделялась древле на трети. Да в списки с правой грамоты 7043 года на починок Неретин, упоминается, что село Перкино в книгах письма Ивана Васильевича Волконского написано в двух третях в Каменском стану; а село Засечье и починок Неретин в княж Феодоровой трети Ивановича великого князя Рязанского. Следовательно по колику князь Иван Васильевич, по кончине отца своего князя Василия Ивановича, вступил на княжение с 6991 года, то без сомнения грамоты писаны не 6603, но в 6993 году: в доказательство сего служит следующая надпись на большой соборной пелене: в лето 6693 (1485) Индикта 3, сей воздух создан был в церковь (соборную) Успения Святей Богородицы в граде Переславле Рязанском, замышленьем благородный и благоверные и христолюбивые великие княгини Анны и при сыне ее благородном, благоверном и христолюбивом князе Иване Васильевиче Рязанском и при епископе Симеоне Рязанском, а кончен сей воздух в лето 94 Септемврия 30 дня.


Комментарии

1. Усердно благодарен за сообщение любопытной выписки, которою окончательно разрешится недоумение калязинского корреспондента Московских Ведомостей. Признанная им одною из древнейших церквей в России, церковь Иоанна Златоустого в Рязани, переносится в подобающее ей место, и ошибка грамоты, мною по догадке указанная, подтверждается несомненным старинным свидетельством. Радуюсь сугубо. — М. П.

Текст воспроизведен по изданию: Церковь св. Иоанна Златоустого в Переславле Залесском // Москвитянин, № 12. 1855

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.