Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НОВЫЙ ДОКУМЕНТ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

В Центральном государственном архиве древних актов обнаружено дело о борьбе крестьян Кондушской волости Обонежской пятины с Александрово-Свирским монастырем в конце XVI — начале XVII в. 1 В деле имеется список с правой грамоты 1502 года 2, в которой сохранился список купчей времен независимости Великого Новгорода.

Новгородские грамоты наряду с летописями являются важным [110] источником по социально-экономической и политической истории Новгорода до его включения в состав Русского государства. Находки новых новгородских грамот в архивах довольно редки, и каждая из них заслуживает внимания 3.


Текст купчей:

«Се купили Михайло Васильев сын и сын его Василей у Савелья у Богданова землю в Пиркиничях в Чимкинском селцы, четвертую часть, и в Колунове, четвертую часть, и в Лахти в Сидорове селе, четвертью часть, и у святого Ильи полосной земли, четверть, и на ручью в Лукине сиденьи, осмая часть. А тех сел полевая земля и лешая, и пожни, и полишой лес, и ловища, и в большом колу в Пиркиничьях тритцать сажень участка, а в приколках в Лахтинских, что ловил Сидор Глухгов, ино во всем том, четверть, и на ручью по Лукиным ловищам и в колах и в озерах, осмая часть, а на Осиновом острове, четверть ужища, а на Каноме реки страдомая земля и пожни, на Клемцове наволоке страдомая земля и пожни, а на Яндебы реки по обе стороны страдомая земля и пожни и полешой лес, у Яндебского порога приколки, ино во всем том четверть, а по Мандреги реки страдомая земля и пожни, а по Саре реки страдомая земля, и на Тениньской наволоки пожни, и на Негимжьмы реки по обе стороны страдомая земля и лешая, а в тое села и страдомая земля и пожни, осмая часть, а в Шамельничах, в Лявкоринской земли, осмая часть, а на Пачине селищи, осмая часть. А с тех сел ходила секира, соха и коса и ловища и тонища и лучевая вода поездная и во всей Богданове части половина без вывета. Дал Михайло Васильев сын и сын его Василей Савелью Богданову на тех землях пол — третьятцать рублев, да конь в два рубли. Купил себе и своим детям в веки. А куды владел Богдан и сын его Савелий (и) туды владети Михаилу и сыну его Василью и его детям в веки. А на то послуси: Максим Лариванов, Павел Тимофеев, Иван Федоров, Игнатей Васильев, Иван Онтонов» 4.


Купчую следует отнести ко второй половине XV в. Основанием для та кой датировки могут служить имена послухов, присутствовавших при ее оформлении. Иван Онтонов послушествовал в 1456—1471 гг. при составлении купчей новгородского посадника Ивана Лукинича 5. Земельные владения Ивана Федорова и Игнатия Васильева были конфискованы Иваном III в 80-х годах XV в. и розданы в поместья 6.

Эта купчая позволяет лучше понять некоторые моменты в развитии новгородского землевладения XV в., полнее охарактеризовать те условия, в которых происходило тогда освоение Обонежья. Упоминание в ней о «страдомных», «полевых» землях, «селах» и «селищах» говорит о наличии здесь феодального землевладения, основанного на труде зависимых крестьян. В то же время фраза: «А с тех сел ходила секира, соха и коса» свидетельствует, видимо, об отсутствии точного разграничения земель в этом районе, о продолжающейся колонизации. Осваивая новые земли в Обонежье, феодалы использовали институт складничества или сябреничества 7. На него указывают ссылки в купчей о владении «половиной» «четвертой» или «осмой» частью земли, угодий, рыбной ловли и т.п. Однако не все складники удерживали и приумножали свои владения, некоторые теряли их. [111]

Купчая интересна и тем, что дает возможность в какой-то мере проследить изменения в распределении земельной собственности в Обонежье на протяжении XV в. Если покупатели — Михаил Васильев и его сьн Василий — новгородские своеземцы (мелкие землевладельцы) — ничем не примечательны, то о продавце этого сказать нельзя. В купчей он назван просто «Савельем Богдановым», но в правой грамоте 1502 года промелькнула его родовая фамилия — «Кавский», хорошо известная в новгородской истории. В 1403 году Порфирий Кавский поставил церковь св. Николая на Папоротне и устроил при ней монастырь. По-видимому, уже в самом начале XV в. Кавские имели владения в Обонежье. Интересны варианты к фамилии «Кавский», сохранившиеся в Новгородской третьей летописи за 1403 год: «Инамской», «Иномской», производные от названия озера Инемского в Пиркиническом погосте в Обонежье 8. Другой Кавский, известный из источников, — Александр Васильевич — в середине XV в. был новгородским посадником 9.

Во второй половине XV в. фамилия Кавских, некогда знаменитая, начинает сходить на нет. Представители ее, лишаясь родовых земель, заодно утрачивают и фамилию. Купчая — не единственная веха на этом пути. До нас дошел «приговор» 1465 — 1478 гг. Вяжецкого монастыря с группой бояр, из которого узнаем, что земли «Федория старца Богданова сына», находившиеся в том же районе Обонежья, что и земли Савелья Богданова, перешли к Вяжецкому монастырю 10. Значительные приобретения в Обонежье были сделаны Настасьей, женой посадника Ивана Григорьева, ставшей к концу XV в., наряду с Марфой Исаковой, Оксиньей Есиповой и Григорием Нагаткиным, наиболее крупной землевладелицей в Обонежье 11. Это — та самая Настасья Иванова, жена Григорьева, о которой речь идет в правой грамоте, владелица Кондушской волости, соседствовавшей с землями Богдановых в Обонежье и розданными позднее в поместья. Из этого следует, что в эти десятилетия торжествовали крупнейшие землевладельцы, как светские, так и духовные. Однако, как видно из купчей, некоторые земли хиревших боярских родов попадали и в руки мелких вотчинников — своеземцев. Судьба последних оказалась связанной с распространением в районе Новгорода поместной системы. Огромные вотчины известных боярских фамилий погибли в результате московских конфискаций. Однако среди новгородцев, земли которых были конфискованы Иваном III, имя Савелья Богданова не встречается. Уже к моменту присоединения Новгорода к Москве от его земель ничего не осталось, а фамилия Кавских сохранилась лишь в памяти крестьян-старожильцев.

В. И. КОРЕЦКИЙ,

кандидат исторических наук.


Комментарии

1. ЦГАДА, ф. 1209, Поместный приказ. Новгородская приказная изба, стб. 42765, лл. 1—89. (Подробнее о борьбе крестьян с монастырями в XVI—начале XVII в. см. статью В.И. Корецкого в сб. «Вопросы истории религии и атеизма», вып. 6, М., 1958, стр. 179—180).

2. ЦГАДА, там же, лл. 77—81.

3. См. С.Н. Валк. Новые грамоты о новгородско-псковских отношениях с Прибалтикой в XV в. «Исторический архив», 1956, № 1; В.И. Корецкий. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю. Там же, 1955, № 5; его же, Новгородские грамоты XV века из архива Палеостровского монастыря. «Археографический ежегодник за 1957 год», М., 1958; В. Л. Янин. Две неизданные новгородские грамоты XV в. «Археографический ежегодник за 1959 г.», М., 1960.

4. ЦГАДА, ф. 1209, Поместный приказ Новгородская приказная изба, стб. 42765 лл. 78—79.

5. Грамоты Великого Новгорода и Пско ва, М.—Л., 1949, стр. 173.

6. Новгородские писцовые книги, т.1 СПб.. 1859. стб. 695; т. V, СПб., 1905, стб. 53

7. Сябреничество или складничество – форма объединения землевладельцев на Руси в XIV—XVII вв. для совместного владения землями, т. е. совместное долевое владение.

8. ПСРЛ, т. Ill, стр. 134, 234; Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг., Л., 1930, стр. 78.

9. В.Л. Янин. Новгородские посадники, М., 1962, стр. 289—290.

10. Грамоты Великого Новгорода и Пскова, М.—Л., 1949, стр. 304—305.

11. В. Н. Вернадский. Новгород и Новгородская земля в XV в., М.—Л., 1961, стр. 54; А.П. Шурыгина. Новгородская боярская колонизация. Ученые записки Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена, Кафедра истории СССР, вып. 78. Л., 1948.

Текст воспроизведен по изданию: Новый документ о Великом Новгороде // Советские архивы, № 1. 1967

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.