|
НОВАЯ ПОЛНАЯ ГРАМОТА XV ВЕКАСравнительно недавно на страницах «Русского дипломатария» уже было опубликовано несколько вновь открытых источников по истории полного холопства 1. Поскольку общее состояние источниковой базы и историографические наработки по этому вопросу рассматривались в предыдущих публикациях, чтобы не повторяться, напомним только один важнейший аспект проблемы. В нашем распоряжении ничтожно малое количество текстов докладных и полных грамот, в частности, за XV столетие таковых до настоящего времени было известно только два – это докладные полные И. М. Дубенского первой трети XV в. и Н. Козлова 1494 г. 2 До обнаружения этих текстов исследовательские представления о подобных крепостях как о документах, фиксирующих самопродажу свободных людей в холопство, базировались главным образом на их изложении в составе новгородских записных кабальных книг 1597–1598 гг. Сопоставление названных двух текстов с изложением близких по времени крепостей из кабальных книг позволило выяснить характер редакторской работы приказных и опровергнуть ряд сложившихся историографических представлений о формуляре докладных полных грамот. Вновь найденный и публикуемый ниже текст впервые позволяет провести аналогичное сравнение в отношении простых полных грамот. Публикуемая полная обнаружена нами в документальной россыпи Поместного приказа, сформированной из разбитых в 1812 г. столбцов. Грамота была приложена к сказке новгородского помещика Б. А. Козлянинова, которую он подал в апреле 1678 г. переписчикам Бежецкой пятины Ф. Т. Беклемишеву и подьячему М. Фомину. В своей сказке Козлянинов сообщал, что его поместье состоит из села в Ильинском Люботинском погосте, а в помещичьем дворе проживают на условиях месячины две семьи его старинных людей. Извлеченная им из фамильного архива полная грамота XV в., очевидно, должна была послужить доказательством его владельческих прав на холопов. [10] Датировка полной грамоты обусловлена следующими факторами. Упомянутая в тексте мать великого князя Ивана Васильевича великая княгиня Мария Ярославна в феврале 1478 г. приняла постриг под именем Марфы. Таким образом верхний хронологический рубеж грамоты определяется временем вокняжения Ивана III (28 марта 1462 г.), а нижний датой пострижения Марии Ярославны (2 февраля 1478 г.). Определение места составления полной так же не вызывает особых затруднений. Как следует из текста полной, взимание таможенных пошлин за совершенную сделку происходило одновременно в пользу двух лиц – Ивана III и Марии Ярославны. Единственным местом, где подобным образом пересекались интересы великого князя и его матери, была Москва. Из духовного завещания Василия Темного мы знаем, что московская тамга была поделена им на три части между его сыновьями. Одну часть получил будущий наследник великокняжеского престола Иван, другую Юрий и Андрей Большой, третью Борис и Андрей Меньшой. В свою очередь каждый из них, по условию завещания, должен был уступить половину своей доли Марии Ярославне в пожизненное владение 3. Данный факт был упущен в свое время Е. И. Колычевой, а затем и И. А. Голубцовым при датировке двух московских полных грамот, написанных ямскими дьяками Алексеем Вороновым и Алексеем Борисовым (возможно, это одно лицо) при наместнике Федоре Борисовиче Отяеве и дошедших до нас в изложении в составе кабальных книг 4. Исследователи датировали эти грамоты 1462–1480 гг. Между тем, в них отсутствует ссылка на взимание тамги в пользу великой княгини Марии Ярославны, а Иван III фигурирует в них без титула «всея Руси». По общим наблюдениям титул «всея Руси» при имени великого князя стал употребляться в актах Северо-Восточной Руси (кроме земель самостоятельных княжеств) с 1485 г. Как известно, в июле этого же года умерла Мария Ярославна. Таким образом интересующие нас полные могли быть составлены либо в узкий промежуток времени, когда развернутый титул еще не получил своего распространения в московском делопроизводстве, а Мария уже умерла, либо после даты пострижения Марии, но так же до времени появления в московских актах титула «всея Руси». Последняя датировка (1478–1485 гг.) представляется наиболее предпочтительной, так как вполне отвечает логике ситуации – с уходом из мирской жизни великая княгиня передала свою долю московской тамги старшему сыну и великому князю Ивану III. Примечательной особенностью вновь найденной полной является то, что ее писцом был А. И. Хлуденев, перу которого принадлежат еще три московских полных, известные нам по изложению в составе кабальных книг. Одна грамота была составлена между 1462 и 1473 г. (наместник князь Иван Юрьевич [Патрикеев]) 5, другая, как и наша, между 1462 и 1478 г. (наместник Гаврила Хорошев) 6, и третья имеет точную дату написания – 5 сентября 1488 г. (наместник Алферий Филиппович [Нащокин]) 7 Отметим, что в первых двух полных, как [11] и в публикуемом ниже тексте, в качестве совладельцев тамги фигурируют одновременно Иван III и его мать Мария Ярославна. Несомненная близость первых двух полных и нашего текста (хронология, место составления, писец) позволяет определить степень сокращений полных грамот при записи их в кабальные книги в конце XVI в.:
Как видим, в изложении опущены имена послухов и таможенника, причем упоминание о первых в одной из грамот отсутствует вовсе, а в другой помещено после статьи о взятии таможенных пошлин, что не соответствует реальному формуляру. В остальном изложение полных грамот в составе кабальных книг, за исключением незначительных сокращений стилистического характера, весьма близко к оригиналу. Не совсем ясно, почему в нашем тексте по сравнению с изложением других московских полных времен Ивана III писец грамоты не назван ямским. Если не принимать в расчет указания кабальных книг, то первое упоминание о такой специфической категории дьяков, как ямские, содержит духовное завещание Ивана III – «А грамоты полные и докладные на Москве пишет дьяк ямъской сына моего Васильев, как было при мне, а опричь того на Москве грамот полных и докладных не пишет нихто» 8. Как следует из приведенной цитаты, институт ямских дьяков существовал еще до начала XVI в., поэтому показания кабальных книг в отношении московских ямских, по-видимому, могут заслуживать доверия. Что касается отсутствия в тексте указания на печать, то оно вполне обьяснимо – судя по всему, ко времени копирования документа она была утрачена. Фигурирующий в полной в качестве московского третного наместника Тимофей Васильевич Пушкин ранее был известен только по родословным источникам. Он был сыном Василия Григорьевича Улиты и внуком Григория [12] Александровича Пушки 9. Остальные фигуранты публикуемой ниже полной – холоповладелец Василий Андреев сын Козлянинова, наместничий пристав Ромашко, послухи Иван Федоров сын Мачехина, Игнатий Никитин сын, Никита Никитин сын Вельяминова, великокняжеский таможенник Дмитрий Андреев Ношавной и рождественский поп Никита – упоминаются впервые, поэтому никаких дополнительных сведений о них в других источниках нам розыскать не удалось. Присутствующая в тексте помета о записи полной в Холопьем приказе 27 марта 1599 г. весьма показательна. Побеги холопов, принявшие особенно массовый характер в конце XVI в., вынудили правительство в феврале 1597 г. издать специальное уложение о холопах, которое предусматривало целый ряд мер «укрепительного» характера 10. Одной из таких мер стала обязательная запись всех крепостей на холопов в Холопьем приказе (суде), в результате чего и появились на свет кабальные книги. Однако, за наиболее ранний период бытования подобных книг в приказном делопроизводстве сохранились только книги новгородского и псковского происхождения, да и те далеко не в полном объеме. Нахождение в составе этих книг крепостей XV–начала XVI в, относящихся к другим регионам страны, объясняется тем, что местные холоповладельцы конца XVI в. в большинстве своем являлись потомками московских служилых людей, испомещенных в свое время на вновь присоединенных Новгородско-Псковской землях. Вновь найденная и публикуемая ниже полная, судя по помете, должна была быть зафиксирована кабальными книгами по Бежецкой пятине, которые, к сожалению, не сохранились. 1462-78 гг. – Полная Василия Андреева сына Козлянинова на Федора Алексеева сына Ознобина с женой и детьми в пяти рублях, с регистрационной записью 1599 г. марта 27 в Холопьем приказе. Список с польнай грамоты слово в слово, при великом князе Иване Васильевиче. Се аз, Василей Андреев сын Козьлянинов, купил есми Фетку Алексеева сына Ознобина да его жену Ульяньку, да их детей Банку да Ермольку в польную себе и съваим детем и роду своему. А дал есми за их пять рублев. А пристав приходил от намесника Тимофея Васильевича от Пушкина Ромашко. А на то послухи Иван Федоров сын Мачехина, да Игнатей Никитин сын, да Никита Никитин сын Вельяминов. [13] А в таможне от великого князя Ивана Васильевича и от великия княгини Марьи тамгу взял Дмитрей Андреев Ношавной. А руку приложил в его место рожественской поп Никита. А грамоту писал Александр Иванов сын Хлуденева, и записал. А подновлена 11 польная грамота и записана в Холопье приказе, лета 7107-го, марта в 27 день. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 74. № 3195/19906. Б/п. Список 1678 г. Комментарии 1. Кистерев С. Н. Полная грамота Ивана Михайловича Дубенского // РД. М., 1997. Вып. 1. С. 5–24; Антонов А. В. Новые источники по истории полного холопства первой половины XVI века // РД. М., 1998. Вып. 4. С. 120–125. 2. Кистерев С. Н. Полная грамота Ивана Михайловича Дубенского... С. 24; АСЗ. М., 1997. Т. 1. № 86; Хорошкевич А. Л. Источники по истории полного холопства конца XV–начала XVI в. // CA. 1974. № 4. С. 82. 3. ДДГ. М.-Л., 1950. № 61. С. 196, 197. 4. АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 397, 398. 5. АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 403 (с датировкой ок. 1472 г.). 6. Там же. № 402 (с датировкой ок. 1470–1477 гг.). 7. Там же. № 417. 8. ДДГ. М.-Л., 1950. № 89. С. 361. 9. Веселовский С. Б. Род и предки А. С. Пушкина и истории. М., 1990. С. 201; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии к России во второй половине XV–первой трети XVI в. М., 1988. С. 163 (начало родословной схемы Ратничей). 10. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI–первой половины XVII века. Л., 1986. № 47. 11. В ркп. написано дважды. Текст воспроизведен по изданию: Новая полная грамота XV века // Русский дипломатарий, Вып. 6. М. Памятники исторической мысли. 2000 |
|