Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДВЕ КОРМЛЕННЫЕ ГРАМОТЫ XV ВЕКА

Две неизвестные ранее кормленные грамоты великого князя Василия II Темного, выданные А. В. Толстому на коломенскую волость Скульнево «в путь», сохранились в сборнике XVII века с родословными материалами 1. Рукопись происходит из библиотеки надворного советника Василия Андреевича Дашкова, род которого был записан в дворянскую родословную книгу Рязанской губернии в конце XVIII в. 2

«Путные» грамоты, относящиеся к роду Толстых, сохранились в качестве приложения к одной из статей сборника под названием «Родословие Толстых» 3. Эта статья представляла собой выписку из какой-то частной родословной книги, бывшей в распоряжении составителя дашковского сборника. После окончания записи о роде Толстых следовал публикуемый «Список с путных грамот слово в слово». Попытаемся определить редакцию родословных книг, использованную составителем сборника В. А. Дашкова. В его тексте содержится перечисление глав родословной книги, служившей источником копирования отдельных известий: «Начало Государево великих князей Русских глав. Корень великих князей московских. Глава 2» и так далее до главы 44 с указанием [14] номеров глав (л. 153 об.-163), а после – без указания номеров глав до родов «Тутолминых» и «Леонтьевых, Соловых и Петровых» (л. 164-171). Всего в тексте родословной книги насчитывалось около 70 глав. Порядок следования и известные номера глав в родословной книге позволяют отождествить ее с редакцией «в 43 главы с приписными», по определению Н. П. Лихачева 4. Эта редакция была составлена на основе Государева родословца и отличается значительным числом вариантов. Можно уточнить, что родословные книги, использованные в дашковской рукописи относятся к выделенному М. Е. Бычковой изводу, представленному несколькими очень близкими (но не тождественными по составу родов) списками 5. В рукописях этого извода, как и в сборнике В. А. Дашкова, перед текстом родословной книги помещено «Сказание о князьях владимирских», а также статьи о родах «турских царей», «царей Большой Орды», что является отражением влияния на них Патриаршей редакции родословных книг. Отличия сборника В. А. Дашкова состоят в упоминании росписей родов «Волынских» и «Старковых», отсутствующих в основных главах рукописей этого извода 6. Однако статья «Родословие Толстых» сохранилась только в рукописи из библиотеки В. А. Дашкова. Следовательно, известие о роде Толстых и списки кормленных грамот должны были содержаться в общем протографе одного из изводов редакции родословных книг «в 43 главы с приписными». Составление такого протографа М. Е. Бычкова относит ко времени 80-90-х гг. XVI в. 7

Сопоставление обнаруженного «Родословия Толстых» с родословной Толстых и Васильчиковых, поданных в конце XVII века в Палату родословных дел, показывает, что текст из дашковского сборника имеет ряд существенных отличий. Он отражает древнейшее родословие Толстых, по сравнению с тем, что было известно из генеалогических материалов, относящихся к истории этого рода, в XVII–XIX вв. «Родословие Толстых» в сборнике из библиотеки В. А. Дашкова связывает получение их родового прозвища с Андреем Васильевичем и относит это событие, как и пожалование ему кормленных грамот, ко времени великого князя Василия II Васильевича Темного (к 1445/46 г.): «В лето 6954 князь великий Василий Васильевич пожаловал Андрею дал поместья и вотчины на Коломне на две тысячи четвертей, да пожаловал Андрея своим жалованьем Скульневым в путь з боярским судом 17 сох и прозвище ему дал Толстой» 8. В конце XVII в. родоначальником рода Толстых считали Андрея Харитоновича, но ссылались при этом уже не на путные грамоты, а на несохранившуюся грамоту времени Ивана Грозного: «У Харитона сын Андрей Харитонович – приехал из Чернигова к Москве к великому князю Василию Васильевичу всея России, и великий князь Василий Васильевич всея России прозвал его Толстым, а от [15] того пошли Толстые, о сем свидетельствует грамота великаго государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея России» 9. Записи о роде Толстых в составе родословных книг за XVI в. отличаются большей степенью подробности и знают целый ряд имен, отсутствующих в росписи конца XVII в. Завершалась запись родословных книг именем орловского «воеводы» Алферия Васильевича Толстого, умершего в начале 1570-х и его дочери Анны, вышедшей замуж за князя Ивана Семеновича Лобанова-Ростовского 10.

«Путные» грамоты сохранились только в дашковском сборнике в приложении к «Родословию Толстых» и отсутствовали в родословных росписях Толстых и Васильчиковых конца XVII века 11.Толстые не имели в своем распоряжении ранних документов ко времени подачи своей росписи в Палату родословных дел в конце XVII в. Специальная оговорка об этом содержится в их общей родословной росписи с Васильчиковыми: «А которые сродником нашим были даны при великих князех на выезд жалованныя грамоты, и те грамоты и всякие старые письма у родственника нашего Григория Борисовича Васильчикова погорели в девяносто девятом году занеглининской пожар, как горело на Троицын день, и тому свидетельствует духовная, а та духовная за свидетельством святейшаго патриарха Иова всей России» 12. Следовательно, список «путных» грамот попал в родословные книги как приложение к «Родословию Толстых» не позднее 1591 г., когда их подлинники сгорели в Москве на дворе Г. Б. Васильчикова. Само хранение родовых документов Толстых в доме их родственников Васильчиковых можно объяснить «случаем», связанным с женитьбой Ивана Грозного в 1574/1575 г. на Анне Григорьевне Васильчиковой 13. Именно тогда родословия Толстых, Федцевых (род пресекся в конце XVI в.) и Васильчиковых, содержащиеся в сборнике В. А. Дашкова, могли заинтересовать составителей родословных книг, а скоротечность брака царя с А. Г. Васильчиковой, в свою очередь, быстро охладить их интерес.

Кормленные грамоты 1445/46 г, относящиеся к роду Толстых, являются древнейшими из известных документов этого типа 14. В перечне жалованных [16] кормленных грамот, составленных А. В. Антоновым, отмечено только два таких же ранних документа: один – конца XIV в., другой – 1447–1462 гг. 15 Коломна с начала XIV в. находилась во владении московских князей. Коломенская волость Скульнево, позднее Скульневский стан, впервые упоминается в духовной Ивана Калиты (около 1339 г.), а затем не раз фигурирует в духовных завещаниях московских великих князей 16. По сведениям Ю. В. Готье, Скульневский стан располагался «по западной границе уезда, смежный с Московским уездом и Ростуновским станом Боровского уезда, по верхнему течению реки Северки; название сохранилось в названии села Ильинского-Скульнева» 17.

Формуляр первой «путной» грамоты А. В. Толстому 18, можно сопоставить с текстом единственной известной кормленной грамоты, выданной великим князем Василием Васильевичем в период между 1447–1462 гг. ростовскому боярину Илье Борисовичу на волость Кинелка. Во-первых, подтверждается архаичность формуляра и той, и другой грамоты, о чем свидетельствует употребление в ней слова «путь». Б. Н. Флоря отмечал, что «во всех ранних кормленных грамотах территория передавалась в "путь"» 19. В обращении к населению «пути» употреблен оборот «бояре и слуги и все люди». В целом, «путная» грамота повторяет «архаичный формуляр» пространной группы с дополнительными «судебными» статьями, по классификации А. В. Антонова 20. Отличия, содержащиеся в грамоте Толстому, касаются изложения функций великокняжеского пристава. Обнаруженной грамоте уже известна мера «лишения езда», применявшаяся к приставам, отсутствующая в другой сохранившейся кормленной грамоте Василия II. Пристав должен был «ставить» «дело», а не «исцов», как об этом говорится в других кормленных грамотах. Впрочем, судя но дальнейшему тексту грамоты, речь все-таки идет о рассмотрении дела в присутствии истцов, которые должны были «тягатися» (еще одно новое слово) перед кормленщиком или его тиуном. Сведения о подписи и печати в списке первой «путной грамоты» не приводятся.

Вторая грамота относится к дополнительным пожалованиям кормленщику и представляет собой так называемую «грамоту на грамотчиков», дававшую привилегии новому кормленщику перед теми, кому были ранее дарованы иммунитетные права и льготы 21. Эта грамота также отличается по своему формуляру от известных ранних документов подобного типа. Речь в ней идет о том, чтобы пересмотреть выданные великим князем жалованные грамоты, «что их моим [17] путником не ездить и кормов на них не имать». Разрешение «отымати» и «класти» жалованные грамоты в определенный срок для их пересмотра перед великим князем позднее было заменено простым разрешением кормленщику «тех всех грамотников судити и кормы на них иматн по сей моей грамоте» 22. Текст грамоты был не полностью скопирован переписчиком.

Можно предположить, что на формуляр грамоты, специально оговаривавшей порядок разрешения споров великокняжеского «путника» А. В. Толстого с землевладельцами, обладавшими иммунитетными правами, повлияли обстоятельства «великой замятии» середины XV в. Судя, по дате, содержащейся в «Родословии Толстых», грамоты А. В. Толстому были выданы в 1445–1446 гг. Великий князь Василий II вернулся в Москву из ордынского плена в конце октября 1445 г., уже в феврале 1446 г. он был «поиман» в Троице-Сергиевом монастыре сторонниками Дмитрия Шемяки, захватившего Москву и узурпировавшего права на великое княжение 23. Кормленные грамоты А. В. Толстому были выданы в самый разгар междоусобной княжеской брани. Поэтому формула документа «и у кого будут в том его пути грамоты мои и великого князя жалованные», может быть, отражает ситуацию, в которой соперники Василия II также выдавали жалованные грамоты от имени «великого князя». Чтобы разрешить возможные споры, и было принято решение о пересмотре великим князем этих документов 24. Конфликт интересов мог заставить «грамотчиков», недовольных Василием II, поддержать Дмитрия Шемяку в феврале 1446 г. Впрочем, не исключено, что в рукописи имеет место банальная ошибка переписчика (повторное написание «и»).

Две древнейшие кормленные грамоты А. В. Толстому являются важным дополнением к уже имеющемуся корпусу источников по истории взаимоотношения великокняжеской власти и служилых людей в России XV века. Дополнительный познавательный интерес этим документам придает то, что они содержат первые достоверные известия об одном из предков Льва Николаевича Толстого.


№ 1

1445 г. октября 26 – 1446 г. февраля 12. – Жалованная кормленная грамота в. кн. Василия Васильевича Андрею Васильевичу Толстому на вол. Скульнево Коломенского у. в путь.

Список с путных грамот слово в слово.

Се яз, князь великий Василей Васильевич 25-всеа Росии -25, пожаловал есми [18] Андрея Васильевича Толстого Скульневым в путь. И вы, бояре и слуги и все люди того пути, чтитя и слушайтя, а он вас блюдет и ходит по старой пошлине, как было преже сего. А кто возведет моего, великого князя, пристава, а будет оба исца того пути, и пристав мой то дело ставит перед тиуном; а не учнет пристав мой то дело ставит перед Андреем или перед тиуном, и он езду лишен. А которой тех исцов не учнетца перед Андреем тягатися или перед его тиуном, и яз им того велел обвинити и грамоту на него правую дати.

ГАРО. Библиотека. № 13078. Л. 183. Список 1650-60-х гг.

1. Так в ркп.; очевидно, позднейшая интерполяция.

№ 2

1445 г. октября 26 – 1446 г. февраля 12. – Жалованная грамота в. кн. Василия Васильевича Андрею Васильевичу Толстому на взимание судных пошлин и кормов со всех грамотчиков в пожалованной ему в путь вол. Скульнево Коломенского у.

Список с другой грамоты слово в слово.

Се яз, князь великий Василий Васильевич 25-всеа Росии -25 пожаловал есми Андрея Васильевича Толстого Скульневым в путь. И у 26 кого будут в том его пути грамоты 27-мои и великого князя -27 жалованные, что их моим путником не ездить и кормов на них не имать, и яз его пож[ал]овал, велел есми у тех грамотников грамоты отымати да класти перед собою, великим князем, а им есми всем велел учинити срок перед себя, великого князя, перед своим... 28

ГАРО. Библиотека. № 13078. Л. 183. Список 1650-60-х гг.


Комментарии

1. Государственный архив Рязанской области (далее ГАРО). Библиотека. № 13078. 229 л. Сборник представляет собой конволют в 4°, в котором механически соединены разные тетради, написанные несколькими почерками, скорописью XVII в. По филиграням – «шут» с семью бубенцами и литерами РВ, «кувшин» с литерами LM – тетради сборника датируются 50-60-ми гг. XVII в. Ср.: Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописей и печатных документов русского происхождения. М., 1961. № 722 (1660 г.), 1330 (1656). Описание сборника см.: Селиванов А. В. Краткое описание рукописей, принадлежащих Рязанской ученой архивной комиссии // Труды Рязанской ученой архивной комиссии за 1892 год. Рязань, 1893. Т. 7. № 3. С. 49 (№ 14). Работа по описанию рукописей архива проводится в рамках проекта РГНФ «Памятники письменности в музеях и архивах Рязанской области» (руководитель – профессор Рязанского государственного педагогического университета А. А. Севастьянова). Приношу благодарность А. А. Севастьяновой и Д. В. Губину, указавшим автору на этот сборник.

2. Судя по содержащемуся в деле 1789 г. о включении рода Дашковых в родословную книгу Рязанской губернии генеалогическом сочинении В. А.Дашкова «Доказательство о роде Дашковых», его составитель был не только любителем, но и знатоком генеалогии. Позднее В. А. Дашков служил уездным дворянским предводителем Спасского уезда Рязанской губернии. Одна из частей современной Рязани – Дашково-Песочня – до сих пор сохраняет в своем названии упоминание о владениях Дашковых рядом с Рязанью. См.: ГАРО. Ф. 98 (Дворянское депутатское собрание). Оп. 4. Д. 51. Л. 1, 9, 27 об., 47. Благодарю Д. Ю. Филиппова за помощь в выявлении дел ил этого фонда.

3. ГАРО. Библиотека. № 13078. Л. 181 об.

4. Характеристику редакций родословных книг и перечень глав в родословных книгах см.: Бычкова М. Е. Родословные книги XVI–XVII вв. как исторический источник. М., 1975 С. 32, 33, 46, 47, 182-185.

5. Порядок номеров в «приписных» главах «Левашовы» (52-я) и «Леонтьевы» (55-я) совпадает с двумя списками: Библиотечный IV (РНБ. Q. IV. № 497. XVII в.), Академический VI (БАН. Текущие поступления, № 93. XVII в.). К ним близок Погодинский II (РНБ. Собр. Погодина. № 1604). См.: Бычкова М. Е. Родословные книги... С. 56, 57, 184.

6. См.: Бычкова М. Е. Родословные книги... С. 57, 58.

7. Там же. С. 57.

8. ГАРО. Библиотека. № 13078. Л. 181 об.

9. ГАРО. Ф. 98. Оп. 71. Д. 28. Л. 37 об.– 38. Родословная конца XVII в. цитируется по копии справки Разрядного приказа, представленной Толстыми, сначала в 1790 г. в Московское, а затем скопированной в 1856 г. для Рязанского дворянского депутатского собрания. Сохранились и другие копии этой родословной. См.: Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII века. М., 1996. С. 314. П. Д. Долгоруков в росписи рода Толстых, происхождение этой фамилии связывал с Андреем Харитоновичем: Российская родословная книга, изданная кн. Петром Долгоруким. СПб., 1855. Ч. 2. С. 121. П. Н. Петров выводил начало фамилии Толстых от Андрея, «будто бы прозванного Толстым от великого князя Московского Василия Дмитриевича»: Петров П. Н. История родов русского дворянства. М., 1991. Т. 2. С. 158, 159.

10. ГАРО. Библиотека. № 13078. Л. 182. Известие о службах А. В. Толстого отсутствуют в разрядных книгах.

11. По наблюдению Б. Н. Флори большинство кормленых грамот (56) дошло в составе родословных, поданных после отмены местничества в Палату родословных дел (см.: Флоря Б. Н. Кормленые грамоты XV–XVI вв. как исторический источник // АЕ за 1970 год. М., 1971. С. 110).

12. ГАРО. Ф. 98. Оп. 71. Д. 28. Л. 41 об.-42. Это упоминание о пожаре Москвы 1591 г.

13. См.: Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989. С. 134.

14. Общую характеристику кормлений см.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.-Л., 1947. С. 263-280.

15. Антонов А. В. Из истории великокняжеской канцелярии: кормленные грамоты XV середины XVI века // РД. М., 1998. Вып. 3. С. 130. № 1, 2.

16. ДДГ. М.-Л., 1950. С. 7, 9, 15, 17, 33, 55.

17. Готье Ю. В. Замосковный край в XVII веке. М., 1937. С. 384.

18. Имя А. В. Толстого отсутствует и списке великокняжеских волостелей XV–XVI вв., составленном Т. И. Пашковой: Пашкова Т. И. Материалы к изучению персонального состава волостной администрации Русского государства второй половины XV–первой половины XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 1998. Т. 26. С. 136–172; она же. Местное управление в Русском государстве первой половины XVI века. М., 2000. С. 166-185.

19. Флоря Б. Н. Кормленые грамоты... С. 111.

20. См.: АСЗ. М., 1997. Т. 1. № 68; Антонов А. В. Из истории великокняжеской канцелярии... С. 91, 92, 130.

21. См.: Антонов А. В. Из истории великокняжеской канцелярии... С. 100.

22. АСЗ. М., 1997. Т. 1. № 70. В этой «грамоте на грамотчиков», датируемой временем между 1462–1485 г., говорится уже не о «путниках», а о «волостелях»: «что их моим волостелям не судити, ни кормов на них не имати».

23. См.: Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV веках. М., 1960. 789-795; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 108-111.

24. В какой-то мере эта ситуация напоминает 1620-е гг., когда также понадобилось пересматривать огромное количество жалованных грамот, выданных в Смутное время (см.: Веселовский С. Б. К вопросу о пересмотре и подтверждении жалованных грамот в 1620-1630-х гг. в Сыскных приказах // Чтения ОИДР. 1907. Кн. 3. С. 17-47).

25. Так в ркп.; очевидно, позднейшая интерполяция.

26. В ркп.: с.

27. Так в ркп. (см. предисловие к публ.).

28. В ркп. обрыв текста.

Текст воспроизведен по изданию: Две кормленные грамоты XV века // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.