|
№ 1 1619 Г. — ИЗ СПИСКА С ДОЗОРНОЙ КНИГИ ПОСАДСКИХ И ЯМСКИХ ДВОРОВ И ЗЕМЕЛЬ ГОРОДА РОСТОВА Лета 7127-г. году марта в 11 день по государево Цареве и великого князя Михайла Феодоровича всеа Руссии грамоте и по наказу боярина и воеводы князя Ивана Борисовича Черкаского с товарищи Иван Васильевич Мотовилов ехав в Ростов на посад и взяв с собою тутошних и сторонних попов и дияконов и старост и целовалников в Ростове на посаде дозирал живущее и пустое, что запустело в Ростове на посаде и в слоботках после Тимофеева дозору Зайцова 122-г. (В 1614 году) году и дозря переписал живущее и пустое дворы и во дворех людей по имяном хто на чем живет — порознь по статьям... Да в Ростове ж на посаде убогих людей кои от литовского разоренья после Тимофеева дозору Зайцова 122 году обнищали и охудали, а иные скитаютца Христовым именем, а иные от литовских людей побиты и посечены а иные от литовских людей разоренья розбрелися в розные городы а дворы их пусты, а иных посадцких людей дворы пожжены, а после Тимофеева дозору Зайцова были тяглые люди написаны были в живущем, а иных посадцких людей литовские люди поикали в полон з женами и з детми. У Рожества Пречистые Богородицы на городах: полдвора Грязнушки Мякрина, пол двора Богданка Мякрина, двор Михалка Полустроева, а его без вести нет; двор [47] Иванка Халезова сошел безвесно; пол-двора Терешки Тарасова сошел безвесно. Труды Ярославской ученой архивной комиссии, книга VI, вып. 3 и 4. Яр., 1913, стр. 2-3. № 2 1629 Г. ДЕКАБРЯ 8. - ЧЕЛОБИТНАЯ ЯРОСЛАВСКИХ ТОРГОВЫХ ЛЮДЕЙ НИФОНТА И АНИКИЯ СКРИПИНЫХ В ПРИКАЗ КАЗАНСКОГО ДВОРЦА О ПРОПУСКЕ ИХ С ТОВАРАМИ В МАНГАЗЕЮ БЕЗ ЗАДЕРЖКИ В ЕНИСЕЙСКЕ Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом сироты твои, государевы, Ярославля Повольского (Повольский — поволжский) посадцкие людишка Нифанка да Аничка Скрипины. Ездим мы, сироты твои, в сибирские городы в Енисейской острожок (Острожки — (здесь) первые поседения в Сибири) и в Мангазею с своими товаренки для торжишку и соболиново промыслишку. И по сибирским, государь, городом по твоему государеву Уложенному указу всякие твои государевы пошлины, явочные и проезжие и десятую пошлину з запасишку своего платим. И в Енисейском, государь, острожке твои государевы воеводы нас, сирот твоих, и людишек наших с товаренком и с хлебным запасом задерживают, в Мангазею на соболиной промысл и для торжишку не пропущают. А сходит, государь, с нас, сирот твоих, в Мангазее в твою государеву казну с нашево торжишку и с соболиново промыслишку по десяти сороков соболей на год и больши. Милосердый царь государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, сирот своих, вели, государь, нам дать свою государеву грамоту в Енисейской острог к воеводе, чтоб нас, сирот твоих, и людишек наших из Енисейского острога с товаренком и з запасом в Мангазею не задержав пропущали, чтобы нам, сиротам твоим, от их задержки в конец не погибнуть и промыслишку своего не отбыть, а твоей бы государевой соболиной казне в Мангазее недобору и порухи (Поруха — вред, повреждение, убыток) не было. Царь государь, смилуйся, пожалуй. [48] На обороте помета: Дать грамата в Енисейской, велеть пропускать для мангазейского промыслу без всякого задержанья по государеву указу. ЦГАДА, ф. 214, стб. 12, л. 258. № 3 1630 Г. ФЕВРАЛЯ НЕ ПОЗДНЕЕ 19. * — ПИСЬМО ШВЕДСКОГО ПОСЛА В ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ С ПРОСЬБОЙ О РАЗРЕШЕНИИ ЗАКУПИТЬ В ЯРОСЛАВЛЕ, КОСТРОМЕ И ГАЛИЧЕ ХЛЕБ ДЛЯ ШВЕЦИИ (* — Датируется по упоминанию числа в тексте) Перевод с письма, что прислал в Посольской приказ свейской посол Онтоней Монир... Его королевского величества свейского и прочее посланой посол Онтоней Монир к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, и прочее. Писал ко мне, Онтону Мониру, его королевского величества прикащик Елисей Ульянов, что оные многие столькое множество хлеба закупают, так что невозможно на его королевское величество хлеба купить столько, что еще не докуплено тех 50000 четвертей (Четверть - мера веса, примерно 9 пудов) в прошлом лете для того, что (Для того что - потому что) его царское величество не позволил тому прикащику тот хлеб докупати в Ярославле и на Костроме и в Галече, також и не заказано (Заказывать - запрещать), чтобы нихто, кроме того нашего прикащика, хлеба не закупал. И для того бью челом яз, королевскаго величества посол, его царскому величеству с покорностию, чтобы его царское величество милостивно поволил нашему прикащику одному на его королевское величество в тех прежименованных трех городех хлеб докупать, чтобы его королевскому величеству и на нынешней год опять позору и убытка не было таково, как в прошлом лете учинилось. Писано на Москве февраля в... (Текст утрачен (конец строки)) день лета 1630-го. ЦГАДА, ф. 96, д. 2, л. 155. Перевод XVII в. [49] № 4 1648 Г. — ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИГИ ПРИКАЗА КНИГОПЕЧАТНЫХ ДЕЛ О ПРОДАЖЕ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ «ГРАММАТИКИ» СМОТРИЦКОГО В ЯРОСЛАВЛЬ, РОСТОВ И ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ 156-го марта в 6 день... Из Ерославля церкви Воздвижения честнаго креста дьячку Алешку Плутыгину 2 книги... Апреля 1. Из Переславль-Залесского Богородичного монастыря архимандриту Ионе да келарю (Келарь — монах, заведующий хозяйством монастыря) Варламу 5 книг... Ростовскому митрополиту Варламию 3 книги. Взял стряпчей (Стряпчий — судебный чиновник) Нехорошей Ширяев... Апреля 10. Переславля-Залесского Александру Андрееву, Дементию Григорьеву, Нестеру Михайлову 30 книг... Мая 1 ... Переславцу Петру Федорову 5 книг. ЦГАДА, ф. 1189, кн. 39, лл. 507, 511, 512, 513. № 5 1650 Г. ЯНВАРЯ 9 — ИЗ ОТПИСКИ * ЯРОСЛАВСКОГО ВОЕВОДЫ В ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ О ПРИЕЗДЕ В ЯРОСЛАВЛЬ КУПЦОВ С ВОСТОЧНЫМИ ТОВАРАМИ (* Отписка — письмо) Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии холопи твои Ивашко Квашнин, Ивашко Патрекеев челом бьют. В нынешнем, государь, во 158-м году генваря в 7 день, пришед в съезжую избу (Съезжая изба - канцелярия при воеводе, управлявшем городом и уездом) извещал нам, холопем твоим, таможенной целовальник (Таможенный целовальник — чиновник таможни) Иван Белуха, что приехали индейцы (Так в документе) из Астрахани в Ярославль торговать с товары 5 человек: астраханского жильца Сотры Кидекова зять ево Сокна с товарищи. А что (Что — сколько) у них [50] товару, и тому он подал нам, холопем твоим, две проезжие их выписи, каковы им даны с саратовских таможенных книг казанского таможенного ларешного целовальника (Ларешный целовальник - должностное лицо, выполнявшее работу по сбору пошлин и судебно-полицейские функции) Онофрея Иванова. И тех индейцов велели мы, холопи твои, поставить до твоего государева указу на порожнем не Агленском дворе и заповедного товару, табаку, у них досмотрить. А таможенной голова Иван Голяков с товарищи поставили их на гостином дворе без нашего, холопей твоих, ведома. И мы, холопи твои, тех индейцов перед себя в съезжей избе ставили и их роспрашивали. А в роспросе нам, холопем твоим, те индейцы сказали, что они ехали из Астрахани на Саратов, а с Саратова на Арзамас, а из Арзамасу ехали на Суздаль и приехали в Ярославль с товары... А в Ярославле де те им свои товары продавать, а испродав те товары, ехать им к тебе, государю, к Москве и платить в твою государеву казну.., ЦГАДА, ф. 56, д. 1, лл. 1-2. Подлинник. № 6 1663 Г. ИЮНЯ 7. — ИЗ РОСПИСИ ТОВАРОВ, КУПЛЕННЫХ В ПЕРЕСЛАВЛЕ ЗАЛЕССКОМ И ЯРОСЛАВЛЕ ДЛЯ ОТПРАВКИ В ТОБОЛЬСК 171-го году июня в 7 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу и по приказу окольничева (Окольничий — лицо, приближенное к царю) Родиона Матвеевича Стрешнева да дьяков Григорья Порошина да Льва Ермолаева принял я, гостиной сотни Терентей Коренев, в Сибирском приказе медениг (Медениг — медных) денег восемь тысеч рублев на подъем ево великого государевы козны пушечной и селитерной и суконой и листовой меди и в ящиког (В ящиког — в ящиках) ружье из Переслав- ля Залеского и из Ерославля да Москвы... ЦГАДА, ф. 214, стб. 669, лл. 5-6, 27. [51] № 7 1696 Г. — МАРТ. * — ЧЕЛОБИТНАЯ АРХИМАНДРИТА УГЛИЧСКОГО АЛЕКСЕЕВСКОЮ МОНАСТЫРЯ ГЕРАСИМА РОСТОВСКОМУ МИТРОПОЛИТУ ИОСАФУ О НЕПОВИНОВЕНИИ КРЕСТЬЯН СЕЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРОДСКОГО СТАНА УГЛИЧСКОГО УЕЗДА (* — Число в документе не указано) Бьет челом богомолец твой Углецкого Алексеевского монастыря архимандрит Герасим с братьею... И те монастырские наши крестьяне и староста села Воскресенского на сход не ходят, и монастырского оброку и столового запасу в монастырь не платят, и дров и тесу не возят, и всякого монастырского изделья не делают — чинятся твоему, государь, святительскому указу сильны, а нам, богомольцам твоим, стали ни в чем не послушны, всячески поносят,... и морят голодом, и старост вновь не выбирают, и от церкви божией отстали, не ходят. Пожалуй нас, богомольцев твоих, вели, государь, из Ростова послать своего святительского сына боярского с недельщики (Недельщик — пристав, ездивший за обвиняемыми и представляющий их на суд), и тех наших непослушных и сильных воскресенских крестьян и старосту на Углече на своем святительском домовом дворе смирить, и монастырские оброки, и столовой запас, и дрова, и тес на них доправить. И вели, государь, всякое монастырское изделье по-прежнему делать и во веем слушать. УФГАЯО, ф. 39, оп. 1, д. 32, л. 1, Черновик. Текст воспроизведен по изданию: Ярославский край. Сборник документов по истории края (XI век - 1917 год). Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль. 1972 |
|