Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

[1420-е — нач. 1450-х гг.] 78 — Купчая игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Михаила у Гриди Данилова на пустошь Сивцевскую в Оларевской слободке [Вологодского у.]

Се яз, игумен Михайло 79 спаской 80, з братьею купили есмя у Гриди у Данилова пустошь Сивцевскую в слободе в Олареве 81 с Поповским в межах, а дали есме на ней три рубли, а пополнка свинью. А отвод земли, куды топор ходил, куды плуг ходил, куды коса ходила.

А на то послуси: Митя Орхипов, Семен Брюхо.

А грамоту писал Митя Тимин.

ГБЛ, ф. 711, № 861145, л. 4 об. Список нач. XX в.
Другой список:
нач. XX в. (там же, л. 3).

Факт купли Сивцевской пустоши игуменом Михаилом у Гриди Данилова отмечен в литературе без ссылки на источник (Савваитов-4, с. 53). [96]


№ 2

[1449 г.] 82 — Данная Демида Васильева сына игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Михаилу на пустошь Кубцовскую [в Городском стане Вологодского у.]

Се яз, Демид Васильев сын, дал есми в дом святому Спасу пустошь Кубцовскую игумену Михаилу 83 з братьею по своем отце, и по своей 84 матери, и по своем брате по Игнатие за годовое, за 7 рублев, да и за впись 85. А отвод земле по старым межам, куды плуг ходил и топор и коса ходила.

А на то послуси: Иван Ондриев сын да Григорей Кузнец, да Семен Брюшко.

А грамоту писал Ивашко Кобяков 86.

А грамоту печатал Демид братнею печатью Игнатьевой.

ГБЛ, ф. 711, № 86/145, л. 6. Включенный акт в составе правой грамоты [1495 г.] в списке нач. XX в. (см. № 8).

Факт вклада Кубцовской пустоши в Спасо-Прилуцкий монастырь Демидом Васильевым сыном отмечен в литературе без ссылки на источник (Савваитов-4, с. 53).


№ 3

[1471/72 г.] 87 — Жалованная заповедная грамота вологодского кн. Андрея Васильевича Меньшого игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Макарию на рыбные ловли и пожни на р. Сухоне в Комельской [вол.], на оз. Лосте и р. Лосте с притоками в Лоскомской [вол. Вологодского у.]

Великаго рад(и) Сп(а)са, по грамоте о(т)ца своего великаг(о) кн(я)зя Васил(ь)я Васил(ь)евич(а) и по грамоте м(а)т(е)ри своие великие кн(я)г(и)ни Марьи, се яз, кн(я)зь Андрей Васил(ь) евич(ь) 88, пожаловал есм 89 свой манастырь на Прилуце у Вологды сп(а)сково игумена Макарью 90 з брат(ь) ею или кто по нем ины игумен будет. [Ч]то 91 деи их езы и пожни манастырьские на реце на Сухоне в Комел(ь)ском уезде, и коли имут те езы бити и пожни косити, не надобе им волостелей комел(ь)ских докладывати, ни их тиунов, также имут драва сечи на манастырь, или лыка сечи на берегу, или бревна, или осляди, или иное что, или лодейку делати, или имут рыбы ловити неводы и иною всякою 92 ловлею, и о всем о том не надобе им докладывати волостелей комел(ь)ских 93, ни [их] 94 тиунов, да ото их пожни на озере на Лосте и исток в реце в Лосте 95, и ис тово ж(е) озера падун(ы) речки малые в ту же реку в Лосту — Лежекурья да Моткас в Лоскомском уезде, и яз, кн(я)зь Ондрей Васил(ь) евич(ь), игумена з брат(ь) ею пожаловал: те пожни на озере косят и исток в реце ловят, и озеро ловят, и те реки малые, а волостелей лоскомских и их тиунов не докладая. А опришним есм 96 ловцем тово озера, ни реки Лосты, ни тех речек малых ловити не велел мережами или иною никоторою ловлею, ни истоков в тех речках в малых заимати, оприч(ь) манастырьских ловцев... 97 [97]

На обороте: 98 Княз(ь) Андрей Васил(ь)евич(ь). Подтверждение: По сей грамоте княз(ь) велики Иван Василиевич(ь) пожаловал спаского игумена Ефросима 99 з брат(ь) ею, что на Прилуце, наместником своим 100 волого[д]ским 101, и волостелем, и их тиуном, и все[м] 102 пошлиннико[м] 103 сее [их] 104 грамоты рушити не велел никому ничем, а велел ходити о всем по сей грамоте, как в ней писано, доколе княз(ь) велики тот монастырь пожалует своими грамотами жаловалными.

А подписал диак Василей Мамырев 105.

ГБЛ, ф. 711, № 86/144, л. 1-1 об.; Архив ЛОИИ СССР, ф. 238, карт. 33, № 2 Сбывш. № 1а), л. 1-1 об. Подлинник, 2 отрывка.

По данным переписной книги монастыря 1701 г., в конце грамоты была черная восковая печать (Каштанов С. М. Очерки, с. 482-483, № 80).

Другие списки: нач. XX в. (ГБЛ, ф. 711, № 86/145, л. 8 об.), XX в. (Там же, № 86/144, л. 3 об.); оба списка сняты с гранковского фрагмента грамоты.

Публ.: АСЭИ, т. 3, № 273, с. 288 (отрывок из колл. Н. П. Лихачева).

Уп.: Савваитов-3, с. 11; Савваитов-4, с. 13, 53; Каштанов С. М. Очерки, с. 482-483, № 80; ГБЛ в 1975 г., с. 23. [98]


№ 4

[Ок. 1472-1475 гг.] 106 — Жалованная безданная тарханно-оброчная грамота вологодского кн. Андрея Васильевича Меньшого игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Геннадию на монастырские деревни в Городском стану и в Оларевской слободке [Вологодского у...]

Се яз, княз(ь) Андрей Васил(ь)евич 107, пожаловал есми сп(а)скаго игумена Генадья 108 на Прилуце или хто по нем иный игумен будете Что их писал писець мой дьяк Фед(о)р Мячков 109 их деревни манастырьскии пят(ь)ю сох бес четверти в Городском стану и в Волореве слободки, ино им с тех деревянь не надобе моя дань, ни иныи 110 никоторыя 111 пошлины. А дают с тех с своих деревянь со всех за мою дань, князь Андрея Васильевича, и за все пошлины в мою казну з году на год пять Рублев, а боле того им не надобь в весь год ничто. А дают тот оброк пять рублев в мою казну по Крещеньи в тот же день. А данщики мои и дани моей с их деревянь не емлют. А хотя коли будет данщику моему дань взять с их деревянь, и они у них возмут за мою дань тот же оброк пять рублев, а боле того дани моей с их деревянь не емлют.

А хто ся ослушает 112 моей грамоты, быть ему от меня в казни.

На об.: К[н](я)зь Андрей Васил(ь)евич(ь) 113.

ГБЛ, ф. 711, № 86[144, л. 2-2 об. Подлинник, отрывок. Там же, № 86/145, л. 4. Копия нач. XX в.

По данным переписной книги 1701 г., в конце грамоты была черная восковая печать (Каштанов С. М. Очерки, с. 482, № 79).

Другой список: XX в. (ГБЛ, ф. 711, № 86/144, л. 3). Копия с гранковского фрагмента грамоты.

Уп.: Савваитов-3, с. 10-11; Савваитов-4, с. 12-13, 54; Каштанов С. М. Очерки, с. 482, № 79; ГБЛ в 1975 г., с. 23. [99]


№ 5

[1481 г. июля-1493 г. апр.] 114 — Разъезжая грамота судьи в. кн. Ивана Васильевича Ивана Дмитриева Согорского монастырской земле д. Фофановской с землей черносошного крестьянина Фильки Козина д. Вепревым в Оларевской вол. [Вологодского у.]

|л. 4 об.| Став на земле меж деревнею спаскою Фофановскою 115 и воларевскою деревнею Вепревым, се били челом судье Ивану Дмитрееву Согорскому 116 старец Сергей 117 Спаского монастыря Прилуцкого да Филка Козин Воларевские волости.

Так рек старец Сергей: Бил есми 118, господине 119, челом государю великому князю от игумена от спаского и от всее братии на того на Филку на Козина: пашет, господине, нашие деревеньки Фофановские спаскую землицу, и князь великий нам дал тебя розъещиком, велел тобе, госдодине, нашу землицу с Филкою разъехати. И Филка, господине, с нами смирился, нам, господине, нашое землици сступается от своие деревни от Вепревские к нашей деревне к Фофановской. А се, господине, Филка пред тобою.

И Филка так рек: Та, господине, земля спаская Фофановская лежала пуста и лесом великим поросла 120, а чем е, господине, пахано за пусто 120, а старцы, господине, посадили крестьянина на ту землю ново, и им, господине, их ся земли отступаю от своей деревни от Вепревские. А поеди, господине, за мною, я, господине, и межу старую укажу.

И Филка повел судью от Гарасимовские земли болотом до мостища межи своею деревнею Вепревым и спаскою деревнею Фофановскою, да от мостища ручаем да на смоловатую сосну на кривую, а ркучи: /л. 5/Яз, господине, пахал по та места, а то, господине, знает Якуш Никонов да брат его Кирило.

И Якуш да Кирило так рекли: Поеди, господине, за нами, мы тобя ведем по меже.

И судья поехал за Якушкою и за Кирилом от кривые сосны на прямую сосну, да на сухую сосну, да на березу суховерхую, да 121 от березы врагом до портомоища, да от портомоища до Мичковского осеку 122, а ркучи: То, господине, межа спаской деревне Фофановской с моею пустошью з Дорогушею.

А на разъезде были: в сотского место городского Головина 123 дядя его Федор Мылников, да Иван Савельев, да Фома Демидов, да Ваха Ондреев, да староста Воларевский Дема Онисимов сын Казаринов, да Кондрат Куньяк Иванов, да Борис Онкудинов, да Ермола Ерш Устинов.

ГБЛ, ф. 711, № 86/145, л. 4 об.-5. Список нач. XX в. Другой список: нач. XX в. (Там же, л. 3-3об.). [100]


№ 6

[1481 г. июля-1493 г. апр.] 124 — Жалованная слободская грамота в. кн. Ивана Васильевича слободчикам Сергею Толве Кузьмину сыну и Максиму Фомину сыну на черные земли в Авнежской вол. и Шейбохте и по обе стороны р. Сухоны в Вологодском у.

Се яз, князь великий Иван Васильевич 125 всея Руси, пожаловал есми |л. 6| Сергейка Толву Кузьмина сына да Максима Фомина сына в Вологодском уезде в Авняской волости 126 да в Шейбохте 127 своими землями и 128 черными: пустошью Иванинскою, да двоими пустошьми Чадуевскими, да Федцовскою пустошью, да Островскою, да Харламцовскою по обе стороны Сухоны реки 129 от Кибаски 130 да до Бубнецова 131 Двиници озерища 132, до Черные речки 133 пустошьми Вахоровскою, да Торяковскою, да Ватаманцовою, да Вотчиною 134, да Дорогою, да Ведерницким, да Цибоглазовым 135, да Кубцовою, да /л. 6 об./ Девичьею, да Максимовою, да Овинкиною, да Плотицкою, да Чепелевою, да Насудниковою, да Понвичью, да Ладниковою, да Мрединью 136, да Коровайцовою, да Полкаикою 137 Белою, да Нагишовскою Белою, да Яковлевскою Белею 138. И те де пустоши лежат пусты от мору от великого 139 и лесом великим поросли, а не пашет де тех пустошей нихто. Оже будет так, и яз, князь великий, пожаловал Сергейка и Максимка.

ГБЛ, ф. 711, № 86/145, л. 6-6 об. Включенный акт в составе правой грамоты [1495 г.] в списке нач. XX в. (см. № 8). [101]


№ 7

[1481 г. июля — 1493 г. апр.] 140 — Жалованная грамота в. кн. Ивана Васильевича игумену Спасо-Прилуцкого монастыря Евфросину на монастырские села и деревни в Вологодском у., описанные великокняжеским писцом Иваном Михайловым [Волынским].

Се яз, князь великий Иван Васильевич всея Русио пожаловал есми спаского игумена прилуцкого Ефросима з братьею или хто по нем иный игумен будет. Что 141 их села и деревни в Вологодском стану Кубцовская пустошь и иныя земли по писму Ивана Михайлова..., 142

ГБЛ, ф. 711, № 86/145, л. 7. Включенный акт в составе правой грамоты 1495 г. в списке нач. XX в. (см. № 8).

Сведения из грамоты были использованы в литературе, но без ссылки на источник (Савваитов-4, с. 53-54).


№ 8

[1495 г. окт. — дек.] 143 — Правая грамота суда великокняжеских вологодских тиунов Обрезка Паздерина и Злобы Воронцова по тяжбе между крестьянином Спасо-Прилуцкого монастыря Михаилом Попком Ульяновым сыном и черносошным крестьянином Митей Демидовым сыном о земле Кубцовской пустошиГородском стане Вологодского у.]

|л. 5| Си суд судили великого князя Ивана Васильевича всея Руси тивуни вологодские Обреск Паздерин 144 да Злоба Воронцов 145, став на земле на Кубцовской пустоши. Тягался Михайло Попко Ульянов сын с Митею з Демидовым сыном.

Так рек Михалко: Жалоба ми, господине, на того Митю Демидова сына. Дали мне, господине, спасские старцы, келарь Марк з братьею, [102] монастырскую землю спасскую Кубцовскую пустошь, да и грамоту ми, господине, на ту пустошь дали. И яз, господине, ту пустошь пахал, рожь есми, господине, и ярелет сеял, сего лета сеял, да и пожал. А сего лета, господине, пахал ту землю на паренину и рожь сеял. Я же и избу есми, господине, на той земле поставил, да и жити сел. А тому, господине, придет другой год весна, как мя тою пустошью пожаловали и грамоту мне на Нее дали келарь з братьею. Деется, господине, сее осени, за неделю до Покрова, приехавши ко мне ночи тот Митя с товарыщи, со многими людми, /л. 5 об./ да меня, господине, бил и из избы мя выметал силне, и яз, господине, того Митю знаю, а иных, господине, людей, товарищов его, не познал. А се, господине, спасскии старци, келарь Марк з братьею, и грамота моя дана пред вами.

И судии спросили Мити Демидова.

И Митя так рек: Та, господине, земля 146 Купцовская пустошь великого князя, а не спасская. Дали мне, господине, ту пустошь Кубцовскую слободщики Сергей да Максим и грамоту ми, господине, на нее дали, и яз, господине, потому сее осени того Михаля с тое земли и избы выметал, а его есми не бивал, ни знаю, ни ведаю. А се, господине, слободщики Сергей и Максим, и грамота даная 147 пред вами.

И судии спросили Михалка: Кому то ведомо, сказывал ты — ту землю пахал и избу на ней поставил?

И Михаль так рек: Ведомо то, господине, людем добрым Мелеху Филипову сыну, да Гриде Микулину сыну, да Ивану Мйкулину зятю. А се, господине, те люди добрые перед вами.

И судии спросили Мелеха Филипова сына, да Гридки Микулина сына, да Ивана Микулина зятя: Скажите, брать[е] 148, божию правду, ведомо ли вам, хто ту землю [пахал] 149, избу на ней поставил, где стоит?

И Мелех, и Гридя, и Иван так рекли: Сказати, господине, божия правда. Ту, господине, землю Кубцовскую пахал Михаль Попко 150 Улеянов сын, рожь, господине, и ярелет сеил, сего лета на ней сеял и пожал; и сего лета, господине, пахал ту землю на паренину. Михаль же и рожь на ней сеял, и избу, господине, поставил на той земле тот же Михаль Попко, а мы, господине, тоей избы ему пособляли и ставити.

И судии, выслушав грамоты обоих исцов, Михалкову и Митину, и въспросили спасских старцев, келаря Марка з братьею: Вы ли дали грамоту Михалю Попку на землю на Кубцовскую пустошь?

И келарь Марк з братьею так рекли: Та, господине, земля, пустошь Кубцовская, монастырская Великаго Спаса, а тому, господине, Михалю 151 Попку дали грамоту на пустошь на Кубцовскую.

И судии спросили слободщиков Сергея да Максима: Вы ли дали грамоту на ту пустошь на Кубцовскую Мите Демидову сыну?

И слободчики Сергей и Максим /л. 6/ так рекли: Та, господине, пустошь Кубцовская — земля великого князя, а грамоту, господине, дали тому Мите Демидову сыну мы на ту пустошь на Кубцовскую.

И судии спросили спасских старцев, келаря Марка з братьею: Почему вы ту пустошь называете монастырскою спасскою землею?

И келарь Марко з братьею так рекли: Дал, господине, ту землю, пустошь Кубцовскую, в дом Великому Спасу Демид Васильев сын, того, господине, Мити Демидова отец, и грамоту, господине, на ту пустошь Демид дал. А се, господине, грамота даная перед вами.

И судии спросили слободчиков Сергея да Максима: А вы почему ту пустошь дали Мите Демидову?

Сергей и Максим так рекли: Дали есми, господине, ту пустошь Мите по великого князя грамоте жалованной. А се, господине, грамота перед вами.

И судии вызрели в грамоте. В грамоте монастырской пишет 152:

Се яз, Демид Васильев сын, дал есми в дом святому Спасу пустошь Кубцовскую игумену Михаилу з братьею по своем отце, и по своей матери, и по своем брате по Игнатие [103] за годовое, за 7 рублев, да и за впись. А отвод земле по старым межам, куды плуг ходил и топор и коса ходила.

А на то послуси: Иван Ондриев сын, да Григорей Кузнец, да Семен Брюшко.

А грамоту писал Ивашко Кобяков.

А грамоту печатал Демид братнею печатью Игнатьевой 153.

А в Сергейкове и в Максимкове грамоте пишет 154:

Се яз, князь великий Иван Васильевич всея Руси, пожаловал есми Сергейка Толву Кузьмина сына да Максима Фомина сына в Вологодском уезде в Авняской волости да в Шейбохте своими землями и черными: пустошью Иванинскою, да двоими пустошьми Чадуевскими, да Федцовскою пустошью, да Островскою, да Харламцовскою по обе стороны Сухоны реки, от Кибаски да до Бубнецова Двиницы озерища, до Черные речки пустошьми: Вахоровскою, да Дьяковою, да Подсоцкою, да Ильинскою, да Торяковскою, да Ватаманцовою, да Вотчиною, да Дорогою, да Ведерницким, да Цибоглазовым, да Кубцовою, да /л. 6 об./ Девичьею, да Максимовою, да Овинкиною, да Плотицкою, да Чепелевою, да Насудниковою, да Понвичью, да Ладниковою, да Мрединью, да Коровайцовою, да Полкацкою Белою, да Нагишовскою Белою, да Яковлевскою Белею. И те де пустоши лежат пусты от мору от великого и лесом великим порослц, а не пашет де тех пустошей нихто. Оже будет так, и яз, князь великой, пожаловал Сергейка да Максимка 155.

И судии, выслушав грамоты, спросили келаря Марка з братьею: Можете ли вы того Демида, и послухов, и дьяка перед нами поставити?

И келарь Марк з братьею так рекли: То ся, господине, деяло давно. Тот, господине, Демид у мрел, и дьяк и послуси померли жь.

И судии спросили келаря Марка з братьею: Сколь же давно та земля Кубцовска[я] 156 пустошь придана к монастырю к Великому Спасу?

И келарь Марко з братьею тако рекли: Та, господине, земля пустошь Кубцовская, пашут ее на монастыре 157 к Великому Спасу крестьяне монастырские, а тому, господине, от сех мест 50 лет без 4-х.

И судии спросили Сергейка да Максимка: А за вами сколь давно та пустошь Кубцовская?

Сергейко и Максимко так рекли: За нами, господине, с тех мест, как нас князь великий ими пожаловал и грамоту нам на них дал.

И о сем судии реклися доложити государя великого князя или человека старишово.

И перед князем Васильем Ивановичем в тивун место в городских Обреска Паздерина да Злобы Воронцова доводщик их Пашка сей список положил и исцев, ищею крестьянина Прилуцкого монастыря Михаля Попка Ульянова сына и ответщика Митю Демидова сына, поставил.

И князь Василей Иванович, выслушав список, спросил обоих исцев: Было 158 ли вам так в суде, как в сем списку писано?

И обои исцы перед князем Васильем Ивановичем сказали, што им суд таков был, как в сем списке писано.

И став перед князем Васильем Ивановичем, старец Прилуцково монастыря Иона и в братии своей место всех старцов Прилуцкого монастыря так рек: Пожаловал нас государь наш князь великий, отец твой, дал нам на все /л. 7/ земли монастырския грамоту свою жаловалную по писму своего писца Ивана Михайлова Велынеского. А та, господине, пустошь Кубцовская писана в грамоте. А се, господине, грамота отца твоего великого князя жаловалная перед тобою.

И князь Василий Иванович вызрев грамоту, в грамоте пишет 159: [104]

Се яз, князь великий Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми спаского игумена прилуцкого Ефросима з братьею или хто по нем иный игумен будет. Что их села и деревни в Вологодском стану Кубцовская пустошь и иныя земли по писму Ивана Михайлова.... 160.

Князь Василий Иванович спросил слободщиков Сергейка да Максимка: Та ли то пустошь Кубцовская, которая в монастырской грамоте писана? Есть ли, опричь тое пустоши, иная пустошь Кубцовская? Почему ту пустошь Кубцовскую называете отца нашего великого князя землею?

И слободщики Сергейко и Максимко так рекли: Та то, господине, пустошь Кубцовская одна. А иные пустоши Кубцовские нет, оприче тое пустоши. Называем, господине, ту пустошь великого князя по грамоте отца твоего великого князя по жаловалной по слобоцкой.

И по тому князь Василей Иванович велел судьям вологодским тивунам Обреску Паздерину да Злобе Воронцову ищея Михаля Попка оправити, а ответчика Митю Демидова обвинити, а землю пустошь Кубцовскую велел присудити в монастырь святому Спасу на Прилук 161.

А подпись у судного списка великого князя дьяка Микифора Кобелева 162.

По княжь Васильеву слову 163 Ивановича великого князя тивуни вологодцкие Обрезка Паздерин да Злоба Воронцов ищею Михаля Попка оправили, а ответщика Митю Демидова обвинили, а землю пустошь Кубцовскую присудили в монастырь святому Спасу на Прилук 164.

А на суде были мужи: соцкий Лука Онтипин сын 165, да Федор Гавриловна Борис Ощера, да Иван Сухерин, да Микита Фомин, да Степан Кузнец.

В конце той выписи приложены две печати восковые черные.

ГБЛ, ф. 711, № 861145, л. 5-7. Список нач. XX в.

Сведения о двух черных восковых печатях подтверждаются переписной книгой 1701 г. (см.: Каштанов С. М. Очерки, с. 483, № 81).

Уп.: Каштанов С. М. Очерки, с. 483, № 81. [105]


Приложение

[1420-е — нач. 1450-х гг.] 166 — Купчая игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Михаила у старца Елизара и его сына Якова на д. Кожевникову с четырьмя пустошамиОколомонастырском ключе Вологодского у.]

Се яз, сиаськой игумен Михайло на Прилуце, купили есме святому великому Сп(а)су в дом у старца у Елезара да у его с(ы)на у Якова деревню Кожевникову 167 со всею рожию, что в той земле сеяна, да пустошь Цибоглаз[о]вьскую 168, да другую Чецеткино, да третью Беглецеву, да четвертую Гольцеву. А купили есме деревню и те пустоши со всем тем, что к той деревне и к тем пустошем исъстарины, потягло с луги, и с пожнями, и с лесы. А дали есме на той деревне и на тех пустошех полтретьятцять рублев наугородьских да корову пополънька. А завод той деревне и тем пустошем по старым межам, куды топор ходил, куды коса ходила, куды плуг ходил.

А на то послуси: Савелей Илиин, да Андрей Мицков 169, да Иван Короваев, да Гридя Кузнець, да Петруша Корьмник.

А грамоту писал Васка Демехов.

Архив ЛОИИ СССР, ф. 271, оп. 1, № 2. Подлинник.

Публ.: Лихачев Н. П. Бумажные знаки, с. XXIII и прил., табл. X (автотипия купчей).

Комментарии

78. Датируется условно по времени предполагаемого игуменства Михаила на основе соотношения данного акта с другой купчей того же лица (прил. и примеч. 2). Не исключена более узкая датировка 1440-ми-нач. 1450-х гг., если признать, что послух купчей Семен Брюхо и послух данной 1449 г. Семен Брюшко (№ 2)-одно лицо.

79. Игумен Михаил в «Списках» П. М. Строева не упоминается (Строев, стб. 737). Сведения о нем в актовом материале Спасо-Прилуцкого монастыря впервые были найдены Н. П. Лихачевым в купчей на д. Кожевниково с пустошами (см. прил.). На основании вержеров и толщины бумаги купчей Н. П. Лихачев считает, что эти признаки указывают на время «около 1400 года» и, как исключение, — «около 1410 года» (Лихачев Н. П. Бумажные знаки, с. XXIII). Эту датировку Н. П. Лихачев подкрепил ссылкой на сведения монастырского синодика, полученные им от архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Анатолия. Вместе с тем датировка акта по почерку вызвала разногласия у палеографов, к которым обращался Н. П. Лихачев. Все они, «за исключением А. А. Шахматова, отнесли документ ко времени не ранее половины XV столетия» (Там же). И. Н. Суворов, обнаруживший в архиве Спасо-Прилуцкого монастыря еще два акта с упоминанием имени игумена Михаила (см. № 1 и 2), включил Михаила в список настоятелей Спасо-Прилуцкого монастыря после игумена Константина перед Макарием (Савваитов-4, с. 53). В нач. 1450-х гг. настоятелем монастыря был, по-видимому, Макарий (см. примеч. 4 к № 3). Учитывая это, а также то, что игуменство свыше 40 лет маловероятно, предположительно принимаем для игуменства Михаила 1420-е гг. — нач. 1450-х гг.

80. В ркп. первоначально было спасской, затем одна буква с в середине слова была зачеркнута.

81. Оларевская слобода, или слободка, — очевидно, местность вокруг д. Оларево с жителями, освобожденными от налогов и повинностей тяглого населения (ср.: Шумаков С. Сотницы, с. 71-72). В XIX в. д. Оларево находилась в 20 верстах к северу от Вологды по дороге на Архангельск (Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Спб., 1866, [вып.] 7. Вологодская губерния, с. 4, № 29 (далее: СНМ). Ныне с. Оларево расположено на юге Сокольского р-на Вологодской обл.

82. Датируется на основе указания правой грамоты [1495 г.] о времени перехода земли Кубцовской пустоши во владение Спасо-Прилуцкого монастыря (см. № 8).

83. См. примеч. 2 к. № 1.

84. В ркп. буква и испр. из первоначально написанной буквы м.

85. Впись, или впис — включение имени в синодик для поминания (Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1976, вып. 3, с. 83).

86. Ивашко Кобяков известен исследователям как писец данной Никифора Моисеева сына Черноусова Спасо-Прилуцкому монастырю на вотчинную его пожню в устье р. Лосты близ Вологды (АСЭИ, т. 3, № 274, с. 289). И. А. Голубцов условно датировал эту данную ок. 1470-1490-х гг. (Там же, примеч. к. № 274). Если учесть, что Ивашко Кобяков оформлял данную Демида Васильева сына на Кубцовскую пустошь в 1449 г., а в 1495 г. его уже не было в живых (№ 8), то составлять документы он мог скорее всего в близлежащие к 1449 г. годы. Поэтому данную Никифора Моисеева сына Черноусова следует датировать 1440-ми — 1450-ми гг.

87. Датируется на основании сведений из переписной книги монастыря 1701 г. (см.: Каштанов С. М. Очерки, с. 482-483, № 80). И. А. Голубцов датировал отрывок грамоты из коллекции Н. П. Лихачева 1462-1480 гг. (АСЭИ, т. 3, № 273, с. 288).

88. Кн. Андрей Васильевич (1452-1481) — седьмой сын в. кн. Василия II, удельный вологодский князь (см.: Зимин А. А. Удельные князья и их дворы во второй половине XV и первой половине XVI в. — В кн.: История и генеалогия. М., 1977, с. 172-173). Удел получил по духовной грамоте отца (ДиДГ, с. 195), но фактически вступил в управление «не раньше 1466 г.» (см.: Каштанов С. М. Очерки, с. 370, 481-482).

89. В ркп. в конце слова написана буква ъ.

90. Игумен Макарий — составитель Жития и Службы Дмитрию Прилуцкому. В списках настоятелей монастыря указания на время его игуменства нет. В. О. Ключевский, исследовав Житие Дмитрия Прилуцкого, заключил, что оно было составлено игуменом Макарием «в начале второй половины XV в.» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Спб., 1871, с. 188-189). Данная Демида Васильева сына косвенно подтверждает справедливость мнения В. О. Ключевского о времени написания Жития Дмитрия Прилуцкого: в 1449 г. игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря был еще Михаил (см. № 2). Очевидно, игуменство Макария началось в 1450-х гг. и продолжалось по крайней мере до 1471/72 г.

91. Буква ч стерта.

92. Текст отрывка из собрания А. П. Гранкова обрывается на всяко. Отрывок подлинника грамоты из коллекции И. П. Лихачева начинается с буквы ю.

93. Выносная буква х в слове комел(ь)ских сохранилась большей частью в отрывке подлинника из собрания А. П. Гранкова.

94. Часть бумаги с буквами их утрачена; при публикации отрывка в АСЭИ утраты еще не было.

95. Река Лоста течет к югу и юго-востоку от Вологды и впадает в Лежу — приток р. Вологды (АСЭИ, т. 3, с. 293, примеч. к № 277).

96. В конце слова написана буква ъ.

97. На этом текст отрывка подлинника грамоты из коллекции Н. П. Лихачева обрывается. На нижнем крае отрывка видны лишь верхние части от t и других букв и отдельные выносные буквы. Многоточие означает утрату текста.

98. Подпись и текст подтверждения до слов наместником своим находятся на обороте отрывка подлинника грамоты из собрания А. П. Гранкова. Подпись имени вологодского князя и текст подтверждения писаны иными почерками, отличными от почерка текста грамоты, и другими чернилами.

99. Игумена Евфросина («Ефросима») упоминает в списках настоятелей Спасо-Прилуцкого монастыря только И. Н. Суворов (Савваитов-3, с. 11, 44; Савваитов-4, с. 13, 53-54). Время игуменства не известно. По мнению И. А. Голубцова, предварительное подтверждение жалованной грамоты 1471/72 г. в. кн. Иваном III следует датировать примерно 1481 г. (АСЭИ, т. 3, с. 288). Позднее Иван III выдал игумену Евфросину жалованную грамоту на монастырские земли «в Вологодском стане», описанные писцом И. М. Волынским (см. № 7). Игуменом Евфросин стал, очевидно, после Геннадия (см. примеч. 3 к № 4). После него, с 1499 г., известен игумен Сергий (Строев, стб. 737; Савваитов-4, с. 54). В азбучном указателе имен русских деятелей удалось найти сведения о том, что игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря «около 1490 г.» был Ефрем (Сборник Императорского Русского исторического общества. Спб., 1887, т. 60, с. 249). Первоисточник этой даты и имени, к сожалению, не известен. Возможно, сведения получены из монастыря. Вместе с тем в одном из монастырских синодиков после игумена Макария, но перед Сергием указан Ефрем (Савваитов-1, с. 39). Если не допустить возможность искажения имени игумена (Ефросим-Ефрем) и не подвергать сомнению дату, приводимую в азбучном указателе, то игуменство Евфросина следует ограничить ок. 1490 г.

100. Далее следует текст, содержащийся на обороте отрывка подлинника грамоты из коллекции Н. П. Лихачева.

101. В ркп. вологоским.

102. В ркп. в слове всем от выносной буквы м сохранилась только нижняя часть.

103. В ркп. в слове пошлинником от выносной буквы м сохранилась только нижняя часть; в гранковском отрывке акта у нижнего края видно титло, стоявшее над я.

104. В ркп. слово их после реставрации почти не читается.

105. Василий Мамырев (1432-1490) — видный деятель великокняжеского дьяческого аппарата посл, трети XV в. Дьяк с 1471 г. После подписания грамоты кн. Андрея Меньшого на имя Ивана III в 1485 г. посылался «рубить» Владимир (о нем см.: Зимин А. А. Дьяческий аппарат, с. 251; Кучкин В. А., Попов Г. В. Государев дьяк Василий Мамырев и Лицевая книга пророков 1489 г. — В кн.: Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974, сб. 2, с. 111-117).

106. Датируется условно по соотношению формуляров публикуемой грамоты и жалованной грамоты вологодского кн. Андрея Васильевича игумену Кирилло-Белозерского монастыря Игнатию 1471-1475 гг. (АСЭИ, т. 2, № 202, с. 131), а также по тому, что игуменство Геннадия не могло начаться ранее сент. 1471 г. (см. № 3).

107. См. примеч. 2 к № 1.

108. Игумен Геннадий внесен И. Н. Суворовым в список настоятелей монастыря из публикуемого акта. В работе 1902 г. И. Н. Суворов ошибочно поместил Геннадия перед Макарием (Савваитов-3, с. 44), в издании 1914 г. он указал его после Евфросина (Савваитов-4, с. 54). Очевидно, Геннадий был настоятелем между 1471/72-1481 гг. (см. № 3).

109. Федор Иванович Мячков — дьяк вологодского кн. Андрея Меньшого ок. 1480/81 г. (АСЭИ, т. 3, № 270, с. 285). Ранее был дьяком в. кн. Марии Ярославны (Там же, т. 1, № 237, с. 167). Родословцы отмечают, что он был казначеем, затем дворецким в. кн. Марии Ярославны. «А после того тот же Федор Мячков был в уделе у князь Андрея Васильевича Меньшого на Вологде боярин и дворецкой» (Веселовский С. Б. Исследования, с. 416). Очевидно, до фактической передачи вологодского удела кн. Андрею Меньшому Ф. Мячков в качестве дьяка ведал этой территорией. В 1464/65 г. Ф. Мячков подписал жалованную грамоту в. кн. Ивана III Тимофею Матафтину на д. Бурдуковскую с пустошами в Вологодском у. (Каштанов С. М. Очерки, с. 481-482, № 78). Ок. 1472-1475 гг. Ф. И. Мячков описывал земли Спасо-Прилуцкого монастыря в Городском стане и в Оларевской слободке. Подтверждение тому — в упоминании «мичковский осек» (см. № 5).

110. На этом текст отрывка подлинника жалованной грамоты кн. Андрея Васильевича Меньшого из собрания А. П. Гранкова оканчивается. На нижнем поле видны верхние части отдельных букв и выносная буква х. Дальнейший текст грамоты воспроизводится по суворовской копии из собрания А. П. Гранкова.

111. В копии И. Н. Суворова читается никоторой, однако, судя по сохранившимся начертаниям верхней части букв в отрывке подлинника, окончание у этого слова ыя.

112. В копии И. Н. Суворова после слова ослушает в круглых скобках приписаны буквы ся.

113. Подпись имени вологодского кн. Андрея Васильевича воспроизведена с оборота отрывка подлинника. Подпись сделана почерком, отличным от почерка текста грамоты. Буква н в слове князь стерлась.

114. Датируется условно: начальная дата — переход вологодского выморочного удела под управление в. кн. Ивана III, конечная — основывается на предположении, что разъезд земель мог состояться до описания монастырских владений великокняжеским писцом И. М. Волынским где-то между июлем 1481 г. и апр. 1493 г. (см. № 7, примеч. 1, 3). Если признать, что игуменство Евфросина продолжалось до 1490 г. (см. № 3, примеч. 13), то конечную дату можно сдвинуть до 1490 г.

115. Дер. Фофановская — то же самое, что и дер. Фофанцево, упоминаемая в сотной 1543/44 г. в числе владений Спасо-Прилуцкого монастыря в Оларевской слободке (Шумаков С. Сотницы, с. 72). По данным XIX в., находилась в 13 верстах к северу от Вологды по дороге в Архангельск (СИМ, с. 3, № 24).

116. Иван Дмитриевич Согорский (Сугорский) — представитель измельчавшего рода белозерских князей. О службах И. Д. Согорского ничего не известно. По данным родословцев, имел 5 сыновей (Редкие источники по истории России. М., 1977, [вып.] 2, С. 162), из которых самым известным был И. И. Лыско Согорский. П. Н. Петров допустил ошибку, считая Ивана Лыско Согорского сыном кн. Д. С. Согорского, а не внуком (Петров П. Н. История родов русского дворянства. Спб., 1885, т. 1, с. 110; ср.: Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Спб., 1895, т. 2, с. 267; АСЭИ, т. 3, примеч. к № 284, с. 555). Ошибка П. Н. Петрова, к сожалению, повторена (см.: Копанев А. И, История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951, с. 41, примеч. 5).

117. Сергей, старец Спасо-Прилуцкого монастыря, — возможно, будущий игумен. Сергий (см.: Строев, стб. 737; Савваитов-4, с. 54). Вести переговоры с великокняжеским судьей Сергий мог как соборный старец, а игумены обычно избирались из их среды.

118. Далее в ркп. две буквы зачеркнуты.

119. Далее в ркп. две буквы зачеркнуты.

120-120. Так в ркп.

121. В ркп. первоначально было дать, но затем две последние буквы зачеркнуты.

122. «Мичковский осек» — лесная ограда около пашни из сваленных друг на друга деревьев, устроенная, очевидно, при описании монастырских земель в Оларевской слободке дьяком Ф. И. Мячковым (см. № 4, примеч. 4).

123. Головин, сотский, — возможно, сотский Иван Васильев сын Голова, бывший послухом у посильной купчей попа Федота Карпова на скупленные им земли близ Вологды на р. Лосте возле владений Спасо-Прилуцкого монастыря в 1502/03 г. (АСЭИ, т. 3, № 277, с. 293). Ок. 1480-1483 гг. при другом вологодском земельном акте послухом был Иван Васильев сын (Там же, т. 2, № 257, с. 307). Не исключено, что этот послух и сотский Голова — одно лицо.

124. Дата определяется временем, когда Иван III — великий князь «всея Руси» — распоряжался вологодскими землями (июль 1481 г. — окт. 1505 г.), и когда земли Вологодского у. могли быть еще не описаны великокняжеским писцом И. М. Волынским (см. № 7).

125. Далее в ркп. следует в круглых скобках примеч. И. Н. Суворова: т.е. Ш-й.

126. «Авняская волость» — это, судя по всему, Авнежская волость (написание «в Авняской волости» объясняется редукцией гласного е в заударном слоге и ассимиляцией согласных (же-шс-сс-с). Волость находилась при р. Авнежке — правом притоке р. Сухоны в Тотемском у. Вологодской губ. примерно в 60 верстах к северо-востоку от Вологды (СНМ, с. 312; ср.: Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Спб., 1892, [т.] 2, с. 44, № 595). Авнежские земли («Авнега») были завещаны в составе вологодского удела кн. Андрею Васильевичу Меньшому его отцом в. кн. Василием II Темным (ДиДГ, № 61, с. 195). После смерти удельного вологодского князя авнежские земли унаследовал Иван III (Там же, № 74, с. 276).

127. Шейбохта, или Шейбухта — местность в бассейне р. Шейбухты. По данным XIX в., река протекала по территории Тотемского у. Вологодской губ. по правую сторону от р. Сухоны (СНМ, с. 311, № 9050-9053, 9074-9076).

128. Так в ркп.

129. В ркп. первоначально было написано реки, но затем буква е была исправлена на е.

130. Так в ркп. Над словом Кибаски в ркп. поставлен знак вопроса. Возможно, тут описка и должно быть: Кибаксы. Под Кибаской, вероятно, следует иметь в виду р. Кибаксу — приток Нижней Сухоны (Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Спб., 1873, т. 4, с. 803).

131. Так в ркп.

132. Бубнецово Двинице озерище — очевидно, озеро, образованное на месте старого русла Двиницы, левого притока Сухоны (СНМ, с. IX). По данным XIX в., так называемые озерища сливаются весной с реками (СНМ, с. XI).

133. Черная речка, вероятно, протекала в XIX в. по территории Кадниковского у. Вологодской губ. слева от дороги на Великий Устюг (СНМ, с. 158, № 4692, 4696).

134. Под пустошью Вотчиною имеется в виду, возможно, позднейшая д. Вотчина, расположенная, по сведениям XIX в., на территории Кадниковского у. Вологодской губ. недалеко от р. Двиниды (СНМ, с. 156, № 4628). Впрочем, в Тотемском у. Вологодской губ. была деревня с таким же названием (Там же, с. 306, № 8901).

135. Пустошь Цибоглазова находилась в Околомонастырском ключе, очевидно, на месте позднейшей д. Цибоглазово при р. Чернавке в 9 верстах от Вологды справа от дороги на Белозерск (Шумаков С. Сотницы, с. 70; Савваитов-4, с. 14; СНМ, с. 12, № 281; Лихачев Н. П. Бумажные знаки, с. XXIII). Она была куплена в 1420-х — нач. 1450-х гг. игуменом Михаилом у старца Елизара, вероятно, постриженика Спасо-Прилуцкой обители (прил.); в 1653 г. упоминается как село (ГБЛ, ф. 228, № 187, л. 142 об.).

136. Над словом Мрединью в ркп. знак вопроса.

137. Над словом Полкацкою в ркп. знак вопроса.

138. Так в ркп.

139. Мор великий — эпидемия 1426 г., охватившая многие русские города и села (ПСРЛ. М.; Л., 1949, т. 25, с. 247).

140. Дата определяется временем, когда Иван III — великий князь «всея Руси», мог распоряжаться вологодскими землями (июль 1481 г. — окт. 1505 г.), и временем, когда земли Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологодском у. могли быть описаны великокняжеским писцом И. М. Волынским: не ранее июля 1481 г. и не позднее апр. 1493 г. Если признать достоверность известия о времени игуменства Ефрема (см. № 3, примеч. 13), то конечную дату акта можно передвинуть до 1490 г.

141. В ркп.: и то.

142. Писец Иван Михайлов — Иван Михайлович Волынский, или Велынеский (фамилия «Велынеский» происходит от древнерусского слова Велынь, что равнозначно слову Волынь), как он назван в правой грамоте 1495 г. (см. № 8). И. М. Волынский — правнук знаменитого героя Куликовской битвы 1380 г. кн. Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского, приехавшего на службу к в. кн. Дмитрию Ивановичу из Волыни. Отец И. М. Волынского, Михаил Борисович, служил при дворе в. кн. Василия II. В 1464/65 г. он описывал костромские земли (АСЭИ, т. 1, № 585, 587, 590, 591, с. 469, 475, 482, 483, 484). Очевидно, его сын Иван Михайлович описывал земли Вологодского у. после смерти кн. Андрея Меньшого и перехода удела во владение Ивана III. С мая 1493 по 1501 г. И. М. Волынский служил дворецким в Великом Новгороде (Власьев Г. А. Род дворян Волынских. — Известия Русского генеалогического общества, 1914, вып. 4, с. 127-201; Веселовский С. Б. Исследования, с. 286; Зимин А. А. О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI в. — Ист. зап., 1958, [т.] 63, с. 185, примеч. 29).

143. Датируется на основании времени, когда кн. Василий Иванович мог распоряжаться судебными делами в качестве человека старейшего в. кн. Ивана III. Титул князя Василий Иванович носил с окт. 1490 до лета 1497 г. включительно (см.: Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV — первой половины XVI в., с. 38, 97-98). Выполнять функции судьи высшей инстанции он мог в отсутствие в. кн. Ивана III в Москве с 20 окт. 1495 по 24 марта 1496 г. (см.: Там же, с. 48). Суд начался, видимо, в окт. 1495 г. и кончился после 20 окт. 1495 г. Датируем условно — окт. — дек. 1495 г.

144. Об Обрезке Паздерине, великокняжеском вологодском тиуне, сведений нет. В окт. 1499 г. он был уже двинским тиуном, и ему докладывалась дельная грамота (Москвитянин, 1846, № 9/10, с. 154-169; Сборник грамот Коллегии экономии. Пб., 1922, т. 1, с. 73-74). Обрезок Паздерин в качестве двинского тиуна в 1500 г. назван также в изданном А. А. Титовым Двинском летописце (Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889, с. XI, 9). В новейшем издании Летописца сведений о Паздерине нет (см.: ПСРЛ. Л., 1977, т. 33, с. 149, 166). Не исключено, что известие о нем под 1500 г. А. А. Титов включил в Двинский летописец из какого-нибудь другого источника, возможно, из указанной выше дельной с неточным переводом даты (ср.: ПСРЛ, т. 33, с. 6).

145. О Злобе Воронцове иными сведениями не располагаем. В 1526/27 г. Роман Злобин сын Воронцов обменял свои земли в Дмитровском у. на земли своего брата Агафона Злобина в том же уезде. Одним из послухов меновной грамоты братьев Романа и Агафона был их родной брат Василий Злобин (Акты Русского государства 1505-1526 гг. М., 1975, № 291, с. 290-291). Позднее, в 1548/49 г., Роман Воронцов продал полученные им от брата Агафона сельцо Зады с деревнями слуге Троице-Сергиева монастыря Жуку Иванову Лодыгину (Там же, № 291, с. 338). По-видимому, указанные выше дмитровские землевладельцы Воронцовы были детьми Злобы Воронцова, служившего в 1495 г. вологодским великокняжеским тиуном. С. Б. Веселовский отмечает, что Воронцовы, бывшие в Дмитрове и Кашине, принадлежали к числу «заурядных городовых служилых людей» (Веселовский С. Б. Исследования, с. 369).

146. В ркп. первоначально на месте букв зем было ошибочно написано меж.

147. В ркп. первоначально написано данная, затем вторая буква к зачеркнута.

148. В ркп.: брать.

149. В ркп. слова пахал нет.

150. В ркп. первоначально было Пепко.

151. В ркп. первоначально было Михале.

152. Далее текст данной Демида Васильева сына Спасо-Прилуцкому монастырю на пустошь Кубцовскую в Вологодском у. [1449 г.] Примеч. к этому тексту см. выше (№ 2).

153. На этом оканчивается текст данной Демида Васильева сына (см. № 2).

154. Далее текст жалованной слободской грамоты в. кн. Ивана Васильевича слободчикам Сергею Толве Кузьмину сыну и Максиму Фомину сыну на черные земли в Авнежской вол. и Шейбохте и по обе стороны р. Сухоны в Вологодском у. [1481 г. июля — 1493 г. апр.]. Примеч. к этому тексту см. выше (№ 6).

155. На этом оканчивается текст жалованной слободской грамоты в. кн. Ивана Васильевича [1481 г. июля — 1493 г. апр.] (см. № 6).

156. В ркп.: Кубцовска.

157. Так в ркп.

158. В ркп. вместо о был ъ.

159. Далее текст жалованной грамоты в. кн. Ивана Васильевича Спасо-Прилуцкому монастырю на монастырские села и деревни в Вологодском у. Примеч. к этому тексту см. выше (№ 7).

160. На этом оканчивается выдержка из начального текста жалованной грамоты в. кн. Ивана Васильевича Спасо-Прилуцкому монастырю на монастырские села и деревни в Вологодском у. [1481 г. июля-1493 г. апр.] (см. № 7).

161. Так в ркп.

162. Никифор Кобелев — дьяк в. кн. Марии Ярославны, а затем в. кн, Ивана III. В 1480-х-1490-х гг. подписывал судебные земельные акты в пользу Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. В 1498-1499 г. удостоверял разъезжие грамоты дворецкого кн. П. В. Шестунова на земли Ивана III. Ок. 1495-1497 гг. у него хранились книги М. Б. Волынского с описанием костромских земель 1464/65 Г. (см.: Зимин А. А. Дьяческий аппарат, с. 242).

163. Буква у испр. из другой буквы.

164. В ркп. первоначально было: Прилуц, а затем буква ц была исправлена на к.

165. Сотский Лукьян Антипин сын известен и по данной им грамоте Федьке Ивашкову сыну на лес от 9 сент. 1495 г. (АСЭИ, т. 3, № 275, с. 289).

166. Датируется условно по времени предполагаемого игуменства Михаила (см. № 1, примеч. 2). Не исключена возможность датировки акта 1440-ми — нач. 1450-х гг., поскольку послух купчей Гридя Кузнец упомянут в том же качестве под именем Григория Кузнеца в документе 1449 г. (см. № 2).

167. Дер. Кожевникове находилась в Околомонастырском ключе на р. Чернавке (Шумаков С. Сотницы, с. 70; Савваитов-4, с. 14; СНМ, с. 12, № 279; Лихачев Н. П. Бумажные знаки, с. XXIII). Очевидно, упомянутые пустоши «тянули» к этой деревне (ср.: № 6, примеч. 12).,

168. В ркп.: Цибоглазвьскую.

169. Андрей Мицков, очевидно, — отец вологодского городского доброго человека Семена Андреева сына Мицкова (АСЭИ, т. 3, № 275, с. 289).

 

Текст воспроизведен по изданию: Новые акты Спасо-Прилуцкого монастыря XV в. // Записки отдела рукописей, Вып 43. М. Государственная библиотека СССР им В. И. Ленина. 1982

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.