|
РОСТОВСКИЕ ГРАМОТЫ XV-XVI ВЕКОВДва из трех публикуемых здесь документов уже были введены в научный оборот, однако их публикации были произведены по источникам, не передающим полностью текст грамот. Грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (см. № 1) дошла до нас в пересказе в составе жалованной грамоты царя Михаила Федоровича Ростовскому Борисоглебскому монастырю от 14 (?) сентября 1614 г. 1 В XIX в. Ф. А. Бычков опубликовал грамоту Михаила Федоровича, содержащую в себе также и пересказ другой, более ранней грамоты отца Михаила, князя Андрея Дмитриевича. Позднее И. А. Голубцов при составлении 3-го тома «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в.» привел выдержку из указной грамоты 1686 г. белозерским писцам О. Г. Башмакову и подьячему М. Гаврилову с изложением двух грамот белозерских князей, дошедших в составе все той же жалованной грамоты Михаила Федоровича. Текст грамоты Михаила Андреевича, приведенный в публикации И. А. Голубцова, оказался неполным, поскольку публикатор при издании опирался на указную грамоту 1686 г., а не на саму грамоту 1614 г. Таким образом, грамота была опубликована без иммунитетной составляющей. Белозерским же писцам конца XVII в. достаточно было и географической (первой) части документа. Грамота Михаила Андреевича в полном виде содержит в себе податные и судебные привилегии для Никольского Усть-Ковжского монастыря, бывшего с момента основания приписным к Ростовскому Борисоглебскому монастырю. Как явствует из грамоты 1614 г., в Борисоглебском монастыре подлинные грамоты князей XV в. в Смутное время «утерялись», сохранились лишь списки с [39] них. Судьба архива Борисоглебского монастыря тем более печальна, что это единственные актовые источники досмутного периода, и то дошедшие в пересказе. Аналогична судьба и другого документа – жалованной несудимой (с элементами уставной) и тарханно-проезжей грамоты царя Ивана IV ростовскому архиепископу Никандру от 5 января 1555 г. (см. № 2). Исследователям она была известна по пересказу в составе жалованной грамоты царя Михаила Федоровича от 13 января 1622 г. ростовскому митрополиту Варлааму 2. Грамота Михаила Федоровича была опубликована в 1880 г. А. В. Гавриловым 3. Однако в этой грамоте имеется ссылка на грамоту более раннюю, от 20 сентября 1614 г., выданную ростовскому митрополиту Кириллу. Между тем, в собрании Зинченко РНБ удалось обнаружить список конца XVII в. со списка грамоты 1614 г. (грамота за подписью дьяка И. И. Болотникова), имеющей подтверждение царя Алексея Михайловича от 16 января 1646 г. (за подписью дьяка И. Федорова). В отличие от грамоты 1622 г., грамота 1614 г. приводит текст грамоты 1555 г. полностью, за исключением подтверждения царя Федора Ивановича. Текст грамоты имеет точную дату – 5 января 1555 г. Ростовский исследователь А. Г. Мельник предположил, что грамота 1555 г. сохранилась в одном из центральных учреждений Москвы 4. Однако, подлинник грамоты 1555 г. погиб в Смутное время в 1609 г.: «литовские люди <...> жаловалную грамоту в то ж время со всеми с прежними с жаловалными грамотами и крепостьми взяли» 5. Сохранился («сыскалась») лишь список грамоты «на Устюге Великом оу попов». Именно этот список и «положил» митрополит Кирилл перед царем Михаилом Федоровичем, который, в свою очередь, выдал грамоту, подтверждавшую привилегии, полученные Ростовским владычным домом в 1555 г. Грамота Ивана Грозного была дана на все владения ростовского владыки, что позволяет получить представление о размере вотчины Ростовского архиерейского дома в середине XVI в. Так, земельные владения были расположены в Ярославском, Вологодском, Белозерском, Устюжском и Московском уездах. Однако самый большой массив земель находился в Ростовском уезде. Огромное количество деревень, пустошей и прочих селений группировалось вокруг 38 сел и селец, 2 погостов, а также 3 сел, принадлежавших Ростовскому владычному Белогостицкому монастырю 6. Как явствует из писцовой книги Ростовского уезда 1629-31 гг., за Ростовским архиерейским домом насчитывалось 19562,5 четвертей земли 7. [40] Следует заметить, что Ростовский архиерейский дом являлся из всех ростовских духовных феодалов самым крупным. Грамота 1555 г. отменяла те жалованные грамоты духовным корпорациям Ростовской епархии, которые освобождали церковнослужителей от уплаты налогов архиепископу. Жалованная обельно-несудимая грамота царя Федора Ивановича ростовским дворцовым рыболовам, устанавливающая порядок рыбной ловли в Ростовском озере, была выдана 20 декабря 1584 г. (см. № 3). Ее список второй половины XIX в. находился в составе сборника актов по Ростову конца XVI–начала XVIII в. * * * № 1 1432-86 гг. – Жалованная тарханно-несудимая грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича иг. Ростовского Борисоглебского м-ря на земли по pp. Ковже, Кеме и др. в Белоозере.Да по грамоте же князя Михаила Ондреевича велено тот монастырь Николы Чюдотворца ведати Борисоглебского монастыря игумену з братьею, и на усть Ковжи крестьяном делати землю на своем на черном лесу и пожни косить за рекою за Ковжею на Коневе наволоке с мегряны и с киядлены; а Орловские деревни монастырские крестьяне землю делают и пожни косят по Кеме реке да по Къяндице, да под Бродбою речкою и по Черное озерко, да по Холстов ручей земли и пожни, а Морьевские земли и пожни от Мор озера вниз по Морьеве реке правая сторона. И хто в тех починках учнет жити людей, и тем людем не надобе их княжая дань, ни писчая белка, ни которая иная данная пошлина. И тех людей наместники, ни слободчики не судят, опроче душегубства и татбы с поличным, и не всылают к ним ни по что, ни рыбники рыбново не емлют. А кого игумен бори-соглебской в том монастыре посадит игумена, и тот игумен тех людей ведает и судит. А у борисоглебского игумена з братьею того монастыря не отымати. РНБ.Ф. 532. Оп. 2. № 64. Изложение в составе жалованной грамоты 1614 г. Публ.: Акты, относящиеся к истории Ярославской губернии / Под ред. Ф. А. Бычкова. Ярославль, 1889. Т. 1. № 7. С. 9; Ярославские епархиальные ведомости. 1893. Часть неофициальная. Стб. 580, 581. № 2 1555 г. января 5. – Жалованная несудимая(с элементами уставной) и тарханно-проезжая грамота ц. Ивана Васильевича ростовскому архиепископу Никандру на земли в Ростовском, Московском, Ярославском, Вологодском, Белозерском, Устюжском уу. и слободы в Ростове, с отменой всех жалованных грамот, освобождавших духовенство Ростовской епархии от уплаты налогов архиепископу./Л. 1 об./ Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея России. Бил нам челом богомолец наш Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский, а [41] сказал, что де в Ростове на посаде домовая Пречистые Богородицы и великих ростовских чюдотворцов Леонтия и Исаия, и Игнатия, и Якова исконь вечная домовая отчина слободка белая на белой земле, а в той де слободке живут его, богомолца нашего Никандра архиепископа, приказные люди и дети боярские, и соборные церкви Пречистые Богородицы протопоп, и протодьякон, и ключарь, и все соборные попы, и дияконы, и подьячие, и /Л. 2/ дияки 8 певчие, и недельщики, и повары, и помясы, и приспешники, и хлебники, и всякие домовые служебники; да в Ростове же де на посаде домовая ладанная 9 слободка да сторожевская слободка, да рыболовская слободка исконь вечно поставлены на домовой земле Пречистые Богородицы и великих чюдотворцов, а живут де в той ладанной слободке домовые крестьянишка для всякого церковного строения истари, дана Пречистые Богородицы и великих чюдотворцов на ладан, а в сторожевой 10 слободке живут церковные сторожи, которые стерегут соборную церковь Пречистые Богородицы, а в рыболовской слободке живут рыбные ловцы, которые ловят рыбу на поваренной обиход, а с посадцкими де с черными с тяглыми людми та ладанная слободка и сторожевская и рыболовская никоторых податей не платят, и ни в которые розметы и в розводы, и всяким посланником и гонцом и на ям ни во что нигде с ними не тянут; да в Ростовском де уезде домовая ж вотчина в розных станех: село Фроловское Песочня у Ростовсково озера, село Лев, селцо Красное, селцо Перевесы, село Шурскало, село Гуменец, село Зверинец, село Боровичи, село Николское, село Матвеевское, село Деревни, селцо Кустер, селцо Сорокино, селцо Рожественое, селцо Ивановское, селцо Подрощенье, селцо Поклоны, селцо Подывье, селцо Демьяны, село Борисовское, село Звенячее, село /Л. 2 об./ Бурмакино, селцо Внуково, село Благовещенское что у Холму, селцо Козлово, село Творино, село Воскресенское на Лахочети, село Ставатино, село Борисово, погост Кобылей, село Екимовское, село Воскресенское, село Семеновское, село Воржа, село Вексицы, село Филимоново, селцо Кулачеево, селцо Спаское, село Годеново, погост Никола чюдотворец что на Печегде, и те все села з деревнями и с пустошми, и з селищи, и з займищи; да в Ростове ж на посаде монастырь Григорья Богослова, что в саду за архиепископлим двором, а к монастырю вотчины: деревня Козлово, деревня Новоселка, деревня Новое з деревнями и с пустошми, да на реке на Вексе монастырьских два еза; да в Ростовском же уезде монастырь Белогостицкой на реке на Вексе, а к монастырю вотчины: село Благовещенское на Горе, село Гора Лясконогова, село Ютцкое з деревнями и с пустошми и со всеми угодьи; да в царьствующем граде Москве в Китае-городе на Варварском Хресце домовой двор да за городом на Москве-реке слобода Дорогомиловская; да в Московском уезде село Клоково на реке на Похорке да деревня Конюшково, деревня Губцово, деревня Елизарово, деревня Нижное; да в Ярославском уезде деревня Тарасино, деревня Зименки, деревня Грудцыно, деревня Проскурино, деревня Гора, деревня Салное, деревня Строково, деревня Потья; да в Вологоцком уезде село Сяма, село Ракула, село Верхь-Вологда; да в Вологоцком же уезде городок Шуйской Низовец Лицыно да волость Шейпухта, да волость Козланга 11, /Л. 3/ да волость Кочково з деревнями и с пустошми; да в Белозерском уезде в Череповеси село Богородицкое да село Шухобот з деревнями; да в Устюжском уезде волость Владычня з деревнями; и на те домовые вотчинные слободки и во всех городех на вотчины и на всякие доходы и обиходы прародителей наших великого князя Василия Дмитреевича и прадеда нашего великого князя Василья Васильевича, и деда нашего великого [42] князя Ивана Васильевича, и отца нашего великого князя Василья Ивановича всеа России старинные даные жаловалные грамоты за златыми и за красными печатми и наши царьские уставные жаловалные грамоты, и сотные, и всякие крепости ростовские архиепископли во все городы в Ростов и в Ярославль, и на Углеч, и на Устюг Великий, и на Белоозеро, и на Романов, и в Шуйской городок, и тех всех городов в уезды в монастыри, и в княжие, и в боярские, и детей боярских, и монастырьские села, и наши дворцовые села, и в черные волости, архимандритом и игуменом, протопопом, и попом, и дьяконом, и церковным диячком, и звонцом, и пономарем, и во весь причет церковный о судех и о всяких безчинствах, и всяким людем о судех и управах в духовных делех, и о данех, и о венчалных пошлинах, и от знамян, и в провенчаньях жаловалные грамоты подаваны. И те все старинные жаловалные грамоты с подписми богомолец наш Никандр архиепископ Ростовски и Ярославски /Л. 3 об./ пред нами клал, и те все жаловалные грамоты ветхи и писаны на великих князей имя, а на наше царьское имя на тех жаловалных грамотах подписать негде, потому что те жаловалные грамоты подписаны на великих князей имя. И нам бы богомолца своего Никандра архиепископа Ростовского и Ерославского пожаловати, те все прародителей наших великих князей и отца нашего великого князя Василья Ивановича и наши старинные жаловалные грамоты велети переписати на свое, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа России, имя. И яз, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа России, богомолца своего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского, или по нем хто ины в Ростове архиепископ будет, пожаловал, велел ему на ту домовую Пречистые Богородицы вотчину и великих ростовских чюдотворцов Леонтия и Исаия, и Игнатия, и Якова во все городы и о всяких делех все старые и прародителей наших, и отца нашего великого князя Василья Ивановича всеа России, и наши жаловалные грамоты переписать на свое, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа России, имя, и дал ему, богомолцу своему Никандру архиепископу, такову же новую грамоту в Ростов и во все городы ростовские архиепископли о всяких делех, как было писано у него в старых прародителей наших и отца нашего жаловалных грамотах. Кто будет в Ростове наместников 12 и их тиунов и всяких приказных людей, и наши наместницы и их тиуны, и всякие приказные люди, и наших дворцовых сел прикаэщики, /Л. 4/ и по волостям волостели богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского 13 и Ярославского приказных людей и детей боярских, и подьячих, и певчих дияков, и всяких служебников не судят ни в чем и приставов своих по них не посылают ни в чем, также ладанные слободки и сторожевские церковные и рыболовские слободки крестьян и церковных сторожей и рыбных ловцов не судят ни в чем и приставов своих по них ни в чем не посылают, и поборов своих не берут, и наших данных и полонских, и ямщины, и мостовщины, и всяких платежей никаких не платят. Также ростовские земские целовалники и выборные судьи, и всякие ростовские жилецкие люди тех слободок крестьян не судят ни в чем, ни в земские, ни в таможенные, ни к земленому делу, ни к Ростовскому озеру к рыбным ловлям в целовалники, и к нашим тати-ным, и к разбойным делом в губные и ни х каким делам в целовалники не выбирают, и ни в которые поборы и пометы, ни в ямщину, ни в подводы никаких денег с них не берут, и не притягивают их к посаду к тяглым двором и к сохам никуды ни в чем никоторыми делы. Также Ростовского уезда и всех городов наши наместницы и воеводы, и их тиуны, и всякие приказные люди Пречистые [43] Богородицы и великих чюдотворцов ростовских богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского детей боярских и прикащиков, и старост, и целовалников и крестьян не судят ни в чем никоторыми делы, и поборов своих не берут, и приставов своих к ним ни по что ни в чем не посылают. А ведает и владеет /Л. 4 об./ домовою вотчиною в Ростове на посаде слоботками и в Ростовском уезде и во всех городех вотчинами и всякими доходы, и приказных своих людей и детей боярских, и подьячих, и дьяков певчих, и всяких служебников, и крестьян и судит во всяких делех и управу им чинит во всем богомолец наш Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский, или хто по нем будет ины архиепископ в Ростове. А кому будет чего искать нашим бояром и дворяном, и детем боярским, и всяким людем богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского на приказных людех и на детех боярских, и на подьячих, и на певчих диякех, и на всяких домовых служебниках, и на крестьянех, какова дела ни буди, и в том сужу яз, царь и великих князь Иван Васильевич всеа Росии, сам или мой боярин и дворецкой. А случится суд сместной нашим крестьяном дворцовых сел и черных волостей и посадцким людем з домовыми крестьяны, и наши наместницы и их тиуны и всякие приказные люди их судят, а богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского приказные люди ту то же судят с ними. А прав ли, виноват ли наш крестьянин – нашим приказным людем, а богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского крестьянин прав ли, виноват ли – архиепископлим приказным людем, а пошлины емлют кои же на своем. Также есми пожаловал богомолца своево Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского в Ростовском озере ловить на домовой поваренной обиход зимою двема неводы, а летом шестьюнатцати мережами и шестьюнатцать саки в Дворце. Да в Ростовском же /Л. 5/ озере ловят зимою на меня, царя и великого князя, подледную рыбу пять ночей посадцкими неводы, а шестую ночь ловят теми же посадцкими неводы на богомолца нашего Никандра архиепископа, или 14 хто по нем иный архиепископ будет, по вся годы. Да в реке во Где 15 да в реке Ишне зимою и в вешную пору и во все лето шестую рыбу. Да в Ростовском же озере мои, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа России, всеми оброчными и посадцкими, и монастырьскими, и нашего села Поречья рыболовья всеми неводы и мережами и всякими рыбными ловлями ловить богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского на его поваренной домовой обиход день да ночь во все годы в сентябре месяце, в которой день и в ночь поволит ловить боломолец наш Никандр архиепископ Ростовски и Ярославски. Да в Ростовъском же озере домовая рыбная ловля под селом Воржею на Княжой да на реке на Чорной да на реке на Мошне, и на тое рыбную ловлю на Княжую и на Черную и на Мошенскую никоторые рыбные ловцы рыб не ловят, а ловят на той Княжой и на Черной и на Мошенской ловле поваренными неводы и всякими ловлями на домовой обиход. А которые реки и озера на домовой вотчине в Ростове и во всех городех, и по тем рекам и по озерам рыбные ловли и мелницы, и езы, и бобровые гоны, и перевесы, и вспуды, и всякие угодья, и теми рыбными ловлями и мелницами и всякими угодьи владеет богомолец наш Никандр архиепископ Ростовски и Ярославски по-прежнему. Да в Ростове ж на реке на Вексе домовых два еза да /Л. 5 об./ в Белозерском уезде в Череповеси у села Богородицкого на реке на Шексне ез, и теми езы на тех реках владеет богомолец наш Никандр архиепископ Ростовски и Ярославски. [44] Также есми богомолца своего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского пожаловал, велел ему, богомолцу своему, по всем городом ростовские архиепископли в Ярославль и на Углеч, и на Устюг Великий, и на Белоозеро, и на Романов, и в Шуйской, во все те городы и в проезждие десятины и в заказы десятилников своих посылают по-прежнему, и всякие домовые доходы збирать, и всяких людей иво архиепископлим десятилником 16 во всяких духовных делах ведать и судить, и приставов десятилником по всяких людей во всяких духовных делех посылати своих, на поруки давати, а за поруками ставити их перед десятилником; а наши наместницы ростовские и всех городов ростовские архиепископли, и их тиуны, и всякие приказные люди, и наших дворцовых сел и черных волостей приказщики, и по волостям волостели архиепископлих десятилников в их церковной суд не вступаются, и приставов своих во всяких духовных делех ни хто ни в чем ни по кого не посылает. А которые в Ростове на посаде и в Ярославле, и на Угличе, и на Устюге Великом, и на Белеозере, и на Романове, и в Шуйском, на посадех и тех всех городов в уездех архимандриты и игумены, и протопопы, и попы, и дьяконы, и церковные дьячки, и звонцы, и пономари, и весь причет церковны чинят безчинства, и тех архимандритов и игуменов, /Л. 6/ и протопопов, и попов, и градцких и уездных попов и дьяконов, и церковных диячков, и звонцов, и пономарей, и весь причет церковный во всяких духовных делех и в бещинствах ведает и судит богомолец наш Никандр архиепископ Ростовски и Ярославски сам и его приказные люди и десятилники, которые у него будут по городом посыланы или кому прикажет, и приставов по них своих посылают и на поруки их дает архиепископль пристав; а наши наместницы и воеводы, и их тиуны, и всякие наши приказные люди архиепископлих приказных людей и у десятилников и у всяких архиепископлих приставов в их духовные святительские суды и в церковных во всяких людей ни хто ни в кого не вступается, и в духовных делех не судит ни хто ни в чем никоторыми делы. А которые наши бояря и воеводы, и околничие, и дворяня, и дети боярские, и наших дворцовых сел и черных волостей приказщики тех всех городов ростовские архиепископли или которые посадцкие и уездные люди всякие женятся в родстве и в кумовстве и в сватовстве, и тех всех людей во всяких духовных делех судит и росправу чинит во всем богомолец наш Никандр архиепископ и его приказъные люди и десятилники. А которые архимандриты и игумены, и протопопы, и попы, и дияконы градцкие и посадцкие и уездные попы, и диаконы, и дьячки церковные, и звонцы, и пономари, и весь причет церковный всех городов и наших дворцовых сел и черных волостей ростовские архиепископли церковные дани не платят, /Л. 6 об./ или у которых архимандритов и игуменов, и у протопопов, и у попов, и у дьяконов в церковной дани наши жаловалные грамоты, что архиепископлим десятилником 17 и тиуном к ним не вьезждать, и те наши жаловалные грамоты не в грамоты, а платят те все архимандриты и игумены, и протопопы, и попы, и дьяконы, и весь причет церковный и грамотчики и тарханщики тех всех городов ростовские архиепископли церковную дань со всеми пошлинами в Ростове в домовую казну богомолцу нашему Никандру архиепископу Ростовскому и Ярославскому, или хто по нем иный архиепископ в Ростове будет, или с тех всех городов его приказным людем и десятилником, или кому по данным книгам архиепископ церковную дань со всеми пошлинами и с судом прикажет збирати, хто у него тут на годовой десятине збирает дань. А которые церкви тех городов ростовские [45] архиепископли стали ново и церковную данью не обложены и в данных книгах те новые церкви не приписаны, и с тех со всех новых церквей попы и дьяконы церковную дань со всеми пошлинами платят по новому окладу, чем их обложит богомолец наш Никандр архиепископ. Также и венечные пошлины от знамян платят с отрока по два алтына, печатнаго денга, писчего две денги по старине, а з двоеженца вдвое, а с троеженца втрое, а без 18 знамяни отнюдь никоторой поп не венчает никово никоторыми делы. А которые попы всех городов и уездов ростовские архиепископли /Л. 7/ учнут свадбы венчать без 18 знамян или в роду и в племяни или какое безчинство учнут 19 чинить, и тем попом богомолец наш Никандр архиепископ, сыскав, чинит пеню, смотря по вине. А для укрепления в безчинствах и судных духовных делех во всех городех живут ево приказные люди во весь год без езду, или как укажет богомолец наш Никандр архиепископ, или хто по нем иный архиепископ будет. Также наши гонцы и посланники, и ратные, и всякие проезждие люди богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского у его приказных людей и у детей боярских, и у подьячих, и у певчих дияков, и у всех домовых служебников, и у крестьян в Ростове на посаде в ладанной и в рыболовской и в сторожевской слободках, и в Ростовском уезде в домовых селех и в деревнях, и во всех городех ростовские архиепископли на посадех на архиепископлих дворех, и в уездех в домовой вотчине у старост и у целовалников и у крестьян не ставятся и кормов своих и конских не емлют. А что будет каких даней и всяких платежей доведется з домовые вотчины во всех городех в нашу казну взяти, и о том посланники наши и праведчики посылают к богомолцу нашему Никандру архиепископу или к его приказным людем, и они тот платеж платят в нашу казну сами, а посланники наши и праведчики не вьезждают и подвод и проводников не емлют, а кому что купить, и то купит ценою. Также есми богомолца своего Никандра архиепископа пожаловал, коли он будет в царьствующем граде Москве у нас, или /Л. 7 об./ где велим ему быти на нашей царьской службе, и к нему, богомолцу нашему, или к его приказным людем и к детем боярским запас всякой соль и рыбу и мед на домовой на дворовой обиход повезут, и с тех ево запасов и з детей боярских и со всяких служебников по городом и по уездом, по мытом мытьчики, а по рекам перевозщики, мыта и перевозу и мостовщины не емлют, пропущают по мытом мытьчики, а по рекам перевозщики перевозят и по мостом пропущают безденежно. А коли случится в Ростове и в Ярославле, и в Казани, и в Асторохани, и в Нижнем, и во всех низовских городех, и на Вологде, и на Устюге Великом, и на Белеозере, и во всех городех нашего Россискаго 10 государьства купити воску и ладану и фимьяну про церковной обиход, и соль и рыбы красные и низовские, и всякие белые рыб, и мяса, и всякого запасу про домовой дворовой обиход, и с того со всего запасу по всем городом нашего государьства таможенные головы и целовалники и откупные целовалники никаких наших таможенных пошлин и мытов, и явки, и за мыту, и померов, и за писчего не емлют ничего, отпущают всякие запасы безпошлинно. А на сю нашу царьскую жаловалную грамоту иные грамоты нет. А у кого будет на сю нашу жаловалную грамоту иная наша какая царьская жаловалная грамота, и та грамота не в грамоту, ходить о всем по тому, как в сей нашей жаловалной грамоте у богомолца нашего Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского написано, или хто по нем ины архиепископ в Ростове будет, /Л. 8/ о всем ходить по тому же. А хто учнет сее нашие царьской жаловалной грамоты [46] ослушатся или учнет мимо наш царьской указ и сю грамоту указ чинить, или в домовую вотчину вступатись, и обиду какую и всякое насилство чинить, и пошлины имать, и тем людем от меня, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа России, быть в великой опале и в казни. А на все наши царьские жаловалные грамоты и тарханные даютъся, а на сю нашу царьскую жаловалную грамоту иные грамоты нет. Дана ся наша жаловалная царьская грамота в царьствующем граде Москве, лета 7063-го году, генваря в 5 день. РНБ. Собр. Зинченко. № 205. Л. 1 об.–8. Включенный акт в составе жалованной грамоты ц. Михаила Федоровича ростовскому митрополиту Кириллу от 20 сентября 1614 г. Список конца XVII в. № 3 1584 г. декабря 20. – Жалованная обельно-несудимая двусрочная грамота ц. Федора Ивановича ростовским дворцовым рыболовам на рыбную ловлю в Ростовском озере.Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми своих дворцовых ростовских рыболовов рыболовские слободки старосту Тимошку Сидорова с товарищи, платити им с рыболовские слободки за всякие денежные доходы рыбою, а денежных доходов они платили в нашу казну в Большой дворец с рыболовские слободки за рыбную ловлю три рубли дватцать два алтына две деньги, а давати им рыбнаго оброку на наш на Большой дворец с рыболовские слободки за летнюю и за зимнюю за рыбную ловлю по дватцати по девяти тщанов щучины гвоздей ростовских, а во тщане по девяти ведр в мерное дворцовое ведро, а опроче им щучины, иной рыбы во тщане никакие не класти. А привозити им та рыба на наш обиход на Большой дворец в году на сроки по третям, на срок на Вербное воскресенье, да на срок на Петрово заговенье, да на срок на Дмитреев день Селуньской. А рыба во тщаны солити таково ж, какову у них рыбу на наш обиход имали на перед сего. А в котором году та рыба на наш обиход не понадобитца, и рыболовем старосте Тимошке Сидорову с товарищи за ту рыбу давать в нашу казну на Болшой дворец за тщан по полутора рубли денег. А ловити им на Ростовском озере рыба пятьюнатцатью неводы да четырма мережами, да четырма сетьми, да шеснатцатью лотками случи ездить, как на озере лед станет, и рыболовем ловити на наш обиход подледная рыба шестью неводы три ночи да наместничьих две ночи, и всего им на нас ловити и с наместничьими пять ночей, да на архиепископа ночь. А ловити им на наш обиход та подледная рыба в лутчее время, как на Ростовском озере подледной рыбе болшой лов живет. А наперед им ловить на нас пять ночей, а на архиепископа ночь опосле. А сколко в наши и в наместничи ночи подледные рыбы Бог пошлет, и рыболовем та свежая подледная рыба привозити к Москве на наш обиход на [47] Болшой дворец. А как они учнут на нас рыбу ловить в пять ночей, и им самим нашею подледною рыбою, что учнет Бог посылати, на нас не корыстоватись и не продавати и даром никому не давати. А буде учнут те рыболове нашею рыбою корыстоватись или продавати или кому учнут даром давати, а на них в том доведут, и рыболовем от меня, царя и великого князя, быти в великой опале и в проваже 20. А за тот им рыбной оброк с ростовскими с посадскими с черными людми не тянути ни в какие проторы, ни в розметы, // ив земские, и в данные, и в кабацкие, и к Ростовскому озеру целовалников им не давати, и на яму им с подводами не стояти, и ямчюжнаго дела не делати. Также есми тех своих ростовских рыболовей старосту Тимошку Сидорова с товарищи пожаловал, наши наместники ростовские и их тиуны тех моих рыболовей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют и не всылают к ним ни по что, а кому будет до моих рыболовей каково дело, ино по них в том взять мои дворцовые неделщики, а сужу их я, царь и великий князь, или мой дворецкой. А хто по тех моих рыболовей пристав дворецкой, и он даст их на поруку на два срока в году – лете на Петров день и Павлов, а зиме на Рожество Христово. Которой мой пристав накинет на них срок силно не 21 на те сроки, и 22 яз им к тому сроку ездити не велел, а хто на них и безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную. Также есми своих ростовских рыболовей пожаловал, учинитца у них душегубство, а не доищутца душугубца, и они дадут нашим наместником ростовским за голову по четыре рубли, а доищутца душегубца, и они его дадут нашим наместником ростовским и их тиуном, а рыболовем в том веры и проваж нет. А хто у них от своих рук утеряетца, или кого в лесе дерево убьет, или зверь [съест] 23, или в воде утонет, или кого возом сотрет, а обыщут того без хитрости, ино в том рыболовем веры и продажи нет. А дана грамота на Москве, лета 7090 третьяго, декабря в 20 день. При том воску красного печать, изображение стерлось. На обороте грамоты: Царь и великий князь Федор Ивановичь всея Русии. Приказал боярин и дворецкой Григорей Васильевичь Годунов. Дияк Петр Тиунов. РНБ. Собр. Титова. 2012. № 33. Л. 1, 1 об. Список второй половины XIX в. Комментарии 1. Хотя грамота и не имеет непосредственного отношения к Ростовскому уезду, ее принадлежность к архиву Ростовского Борисоглебского монастыря позволяет отнести грамоту к ростовским актам. День в месяце указан по публикации Ф. А. Бычкова, 24 сентября – у И. А Голубцова, 4 сентября – в «Ярославских епархиальных ведомостях», 30 сентября – в описи Ф. 532. В самой грамоте 1614 г. (подлиннике) нижнее поле грамоты отрезано как раз по последней строке текста грамоты, в результате, от кириллической цифры видна лишь верхняя часть, что позволило архивистам предположить цифру «Л» (30). Однако тот факт, что во всех публикациях и упоминаниях грамоты присутствует цифра «Д» (4), позволяет сделать вывод, что в грамоте была отображена не цифра «Л», а верхняя часть цифры «Д». Выбрать же дату из трех других цифр (4, 14 или 24) представляется затруднительным. 2. Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитет-ных грамот XVI в. Ч. 3 // АЕ за 1966 год. М., 1968. С. 231, 232. № 1-316; Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 72; Мельник А. Г. Судьба архивов Ростовского архиерейского дома и ростовских монастырей в эпоху Смуты // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 92. 3. Гаврилов А. В. Историко-археологическое описание Белогостицкого монастыря // Сборник Археологического института. СПб., 1880. Кн. 4. Отд. II. С. 99-112. Приложение I. 4. Мельник А. Г. Судьба архивов... С. 92. 5. РНБ. Собр. Зинченко. № 205. Л. 1. 6. Сюда же следует отнести и 3 деревни, тянувшие к архиепископскому Григория Богослова (на посаде) монастырю. 7. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 10750. Л. 601 об. – 606 об. Сравнение сведений писцовой книги 1629-31 гг. с грамотой 1555 г. позволяет сделать вывод, что владения Ростовского архиерейского дома к середине XVI в. в целом сформировались. 8. В ркп. испр. из: дьяки. 9. В ркп. здесь и далее испр. из: ладайная. 10. Так в ркп. 11. B ркп. испр. из другого слова. 12. В ркп.: наместиков. 13. В ркп. было: Ростовского, но затем испр. на полях писцом. 14. В ркп. вписано над строкой вместо стоящего в строке: и. 15. B ркп. ошибочно исправлено: Волге. 16. В ркп.: десятилнком. 17. В ркп.: десятилком. 18. В ркп.: бе. 19. В ркп.: ичнут. 20. Так в ркп. 21. В ркп.: но. 22. В ркп. пропущено. 23. В ркп. оставлено место. Текст воспроизведен по изданию: Ростовские акты XV-XVI вв. // Русский дипломатарий, Вып. 9. М. Древлехранилище. 2003 |
|