Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Сретенский монастырь в документах XV – начала XVII века

№ 1

Ок. 1426 г. – Жалованная тарханно-несудимая грамота тверского в. кн. Бориса Александровича иг. Сретен. м-ря Федотии на монастырскую слободку Иерусалимскую и вотчины в Кашине, с подтверждением ц. Михаила Федоровича 1627 г. мая 20 иг. Александре Шерефединовой.

М(и)л(о)сти рад(и) с(вя)т(о)го Оустр(е)т(е)нья и своего рад(и) сп(асе)нья, се яз, князь велики Борис Олександрович, пожаловал есми [49] игумен(ь)ю Федотью с сестрами. Што оу них земле с(вя)т(о)го Оустретен(ь)я в моеи вотчин(е) великом княженее, и хто на тех землях живeт сирот, или в город(е) слободка Ер(у)с(а)л(и)мьская, и тем их сиротам не надобе ни дан(ь), ни ям, никоторые пошлин(ы), ни дела мои, великог(о) кн(я)зя. А наместником ни волостелем на их люд(и) пристава не дават(ь) ни суд(и)ти, а тиоуном и доводчиком к ним не в(ъ)езщат(ь), а ведает и судит те люд(и) игумен(ь)я Федотья и во всих пошлинах. А буд(е)т в тых людех мон(а)стырьских татба с поличным или розбои или д(у)шегубство, и игуменья те люд(и) судит сама. А сплетется монастырьскои с городцким или с волостным ч(е)л(о)в(е)кома, и игуменья суд(и)т с наместником или с волостелем вместе; прав ли, виноват ли монастырьскои ч(е)л(о)в(е)к – монастырю и в вине и в посулех, а волостнои – волостелю. А дворьским, ни соцким, ни старостам теми людми не наряжат(ь), а подлазником, ни бобровником, ни всем пошлинником к ним не въезщат(ь). А прид(е)т моя дань, великог(о) кн(я)зя, неминучая, и игуменья зберет сама дань с тых людеи да пришлет к моеи казне. А слободчаном их бору моего, великог(о) князя, не косит(ь).

А на вси грамот(ы) грамоты свои дают, а на сю грамоту грамоты нет.

На обороте:

Лета 7135-го, мая в 20 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш государев великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоты слушали, а выслушав, Стретенского монастыря игуменью Александру Шерефединову с сестрами пожаловали, велели сее грамоту пере[писати вновь на наше государское имя по нашему] 1 государьскому по новому уложенью, а сю грамоту велели есмя, подписав на наше государьское имя, отдати игуменье Александре с сестрами впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а о всем указали ходити по тому, как в нашей жаловалной грамоте за приписью [дьяка нашего Семена Бредихина] 1 нынешнего 135-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияк Семен Мануйлов сын Бредихин.

ГATО. Ф. 214. Оп. 1. № 1. Подлинник: 142 X 165.

В правом нижнем поле грамоты виден след несохранившейся печати. Оборот грамоты оклеен бумагой; просматриваются фрагменты водяного знака. На грамоте имеются пометы XIX в.: 1) на листе, приклеенном сверху грамоты – «№ 1, 1-я из древних грамот великого князя Тверского Бориса Александровича, княжевшего 1426-1461»; 2) на обороте – «Подтвердительная грамота № 12-й, грамота царя и вел. князя Михаила Феодоровича, данная игуменьи Александре с сестрами».

Коп.: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312а. Л. 1, 1 об. XIX в.

Публ.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 35 (с датировкой 1437-61 гг.); АСЭИ. М., 1964. № 118 (по публ.; с датировкой ок. 1450 г.).

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 198. № 264 (с датировкой 1440-61 гг.). [50]

№ 2

1509 г. декабря 3. – Жалованная тарханно-оброчная и несудимая грамота дмитровского кн. Юрия Ивановича иг. Сретен. м-ря Афанасии на Иерусалимскую слободку и поповские дворы возле м-ря на посаде в Кашине, с подтверждением ц. Михаила Федоровича 1627 г. мая 20 иг. Александре Шерефединовой.

Се яз, князь Юрьи Иванович, пожаловал есми Стретенского монастыря игуменью Афонасью с сестрами, или по ней иная игуменья будет. Что их слободка Ерусолимская в Кашине на посаде да дворы поповские у монастыря, и хто у них в той слободке и в поповских дворех учнет жити люди, и наместници мои кашинские и их тиуни на тех их людей приставов своих не дают и не судят их ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, и к городу им с тяглыми людми не тянути ни в какие проторы, ни в розметы, и поворотного не дают и на медведь не ходят. А что дают с тое слободки оброку на мой Дворец з году на год по полтине, и яз, князь Юрьи Иванович, тем оброком пожаловал игуменью Афонасью с сестрами, дал есми им тот оброк к монастырю, а вперед им того оброку на мой Дворец не давати.

Писан в Кашине, лета 7018, декабря в 3 день.

На обороте:

[Князь Юрьи Иванович] 2.

Лета 135-го, майя 20 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович 3 всеа Русии самодержец и отец наш государев великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоты слушали, а выслушав, Стретенского монастыря игуменью Олександру Шерефединову с сестрами пожаловали, велели сее грамоту переписати вновь на наше государское имя по нашему государьскому по новому уложенью, а сю грамоту велели есмя, подписав на наше государское имя [отдати игуменье] 4 Александре с сестрами впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а о всем указали ходити по тому, как в нашей новой жаловалной грамоте за приписью дьяка нашего Семена Бредихина нынешнего 135-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияк Семен Мануйлов сын Бредихин.

ГАТО. Ф. 214. Оп. 1. № 2. Подлинник: 155 X 200.

Внизу грамоты на темноголубом шелковом шнуре привешена поврежденная (расколотая пополам) круглая темновосковая печать со стершимся изображением. На грамоте имеются пометы XIX в.: 1) вверху – «1510 г., № 2»; 2) в середине по строкам – «Слободка Ерусалимская в Кашине на посаде да дворы поповские у монастыря»; 3) внизу – «№ 7-й»; 4) на обороте вверху – «На слободку Юрия Ивановича Иерусалимскую 1510/7018 году, подтвержденная 7135 года 1627 при в. к. Михаиле Феодоровиче»; 5) на обороте в середине – «Подтвер. грамота № 2-й».

Коп.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Мурому, № 809/36712. Л. 33, 34. 1663 г.; ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312а. Л. 1 об.– 2 об. XIX в.

Публ.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 152 (без текста подтверждения); АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 119 (по публ.). [51]

Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 1 // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 314. № 69; также см. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 198. № 266.

№ 3

1514 г. марта. – Жалованная тарханно-несудимая и на конское пятно грамота дмитровского кн. Юрия Ивановича иг. Сретен. м-ря Анастасии на монастырские вотчины Иерусалимскую слободку и поповские дворы возле м-ря на посаде в Кашине, с. Быковская Волостка и сц. Сологощь с дд. в Кашинском у., с подтверждениями: 1) в. кн. Ивана Васильевича 1539 г. января 29 иг. Анастасии; 2) ц. Михаила Федоровича 1627 г. мая 20. иг. Александре Шерефединовой.

Се яз, князь Юрьи Иванович, пожаловал есми Стретенского монастыря игуменью Настасью с сестрами, или по ней иная игуменья у них будет. Что их монастырьские села Волостка Быковская, да у монастыря их жо деревни, да селцо Сологощь з деревнями, да у города на посаде их жо слободка Ерусалимская, да дворы поповские у монастыря, и хто у них в тех селех и в деревнях и в Ерусалимской слободке учнут жыти людей, и наместници мои кашинские и волостели и их тиуни тех их люди не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, ни кормов своих на них не берут, ни въеждают к ним ни по что, а праведчыки и доводчыки поборов своих на них не берут, не въеждают к ним ни по что, и к городу их людем монастырским и слободчяном с тяглыми людми з городцкими не тянути ни во что ни в какие проторы ни в розметы, и поворотного не дают, и на медведь не ходят, и прудов моих не копают, и мостов в Кашине не мостят, и леду не колют и не возят. А купят или продадут или менят их монастырские хрестьяне и слободчяне лошадь или корову у кого-нибуди, и ни в Кашин таможником и в Середецкой стан волостелем не являют и пятна и рогового им не дают, а дают их хрестьяне и слободчяне пятно и роговое и явку в монастырь игуменье с сестрами, а кони пятнят пятном монастырским. А что давали 5 с Ерусалимской слободки на мой Дворец оброку з году на год по полтине, и яз, князь Юрьи Иванович, пожаловал тем оброком игуменью Настасью с сестрами, а впредь им того оброку на мой Дворец не давати. А хрестьян монастырских ведает и судит игуменья сама во всем или кому прикажет.

Писан в Дмитрове, лета 7022, марта.

А явят сю грамоту наместником кашинским и волостелем середецким и их тиуном, и они 6 с нее явки не дают ничего †.

На обороте:

Князь великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал Устретенского манастыря игуменью Наталью с сестрами, или по ней иная игуменья в том манастыре будет, сее у них грамоты рушати не велел никому ни чем, а наместьником кашинским и волостелем середицким и их тиуном и всем пошлинником велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7040 седмаго, генваря в 29 день. А подписал великого князя диак Чюдин Митрофанов. [52]

Лета 7135-го, маия в 20 день, мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш государев великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, сее грамоты слушали, а выслушав, Стретенского монастыря игуменью Александру Шерефединову с сестрами пожаловали, велели сее грамоту переписать вновь на наше государьское имя по нашему государьскому по новому уложенью, а сю грамоту велели есмя, подписав на наше государьское имя, отдати игуменье (Александре с сестрами впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а о всем указали ходити по тому, как в нашей новой жаловалной грамоте за приписью дьяка нашего Семена Бредихина нынешнего 135-го году написано. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияк Семен Мануилов сын Бредихин.

ГАТО. Ф. 214. Оп. 1. № 3. Подлинник: 140 X 355.

Упоминаемая в публикации ААЭ привешенная к грамоте на голубом шелковом шнуре черновосковая печать к настоящему времени утрачена. На грамоте имеются пометы XIX в.: 1) вверху – «№ 3»; 2) ниже – «Да у города на посаде их же слободка Ерусалимская»; 3) на обороте вверху – «Грамота на владения Волостки Быковскою, да у монастыря деревнями, да сельцами Сологощи, да слободкою Ерусалимскою 7022/1514 году, 7047/1539 года подтвер. грамота № 3-й, № 4-й, 1627 г.»; 4) ниже – «Князя Юрия Ивановича на владение монастырской волосткою Быковскою да у монастыря деревнями да сельцом».

Коп.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Мурому, № 809/36712. Л. 34, 35. 1663 г; РГИА. Ф.834. Оп.З.Кн. 1921.Л. 44 об., 45.1740-е гг.; ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д.З-12а. Л. 2 об.–З об. (без текста второго подтверждения). XIX в.

Публ.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 158 (без текста второго подтверждения).

Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетныхграмот XVI века. Ч. I // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 320. № 115; также см. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 198. № 267.

№ 4

1518 г. ноября 2. – Указная грамота дмитровского кн. Юрия Ивановича в Кашин сотским, десятским и всем городским людям о непритягивании в разметы и церковные проторы слобожан Сретен. м-ря Иерусалимской слободки на посаде в Кашине.

Список з грамоты слово в слово.

От князя Юрья Ивановича в Кашин сотцким и десяцким и всем городным людем черным. Била ми челом стретенская игуменья Соломанида с сестрами, а сказывают, что их слоботка монастырьская на посаде Еросалимская, и вы де их слобожан тянете с собою во всякие розметы и в церьковное дело и во всякие го-роцкие дела. И вы б их слобожан с собою во всякие розметы и в церковное дело и всякие проторы не тянули и 7 для прошлого бы есте году на них церковнаго розмету не имали полтретьятцети алтын.

Писана лета 7027-го, ноября в 2 день.

Позади пишет:

Князь Юрья Иванович. [53]

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Мурому, № 809/36712. Л. 34. Список 1663 г.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 199. № 268.

№ 5

1540 г. июля 14. – Разъезжая кашинского писца Ивана Андреевича Кутузова земле Сретен. м-ря пуст. Муравьево с великокняжеской землей с. Покровское в Чудском ст. Кашинского у.

По великого князя слову Ивана Васильевичя всея Русии, кашинской писец Иван Ондреевич Кутузов с товарыщи судил в Кашинском уезде в Чютцком стану Стретенского монастыря из Кашына в ыгуменьино место в Натальино и в сестр место того монастыря слугу их Левку Михайлова с великого князя крестьяны Покровского села с Омельяником с Яковлевым да з Зехиными племянники с Петрушею да с Першею с Осиповыми пасынки промеж монастырские Стретенские пустошы Муравьева и промеж великого князя земле Покровского села в спорной земле и тое им землю розъехал, и межу учинил, и ямы покопал, и грани поклал, и грамоту розъежжую ищее Стретенского монастыря слуги их Левке дал по тому месту, которым местом ищеины Левкины старожилцы Стретенского монастыря Гридка да Данилко Ларивоновы с ыконою шли. От устретенские деревни от Гавшинские земли от ярового поля от плетеня от дву ям, а за плетенем противу тех ям третьяя яма; да от дву ям на бредовое кустовецо до дорожки, что идет от Покровского села к Благовещенскому селу, а туто у дорожки яма; а от ямы и от дорожки возле ржаное поле до вражка, а меж вражка и дорожки три ямы; да за вражок возле ржаное ж поле; да на другой вражок на Кривой, что вышел верхом из оврага ис Козловика, а меж дву вражков две ямы; да через Кривой вражок на горку, а в полугоре яма; да по горе по уворотине возле враг вниз Козловика до мыса; а с мыса вверх того ж вражка Козловика по сухой паточине; да изо вражка возле ржаное поле, а туто яма; а от тое ямы до того ж Козловика до большого врага по паточинке вверх до дороги Сущовские до великого князя земли Благовещенского села до межы Чюриковские деревни. По те места обоим истцом и межа – на правой стороне земля и пожни великого князя Покровского села, на левой стороне земля и пожни Стретенского монастыря пустошы Муравьева.

А к сей розъежжей грамоте кашинской писец Иван Ондреевич Кутузов печять свою приложил.

Писана лета 7000 четыредесят осмаго, июля в 14 день.

ГАТО. Ф. 214. Оп. 1. № 4. Подлинник: 282 X 305.

На документе имеются пометы XIX в.: 1)на обороте вверху – «О земле и о межевании разъезжая грамота 1540, № 6-й о земле и межевании»; 2) на обороте внизу – «Одна из самых древних, разъезжая грамота о земле и межевании 1540».

Коп.: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312а. Л. 8, 8 об. XIX в.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 199. № 269. [54]

№ 6

1557 г. февраля 4. – Послушная грамота иг. Сретен. м-ря Евпраксии (по духовной дмитровского кн. Юрия Ивановича) на с. Розмесово с дд. и пустт. в Чудском ст. Кашинского у.

От царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии в Кашинской уезд в Чюдской стан в село в Розмесово, того ж села в деревню в Путилово, в деревню в Баламутово а ныне в Ярцево, в деревню в Кузнецово а ныне пустошь Кузнецово, что было то село и деревни и пустошь в поместье за Васильем за Ондреевым сыном Белкина, всем крестьяном, которые в том селе и в деревнях и в пустошах живут. Пожаловал есми тем селом и деревнями и пустошью с лесы и с луги и с пожнями и со всеми угодьи и со всем с тем, что к тому селу и к деревням и к пустоши изстари потягло, Стретенья Господа нашего Исуса Христа девича монастыря, что в Кашине на посаде, игуменью Еупрасею с сестрами, или хто по ней в том монастыре иная игуменья будет, дал есми им то село и деревни и пустошь по княж Юрьеве духовной Ивановича впрок по княж Юрьеве душе в сорокоустье и в вечной поминок в наследие вечных благ. А игуменье Еупрасее имя княж Юрьево Ивановича в поминанье и во вседневные сенаники написати вместе с нашими прародители и поминати им князя Юрья по вся дни на литиях, и на понахидах, и за проскуромисаньем, и на божественных литоргиях, и в октеньях в заупокойных, докуды и мир стоит. Да по князе Юрье же кормити им в год четыре кормы болших на преставленье княж Юрьево августа в третей день, да на память его марта в дватцать в третей день, да на два Егорьева дни на вешней да на осенней Юрьев день, да и нищих им на те четыре кормы кормити, сколко нищих на которой корм прилучитца. А по описи и по мере кашинского городового приказщика Ивашка Вражского да подьячего Мити Евсевьева лета 7060 третьяго в том селе и в деревнях написано пашни сто сорок восмь чети в одном поле, а в дву полех по тому ж, сена двесте копен. И вы б, все крестьяне, которые в том селе и в деревнях и в пустоши живут, игуменью Еупрасею с сестрами слушали во всем, пашню их пахали и оброк им помещиков 8 платили.

Писана на Москве, 7065, февраля в 4 день.

На обороте:

Царь и великий князь всеа Русии.

ГАТО. Ф. 214. Оп. 1. № 5. Подлинник: 150 X 345.

На отгибе грамоты приложена силъноповрежденная круглая черновосковая печать со стершимся изображением. На грамоте имеются пометы XIX в.: 1) вверху справа – № 4-й; 2-й (зачеркнуто)»; 2) внизу – «4»; 3) на обороте вверху – «1557 года, подтвердительная грамота Иоанна Васильевича на пожалование села Розмесова монастырю, царь и великий князь всея Русии».

Коп.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Кн. 1921. Л. 45 об., 46. 1740-е гг.; ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312а. Л. Зоб., 4. XIX в.

Публ.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 251.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 199. № 271. [55]

№ 7

1598-1605 гг. – Мировая запись кашинского посадского старосты Окула Андреева сына Вантина иг. Сретен. м-ря Евпраксии с обязательством не вступаться в монастырскую мельницу нар. Кашине близ Кашина.

По сей государеве Цареве и великого князя Бориса Федоровича всеа Руси грамоте, кашинец посадцкой человек староста Окул Ондреев сын Вантин и по всех посадцких людей место били челом в Четверть государеву дияку Семену Чередову на стретенскую игуменью Еупраксею о их монастырской мелнице, что на реке на Кашине, а пришла тое их мелницы плотина к нашей посадцкой земле слободки Сиони Горы, что была преже того за помещиками за Федором Опа-чининым и за иными помещики. А сказали мы, что бутто прежние игуменьи на тех помещиков мололи безденежно да и оброк для того берегу давали, а на нас ныне игуменья безденежно не мелет. И на той стретенской мелнице тем помещиком безденежно не малывали и оброку не давывали для того берегу, а нам, посадцким людям, до той монастырской мелницы дела нет – с ыгуменьею Еупрасеею мирны, или по ней иная игуменья будет, впредь нам на стретенскую игуменью о той мелнице не бить челом и безденежно молоть на себя не велети. А били челом наши посадцкия люди о той мелнице без нашево совету.

А подписал на грамоте посадцкой земской дьячек Осипец Фирсов сын Засухин.

ГАТО. Ф. 214. Оп. 1. № 6. Л. 1, 1 об. Список XVII в.

Коп.: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312а. Л. 5. XIX в.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 199. № 272.

№ 8

1605 г. мая 20. – Указная грамота Разбойного приказа [городецкому губному старосте] Алексею [Ми]люкову, кашинскому городовому приказчику Степану Бухвостову и подьячему Тимофею Степанову о производстве обыска по материалам расследования городецкого губного старосты Булата Кашкарова о грабеже крестьян вотчины Герасима Якушинина дд. Мелевки и Иваникино людьми Михаила Степанова сына Есипова д. Красные Молоди и крестьянами вотчины Сретен. м-ря с. Быкова в Кашинском у.

... 9 (Л. 8 об.) люкову, да в Кашин городовому прикащику Степану Бухвостову да подьячему Тимофею Стефанову. В нынешнем во 113-м году, февраля в 18-й день писал к нам ты, Олексей, да Булат Кашкаров, что по нашей грамоте он, Булат, обыскивал около Герасимова житья Якушинина про разбой крестьян его деревни Молевки Тренки Тихонова да Ивашка Гаврилова да Федьки Нечаева и про его, Гарасимову, татьбу и крестьян его деревни Чюриловой да деревни Иваникиной. И в обысках говорили, разбивал крестьян Гарасимовых деревень Молевки Тренку Тихонова да Ивашка Гаврилова да Федьку Нечаева Ортем Воробьев с 10 своими людьми с Непанком да с Офонькою и с иными со многими людьми и, дымом выкурив, мучили и животы их имали. Да в прошлом 110-м году после Дмитриева дня с четверга на пятницу в ночи крали житницу [56] Гарасима Якушинина, и про ту де татьбу в обыскех говорили многие люди, что крали де житницу Гарасима Якушинина Михайловы люди Степанова Матюшка Чернец, да (Л. 9) Омелька Мосеев, да Первушка Онтипин, да Мишка Иванов, а в житнице разломали сундук, деньги и платье имали, и животину лошади и коровы на поле крали.

И в нынешнем де во 113-м году, генваря в 10-й день привел на Городецко в губную избу кашинец сын боярский Гарасим Якушинин, поймав оговорных людей по лиховинным обыском, дву человек, а сказали, что они его и крестьян его крали. И Булат тех приводных дву человек распрашивал, и один сказался Кашинскаго уезда Михайлов человек Степанова Михалко Иванов, а другой сказался Михайлов крестьянин Степанова Первушка Онтипин. И в обысках те лихованные люди написаны имянно, что они Гарасима и крестьян его крали.

И в роспросе Михайлов крестьянин Степанова Первушка Онтипин сказал, крали де Гарасима Якушинина Михайловы люди Степановы Матюшка Никитин сын прозвище Чернец да Омелька Мосеев да Михалко Иванов, разломали де сундук и имали деньги и кузнь и платье, и тое де татинную рухлядь отдавали Сретенскаго девичья монастыря села Быкова попу Федору, и Федор де отдавал ту татьбу Гарасиму Якушинину. Да тот же приводный человек Первушка Онтипин в роспросе говорил, украли де села Быкова у крестьянина у Софонки у Михайлова, а у его Онтипина шурина, Михайловы люди Степанова Матюшка Чернец, да Омелька Мосеев, да Юшка Воронин, да села Быкова крестьяне, Тренка деревни Толстикова, да монастырскаго двора дворник Тимошка корову рыжую, и ту де корову убили у него у Михайла в селе на Молодех на его дворе. И села де Быкова поп Федор, да крестьянин Минка Васильев, да Карпушка Иванов, (Л. 9 об.) да Гришка Левонидов прозвище Копа, да Ворох Ламанов и иные многие монастырские крестьяне села Быкова пришли за тою татьбою в сельцо на Молоди погонею и тех де татей над тою татьбою переимали и свели их в село Быково на монастырской двор, держали их у себя неделю в чепи и в железех, а в губу их не повели. А Михайло де да Богдан Стефановы за тех татей села Быкова с попом и с крестьяны сделались, а взяли они, тот поп и крестьяне, 70 рублев да пять коров, а Михайловых людей Матюшку Черньца да Омельку Мосеева да Михалка Иванова отпустили, а в губу их не отвели. А монастырскаго крестьянина Тимошку дворника посадили в воду, а Тренку деревни Толстикова да Игнашку деревни Михеевския, муча и пытав всякими разными пытками, и побили их для языка до смерти. А запись у них в сделке писал дьячек, а ныне стал в попы окольничаго нашего Василья Петровича Морозова Афоня Иванов.

А Михайлов человек Степанова Михалко Иванов сказал, что он украл у Гарасима три коровы и те коровы побили на боярском дворе, Михайло да Богдан про ту татьбу ведают. А как де крали Гарасима Михайловы люди, что взяли татьбы, и ту де татиную рухлядь Михайло да Богдан поимали к себе, а велели делаться о той татьбе с Гарасимом быковскому попу Федору и велели ту татьбу отдать Гарасиму лицом.

И генваря 25-го Булат Кашкаров с губными целовальники и с понятыми розных волостей, приехав в Кашинский уезд Стретенскаго девича монастыря в деревню в Старое по тех оговорных людей ставити с очей на очи с Первушкою да с Михалком, что на них говорили приводные люди Михайлов крестьянин (Л. 10) Степанова Первушка Онтипин да человек Михалко Иванов, что поп [57] Федор с татиною рухлядью от Богдана да от Михайла ездил и отдавал Гарасиму Якушинину лицом, а крестьяне быковские Минка Васильев, да Карпушка Иванов, да Гриша Левонидов прозвище Копа, да Ворох Лиманов татей переимав, отпустили, а иных в воду посажали, а в губу их не повели. И сам де Быкова прикащик Мурза Гордеев, скопяся с теми с оговорными людьми со многими стогья с рогатины, с колы и с жердьем, его де, Булата, хотели до смерти убити, а понятых били, и тех де оговорных людей села Быкова крестьяне имати не давали.

И с теми де приводными людьми с Первушкою да с Михалкой ставити с очей на очи некого. А Михайловы люди Степанова Первушка да Михалко не пытаны, потому что исца Гарасима Якушинина на Городецке нет – взят к Москве. А села де Быкова прикащика Мурзу Гордеева да дьячка Федьку Афанасьева Булат с губными целовальники над татьбою поймал и привел на Городецко и велел их губному целовальнику Якушку Тимофееву дати на поруку в том, что им тех оговорных людей села Быкова попа и крестьян поставити на Городецке с языком на очную ставку. И губный целовальник Юшко Тимофеев, пришед в губную избу, сказал, что села Быкова по приказщике и по дьячке поруки нет. И Булат их велел посадить в сторожню. А Ортем Воробьев в Кашине сидит в тюрьме.

И в нынешнем во 113 году, февраля в 25-й день била нам челом из Кашина Сретенскаго девича монастыря игуменья Александра на губнаго старосту на Булата Кашкарова, а сказала, в нынешнем де 113-м году, генваря в 24-й день приезжал (Л. 10 об.) де тот Булат Кашкаров с сыном с боярским с Гарасимом Якушининым и с его людьми и со крестьяны в стретенскую вотчину в сельцо Быково с копьи и с рогатинами и учали де с тем Гарасимом сретенских крестьян бити и мучати и копьи колоти, и в том же де сельце Быкове прикащика монастырскаго Мурзу Ульянова да церковнаго дьячка Федьку, взяв и сковав, отвел к их недругу Гарасиму Якушинину в его вотчинную деревню в Иваниково. И того ж дни приехал с Москвы посланник Измайло Симанской и того Гарасима Якушинина и человека его Лукашку по нашему наказу взял к Москве. И тот де Булат Кашкаров, как взят Гарасим Якушинин к Москве, в его деревне после его жил у жены у Гарасимовы три дни. А того де они не ведают, для какаго умышленья и прикащика их и дьячка держал в те поры у себя в железех тут же с собою, а сведши на Городецко, да вкинул их в тюрьму, а не по язычной молвке и не по лихованным обыском, дружачи тому Гарасиму Якушинину. И поруку де оне по своем прикащике и по дьячке давали, и тот де Булат Кашкаров на поруку их не дал. И как де вкинул в тюрьму, и он де тогды о том к нам к Москве не писал, в чем их посадил в тюрьму, и держал их в тюрьме пять недель. И уведал де тот Булат Кашкаров и на их челобитье писал к нам ложно на монастырских крестьян язычною молвкою, хотя прикащика их и дьячка уморити в тюрьме голодною смертью, норовячи тому Гарасиму Якушинину и для своих посулов.

И в нынешнем же во 113-м году, марта в 30-й день бил нам челом Михайло Степанов сын Есипов на Гарасима Якушинина да на городецкаго на губнаго старосту на Булата Кашкарова, (Л. 11) а сказал, в прошлом де во 112-м году бил нам челом тот Гарасим, что будто ся его крали в деревне в Иваниковой и по своему ложному челобитью, стакався с тем Булатом Кашкаровым, взял нашу обыскную грамоту в Бежецком Верху на его, на Булатово, имя мимо кашинских губных старост, ведаючи то, что ему Булат старый недруг. Как он, Михайло, сидит у нашего дела в Посольском приказе в подъячих, и тот Булат [58] Кашкаров за свое воровство сослан был из Посольскаго приказа в Пермь, и в Перми стоял на правеже, и животы его взяты на нас; а то дело было у него, у Михайла. И как де тот Гарасим нашу грамоту взял, да тое грамоту держал у себя год, и как он послан на нашу службу, и тот Гарасим, стакався с тем с Булатом Кашкаровым, и тое нашу грамоту отдал ее Булату. И Булат по той нашей грамоте обыскивал Гарасимовыми друзьями и заговором и накупными людьми выбором, наровя Гарасиму по посулам, а ему мстя недружбу, села Гориц, да Задубровския слободы, да села Никольскаго, да села Тазикова, да Степановым поместьем Рожнова крестьяны немногими людьми, а иных людей в те обыски писал за очи. А по нашей грамоте велено ему обыскати двема городы Кашином да Бежецким Верхом всякими людьми, всеми без выбору. А как де тот Булат обыскивал, в те поры Гарасим Якушинин приехал в его деревню в Красные Молоди, человека Михалка Иванова да крестьянина Петрушку Онтипина из деревни его взяв, свел с собою к себе в деревню в Иваникино и держал их у себя в чепи и в железех три недели. И мучили их всякими муками, били кнутом, и ребра ломали, (Л. 11 об.) я пуп волочили для того, чтобы они в его поклепном воровстве говорили на себя. И пытав, де их отвел в губу к тому Булату Кашкарову, только чуть живы, сам без понятых и без целовальников и без поличнаго. И Булат их взяв, пометал в тюрьму, а к нам де писал в Разбойный приказ, что будто ся человек его и крестьянин в Гарасимове татьбе говорили в распросе сами на себя. А человек де и крестьянин ни в каком воровстве сами на себя не говорили, а писал про то Булат ложно, наровячи ему, Гарасиму, по посулом, а ему мстя прежнюю недружбу. И ныне де человек его и крестьянин на Городецке сидят в тюрьме, помирают голодом. И нам бы их пожаловати, велети про то сыскати.

И будет так, как нам Сретенскаго девичья монастыря игуменья Александра да Михайло Есипов били челом. И как к вам ся наша грамота придет, вы бы, съехався вместе, Сретенскаго монастыря прикащика Мурзу да дьячка Федьку дали на поруку с записью, что им поставите Сретенскаго девичья монастыря попа Федора, да крестьян Минку Васильева, да Карпунку Иванова, да Гришку Левонидова, да Вороха Ламонова. А как их, сыскав, поставят, и вы бы их подавали на крепкия поруки за записьми до нашего указа.

Да ехав в Кашинской уезд, около Стретенскаго монастыря вотчины и Михайлова поместья Есипова, где тот поп и люди и крестьяне живут, обыскали большим повальным обыском на все строны по версте, и по две, и по три, и по пяти, и по шти, и по десяти, и по пятнадцати, и по двадцати, и по тридцати, и по сороку и больше Кашинским и Бежецким уездом и посадом и иных городов посады и уезды, которые (Л. 12) к той стретенской вотчине и Михайла Есипова подошли близко, архимандриты, и игумены, и протопопы, и попы, и диаконы по священству, а князьями, и дворяны, и детьми боярскими, и наших дворцовых сел и черных волостей прикащики и крестьяны по нашему кресному целованью, опричь Кузьмы да Юрия Коржавиных, да Ивана Ромейкова, да Осипа Рясина с братиею:

Михайловы люди Есипова Первушка Онтипин да Михалко Иванов, которые на Городецке сидят в тюрьме, Гарасима Якушинина на такову пору татьбе бывали ли. И Гарасим Якушинин Михайловых людей того Первушку Онтипина да Михалка, поймав, у себя в деревни в чепи и железех держал ли, и всякими муками мучил ли, и ребра ломал ли для того, чтоб они в его, Гарасимове, татьбе на себя говорили, и пытаны ли, и 10 их в губу отвел и с поличным ли. А [59] села Быкова поп Федор, да крестьяне Минка Васильев, да Карпунка Иванов, да Гришка Леванидов прозвище Копа, да Ворох Ламанов и иные многие монастырские крестьяне села Быкова за татьми за Матюшкою Михайловым да за Омелькою Мосеевым да за Михалкою Ивановым, как они у Софонки украли корову, в сельцо на Молоди погонею приходили ли. И, свезчи в село Быково на монастырской двор, тех татей неделю в чепи и в железех держали ли. И Михайло да Богдан Степановы за тех татей села Быкова с попом и со крестьяны сделались ли. И поп и крестьяне от того 70 рублев да пять коров у них взяли ли, а Михайловых людей Матюшку Черньца да Емельку Мосеева да Михалка Иванова, не водя в губу, отпустили ли. А монастырскаго крестьянина Тимошку дворника в воду посадили ли, а Тренку деревни Толстикова да Игнашку деревни Михеевския, муча и пытав всякими разными пытками для языка, до (Л. 12 об.) смерти их побили ли. А запись у них в сделке дьячок, а ныне стал в попы околничаго нашего Василья Петровича Морозова, Офонька Иванов писал ли. И как Булат Кашкаров с губными целовальники и с понятыми разных волостей, приехав в Кашинской уезд Стретенска девича монастыря по оговорных людей села Быкова по Минку с товарищи и села Быкова приказщика Мурзу Гордеева, скопясь с теми с оговорными людьми с рогатинами и с копьи и с жердьи стояли ли, и Булата и понятых били ли, и тех оговорных людей села Быкова крестьяне имати не дали ли. И с Булатом Кашкаровым истец Гарасим Якушинин и с 10 своими людьми и со крестьяны в стретенскую вотчину в сельцо Быково с копьи и с рогатинами приезжал ли. И Булат с тем Гарасимом сретенских крестьян били ли и копьи кололи ли. И в том же в сельце в Быкове прикащика монастырскаго Мурзу Ульянова да земскаго дьячка Федьку, сковав, к Гарасиму Якушинину в его вотчину деревню в Иваникино отводил ли. И тот Булат Кашкаров после Гарасима, как он взят к Москве, в деревне у жены у Гарасимовы три дни жил ли. И прикащика их и дьячка в те поры в железех тут же с собою держал ли.

Да и прежних обыскных людей села Гориц, да Задубровския слободы, да села Никольскаго, да села Тазикова, да Степанова поместья Рожнова, которые в обыску Михайловых людей лиховали, поставя перед собою всех на лицо, допросили, подле ли они на обыску были или иных кого меж себя за очи писали. Да кто что про то про все в обыску обыскные люди учнут говорити, и вы бы тех людей имена и речи велели писать на список земским или церковным дьячком подлинно порознь по статьям. Да к тому обыскному списку обыскным людем, которые (Л. 13) грамоте умеют, велели руки свои приложить, а которые обыскные люди грамоты не умеют, и в тех обыскных людей место отцы их духовные руки свои приложили. Да будет учнут слухом говорити, и вы бы их допрашивали, от кого они про то слышали, и вы бы тех людей по тому же допрашивали. Да и того дьячка Афоньку, который запись мировую писал, распросили же, запись он мировую в татебном деле Михаилу да Богдану Степановым села Быкова с попом и со крестьяны писал ли. А обыскивали вместе про то дело в правду, по нашему крестному целованью, другу не наровили, а недругу не мстили, и посулов и поминков от того ни у кого ничего не имали и не наровили никому ни в чем никоторыми делы. Да что в том деле сыск вам будет, и вы бы о том о всем подлинно отписали и поручныя записи и обыски за обыскных людей и за отцов их духовных руками и за своими руками и за печатью прислали к нам к Москве [60] и велели отдать в Разбойном приказе дьяку нашему Дмитрию Юраковскому того часа.

Писана на Москве, лета 7113-го, мая в 20-й день.

ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312а. Л. 8об.–13. Копия XIX в.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 200. № 273.

№ 9

1607 г. января 16. – Отпись кашинских городовых приказчиков Посника Секиотова и Андрея Вранникова с губными целовальниками в получении ямских, кормовых и др. денег с вотчины Сретен. м-ря слободки Иерусалимская на посаде в Кашине.

Лета 7115-го, генваря в 16-й день, по государеве Цареве и великаго князя Василья Ивановича всеа Русии грамоте, кашинские городовые приказщики Посник Сикеотов да Ондрей Враников да с ними губные целовальники Неустрой Патрикеев с товарыщи взяли Стретенскаго девичья монастыря с вотчины слободки Ерусалимки с пол-полтрети сохи ямских 13 алтын и без деньги, кормовых два алтына без деньги, подмоги губным целовальником, дьяком, и тюремным сторожем, и палачу, и бирючу, и сторожу избному, и на избные расходы – на бумагу, и на свечи, и на чернила, и на дрова полтретья алтын. Платил деньги десятской Томило Ивойлов. Ондрей Враников.

ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1939. Л. 10 об. Копия XIX в.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 200. № 274.

№ 10

1607 г. марта 22. – Отпись кашинских городовых приказчиков Посника Секиотова и Андрея Вранникова с губными целовальниками в получении ямских, кормовых и др. денег с вотчины Сретен. м-ря д. Федяшино в Сухо-дольском ст. Кашинского у.

Лета 7115-го, марта в 22-й день, по государеве Цареве и великаго князя Василья Ивановича всеа Русии грамоте, кашинские городовые приказщики Посник Секиотов да Ондрей Враников да с ними губные целовальники Фома Григорьев взяли из Сухо // дольскаго стану Стретенскаго девича монастыря с отчины с деревни Федяшина с живущаго со шти четвертей с полуосминою ямских 3 алтына без 2-х денег, кормовых 2 деньги, подмоги целовальником с товарыщи, и на бумагу, и на чернила, и на дрова 3 деньги; с пуста 96-го года со шти четвертей с полуосминою ямских в полы 8 денег, кормовых деньга.

Платил деньги стретенской слуга Афонасей Федоров.

Посник Секиотов. [61]

ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1939. Л. 10 об., 11. Копия XIX в.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 200. № 275.

№ 11

1609 г. сентября 15. – Указная грамота боярина и воеводы кн. Михаила Васильевича Шуйского в Кашин Константину Семеновичу Дурову и Михаилу Захряпину о невзимании подвод к острожному делу с крестьян Сретен. м-ря и недопущении грабежа монастырских вотчин в Кашинском у.

По государеву цареву и великого князя Василья Ивановича всеа Русии указу, от боярина и воеводы князя Михайла Васильевича Шуйского в Кашин Костянтину Семеновичу Дурову да Михайлу Захряпину. Била челом государю царю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии Встретенского девича монастыря игуменья Александра с сестрами, а сказала, дана деи ей по ее челобитью для крестьянского разоренья и бедности грамота, чтоб в их монастырьскую вотчину не въезжати и кормов и никаких податей и под гонцы подвод не имати. И ныне де вы, Костянтин и Михайло, их монасгырьских крестьян велити давати на поруки и велити деи быти к острожному делу и под себя деи с них емлете подводы. Да у них же деи монастырьских крестьян ратные люди, ездя через Кашин, лошади в гонбу отнимают, а назад деи те лошади к ним не приходят, да ратные ж деи люди с гумен и по деревням хлеб и сено приезжая отнимают силно. И государь бы ее, игуменью Александру, с сестрами пожаловал, не велел с их монастырьския 11 вотчины крестьян и подвод к острожному делу имати и велел бы ей дати береженную грамоту. И как к вам ся грамота придет, и вы б Встретенского девича монастыря с вотчины крестьян и подводы к острожному делу имати не велели и ее, игуменью Александру, с сестрами и их монастырьския вотчины крестьян от ратных и от сторонних от всяких людей от грабежу и от всякого насильства берегли накрепко, чтоб ратные люди и сторонние и гонцы их монастырския вотчины крестьян не грабили и подвод не имали и насилства никакого не чинили. А которые ратные и сторонние всякие люди и гонцы их монастырьские вотчины крестьян учнут грабити и насильство какое чинити, и им от государя царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии быти в великой опале и в казни.

К сей грамоте боярин и воевода князь Михайло Васильевич Шуйской печать свою приложил, лета 7118, сентября в 15 день.

На обороте по склейкам скрепа:

Диак Сыдавной Васильев.

ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. № 139. С. 254,255 (по подл.).

Коп.: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 312. Л. 80 (без конца). XIX в.

Уп.: См. настоящее издание: Антонов А. В. Вотчинные архивы Кашинских и Угличских монастырей и церквей XV– начала XVII века. С. 200. № 276.


Комментарии

1. В ркп. текст затерт и угас; восстановлено по копии XIX в.

2. В ркп. удостоверительная подпись заклеена плотной бумагой; восстановлено по публ. в ААЭ.

3. В ркп.: Федоров.

4. В ркп. утр.; восстановлено по формуляру.

5. В ркп.: давтали; т – выносная.

6. В ркп.: ни.

7. В ркп. пропущено.

8. Так в ркп.

9. В ркп. утр. начало грамоты.

10. В ркп. пропущено.

11. Здесь заканчивается текст копии XIX в.

Текст воспроизведен по изданию: Сретенский монастырь в документах XV – начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 3. 1998

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.