|
Извлечение из историко-статистического описания города Опочки.Название Опочки в первый раз мы встречаем в Псковской летописи, под 1341 годом. Этим названием здесь означается село, пограничное к Латыгоре, или к Латышам Лифляндским. Латыгоря, или Латыша, действительно находилась в Красногородском приходе. Латыши эти хотя уже почти и совершенно забыли свой природный язык, но некоторыми обыкновениями и особенным наречием доныне отличаются, не только от коренных Велико-россиян, но даже и от соседственных Белоруссов. [14] В 1406 году, 5-го Февраля, Великий Князь Литовский Витовт, или Витольда, во св. крещении избранный Александром, сын Кестута, Князя Трокского, тесть Великого Князя Московского и зять Великого Князя Тверского, разорил до основания построенную Псковичами, неизвестно когда, однакож не ранее 14-го столетия, крепость Коложе, или Коложу, как называет ее Митрополит Евгений, находившуюся от нынешней Опочки верстах в 12-ти, или в 10-ти, не вдалеке от озера Коложа, в правой стороне от дороги из Опочки в Новоржев, на берегу речки Коложицы, впадающей в Кудку. Вот как описано взятие и разорение города Коложа в имеющемся у меня рукописном сборнике: ____________________________________________ «В лето 6914, индикта в 14-й день, прииде поганый отступник правые веры Христианския, неверник правде — крестному целованию, Князь Витовт Литовский, и повоева Псковскую волость, и город Коложе взя на миру, на крестном целовании, а миру не отказав, ни крестного целования не отослав, ни мирных грамот ко Пскову, а грамоту разметную к Нову-городу. А сам пойде на Псковскую волость повоевати. Первее прииде на Коложанскую волость, на Фарисееве недели: оных иссече, а иные поведе в свою область; а всего в полон взята одиннадцать тысяч мужей и жен и детей. А под Вороничем городом наметаша рать мертвых детей две лодки. Не бывало пакости таковой, как и Псков стал; и то за умножение грехов ради наших. А в то время был посол, посол Псковский Киприян, наместник Лодышкинич». [15] ____________________________________________ Место, где находился город Коложо, называется и ныне Городищем. Прежде бывал туда из Опочки крестный ход, в первое воскресенье после 20-го Июля, или после праздника св. Пророка Илии, неизвестно когда начавшийся, а учрежденный, вероятно, для совершения литии над прахом Коложан, павших от меча Витовта. Крестный ход сей, лет за сорок пред сим, или менее, прекратился по малому числу богомольцев и по недостатку крестоносцев. Но и теперь в этот же день бывает на Городище Коложо крестный ход из Кудавского, или Воскресенского погоста и к находящейся доныне на этом Городище во имя св. Пророка Илии часовне, построенной на месте бывшей церкви Ильинского погоста, существовавшего около 1562 и 1572 годов. Священно и церковнослужители Кудавского погоста совершают молебствие. Некоторые из мелочных торговцев города Опочки ездят в этот день на Городище Коложо с калачами, кренделями, пряниками, и т. п.; потому что и теперь собирается туда довольное число крестьян, которые называют этот день вторым, или другим Ильею. По разорении Коложа, Псковитяне, в 1412, или в 1414 году, построили город Опочку. Как крепость Коложе, вместе с другими, подобными же пригородами, в нынешнем Опочецком уезде находящимися: Вельем, Вороничами, Красным и Заволочьем, построена была Псковичами для защищения границ Псковского княжества, или Псковской области, от Литовцев и Лифландцев, так для той же цели построили Псковитяне и город Опочку. [16] О причинах и времени построения города Опочки Псковитянами Высокопреосвященный Митрополит Евгений пишет следующее: «С исхода XIV столетия, когда умножились сильные нападения со стороны Лифляндцев, Эстляндцев и Литовских Великих Князей, утвердивших столицу свою в Полоцке, Псковичи провели целый ряд крепостей и городов своих от всех сих соседов, а именно со стороны Литвы, по реке Великой, три крепости: Коложу, бывшую в 10-ти верстах от Опочки, Велье и Ворониче. Первую из сих Литовцы в 1406 году совершенно разорили, во вместо оной Псковичи с 1412 года основали на той же реке в Опочке; а Велье и Воронич, разоренные также в 1408 году, они паки возобновили. В 1464 году, ближе к Литовской границе, за Опочкою, основали они пригород Красной на реке Сине». А в другом месте он же говорит так: «1414 г., а по другой летописи 1412, построена, вместо разоренной в 1406 году Коложи, новая крепость на Опочке, над Великою рекою, в две недели». Николай Степанович Ильинский, в своем историческом описании города Пскова, упоминает о построении Опочки следующими словами: «6922 (1414) Псковитяне поставили город на Опочке, над Великою рекою; начали его делать в исходе Сентября, и кончили в две недели весь. И в находящемся у меня рукописном [17] сборнике построении города Опочки также весьма кратко сказано: «В лето 6922, Псковичи поставиша город на Опочки, и под Великою рекою начата [копати] делати за неделю Покрова». Вот все, что доселе мог отыскать я о начале и основании города Опочки. Выражения Митрополита Евгения: «в Опочке и на Опогке», г. Ильинского — «на Опочке» и рукописного сборника — «на Опочки» доказывают, что Опочка построена была не на пустом, или, по крайней мере, не на неизвестном прежде месте, но на имевшем уже свое название, доныне сохранившееся. В этом случае филология может подать помощь истории. Предлоги: в и на, означающие место в описании построения Псковских пригородов и крепостей, как Митрополитом Евгением, так и г. Ильинским, с собственным именем места, где что-нибудь было построено, употребленные, кажется, только однажды, вместо обыкновенных выражений: «Псковичи построили, заложили, основали новый город, крепость, и т. п». служат ясным доказательством, что название Опочки существовало прежде заложения Псковитянами на этом месте городка. Потому со всею достоверностию можно полагать, что нынешний город Опочка построен на том самом месте, где было того же названия селение, упоминаемое Псковскими летописцами под 1341 годом, и получившее свое начало, [18] без всякого сомнения, горазда прежде этого времени, т. е. 1341 года. По всей вероятности, место, занимаемое ныне городом Опочкою с окрестностями было заселено Славянами Кривинского, или Дреговитского племени. Река Великая, разделяющая нынешнюю Опочку на две неравные половины, хотя не очень обильна в этом месте рыбою, но доставляя чистую, светлую, по весу легкую и здоровую воду, не могла не обратить на себя внимания какой — либо толпы Славян, отделившихся от своего племени, или случайно, или с намерением отыскать себе где-нибудь в стороне лучшие места для поселения. И кто знает, может быть несколько таких Славянских семейств, теснимых Литовцами, или Финнами, в самые древние времена, во времена до-Ольгинские, в одно время с древними обитателями города Пскова, поселились на месте, занимаемом ныне Опочкою. А что действительно чисто Славянские племена населили прежний, а не нынешний весь Опочецкий уезд, тому служат ясным доказательством собственные, чисто Славянские названия большей части рек, озер, мест, урочищ и т. и. в Опочецком уезде. Напр. названия рек — Синяя, Синица, Черница, Крушинка, или Крушеница и проч. Название озер: Велье, т. е. большое, по-Славянски велие; соединявшееся некогда с ним озеро Чадо, по-Русски дитя, соединяющееся и ныне с озером Черным, другое Велье, находящееся за Черницким погостом; другое Черное, находящееся у самого Черницкого погоста; Синовец, Долгое, Глубокое, Круглое, Корец, [19] Камено, Каменец, Нивко, Ямко, Святец, Быстрое и проч. Названия гор: Синичьи, что ныне Святые горы; Войская, или Ойская гора и проч. Вороничи пригород и т. п. Может быть и самое название реке Великой дано Славянами, как большей против прочих рек Опочецкого уезда. Отрасли Алаунских гор проникают к истокам этой реки, и она течет столь извилисто, что от начала ее в Великолуцком уезде из озера Вязенятки, до города Опочки, по военной проселочной дороге, надобно переезжать ее в пяти местах. Выражение «может быть», конечно, не есть еще доказательство. Но пока кто-нибудь с не оспоримыми историческими доказательствами не прибавит к нему небольшой отрицательной частицы не; дотоле оно все-таки останется тем же: может быть. Разноречие в годе основания Опочки между г. Ильинским, полагающим, что она построена Псковичами в 1414 году, и Митрополитом Евгением, считающим год основания Опочки 1412, произошло от разноречия рукописей, которыми пользовались почтенные сочинители Истории Княжества Псковского и Исторического Описания города Пскова с его древними пригородами. А так как новый год, и церковный и гражданский, до 1700 года начинался с 1-го Сентября, а не с 1-го Января, то по нынешнему счислению год [20] основания Опочки должен быть 1413. Следовательно вся разность летописцев состоит только в одном годе. Из сих письменных и печатных свидетельств беспристрастный историк может вывести то простое и падежное заключение, что город Опочка построен не ранее 1412 хи не позже 1414 года. Дальнейшие известия о судьбе г. Опочки, как-то: о постигавших ее пожарах, о двух безуспешных осадах ее Великим Князем Литовским Витовтом в 1426, и знаменитым полководцем Польского Короля Сигизмунда Князем Константином Острожским в 1517 году, также о занятии Опочки войсками Батория в 1581 и проч. и проч. мы постараемся сообщить в непродолжительном времени. Ив. Бутырский. (Псковск. губ. вед.). Текст воспроизведен по изданию: Извлечение из историко-статистического описания города Опочки // Журнал министерства внутренних дел, № 10. 1840
|
|