Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ 1

На поучение ко всем крестьяном.

Чада моя милая! Первое имейте веру праву к Богу, Отца и Сына и Святого Духа; потомже в послушаньи святых Его Апостол, и святых Отец, иже пострадаша Христа ради во вся дни живота своего. А ослушания блюдитеся, да не погибнете, яко же бе погибл первозданый Адам Евгою ослушавшеся Бога. Любовь же имейте ко всем ладну, и к [120] богату и ко убогу и к нищим и к бедным, и в узах стражющих, якоже и Христос ко всему миру не избирая дая нам весь образ собою. Приде бо с небеси и родися в вертепе от Девы и милостивый Господь нас ради с человекы поживе и крещение прият греха не имея, и преобразися све(тло) уверенья ради нашего, и связан, и в темници затворен бысть, нам повелевая в таковой же беде не стужити си, но и на кресте распят бысть нам все к спасению стваряя и в гробе полежа греха не имый, и воскрес изводя ны на свет, и на небеса взиде веля нам всхититися по Апостолу в стретенье. Все же то створи любовью и верою, да научит ны Собою хитростью к спасению, хотя ны спасти от мукы в преидущий век. [121]

В научение всем xpucmианам.

Милые дети мои! Прежде всего имейте искреннюю веру в Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа; потом послушание Его св. Апостолам и св. Отцам, которые за Христа страдали во все дни своей жизни. А ослушания остерегайтесь, чтобы не погибнуть, как погиб первозданный Адам, чрез Еву, приведенную в непослушание Богу. Любовь [120] имейте ко всем, со всеми пребывайте в мире, как и Христос весь мир возлюбил, без выбора, и подал нам совершенный образец в Себе. Ибо пришел Он, Господь милостивый, с небес и родился в вертепе от Девы — для нас; жил с человеками и принял крещение, не имея греха; светло преобразился для нашего уверения; был связан и затворен в темнице, внушая нам не унывать в таком же несчастии; был распят на кресте, всё для того чтобы наше спасение устроить; возлег во гробе не за Свои грехи; воскрес, чтобы нас извести на свет; вознесся на небеса, чтобы и нам, по Апостолу, быть восхищенными во сретение Его (1 Сол. IV, 17). Все cиe сотворил Он премудро, с любовию и уверенностию, что Своим примером нас приведет ко спасению, и для того, чтобы нас избавить от муки в будущем веке. [121]

Слово о посте.

И се еще вымолвлю, чада моя милая, послушайте. Пост чист имейте к Богу егда достоить поститися в постные дни да приимите светлость, яко же Моисей, и яко Илья, постом и молитвою огнь угасиша, такоже и вы; постящеся, нищим раздрабляйте хлеб свой; убогия милуйте; и нищих и немощних и на улицах лежащих и седяща присещайте; сущая же в темници и беде милуйте и утешайте; нагые одевайте; сирот домашних не обидите, но паче милуйте, гладом не морите, ни наготою; то бо суть домачнии твои убозии: убогий бо инде собе испросит, а си в твоей руце токмо з...ть; правымже помагайте; грешные милуйте; странные в дом свой введите; вдовиц призирайте; в бедах сущая избавляйте; старца чтите; попы и дьяконы яко служителя Божые; челядь же свою милуйте, и учите на спасение и на покаяние, старые же на свободу отпущайте бес поткновения, уные же на послушание на добро поучайте, якоже Аврам каза от разбоя и татбы и. [122]

Слово о посте.

И то еще вымолвлю, милые дети мои, послушайте. Ради Бога, блюдите пост в чистоте, когда должно поститься в постные дни, озаритесь светом, как Моисей; и, как Илия постом и молитвою угасил огнь, так и вы. Постясь, раздробляйте нищим хлеб свой, милуйте убогих, призревайте нищих и немощных, лежащих и сидящих на улицах, милуйте и утишайте находящихся в темницах; одевайте нагих; не обижайте домашних сирот, но особенно будьте к ним милостивы, не морите их голодом и наготою; ибо эти убогие твои домашние; нищий в другом месте попросит, а эти от твоих рук ждут всего. Живущим праведно оказывайте помощь; о согрешающих молитесь; странников принимайте в свои домы; призирайте вдовиц, избавляйте бедствующих от напасти. Старцев чтите, священников и диаконов принимайте как служителей Божиих; слуг своих милуйте на спасение и на покаяние; старых отпускайте на свободу беспрепятственно, [122] а юных учите доброму послушанию, как Авраам учил рабов своих воздерживаться от разбоя и татьбы.

Слово о суседе.

Суседа же не обидите и не отъемлите земли его. Рече бо Моисееви Бог: пришельца суща не обидите. Ахав бо и Езавель погибоста отнимания ради земного; Дафан же и Авирон такоже я поглоти земля имения ради неправедного. При Златоустем же Иуане Еудоксия Царица не погибе ли, отнимания ради неправдою виноградною. Бог бо не единому человеку велит быти на земли сей, но многим. Темже чада моя блюдетеся и не отнимайте чюжего.

Слово о соседях.

Соседа не обижайте и не отнимайте у него земли. Ибо Бог сказал: пришельца не озлобите (Исх. XXII, 21). Ахаав и Иезавель погибли за отнятие земли. А Дафан и Авирон? — их также поглотила земля за неправедное имение 2. При Иоанне Златоусте не погибла ли царица Евдоксия за неправильное отнятие виноградника? Бог не одному человеку дал право жить на земле сей, но многим. Поэтому, дети мои, будьте осторожны и не отнимайте чужего.

Слово о монастырех.

Манастыри же чада любите, то бо суть сынове святых... и пристанища сего света, и вшедше в ня видите игумена пасуще стадо свое и черньца не глаголюща страха ради Божие. И ового видите горе руце взревша а очи долу [123] имуща и сердце горе имуще у престола Божие. Иного плачюща в кельи своей и ница лежа, другого же работающа акы полонена, инехже на делех стояща яко исцеплени, а иные в церкви стояща яко и каменыи непоступны, и молитвы Богу всылающе, за всь мир хотяще Бога умолити. Ти же в манастырех, а инии на столпех около иерама и по всей земли. Имь же и мяса к костем присхла суть сухотою яди. Иже могут вскоре верою вся прошенья творити и горы преставляти, рекше больным и недужным помагати, и всякого гнева Божие и напасти молитвами своими отводити. И к ним припадати, и к тем святым местом приходити и от тех благословения просите, и тех в домы своя вводите блогословения деля.

Слово о монастырях.

А монастыри, дети, любите: ибо это дети суть......... 3 святых и пристанища в сей жизни. Вшед в них, вы видите игумена, пасущего стадо свое, и иноков, ради страха Божие, не отверзающих уст своих. Видите, как один, [123] преклонив очи долу, воздевает руки свои к небу и сердце свое имеет горе, у престола Божие; а другой, простершись ниц, плачет в своей келлии; один работает, как пленник; другие стоят при делах, как скованные; иные в церкви, как каменные, неподвижно, воссылают молитвы к Богу и умоляют его за весь мир. И сии подвизаются в монастырях, а другие на столпах, около Иерусалима и по всей земле. От сухоядения у них плоть прильнула к костям; верою они скоро могут исполнять все просимое, и даже преставлять горы, т. е. помогать больным и недугующим, своими молитвами отвращать всякий гнев Божий и напасть. В cии-то святые места приходите, к сим-то мужам припадайте, просите у них благословения и вводите их в домы свои для благословения.

Слово о Епископе.

Епископа же чтите яко Петра и Павла. Аще ли кто не чтит его, да благословения от него не приимет, ни сде ни на суде, то бо есть молитвенникы и за ваша домы и за ваше спасение. [124]

Слово о Епископе.

Епископа чтите, как Петра и Павла. Если же кто не чтит Епископа, тот не приимет от него благословение, ни здесь, ни на суде. Епископ есть молитвенник за ваши домы и за ваше спасение. [124]

Слово о попех.

Попы же белци честите достойно и дьяконы акы слуги Божие: ти бо за вы молитвы творят к Богу по вся дни. Ащели поимете черньца в свой дом или иного причетника и хощете их честити, то боле трею чашь не нудите его, но дайте ему волю, дажеся и сам напъет да сам за то и отвещает. А вам не надобе в грех его, но паче речено есть в ветсем законе приведи к жертвеннику, и вол твой, овен и козел, и ина имения твоя. Петр же Апостол также во ученьи своем повеле к церкви принести всядания благая, а не лзе слуг Божиих до сорома упоити, но с поклоном отпустити и благословение вземше,от него.

Слово о священниках.

Белым священникам и диаконам оказывайте почесть, как слугам Божиим: ибо они за вас каждодневно творят молитвы к Богу. Если же примете в дом свой инока или другого какого служителя Церкви, и захочете угостить его: то не принуждайте его пить более трех чаш, но отдайте, ему на волю, и, буде сам он упьется, то сам и будет отвечать за то; а вам не нужно брать на себя грех его. Вместо же сего, сказано в Ветхом Завете, приведи к жертвеннику вола твоего, овна и козла, и другое что из имения твоего. А Петр Апостол в своем «учении» заповедал приносить церкви всякое даяние благое 4. Слугу Божие не должно поить до забвения стыда; но, приняв от него благословение, отпустить его с поклоном.

Слово о князех.

Князю же земли вашея покоряйтеся: не рцете ему зла в сердци своем, и прияйте ему головою своею, и мечем своим, и всею мыслью своею, [125] и не взмогут противится инии князю вашему. Аще добре прияете князю вашему, и обогатеет земля ваша, и плод добр объемлете. Аще ли начнете прияяти инем князем от своего, то подобни будете жене блядиве мужате, яже со всеми блясти хощет, и последи муж ее устерег ю, псы ею накормит, и весь род ее в сороме будет велице. И се паки и еще вы глаголю, чада моя, аще кто от своего князя ко иному князю отъедет, а достойну честь приемля от него, то подобен есть июде, иже любим Господем ти умысли продати е ко князем жидовским. И купиша им село крови и гроба с прочими дарми, и отек от велики печали; суяся семо и овамо, в Иерусалиме от всех людий проклинаем, и бежа из Иерусалима по пути, и тугы и великии печали прия болезнь и отек стого и яко всезлы расседеся на полы. И епископство его примет ин, и дети его в пагубу впадоша. Да и вы, сынове мои милии, не мозите прияти чюжему князю, да не в то же зло впадете. [126]

Слово о князях.

Князю земли своей будьте покорны; не желайте ему зла в сердце своем; но с охотою служите ему головою своею, и мечем своим, и всею мыслию [125] своею; и другие не в состоянии будут противиться вашему князю. Если хорошо будете служить своему князю: то земля ваша будет богата, и сами получите от сего добрый плод. Если же, оставив своего, станете радеть другим князьям: то подобны будете жене распутной, которая от своего мужа готова со всеми распутствовать; будет время, что муж подстережет ее, и накормит ею псов, и весь род ее покроется великим стыдом. Еще скажу вам, дети мои: кто от своего князя отпадет к другому, хотя и пользовался от своего достойною почестию; тот подобен будет тому, который хотя любим был Господом, но умыслил, продать Его старейшинам жидовским, и куплены были на деньги предателя с прочими приношениями село крови и гроб; от великой печали он отёк; метался туда и сюда по Иерусалиму, но от всех проклинаемый, бежал по пути из Иерусалима; от великой скорби и печали сделался болен, отёк, и, как полный зла, расселся по полам (Деян. I, 18). Епископство его принял [126] другой и дети его впали в погибель. И вы, дети мои, не смейте радеть чужому князю, чтобы вам не подвергнуться такому же бедствию.

Слово о друзех.

Другом же малым и великым покоряйтеся. Или на пир звани будете, сядите на последнем месте по Еуангелью. Рече бо: егда зван будеши на брак, не сяди на преднем месте, егда кто честней тобе будет званых, и пришед звавый тя, и речет ти: друже, дайже сему место, и тогда начнеши с соромом поседатися ниже. Но егда зван будеши на пир, шед сяди на последнем месте: да егда придет звавый тя, и речет ти: друже, сяди выше, и тогда будет ти слава предо всеми седящими с тобою. Яко всяк возносяйся смирится, а смеряйся вознесется.

Слово о друзьях.

Друзьям своим, малым и великим, будте послушны. Когда же званы будете на пир, садитесь на последнем месте, по Евангелию. Ибо сказано: егда зван будеши на брак, не сяди на переднем месте, егда кто честнее тебе будет званных: и пришед иже тебе звавый, речет ти: друже! даждь сему место, и тогда начнеши со cтудом последнее место держати. Но егда зван будеши на пир, шед, сяди на последнем месте: да егда придет звавый тя, речет ти: друже, посяди выше: тогда будет ти слава пред всеми сидящими с тобою. Яко всяк возносяйся, смирится: и смиряяйся вознесется (Лук. XIV, 8-11).

Слово о страсе.

Имейте, чада моя, страх Божий присно в сердцих ваших. Писано бо есть: начало премудрости страх [127] Господень; не велит творити лиха ничтоже; вера бо страхом Господним поминяти велит смерть на всяк час и страшное судище. Страх бо Господень приимше первое праведнии спасошася. Апостоли Господни с мученикы страха ради Господня терпяще в пещерах и в пропастех земных и в пустынях, такоже чающе мзды великого Бога. Такоже и вы, чада, страха деля Господня все добро творите спасения деля своего. Грех же аще кто створит по дьяволю делу, да в том же дни покайтеся: блюстибося смерти внезапу. Писано бо есть: в чем тя застану, в том тя и сужу. Темже, чада моя милая, буди вы всем страхом Господним спастися.

Слово о страхе.

Дети! Всегда имейте страх Божий в сердцах ваших. Ибо написано: начало премудрости страх Господень [127] (Притч. I, 7). Страх Господень удерживает от всякого дела злого; ибо вера, по страху Господню, повелевает каждый час помнить смерть и суд страшный. Держась страха Господня, спасается первый праведник. Апостолы Господни и мученики, по страху Господню и в чаянии награды от Великого Бога, претерпевали всякую нужду в пещерах, в пропастях земных и пустынях. Так и вы, дети, по страху Господню, творите всякое добро для своего спасения. Если же кто по внушению диавола сотворит грех, пусть покается в тот же день. Ибо должно опасаться внезапной смерти. Поелику написано: в чем застану тебя, в том и буду судить. Посему желаю вам, любезные дети мои, всем спасения чрез страх Господень.

Слово о челяди.

Чада моя милая! Еще вы глаголю: челядь свою кормите якоже досыти им, одевайте, обувайте. Аще ли не кормите, ни обуваете, а холопа твоего убъют у татбы или робу, то за кровь его тобе отвещати. Темже набдите сироты своя [128] во всем, и учите я на крещение и на покаяние и на весь закон Божий. Ты бо еси яко и Апостол дому своему кажи грозою и ласкою. Аще не учишь то ответ вздаси за то пред Богом. И Авраам бо научи своих домачадец 300 и 18 всему добру закону и добру норову. Страх бо Божий приимше не опечалят на старость тебе. Аще ли тебе не послушают ни мало, то лозы нань не щади, якоже Премудрость Божие глаголет до 4 или 6 ран, или за 12 ран. Аще ли раб и рабыни не слушает, и по твоей воли не ходити, то за-год-а лозы нань не щадити до 6 ран и до 12. Аще ли велика вина то и 20 ран. Ащели велми велика вина то 30 ран лозою, а боле 30 ран не велим. Да еще тако кажете я, и добре одеваеши и кормиши, то благ дар приимеши от Бога 5. [129]

Слово о прислуге.

Еще говорю вам, любезные дети мои, прислугу свою кормите досыта, одевайте и обувайте. Если же не будете кормить и обувать, а раба твоего или рабу убьют на воровстве, то тебе приведется отвечать за кровь их. [128] Снабдевайте «сирот» своих во всем, и наставляйте их, чтобы они крестились, каялись и исполняли весь закон Божий. Ибо ты в своем доме как Апостол, вразумляй их грозою и ласкою. Если же не будешь учить, то дашь ответ за cиe пред Богом. И Авраам наставлял своих 318 домочадцев во всяком добром законе и добрых нравах. Снискав страх Божий, они не причинят тебе скорби в старости твоей. Если же нисколько не будут слушаться тебя; то не жалей на них лозы, как и Премудрость Божия говорит (Ииc. Сир. ХХХIII, 25-27) даже до 4 или 6 или 12 ударов. Если раб или раба не слушает тебя, и не исполняет твоей воли, то позволительно наказать их от 6 до 12 ударами лозами. Если же велика вина, то можешь дать и 20 ударов. Если весьма [129] велика вина: то 30 ударов лозою. А более 30 ударов давать не велим. Если так будешь наказывать, и вместе и хорошо одевать и кормить, то получишь от Бога доброе воздаяние.

Слово о женьней смерти.

Сыну! Аще по греху ти жена умреть, ти поимеши другую, и той жены словес деля блядивых слушая не любити начнешь первых детий, а сия дети любити начнешь, а ум свой велик имея, аже не любити начнешь обоих детей ладно, то по Златоустому Иоанну осужен будеши в муку вечную, и подобен будеши коневи, на немже кобыла начнет ездити вседши.

Слово о смерти жены.

Сын мой! Если, по грехам, умрет у тебя жена, а ты возмешь другую, и, слушая ее льстивых речей, перестанешь любить детей первой, а второй — будешь любить, с своим великим умом не будешь любить тех и других детей равно; то, по слову Иоанна Златоуста, осужден будешь в муку вечную, и уподобишься коню, на котором сядет и станет ездить кобыла.

Слово о волхвах.

Волхвов же чада моя блюдитеся. Боляшесть бо, рече, охозия царь (рць), и оставив Божию помощь, а Бог казашеть его болезнью лютою, дабы ся помянул грех своих. Он же Божии не всхотев помощи в казаньи том, но оставив веру, юже Моисей на Синайстей горе приять от Бога, и посла к Валови болвану и к жерцемь его, [130] рка: буду ли жив цили умру. О глубино, о зло есть оставити Божию помощь. Ти впрашали влхвов, иже в беса веруют. И стрете слы Охозиевы Илья, и рече им: идете ко цару своему и рцете ему: понеже оставив Бога и закон Его, и послал еси к бесом впрашат о животе и смерти, да си ти рци глаголю от Бога усты своими: умреши ныне преже времени, понеже Бога оставив к бесом послал еси; тако ти бывает смерть. Сынове мои! Ходивше преже времени к волхвом да не отметници Божии явистеся. Святии бо Апостоли и святи Отцы прокляли волхвования. Такоже прокляли и на 7-и сборах, и от причастья отлучили, и иже к ним приходили, и держати им велено опитемья, како бы им избыти греха то тяжкого.

Слово о волхвах.

Волхвов, дети мои, удаляйтесь. Писание говорит: болен был царь Охозия и пренебрег Божиею помощию; а Бог наказывал его жестокою болезнию, чтобы он вспомнил грехи свои. Но он не хотел в этом наказании искать помощи Божией; оставил веру, которую принял Моисей от Бога на Синайской горе, послал к идолу Ваалу и к [130] жрецам его спросить: буду ли жив, или умру? О глубина зла — пренебречь помощию Божиею! Посланные шли спросить волхвов, которые веруют в беса, и встретился с ними Илия, и сказал им идите к царю своему и скажите ему: поелику ты, оставив Бога и закон Его, послал спрашивать у бесов о своей жизни или смерти, то я устами своими скажу тебе сей глагол от Бога: ты умрешь преждевременно, потому что, оставив Бога, послал к бесам. Потому, дети мои, смерть преждевременная постигла и ходивших к волхвам (4 Цар. I, 2-12). Не будте отступниками от Бога. Св. Апостолы и св. Отцы волхвование подвергли проклятию. Также и на седьми соборах прокляты и отлучены от причащения ходившие к волхвам; велено им держать епитимию, чтобы избавиться от сего тяжкого греха.

Слово о тайне.

И се вы, чада моя, глаголю: иже кто всхощет любити живот свой и голову свою и дом свой, да хранит тайну цареву и другов своих. Рече бо Премудрость: слышал ли [131] еси слово или каку тайну, да умрет с тобою. Аще ли хощеши поведати кому мня добра друга, то уже напрягл еси стрел с чемерем и с серою горячею на голову свою и на дом свой. Мнози бо дружбу имеюче велику и заклинанием и ласкою тайну поведят всем человеком, и много пострадав едва избудеши зла того, и много ся начнешь каяти. Последи же ратен будеши с тем, у него же слышав. И ему же поведав, со обема ратен будеши, а от онех сором. Видиши ли, колико ти зла тайну поведавше. Редко того ныне, якоже бе Нафан с Давидом, с сыном с Саулим. Како имеяста любовь, и тверду тайну, да и плакася Давид по Нафане. Да не много, братье, таковые дружбы ныне. Да иже кто блюдет тайну, то блюдет и головы своей.

Слово о тайне.

Еще скажу вам, дети мои: если кто дорожит своею жизнию, своею головою и домом своим: пусть хранить тайну цареву и тайну друзей своих. Ибо Премудрость говорит: [131] слышал ли ecu слово, да умрет с тобою (Иис. Сир. XIX, 10). Если же откроешь его другому, считая его добрым другом: то уже натянул ты стрелу с ядом и горящею серою на твою голову и дом твой. Многие, по великой дружбе, с заклинанием и ласкою, рассказывают тайну всякому человеку. За это много можешь пострадать и с трудом избежишь беды, и много будешь каяться, а наконец рассоришься и с тем, кому сказал; с обоими рассоришься, и от обоих тебе будет стыдно. Видишь ли, сколько выйдет зла от того, что откроешь тайну. Редко бывает ныне, как было у Нафана, сына Саулова, с Давидом. Какую имели они любовь и как крепко хранили тайну! И плакал Давид по Нафане. Не много и между братьями ныне такой дружбы! Итак, кто бережет тайну, тот бережет и свою голову.

Слово о снех.

Сынове же мои и чада! И се вы еще глаголю: не веруйте сном. Иже бо верует сном, погибл е отинудь. Якоже инии святии мнози, первее и [132] Сираховичь Иисус пишет глаголя: аще кто может стень яти свои или ветр угонити, то тогда и сну веру ими. Первое бес тобою блазнит, второе разумей от речий твоих и от помысл твоих. И солжет ти во сне, и имеши ему веру, потомже веруеши, а он тобою лжет, и тако гнев Божий наведет на тя, и прочье в муку пойдеши во сны веруя.

Слово о снах.

Еще скажу вам, дети мои: не верьте снам; кто верует снам, тот погиб. Так учили многие святые, и прежде всех Иисус, сын Сирахов, [132] который написал: если кто может схватить тень свою, или достичь ветер, тот пусть верит сну (Ииc. Сир. ХХХIV, 2). Во-первых бес обманывает тебя; во-вторых — твоими речами и помыслами. Он солжет тебе во сне, ты ему поверишь; тебе поверят другиe (?), а он тебя обманывает и наводит на тебя гнев Божий, — и ты веруя снам, пойдешь в муку.

Слово о смирении.

Сыну! Аще хощеши велик быти пред Богом и человекы, то смирися всему ладно. Ласкай около всякого человека кроме и и в очи. Аще ли кому смеются, то ты хвали и и люби, и да от Бога приимеши мзду, а от того честь.

Слово о миролюбии.

Сын мой! Если хочешь быть великим пред Богом и людьми, то буди со всеми в мире и согласии. Будь ласков ко всякому, в глаза и за глаза. Если над кем смеются, ты хвали его; храни к нему любовь, — и получишь от Бога награду, и от того человека честь.

Слово о храборстве.

Сыну! Егда на рать со князем идеши, и ты со храбрыми на переди езди, да и роду своему чести добудеши и собе добро имя. Что бо того лепле, иже перед князем умрети. И рабыже, сыну, путьные чести и люби переже, да в [133] беде и в рати пособники добры обрящеши.

Слово о храбрости.

Сын мой! Когда идешь с князем на войну: езди с храбрыми напереди, чтобы и роду твоему добыть честь, и себе доброе имя. Ибо что лучше того, как умирать пред глазами Князя? И рабам, с тобою идущим в путь, [133] заблаговременно оказывай любовь и честь, чтобы найти в них добрых помощников в несчастии, и на войне.

Слово о рабех.

И се ми слово еще к рабом: да и вы убо, добрые слуги, на се взирайте, яко не человеку работаите, но Богу самому и проповеди утваряеши, и все терпиши Владыце. Повинен сы терпяще и гневающе на тя и безлобьем ярящюся. Но помыслите, яко не тому творите благодати, но Божие веление свершаете.

Слово о рабах.

И к рабам мое слово: и вы, добрые слуги, смотрите на то, что не человеку служите, но самому Богу............ 6 Но помыслите, что не господину вы являете милость, но исполняете волю Божию.

Слово о молитве.

Ведомо же буди, яко не пытаемое есть молитвенное место но образ. Иеремея в пропасти, но Бога умоли. Tpиe отроцы в пещи беша, но Бога призваша. Данил в ров к лвом ввержен бысть, но Бога умоли. Иев на гноище сидя, но Бога виде. Моисей бе на мори, но глагола ему Бог: что вопиеши ко Мне. Разбойник на кресте висяше, но породу отверзе. Да и ты, кде убо еси, или на мори, или на пути, или на торгу, или в [134] коем месте, или в храме, молися часто, и Бог послушает тебе: того бо есть земля, исполнение ее, и на всяком месте владычествия Его.

Слово о молитве.

Да будет известно, что для молитвы спрашивается не место, но расположение. Иеремия был во рву (Иерем. XXXVИИИ, 6), но умолил Бога. Три отрока были в пещи; но призвали к себе Бога. Даниил был ввержен в ров ко львам: но умолил Бога. Иов сидел на гноищи: но видел Бога. Моисей был на море: но Бог сказал ему: что вопиеши ко Мне (Исx. XIIV, 15)? Разбойник висел на кресте: но отверз себе путь в рай! [134] И ты, где бы ни был, на море, или на пути, на торгу, в каком бы ни было месте или храмине, совершай чистую молитву, и Бог послушает тебя. Ибо Его есть земля и исполнение Ее (Псал. XXIII, 1), и на всяком месте владычество Его.

Слово некоего отца к сыну своему. Слово душеполезно.

Сыну мой, чадо мое, приклони ухо твое, и послушай отца своего, светующего ти спасения. Чадо, приближи разум сердца своего, и внуши глагол родившего тя. Не сут бо на пакость души твоей, но аще разумьно приимеши я, то царствию небесному вожь ти будет. Ярости сердечный ссуд, да накаплют ти паче меду словеса, могущая тя оживити, и бессмертна явити тя.

Но о чем первее начну казати тя, сыну мой, что ти первое явлю, мятеж ли или злобу света сего, житье ли благоугодно и спасено, но паче бы мало помыслити, о чадо, от Адама праотца нашего, до сего нашего века, колико человеком множество бысть на земли и вси беспамятни быша.

Единиже памятни быша и просияша на земли и на небеси, иже по заповедем Божиим ходиша, и дни своя ижьжиша, и к Единому вышнему взираху.

Иже кротостью пожиша и в добрословьи уста своя учиниша.

Иже мало света сего причащахуся, вси же свою мысль и все свое хотение в бессмертное житие управляху, и о том едином вздыхаху и моляху воину Бога яко достойным явитися.

Темже, чадо мое, изволи себе тех житье, и и тех правый путь приими, и поревнуй делом их; взищи, коим путем идоша, и коею стезею текоша, да в царствии небесном постигнеши я, и с ним взрадуешися радостью, еяже в житьи сем несть; потщися по них, и взищи их, иже я [135] доправиша: кротость бо я доправи, и смерение и благ смысл, покорение и любовь, милостыня же и доброутробье, мир ко всем ладно, к малым же и к великим; ти убо нрави доведоша их, аможе по вся дни желаху, тех бо зде взыскаша, и яшася твердо за рукы их, идоша в неразрушимые храмы вышьнего Иерусалима. Тех нравы и ты, чадо мое, взищи со всею силою и со всею крепостью, якоже можеши. Нази бо ходят, и несть кто, и приимый, и несть иже в воли бы я ввел в дом свой, и телесный и душевный, покоил я своей.

Чадо, буди понижен главою, высок же умом, а очи имей в землю, а ум на небеси, уста стищена, а сердцем к Богу вопиюща, а нозе тихо ступающа.

И умне и скоро текущи ко вратом небесным, уши уклоняй от зла слышания, умныма же выну прилегая, к шюмению святым книгам, руце имей согбене на собрание злого имения света сего, простерте же на подание убогим.

Не стыдися всякому созданному во образ Божий главы своея покланяти. Старейшего годинами почестити не ленися, и покоити старость его потщися. Сверстникыи бо с миром стретай, и меншего тебе любовью приемли, а с честнейшими собе никакоже стояти не ленися, да не буди самохотьем лишен вечного живота. Греха бегай акы ратника губящего душу твою. Не всхощи веселитися в мире сем, яко веселье света сего плачем кончается, и се яве видети есть в мире сем — в двоих суседех, у сих брак творят, а у другых мертвеца плачют, и т же плачь скоро минет, день плачют, а утро упиваются. Разумей же, чадо, суету века сего и скоро падающую плоть нашу. День растем, а утро гнием. Тем же, в малем сем житьи, взыщи вечные жизни, идеже ни едино от сих несть ни скорби, ни воздыхания, но радость и весельем и свет немеркущий и солнце сам Господь. Ту жизнь возлюби, к ней по вся дни тщися, и о той жизни по вся дни помышляй, и будет ти в возглавии мысль небесные радости встающю о брашно память царствия. [136]

Чадо мое милое, алчного накорми, яко же ти повеле сам Господь, жадного напой, странного введи, больного посети, к темнице дойди и вижь беду их воздохни.

Буди ти в скорбь твою прибежище церкви, паче же и кроме скорби по вся дни вшед припади к Вышнему, лицем своим землю покрый и принуди Его помиловати тя: не уклонить бо ся тебе, но утешит тя. Церковь же разумей небо суще, олтарь же престол Вышнего, служителя же ангелы Божие. Темже в церкви яко на небеси со страхом стой, и яко пред очима Самого исходя. Не забывай, что ли песнь или что слыша. Сотвори си имя в человецех кроткыи, да небесный житель будеши.

Скорби о гресех, воздыхай о соблазнех, печалуй о падении своем, да очистишися, да на исход в душевнем без порока обрящешися.

Чадо, смерть всегда поминай, да та тя смерть всему добру научит, како пожити в малем сем времени. Буди, чадо мое, смыслен, и разумей, что есть воля Божие, что требует Царь небесный и от земных, что ли требует от твари своея, не (?) малые и удобь творимые молитвы. Милости бо хощу, а не жертвы.

Кто требует от нас всего блага исполненный, хвалы ли? Но хвалят Ангели. Поклонения ли? Но поклоняются ему небесная воинства, но того еже, на наше спасение, безмерною сею милостию, просить бо милостыни, желает кротости, любит мир. Тем и ты, чадо мое, оного волю сотвори вмале, и Он твою в веки; даруй малое, возмеши вечное, дай же едино, возми сторицею, присвоися Бозе, да врагом видимым и невидимым страшен будеши; в волнах ли еси житейских, в бури ли морстей беду приемлеши, показаю ти, сыну мой, истинная пристанища, монастыря домы Святых; к тем прибегай, и утишать тя, поскорби к ним, обвеселишися, сынове бо беспечалия суть, и умеют тя утешити: [137] И аще что имееши в дому своем, донеси им потребная, все бо то в руце Божии влагаеши, и вздания не лишен будеши. В граде, в немже живеши, и инех окрестных поищи ли единого человека, Бога боящася, и тому всею силою служи, обрете ли такого, то уже не скорби, обрете бо ключь царствия небесного. Тому прилни душею и телом, смотри жития его, хожения, седения, взора, ядения, и всего обычая его пытай; паче же, чадо, блюдися словес его, не дай же ни единому слову его пасти на земли: дражейши бо бисера святых словеса. Праздники святых чести: а сам не упивайся, но алчные и жадные накормляй. Знаем створи дом свой нищим и вдовицам и сиротам, скитающимся и неимущим где главы подклонити.

Богат ли имееши дом свой, худ ли, все то промыслом Божиим. Но потщися всего своего имения десятое Господеви даяти, давшему ти живот сде, а по исходе жизнь вечную даст ти.

Ненавидит ли кто тебе, смерися пред ним. Дай же ему дар по силе твоей, и поклонися пред ним: худ пред ним и немощен створися, и обратиши сердце ему любити тя; ни створить бо ти ниединого зла покорение, но и оного спасеши, и себе. Бог бо претерпе распинаем от твари своея тебе ради, а ты Бога ради претерпи не распятие, ни смерть, но тяжко слово и противу доброслови Бога ради твориши. Все в мире сем Бога ради претерпи.

Чадо мое милое, много ти бых и еще глаголах, но болезнь си съставляет мя. Но ведь словеса Божие, понеже плодовита суть, да аще умягчиши сердечную землю, и приимеши малое семя учения, и много зело расплодиши в себе спасеное житие.

Аще бо истине вжелаеши в сих малых моих словесех учения прожити достойно дни своя, то одожит ниву твою сердечну Бог, хотяй всем человеком спастися, и [138] расплодить в тебе разум спасеный, яко немощи ти в душевнем своем храме, всего того обилье положити, но инем будеши раздавая, требующим своего спасения. Се же сыну, и слышал еси, что ти горячей утробою, люболюбным огнем палимо изрекох бо ти, чадо бо ми еси, и хощу, дабы ся еси спасл. Зная, чадо, Бога, слушай же и повеления Его, и муки вечные лишен будеши. Не вси бо знающии Бога спасаеми суть, но творящии волю Его. Тем же попецися спасением своим и душею своею, от вся силы своея. Смерть бо близ комуждо нас и при дверех готова, ждущи повеления Господня и внегда скончаемся. И ныне, чадо, попечися, пред смертию готов буди на душевный исход дела светла творяща, и по разлучении от тела осветят душу твою, да не мне сущие, и приимут ю врази твои.

Сыну мой, исчадие мое, миро сь (мир сей) мимоидет и слава его погибнет. Приидет же Господь с небесными вои на суд всякому человеку, и воздаст комуждо по делом его. Приимут праведнии жизнь вечную, жизнь нестареющуюся, жизнь, ей же конца несть, грешным муку вечную, и огнь неугасимый, и тьму не светимую, ее же чадо мое потщися убежати, и с праведными венчан быти сынми ликовствовати в свете незаходимом, в радости вечней и в бесконечные веки. Аминь.


Комментарии

1. Эти драгоценные слова нашел я кажется в 1842 году, в одном сборнике, 16 века, приобретенном мною от почтенного нашего антиквария Т. Ф. Большакова, о чем и было объявлено мною тогда же в Москвитянине. После узнал я, что эти слова находятся в древнем харатейном сборнике, известном под именем Златой Чепи (в Троицкой Академии), и получил после от Преосвященного Филарета, Епископа, тогда Рижского, верный их снимок, с которого теперь и печатаю, предпочтительно пред своим новейшим. Слова дышут простотой, искренностию, кротостию, и живо изображают характер древней Церкви и Духовенства. Время их без сомнения — до Татар, о которых нет в помине, а говорится об удельных князьях, боярских переходах, войнах княжеских. К Московскому периоду нельзя отнести их и по древности языка и по древности рукописи. М. Погодин.

2. Сочинителю ближе было бы указать на Ахара (Ииc. Нав. VII, 18 и дал.).

3. Вероятно здесь пропущено слово: обители, или какое нибудь другое.

4. Constitut. Apostolic. II, 26-30.

5. Часть сего поучения встречается и под следующим заглавием: «Поучение Владыкы Матфеа Сарайского к детем моим». Здесь оно оканчивается в таком виде: «Аще тако их кажеши, то душю их спаси (sic), а тело его избавиши от побои людска, и после всхвалят тя, любо раб, любо рабыни. Аще тако кормиши их и добре одеваеши, да услышит (sic) блаженного оного гласа Христова истинного Бога: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царство Божие от сложении миpy. А милость Божиа и Святыа Богородица и мое благословение, да будет с вами».

6. Текст здесь поврежден.

Текст воспроизведен по изданию: Памятники древней русской словестности // Москвитянин, № 6. 1851

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.