Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В виду существующих в литературе разногласий приводим список принятых в томе дат игуменств в Троицком м-ре и обоснование сделанного выбора некоторых из них.

Игумены:

Сергий (Радонежский) умер 25 сент. 1392 г. (6900 г. мартов, ст.)

Савва (1-й) (Звенигородский) 1393—1399 (?)

Никон умер 17 нояб. 1427 г. (6936 г. сентябр. ст.)

Савва (2-й) 1428—1432

Зиновий 1432—1445 нач.

Геннадий Саматов 1445—1446 (счит. сомнит.)

Досифей (1-й) 1446—1447

Мартиниан 1447—1455

Вассиан Рыло 1455—1466

Спиридоний 1467—1474

Авраамий 1474-4478

Паисий Ярославов 1478—1482

Иоаким 1482—1483

Макарий 1484—1488

Афанасий (1-й) Сук 1489—1490

Симон Чиж 1490—1495 (до 22 сент.)

Серапион (1-й) 1495—1506 (до 15 янв.)

Досифей (2-й) 1506—1507

Памва Мошнин 1508—1515

П. М. Строев, А. В. Горский, Е.Е.Голубинский и С. Б. Веселовский расходились между собой в установлении годов смерти Сергия Радонежского и Никона; такие спорные даты были и в дальнейшей истории игуменов.

Год смерти Сергия Радонежского принят, согласно Строеву и Голубинскому, 1392-й, а не 1391-й, как принимали Горский и Веселовский; представляется правильным указание Голубинского на то, что в статье летописей за 6900 год календарь дан по мартовскому, а не по сентябрьскому стилю (см. его Сергий Радонежский, стр. 68-71). Кроме приведенных Голубинскик соображений, эта дата подтверждается тем, что смерть Сергия случилась в тот год, когда в. кн. Василий Дмитриевич ходил в Орду по зову оттуда. Это было и по Новгородской I младшего извода — в 6900 г., а эта летопись держится твердо мартовского стиля.

Год смерти Никона принят, согласно Строеву, 1427-й, а не 1428-й, как принимали Горский и Веселовский и как колебательно допускал и Голубинский (или 1428-й, или 1429-й). Рассуждения последнего о том, что 1428 год подтверждается расчетом лет по житиям Сергия и Никона, а также якобы явно мартовским счетом лет в Типографской летописи, не могут быть признаны вполне убедительными; в первом случае Голубинский просто прикладывал к цифре мартовского 6900 г. 36 или 37 лет и получал 6936 (или даже 6937) лет; между тем, при обычае в древней Руси считать включительно, надо к 6900 прибавить лишь 35, потому что и 6900 год уже причислялся к годам игуменства Никона. Тогда получим 6935 год мартовский и дату 17 ноября. 1427 г. Относительно мартовского именно счета в летописной записи 6935-го и ближайших лет не только не может быть полной уверенности, но и имеются достаточные основания к сомнению в этом. Московский свод показывает уже ряд лет за эти годы и с сентябрьским счетом, например год 6934-й. Недавно опубликован А. А. Зиминым краткий летописец Кириллова Белозерского м-ря (Историч. архив, кн. V, 1950 г., стр. 22-27); в составлении его можно предполагать то или иное участие лица, близко связанного с Троицким м-рем (м. б., бывшего троицкого иг. Мартиниана, потом, как известно, долго игуменствовавшего в Ферапонтове м-ре); об этом говорит внимание к троицким известиям и их точные даты, до часов дня: о Никоне: «В лето 6936» [765] преставись препод. иг. Никон... ноября 17-го, 5-го часа дня», и в конце: «В лето 6934 июня 29, сгоре м-ря Сергиева с треть, 4-го часа дня». Записи поздних лет в этом летописце сделаны, по всем признакам, по сентябрьскому стилю, — такова запись о смерти митрополита Киприана 6915 г., индикта 15, «сентября 15 (здесь число месяца ошибочно: надо 16 или по меньшей мере 12, если здесь имело место заимствование числа из прощальной грамоты Киприана); Киприан умер 16 сентября 1406 г. Также по сентябрьскому стилю записана дата 6967 г. февраля — поставление Ионы архиепископом в Новгород, что было в 1459 г., по Строеву. Исходя из этих наблюдений, и дату смерти Никона — 6936 г. ноября 17 — надо считать записанной по сентябрьскому стилю, что и дает 1427 год.

В связи с принятием даты смерти Никона, принимаем годы игуменства Саввы (т. наз. 2-го) с 1428 г., откидывая конец 1427 г. для избежания более грубой хронологической ошибки и предполагая полную возможность некоторого междуигуменства, как это часто случалось при сменах шгуменов и позже.

Годы игуменства Зиновия приняты согласно с указаниями Е. Е. Голубинского (в тексте его примечаний по этому вопросу, к сожалению, напечатано, вместо 1443 и 1445 гг., —1433 и 1435 гг.; см. Сергий Радон., стр. 144, примеч. 3).

Допускаем возможность игуменства Геннадия Саматова в 1445 г. (согласно с Голубинским), и, м. б., в январе 1446 г.

Трудно датируется начало игуменства в Троицком м-ре игумена Мартиниана. А. В. Горский и П. М. Строев принимали началом его игуменства 1447 год. Е. Е. Голубинский, говоря в тексте, что Мартиниан был вызван на игуменство в. кн. Вас. Васильевичем в 1447 г., в примечании говорит, что он поставлен был игуменом туда лишь между августом и декабрем 1448 г.; основанием для него были грамота на имя Мартиниана от 4 августа 9656 г. (ААЭ, т. I, № 41), где он именуется игуменом Ферапонтова м-ря, и грамота русских епископов кн. Димитрию Шемяке от 29 декабря 6959 г. (АИ, т I, № 40), где Мартиниан назван игуменом троицким. Толкуя в последнем случае дату по мартовскому стилю, Голубинский считает ее более поздней, чем дата первой грамоты. Однако с этим едва ли можно согласиться.

Сам Е. Е. Голубинский признает, что Иона поставлен на митрополию 15 декабря 1448 г. (История русск. церкви, т. II, половина I, стр. 15), а из этого неизбежно вытекает, что в грамоте от 29 декабря 1448 г. он никак не мог быть назван архиепископом рязанским, как это значится в этой грамоте. Отсюда следует, что год грамоты в этом случае дан по сентябрьскому стилю и грамоту надо датировать не 1448 г., а 29 декабря 1447 г. Это и будет согласоваться с известием, что вызов Мартиниана был сделан действительно в 1447 г. Августовская же грамота 1448 г., где Мартиниан наименован снова игуменом ферапонтовским, показывает, что Мартиниан не сразу осел на игуменство в Троицком м-ре; м. б., был момент отказа или некоторый срок формального совместительства. Для датировки мы все же принимаем 1447 год началом игуменства Мартиниана, так как имеем и грамоту от 4 декабря 1447 г. на его имя как игумена троицкого (№ 192); 6956 год и в этой грамоте не имеем никакого основания толковать как данный по мартовскому стилю. Годом окончания игуменства Мартиниана считаем вслед за Голубинским и Горским 1455-й, — очевидно начало года, так как от 10 марта 1455 г. несудимая (№ 254) дана на имя Вассиана.

В дальнейшем отступаем от датировок Е. Е. Голубинского в отношении года начала игуменства Паисия Ярославова, так как есть грамота на его имя уже от 24 ноября 87 г. (№ 458), что дает при сентябрьском счете лет 1478 год (а не 1479-й), и в отношении начала игуменства Макария. Имея грамоту на имя Иоакима от 1 августа 1483 г. (№ 502), мы не имеем никаких указаний на вступление Макария в игуменство с этого же 1483 г. и потому принимаем начало его игуменства лишь с 1484 г. В остальном принимаем существующие датировки с поправками Голубинского. (И. Г.)

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2022  All Rights Reserved.