Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Неизвестные акты XIV-XVI века из архива московского Чудова монастыря

№ 1

1378 г. февраля 12 - 1379 г. июля 20. — Отводная грамота, по слову в. кн. Дмитрия Ивановича, Михаила Константинова сына Дорожаева арх. Чудова м-ря Иоакиму на свою вотчину сц. Филипповское в Переславле

Список.

По великого князя слову Дмитрея Ивановича, отъехал Михайло Костентинов сын Дорожаева свою вотчинную землю селцо Филиповское к святому Михаилу к чюду архимандриту Иякиму и з деревнями, и с бортми, и с лесы, и с луги, и со всем, что потягло к моему селу исстарины. А отвод тем землям — по Великую Шерну, по Федоровской исток, по обе стороны Меленжи, по старую дорогу, по березовой мосток, по кошенку.

А на отводе были бояре Юрьи Васильевич 1 да Костентин Данилович, да тутошных старожилцов Ермола Мележской да брат его Павел, да Сава Плешивой, да Зинов Ярцев, да Василь Бунков, да Микита Гузин, да Михайло Еремеев.

А на тот завод дал есми сию грамоту Михайло Костентинов сын Дорожаева архимандриту Акиму, дал по государя великого князя слову Дмитрия Ивановича.

А у грамоты печать неведомо какая, а руки никакой нет.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ярославлю, № 241/21284. Б/п. Список 1620-х гг. [11]

№ 2

1431-33 гг. - Данная с отводом инока Авраама Микулина сына Давыдовича (Морхинина) арх. Чудова м-ря Феофану на сс. Лужковское, Павловское и Манаковское в Сурожике в Московском у.

Список.

Милостию божиею и честнаго архангела Михаила и Алексея митрополита. Се аз, старец Аврам, дал есми в дом великому архистратигу Михаилу и честнаго его чюда и чюдотворцу Алексею митрополиту села, свою вотчину Микулы Давыдовича архимандриту Феофану и прочим и всей братье село Лушковское и Павловское село, Манаковское село и з деревнями, деревня Петраковы Горотки 2, деревня Поросятникова, Григоров починок, деревня Щекина, деревня Корталова, деревня Юркина, деревня Борискова, деревня Тарыбина, деревня Вязова, деревня Исакова, деревня Мезинова, деревня Фарафонова, деревня Кобзево 3, деревня Степанчикова, деревня Сандырева.

А отвод земле — по рыболовлю межу, а от княгинины от Офросиньи земли от рыболовлих воротец по старой огород по тесом поперег Крюковского пути, да к воротцом Крюковским по конец Кобякова болотца, да к Щекинской огороде, да оттоле к погорелому дубу, да оттоле ко пни дубовому, да оттоле ко пни к святцу 4 к дубовому, да оттоле к Першинской меже межю Манакова и Першина. А отводили ту землю старец Аврам да Данило Карасов поселской княгининской. А розводили Мартюш Костин сын да Степанко Олешин сын. А на разводе были Микула Васильев сын Философова, да Иван Денисьев шурин, да Матфей архимандричей поселской, да Василь Нехай, да Титко Бухон.

А Першунина межа пришла к старе, старь моя, а поросль Першунина. А от Переволокинского по огороду да по мытище да половина прудища, два поля на сей стороне, а третьее за рекою в Городском, да пришло к Ежову двору под дуб, да межою к могилнику, да на подол к речке. А что пустошь Манакова межу прудищ и Манакова по обе стороны дороги, и то моя. А селище конец Солошина врага Ивановское — мое, а Солошина — поросль, а старь моя. А что перешло Ивановские земли за Солошин враг, а то к Манакову. А Исакова земля с Муравиным по межу, а с Мизиным по межу ж. А пожня с Муравиным наполы. А что могилник противу Саватова да Телятниц — Мизиновской земли. А Матвеева земля Александрова да Аврамова — межу Саватова и Мизинова по воду, да межу Фарафонова и Водарева по воду, да на подол речкою меж Малахова и Кобцова по межу. А что перешло Малаховские земли на мою сторону за речку — Коптева по враг, да на межи яблань, да на межи два дуба, да опять пошла врашком в речку. А что Матфеево селищо Свинухино на моей стороне речки — от бору по враг, а ото врага межу Степанчикова по старую огороду прямо к речке межу Степанчикова и Свинухина, да от бору врагом на подол 5 ко Колобенке речке. А что перешла пожня моя — к бору к речке к Колобенке. А с Ывановым с Шишкиным — по бродок на Колобенку 6 да на брод путем ко плотилищу ко озерцу, плотилищо мое, а озерцо Иваново.

А то есми дал с луги и з бортью и с лесом. А то есми дал по своих родителех по своем отце иноке Никоне, и по своей матери иноке Марфе, и по своем брате иноке Авраме, и по своей супружнице иноке Окулине, и по своих детех, и по себе. А дал есми куде соха ходила, куде коса ходила, куде топор ходил. А серебра [12] есми положил Николе на престол полпята рубля. Попу два рубля, а проскурнице рубль, а на тое на полтина рожь сеет, а на полтину пшеница сеет. А черницам рубль, а на том и рожь сеют. А полтина на поминок родителем моим, а на то пшеницу сеют. Да водит посельской оков овса да четверть гречки. А которой поселской ни будит, и он им водит то.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, 295/32755. Б/п. Список 1660 г.

Списки: там же. Б/п. 1672 г.; там же. Б/п (в составе судного списка 1498-99 гг.). 1672 г.

№ 3

1433 г. апреля 25 сентября 28. — Жалованная тарханно-оброчная и несудимая грамота в. кн. Юрия Дмитриевича арх. Чудова м-ря Феофану на сс. Лужковское, Павловское и Манаковское в Сурожике в Московском у.

Список.

Се яз, князь великий Юрьи Дмитриевич, по отца своего грамоте великого князя Дмитрея Ивановича, пожаловал есми монастырь святаго Михайлова чюда архимандрита Феофана, или хто будет по нем иные архимандрит. Што дал села Аврамей чернец Микулин сын Давыдовича в Сурожице село Лужское да Павловское да Манаковское и з деревнями и што к ним потяглу, и хто люди в тех селех почнут жить и в тех деревнях, дают мне, князю великому Юрью, оброком на год в мою казну рубль на Збор, а опричь того оброка не надобе им никоторая дань, ни писчая белка, ни ям, ни подвода, ни тамга, ни восмъничее, ни мыт, ни костки, ни тамга поборная, никоторая пошлина, ни волостелева двора не надобе им ставити. А наместницы мои и волостели и их тиуны дворян своих не всылают к ним ни по что, опричь разбоя и душегубства и татбы, ни к сотнику не надобе им потянуть ни во что же никоторою пошлиною, а ведают свое люди сами, ни корму к Луценскому не дают.

А на сию грамоту нет иные моей грамоты.

У подлинной грамоты печати.

А позади грамоты пишет:

Иван Дмитриевич.

Александр Володимерович.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 295/32755. Б/п. Список 1672 г.

№ 4

143652 гг. — Жалованная грамота в. кнг. Софии Витовтовны арх. Чудова м-ря Феофану на сц. Филипповское в Маринине слб. Переславского у.

Список.

По свекра своего грамоте великого князя Дмитрия Ивановича и в сына его 7 великого князя Василья Дмитриевича, се аз, княгиня великая Софья, [13] пожаловала есмь святого Михайлова чюда монастыря архимандрита Феофана з братьею, или кто по нем иный архимандрит будет. Што дал отец наш Алексей митрополит к монастырю село Филиповское в Маринине слободе з деревнями и з бортью и с лесом и с пошлыми луги, что отвел Михайло Костентинов сын Дорожаева свою вотчинную землю Филиповского села по свекра моего великого князя слову Дмитрия Ивановича, што к нему потягло 8 ...ю 9 Шерну по обе ...поли 9 ... 10

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ярославлю, № 241/21284. Б/п. Список 1620х гг.

№ 5

1447-62 гг. — Жалованная тарханно-оброчная и несудимая грамота в. кн. Василия Васильевича Чудову м-рю на сс. Лужки и Павловское в Сурожике в Московском у.

Список.

Святаго ради архангела Михаила и честнаго его чюда. По деда своего грамоте великого князя Дмитрея Ивановича, се аз, князь великий Василий Васильевич, пожаловал есми свой монастырь Михайлово чюдо архимандрита и з братьею. Что их села в Сурожике, что им дал Аврам чернец Микулины села Давыдовича Лужки и Павловское и з деревнями, что к ним потягло, и кто в тех селех живет людей и в деревнях, и с тех людей и с тех сел дают мне, князю великому, в мою казну з года на год на Збор оброком рубль, а опроче того оброка им не надобе никоторая моя иная дань, ни писчая белка, ни ям, ни подвода, ни тамга, ни осмьничее, ни мыто, ни костьки, ни тамга поборная, ни иная никаторая моя им пошлина не надобе, ни к дворскому, ни к сотнику, ни двора мего, великого князя, ни волостелева не делати, ни сел моих не делати, ни лугов моих не косити, ни коня моего не кормити. А волостели мои сурожскии и их тиуны не судят их ни в чем, а довотчиков своих не всылают ни по что, ни корму на них не емлют, ни праведщики мои, великого князя, ни доводщики их побора на них не емлют, опроче душегубства и татбы с поличным и разбоя, а тех людей ведает архимандрит сам во всем и судит или кому прикажет. А кому будет на архимандрите искать или на его прикащике, ино сужу их яз сам, князь великий.

А через сю мою грамоту что кто на тех людех возмет или чем изобидит их, быть от мене в казни.

А на грамоту иныя моея грамоты нет.

У подлинной грамоты печать.

А позади тое грамоты пишет:

Князь великий.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 295/32755. Б/п. Список 1672 г. [14]

№ 6

1453 г. июля 15 - 1454 г. июня 23. — Жалованная грамота в. кнг. Марии Ярославны арх. Чудова м-ря Феодосию (I) на сц. Филипповское в Маринине слб. Переславского у.

Се аз, княгини великая Марья, пожаловала есмь чюдовского архимандрита Феодосия з братьею, или которы ни будет архимандрит по нем. Што их село монастырское в Маринине слободке Филиповское со всеми деревнями и з бортью, што отвел Михайло Костентинов сын Дорожаева по великого князя Василья Дмитриевича 11 слову землю Филиповского села, а свою отчину з деревнями и з бортью и што к нему потягло исстарины — по Великую Шерну, по обе стороны Меленжи 12, по Федоровской исток, по старую дорогу, по березовой мосток, по кошенку, а отвел зе... 13

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ярославлю, № 241/21284. Б/п. Список 1620х гг.

№ 7

1490-99 гг. — Докладная разъезжая, с доклада кн. Ивану Юрьевичу (Патрикееву), Василия Чубара Федорова сына Безобразова земле Ивана Малого Иванова сына Товаркова с. Доренское с землей Чудова м-ря с. Павловское в Сурожском ст. Московского у.

Список.

По господина своего грамоте князя Ивана Юрьевича, яз, Чюбар Федоров сын Безобразова, розъехал есми землю Ивана Малого Иванова же сына Товаркова Доренского села с чюдовскою землею Павловского села. А на розъезде были старцы чюдовские Иона Коза крылошанин, да Ондреян поп, да Иев Пешек поп и от всей от своей братьи от чюдовских старцов.

А розъезд той земле — с Волоцкой дороги с Проклятой 14 от дуба от краковатого да от дубка от розсоховатого да водотечы на подол к вязу да к дубу. А от дуба к двема елем, да к клену, да к осине, да к клену ж, да к осине, да к двема вязом, да к березе да к липе из одного корени выросли, да к розсоховатой березе, да к осине да к липе из одного корени выросли. Да тем же истоком к дубу, да на осину, да к дубу ж да к березе из одного 15 корени выросли. Да тем же истоком к осине 16 к болшей, да к двема кленом из одного корени выросли. Да от того истока во враг в Солошинской, а из Солошинского врага да малым вражком вверх от дву вязов от розсоховатых. Да тем же вражком к вязу да к липе да к двема дубком. Да тем же вражком привели к яме, а от ямы к двема березам на межу. Да межею к березе к толстой к прямой, а от березы на дубовой пень на горелой, а от пни к шестьма березам, а от берез к березе краковатой да к ели к великой да к осине, а от осины к волчьей яме к розсоховатой ели, да в ручай в Саватовской. Да Саватовским ручаем на подол в речку в Колобенку. Да тою речкою на подол [15] под Малаховскую деревню да не дошед деревни Субочева. Да ис тое же речки ис Колобенки налево на гору взможь х кривой липе да к березе да х кривому дубку, а от дубка к осине да к розсоховатой березе, а от березы к осине к розсоховатой, да к осине ж, да к кленку у болотца. Да возле болотца к липе да к ели, а от ели к липе ж, да к осине, да к ели, да к осине ж, а от осины к ели, а от ели в Степанчиков вражек. Да Степанчиковым вражком в речку Колобенку ж, да из речки ис Колобенки на луг межею да к усть вражку, что идет в речку в Колобенку промежи Ивановского Го...ахмутьева 17 и промежи Павловского чюдовского. А от Волоцкие дороги от Проклятой 18 от дубка от кроковатого да от дубка от розсоховатого до усть того вражка. Направе все земля Иванова, и лес и пожни и деревни все Иваново Доренского села, а налеве лес и пожни и деревни и селища, все земля Чюдовского монастыря Павловского села.

И Чюбар Федоров Ивана Малого Иванова сына Таваркова, да Иону крылошанина, да Ондреяна попа, да Иева попа и во всей их братьи место старцав чюдовских перед князем Иваном Юрьевичем поставил 19 и розъезд свой сказал.

И князь Иван Юрьевич вспросил Ивана Малого Иванова сына Таваркова, и Ионы крылошанина, и Ондреяна попа, и Иева попа и во всей их братьи место старцов чюдовских: Розъезд вам таков был ли, как ми Чюбар сказывал.

И Иван Малой 20, и Иона, и Андреян, и Иев и во всей братьи своей место старцов чюдовских сказали, что им розъезд таков был.

И князь Иван Юрьевич Чюбару велел им и грамоты розъездные подавати.

А коли Чюбар докладывал князя Ивана Юрьевича, а туто был 21 дьяк великого князя Иван Кобяк Григорьев сын Наумов.

А на розъезде с Чюбаром были дети боярские Михайло Микифоров 22 сын Пушкин, да Давыд Иванов сын Курчев, да Василей Александров сын Кусакова, да Микита Елсуфьев сын, да Тимошка Мамай, да Сенка Ивашков сын Старостин, да Огафон ...дин 23 сын Черткова, да Оникей Васильев сын, да Дороня Вельяминов 24 сын, да Игнат Козмин сын Козлова, да Федяй 25 Сидоров сын.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, 295/32755. Б/п. Список 1672 г.

№ 8

1498-99 гг. — Судный список суда писца кн. Василия Ивановича Голенина посельскому чудовского с. Лужки Василию Семенову сыну по тяжбе между ним и крестьянином Кузьмой Алексеевым сыном Крюковского о земле с. Лужки в Сурожском ст. Московского у., с приговоркой записью 1519 г. сентября 9 суда боярина Григория Федоровича (Давыдова Хромого) по тяжбе между Чудовым м-рем и черносошными крестьянами с. Рождественское о той же земле

/Л. 1/ Список.

По государя своего слову великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, сий суд судил писец князь Василей Иванович Голенин, став на земле на чюдовской Лужковского села. [16]

Так рек Куземка Олешин сын Крюковской: Жалоба ми, господине, на того лужковского поселского на Васюка на Семенова. Посекле, господине, лес великого князя Рожественого села Крюковской деревни, а тому пятнатцать лет, как ту землю, господине, и пашет силно к Лужковскому селу.

И князь Василей вспросил лужковского поселского Васюка: Отвечай, почему вы тот лес секли да и землю ту пашете к Лужковскому селу.

И Васюк тако рек: То, господине, земля Чюдовского монастыря Лужковского села изстари. А дал, господине, то село Лужки и з деревнями монастырю старец Аврам. А се, господине, грамота даная перед тобою.

И князь Василей Иванович возрил в грамоту. И в грамоте пишет:

Милостию божиею и честнаго архангела Михаила и Алексея митрополита. Се яз, старец Аврам, дал есми в дом великому архистратигу Михаилу и честнаго его чюда и чюдотворцу Алексею митрополиту села, свою отчину Микулы Давыдовича архимариту Феофану и прочим и всем братье село Лушковское и Павловское село, Манаковское село и з деревнями, деревня Петрокова Горотки, деревня Поросятникова, Григоров починок, деревня Щекина, деревня Корталова, деревня Юркина, деревня Борискова, деревня Тарыбина, деревня Вязова, деревня Исакова, деревня Мезиново, деревня Фарафонова, деревня Кобцова, деревня Степанчикова, деревня Сандырева.

А отвод земле — по рыболовлю межу, а от княгинины /Л. 2/ от Офросиньины земли от рыболовлих воротец по старой огороде по тесом поперег Крюковского пути, да к воротцом к Крюковским по конец Кобякова болотца, да к Щекинской огороде, да оттоле к выгорелому дубу, да оттоле ко пни дубоваму, да оттоле ко пни к святцу к дубовому, да оттоле к Першинской меже межю Манакова и Першина. А отводили ту землю старец Аврам да Данило Карасов поселской княгинин. А розводили Мартюш Костин сын да Степанко Олешин сын. А на розводе были Микула Васильев сын Философова, да Иван Денисьев шурин, да Матфей архимандрич поселской, да Василей Нехай, да Титко Бухон.

А Першунина межа пришла к старе, старь моя, а поросль Першунина. А от Переволокинского по огороде да по мытище да половина прудища, два поля на сей стороне, а третьее за рекою в Городском, да пришло к Ежову двору по дуб, да межою к могилнику, да на подол к речке. А что пустошь Манаковка межу прудища и Манакова по обе стороны дороги — то моя. А селище конец Солошина врага Ивановское — мое, а Солошина — поросль, а старь моя. А что перешло Ивановские земли за Солошин враг, а то к Монакову. Исакова земля с Муравиным по межу, а с Мезиным по межу ж. А пожня с Муравиным наполы. А что могилник противу Саватова да телятник — Мизиновской земли. А Матвеева земля Александрова да Аврамова — межу Саватова и Мизинова по воду, да межу Фарафонова и Водарева по воду, да на подол речкою меж Малахова и Кобцова по межу. А что перешла Малаховские земли на мою сторону /Л. 3/ за реку — от Коптева по враг, да на межи яблонь, да на межи два дуба, да опять пошла врашком в речку. А что 26 Матвеево селищо Свинухино на моей стороне речки — от бору по враг, а ото врага межу Степанчикова по старую огороду прямо к речке межу Степанчикова и Свинухина, да от бору врагом на подол к Колобенке речке. А что перешла пожня моя — к бору к речке к Колобенке. А с Ывановым с Шишкиным — по бродок на Колобенку да на брод путем ко плотилищу к озерцу, плотилищо мое, а озерцо Иваново.

А то есми дал с луги и з бортью и с лесом. А то 27 есми дал по своих родителех по своем отце иноке Никоне, и по своей матери иноке Марфе, и по своем брате [17] иноке Авраме, и по своей супружнице иноке Акулине, и по своих детех, и по себе. А дал есми куде соха ходила, куде коса ходила, куде топор ходил. А серебра есми положил Николе на престол полпята рубля. Попу два рубля, а проскурнице рубль, а на тое на полтину рожь сеют, а на полтину пшеницы сеет. А чернцам рубль, а на том им рожь сеют. А полтина на поминок родителем моим, а на то пшеницу сеют. Да водит поселской оков овса да четверть гречи. А которой поселской ни будет, и он им водит то.

И князь Василей спросил Фотея Выплышева /Л. 4/ с товарыщи: Скажите в божию правду, чья та земля на которой стоим.

И Фотей с товарыщи тако рекли: Сказати, господине, божия правда, то, господине, земля великого князя Рожественаго села Крюковской деревни изстари. А поедь, господине, за нами, и мы, господине, великого князя землю Крюковскую от монастырские земли от Лужковскаго села отведем и межу укажем.

И повели старожилцы Фотей с товарыщи от рыболовские межи и з дуба по конец поля Лужковского села по пашне безмежно, да к изгороде, да межою к воротом х Крюковским, да х Кобякову болотцу, да к Щекинской попарати, да к воротцам к Щекинским, да к дубу к горелому, да от горелова дуба на Першунинскую межу, да с Першунинские межи на Проклятую дорогу к мытищу до стоновые земли. Да став, тако рекли: Направо, господине, земля великого князя Рожественаго села Крюковской деревни, а налеве, господине, земля Чюдовского монастыря села Лужковскаго.

И князь Василей вспросил лужковскаго поселского Васюка: Опричь даные грамоты, кому то у тебя ведомо, что та земля Чюдовского монастыря.

И Васюк тако рек: Ведомо, господине, та земля великого князя людем добрым старожилцом Матфею Трофимову сыну, да Оникею Васильеву сыну, да Ивашку Федорову, да Гриде Кузяеву, да Дорофею Вельякову, да Ивашку Данилову. А се, господине, те старожилцы перед тобою.

И князь Василей спросил Матфея Трофимова с товарыщи: Скажите в божью правду, чья то земля на которой стоим.

И Матфей с товарыщи тако рекли: Сказати, господине, божья правда, то, господине, земля Чюдовского монастыря Лужковского села, а дал, господине, то село Лужское монастырю старец Аврам. /Л. 5/ А поедь, господине, за нами, и мы, господине, монастырскую землю чюдовскую от великаго князя земли от Крюковской деревни отведем и межу укажем.

И повели старожилцы Матвей с товарыщи от Рожественые земли от рыболовлих воротец по старой огороде по потесом поперег Крюковского пути, да к воротцом х Крюковским по конец Кобякова болотца, да к Щекинской огороде, да оттоле к выгорелому дубу, да ко пни березовому, да ко пни к святцу к дубовому ж, да к Першинской меже межу Монакова и Першина. Да став, тако рекли: Направе, господине, земля великаго князя Рожественая, а налеве земля чюдовская Лужковского села.

И Куземкины старожилцы Фатей Выплышев с товарыщи тако рекли: Те, господине, чюдовские старожилцы Матфей Трофимов с товарыщи водили тебя негораздо. То, господине, земля по обе стороны великаго князя Рожественая.

И князь Василей Иванович Голенин Чюдовскаго монастыря Лужковскаго села поселскаго Васюка Семенова сына оправил по даной грамоте и по обыску и потому, что ищея Куземка Олешин сын Крюковскаго сказал, что посекли и [18] землю пахали пятнатцать лет к монастырскому селу Лужковскому, и землю присудил к монастырскому селу чюдовскому к Лушковскому по та места, куды водили монастырские старожилцы, а ищею Куземку Олешина сына Крюковскаго обвинил.

А на суде были у князь Василья Игнатей Федоров сын Слободкин, да Максим Васильев сын Горин, да сотской сурожской Митюря Вырыпаев сын.

А на конце у судново списка печать приложена.

А позади судново списка пишет:

/Л. 6/ Лета 7027-го, июля, перед бояры перед Григорьем Федоровичем с товарищи в Чюдовского монастыря места архимандрита Ионы з братьею старец Роман сю правую грамоту княже Васильева Ивановича Голенина на суде положил да так рек: Через ту, господине, правую грамоту через княже Васильеву и через его розъезд перелезши за межу, крестьяне Рожественнаго села староста Иван Кузмин сын Крюковскаго и все крестьяне Рожественнаго села лес секут и землю пашут у Чюдовскаго монастыря села Лужецкого.

И Григорей Федорович с товарыщи на ту землю послали Андрея Федорова сына Глотова да сытника Васюка Матусова да поселского рожественского Кузму Цибеева, а велели им взять с собою рожественскаго старосту и крестьян да приказали им по сей правой грамоте великаго князя землю Рожественского села с Чюдовского монастыря землю Лужецкого села розъехать и межу учинити и ямы покопати и грани /Л. 7/ покласти по тому, как в сей правой грамоте писано. А в чем будет спор, и 28 им Ондрею Глотову с товарыщи приказали то написати на список да тот список велели перед собою положить.

И Ондрей Глотов с товарыщи на той земле быв, да перед Григорьем Федоровичем с товарыщи сказали: Что есте, господине, велено нам по княже Васильеве Ивановича Голенина правой грамоте и по его розъезду учинити межу великаго князя земле села Рожественского с Чюдовского монастыря Лужецкого села землею. И нас, господине, вели Рожественского села крестьяне по той меже, которая в той правой грамоте писана. И мы, господине, межу учинили от Рожественского села земли, что бывало княгинино Офросиньино по рыболовлю межу, а от рыболовлих воротец по старой меже, что бывала старая огорода и потесы. И та старая огорода вызжена и потесы высечены. И мы по той меже ямы покопали и грани по пенью клали ново на липовом пни да на кленовом пни да на дубе грани положили. А от дуба старою межею 29 поперег Крюковского пути на яблонь да на сосну да на два пни на березовых из одного корени выросли, грани положили ново, а сказывают, /Л. 8/ что на них были старые потесы. Да старою межею х Крюковским воротцом на ель, а под нею яма, и на ней грань положили. А от воротец конец Кобякова колотца на ель, а на ней грань положили ново. Да к Щекинской огороде, да на полянку на новочисть, да поперег пашни на два пни березовые из одного корени, а на них грани положили ново, а по полянке пашне ямы копали. Да старою межею на выгорелой дуб, да на дубовой пень, да на дубовой же пень на болшой, а изо пни выросла ель 30. Да на дубовой же пень на святец, да на 31 старую яму к Першинской меже меж Манаковы и Першина. Направе земля великаго князя Рожественского села, а налеве земля чюдовская Лужецкого села.

А се, господине, Рожественского села крестьяне староста Ивашко Кузмин, да Лобан Максимов, да Юша Федоров, да Перша Петелен, да Степан Матвеев, да Голова Кузмин, да Тимоха Михайлов 32, да Иван Онтропов, да Игнат Иванов, [19] да Фетка Ильин сын Балагинского да Орех 31 Гридин, да Никита Павлов, да Давило Грибанов 33, да Окат Васильев, да и чюдовского монастыря Лужецкаго села крестьяне Ивашко Валек, да Федяй Сидоров, /Л. 9/ да Митя Сидоров же сын Вязовской, да Михаль Дынеев, да Митя Былычев, да Ивашко Поликарпов, да Якуш Селиванов, да Овсяник Игнатьев, да Калина Степанов, да Харя Дюпин перед вами. Те, господине, Рожественского села крестьяне и Чюдовского монастыря Лужецкого села крестьяне нас тою межею водили.

И Григорей Федорович с товарыщи спросил Рожественского села крестьян старосту Ивашку Кузмина с товарыщи: По тому ли он, Андрей Глотов, с товарыщи розъехали землю Рожественского села с Чюдовского монастыря землею Лужецкого села, как их розъехал писец князь Василей Голенин и как межа писана во княже Васильеве Голенина в правой грамоте. А вы их со крестьяны Чюдовского монастыря тою межею водили ли и по той ли меже те розъезщики Ондрей Глотов с товарыщи ямы копали и грани на деревье клали.

И Рожественского села крестьяне староста Ивашко Кузмин с товарыщи так рекли: Те, господине, розъезщики Ондрей с товарыщи розъезжали землю Рожественского села с Чюдовского монастыря землею Лужецкого села по тому, как ту землю розъезжал писец князь Василей Голенин, и как та межа написана в княже Васильеве в правой грамоте. А мы, господине, их с Чюдовского монастыря крестьяны /Л. 10/ Лужецкого села нынеча тою межею и водили и ямы копали и грани новые клали по той же меже. А наперед сего, господине, лес есмя у них секли и землю пахали к селу Рожественскому потому, что тое правые грамоты княже Васильевы Голенина есмя у них на себя не слыхали.

И Григорей Федорович с товарыщи велел Чюдовского монастыря архимандриту з братьею ту землю пахати к Лужецкому селу по той меже, как межа писана в сей во княже Васильеве Ивановича правой грамоте, и по та места, как великаго князя крестьяне Рожественского села и монастырские крестьяне чюдовские розъещиков Андрея Глотова с товарыщи вели, и куды по той меже розъезщиков Ондрея Глотова с товарыщи водили Рожественского села крестьяне староста Ивашко Кузмин сын Крюковского, да Лобан Максимов, да Юша Федоров, да Перша Петелин, да Степан Матвеев, да Голова Кузмин, да Тимоха Михайлов, да Иван Онтропов, да Игнатей Иванов, да Федор Ильин сын Багалинского, да Орех Гридин, да Никита Павлов, да Данило Грибанов, да Окат Васильев, да монастырские крестьяня Лужецкого села Иван Валек Федоров сын, да Федя Сидоров, да Митя Сидоров же сын Вязовской, да Михаль Дынеев, да Митя Федоров сын Былычев, да Ивашко Поликарпов, да Якуш Селиванов, да Овсяник Игнатьев сын Кулова, да Калина Степанов, да Харя Семенов сын Дюпина.

А Григорей Федорович у сей подписи к сей грамоте печать свою приложил, лета семь тысящ дватцать осмаго, сентября в девятый день.

А подписал великаго князя дияк Григорей Александров Великой.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 295/32755. Б/п (на 10 л.). Список 1672 г. [20]

№ 9

1522/23 г. — Купчая с отводом арх. Чудова м-ря Ионы, старца Тихона Басарги и казначея Иева у Андрея Большого Иванова сына Товаркова на дд. Муравино и Свинухино в Сурожском ст. Московского у.

Список слово в слово.

Се аз, чюдовской архимандрит Иона, поговоря з братьею с старцом с Тихоном з Басоргою да с старцом с Ыевом с казначеем и со всей братьею, купили есмя у Андрея Иванова сына Ивановича 34 у Товаркова две деревни, деревня Муравино да деревня Свинухино и с лесом и с пожнями и со всем с тем, что к тем деревням потяглу изстарины, куде топор и коса и соха ходила. А дали есмя ему на той земле тритцать рублев да вол пополнка. А отвод 35 земле от Давыдовские деревни монастырские ж да от Ондреевы 36 деревни Ивановича от Солошина — истоком на низ, что течет исток промеж тех деревень, да истоком до Иеловские деревни под двор 37 до Очеловские деревни, на низ в речку в Колобенку 38, да речкою Колобенкою на низ до манастырские ж деревни Кратовские, да до Пахнутьевские межи Бовыкинские деревни 39. А купили есмя те деревни монастырю Михайлову чюду и чюдотворцу 40 Алексию в дом впрок без выкупа.

А Андрею Иванову сыну 41 Болшому и всему моему роду до тое земли и дела нет.

А на то послуси Григорей Фомин сын Протопопов да Александр Семенов сын Глазова.

А купчюю грамоту писал яз, Андрей Иванов 42 сын Таваркова Болшой, лета 7031-го.

У подлинной позади пишет 43:

К сей купчей грамоте яз, Андрей Иванов сын Товарков Меншой руку приложил.

К сей купчей грамоте яз, Олешка послух, руку приложил.

К сей купчей грамоте яз, Гридя послух, и руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 295/32755. Б/п. Список 1672 г.

№ 10

1526/27 г. — Купчая с отводом арх. Чудова м-ря Ионы с братьею у Андрея Меньшого Иванова сына Товаркова на дд. Лысуха, Субочево, Подохсты и луг Шапкинский в Сурожском ст. Московского у.

Список с купчие.

Се яз, архимандрит чюдовской Иона, поговоря з братьею с старцем Никифором з бывшем игуменом, да с старцем с Романом, да с старцем с Ыевом, да с 44 священником с Пафнутьем, да с келарем с Онтоньем, да с священником с [21] Митрофаном, да с 44 священником с Оасафом и со всею братьею Чюдовского монастыря, купили есмя у Ондрея Иванова сына Товаркова у Меншово деревню Лысуху, деревню Субочеву, деревню Подохсты — вниз по Колобенке да в реку в Ыстру да верх Истрою, — да к тем же есми продал луг Шапкинской — вверх по Истре по Старой реке понижи деревни Санниковой и по конец лугу Шапкина, да прямо от Истры на гору по осеку вниз подле заразая да подле враг, осеком же межею Санниковскою да и Подохсты, да с межи дорошкою поперег дороги Московские, да к Петрушинским воротцом, да дорошкою по за Субочеву, да по за Лысухинскому полю дорошкою, да по Матвеев 45 вымол Малаховские деревни изгородою, да подле рощу Матвееву Малаховские ж деревни прямо в речку в Колобенку, а по тем межам и ямы покопали, — с луги и с лесом, по ка места тех деревень топор и соха и коса ходила. А дали есмя ему на тех деревнях пятдесят рублев, и с лугом с Шапкинским, да пополнка корова. А купили есмя те деревни к монастырю к Михайлову чюду впрок без выкупа.

А брату моему Ондрею Болшому Иванову сыну Товаркова и моим детем и моему роду до тех деревень дела нет, ни вступатца им в те деревни.

А на то послуси брат мой болшой Ондрей Иванов сын Товаркова, да Ушак Дмитреев сын Облязова, да Иван Бахтеяр Федоров сын Дубовикова, да Федор Масол Иванов сын подъячей.

А купчью грамоту писал Третьяк Дмитреев сын Облязов, лета 7035-го.

А позади подлинные купчие пишет:

К сей купчей грамоте Ондрей Иванов сын, что в сей грамоте деревни писаны и луг Шапкинской продал и руку свою приложил.

По сей купчей яз, Ондрей, послух и руку свою приложил.

По сей купчей Ушак послух и руку свою приложил.

По сей купчей яз, Фетко Мосол Иванов сын подъячей, послух и руку свою приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 295/32755. Б/п. Список 1660 г.

Список: Там же. Б/п. 1672 г.

№ 11

1560/61 г. — Данная душеприказчика Прасковьи Андреевой Меньшого дочери Товаркова, вдовы Семена Ивановича Курчева, — Семена Артемьева сына Синцова арх. Чудова м-ря Левкию с братьею на пуст. Малаховское в Сурожском ст. Московского у.

Список з даные.

Се аз, Семен Ортемьев сын Синцов, дал есми в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея благовещения и великого архистратига Михаила честнаго и славнаго чудеси и святаго великого чюдотворца Алексия митрополита Киевского и всеа Русии при чюдовском архимандрите Левкие, и при келаре старце Иеве Долгом, и при казначее старце Фегнасте, и при конюшем старце Васьяне, и при житничном ключнике старце Деонисье, и при чашнике старце Никоне, и при священникех и при всей братье старцех Чюдовского монастыря по [22] приказу и по духовной грамоте Параскогвеи Семеновы жены Ивановича Курчова, а Ондреевой дочери Ивановича Товаркова Меншова в Московском уезде в Сурожском стану пустошь Молаховскую, а половина тое пустоши за Полагеею за Ондреевою женою Ивановича Товаркова Меншова, а за Парасковьиною мачехою, до ее живота до Парасковгеина. И архимандриту Левкее з братьею, или по нем иный архимандрит в том монастыре будет, тою полупустошью владети, а в Полагеину половину пустоши не вступатися по Палагеин живот. А Бог пошлет по Палагеину душу, и та пустошь Малахова вся обе половины в дом Пречистые Богородицы и архистратига Михаила и честному его чюдеси и великому чюдотворцу Алексею впрок без выкупа в наследие вечных благ.

А роду моему Парасковгеину и племяни до тое пустоши дела нет никому.

А архимандриту Левкее з братьею написати в сенадики Парасковгеина отца Ондрея и матерь ее Фетинью и Парасковгею и поминати их вовеки, доколе мир вселенный и святая сия обитель стоит.

А на то послуси Семен Иванович Курчов, да Володимер Дементьев сын Стеблев, да Леонтей Федоров сын Дорогутина, да Григорей Исуп Леонтьев сын Семенова Ноугородцов, да Ондрей Елисеев сын Исакова.

А даную писал подъячей Кондратей Петров сын прозвищо Поп, лета 7000 шестьдесят девятого.

А позади подлинные даные пишет:

Приказщик Семен Артемьев сын Синцов Парасковгеин Семеновы жены Ивановича Курчева, а Ондреевы дочери Ивановича Таваркова Меншова по духовной грамоте на пустошь на Малаховскую даную дал, руку приложил.

Послух Семен Курчов руку приложил.

Послух Исуп руку приложил.

Послух Володя руку приложил.

Ондреец послух и руку приложил.

Послух Лева руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 295/32755. Б/п. Список 1660 г.

Комментарии

1. В ркп. утр.: ич.

2. Так в ркп.; в других списках: Горки.

3. Так в ркп.; ниже и в других списках: Кобцово.

4. В ркп. пропущено: т.

5. В ркп. пропущено: дол.

6. В ркп. пропущено: ло.

7. В ркп. ошибочно: своего.

8. В ркп. утр.: тягло.

9. В ркп. утр. большая часть строки.

10. В ркп. утр. окончание грамоты.

11. Так в ркп.; ср. акты № 1 и 4.

12. В ркп. пропущено: ле.

13. В ркп, утр. окончание грамоты.

14. В ркп. утр.: кля.

15. В ркп. пропущено: го.

16. В ркп. утр.: ине.

17. В ркп. утр. 1-2 буквы.

18. В ркп. утр.: рокл.

19. В ркп. утр.: вил.

20. В ркп. утр.: лой.

21. B ркп. утр.

22. В ркп. утр.: ифоров.

23. В ркп. утр. 1-3 буквы.

24. В ркп. утр.: В.

25. В ркп. утр.: е.

26. В ркп.: то.

27. В ркп.: что.

28. В ркп. пропущено.

29. В ркп. утр.: ею.

30. В Ркп. утр.: ль.

31. В ркп. утр.

32. В ркп. утр.: ов.

33. B ркп. утр.: иба.

34. В ркп. утр.: ича.

35. В ркп. утр.: од.

36. В ркп. утр.: еевы.

37. В ркп.: довор.

38. В ркп. утр.: ку.

39. В ркп. утр.: евни.

40. В ркп. утр.: ворцу.

41. В ркп. утр.

42. В ркп. утр.: нов.

43. В ркп. утр.: шет.

44. В ркп. пропущено.

45. В ркп. утр.: ат.

 

Текст воспроизведен по изданию: Неизвестные акты XIV-XVI века из архива московского Чудова монастыря // Русский дипломатарий, Вып. 2. М. Археографический центр. 1997

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.