|
60 1597 г. апреля 25. — Указ царя Федора Ивановича о кабальных людях Лета 7105 апреля в 25 день по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. Государь царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии приговорил со всеми бояры о холопех о полных и о докладных и о кабальных людех, которые люди, на Москве и по городом, служат в холопстве у бояр, и у князей, и у думных, и у приказных людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по докладным и по всяким крепостям, и по кабалам до старым и по новым записным кабалам, и от кого которые холопи полные и кабальные люди побежали; и ныне, с лета 7105 февраля с 1 числа, государь царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии приговорил со всеми бояры: от которых бояр полные холопи, и кабальные, и приданые люди, и жены и дети побежали, и бояром имена [81] своих холопей и на них крепости приплата в Холопей приказ, да тех холопей имена, которые у государей своих служат и которые холопи от них побежали, и на них крепости старые, и полные и купчие и докладные и всякие крепости и кабалы, записывати в книги; а тем всяким холопьим крепостным людским книгам быти за диячею рукою, большого для укрепления; а пошлин с старых кабал и от всяких крепостей не имати. Да приговорил государь со всеми бояры: Московского государства всяким люден холопьи имена и на них крепости всякие записывати, с нынешняго уложения, безсрочно; а ближних городов дворянок и детем боярским и всяким служилым людем имена холопьи и на них крепости всякие писати в год; а князем и дворяном и приказным людем, которые на государевых не дальних службах, в Астрахани, и на Терке, и на Сунже, и в Сибирских городех, и на Таре, и тем князем и дворяном и детем боярским и всяким служилым людем в именах холопьих и в крепостях дата сроку три года. И которые люди служат в холопстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей по полным и по купчим и рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети в холопстве тем своим государем и их детем, по прежнему государеву уложенью по Судебнику. А у кого на холопа или на рабу была полная или докладная, или у кого по рядным и по докладным или по духовным грамотам и по иным старинным крепостям холопи служили, а те будет у них полные и докладные и рядные н данные и духовные и всякие старинные крепости в московской пожар в прошлом 79 году и после того в иные пожары погорели, или будет иным каким обычаем те у них крепости утерялись, и в том у них даваны явки, и явки сыщут, а крепостей на тех людей нет, и тем людем на тех своих крепостных и на всяких старинных людей по прежнему государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии приговору 101 году марта имати в службе новые крепости. А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустити и отпускные им давали, а те холопи, по тем отпускным, впредь свободны, и женам й детям их впредь до тех холопей дела нет. А которые люди, до государева царева и великаго князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до Дета 7094 году июня до 1 числа, били челом в службу бояром и дворяном и приказным людем и детям боярским [82] и всяким служилым людей и гостем и всяким торговым людем, и кабалы служилые, на себя давали, а в книги тогда в Приказе Холопья суда, те служилые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великаго князя Федора Ивановича всеа Русин уложенья, лета 7094 году июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем и дворяном и приказным людем и дьяком и детем боярским и всяким служилым людем и гостем и всяким торговым людем, и кабалы служилые на себя давали, на Москве по докладу Холопья суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабальных книгах и в городех те служилые кабалы записываны до нынешнего государева новаго уложенья, 105 году февраля по 1 число, и которые люди впредь с лета 7105 году февраля с 1 числа били челом в службу, и впредь учну бити челом в службу бояром и князем и дворяном и при казным людем и детем боярским и всяким служилым людем и гостем и всяким торговым людем с докладу Холопья суда, и во всех городех с ведома приказных людей и московских в записных в кабальных книгах и в городех у приказных людей, те служивые кабалы будут записаны и тем всем людем, и женам и детем, которые жены и дети в тех служилых кабалах, по старым и по новым, быти в холопстве, как и по докладным, а от государей своих им не отходити и денег по тем служилым кабалам у тех холопей не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу, до смерти. А котораго записного кабального человека которая кабала, старая или новая, по новому уложенью записана в книги, а в том кабальном холопстве у него родится сын или дочь, и те их дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, и по государеве ж смерти, как и отцы их; а женам после мужей своих и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны и которые дети в том кабальном холопстве родятся дела нет, и денег по тем отцовским кабалам на тех кабальных холопех женам и детем не указывати. А которая служилая кабала на холопа или на рабу у которого государя старая, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на того ж холопа кто, ведая, новую служилую кабалу, и будет украдом тое кабалу и в книги запишет и тех людей, и жен, и детей по тем по старым служилым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати. А который государь поймав приведе [83] к Холопью суду своего кабального холопа или рабу, а кабала будет у Холопья суда в записных книгах записана, и того холопа и рабу по записной кабале отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе дати суд. д которые кабальные люди учнут на себя полные и докладные давати, и тех кабальных людей отсылати с памятьми и с кабалами к постельничему и к наместнику Трети Московские, к Истоме Осиповичу Безобразову, и которые постельничие впредь будут; а которые кабальные люди, став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да, постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себя не дают, и Михайлу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабальных людей присылати к себе, и, записав в книги, отдавати тех кабальных людей по прежнему в холопи, по их кабалам, по которым винятся, старым их государем. А о вольных людех приговорил государь со всеми бояры: которые люди, на Москве и по городом, служат у кого добровольно, и Михайлу Ивановичю и дьяку Пятому тех вольных людей велети ставити перед собою с теми людьми, кто у кого служит добровольно, да тех вольных людей роспрашивати: сколь давно кто у кого служит добровольно и кабалу на себя дает ли? и которые люди вольные послужили у кого недель 5 — 6, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущати на волю. А кто, скажет, послужил у кого добровольно с полгода и больши, а кабалы на себя дати не похочет, а сыщут, что добровольной холоп у того человека служил с полгода, и на тех вольных холопей служилые кабалы давати, и челобитья их в том не слушати, потому что тот человек того добровольного холопа кормил и одевал и обувал. И который государь того добровольного холопа одевал и обувал и кормил, и того добровольного холопа однолично ни кому, мимо того государя, никак не принмати. А кто того добровольного холопа, мимо нынешнее новое государево царево и великаго князя Федора Ивановича всеа Русин уложенье, примет, и тех добровольных холопей, сыскав, отдавати совсем старым их государем, у кого кго служил добровольно, а в сносе давати суд и управа по государеву цареву и великаго князя Федора Ивановича всеа Русии указу. Указная книга Приказа холопьяго суда. Владимирский-Буданов. Хрестоматия, в. III, стр. 86 |
|