49
1584 г. июля 80. — Приговорная грамота
духовного собора о прекращении вкладов земли по
душе и продажи монастирям имений и о временной
отмене тарханов 4
Благословлением бога и отца и
споспешением сына и содейством святаго духа в
троицы славимаго бога нашего и во единстве
поклоняемого, милостию пречистыя и
преблагословенные владычицы нашия богородицы
молитвами, и великих чудотворцов молитвами,
повелением благоверного царя и великого князя
Феодора Ивановича всеа Русин мы преосвященный
Деонисей митрополит всеа Русии (далее следует
перечень чинов собора) собрахомся в
преименитом граде Москве некоторых ради царских
вещей, паче ж и о настоящаго ради греха всего
христьянства, что божьим судом великий государь
блаженные памяти благочестивый царь и великий
князь Иван Васильевич всеа Русии, во иноцех Иона,
оставль земное царство, отиде в небесное царство.
А по благословенью отца своего великий государь
благочестивый царь и великий князь Феодор
Иванович всеа Русии самодержец, взем скифетр
Росийскаго царствия, советоваху с отцом своим и
богомольцом с преосвященным Деонисьем
митрополитом и со всем освященным собором и со
всеми бояры, и со всем синклитом: како
совокупишася на христьяны туркове, и агаряне, и
литовской король, и все области немецкие, и
распыхахуся дивиим образом, гордостью дмящеся,
хотяху потребити православие. И мы сих ради со
благочестивым царем нашим поболехом зелне, и
многая попечения о сем благочестивый же царь [66] наш Феодор Иванович всеа
Русин с своими бояры и со всем своим синклитом
сотвори, якоже довлеет его царской власти. В сих
же и в нас внесена быша некая, яко возложеная, яже
по священным епископиям и по святым монастырем в
пустош изнуряютца ради пьянственаго и
непотребнаго слабого жития многообразие, многая
жив запустения приидоша; и якоже убо по
монастырем сия запустеваху, а х тому от мирских
живущее прилагаху, не токмо ж по благословней
вине, но и с ухищрением и тяжего и прибытка
никоего ж несть, но развее токмо по монастырем в
пустош изнуряетца на пьянственныя и на иные
проторы, яже не токмо иноком, но и мирским свыше
потребы не подобает творити; и сия убо по
монастырем в пустош изнуряхуся паче потребы, а
воинственому чину от сего оскудение приходит
велие. И преж убо о сем блаженные памяти при
благочестивом царе и великом князе Иване
Васильевиче, а во иноцех Ионе, и сыне его
блаженные памяти царевиче князе Иване и при
освященном Антоние митрополите всеа Русин и
всего освященнаго собора и всего царского
синклита, уложена быша сице, и на утвержение
грамоту написавше, утвердиша в лете 7088-го году
генваря в 15 день: что с того году и с того дни
митрополиту и архиепископом и владыкам и
монастырем вотчин не покупати, и по душе ни по ком
вотчин в монастыри не имати для воинского
оскуденья, что воинство велие прииде во
оскудение. И тое бы грамоту переписати и укрепити
по тому ж. Другое ж и о том советоваху и
утвердихом, с повелением благочестиваго царя и
великого князя Феодора Ивановича всеа Русии,
смиренный Деонисей митрополит со всем
освященным собором и со всем царским синклитом, о
тарханех, чтоб вперед тарханом не быти; что земли
митрополичи, и архиепископли, и владычни, и
монастырские в тарханех, и с тех никакие царские
дани и земских розметов не платят, а воинство
служилые люди те их земли оплачивают; и сего ради
многое запустение, за воинскими людьми в
вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы; а
крестьяне, вышед из за служилых людей живут за
тарханы во льготе, и от того великая тощета
воинским людем прииде. И сего ради, для великих
нуж и тощеты воинским людем, по совету
благочестиваго царя и великого князя Феодора
Ивановича всеа Русии, мы преосвященный Деонисей
митрополит всеа Русии и со всем освященным
собором и со всеми бояры и со всем царским
синклитом уложихом сице: да церкви божия и
священный места без мятежа будут, а воинской чин
на брань противу [67] врагов
креста Христова ополчатца крепце, и сице
устроихом и утвердихом по тому ж, как отец его,
государь блаженные памяти царь и великий князь
Иван Васильевич всеа Русии и сын его, блаженные
памяти царевичь князь Иван Иванович утвердили
прежнюю грамоту: елико, есть земель и земляных
угоден, и елико недвижимых вещей, еже есть села и
деревни, и пожни и сеножати, что до сего даная, с
лета 7088-го генваря месяца 15 дня, и возложенная
богови в митрополие и в епископиях и по
монастырем, да ничтоже претворяетца и из
митропольи и из епископьи и из монастырей не
исходит, и вотчины никоторым судом ни тяжею у
митрополита и у владык и у монастыря с того лета
не емлют и не выкупают; хоти которое место и не
утвержено крепостьми, и у того монастыря не
выкупить; и вперед с монастыри о вотчинах не
тягатися, а в монастыри вотчин не давати. Также от
сего году, лета 7093-го месяца сентября 1-го числа,
на время, до государева царева и великого князя
Феодора Ивановича всеа Русии указу, для
воинского чину и оскудения тарханы отставити,
покаместа земля поустроитца, и помочь во всем
учинитца царским осмотрением; а платить тарханом
всякие царские подати и земские розметы всяким
тарханом от священных и боярским и княженецким
со всеми людьми ровно всей земле, как тарханом,
так и всяким служилым людем, и тамга тарханом и
всяким людем в то время до государева указу
платить, хто ни почнет торговать, чтоб воинство
конечне во оскудение от того не было, для ради тое
вины, и государеве казне в том убытка не было. И
вотчинником вотчин своих вперед, по прежней
грамоте и по нынешней, по душам не давати, а
давати за них в монастыри деньги, которое село
чево судит, а село имать вотчинником; а будет у
кого роду не будет ближнего, и та вотчина имати на
государя, а деньги за нее платити ис казны, чтоб в
службу служилым людем земли прибавливати. А
митрополиту и владыкам и монастырем земель не
покупати и закладней не держати. А хто после сего
уложенья купит землю в которой монастырь или
закладня учнет за собою которой монастырь
держати, и те земли имати на государя безденежно.
А которые ныне закладни за митрополитом и за
владыками и за монастыри, и те земли поимати на
государя; а в деньгах ведает бог да государь, как
своих богомольцов пожалует. А вперед княженецких
вотчин в монастыри не имати. А хто возмет без
государского ведома, и те вотчины взяти на
государя безденежно. А которые монастыри
покупили княженецкие [68] вотчины,
и те вотчины взяти на государя; а в деньгах ведает
бог да государь, как своих богомольцов пожалует.
А вперед митрополиту и владыкам и монастырем
земель не прибавливати никоторыми делы; жити им
на тех землях, что ныне за ними, с того лета, как
приговор был преж сего, и ныне с лета 7088-го
генваря месяца 15 дня. А всякие царские дани
платить всяким тарханом от священных и от бояр и
от князей с служилыми людми ровно до государева
указу; и в закладчикех за собою торговых людей, с
которых идет царские дани, как от священных, так
от мирских царского синклита, не держати. А
которое место убогое, земли будет мало, или не
будет, и он бьет челом государю, и государь с
митрополитом соборне и з бояры приговоря, и
устроят тот монастырь землею, как будет пригоже,
как бы ему мочно прожити. А на большое утвержение
царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русин к
сей грамоте печать свою приложил; а митрополит
Деонисей всеа Русии к сей грамоте печать свою
привесил и руку свою подписал. А архиепископы и
епископы печати свои привесили и руки свои
подписали. А архимариты и игумены и старцы руки
свои приложили. Утвержена бысть сия грамота в
преименитом и царствующем граде Москве лета 7092
году месяца июля в 20 день.
С. Г. Г. и Д., ч. I, № 202.
|