40
1561 г. мая 2. — Уставная грамота,
данная Соловецким монастырем крестьянам села
Никольского Пузырева в Бежецком Верху
Благословение Филиппа игумена
Соловецкого монастыря яже о Христе с братьею в
Бежицкой Верх в Мещерской стан в село в
Никольское Пузырево крестьяном нашим, сельчаном
и деревеньщиком, лутчим и середним и молодым и
всем без омены. Прислали есте к нам бити челом
Никольского села крестьянина Ивана Клевнева о
том, что будто се на вас паши приказщики емлют наш
оброк и пошлины [54] не по нашим
жаловальным грамотам и не по окладу и дела делати
велят не по уложению, через наш оклад; а которым
крестьяном наш приказщик дает хлеб в заем, и
емлет деи с того хлеба насопь на две третью и
поминки, и коли хлеб дорог, и тогды хлеб дает в
деньги по торговой цене, а не в заем; и пашню деи
велят пахати сверх окладу лишек; також и
доводчики наши емлют на вас свои пошлины и
хоженое не по грамотам же и не по окладу; и нам бы
вас пожаловати, оброк и пошлины свои всякие, и
пашню пахати, и дело всякое делати, и доводчику
своя пошлина и хоженое велети имати по окладу
старцов, старца Офонасья Ежева, да старца
Капитона. И яз игумен Филипп, о том с братьею
соборовав, вас благословил есмя и пожаловали,
вперед приказщиком своим ходите у вас велели по
сей нашей жаловальной грамоте и по окладу. Имати
у вас оброк хлебной с 30-ти вытей и с 3-х вытей на
год с выти по 4 четверти ржы да 4 четверти овса в
новую меру в городецкую; да с тех же вытей на год с
выти на Оспожин день по сыру по сухому; а не люб
сыр, и за сыр 2 ден.; да в осень на Покров святей
богородицы по 50 яиц да по хлебу да по калачу. А
пашню пахати на монастырь в селе Никольском, а
сеяти семяны монастырьскими, с выти по четверти
ржы да по 2 четверти овса, и всее пашни пахати на
монастырь, сеяти в поле 30 четвертей и 3 четверти
ржы, а овса 60 четвертей и 6 четвертей. А похощет
приказщик сеяти пшеницу, или жито, или горох, или
гречу, или лен, и крестьяном то пахати, на которых
десятинах приказщик излюбит. Такоже волостью на
приказщика, и на слугу, и на доводчика крестьяном
рожь на хлебы и солод на квасы молоти. Да с тех же
с вытей, с выти привозити на монастырьской двор
по 2 возы дров да полененых по третьему возу
съсновых дров на квасы, да по 10-ти полен лучины
також крестьяном. А повоз везти к Вологде с выти
по лошади, а на лошади везти по 4 четверти ржы, а
овса по шти четвертей; а с Вологды везти в село в
Никольское, или на Городецко, или на Киасову Гору
на тех же конех, на выть по полутретьядцати пудов
соли; а пшеница, и горох, и семя, и крупа запарная,
и толокно класти против ржы, а солод и гречневая
крупа класти на лошадь по 5-ти четвертей. А
случится повоз везти к Москве, или на Белоозеро,
или ближе Вологды, или дале Вологды, и крестьяном
с приказщиком в том счет против Вологоды. А не
лучится крестьяном которого году повозу везти,
ино на них взяти за подводу по 4 гривны
московскую. Також и доводчику имати своя пошлина,
с тех [55] же вытей, с 30-ти вытей
и с 3-х вытей, с выти празничных кормов на Велик
день 2 ден. московская, а на Петров день такоже 2
ден. московская, а на Рожество христово 4 ден.
московская. Да с тех же вытей доводчику на год с
выти по 2 алт., то ему и осенчина, и всего
доводчикова доходу на год с выти по гривне по
московской; да доводчику же въезжего, на всякой
год, с всякого дыма по 2 ден.; а кого даст на поруку
доводчик в селе, и ему имати хоженого деньга
московская, а по кого поедет в волость на поруку
давати, и ему имати езду на версту по деньге по
московской, а на правду с суда вдвое. Також есмя
вас благословил и пожаловали о суде и о пошлинах:
судити приказщику, а с ним быти в суде священнику
да крестьяном пятма и шестмя добрым и середним. А
на виноватом имати пошлина с рубля по алтыну. А
лучится приказщику ехати на межу или на протраву
или кого лучится послати, и на виноватом взяти за
боран алтын, и доводчику имати езду на версту по
деньге, а на правду с суда вдвое. Случится у кого
свадьба, выдаст за волость дочерь, и приказщику
куница 10 ден. да с отводин хлеб да колачь, а
доводчику 2 ден.; а женит сына, и приказщику алтын
новоженой да хлеб да колачь, а доводчику 2 же ден.
А лошадь или корову продаст за волость или менит
за волостью, и с лошади и с коровы явки по
московке; а меж собя купят или меняют, и
приказщику не имати ничего. А кто продаст
хоромину с места, или стог сена, или копну ржы, и
приказщику явки с хоромины и со... деньга. А кто
продаст хоромину, и того дати на поруку в том, что
ему на том месте хоромина такова ж поставити,
какову продаст. А двор монастырьской и гумно
крестьяном поделовати, и которые хоромины
пристареют, и в тех хором место новые хоромы
ставити. И приказщика слушати во всем и на
монастырьское дело ходити на солнечном всходе,
как десяцкой весть подаст. А кто не придет, на том
заповеди приказщику 2 ден., а доводчику с десяцким
2 ден. А коли приказщик позовет на монастырьское
дело крестьян в честь, сверх урочного дела, и кто
придет, и приказщику тех людей кормити
монастырьским хлебом. А у которых крестьян в
полях рощици, и им тех рощиц беречи, а на дрова и
на жерды к изгородам не сечи. А кому понадобится
столп, или подпор, или переклад, и им сечи тот
запас, доложа приказщика. А кто учнет сечи без
докладу, и на том взяти заповеди приказщику
полполтины на монастырь. Також есмя вас
благословил и пожаловали, велели давати хлеб в
заем, рожь и овес, без наспу и не в цену, а имати у
вас пылового [56] и на умер на
год с четверти со ржы по 4 ден. по московскую, а
овса - с четверти ж
по 2 ден. по московскую. А по грехом которого году
хлебу недород, ж которые крестьян за нужу учнут
тем заемным хлебом окладываться, и при казщику
имати то пыловое с четверти на год со ржы по 4 ден.,
а с овса по 2 ден. с четверти, с того окладного;
хлеба на всякой год. Також есмя вас благословил и
пожаловали, вольно вам меж собя дворы и землями
меняти и продавати, доложа приказщику. А кто свой
жеребей продаст или променит, и приказщику имати
на том явки меновного, с обеих половин, на
монастырь полполтины. А кто продаст свой жеребей,
а сам пойдет за волость, и на том имати похоромное
сполна, а с купца имати порядное, посмотря по
земле и по угодью. А по грехом, кому не поживеться
и похочет пойти из волости вон, а купца на его
жеребей не будет, и на том имати похоромное
сполна, а его выпущати по сроку. Також есмя вас
благословил и пожаловали, вперед кому будет вам
дело до доводчика, или до монастырьских слуг, и яз
велел вам на них управу давати приказщиком в селе
в Пузыреве. А будет приказщику не, мочно учинити
управы: в чем, и будет и мочно в чем управа
учинити, а приказщик не учнет управы давати, и вы
к нам пишити на приказщиков, и мы вам управу дадим
на приказщиков. К сей жаловальной грамоте
Соловецкого монастыря игумен Филипп яже о Христе
с братьею велели казначею печать домовную
казенную приложити. Писана в монастыре в
Соловках лета 7069 маиа 2 день.
А. А. Э, т. I, № 258.
|