Грамота, посланная к Цареградскому
Патриарху Еремею от слуги и Конюшего Боярина от
Бориса Федоровича Годунова.
Пресвятейшему Иеремею Божиею милостию
Архиепископу Константинополя нового Рима,
Вселенскому Патриарху, пастырю и учителю
православных велений, истинному поборнику на
Божие враги крепце и благочесте поборающу
Государю моему о Бозе отцу и наставнику и [336] учителю ко спасеному пуши
Борис Годунов челом бьет, благодарю по премногу
Вседержителя Бога, похваляя подвиги и тщание
твое во всем о благочестии и премногие твои ко
мне добродетели, да и вперед молю твое
Святительство, да не забвен буду во Святых твоих
молитвах к Богу, негли милосердый Бог ради Святых
твоих моливт сотворил надо мною по милости своей,
яко же весть Святая его воля, а нас бы твое
Святительство о своем спасении, как придешь на
свой превеликий престол Патриаршества
Царствующего града Костантинополя нового Рима,
без вести не держал, чтоб нам про твое
Святительство о твоем спасенье всегда слышав,
радоватися душею радостию духовною, а что еси со
мною говорил, чтобы мне доложити Государя
благочестивого Царя и Великого Князя Федора
Ивановича всея Руссии Самодержца, чтоб Государю
о тебе отписати к Мурат Салтану, и яз твое
челобитье до Государя благочестивого доносил, и
Государь грамоту от себя к Мурат Салтану о тебе
написал, и послал есмя тое грамоту к тебе, и
снимок с тое грамоты, что в ней писано, послал к
тебе, а писал Государь наш к Мурат Салтану
коротко в своей грамоте, и про церковное
разоренье не писал, чтоб ему на тебя гневу ни в
чем не было, да поминал есмя Государю своему [337] благочестивому Царю и
великому Князю Федору Ивановичу всея Руссии и
благоверной и христолюбивой Царице и Великой
Княгине Ирине о создании Церковном, что ныне
почали в Царствующем граде церковь делати, и
благочестивый и Великий Государь Царь и Великий
Князь Федор Ивановичь всея Руссии и благоверная
и христолюбивая Царица и Великая Княгиня Ирина
послали к тебе за свое здравие на соруженье
церкви 1000 рублев, и тыб Государь Пресвятейший
Патриарх Иеремий Вселенский молил всесильного
Бога и пречистую Богородицу о Царском и о
Царицыном здравии и о их чадородии, а как будешь в
Литве, и тыб Государь проведал про Максимилиана
про Цысареви брата, где ныне и каким обычаем
живет, в Польской ли земле и ныне, или отпущен, и
которым обычаем пущен, по которому договору,
также бы еси и того проведал, укрепился ли
Свейской Королевичь на короне Польской и на
Великом Княжстве Литовском, и на какове мере
утвердился, и что его вперед умышленье со
Государем нашим, а проведав, о том бы еси о всем
подлино отписал, с кем возможно, а послал бы еси
письмо, написав о вестех, тайно закрыто, своего
Святительского имени и моего ни в чем не объявил,
а как оже даст Бог будешь в Царствующем граде, и
тыб о своем [338] приезде, каков
приезд твой будет, и что вестей всяких будет во
Царе городе, и как ныне держат Мурат Салтана, и
нет ли разни в Пашах, и насильства Хрестьянству
лишнего нет ли, и с кем ныне Салтану Турскому
война, и внове с которым Государством с Фряскими
людьми и с Кизылбаши бой и рать какова былаль, и
чего вперед чаять о всех делех, отписал бы еси, и
словом наказал, кого пошлешь своего верного к
благочестивому Царю, чтоб о всем Государю нашему
блогочестивому Царю и Великому Князю Федору
Ивановичу всея Руссии было в ведоме, а яз тебе
Государю своему много челом бью.
Текст воспроизведен по
изданию: Древняя российская вивлиофика, Часть XII.
М. 1789
|