Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Лета 7096, Сентября в 1 день Богдан Воейков из Литвы приехал, а привез к Царю и Великому Князю от Короля две грамоты да ответной список, да список, как се у него к Литве Государево дело делалося.

[От Р. Х. 1583] Королевская грамота ко Государю с Богданом с Воейковым.

От Великого Государя Стефана Божьей милостию Короля Польского и Великого Князя Литовского, Руского, Пруского, Жемотского, Мазоветского, Лифлянского, Семиградского и иных Божию милостию Великому Государю и Великому Князю Ивану Васильевичу всея Руссии, Владимерскому, Московскому, Новгородскому, казанскому, Астраханскому, Псковскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных: прислал еси к нам Посланника твоего Богдана Борисовича Воейкова, и с ним наказал еси до нас речью, иже Послы наши великие Каштелян Менский Подскарбий Земский и Писарь Великого Князства Литовского Державца Оник Штенский и Радошковский Пан Ян Глебовичь на Дубровне, а Писарь наш Великого Князства Литовского Пан Михайло Гарабурда съехавшеся с Послы твоими Дворецким Казанским и Нижегородским Наместником Резанским с Иваном Васильевичем Годуновым и с товарищи на Оршанской и Смоленской рубеж о [162] пленных людех и о высвобоженью их никоторого договору но вчинили для того, иже просили на людех твоих окупу непомерного великого, а наших людей у Послов твоих на окуп, хто чего стоит, и на обмену, хто на кого пригож, брати не хотели, а к тому ижь по договору Послов наших с Послами твоими людей всех полонеников твоих в Оршу на рубеж не привели, и разъехалися Послы, ничего не постановивши, и ты жалуючи о Крестьянстве, штобы межи нас за посмех люди Крестьянские в нуже не померли, послал еси к нам Посланника своего Богдана Борисовича Воейкова, а с ним послал еси к нам три списки, один список меновным, именно хто на кого на мену пригодится, да ти другий список ценовный людей наших, а третий список ценовный людей твоих, и нам бы наказать Послом нашим, которых на другий срок Сентября в 8 день на съезд на рубеж Оршанский и Смоленский пошлем, по тым спискам, твоих окуп и размену пленными людьми чинить, нижли перед тым ещо писали к нам Послы наши великие Каштелян Менский Подскарбий Земский Писарь, Великого Князства Литовского Пан Ян Глебовиче на Дубровне, а Писарь наш Великого Княжтва Литовского Пан Михайло Гарабурда, штожь Послы твои домовлялися у наших Послов, абы вси люди твои, которые в [163] Государствах наших в полон суть, и торые колвек под часом войны межи нами и тобою увезены, до рук людей войск наших приходили, отысканы и на границу спроважоны были, а тых людей твоих, которые на границу проважоны были, Послы твои у наших Послов за окуп как пригоже брати не хотели, и легко их шацовали, ино иж многие вязни померли, а иншие до разных Панств заведены, и тых нам зыскивати не пригоже, але которые у нас Государя и в Панствах наших суть, тых всих на границу на тот срок спровадити кажем, яко есмо о том о всем лист наш до тебе через Секретаря и Дворянина нашего Гелияша Пелькрымовского писали, а по тым списком твоим, которые еси к нам прислал, окупу и розмене статися не мочно, гдыж у тебе в полон никого из людей наших зацного нет, только козаки, возницы и иншие люди легкие простые, которые себе, або Паном своим живности доставати ездили, и там же в загоне браны, а у нас в полоне люди твои великие родовые, которые от тебе над войсками преложены, а иные на городе Воеводами бывали, войска и городы и инные великие дела твои справовали, ино тых обменою за возниц, козаков и за инших легких людей даши не пригоже, бо мена мает быти ровная Воевода за Воеводу, сын Боярской за Шляхтича, [164] Стрелец за Стрельца, холоп за холопа, написал еси на мену за Князя Юрья Горского дать Князя Семена Тюфякина да Григорья Пушкина, ино то не верста, и одного с тых за него дати, бо Князь Юрьи Горский тут у нас Гонцем бывал, и с легкими листы посылыван, а Князь Семен Тюфякин и Григорий Пушкин в твоей земли люди великие суть, и дела твои великие делывали, а то што Послы твои великие будучи в Воршаве, в нашими Паны Радами договор учинили и постановили, абы Князя Юрья Горского обменою за Князя Семена Оболенского освободить, да и в реестре, которые с Послом нашим великим дал, также отписано, то вже тебе убыток ни во што, а межи Государьми Крестьянскими так ведется, коли што Послы великие постановят с волею Государя своего, ино того другий раз Государь их не отменяет, да окупом налисал еси за тогожь Князь Юрья Горского семь тысячей золотых черленых, также возниц и козаков и иных многих посадских и пашенных людей шацовал еси за великие пенязи, а свои люди великие легко ле де яко шацуешь, чему статися не есть речь можна и непригожа, а бых мо по тым твоим списком Послов нашим с твоими Послы о людех пленных окупом и обменою становити велим, але похочешь ли людей своих полоненых освободити окупом и [165] обменою, як пригоже, кто кого и чего стоит, и ты бы Послы свои на тот съезд на день осьмый месяца Сентября с уполною мочью и наукою слал, и с Послами нашими о высвобожденью людей твоих окупом и обменою договор чинити велел, как пригоже, а шио еси неписал в список ценовной людей твих, ижь Послы наши дали в своем письме, черных посадских людей и робят, и ныне ты их пожаловал, и велел дать за них окуп, ино мы таковых людей черных и пашенных крестьян в полон брати не велели, и которые были взяты, тых мы всех добровольно без окупу пустити велим, а найдутся ли еще таковые люди, а не дети Боярские, не Стрельцы и не ратные люди, и мы таковых без окупу путстити кажем, а иных и Боярских людей твоих многих за челобитьем их Канцлер наш и Гетман навышший Коруны Польские Староста Краковский, Бельский, Замехский, Сегарволский, Межиравки и Нышинский Пан Ян Замойский из Замостья на слово пущал, людем нашим Рыцерским за них ручил, ттожь они за себя окуп тым людем нашим прислати мели, а ныне они того окупу по приреченью своим за себя не прислали, и ведомости от себя никоторые не учинили, а в иных всих Государствах, так в Христианских, яко и в поганских [166] так ведется, коли полоняника на слово выпустят, а он за себя окуп прислати обецует, и лист свой на то даст, и он по том окуку за себя пришлет, а слова и листу своего не изменит, и тыб по томужь людем своим наказал, штобы они Послов и по грамотам своим окуп за себя людем нашим прислали. Писан у Столичном городе у Кракове лета от Рождества Господа и Бога нашего Иисус Христа 1583, месяца Августа 3 дня, Королевства нашего року осьмого.

Текст воспроизведен по изданию: Древняя российская вивлиофика, Часть XII. М. 1789

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.