Лета 7088, Августа в 25 день, по Литовским
вестем, как Литовской Стефан Король перемирье
поруша, и пришел ко Государеву граду к Лукам,
приговорил Государь Царь и Великий Князь с сыном
своим со Царевичем Князем Иваном Ивановичем и с
Бояры послати наскоро к Рудельфу Цесарю и в Рим к
Папе от себя с грамотами в Гонцех Истому
Шевригина, а отпуск Истомин к Папе писан в
Папиных книгах.
[От Р. Х. 1580] Такова грамота послана от
Государя к Рудельфу Цесарю с Истомою Шевригиным.
Тройце пресущественная и
пребожественная и преблагая, праве верующим в тя
истинным Крестьяном дателю премудрости,
преневедомый и пресветлый и крайний верх направи
нас на истинну твою, и настави нас на повеления
твоя, да возглаголем о людех твоих по воде твоей,
сего убо Бога нашего в Тройце славимого милостию
и хотеньем и благоволением удержахом скифетр
Российского Царствия мы Великий Государь Царь и
Великий Князь Иван Васильевичь всея Руссии,
Владимерский, Московский, Ноугордский, Царь
Казанский, Царь Астараханский, Государь
Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский,
Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных
Государь и Великий Князь Новагорода Низовские
земли, Черниговский, Резанский, Полотский,
Ростовский, Ярославский, Белоозерский и Государь
отчинный земли Лифлянской Немецкого чину,
Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Сибирские
земли и северные страны повелитель и иных многих
земель Государь дражайшему и любезнейшему брату
нашему Рудельфу Божию милостию избранному
Цесарю Римскому, всегда прибавителю, Немецкому,
Угорскому, Чешскому, Долматскому, Кроатскому, [124] Шлевонскому и иных Королю и
Арцы Князю Аустрейскому, Князю Бургунскому,
Брабанскому, Стырскому, Каратынскому,
Корниольскому и иных Малграфу Муравскому, Князю
Луцемборскому, вышние и нижние земли Шлейскому,
Вертемборскому, Князю Швебскому,
Грабеаушпорскому, Тирольскому, Фератскому,
Кибирскому, Игорецкому, Ланкграбе Алсицкому,
Монархе Римского Царствия, Бурбунскому, вышние и
нижние земли Люсацкому, Государю Мархинскому,
Склавонскому и иных земель Государю: преж сего
меж нас ссылки после прежнево докончанья о
братстве и о любви ото многих лет не бывало, и мы с
отцом твоим блаженные памяти с Великим Государем
с Максимилианом Цесарем вспамятовав прежнее
докончанье меж прежними нашими о братстве и о
любви сослалися есмя старое докончанье
подтвердити, и братственные любви меж себя и
своим Государствам всякова прибытка прибавити, и
о новом деле приговорити, о котором деле и тебе
брату нашему в ведоме, как брата нашего Жигимонта
Августа Короля Польского и Великого Князя
Литовского в животе не стало а потомков у него не
осталось, и о тот есмя с отцом твоим блаженные
памяти Максимилианом Церасем с братом своим
ссылалися и не одинова, чтоб на тех Государствах
мимо вас иной никто не был Государем, и того бы
нам [125] с отцом твоим с братом
нашим с Максимилианом Церасем беречи у чтоб на
тех Государствах из рук Мусульманских по
присылке Турсково Государь не был, от чего всем
нам Государем Крестьянским к великому убытку, и
вперед бы Мусульманкая рука не высилася, и кровь
Крестьянская от Мусульманские руки не
розливалась, а нам бы с отцом твоим с
Максимилианом Цесарем с братом нашим и с тобою с
братом нашим с Рудельфом Цесарем утвердяся, в
дружбе и в братстве и в докончанье быти на
всякого недруга за один, да и к Паном в Корону
Польскую и в Великое Княжество Литовское писали
есмя о том, чтоб они брали себе за Государя брата
нашего Максимилианова Цесарева сына которого, а
твоего брата, и брат наш дражайший отец твой
Максимилиан Цесарь с нами братственные любви был
похотел, и Послов своих к нам о тех делех присылал
Рыцеря и Думцу своего Яна Кобендзлю да Дворянина
своего Даниела Принца, а заключить им тех великих
дел тогды меж нас не наказал, и мы к брату своему
дражайшему к отцу твоему блаженные памяти к
Максимилиану Цесарю с его Послы вместе посылали
своих великих Послов Дворянина своего и
Наместника Белоозерского Князя Захария
Ивановича Белоозерского да Дьяка Андрея [126] Арцыбашева, брат наш
дражайший отец твой блаженные памяти
Максимилиан Цесарь хотел к нам слати своих
великих Послов те дела заключити, и после того
вборзе Божьим судом брата нашего дражайшего, а
твоего отца Максимилиана Цесаря в животе не
стало, а на отца своего Государствах учинился
Государем ты брат наш Рудельф Цесарь, и мы к тебе
посылали для поздравленья на твоих Государствах
тебе здоровати Посланника своего Ждана
Ивановича Квашнина, и о тех делех говорити, о
которых есмя ссылались с отцом твоим братом
своим с Максимилианом Цесарем, и те дела меж нас с
отцом твоим для отца твоего Максимилиана Цесаря
преставленья не утвердились, а с тобою братом
своим дражайшим с Рудельфом Цесарем в братстве и
любви и в докончанье стояти против всех недрузей
и быти хотим по томужь, как есмя были в ссылке о
братстве и о любви и о докончанье с братом своим
дражайшим с отцом твоим с Максимилианом Церем,, а
тыб брат наш дражайший Послов своих великих к нам
слал не замешкав, те дела, что меж нас с отцом
твоим с Максимилианом Цесарем почались,
заключить, чтоб меж нас братская любовь и
соединенье и докончанье утвердилось на всякого
недруга за один, чтоб нашим [127] осмотреньем
Крестьянство в тишине и в покое было, и
высвобожено из рук Мусульманских, и вперед бы
Мусульманская рука не высилась, и кровь
Крестьянская не розливалась, и опасную есмя свою
грамоту к тебе брату своему к Рудельфу Цесарю с
своим Посланником со Жданом Квашниным на твои
Послы послали, что им приехати к нам и отехати со
всеми их людьми и с животы добровольно безо
всякого опасенья, и ты брат наш с нашим
Посланником со Жданом с Квашниным в своем ответе
к нам писал, что отец твой брат наш Максимилиан
Цесарь желательно с нами того дела заключити
хотел и слати своих великих Послов, да судом
Божьим брата нашего дражайшего, а твоего отца
Максимилиана Цесаря в животе не стало, а ты брат
наш Рудельф Цесарь после отца своего на своих
Государствах учинился Государем, и те ссылки все
меж нас с отцом твоим выразумел еси гораздо, и с
нами братственные любви и докончания хочешь, и
наипаче того, как есмя ссылались о браственией
любви и о прибытке всего Крястьянства с братом
своим с отцом твоим с Максимилианом Цесарем, и
Послов своих великих те дела заключити по нашей
опасной грамоте хотел еси к нам слати, и Послом
своим велел еси сказати, чтоб наготове были, и
Послы твои [128] брата нашего
дражайшего, и любезнейшего к нам и по ся места, не
ведомо для которого случая, не бывали, а Стефан
Ботура Воевода Седмиградской ныне на коруне
Польской и на Великом Княжстве Литовском
укрепился по присылке Салтана Турского, и
сложась с ним и с иными с Мусульманскими Государи
вместе, кровь Крестьянскую розливает, и вперед
разливати хочет, и стоят те все Мусульманские
Государи и посаженник Салтана Турского Стефан
Ботура Король Польской и Князь Великий Литовской
на наше Государство и на нас за то, что есмя с
братом нашим, а твоим отцом с Масимилианом
Цесарем и с любою с братом нашим с Рудельфом
Цесарем были в ссылке, а не хотя того, и ищучи всем
Государем Крестьянским прибытка, чтоб мимо вас
на тех Государствах на Короне Польской и на
Великом Княжестве Литовском из Салтановы руки
Государь не был, и после того Стефан Ботур Король
Польской и Князь Великий Литовской седчи на
корону Польскую и на Великое Княжство Литовское,
прислал к нам Посланников своих Юрья
Керуденского да Льва Буховитского, что хочет к
нам слати своих великих Послов о доброй с молве, и
нам бы прислать к нему с его Посланники на его
Послы по прежнему обычаю опасная грамота, что им
приехати к нам и от [129] нас
отъехати добровольно безо всякого задержанья, и
мы на его Послы опасную свою грамоту, какове
пригож быти, по прежнему, обычаю с его Посланники
к нему послали, что Послом его к нам приехати и от
нас отъехати добровольно безо всякого
задержанья и обиды, и по той нашей опасной
грамоте присылал к нам Стефан Король своих
Послов Воеводу земли Мазоветские Станислава
Крыйского Здробника с товарищи, и Послы его быв у
нас, и по его приказу с нашими Бояры договор
учинили, и сделали перемирье на три годы от
Блоговещеньева дни Пречистые Богородицы лета 7086
до Благовещеньева дни Пречистые Богородицы лета
7089 году, что в те три годы меж нас с ними с
Стефаном Королек рати и войне не быти, да на том
Послы его перед нами на перемирных грамотах за
него Стефана Короля и крест целовали, что бы ему
Стефану Королю по тем перемирным грамотам тот
мир держати крепко, а мы на тех грамотах к нему к
Стефану Королю, перед его Послы крест целовали, и
по тому Послов его договору и за крестным
целованьем посылали есмя к нему к Стефану Королю
по прежнему обычаю то перемирье довершити своих
великих Послов Дворецкого своего Тверского и
Наместника Муромского Михайла Долматовича
Карпова да Казначея своего и [130] Наместника
Тульского Петра Ивановича Головина да Дьяка
Курбата Григорьева, и Стефан Король Послов наших
обесчестил, и у себя задержал, и то перемирье, на
чем Послы его сделали, и крестным целованьем его
душею утвердили, Стефан Король порушил, и Послов
наших обесчестил, держал мало не год, а отослал
без дела не по прежнему обычаю, и перемирную
грамоту к нам назад отослал, и того ни в
Мусульманских Государствах нигде не слыхано, что
Послы сделают, и Государскими душами утвердят
крестным целованьем, и то бы порушити и
переделывати, а порушив крестное целованье
Стефан Король, пришед в нашу отчину, город
Полотеск и с пригороды взял, и кроворазлитье
Крестьянское многое учинил, сложась с
Бесерменскими Государи, и ныне кровь
Крестьянскую розливают не преставая, а мы будучи
в терпенье, и через прежние обычаи, чего николи не
бывало, чтоб нашим Послом наперед ходити к
Литовским Королем, да для покою Крестьянского,
чтоб кровь Крестьянская не розливалась, и ожидая
еще от Стефана Короля к себе исправления в тех
делех, наперед Литовских Послов послали есмя
ныне к Стефану Королю по его опасной грамоте
своих великих Послов Стольника своего и
Наместника Нижегородского Князя Ивана [131] Васильевича Ситского
Ярославского с товарищи, и по всем границам наших
Государств и в Лифлянской земле во всех местех с
Короною с Польскою и с Великим Княжством
Литовским в рубежах заказать велели есмя, рати и
войны всчинати не велели, покаместа наши Послы
будучи у Стефана Короля о добром деле договор
учинят, и Стефан Король сложася с Бесерменскими
Государи, наступая на Крестьянскую кровь, и на то
наше смиренье и сходительство ко всякому добру
не смотря, что есмя послали своих великих Послов
к Стефану Королю наперед его Послов, а мимо
прежние обычаи приходя Стефановы Королевы люди
на наши украйны и к нашим городом, и городов наших
добывают, и с нарядом приступают, и многое
розлитие крови Крестьянские чинят и того нигдежь
ни в которых Государствах не бывало, наши Послы у
Стефана Короля от нас посольство правят, и о
добром деле о мирном стоянии договор чинят, а
Литовские люди под нашими городы стоят с нарядом,
и многое кроворазлитие Крестьянское чинят, а
Стефан Король учинился нам в недружбе за то, что
есмя ссылались с отцом твоим с братом нашим с
дражайшим с Максимилианом Цесарем о докончанье
стояти на всякого недруга за один, и хотя того,
чтоб на коруне Польской и на Великом [132]
Княжстве Литовском был брата нашего
Максимилианов Цысарев сын Гернист, а твой брат, а
из Салтановыб руки на тех Государствах не был, и
после того на тех Государствах учинился
Государем из Салтановы руки Стефан Ботура, и та
наша ссылка с отцом твоим, а с нашим с дражайшим
братом с Максимилианом Цесарем стала Салтану
Турскому и Стефану Королю ненавистна, по тому
служась на нас, и стали с одного, и тыб брат наш
дражайший наше с собою докончанье и братскую
любовь утвердил, и нам против их способствовал, и
с нами стоял против их за один по прежней нашей с
отцом твоим с братом нашим с дражайшим с
Максимилианом Цесарем и с тобою братом нашим с
Рудельфом Цесарем ссылке и любви, чтоб меж нас
братская любовь и соединение и докончание с
Папою с Римским и со всеми Государи
Крестьянскими всея Речи Немецкие по прежним
нашим ссылкам с отцом твоим с братом нашим с
дражайшим с Максималианом Цесарем утвердилась
на всякого недруга за один, чтобы вперед
Мусульманская рука над Крестьяны не высилась, и
кровь бы Крестьянская не розливалась, и Послов бы
еси к нам слал не омешкиваючи о тех делех
договорити, и в докончанье утвердити, и к Стефану
еси Королю о его о таком [133] безмерстве
и о розлитии крови Крестьянские и о складке с
Салтаном с Турским отписал, чтоб Стефан Король
никаких дел вперед не делал, и на Крестьянское
кроворазлитие не стоял, и с Бесерменскими
Государи не складывался на Крестьянство, с сею
своею грамотою к тебе к брату своему дражайшему и
любезнейшему Родельфу Цасарю послали есмя
легкого своего Гончика Истому Шевригина, да и к
Папе Римскому велели есмя тому своему Гончику
ехати с своею грамотою, и тыб брат наш дражайший
Рудельф Цесарь выслушав нашу грамоту, приговоря
с Папою Римским и со всеми Государи
Крестьянскими всея Речи Немецкие Римского
Царствия, о тех о всех делех слал к нам своих
великих Послов докончати и закрепити, а к нам о
тех делехо всех подлинно вскоре отписал, а нашего
Гонца Истому Шевригина, которой с сею нашею
грамотою к тебе брату нашему дражайшему приедет,
пропустить бы еси велел его к Папе Римскому с
нашею грамотою, и проводити его велел, и назад его
к нам пропустил, и проезжую ему грамоту по всем
Государствам дал, чтоб нашему Гонцу Истоме
Шевригину к нам приехати безо всякого задержанья
вскоре. Писана в Государствия нашего дворе града
Москвы лета от создания миру 7088, Августа месяца,
Индикта 8, Господствия нашего 46, а
[134] Царств наших, Российского 32, Казанского
58, Астраханского 26.
Текст воспроизведен по
изданию: Древняя российская вивлиофика, Часть XII.
М. 1789
|