Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Повесть о Софье Ярославне Тверской

/л. 228об./ 42. 1 В лето 6800 месяца феврал<я> в 10 день житье госпожи 2 нашея Федосьи 3; 3а Софьи. Господи благослови. Постриглас<я> госпожа наша Софья, великая княжна, Ярославна на паметь святаго мученика Харланьпия, во 7 час нощи, и постриже ю епископ Андрей, ирьи Явидович<ь> 4, тъ бо бе игумен у святаго Михаила. Ту бо пострижес<я> Софья в монастыре мужском святаго архистратига Михаил<а>, понеже таяшес<я> матери своея княини великие и всем домашным 5 своих. [262]

В то бо время не бе во град<е> князя Михаила, брата ег<о> 6, но бе в Орде, заступая крестьяны от нашествия поганых. Брат же еа, /л. 229/ князь велики Михаил, любляш<е> сестру свою Софью, аки свою душу, и не можаш<е> долго терпети, не видев сестры своеа, рано и поздо бьаше челом ей. Егда же поиде во Орду, и внид<е> к ней, и пролив слезы своя, и реч<е>: «Госпожа моа, сестрица милая, послушай меня, брат<а> своего, не мози сево сотворити без мене, еже ес<ть> умыслила во сердци своем», – видяше бо хотение сестры своеа, како любляш<е> чин ангельской. Се же беседующу брату к ней, она ж<е>, видевши скорбящи ея ради, и обещас<я> не сътворити без него, он же рад быв и, целовавь ю, отиде от нея и тако поиде во Орду. Она ж<е>, помысли в себе, глаголюще: «Аще послушаю брата своего, обращус<я> 7 боящис<я> брата, а не бога», – и нач<а> молитис<я> сице богу: «Господи, откры 8 очи мои, увы мне, да разумею чюдес<а> от закона твоего», – понеж<е> жадаше чину ангельскаго, яко елень источник 9, яко рыба воды, яко земля росы, яко птица воздуха, яко младенец сытости.

Егда же отверзьс<я> мира и яже в мире по заповедей господним, и нача почитати 10 житья преж<е> иных святых дев – Феклы, Февроньи, Еупраксии и прочих, како презреша славу света сего прелестнаго, и вниде в умиление в сердце еа любити бога всею душею своею и всем сердцем своим, и нач<а> томити плот<ь> свою/л. 229об./ постом и жажою, и пеньем обнощным, и наголеганьем, и железа ношаше на теле своем. Тогда уже отверзе 11злато и сребро и камение драгое и моляшес<я> богу, помощи просящи на супостата врага.

И хотящи, дабы умножити черници 12, и поставиша монастырь на пол<е> и обложиш<а> церковь месяца маиа на память святаго апостола 13 Адроника в 17 день 14 на памят<ь> 3-х дев Веры, Любы и Надеж<е> и матери их Софии священоепископом Андреем, игуменом, иг же имен не исписах скудости ради харатенные, и прозвитеры и дьяконы. И тогда быс<ть> радость велика Софьи о священь[е] церковнем.

От лет<а> 15 нач<а> болма подвизатис<я> на труды иноческаго житья и понужати сродичи своими 16 отврещис<я> мира, глаголюще сице: «Госпожи и сестрици 17 моя, помяните, кде цари, где князи, где деды и прадеды наши. Не все ли земля и пепел? В мол 18 бо час краситис<я>, а век мучитис<я>. Подщитес<я> внити тесными враты, узок бо путь и тесными враты вводят в жизнь вечную, а широки пут<ь>, пространная врата вводят в пагубу» 19. Они ж<е>, слышащи словеса еа, и отверзоша сердца своа, приемлющи съ страхом и радостью и надежею вечных благ, и уневестишас<я> Христови. А ини затько/л. 230/ша уши свои, да не слышат, возлюбивши прелесть света сего, надеющес<я> вечновати в нем. [263]

Софья ж<е> моляшес<я> богу и святому Афонасью, ково приведет во орду 20 свою, и колико их имяш<е> во обители своей. И учаше их, глаголюще: «Сестры и матери, бога деля внимаем к своему спасенью, взыщете бога и жива будет душа ваша. И сам Христос то же глаголеть: Аще кто хощеть по мне итти, да отверзется себе, сиреч<ь> хотение души пагубных 21 и всякоя утехи плот<ь>скиа, възмет крест свой и по вся дни по мне ходит 22, сиреч<ь> да зрить на крест и помнят Христовы страсти, по вся дни терпит всяку нужу и хулу, инаа лживая словес<а>». И пак<и> реч<е>: «Ищет<е> писанья и в том живота вечнаго 23 – Христа – обращите и по тому разумети, а иже гнилою и мертвою вещью[...] 24, образом святыа Троица, и сущим в на<с> умным талантом, и словом и душею. Аще ли кто умный талант, дар божий, светилник спас<е>наго промысла, погребе в земли 25 и погибающих вещи[...]» 26. И нач<а> не ленитис<я> о своем спасени. Или паки – кому всееть враг в сердце ити из гради 27 святаго Афонасья, похуляющи небреженьем иноческое жить[е], глаголюще сище 28: «А которая чюдеса или знамения надеются в монастыре сем, по чему разу/л. 230об./мети, аже добро житье общее» 29, тако глаголя: «Причитается в часть неверных жидов, просяще знамения от Христа. На ня жъ Спас страшен ответ отвеща, глаголя: Род зол лукавы и любадеяй знаменья ищеть и знамение не дастьс<я> ему. Муж<и> Ниневгитьсти и царица Ужеская в последний день страшьнаго пришествия, вставши на суд, осудят 30 ищущих знамения и чюдеса в муку вечную. Лепо было комуждо нас того боятис<я>, понеже девы есми. И паки о сем мо<лю> вы 31, сестры, бога деля не укоряйте старець, глаголюще: и мы девы быша, и мнози девство съблюдоша, прокажени быш<а>». И сице учаше я, глаголющи, як<о> мати чадолюбивая, учаше чад<а> своя умилено.

Наставши ж<е> второе лето пострижения еа, месяца маа во 1 день, на памят<ь> святаго пророка Еремея, поиде брат еа князь Михаил в Орду, тогда же прия великое княжение. Тово ж<е> лета нача Софья тужити и плакатис<я> много отгожения 32 брат<а> своего, глаголюще, яко уже брату 33 моему 34 не видати мене во свете сем. И тако разболис<я> и прадасть душу свою господеви в 6 час нощи.

И быс<ть> велик плач<ь> и рыдание во всем град<е>, и не токмо во град<е>, но и по селом вси, слыщащи, плакахус<я> прибежища и утехи, а ини заступленье, по/л. 231/мощи, многи бо печали утешающи, бедным помогаш<е>. Прииде ж<е> епископ со игумены, прозвитеры и дьяконы и тако, певша над нею гробное пение, вложиша в гроб месяца октября в 20 день, на памят<ь> святаго пророка Артемия, во 7 час дни, о Христе господе нашем, ему ж<е> слава со отцем и святым духом и ныне, прис<но>.


Комментарии

1. Порядковый номер статьи сборника.

2. В тексте боспожи.

3. Имя зачеркнуто.

3а. Трудно объяснить появление имени Федосьи в заглавии, может быть, это механическая ошибка писца или монашеское имя Софьи, которое писец решил убрать из заглавия, не найдя его в тексте повести.

4. Первое ви приписано над строкой той же рукой.

5. Так в рукописи. Следовало бы: всех домашних.

6. Так в рукописи. Следовало бы: еа.

7. Так в рукописи. Следовало бы: обрящуся.

8. Так в рукописи. Следовало бы: открыи.

9. См. Псалтирь, пс. 41, ст. 2: «...желает елень на источники водныя, сице желает душа моя...»

10. Исправлено из починати той же рукой.

11. Так в рукописи. Следовало бы: отверже.

12. Слово подчищено.

13. Слово вписано над строкой той же рукой.

14. Далее пропуск.

15. Вероятно, вместо оттоле?

16. Так в рукописи. Следовало бы: своих.

17. Первое и исправлено из ы.

18. Так в рукописи. Следовало бы: мал.

19. Ср. текст Ев. от Матфея, гл. VII, ст. 13–14: «Внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот...»

20. На полях исправлено другим (позднейшим) почерком: «ограду».

21. Хотений душепагубных?

22. Ср. текст Ев. от Матфея, гл. XVI, ст. 24: «Тогда Иисус рече учеником своим: сице кто хощет по мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет».

23. Ср. текст Ев. от Иоанна, гл. 5, ст. 39: «Испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный...»

24. Текст испорчен?

25. Ср. текст евангельской притчи о талантах в Ев. от Матфея, гл. XXV, ст. 25: «...шед, скрых талант твой в земли...»

26. Далее, вероятно, пропуск.

27. На поле другим, позднейшим почерком поправка: «из ограды».

28. Сице?

29. Не свидетельствует ли это о том, что основанный Софьей монастырь был общежительным? Название «общий» могло, правда, относиться и к совместному женско-мужскому монастырю (Макарий, архиеп. Указ. соч., т. 4. СПб., 1866, с. 214). «Общим» назван в летописях и Богородичный на Шоше монастырь около Твери, из игуменов которого был поставлен епископом Андрей в 1289 г.

30. Ср. текст Ев. от Матфея, гл. 12, ст. 39, 41–42: «Он же отвещав рече им: Род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему... Мужие ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его... Царица Южская восстанет на суд с родом сим и осудит и...»

31. Молю вы в рукописи под одним титлом.

32. Так в рукописи. Следовало бы: отхожения.

33. Буква у приписана сверху рядом с выносным т.

34. Исправлено из моего той же рукой.

Текст воспроизведен по изданию: Повесть о Софье Ярославне Тверской // Записки отдела рукописей, Вып 33. М. Книга. 1972

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.