Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Текст княжеского помянника из Киево-Печерского патерика в редакции Иосифа Тризны публикуется по правилам издания документов XVII в., но сохраняется буква ѣ, а киноварные буквы выделяются полужирным шрифтом.


Прежде кресщения Русския земли во времена княжения прежде воспомянутых князей Аскольда и Дира егда нѣции 1 россове чюдеси удивльшеся еуагелию невредиму во огни сохранился, яко же выше рѣхом, святым кресщением просвѣтишася и церковь поставиша в Киевѣ во имя святого славнаго пророка Илии, иже естъ над ручаемъ конец Пасынча Беседы, иже и соборную нарицаху, или иноко мнится кому быти, трудолюбне изобрѣть и нас да просвѣтит, молимъ 2. Мы же вину вземше от начала княжения их, егда князь Олег Константинград со многими воинствы обтече и с нимъ царь Греческий Леон и Александер Васильевичи мирное устроение сотвориша. Приидоша 3по семъ гречестии послы от Царяграда3 в Киевъ къ князю Игорю построите перваго мира и по обычаю нашему християнскому в церкви соборной святого пророка Ильи роту свою имѣху, пред поставльше животворящии крестъ и еуагелие; руссомѣ же, пред истуканными положше щиты и мечи, стрѣлы и лук, кляхуся по обычаю своему, яко же хронограф свидѣтелствуетъ.

По семъ блаженная Ольга восприимѣши святое кресщение во Царѣграде при царѣ Иоаннѣ Цим 5 от царяградскаго патриарха, нареченная во святомъ крещении Елена, жена Игоря Рюриковича, мати Святославля, бабка Владимера Великого. И по крещении поживѣ лѣт 14 /л. 361 об./ в Киевѣ, преставися в лѣто 6477 мѣсяца июля въ 11 день на память святыя мученицы Еуфимии, и погребена бысть, идѣ же сама заповѣдала. И не сыпаше могилы над нею, не велѣ бо и тризны творите над собою; отпѣвъ иереи над гробом ея, бѣ бо втаинѣ прсзвитера имѣ. И сеи похорони блаженную Ольгу. Господь же по смерти нетлѣнно тѣло ея соблюде.

Блаженный Владимер крестися, наречен быстъ во святом кресщении Василии.

В лѣто 6496. И всю землю Рускую крести. Постави же церковь каменну первую во имя свое святаго Василия, идѣ же стояше кумир Перун.

[221] В лѣто 6477 6. Постави другую церковь каменну святаго Георгия и повелѣ праздновать ноевриа въ 26 день.

В лѣто 6499. Созда соборную церковь каменну Успение пресвятыя богородицы и нарече ю Десятинная и соверши ю в лѣто 6504 и украси ю довольно.

В лѣто 6504. Благодарение воздая богу, соблюдшему его от Печенегъ, во Василевѣ 7 созда церковь каменну, на Берестове святого Спаса в Киеве, яко же выше написано обращеши.

В лѣто 6523. Преставися благовѣрный и христолюбивыя великии князь Владимеръ во святом крещении Василии, положенъ есть во церкви десятинной Успения пречистыя богородицы, юже сам созда, в гробѣ мраморнѣ. /л. 362/

В лѣто 6519. Преставися великая княгиня Владимерова Анна, сестра греческих царей Василия и Константина Багрянородных, была за великим князем лѣтъ 13. Положена есть в церкви пресвятыя богородицы Десятинной.

В лѣто 6509-го. Преставися князь Изяслав, отецъ Брачиславль, сын Володимера Великого.

В лѣто 6511. Преставися князь Всеслав, сынъ Изяславль, внукъ Владимера Великого.

В лѣто 6515. П 8 оба в церковь Десятинную Успения пресвятыя богородицы.

В лѣто 6601. Преставися Ростиславль 9 князь, сынъ Мстиславль, внукъ Изяславль, мѣсяца октоврия въ 1 день и погребен бысть ноеврия въ 16 день во церкви святыя богородицы Десятинной.

В лѣто 6666. Преставися великии князь Киевскии Георгии Долгорукии Владимерович Манамаховъ, внук Ярославль, мѣсяца маия въ 15 день в среду на ночь, а заутра в четвертокъ собравшеся архиереи со свещенники и диаконы и со множеством народа со благохвальными пѣсньми, яко же лѣпо княземъ, честнѣ положиша тѣло его въ церкви святого Спаса на Берестовомъ в монастыри.

В лѣто 6680. Преставися благовѣрный великии князь Глѣб, сынъ Георгиевъ Долгорукого, внук Владимеров Мономаха, княжив 2 лѣта. Положиша его на Берестовом у святого Спаса в церкви в монастырѣ, идѣ же отецъ его лежит Юрии Долгорукии. Престави же ся князь Глѣб /л. 362 об./ генваря въ 22 день.

[222] Великии князь Ярослав Владиморович 10созда великую каменну пречюдну святую Софию и всю мусиею и списав в лѣто 6545 и митрополию в неи сотвори, матерь градовом10 нарѣкъ, и врата Златы 11 граду устрой и на вратѣх церковь Благовѣщение пресвятыя богородицы постави. Святаго великомученика Георгия церковь созда и монастырь при неи устрой. Святыя Ирины церковь постави, иже есть Мир Христа моего, и монастырь при неи устрой, и ины многи церкви постави и монастыри устрой.

В лѣто 6562. Преставися великии князь Ярославъ Владимерович мѣсяца февраля 20 в суботу 1 недѣли святаго поста и положен есть во церкви святыя Софии с великою честию во гробѣ мраморне. Поживе же всѣх лѣт Ярославъ 76.

В лѣто 6558. Преставися великая княгиня Елена Ярославля жена февраля въ 10 день и положена бысть въ церкви святыя Софии вкупѣ со своим мужем княземъ Ярославом.

В лѣто 6571. Преставися князь Судиславъ Владимерович, брат Ярославль, бысть в заточении во Псковѣ, сидѣл в порубѣ 24 лѣта, а во иноцех 4 лѣта жил в Киеве, положен есть /л. 363/ в монастыри святого Георгия.

В лѣто 6586. Убиенъ бысть великии князь Киевскии Изяслав Ярославич у села на нивѣ Нежатинѣ, мѣсяца октоврия въ 3 день. Вземше же тѣло его везоша в лодьи до Киева и поставиша противу Городца. И изыде противу ему весь град Киевъ и возложиша на рамена своя, понесоша с пѣсньми с великою жалостию всѣх и плачемъ. Бѣ бо христолюбецъ, ко всемъ милостивъ и нищелюбив, святому Феодосию зѣло любезенъ. И положиша его во святѣи Софии в Киеве. И бысть всѣхъ 12 княжения его 24.

В лѣто 6601. Преставися великии князь Киевскии Всеволодъ Ярославич, внук великого Владимера, мѣсяца апрѣля 14 дня, погребен бысть съ честию въ 13 велицеи церкви святыя Софии, в великии четвертокъ. Сеи благовѣрный князь Всеволод измлада бѣ любя правду, милуя убогия, воздая честь епископомъ и презвитеромъ, по премногу же любяше черноризцы и подаваше требование им. Бѣ же сам воздержался 14 от пияньства и похоти, тѣм и любим бѣ отцемъ своим Ярославомъ, яко глаголати отцу его к нему: "Сыну мои, благо тебѣ, яко слышу от тебѣ кротость и радуюся, яко ты покоиши старость мою. Аще ти богъ подастъ прияти власть стола моего по братии своей с правдою, а не с насилиемъ, и егда отведет тя богъ от [223] жития твоего, здѣ положенъ будеши, идѣ же аз, у гроба моего, поне же люблю тя /л. 363 об./ паче всея братии твоея”. Еже и збысться по глаголу Ярослава Великого, княжив в Киевѣ лѣт 15.

В лѣто 6633. Преставися великии князь Киевскии Владимер Мономах Всеволодич, внукъ Ярославль, майя въ 19 день, княжив лѣт 13, в Киеве. Сеи бысть страшен сопротивным, загна Половцы за Обезы, Великого Дону воду пил шеломом золотым. Родися от царицы к 15 грекини Манамахи и нареченъ быстъ Владимеръ Манамах, бѣ бо за Всеволодомъ дщи греческаго царя Константина Манамаха. Положенъ бысть в церкви святыя Софии.

В лѣто 6601. Ростислав Всеволодич, брат Владимера Манамаха единоматеренъ, в Стугне 16 рецѣ утопе под Треполемъ, от Половцовъ бѣжа. Положенъ в церкви святыя Софии.

В лѣто 6663. Преставися великии князь Киевьскии Вячеславъ Владимеровичь Манамаха, положенъ въ церкви святые Софии, идѣ же лѣжит Ярославъ, прадет 17его, и Володимер Мономах, отець его.

В лѣто 6570. Преподобных святых отецъ трудами создана быстъ церковь Печерская Успение пречистые богородцы каменна преподобнымъ Феодосиемъ, иже наречена быстъ послѣди ветхии монастырь.

В лѣто 6581. Основана бысть на другой /л. 364/ горѣ церковь каменна небеси подобная Успение пресвятыя богородицы маниемъ божиим и строительствомъ пресвятыя богородицы при великомъ князе Святославле17 Ярославиче, яко же извѣстися прежде, и монастырь устроенъ бысть царьскии, в неи же положены пресвѣтлые князи.

В лѣто ж 6599. От пещеры во великою 18 церковь принесенъ быстъ при игуменѣ Феоктисте и положен быстъ на правой сторонѣ во гробѣ каменне.

В лѣто 6580. Благовѣрный, христолюбивыя князь Симон Африканов сынъ варяг принесе пояс златыи, мѣру тоя же 19 церкви, и вѣнецъ з главы и сосуды къ преподобнымъ отцемъ Антонию и Феодосию от отечества си, от них же слышав пророческий глас, в той богозданнѣи церкви положену ему быстъ, еже и збысться по неложному их обещанию. И бысть положенъ первый на лѣвой странѣ противу гробу святого Феодосия.

В лѣто 6630. Преставися сынъ его Георгии Симонович внук Африканов, князь Суждальскии, и иже велию /л. 364 об./ вѣру имыи къ [224] пресвятѣи богородицѣ и ко преподобному Феодосию, его же и гроб сребромъ окова и златом позлати. Положен быстъ в Печерском монастыри в церкви подлѣ отца своего Симона.

В лѣто 6599-го. Преставися благородная и христолюбивая Мария Яневая воеводиная Киевская, мати преподобнаго Варлаама 20, и положена бысть въ церкви Печерской по пророчеству преподобнаго Феодосия на шуеи странѣ противу гроба преподобнаго.

В лѣто 6614. Преставися Янъ Вышатин воевода Киевскии в старости глубоцѣ, живъ 90 лѣт, живъ по закону божию. У него же аз слышахъ многа словеса, яже впишах 21 в лѣтописецъ. Бѣ бо муж благъ и кроток и смиренъ, отгребаяся от всякия вещи, положен бысть в Печерской церкви в притворѣ в головах жены своея мѣсяца июня въ 24.

В се же лѣто преставися великая княгиня Ирина, Всеволода дщерь, положена в Печерском монастыри.

В то же лѣто пострижеся во иночество великого князя Всеволода Ярославича дщи Еупраксия мѣсяца декавриа въ 26 день. Престави же сь Евпраксия в лѣто 6617 июля въ 9 дня 22, и положено бысть тѣло ея в Печерском монастыри у дверей, яже къ югу. И согвориша над нею божницу, идѣ же лежит тѣло ея. /л. 365/

В лѣто 6626. Преставися великии князь Глѣб Всеславичь септеврия въ 13 день, положен бысть при гробѣ в головах преподобнаго Феодосия. Сеи бысть великии милосник великия лавры Печерския и много имѣния вда.

В лѣто 6666. Преставися блаженная княгини Глѣбова Всеславича, дщи Ярополча Изяславича, сидѣвши вдовою по князѣ своемъ лѣт 40, а всѣхъ лѣт 84, и положена бысть в Печерскомъ монастырѣ со княземъ Глѣбом во гробѣ в головах святого Феодосия. Бысть же преставление ея мѣсяца генваря въ 3 день во 2 час нощи, а вложена во гроб во 4 день. Сия бо блаженная княгини великую имѣяше любовь со княземъ своим къ пресвятѣи богородицы и преподобному Феодосию, ревнующи отцу своему Ярополку. [Сеи бо Ярополкъ вда свою всю жизнь Неблскую волость и Деревъскую, и Луцкую, и около Киева в монастырь Печерский] 23. Князь же Глѣб вда в животѣ своемъ со княгинею 600 гривенъ сребра, а 50 гривен золота. А по княжемъ животѣ княгини вда 100 гривен сребра и 50 гривен злата, а по своемъ животѣ вда княгини пять селъ и з челядью и все, даже и до повоя 24. /л. 365 об./

[225] В 25 лѣто 6911. Князь великии Киевъскии Скиргаило Ольгердовичь, вторые жены правовѣрныя сынъ Улияны 26, брат единоматеренъ Якгеилу, кралю Польскому, отравлен бысть зелием от нѣкоего клирика софиискаго Фомы из Уфова. По седми днех разболѣвся, преставися в Киевѣ генваря въ 10 дня в среду. И собравшеся киянѣ вси, понесли его на главах со свѣщами и кандили. Священникомъ и диякономъ поющим отходныя пѣсни и с великою честию и жалостию всего народа принесше въ церковъ пресвятыя Богородицы Печерскаго монастыря. И положенъ бысть князь Скиргаило чюдныи и добрый подлѣ гроба святого Феодосия Печерскаго. /л. 366/

Великии князь Киевскии Всеволод Ярославич созда церковь святого Михаила архистратига на Выдубичи и монастырь при неи устрой в лѣто 6571. И освящена бысть преосвещеным 27, митрополитом Иоанномъ и епископы Лукою Бѣлогородцкимъ, Исаиемъ Ростовским в лѣто 6096 22, игуменство тогда держащу того монастыря Лазару.

В лѣто 6706. Великому князю Рюрику Ростиславичю княжащу в Киевѣ мѣсяца декабря въ 6 день, созда церковь каменну святых Апостол в Бѣлѣгородѣ; благовѣрный князь Рюрикъ, приехав из Киева, святи церковь каменну святых Апостолъ, епископия Бѣлогородская, великим священием, блаженным митрополитомъ Никифором и епископом Адреяном, тоя церкви стол добрѣ правяща, епископом Юрьевъским. Созданѣ еи бывши благовѣрным и христолюбивым князем Рюриком Ростиславичем, высотою же и величеством и прочим украшением удивив удобреннѣ, по приточнику глаголющему: "Вся добра возлюбленная моя и порока нѣсть в тебѣ". Тогда же князь со единомысленную княгинею и съ богоснабдѣнными дѣтьми созва духовный той 28 пир, епископа Андреана Юрьевъскаго и архимандрита Василия Печерскаго игумена 29, и Моисея игумена святого Михаила Выдубицкаго, и прочии игумени и черноризцы и презвитеры, и весь священнический чинъ, и чредив я немалый дары великими, почтив я, от великих даже и до малых, и яко ни еди/л. 366 об./ному же облишену 30 быти от требующих.

Того 31 же лѣта созда великии боголюбивыи князь Рюрикъ церковь святого Василия, во имя свое, в Киевѣ, на Новом дворѣ; и священа бысть великим священием митрополитом Никифором, и епископом Бѣлогородцким Андреаном и Юрьевским [226] епископом, мѣсяца генваря въ 1 день. В тое же время благоволи богъ, наполняя милость свою от 32 насъ благодатию единородного сына своего господа нашего Исуса Христа и благодатию пресвятого и животворящаго духа, и вдохнув мысль 33 благу во богоприятно сердце великому князю Рюри-кови, по порожению же еже от божественныя купли духомъ пронаречено Василию, сыну Ростиславлю: той же с радостию приемъ, яко благии раб и вѣрный подщася немедлено сугубити дѣломъ, да не истязан будет сокрывшии талантъ. Того бо 34 лѣта, мѣсяца нуля въ 10 день, на память святыхъ мученик 45, иже в Никополии мученых, суботѣ же имущи путь, заложи стѣну каменну под церковию святого Михаила у Днѣпра, иже на Выдубичи. О неи же мнози не дерьзнуша помыслити от древних 35, 100 бо и 18 лѣт имать отнеле же создана бысть, и в толико лѣтъ мнозии самовидцы преидоша, держащии стол княжения Киевскаго, от того же боголюбиваго Всеволода, иже созда церковъ ту, родов 4, и ни един же вослѣдова любви его к мѣсту тому. /л. 367/ Сеи же богомудрыи князь Рюрик пятый бысть от того, якоже пишет о правѣднемъ Иевѣ от Авраама: Всеволод бо роди Владимера, Владимер 36 же роди Мстислава, Мстислав же роди Ростислава, Ростислав же роди Рюрика и братию его. Брата же его быша добра и боголюбива, овыи старѣиши его, инии же меншии: но не благоволи богъ о дѣлѣ стѣны тоя 37, время бо требоваше слуги своего. Сеи же христолюбецъ Рюрикъ лѣты не многи сыи, чада прижи себѣ по плоти, от них же бѣ время сказанию положити: по духу же паче прозябение ему бысть, о 38них вѣща38 царь он: "От дни сего дѣти сотворю, яже возвѣстят правду твою, господи, спасениа твоего. Тебѣ его мудролюбия начинаниа, от страха господня воздержание, яко нѣкое основание полагаше, по Иосифу же целомудрие и Моисѣову добродѣтель, Давыдову 39же кротость39 и Константиня правовѣрие, и прочая добродѣтели прикладая въ соблюдение заповѣди владычни; тии тако философствоваше, моляся по вся дни тако сохранену быти, имѣя же к ним милость от великихъ даже 40 и до малых, и подание [227] къ требующим без скудости, хотѣние же и монастыремъ и ко всемъ церквамъ, и любовь несытну о здании их. Тако же христолюбивая его княгини, тезоименна сущия Аннѣ родительницы матере бога нашего, яже и Благодать нарицается, ни на что же ино упражняшеся, /л. 367 об./ но токмо о церковных потребах, и о миловании укоренныхъ маломощех и всѣх бѣдующих; оба же вкупе патриаршескии труд совершающи, да и венець от мздодавца общии восприимета, их блаженства насытитася, возвѣщеннаго во еуангелии; тому же вослѣдованию и богонабдимыя си дѣти учаща. И вся болша тѣх исправляя великии князь Рюрикъ, потщався паче праотеческим стопам вослѣдовати трудолюбием ко архистратигу Михаилу, препоминаемому монастырю, иже извѣстно всѣм богомудрымъ дѣломъ показа: изобрѣте бо подобна дѣлу и художника и во своих си приятелех, именем Милонег, Петръ же по крещении, аки Моисеи древле оного Веселеила, и приставника сотвори бого-изволенну дѣлу, и мастера не проста преже написания стѣны; и тако яться зданию не тощно, въ соблюдение храма, ни от кого же помощи требуя, но самъ о Христѣ возмогая, поминая господа глаголющаго: "Яко вся мощно вѣрующему". Того же лѣта совѣрши стѣну, мѣсяца сентября въ 24 день, на страсть святыя первомученицы Феклы. В той же день приѣха в монастырь великии князь Рюрик, кир Василии, со христолюбивою си княгинею, и съ сыном Ростиславом и Володимером, и съ дщерию своею Предсла/л. 368/вою, и со снохою Ростиславлею, и л. 368 постави кутью у святого Михаила, и молитву принесе о приятии труда подщания своего. Таже помяну писание Златаустаго:

"Добра молитва, яже усты; вельми же паче, яже маломошми"; и сотвори пир немалъ и трапезу со приуготованием; и накорми игумена з братьею всею, и всякого чина церковнаго, и подари вся от первых даже и до послѣдних, не токмо ту сущая, но и прилучившияся тогда; и возвеселися духовно о пришедших в дѣло таково царьскои мысли его. Игумен же Моисѣи и вся братия, яже о Христѣ, велегласно похвалиша бога и святого Михаила и великого князя здоровие, яко единѣми усты глаголюще: "Дивна днесь видѣста очи наши; мнозии бо прежде нас бывшии и желаше видѣти, яже мы видѣхомъ, и не видѣша и слышати не сподобишася, яже богъ намъ дарова твоим княжением: не токмо бо отъял еси уничижения наша, но и со славою приятны, поставив на пространѣ нозѣ раб твоих; мы же смирении что воздамы ти противу благодѣянию ти, яже твориши и сотворил еси к нам? И сам бо им не требуеши, но точию воздыхания и молитвы о здравии и спасении твоем. Богъ же милость воздастъ ти противу трудом ти и архистратиг Михаилъ, ему же еси послужил нелесно. Но о Христѣ державно милосердуяи и о всѣхъ, по обычаю благому, и нашея грубости приими, аки дар словесен на похваление /л. 368 об./ добродѣтели: в газфулакию [228] бо княжения твоего о 41 любовь и хотение вовергше, аки вдовица она двѣ мѣдницы, и прочее на милость твою надѣющеся слову нятися о господѣ дерзаем. И тоже не от скудости нашего нищеумия, но от дѣл твоих притчю приобрѣтше, и съ преподобный Мефодием глаголем: "Днесь бо зъбытие 42 бысть божественных словес его, яже положил во своих ему писаниих, вѣщая: "Малое небо богомудраго душа, выну повѣдающи славу божию, правостию вѣры, и словесы истинными и дѣлы доброми 43; небеса безсловесное естество суще и сѣчювственно43и самовластно, точию свѣтлостию солнца и растением луны, украшениемъ звѣздъ, и непременно хранящая уставы временем, владычня повеления повѣдают славу его, яко же всемъ добрѣ сматряющим творца о том похвалити, добраго ради уряжения". Здѣ же преболѣ нам того от тобѣ является: словеса бо честна и дѣла благолюбъна и держава самовластна, къ богу изваяна славою паче звѣздъ небесных, не токмо в руских концѣх вѣдомо, но и сущим в мори далече, во всю бо землю изыдоша, по пророку: "Богомирная словеса твоя, и в конецъ вселенныя христолюбная твоя дѣла, ими же о всѣх владыка твои славится". "Да вѣдѣвше бо, — вѣща еуангелист 44, — дѣла ваша добрая, прославят отца вашего, иже есть на небесех". От днесь бо мнозии боголюбцы познаются, без лѣности тещи во след тебѣ ревнующи и обретше тя проводника, яко и Моисея новый сеи Израиль, и возводящаго от работы немилосердия и от мрака скупости. Отселе бо не на брезе ставше, но на стенѣ твоего создания, пою ти пѣснь победную, /л. 369/ аки Мариамъ древле. Днесь, по Исаии, поновляются острови, а рекутъ праведных душа, видяще поновление честнаго храма господня утвержением твоим о господѣ, яко и при Зоровавели свобожшиися от Вавилонска начинания 45. Днесь 46 и множество вѣрных 47 киянъ и насельницы их больше потщание и любовь ко архистратигу господню имѣти начинают, не токмо ради спасения своего, но и новаго ради 48 чюдеси, иже во дни царства твоего совершися; утвержающи бо неподвижнѣ нозѣ свои на удобреннѣмъ ти здании, и очима си любезнѣ сматряющи, отвсюду веселие души привлачающи, и мнятся якое радости глаголаше, и тако любовию отходят, похваляюще богомудрство твое. Блажении же не [229] видѣвше, но вѣрою радуются, яко же вѣща Соломан: "Похваляему праведнику возвеселятся людие". Днесь от мног сердецъ помышления суетна и глаголы маловѣрнии: овии бо глаголаху, яко златом власомъ поверженна есть церкви от небесѣ и тѣмъ же утверженна, а овии, яко поступает церковь в монастырь, инако же мнози; и ни от единых же бѣ помощи истинны утешению, донде же приидет ему же щадѣно бысть: благодать и милость во преподобныхъ его и носещение во избранныхъ его. Еще же и мы должнии ти молитвеницы, наш присный господине, единомысленно суще ко избранному сему мѣсту, надѣемся не забытно Познани быти, жаждуще от тебе милости, /л. 369 об./ яко же елень на источники водныя. И богъ милости и отецъ щедротамъ, и любы единочадого сына его, и причастие святого духа да будетъ съ царствомъ твоимъ, купно съ любимый тобою, архистратиг Михаилъ, и покрова и храня кровомъ крылу твоею, нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь.

В лѣто 6590. Великии князь Всеволод созда церковь святаго апостола Андрея Первозваннаго при Иоаннѣ митрополитѣ Добромъ и сотвори у церкви той монастырь дѣвичь, в нем же пострижеся дщи его дѣвою именем Янка. Сия же совокупи чериоризицъ много, пребываніе с ними по монастырьскому чину. Посвященна же бысть церковь святого апостола Андрѣя в лѣто 6639.

В лѣто 6619. Преставися великая княгини Всеволодова 49 Еуфросиния, дщи греческаго царя Константина Маномаха, мѣсяца октовриа въ 7 день и положена бысть честнѣ царскою лѣпотою сыномъ ея Владимером Манамахом во церкви святого апостола Андрѣя в монастыри Янчинѣ.

В лѣто 6620. Преставися блаженная Янка, дщи великого князя Всеволода, сестра Володимера Монамаха, ноевриа въ 3 день и положена бысть в церкви святого апостола Андрѣя, юже бѣ создал отецъ ея. Ту бо и постриглася во церкви той дѣвою сущи, близ матери великия княгини. /л. 370/

В лѣто 6647. Преставися великии князь Ярополкъ Володимерович Монамахов мѣсяца февраля въ 18 день и положенъ бысть с великою честию во гробъ каменный в церкви святого апостала Андрѣя въ монастыри Янчинѣ близ гроба Янчина.

В лѣто 6679. Преставися великии князь Володимер Андрѣевичь Стратилата, генваря 28 дня, положен бысть в монастыри [святого апостала Андрѣя] 50 Янчинѣ в церкви.

Великии князь Киевскии Святополкъ, во святом крещении нареченъ Михаилъ, Изяславичь, внук Ярославль созда церковь прекрасну во имя святого архистратига Михаила, во свои [230] ангелъ, и верхъ ея позлати в лѣто 6606, и нарече ю Фанарь свѣтлости ради, и монастырь при неи устрой.

В лѣто 6621. Преставися благовѣрный великии князь Михаилъ Изяславич, внук Ярославль, зовомыи Святополкъ, мѣсяца апрѣля въ 16 день за Вышгородом. И привезоша его къ Киеву, и плакашася по нем зѣло княгиня его с чады и боляре, и дружина. И опрятавше тѣло его, возложиша на рамена свои и понесоша съ достойною честию. Архиереомъ, первомъ, диакономъ с кандилы и свѣщами пред идущимъ со обычными пѣнии. И положиша его въ церкви святого архистратига Михаила, юже бѣ /л. 370 об./ сам создал. Княгини же его много раздѣли богатства монастырем, священником и убогимъ, яко дивитися всѣм человѣком, яко такия милостыни никто же прежде не сотвори.

В лѣто 6698. Преставится князь Святополкъ сынъ Георгиевъ 51, шюринъ Рюриков, апрѣля въ 19 день и положен бысть въ церкви святаго Михаила Золотоверхого, юже бѣ создал прадѣд его великии князь Святополкъ Михаил.

В лѣто 6703. Преставися благовѣрный князь Глѣб Туровскии, шуринъ великого князя Рюрика, сынъ Георгиев, марта въ 52 день. И привезоша его в Киевъ, и стрѣте тѣло его Никифор митрополитъ Киевскии и игумены съ священики, и дияконы, и весь клирос, и сам великии князь Киевскии Рюрикъ. И тако проводиша его со обычными пѣсньми. И пожалова Рюрикъ шурина своего, бѣ бо любимъ ему. И опрятавше тѣло его, положиша въ церкви святого Михаила Золотоверхого. /л. 371/

Великии Киевскии Мстислав Владимеровичь Мономаха, внук Всеволода Ярославича, во свое княжение въ Киевѣ созда церковь каменну пречюдну святаго великомученика 53 Феодора Тирона и монастырь при неи устрой в лѣто 6637 и украси ю всѣми довольствы церковными.

В лѣто 6641. Преставися великии князь Мстислав Володимеровичь Монамахов в Киевѣ и положен бысть с достохвальными пѣсными чеснѣ въ церкви святого Феодора во гробѣ каменнѣ, южь бѣ сам создалъ.

В лѣто 6662. Преставися великии князь Изяслав Мстиславичь, внук Володимера Монамаха, положен въ церкви святого Феодора в монастырѣ от 54нихъ54.

В лѣто 6676. Мѣсяца марта въ 14 день преставися благочестивый великии князь Киевъскии Ростиславъ Мстиславич, внук Володимера Манамаха, княжив в Киевѣ 8 лѣт, а в Смоленску прежде много лѣт княжив. Положен во гроб каменный во церкви святого Феодора во отечном ему монастыри.

[231] В лѣто 6678. Преставися Ярополѣк князь, сынъ Изяславль Мстиславича, марта въ 7 день. Положиша тѣло его в церкви святого Феодора в монастыри, идѣ же отецъ его лежитъ. /л. 371 об./

В лѣто 6682. Преставися благовѣрный великии князь Володимер Святославич маия въ 30 день и положиша тѣло его в церкви святого Феодора во отечни ему монастыри, княживъ в Киевѣ 4 мѣсяца.

В лѣто 6695. Преставися Мстиславъ Давыдович князь Вышегродскии, маия въ 55день, положенъ в церкви святого Феодора в Киевѣ в монастырѣ.

В лѣто 6702. Преставися князь Изяславъ Ярославичь Меншии февраля въ55 день, и положиша тѣло его в церкви святого Феодора близ отца его гроба.

В лѣто 6590 56. Блаженный Стефанъ игуменъ монастыря Печерскаго, егда изгнан бысть, состави на Кловѣ монастырь и церковь каменну постави пресвятые богородицы Положение честнаго ея пояса.

В лѣто 6619. Преставися князь Давыдъ Игоревич майя въ 25 день, и положено бысть тѣло его въ церкви пресвятыя богородицы Влахернѣ на Кловѣ, юже созда Стефан епископъ Владимерскии.

Великая княгиня Мария Всеволодова сооружи церковъ святаго Кирилла под Киевомъ и монастырь при неи устрои 57 в лѣто 6680.

В лѣто 6686. Преставися великая княгини /л. 372/ Киевская Всеволодова Святославича Мариам, приимши на ся чернеческую великую схиму, и положена бысть в Киевѣ в монастырѣ святого Кирила, его же бѣ сама создала. Бѣ же сия княгини дщи короля Казимира.

В лѣто 6702. Преставися великии князь Святославъ Всеволодич Святославича и положенъ бысть в церкви святого Кирила во отечнѣ ему манастыри.

В лѣто 6710 58. Преставися дщи Всеволодова именемъ Елена и положена бысть въ церкви святого Кирила в материнскомъ монастырѣ.

Великии князь Мстислав Володимерович, брат Ярославль, по раздѣлении великаго княжения Киевского между собою со Ярославом Великим под Листвином у Городца за Оручемъ по Днѣпръ, возвратившися во свои градъ Чернигов, начат здати церковь каменну многим тщанием и иждивениемъ пресвѣтлаго [232] Христова Преображения посредѣ богохранимаго града Чернигова в лѣто 6540, недокончана бывши.

В лѣто 6542. Во един от днии изыде на ловы сеи благовѣрныи князь Черниговскии Мстислав Владимерович, /л. 372 об./ разболѣся и, мало поболѣв, преставися к вѣчнымъ обителемъ, его же опрятовше царское тѣло со многою честию епископъ Черниговскии и со всѣмъ освященнымъ клиросомъ, князи и з боляры и множеством народа проводиша тѣло его, вземше на рамена своя и принесше, положиша его въ церкви святого Спаса, юже бѣ самъ начат здати и нарещи ю хотяще епископию, еже и бысть, бѣ бо создано ея при нем в вышину, яко на кони стоячи рукою достати. Бѣ же Мстиславъ дебел тѣлом, черменъ 59 лицем, велики имѣя очи, храбръ на рати и милостивъ, любяше дружину повелику, имѣния не щадяше, ни пития, ни ядения не браняше и милостив бяше ко всемъ, служащим ему.

В лѣто 6541 60. Князь Евстафии Мстиславич Черниговского 61 сынъ преставися. Положенъ бысть в церкви святаго Спаса.

В лѣто 6546. Глѣб Святославич князь Смоленский, внукъ Ярославль, убиен бысть в Заболочи 62. Бѣ же Глѣб милостивъ на убогия и страннолюбив, тщание имѣя къ церквам, теплъ на вѣру и кроток, взоромъ красен. Его же тѣло положено бысть в Чернигове за святымъ Спасомъ июля въ 23 день,

В лѣто 6584. Преставися великии князь /л. 373/ Святославъ Ярославин, внук Володимера Великого, декабря 27 день от рѣзани жолви и положенъ бысть в Чернигове в церкви святаго Спаса, княжив 4 лѣта в Киевѣ.

В лѣто 6623. Преставися князь Олегъ Святославичъ, внукъ Ярославль, августа въ 1 день, а въ 2 день погребен бысть в Чернигове в церкви святаго Спаса у гроба отца его Святослава.

В лѣто 6631. Преставися Давыдъ Святославич князь Черниговскии, внук Ярославль, отецъ Николы Святоши, положен бысть честнѣ в Печерскомъ монастырѣ в предѣлѣ святого первомученика Стефана.

В лѣто 6655. Великого князя Игоря Ольговича, брата Святославля, граждане киевские весь люд 63 возмутивше, монастыря церкве святаго Феодора извлекше, жалостнѣ убиша. И положиша тѣло его во церкви святаго Симеона, бѣ бо тот монастырь отца его Ольга и дѣда его Святослава Ярославича на конец града Киева. По сем принесен бысть Святославом 64 [233] Ольговичемъ в Черниговъ, и положен в церкви святаго Спаса во епископии в теремѣ.

В лѣто 6659. Убиенъ бысть на рати Владимеръ Давыдович и положен в церкви святаго Спаса в Черниговѣ. /л. 373 об./

В лѣто 6706. Преставися князь Черниговскии Ярославъ Всеволодичь. Епископъ же и игумени и сыновцы его, опрятавше тѣло его честнѣ, положиша в церкви святаго Спаса у епископии града того.

В лѣто 6704. Преставися князь Черниговскии Всеволодъ Святославич, брат Игоревъ, майя въ 65 день, положиша тѣло его въ церкви святыя Богородицы в Черниговѣ в монастыри.

В лѣто 6707. Преставися сыновецъ великого князя Всеволода Великого Гнѣзда Юревича Ярославъ Мстиславичь, внукъ Юриа Долгорукого.

В лѣто 6708. Преставися Ярославъ Всеволодичь, князь Черниговскии.

В лѣто 6709. Преставися князь Володимеръ Всеволодичь Черниговскии.

В лѣто 6710. Преставися Игорь Святославичь Черниговскии.

В лѣто 6712. Преставися Олег Святославичь, князь Черниговскии, внук Святославль Ольговича. /л. 374/

В лѣто 6598. Блаженный епископъ Ефремъ Переяславский сооружи церковь каменну святаго Михаила архистратига во своей епископии.

В лѣто 6622. Преставися князь Святославъ, сынъ Володимера Мономаха, положен бысть въ церкви святаго Михаила в Переяславли, ту бо отецъ ему дал стол.

В лѣто 6695. Преставися князь Володимеръ Глѣбовичь Переяславъскии, положен бысть в церкви святаго Михаила в Переяславли.

В лѣто 6658. Преставися Ростиславъ Георгиевичь в Переяславли, свитающу великому пятку. И положиша и братиа Андрѣи и Глѣб, и Мстиславъ въ церкви святого Михаила близ стрыя своего Андрѣя и Святослава.

В лѣто 6649. Преставися боголюбивыи князь Андреи Владимеровичь Монамах въ Переяславли генваря въ 22 день и положен есть въ церкви честнѣ святаго Михаила въ епископии.

В лѣто 6692. Великии князь Изяслав Глѣбович /л. 374 об./ Переяславскии ходи на рать со князем Всеволодом Юрьевичемъ на Болгары и тамо устреленъ бысть стрѣлою под сердце, тамо и преставися. И положен бысть в Володимѣре Залѣском въ церкви пресвятыя Богородицы Златоверхой.

Комментарии

1. Буква ѣ написана по букве е, а первая буква ппо букве ы тем же почерком.

2. Буква ъ переделана из буквы ѣ.

3-3. Против этих слов на боковом поле сходным почерком и сходными чернилами написано в лѣто 6452.

4. Буква о написана по букве и теми же чернилами.

5. Далее оставлено чистое место на 4-5 букв. Должно было быть Цимисхии.

6. Так в рукописи.

7. В рукописи Василебѣ. Исправлено по: ПСРЛ. Т. 15. Стб. 117.

8. Далее оставлено чистое место для 6-7 букв. Видимо, здесь должно читаться пренесена или пренесены.

9. Последние буквы ль позднее зачеркнуты киноварью.

10-10. Так в рукописи.

11. Перед этим словом над строкой неразборчиво написаны и зачеркнуты несколько букв.

12. Далее должно было бы следовать лѣт, но это слово пропущено.

13. В рукописи ошибочно вместо ъ написано ѣ.

14. Так в рукописи.

15. Так в рукописи.

16. Буква т написана тем же почерком и теми же чернилами по другой букве.

17-17. Так в рукописи.

18. Так в рукописи.

19. Далее тем же почерком и чернилами написано слово ѣже, но затем зачеркнуто другими чернилами. Этими вторыми чернилами иным почерком написано далее слово божии.

20. Буква л написана по букве а тем же почерком и теми же чернилами.

21. Буква ш переделана из буквы щ.

22. Так в рукописи.

23. Скобки в рукописи проставлены киноварью.

24. Вторая буква о написана по букве а тем же почерком и теми же чернилами.

25. На боковом поле против первых двух строк текста другим почерком XVII в. и другими чернилами сделана помета: Наречен во святом крещении Иоан.

26. Далее в рукописи оставлено чистое место на 9 букв.

27. Так в рукописи.

28. Буква о написана по другой букве теми же чернилами.

29. Буквы игу написаны по букве и тем же почерком и теми же чернилами. Первоначально читалось имена.

30. После буквы о в рукописи стояла выносная буква т, позднее зачеркнутая.

31. Первая буква о подправлена другими чернилами.

32. В рукописи от с выносным т.

33. Буква м написана по букве в тем же почерком и теми же чернилами.

34. Буквы бо написаны по смытому месту.

35. Буква д подправлена теми же чернилами. Далее оставлено чистое место на 14 букв.

36. В рукописи ошибочно Вмадимер.

37. Буква я переделана из буквы ѣ тем же почерком и теми же чернилами.

38-38. Первоначально было от ннх отвѣща. затем лишние буквы т и от были зачеркнуты сходными чернилами и получилось о них вѣща.

39-39. Первоначально было Давыду же кро, затем другим почерком черными чернилами переделано в Давыдову же кротость.

40. Первоначально было ж (выносное ж) да, затем другим почерком. черными чернилами ж было зачеркнуто, а над да приписано ж.

41. Так в рукописи.

42. Буквы зъ написаны по буквам сѣ сходным почерком и чернилами.

43-43. Так в рукописи.

44. После буквы и видна смытая буква с.

45. Первая буква и переделена из буквы е сходными чернилами.

46. Первоначально читалось господне (буквы гдне и буква с под титлом). Затем буква г была зачеркнута.

47. Буква ѣ переделана из буквы о тем же почерком и теми же чернилами.

48. Первоначально было род с выносным д. Затем более светлыми чернилами о было переправлено на а и дописана выносная буква и.

49. Третья буква о переделана из буквы а тем же почерком и теми же чернилами.

50. Скобки поставлены более светлыми чернилами.

51. Буква в переделана из буквы м сходными чернилами.

52. Далее оставлено чистое место для цифр, обозначающих число марта месяца.

53. В рукописи великомуч с выносным ч.

54-54. Так в рукописи. Следовало бы ожидать отни.

55-55. Далее в рукописи оставлено чистое место для цифры, обозначающей соответствующее число месяца.

56. Цифры ч (90) написана цифре е (5) тем же почерком и той же киноварью.

57. В рукописи урои и выносное с под титлом.

58. Цифра ф (700) написана цифре х (600) тем же почерком и той же киноварью.

59. Буква м написана по другой букве тем же почерком и теми же чернилами.

60. Цифра ф (500) написана по цифре х (600) тем же почерком и той же киноварью.

61. Первая буква г написана по букве и тем же почерком и теми же чернилами.

62. Так в рукописи.

63. Буква ю написана киноварью по букве ѣ тем же почерком.

64. В рукописи Святослав с выносной последней буквой в.

65. Далее оставлено чистое место для цифры, обозначающей число месяца.

 

(пер. )
Текст воспроизведен по изданию: Такла-Хайманот у Коптов // Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества, Том XVIII. СПб. 1908

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.