|
"СЛОВО" АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО О ПРАЗДНИКЕ 1 АВГУСТА ПО СПИСКУ 1597 г.Одним из редко встречаемых в рукописной традиции древней Руси памятников домонгольской письменности является Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. Старинные списки его не сохранились, наиболее ранние дошедшие до нас датируются XVI в. 1 Один из них, в датированной 1597 г. рукописи Пролога из собрания В. Н. Перетца, ныне хранится в Древлехранилище им. В. И. Малышева ИРАН АН (Пушкинский Дом) под № 80, л. 320 об. — 321. Рукопись Пролога (март-август) в десть, писана на бумаге полууставом в один столбец. На первом листе полихромная заставка геометрического орнамента, на последнем листе (384 об.) послесловие писца: "...написал на Шиляиге у святого великого мученика и славного чюдотворца Георгия в дом изволением небесного отца и научением единородного сына и поспешениемъ святого духа во славу святыя Троица верного и много грешною рукою раб Божия попъ Козма въ царство правоверного царя Богом избранного и небом почтенного великого князя Феодора Ивановича всея Руси самодержца и при архиепископе Ионе вологодском и великопермском в лето 1597 месяца июня в 23 день святого мученика Евсевия епископа самосатского. Сие буде где описася или не гораздо написал нерасмотрением грубо и вы бога ради кто чести станет поправите и простите благословите, а не клените. А вас самих Господь Богь благословить и простить и поменет в царствии своем. Аминь". Затем следуют пробы пера: "...попытаю пера..." Замечательна рукопись Пролога № 80 не только тем, что она четко датирована и снабжена послесловием писца Козмы, но также и по своему составу. Рукопись строго следует тому набору статей древнерусского Пролога, который в научной традиции характеризуется как вторая русская редакция и датируется второй половиной XII в. 2 Действительно, кроме традиционных для Пролога статей — памятей из греческого Синаксаря, патериков, — во вторую русскую редакцию Пролога включены краткие памяти ограниченного числа древнерусских святых. Среди них — в Прологе № 80 встречаются краткие памяти — ранние редакции житий X-XII вв. Мефодия Моравского, Вячеслава Чешского, Бориса и Глеба, Владимира I, Леонтия Ростовского. Состав кратких статей Пролога № 80, не выходящих за хронологические рамки XII в., позволяет с доверием отнестись к заглавию проложной статьи под 1 августа: Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божии, подтверждает косвенно ее связь со второй редакцией русского Пролога (вторая половина XII в.). Впрочем, имя князя Андрея Боголюбского в связи с какими-то [231] приписываемыми ему памятниками древнерусской письменности встречается еще в ранней русской историографии 3. И. Е. Забелин в статье Следы литературного труда Андрея Боголюбского 4 опирался на принадлежащий ему список Слова великого князя Андрея Боголюбского о милости Божии XVI в. 5 Как выяснилось, И. Е. Забелину была известна компилятивная поздняя редакция, объединившая воедино два разных памятника — более пространное Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и празднике 1 августа и более краткое Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божии, причем сводная редакция усвоила название Слова 6. Объединение текстов произошло в XV-XVI вв. на основе тематического сходства — установление Андреем Боголюбским праздника 1 августа после победы 1164 г. в походе на волжскую Болгарию. И. Е. Забелина привлекали в тексте Слова личные этикетные формулы, связанные с именем самого князя Андрея: "праздникъ уставленъ бысть худым и грешнымъ рабомъ Божиимъ и пречистыя Богородица Андреемъ сыномъ Георгьевымъ внукомъ Манамаховымъ..." Отдельно существующий краткий текст Слова — установления о празднике 1 августа не был известен ни И. Е. Забелину, ни последующим исследователям. И. У. Будовниц, правда, упоминает вскользь об отдельном тексте "моления", дописанном в рукописи ГИМ XVI-XVII вв. на вкладном листе XVII в. после Сказания о победе над волжским болгарам 1164 г. и празднике 1 августа 7. Краткое установление о празднике 1 августа, принадлежащее князю Андрею Боголюбскому, то самое, что вписано в Прологе 1597 г. № 80 из собрания В. Н. Перетца, не отождествлялось ранее с "молением" (молитвой) Андрея Боголюбского, известным по компилятивной редакции Сказания о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа. Все дело заключалось в том, что неясна была суть праздника 1 августа, установленного, к тому же, не церковью и ее иерархами, а великим владимирским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. Автор Полного месяцеслова Востока 8 установил, что начало русскому празднику Спаса 1 августа "было положено уже в Царьграде освящением воды в св. Софии 1 августа". Праздник Происхождения (гр. proelena'z — исхождение) честного и животворящего креста в Константинополе отмечался первого числа каждого месяца (кроме января и ноября, когда соответственно праздновался и 14 числа) и лишь в пределах императорского дворца и св. Софии. Обычай "изношения древа" из дворца императора в св. Софию в Константинополе перед 1 августа отмечен в месяцесловах Константинопольского и Синайского Евангелий IX в. Существовал канон на предпразднество креста 31 июля, который начинался словами "Крест предгрядый божественный..." В обряднике императора Константина Порфирогенита (912-959) содержатся указания, как выносить крест из императорского дворца перед 1 августа в зависимости от дней недели. Тема "победного креста", звучащая в византийском произведении на 1 августа, была традиционной в Византии со времен Римской империи первых веков н.э. Известный эпизод о явлении победного креста "Никитирион" императору Константину Великому в ночь перед решающей битвой при Сакса-Рубра (312) отразился в переводном на Руси памятнике Сказание о явлении честного креста и победе силы божия. Кстати, [232] это сказание вошло во вторую редакцию русского Пролога и читается в обсуждаемой рукописи Пролога 1597 г. № 80 на л. 165 об. — 166. Для древнерусских произведений на праздник 1 августа, в особенности для Сказания о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа характерна связь с византийской темой победы и императорского праздника в ее честь. В Сказании, в частности, говорится об установлении праздника 1 августа в честь победы Андрея Боголюбского над волжскими болгарами и императора Мануила Комнина над персами: "Пантократы день милости Божиа празднуемъ; благочестивому и благоверному нашему царю, князю Андрею уставльше се праздновати съ благочестивымъ царемъ Мануилом повелениемъ патриарха Лукы и митрополита Константина всея Руси и Нестора епископа ростовьскаго; Мануилу царю мирнолюбиву въ братолюбии живущу и съ благочестивым князем Андреем случится имъ в единь день ити на брань, оному изъ Царяграда на срачины, а сему из Ростова на блъгары... " 9 Легенда о "братолюбии" Андрея Боголюбского и Мануила Комнина и о их победах в один день 1 августа не заслоняет, однако, реального исторического факта: полководец императора Мануила Иоанн Контостефен действительно одержал весной 1158 г. победу над армией в 22 тыс. персов, и в эту честь было установлено празднование 1 августа Богоматери Силоамской. Этот праздник отмечался в Константинополе в один день с другим — Происхождения честных древ животворящего креста, был связан с ним обрядом освящения воды и крестного хода к целебному источнику Спаса у стен Константинополя, когда празднуется Спасу и пресвятой Богоматери" 10. Установленный Андреем Боголюбским во Владимире-на-Клязьме праздник 1 августа был посвящен Спасу и Богоматери и, как отмечает Я. Н. Щапов, "совместный культ Богородицы и Спаса является характерным именно для Владимира и как раз для второй половины XII в., времени, к которому относится установление праздника 1 августа, связанное с победой князя Андрея над волжскими болгарами в 1164 г., и создание особого сказания об установлении этого праздника" 11. Но Сказание как раз не связано авторством с Андреем Боголюбским, оно составлено, видимо, по указанию князя, но кем-то из его окружения, возможно, его епископом-ставленником Феодором. Краткое Установление о празднике 1 августа — Слово Андрея Боголюбского о милости Божии, памятник середины XII в., написан самим князем. Слово, как и ряд других произведений владимирской литературы, появилось в 60-х годах XII в. параллельно с предпринятым князем обширным дворцом-храмовым строительством во Владимире и Боголюбове. Уйдя из Киева в 1155 г., князь Андрей увез с собой из Вышгорода чтимую святыню — икону Богоматери (позже известной как Владимирской Богоматери). Получив в 1157 г. права на киевской великокняжеский стол, князь Андрей Юрьевич, тем не менее, остался во Владимире-на-Клязьме, сделав его и пригород Боголюбово своей новой столицей. Вся деятельность князя Андрея, практическая и идеологическая, на берегах Клязьмы обеспечивала притязания на новую столицу, новую митрополию 12, "новый Киев". Владимир-на-Клязьме и отстраивался в 50- 60-х годах XII в. как "второй Киев", о чем свидетельствует и "киевская" [233] топонимика: Печерний город, Золотые ворота, Лыбедь, Почайна, Ирпень и т.д. — повторены в новой столице Андрея Юрьевича. Как новая митрополия строится кафедральная церковь Успения Богоматери Десятинная. Князь по типу киевской Десятинной Богородицы Владимира I жалует своей соборной церкви во Владимире "во всем десятое". Князь Андрей «глагола князем и боаром своим сице: "Град сеи Владимиръ во имя свое созда святой и блаженный великии князь Владимир, просветивши всю Русскую землю святым крещением, ныне же аз грешный и недостойный божией благодатью и помощию пречистыа Богородица разширих и вознесох его наипаче, и церковь в нем создах во имя пречистыя Богородица святаго и славнаго ея Успения, и украсих и удоволих имением и богатьством, и властьми и селы, и в торгех десятый недели, и в житех, и в стадех и во всем десятое дах господу богу и пречистой Богородице: хощу сеи град обновити митропольею, да будеть сеи град великое княжение и глава всем". И сице возлюбиша и боаре его все тако бьгги» 13. Само расположение Владимира на высоких живописных берегах Клязьмы очень напоминает древний Киев. Ипатьевская летопись под 1174 г. в Повести об убиении Андрея Боголюбского прямо говорит, что князь Андрей основал Боголюбов "столь далеко, как Вышгород от Киева" 14, т.е. ориентируясь на киевские реалии. Есть основания думать, что праздник 1 августа как главное церковнополитическое мероприятие новой державы Андрея Боголюбского (отсюда же и официальное прозвище князя) и княжеское Слово — установление первоначально соотносились, видимо, не только с византийским императорским праздником 1 августа и военными победами князя Андрея и Мануила Комнина. Претензии на императорский" характер нового праздника несомненны, как и водосвятный чин его главной обрядовости "происхождения (исхождения) креста" и службы (водокрещи) на купелях, источниках, крещальнях. По данным ряда исследователей (В. Н. Щепкин, О. М. Рапов) 15, 1 августа — дата крещения Руси князем киевским Владимиром I Святославичем. Традиционная водосвятная обрядовость праздника 1 августа перекликается с обрядовостью крещения. Одним из ранних (конец 50-х годов XII в.) памятников княжения Андрея Юрьевича на берегах Клязьмы был торжественный белокаменный крест с текстом похвалы кресту 16, поставленный в устье Нерли в окрестностях строившегося тогда княжеского замка в Боголюбове. Н. Н. Воронин считал этот крест путевым, но это явная ошибка — не было ни одного путевого креста с текстом торжественного канона кресту. Высокое качество резьбы и размеры креста из окрестностей Боголюбова говорят о его особом предназначении. Скорее всего, князь Андрей воздвигнул этот крест в параллель легендарному кресту апостола Андрея на киевских горах как знак особой божественной милости и высокого предназначения. Примечательно, что случай с крестом Андрея Боголюбского не единичен. Известно, что во Пскове при впадении реки Псковы в Великую долго существовал в древности особо почитаемый торжественный деревянный крест, построенный княгиней Ольгой 17. Легенда этого креста отнюдь не видела в нем путевой крест, но особый знак, указывающий на великое предназначение и будущность Пскова (Плескова). [234] В самом Боголюбове на замковом дворе в конце 50-х начале 60-х годов XII в. построена торжественная белокаменная сень — киворий с чашей для церемонии водосвятия (водокрещи). Остатки резного кивория, как и белокаменной чаши с крестом на днище, сохранились до наших дней. У построенной князем Андреем белокаменной церкви на устье Нерли каменная лестница спускалась к особому водоему и крещальне у ее основания 18. Андрею Боголюбскому явно необходимо было обставить учреждение новой, второй после киевской митрополии на Руси особыми ритуальными знаками — не только новой Десятинной Богородицей, градом Владимиром (в честь крестителя Руси) — "новым Киевом" с пригородом Боголюбовом (как и князь, отмеченным особой божественной милостью) — "новым Вышгородом", где надвратная церковь была освящена во имя апостола Андрея, а также торжественным крестом в окрестностях Боголюбова в память легендарного креста апостола Андрея и другими памятниками, связанными с водосвятной обрядовостью (водокрещи). Главным в мероприятиях князя Андрея по строительству новой христианской столицы Руси было даже не создание новых Золотых ворот — символа державы, а, видимо, установление праздника 1 августа в воспоминание о крещении Руси Владимиром I Святославичем. Не случайно, конечно, один из памятников, посвященных установлению Андреем Боголюбским праздника 1 августа Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа включает дословно цитированную торжественную молитву к богу Владимира I Святославича на освящение Десятинной Богородицы, построенной в Киеве по случаю крещения Руси, как эта молитва читается в Повести временных лет под 988 год: «Церкви исполнися славы твоея, владыко, юже яко дверь небесную показалъ еси на земли. В ней же ти помолимся, глаголюще: "Господи, призри съ небеси, вижь посети винограда своего и сверши еже насади десница твоя святая". И всех бо очи на тя, владыко, уповают, твоя милости чающе и щедрость, хвалы и пениа въсылаемъ славе твоей...» 19 Праздник 1 августа Происхождения (хождения — ?????????S гр.) креста в трактовке Слова Андрея Боголюбского, Сказания о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа, посвященный Кресту, Спасу и Богоматери, вырастает в синтетический культ, апофеоз христианства, как его видели во Владимирской Руси середины XII в. Такое христианство мыслилось на берегах Клязьмы "истинным", обновленным, что прозвучало в тексте Повести об убиении Андрея Боголюбского, памятника конца XII в.: "...да видять истиньное христианство и крестятся" 20. Речь шла об обращении в христианство приходивших с Востока во Владимиро-Суздальскую Русь купцов. Подобные соображения, по-видимому, в 60-х годах XII в. хорошо соотносились с крестоносными походами на волжскую Болгарию, исповедывавшую мусульманство, населенную людьми самых различных восточных вероисповеданий. Как известно, константинопольский патриарх Лука Хризоверг и киевский митрополит — грек Феодор наложили санкции на автокефальные притязания Андрея Боголюбского и его ставленника во Владимире-на-Клязьме епископа Феодора — Федорца 21. В итоге Федорец был вызван в Киев, где его подвергли [235] страшной казни, неслыханной в истории русской церкви XI-XIII вв. Феодор был объявлен еретиком, его сочинения были публично сожжены. Самого Андрея Боголюбского после краха с введением митрополита преследовали неудачи, и в итоге он пал жертвой дворцового заговора, отчасти инспирированного, без сомнения, и его врагами 22. После гибели князя дворец и замковый комплекс в Боголюбове, включая и связанный с ним храм на устье Нерли, оказались опальными. Князья там никогда уже не селились, там обосновались монастыри. Праздник 1 августа не стал церковно-государственным, как предполагал князь Андрей Юрьевич. Митрополией Успенский собор во Владимире-на-Клязьме сделался лишь в 1299 г., когда сюда переехал из Киева митрополит Максим. Храм на Нерли, создававшийся как княжеский для торжественных водосвятий (водокрещ) на 1 августа, был освящен затем во имя Покрова Богоматери, служба в нем велась лишь дважды в году. В немалой степени неудачи Андрея Боголюбского с установлением нового праздника 1 августа и всего комплекса церковно-политических мероприятий были вызваны дерзкой попыткой князя переселить, обновить на владимирской почве христианские и политические приоритеты Киева. Важным, но несостоявшимся шагом к новой церковно-политической гегемонии Владимира-на-Клязьме была неудавшаяся попытка учредить во Владимире и Боголюбове митрополию и праздник 1 августа в память крещению Руси Владимиром I Святославичем 23. Слово — установление Андрея Боголюбского о празднике 1 августа все же сохранилось в единичных списках древнерусского Пролога второй русской редакции XII в., о чем свидетельствует и список 1597 г. из собрания В. П. Перетца. Комментарии 1. Известно три списка "Слова" Андрея Боголюбского XVI-XVII вв.: РО БАН. Ф. 31. № 33716. II. Пролог XVI в. Л. 198 об. — 199; РО ГБЛ. Ф. 354. Вологодское собрание. № 22. XVII в. Л. 449 об. — 450 об. 2. См. Фет Е. Л. Пролог // Словарь книжников и книжности древней Руси / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Вып. I (XI — первая половина XIV в.) Л., 1987. С. 376-381 (далее: Словарь...); Mosin V. Slavenska Redakcija prologa Konstantina Mokisijskog u svettosti vizantijsko-slavenskich odnosa XII-XIII vijka. Zbornik Historijskog instituta Jugoslovenske Akademie, Zageb, 1959. T. II. S. 57. 3. См. Шлецер А. Л. Нестор. Русские летописи на древнеславянском языке, сличенные, переведенные, объясненные. СПб., 1809-1819 (ч. 1-3). 4. Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского // Археологические известия и заметки. 1895. № 2-3. 5. Ныне РО ГИМ. Собр. И. Е. Забелина. № 369. Сборник XVI в. 6. См. Филипповский Г. Ю. "Слово" Андрея Боголюбского о празднике 1 августа // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 75-84; он же. / Андрей Юрьевич Боголюбский // Словарь... С. 37-39; он же / Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа // Словарь... С. 411-412. 7. См. Будовнии, И. У. Общественно-политическая мысль древней Руси. М., 1960. С. 244. Прим. 8. 8. Сергий (Иван Спасский). Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. II. С. 225. 9. Цит. по рукописи РО ГПБ. Собр. Ф. А. Толстого. F. 1. 257. Сборник XVI в. Л. 519-521. 10. См. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1915. Т. II. С. 374-375. Прим. 3. 11. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 130-131. 12. См. Щапов Я. Н. Церковь в древней Руси (до конца XII века) // Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 66. 13. ПСРЛ. М., 1962. Т. IX. С. 222. 14. ПСРЛ. М., 1908. Т. II. С. 580. 15. Щепкин В. Н. Русская палеография М., 1967. С. 185; Panoв О. М. / О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С. 34-47; он же. Официальное крещение Руси в конце X в. // Введение христианства на Руси. М., 1987. С. 92-123 (гл. V). 16. См. Воронин Н. Н. Новые памятники русской эпиграфики // Советская археология. 1940. Т. VI. С. 309-310. 17. Малышевский И. И. О придорожных крестах // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1865. Т. 3. С. 323-428. 18. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. 19. См. Повесть временных лет М., 1950. Т. I. С. 85. Ср. "Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа". Цит. по Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божией матери. М., 1878. С. 24. 20. Памятники литературы древней Руси. XII век. М., 1980. С. 324-337. 21. См. Щапов Я. Н. Церковь в древней Руси // Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 66; Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг (из истории русско-византийских отношений XII века) // Византийский временник. М., 1962. Т. XXI. 22. См. Филипповский Г. Ю. Мотив движения в "Слове о полку Игореве" и литературе Руси XII века // Исследования "Слова о полку Игореве". М., 1986. С. 64. 23. О ретроспективности политических идеалов XII века см.: Пресняков А. И. Лекции по русской истории. М., 1938. Т. I. С. 334; Воронин Н. Н. Зодчество... С. 537. Праздник 1 августа остался в русском православном календаре как первый Спас или Спас на воде. Текст воспроизведен по изданию: "Слово" Андрея Боголюбского о празднике 1 августа по списку 1597 г. // Культура славян и Русь. М. РАН. 1999 |
|