Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Новая историческая находка.

Сообщаем сведение о вновь найденном важном Историческом документе. В одном Сборнике XV века помещено следующее Слово, говоренное на день Св. Бориса и Глеба: «Слышите, Князи, противящеся, старейшей братьи, и рать въздвижуще, и поганыя на свою братью возводяще! Не обличил ти есть Бог на страшнем судищи, како Святый Борис и Глеб претерпеста брату своему не токмо отъятие власти , но отъятие живота. Вы же до слова брату стерпети не можете, и за малу обиду вражду смертоносную въздвижегае, помощь приемлете от поганых на свою братью».

После этого проповедник обращается к Священному Писанию, и представив из него доказательства, продолжает:


«Познайте, Князи, свое величество и свою честь, Князя деда имате Святаго Володимера, приведъше к Богу тысяща тысящами и тмы тмами душь праведных! Каку братью имаше сиа великыя чюдотворца Бориса и Глеба! Сима поревнуйте, сею образ имейте, сима накажешеся. Аще ли сотона коли вражду ввержеть между братьею, да помянешь сею святою, како смерть улюбиша паче прияти, нежели вражду удержати, и то, кто претерьпит, и мир преже начнеть, то сима от Бога равну мзду прииметь.

Скажю же вы притчю о сем не в чюже стране бывшю: Давид Святославичь, а Святослав Ярославичь, Святаго Бориса и Глеба брат (Нельзя решить, ошибка ли это переписчика или проповедника: Святослав Ярославичь, отец Давида, был двоюродный племянник Борису и Глебу Владимировичам, а не брат), тот Дани с кемъне имеаше вражды; аще кто нань рать вздвигнеть, он же покорением своим рать уставляше, княжаше в Чернигове в болшем княженьи, понеже бо старий братьи своей. Аще кто кривду створяше к' нему от братьи, он же все на собе притираше; кому ли крест целоваше, в'весь животь свой не ступаше, аще кто к'нему не исправляше целованиа, он же единако неправляше, никого приобиде ни зла створи. Братья же его видяще тако суща, вси слушахуть его, яко отца, и покоряются ему, яко господину. В велице тишине бысть княжение его. [413]

…Речеть ли кто яка жени не име, – но и дети имеаше и преподобный Никола Святоша его сын бе, и ина два сына. Или речеть кто, яко дому не име, того ради заповедь Господню исправпти возможе; многажды бо слышах некыя невегласы глаголюща: с женою и с чяды своими, не можем спастися. Се бо Князь не един дом имеаше, но многи. Князь всей земли Черниговьской, заповедь владычню исправи в всем животе своем, ни с кем вражды име; заключение.

Постыдитеся у враждующи на братью свою и на единоверникы своя, въстрепещете, въсплачете пред Богом, пакы славы отпадаете за едино злопомнение, но не дай же вы Господь се слытавшим отпасти славы с сима страстотерпцема, еюже днесь убиенна празднуем, еюже чудеса пред очима вашима предлежит; сею прославим, и проч».


Это Слово драгоценно, во-1-х, как древний памятник Словесности. Оно без сомнения говорено до Монголов, о коих помину нет, при Половцах, коих и надо разуметь под погаными, призываемыми от Князей друг на друга. Монголов под погаными разуметь нельзя, ибо по ходу и смыслу всего Слова видно, что земля Русская была свободна; притом во время Монголов поздно уже было вспоминать о Давиде Святославиче, умершем в 1123 году, и вышедшем из народной памяти. Преподобный Святоша, упоминаемый в Слове, служит указанием времени: он упоминается в последний раз в 1142 г. году и причтен к лику Святых вероятно не близко своей кончины, как и самые Борис и Глеб; следовательно Слово говорено когда-нибудь в продолжении последней четверти 12 и первой 13 столетия.

Bo-2-х, это Слово драгоценно, как свидетельство высокого, благородного участия Духовенства в делах Князей, которых они торжественно в церкви, по праздникам, учили добру и упрекали во зле, ко благу отечества.

В-3-х, это Слово драгоценно, как свидетельство, что Степенная книга составлялась, кроме эпохи основания государства, из документов Исторических, древних и подлинных, а не выдумывалась, как многие у нас полагают со времен Шлецера: она заключает в себе известие о Давиде Святославиче слово в слово из этой проповеди.

М. П.

Текст воспроизведен по изданию: Новая историческая находка // Москвитянин, № 12. 1843

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.