|
АБУ АЛИ ИБН ДАСТКНИГА ДРАГОЦЕННЫХ ОЖЕРЕЛИЙКИТАБ АЛЬ-АЛ-АЛ'АК АЛЬ-НАФИСА ___________________________ АБУ-АЛИ АХМЕД БЕН ОМАР ИБН-ДАСТА Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и РуссахЮбилей университета есть радостное событие для страны, в которой он празднуется. В течение прожитого им времени наше учебное заведение выслало в свет многие тысячи юношей, наделив их знанием и образованием. В нем они приобрели сокровища, которых никто не в состоянии отнять у них и которые усвоили они на всю свою жизнь. Знание — богатство, истинное образование — нравственность. Знанием приобретается материальное благосостояние, истинным образованием — спокойствие души; без истинного образования не возможно настоящее счастье, потому что все высшие блага, которыми милостивое Провидение наделяет человечество, может оценивать и вкушать по настоящему их достоинству только истинно образованный человек. Отыскивание истины и стремление к ней — одно из высших благ человечества: этим благом наслаждается только истинно образованный. Каждая открытая истина доставляет открывателю высокое наслаждение, а для всего человечества она большое сокровище — сокровище, от которого не редко исходят многие материальные и духовные дары. Тот, кто открыл истину, не жил напрасно. Счастливы те люди, которые свою жизнь посвящают отыскиванию истины! [IV] Поэтому должно считаться святынею то учреждение, в котором мужи, одушевленные любовью к науки, сознавая свою высокую и святую задачу, совокупными силами пытаются исследовать истину и стараются наделить юношество знаниями и образованием. Счастлива та земля, где много таких учреждений! Не на одних огнестрельных орудиях, доведенных до высшей степени быстроты и точности действия , не на панцирных судах и другого рода истребительных снарядах зиждется истинная сила страны; настоящая и несокрушимая сила государства сосредоточивается в образовании, в умственном и нравственном развитии жителей. И когда настанет то время, в которое, по словам великих пророков, не поднимет меча народ на народ и не будут ратовать", — как счастливо будет поколение, которое первое доживет до этого времени! Когда настанет это счастливое время, — а оно, наверное, настанет, — тогда славу и гордость народов будет составлять не огромное число их воинов и пушек, но многочисленность процветающих учебных заведений. Да здравствуют и процветают наши учебные заведения для блага нашего великого и прекрасного отечества, и во славу Державного и миролюбивого покровителя науки — нашего мудрого Царя и великодушного Освободителя! ПРЕДИСЛОВИЕ. [XI] Разные отрасли исторического знания, например история математики, история астрономии, или какой либо иной из индуктивных наук, для всестороннего разъяснения которых требуется и знание различных восточных языков, — доныне оставались недостаточно обработанными; потому что у большей части ориенталистов недостает специальных знаний, у специалистов же весьма редко встречается знание восточных языков. Но так как с одной стороны, на основания упомянутого обстоятельства, не следует откладывать на неопределенное время решение ученых вопросов, а с другой стороны имеющийся в литературах восточных народов материал для знакомства с историческим развитием человеческих знаний не должен оставаться без употребления: то задача филологов, знакомых с языками восточных [XII] народов, должна, между прочим, состоять в сообщении этого материала специалистам, насколько это позволяют им их сведения, специалисты - же воспользуются этими сообщениями, не относясь к филологам с той требовательностью, с которой они в праве относиться к своим собратьям специалистам. Находясь на этой точке зрения, я приступил к разработке предлагаемого здесь нового источника для отечественной истории. Последняя до настоящего случая не составляла предмета моей научной деятельности, которая была посвящена разъяснению других вопросов. Патриотические чувства заставили меня приступить к настоящему труду, которой для меня не мог быть легок; и я, поэтому, считаю себя в праве надеяться на благосклонную снисходительность знатоков отечественной истории. В своем труде я ограничился очищением текстов от ошибок и искажений, и присовокуплением к ним возможно - точного перевода. Вместе с тем я старался отыскать первоначальные источники и восстановить в их первобытном и настоящем виде искаженные позднейшими могамметанскими историками и географами известия, давшая повод к неверным заключениям со стороны новейших историков. На сколько мне удалось достигнуть своей цели, о том предоставляю судить нашим отечественным ориенталистам. По - возможности я старался сличить известия могамметан о народах, о которых говорят сообщаемые [XIII] мною арабские источники, с известиями о них европейских писателей и объяснить одни другими. Касательно этой части моего труда прошу только о признании моей доброй воли. Особенное внимание обратил я на известия могамметанских писателей о торговых сношениях древних Руссов и других приволжских народов со среднеазиатскими странами, которые после славных побед нашего оружия получили возможность пользоваться плодами европейской цивилизацией и христианской образованности. Кроме настоящего издания, мой труд издан еще, без арабского подлинника, в несколько сокращенном виде, в Журнале Министерства Народного Просвещения, в декабрьской книжке за 1868 год; цель моя при этом была сделать его доступным и читающей публике, интересующейся отечественною историею. Кроме арабских текстов, заимствованных, за немногими исключениями, из рукописей, в настоящем издании сделаны и другие, весьма существенные прибавления и поправки, которые, вероятно, будут встречены специалистами с удовольствием. Автор. Санкт-Петербург 15 января 1869 г. Текст воспроизведен по изданию: Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского музея. СПб. 1869
|
|