|
ПРАГМАТИКА 1340 г.В июне 1340 г. Афонсу IV, король Португалии и Алгарве, открыл в Сантарене кортесы королевства. Это был третий созыв кортесов в его правление - до этого состоялись ассамблеи в Эворе (1325 г.) и Сантарене (1331 г.). От заседаний 1325 и 1331 гг., так же как и от кортесов 1352 г., последних при Афонсу IV, до нас дошли так называемые статьи - ответы государя на жалобы, петиции, прошения разных сословий и отдельных городов. Кортесы 1340 г. в этом смысле стоят особняком: неизвестно, существовали документы, подобные статьям предыдущих, но в любом случае ныне мы ими не располагаем, а в распоряжении современного историка - комплекс законодательных актов, очевидно, утвержденных и принятых к сведению кортесами. Причина созыва кортесов в 1340 г. не вполне ясна. А. Оливейра Маркеш полагает, что их основной задачей было вотирование расходов и денежных сборов в связи с участием Португалии в битве при Саладо 1. Возможно, и это отразилось в том, какие законы были приняты Афонсу IV и сантаренскими кортесами, но главное в них все-таки далеко не это. Бросив беглый взгляд на законы в целом и более подробно остановившись на Прагматике, попробуем разобраться, что общего во всех этих законах, что их связывает и чем они были вызваны. Итак, на сантаренских кортесах были приняты законы: 1) против слуг, оставляющих своих хозяев; 2) против тех, кто закладывает без разрешения сеньора коня, оружие, деньги, полученные от сеньора; 3) против игры на деньги; 4) против ростовщичества; 5) о том, что третья часть найденного должна поступать королю; 6) против злоупотреблений судебных должностных лиц; 7) против злоупотреблений привилегированных лиц по вызову в суд без королевского разрешения; 8) и наконец, сама Прагматика. Что представляет собой этот памятник, занимающий ныне наше внимание? Это первый в Португалии закон, призванный регламентировать одежду и питание людей различного социального положения. Иногда в него включаются и статьи о мерах против слуг, оставляющих своих хозяев, и против заклада имущества без разрешения сеньора; но, на мой взгляд, будучи связанными по сути с предыдущими, они все же составляют особый предмет заботы законодателя. Без этих двух законов Прагматика состоит из преамбулы и 28 условных статей, предложенных издателем и принятых мною при публикации. Прагматика, так же как установления подобного рода в других странах, - кладезь уникальных сведений о самых разных сторонах жизни португальца XIV в. Читатель и исследователь найдут возможность использовать ее для изучения социальной структуры португальского общества и соотношения в ней факторов имущественного характера и социального происхождения. Прагматика изобилует данными о ремесленном производстве в Португалии в это время, о торговых связях ее со странами [229] Западной Европы. Но, пожалуй, наиболее ценны свидетельства Прагматики о повседневной жизни человека XIV столетия. Несмотря на сухой язык и жесткость изложения, естественные для законодательного памятника, она доносит до нас живые и яркие черточки быта, обыденных отношений. Во многом по Прагматике реконструируется тип одежды XIV в. Недаром ее материал так широко присутствует в известной работе А. Оливейры Маркеша о повседневной жизни средневековой Португалии 2. Данные такого рода бросаются в глаза уже при первом, беглом чтении Прагматики и не раз обращали на себя внимание историков 3. Интереснее другое: каковы были глубинные причины появления этих установлений в Португалии именно в это время и — вопрос, непосредственно связанный с предыдущим, — какова цель, направленность закона. Маркеш полагает, что издание Прагматики прежде всего было вызвано желанием пресечь излишнюю роскошь, порчу нравов и злоупотребления, о чем свидетельствует и характер других принятых вместе с Прагматикой законов 4. Возможно, субъективно намерения королевской власти, отчасти отражая требования сословий, прозвучавшие на кортесах, действительно были таковы. Маркеш связывает возникновение подобных требований с финансовым кризисом короны из-за подготовки похода против арабов, который, как он считает, повлек за собой и порчу монеты 5. Не отрицая того, что корона была заинтересована в получении денежных сумм любыми способами, я все же склонна полагать, что она вряд ли могла существенно обогатиться за счет штрафов даже за многочисленные нарушения закона. Таким образом нельзя было решить финансовые сложности казны. Известно, что Прагматика часто нарушалась уже вскоре после ее издания — это видно и из повседневной документации, и из прямых жалоб королю на несоблюдение установлений, — что, однако, не избавляло корону от необходимости не раз на протяжении второй половины XIV в. обращаться к девальвации и порче монеты. Некоторые статьи Прагматики, видимо, связаны с жалобами городов - можно сослаться на разрешение употреблять в пищу большее число блюд, если мясо для них привозится из собственных владений, а не покупается на городском рынке, и на ограничение количества верховых лошадей. Однако глубинные причины возникновения Прагматики можно понять, обратив внимание на ее функцию социальной регламентации. Примеры, достаточно похожие, существовали, как известно, и в других странах, и раньше, чем в Португалии. Как явствует из текста Прагматики, регламентируется все — качество ткани, цвет, ширина одежды, количество и тип перемен блюд в обед или завтрак и т.д. Интересно сопоставить Прагматику с XVIII законом Партид - о том, как должны одеваться кабальеро. Партиды не ограничивают количество одежд — они рекомендуют и настаивают на платьях ярких цветов, на плащах до пят, чтобы кабальеро имел значительный, величественный и веселый вид. Особенность же регламентации в Прагматике в том, что она представляет собой систему запретов: систему, ибо из статьи в статью жизнь лиц разного статуса ограничивается по одним и тем же параметрам; запретов, ибо установления имеют характер ограничений прав, а их нарушения караются штрафом и другими наказаниями по суду. Пожалуй, чтобы ответить на вопрос, какова же направленность Прагматики, существеннее всего выяснить, насколько всеобъемлюща была эта система. Как ясно из текста Прагматики, она охватывает почти все социальные группы. Исключение составляют клир (ибо обыденные аспекты его жизни регулируются церковным [230] уставом, традициями), магистры духовно-рыцарских орденов (отчасти по той же причине) и королевская семья 6. Прагматика явно выделяет из общей, подлежащей регламентации среды особу государя. К 40-м годам XIV в. минуло почти сто лет с момента завершения Реконкисты: нежестко стратифицированное, мобильное португальское общество „отстоялось", что дало возможность заметить и обозначить внешне границы сословных групп. Оливейра Маркеш, сопоставляя статьи о знати и горожанах, отметил, что Прагматика свидетельствует о возвышении городских слоев, что выразилось в приравнивании их в некоторых частностях к знати 7. Но гораздо сильнее, явственнее Прагматика фиксирует рост влияния королевской власти на протяжении правлений Афонсу III и Диниша. Характерно, что повторные издания подобных законов были осуществлены при Жоане I и Афонсу V, т.е. когда на смену смутам приходила сильная королевская власть. Таким образом, при всей ее многоплановости глубинный, объективный смысл Прагматики состоял в формальном закреплении стройной иерархической лестницы, вне которой находился свободный от ограничений такого рода государь. Перевод по изданию: Cortes portuguesas. Reinado de D. Afonso IV (1325-1357) Lisboa., 1982. P. 103-112. Комментарии1. Oliveira Marques А. M. Ensaios de historia medieval portuguesa. Lisboa, 1980. P. 98. 2. Oliveira Marques A. M. A sociedade medieval portuguesa. Lisboa, 1974. 3. Ibid. P. 20, 34-35, 56 etc. 4. Oliveira Marques A.H. Ensaios... P. 97. 5. Ibid. P. 98. 6. Обратим особое внимание на ограничение длины одежды, одинаковое для всех — на три пальца от земли — в противоположность длинной королевской мантии. 7. Oliveira Marques A.H. Ensaios... P. 101. Текст воспроизведен по изданию: Прагматика 1340 г. // Средние века, Вып. 54. 1991 |
|