|
№ 43. 8/17 мая. Отзыв Наивысшего совета литовского народа под начальством Тадеуша Костюшко, наивысшего вооруженной силы обеих народов начальника, к униатам и неуниатам. Одно у всех нас Отечество ко опровержению гнушливаго от шеи нашей ига от общего неприятеля совокупленными силами ко собственной быть должно наипаче ныне, когда лютим граблением и палением краю от Москвы общая всех щастливость переменилась во слезы, во плач и воздыхание. Ражница обряду и исповедания в Вас, братие, жительствующие в польским краю, не применяет того чувствования, которое претерпевает каждной обыватель смотря на утеснение, на грабления неволности, на смертноубийства и свирепия мучительства зверствующих солдатов. [86] Внимайте, что о Вашем благоденствии, свободе и вольности в хозяйстве и купечестве завсегда правление края напоменно промышляло. Внемайте, что на последнем варшавском сойме во время конституции 3 мая уже установлено было духовенство Ваше соравнить в преимуществах духовенству латинскому, что о воспитании и просвещении совершенном Ваших духовных прилежно уже думано, что Речь Пасполита уже усердно старалась, дабы архирее и архиепископы неуниатские, согласившись с Царградским патриархом, составляли под законами уделенную свою иерархию. Разсуждайте ж яко любезное и древнее Отечество всегда лестно и благосклонно имело радивость о Вашем благу, свободе и вольности Вашей. Когда ныне неприятель суровый невольничества цепы на нас навождает, кому, думаете, принадлежит Ваша благосклонность и дружба? Отечеству и краю, в котором благополучия себе, детим и сродственникам Вашим обретаете, или тиранам свирепым, который людскую кровь в том вольном и невинном краю проливает, огнем и мечем нас ничтожит, мучит и палит? Сие Отечество, родительница Ваша до сих пор волная и свободная, призывает Вас во помощь и пособствие. Равно для Вас и для всех вольность и свобода приятельна есть и желательна, когда затем от вольности и свободу производится дело, мы доброохотно кровь и жизнь и имение наше совокупляем. Последуйте нам верно и дружеско, ибо участие того блага во всем нам принадлежит. Подумайте, сколко тысячей людей с тиранского правления, где от души платеж отдавать принужденны, переселилось к нам, а загнеждившись свободно, разродившиеся в немалое число ищадия на нашей земли во всякое благо изобилующее, получили покровительство законов и в том, што относится до исповедания и обрядов веры, и в том што касается безопастности собственного имения. Яким же образом не будете блюсти верности сему Отечеству, в котором столь блага для Вас находите? Прошли уже те дикие времена, в которых строгая и застарелая ненависть русаков и поляков в одном же Отечестве вела к междусобенному кровопролитию. Нет уже (богу благодаренье) оной неволи, на которую пред тем хлебопащи и селяне жаловалися. Просвещенны с разума воздвиженное обучает, что Вы должны почитаемы быть братию, обучает нас, дабы мы Вам [87] были верно доброжелателями, о благо Ваше и свободе всегда прилежность и попечение имели. Братия любезныя! Погибаем от лютих неприятелей, которые и нас и Вас слуплением и разграблением ведут к свирепой неволи. Предпримим же, братья, все охранение! Пособствуймы себе между собою и пребываймы всегда в верности к тому Отечеству, в котором и с которого проживаем. Сию отзнаку, когда к Вам презнаем сожителей и братию наший обряду руского, яко Вас уверяем о свободных и приличной под законом волности, когда божиею помощию над врагами преодолеем, так купно увещевляем, что кто-то либо нибудь из рускаго обряду, униат или неуниат, филипон или инный из проживающих между нами, посмеет на наш урон причислится неприятелям нашим, кто-либо нибудь москвитинку и лютому козачеству помоществовать шпегованием, перехованием, высыланием ведомости с краю нашего до неприятелей, такой непременно срамотною смертию казнен будет. Уверяйжеся, братие, что мы Вашего блага желаем, что для Вас и для детей Ваших вольность и свободу уготовить усердно предпринимаем. Пособствуйте ж нам, инако погибнете от лютого неприятельского меча. Не лепитесь противу Отечеству, ибо за великую лесть срамоте строгой смерти и уничижение лестцов узаконено. Примайте ж сей глас наш в сердца Ваши. Вы же, духовные обряду гречаскоруского, благородные епископы, архимандрити, архиреи, игумены и приходские священики, когда сей глас нас доброжелателей и верный услышите, когда сия отзывка наша посредством комисий порядковых воеводских и поветовых в ведомость Вашу прийдет, тогда непременно во первую неделю или во первый праздник прихажанов своих в церквах соберите, присягу верности Отечеству и краю со всеми людьми учинить перед богом не оставите. Отзнаку нашу нынешню обнародовать и через четыре поряду недели с верностию и ревностию людям толковать, а всех до верности Отечеству и до между собою ратования и охранения побуждать должни будете. Комисий же порядковые все сие в действие привести, дабы попечение имели и рапорт о исполнении нынешнего определения до верховнейшего народового совету дабы прислали всеусильно желаем и повелеваем. Во намерении же, дабы сия отзывка наша во целой провинции и городах, местечках, селах, на ратушах, торгах, ярмарках, в костелах и [88] церквах обнародована была, руками нашими подписавши за приложением печати, попечатать оную повелеваем. Изданно на заседании советном дня 8/27 мая 1794 года в Вилне. Иосиф Неселовский, новогрудский воевода,
президент РГАДА, ф. 16, д. 758, ч. 2, л. 171-172 об. |
|