Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

31. ПЛАН ПОВЕДЕНИЯ ТРЕХ МИНИСТРОВ В ПОЛЬШЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ТОГО, ЧТОБ МЕЖДУ ТРЕМЯ ДВОРАМИ И РЕСПУБЛИКОЙ ЗАКОННЫМ ОБРАЗОМ НА СЕЙМЕ СОБРАННОМ ПОСТАНОВЛЕНО НЕПРЕМЕННО ТРАКТАТОМ О ИНТЕРЕСАХ В СИХ ДЕРЖАВАХ, И ДАБЫ УЧИНЕНА ИМ БЫЛА ПОЛНАЯ И СОВЕРШЕННАЯ УСТУПКА ТРЕХ ЗЕМЕЛЬ, КОИ ОНИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВЗЯЛИ ВО ВЛАДЕНИЕ. А КУПНО С СИМ ВНУТРЕННИМ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ДЛЯ ДОСТАВЛЕНИЯ ТОГО, ЧТОБ ПОРЯДОК И ТИШИНА ВОЗСТАНОВЛЕНЫ БЫЛИ В СЕМ ГОСУДАРСТВЕ НА СПРАВЕДЛИВОМ И ТВЕРДОМ ОСНОВАНИИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАСПРИ ИСПРАВЛЕНЫ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВАХ ИЗЪЯТО И ВСЕГДАШНЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, СХОДСТВЕННОЕ С РАСПОЛОЖЕНИЯМИ И ИНТЕРЕСАМИ ЕЕ СОСЕДЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНО БЫЛО ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ

(АВПРИ. Ф. "Сношения России с Польшей". Оп. 79/6. Д. 1867. Л. 1 - 25 (черновик с многочисленной правкой; в левом верхнем углу написано: "Перевод"). )

Предписуемые респективным министрам статьи относятся к поведению их или прежде, или в самое время Сейма. Первые суть приуготовительные, а последние исполнительные.

СТАТЬИ ПРИУГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

В последних повелениях, отправленных купно к трем дворам и к министрам их в Варшаве, как оба срока, назначенные в декларации, которую велено им подать правительству и для созвания Сейма, и для окончательного распоряжения с тремя державами, могут найтись недостаточными; то и надлежит трем министрам строго настоять о реченных сроках, как скоро приметят они очевидно, что Король и министерство старается о приведении дел к сим двум концам без потеряния об том времени, сверх того, что необходимо нужно в силу конституции.

Марш респективных войск, кои по последним распоряжениям долженствуют вступить во внутренности Польши, должен сделать в нации генеральную импрессию, могущую произвести в ней желание [657] вытти наконец из кризиса, в коем она находится, следственно с сего точно времени начинается деятельность трех министров и будут они единодушно стараться о расположении и соединении духов к видам трех дворов.

Естли примечено будет, что Король желает по необходимости, в коей он находится, вступить в виды трех дворов, в таком случае можно будет изъясниться с ним о дирекции сего Сейма, разумея при том, чтоб можно было обезпечиться вперед, что никакой интерес, ни интрига, ниже чужестранная инфлюенция не могут в оной вмешаться к предосуждению трех дворов. Тем менее можно исключить Короля, что в сей операции единственно национальное за полезное признается, принимать всех действующих, какой бы они ни были партии, лишь бы только искренне хотели окончить смятение в своем отечестве.

Как сие невозможно будет, чтоб три министра сами собою бдительно имели смотрения в столь различных местах, в коих держаны будут сеймы, то могут они обезпечить себя некоторым числом преданных актеров, кои примут на себя старание менажировать дела к намеченным концам, и в сем выборе не столько они смотреть будут о числе, сколько о характере персон, и будут принимать, естли возможно, одних только надежных, разсудительных и способных людей.

Как одни средства силы никогда не могут быть достаточными к произведению движения в Сеймиках и к решению чрез то намерений в принципах трех дворов, как для выбора приличествующих им земских послов так и для инструкций, коими они снабжены будут; то необходимо нужно будет, прибавить к оным обольщение, а чтоб быть в состоянии сие сделать, три двора составят от сего времени при министрах казну, определенную единственно для успехов настоящих операций, для коей, как кажется, на первой случай от каждого двора не может быть меньше, как от 150 до 200 тысяч ефимков.

Сия казна будет вообще в диспозиции трех министров и ни на что из оной инако употребляемо не будет, как только по единодушному согласию всех трех. [658]

По обеспечении таким образом основания к обольщению, по приличнейшем сколько возможно расположении военных сил, по совершенном узнании средств преклонения, происходящих от особеннаго интереса и по изготовлении оных к действительному употреблению; актеры, кои будут употреблены, зная силу и слабость такаго или другаго сеймика, должны будут уведомлять министров, какое из средств должно быть употреблено предпочтительно, или в какой степени все три. И по сим известиям министры должны объявить к востребованию надобности понуждение, преклонения или обольщения. Как первое принадлежит до генералов, то всегда имеемо будет с ними отправленное и без изъятия сообщенное, дабы они со своей стороны всегда могли действовать до означенной степени.

Во вышеозначенных пунктах и Артикулах три министра, быв обязаны изъясняться как с Королем, так и с актерами, имеющими способствовать к их видам по генеральному плану распоряжения, должны будут бдительно менажировать как одних, так и других, и скрывать от них резонабельно те пункты, как по их удостоверению непременно должны направиться как одним, так и другим.

Как все дела учреждаются на будущем Сейме, как суть распоряжения с соседними державами, усмирение государства и поправление его злоупотреблений суть под законом liberum veto и как следственно того и предполагать не можно, чтоб достигнуть окончания оных на вольном сейме и дать им желаемую силу и важность через законы республики, то все виды министров должны быть обращены на сейме под узлом конфедерации.

10е

Сия операция может учинена быть двумя образами. Или земские послы предубеждены и расположены чрез министров и удостоверены в необходимости дела учинять между собою конфедерацию как бы чрез собственное свое побуждение и тот час учредят сейм под сею конфедерациею, о чем надлежит стараться посредством актеров, которыми к тому часу нужно будет обезпечиться. Или по признании невозможности сего первого средства, министры зделают конфедерацию в Варшаве, к коей Сейм должен будет приступить и с того времени принять свойство Сейма, чрез конфедерацию [659] держимаго. Для привлечения однаго или другаго средства министры не отставят убедительным образом представить все, могущее произойти от продолжения бедств в государстве, и дать почувствовать всем его членам, кои при сем разе соберутся в Варшаве, что как три дворы еще отдают в их волю спасти свое отечество, то от них зависит взять кратчайшую и надежнейшую дорогу для достижения того.

11е

Надлежит примечать, чтобы сии представления произвели больше воздействие на Короля, коего состояние становится критическим по мере нерешимости и замешательства в делах, нежели на шефов партий или других, держащихся Саксонской факции, ибо сии будучи всегда напоены фаворизованною ими пассиею (Т. е. увлечены внушенной ими себе страстью) видеть паки Саксонского принца на престоле, чают всегда видеть некоторое блистание надежды в соплетении бедствий их Отечества. Но как то совсем вне системы трех дворов, чтоб внимать какому-либо изъяснению, могущему фаворизировать такие виды, и как с другой стороны по мере важности, с коей король думал бы для успеха операции, не оставит он требовать обезпечений в персональных его выгодах и его фамилии, коих часть должна быть жертвуема усмирению Государства; то истинные актеры, коих министры должны избрать, суть средняго класса, коих щастие не зависит ни от варшавского двора, ни от Саксонской партии, и кои персонально ничего ожидать не имеют, кроме поправления их благосостояния чрез окончание бедствий их отечества.

12е

Как выбор Сеймскаго маршала имеет ежевеликую важность для успеха главнаго предмета, то три министры употреблять все старания для сыскания подданного; коего намерения были бы искренние и которой дозволил бы управлять собой в случае надобности по учинении сего выбора. Само собою разумеется, чтоб они старались о его избрании.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ

Когда сейм примет существование одним или другим из двух вышеозначенных образов и будет находится в действительности: в то время начнется от стороны трех министров исполнение видов их дворов, а имянно: трактата учиненнаго ими между собою раздела. Утверждение состояния республики приличествующаго срединной державе. Наконец, возстановление правительства в истинных его [660] принципиях для произведения настоящаго усмирения и обезпечения порядка и тишины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАКТАТА

Три министра учинят вообще форменной поступок при собранных на Сейм чинах для истребования, чтоб назначена была депутация для трактования с ними, уполномоченными для сего действия от своих дворов.

В негоциации министры не будут внимать никакому изследованию действительности прав их дворов, ниже какому-либо ограничению или уменьшению доли каждаго, но будут настоять о точном и совершенном отказании республики от земель и дистриктов, кои каждой взял во владение.

С своей стороны откажутся они имянем их дворов от всех претензий на республику.

Отказание со стороны республики содержать в себе будет сверх уступленных провинций всякое право или старую претензию на какие-либо области и поссессии трех дворов.

Министры получат сдачу - всех архивов прав и документов, принадлежащих уступленным им землям.

Они постановят, что никогда не будет упоминаемо о управлении сих провинций в актах республики, и что все касавшееся до их яко составляющих часть ее областей, уничтожено, а именно 13 из 14 статей фундаментальных законов относительно прусских городов и Ливонии.

Наконец договорятся они, что трактат ратификован будет с обеих сторон и внесен в конституцию настоящего Сейма. [661]

УТВЕРЖДЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕСПУБЛИКИ

1e

Оба пункта, постановленные 5 Артикулом фундаментальных законов конституции 1768, в силу которых корона должна навсегда остаться избирательною и преемничество престола уничтожено, будут возобновлены и подтверждены.

Невозможно будет впредь избрать Королем Польским, кроме польского дворянина знатной породы и имеющаго поссессии в Польше. Сейм постановит навсегда исключение всякаго чужестраннаго принца.

Сын или внук последнего короля не возмогут избраны быть Королями безпосредственно после своего отца или деда, но по прошествии по крайней мере двух государствований могут они быть избираемыми.

Правительство Польши останется навсегда республиканским правительством.

Liberum veto останется непременным законом, как постановлено было на последнем сейме и все дела, находившиеся под хранением онаго, будет при том же сохранены.

ВОЗСТАВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИСТИННЫХ ЕГО ПРИНЦИПИЯХ

Как в сем состоит усмирение Польши, о коем три двора, как они объявили, хотят стараться согласно с нациею, то три министра соединят свои усилия для способствования всем средствам имеющимся к истинному состоянию республики, и чтоб сия операция была характеризована и оправдаема в глазах нации существенною пользою. В этом должны они будут различать то, что есть страсть или прихоть некоторых или мечтание множества от того, что есть справедливое, вещественно спасительное и законами требуемое. [662]

1

Нет в том сомнения, что никто не отважится делать предложение относительно королевской персоны, но всякой раз министры будут почитать для себя главнейшим правилом сохранение его на престоле.

2

Истинный принципиум Польскаго правительства есть равновесие трех чинов: короля, Сената и рыцарского чина. Сие есть древний и фундаментальный закон республики, и первый кардинальной закон в последней конституции к тому относится. Но надлежит великое иметь старание чтоб сие законное равновесие получило свое вещество чрез равную инфлюенцию трех чинов в правительстве и к возстановлению и обезпечению сего равенства инфлюенции должны клониться все настоящие реформы.

3

Для сего уничтожены будут все новые конституции, коими больше или меньше нарушено сие равновесие, и взяты будут все предосторожности, могущия обезпечить оное для переду.

4

Как нация приносит жалобу о перевесе равновесия особливо с королевской стороны, то отъято будет от сей власти все то, что находится излишнее. Могущество и достоинство королевское ограничены будут новыми узаконениями, учрежденными сходственно с формою республиканскаго правительства.

5

Одна из первых операций для достижения сего есть не допускать, чтоб посредством своих родственников король мог присоединить к своей власти власть других государственных чинов, что показывало бы исключение их от всех должностей: но как невозможно присечь в них уважение к привилегиям польских дворян, которые могут отправлять всякие должности, равно как и сограждане их; чего для полезно будет умерить сей Артикул и постановить, что дяди, братья и двоюродные братья королевские и королевины братья будут исключены из министерства и великих чинов, доставляя им возможность быть сенаторами, воеводами или капелланами и отправлять всякую другую должность меньшаго уважения. [663]

6

Милость и дружба часто производят те же действия, как и родство, следственно Король, избрав себе тайный совет, достал себе чрез то многих тварей, которые для участвования в сиянии, окружающем престол, не столько ревнуют о соблюдении силы того чина, к которому они принадлежат, а часто жертвуют оным приватному своему интересу. Итак, надлежит узаконить, чтобы король не мог иметь иного тайного совета, кроме некоторых из числа сенаторов по его выбору, которые с тем предаваемы ему будут ad fatus regium.

7

Королевская интервенция в военной и казенной комиссии, будут для нации угрожением худых следствий, обе оные комиссии будут уничтожены, должности для великого гетмана и великого казначея на прежнее основание возобновлены, и естли большинство голосов пожелают, то старинные в том злоупотребления предупреждены будут, такие узаконения, чтоб гетманы не имели права жизни и смерти над военными людьми республики и чтоб великий казначей не управлял самовластно государственной казной, неже не были сами кассирами. И для того определены будут из гетманов и великих казначеев советники. И никто из составляющих таковой совет не будет зависеть от королевского и в том месте наименования, но должны они избираться в том каждом воеводстве или уезде через каждые два года.

8

Когда власти великого гетманства будут таким образом возстановлены, тогда войски, кои ныне под королевской командой находятся, им в команду отданы будут; и с того времени польский Король не может иметь ни собственного своего ниже государственного от него зависящего войска.

9

Интервенция знатная, а особливо королевской фамилии в судебные места, будучи поводом к угнетению нации и одной из притчин, уничтожавших равновесие власти, то президент и члены оные в судебные места будут избираемы от уездов и воеводств, да и зделаны будут наиздравнейшие законы для избавления оных от всякой зависимости от короля или знатства. [664]

10

Почтовый департамент принадлежать будет королевскому званию, однако под управлением республики, собранной на Сейм; ежели большинство голосов того пожелает.

11

А как сенатская власть до сих пор изрядно содержалась в надлежащих своих границах, то и останется подкрепить ее в том состоянии, в каком она теперь находится. Надобно то и стараться, 1ое дабы часть оной власти не присоединилась к королю, для наклонения равновесия в его сторону. 2ое препятствовать, сколько к тому законы способствовать могут, чтоб члены онаго нечрезмерно разбогатели и 3ие предупредить угнетения, происходимые от них нижним чинам, а особливо судейным местам, одним словом, сия инфлюенция знатных над малыми чинами, которая есть источник всяких партий в государстве. Для отвращения оных опасений можно узаконить, на первое, что на каждом Сейме поведение как приданных Королю сенаторов, ad latus regium, так и прочих, заседающих в Senatus Consilium, было похваляемо или опорочиваемо, потому оное более или менее клонилось к государственному благу. На второе не остается инаго, как постановить неколебимый закон относительно раздаваемых королем милостей и доходов. Против же трат его предосторожности приняты будут вышеозначенным образом в 9ом пункте. Все оное может иметь место, когда собравшаяся на сейм нация найдет в чем свою выгоду и естли большинство голосов того пожелает.

12

Шляхетство, составляющее третью власть республики, не столь великую инфлюенцию в правлении имеет как две первые; оно имеет временное существование, а именно: чрез каждые два года при сеймском собрании, вместо того, что другие две постоянно и завсегда в действии пребывают, даже и между сеймами. Тако же известна инфлюенция первого даже в избрании нунциев, что еще больше уменьшает власть вышеозначенного шляхетства. Итак, небезполезно будет узаконить возобновление и конфирмацию древних законов или определение новых, кои лучше нежели прежде сего приводили в безопасность вольность сеймиков. Особливо нужно будет узаконить, что оный чин имеет повторенный в Сенате избранный в своем корне на сейме, кои бы пребывали в Варшаве между сеймами и имели голос и присутствие в Сенате с правом протестации, против всего, что в оной будет предложено или заключено, в противность конституции или же правых и выгодных причин; дабы по уведомлении об них, учиненном Сеймикам, [665] новым нунциям препоручено было стараться об поправлении того на Сейме. Таким образом можно придать шляхетнаго чина власти постояное действие и существование, кои уже имеют другие две.

13

По сему разпоряжению представляется необходимая нужда заменить уменьшение, претерпенное королем в его имении чрез разделение, тремя дворами учиненное, и укрепить для него содержание, сходственное с его достоинством, то будет взято некоторое избыточное число староств, кои определены будут Сеймом навсегда для сего предмета. И кажется, что такое содержание, дабы оно было пристойно, должно состоять в четырехстах тысячах червонных, или же и таким образом зделать, что для снабжения онаго Королевскаго штата, была наложена дань, размеренная по староствам, пожалованным разным людям до сего Сейма.

14

Такоже можно снабдить оной королевской штат чрез учинение генеральной редукции всем староствам, розданным по сие время. О сем самой нации должно разсуждать, которое из двух предложений для нее сходнее.

15

Как на польской престол не будет более возведено иностранного принца, который к сиянию Величества присовокуплял бы могущество и богатства наследственных земель, так и можно опасатся, чтоб королевское достоинство, будучи ограничено в одних местах, кои из равенства на престол восходят, не теряло бы чрезмерно своего уважения, если бы из его преимущества изключена была раздача милостей и жалование доходами. И для того раздача оставшихся староств, по тому как намерение сего Артикула исполнено будет, ему предоставляется. Но в то же самое время будет узаконено, чтоб каждой фамилии не давалось больше двух староств и чтоб оные все вместе не составляли ежегодного дохода больше 7 до 8 тысяч червонных так, что такое староство, которое одно иметь будет такой доход, будет служить к извлечению дачи другаго той фамилии. Оной пункт может иметь место, естли большинство голосов нации того пожелает.

16

И дабы обнадежиться в исполнении онаго закона, то будет учрежден суд на Сейме против всякой фамилии, для которой сей закон нарушен будет и по доказательству наказание состоять будет в [666] лишении всех староств, из коих одно отдано будет ipso facto, тому кто донесет, а протчие тот раз зависеть будут от разпределения республики самой, которое отдаст им на том же сейме. Сей пункт может иметь место, когда предшедшей узаконен будет.

17

Король не может больше жаловать грамотами преемничества упалаго места сыновьям или родственникам или же вдове имевшего староство, но возвратится оное после его смерти в королевские руки свободным от всякого обязательства для новой отдачи. Оный пункт, как весьма посторонний интересам трех дворов, может быть узаконен и нет, так как полякам захочется.

18

Предмет, достойный желаний всех членов, есть прибавление войска; да и в самом деле настоит в том существенная нужда для содержания добраго порядка и тишины, будучи ни что так не противно, как малая пропорция между государственными и партикулярных людей войсками, кои чрез то могут издеваться над правлением и презирать оное. Иностранным державам никакого неудобства не будет согласиться чтоб, войско республики еще шестью тысячами человек преумножено было.

19

Дело, касавшееся до диссидентства, будучи одно из важнейших пунктов к примирению, то и будут три министра помогать негоциации между ими и католиками об Артикулах, кои с той и другой стороны могут быть уступлены в требованном от диссидентов допущении в государственном корпусе, которое на последнем сейме исполнено было. Диссиденты со своей стороны могут отказаться от вступления в Сенат и министерские места, а католики от закона, предписывавшаго наказание тем, которые переходят из одной веры в другую. Закон варварской и которой в таком просвещенном веке, каков сей, будет уничтожаться. Протчие пункты, касавшиеся до диссидентов, останутся во всей своей силе и будут возобновлены в новой конституции, особливо участие в избрании нунциев.

20

Министры ни мало не должны препятствовать и всем другим, сверх вышеозначенных, от нации предлагаемым пунктам, когда оные ни директно ни индиректно не трогают интересов их дворов. [667]

21

Разпоряжение законов по классам, зделанное в последней конституции, представляет одни виды пользы, сходственно можно оное внести и оставить в нынешние разпоряжения, поколи не найдено будет непреоборимой к тому в нации претительности, А естли оное останется, то причислится к классу кардинальных законов или к государственным делам, все вышеозначенные здесь пункты, по той мере как они касаются интересов трех дворов и смотря по способности склонить нацию к принятию оных. Но все пункты, касающиеся установления состояния оной республики, неотменно должны внесены быть в класс кардинальных законов.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Все пункты исполнения, касавшиеся как до заключения трактата, так и до установления состояния республики, будут служить неотменным указом министрам, кои не могут от того удалиться, ниже прибавить перемен и договоров, могущих зделать отмену в существе их. Им дано будет больше воли во всех тех пунктах, кои касаются до возстановления правительства или его примирения, яко в вспомогательных интересах для трех держав. Настоящий смысл их инструкций на сии последние пункты будет точно стараться поступать по общему национальному вкусу и чрез искусныя снисходительства тем более открывать себе дорогу к достижению успеха. Однако выключается из того прибавление государственных войск, которое сильнее 6000 быть не должно, и уничтожение закона, предписывавшаго наказание переходящим в другой закон, об исполновании которого они неотменно стараться должны. Касательно же состояния диссиденства, то выключая их отказ от министерства и от вступления в Сенат, не должно сносить, чтобы в их привилегиях какое либо такое уменшение зделано было, которое могло бы ослабить их вольность веры или гражданские права.

ПАРТИКУЛЯРНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

В 15ти артикулах упомянуто, что для составления королевскаго содержания будет зделана генерапьная редукция всех староств, розданных по сие время. В оной операции поступаемо будет, смотря на могущество партикулярных людей, поколику оные снести могут более или менее уменьшение. Небогатые люди, живущие токмо от своих староств, могут от редукции выключены быть, но напротив того фамилии имеющие достаточные наследства, особливо богатые и могущественные фамилии, будут тому подвержены без всякаго изключения; да и должно им тем менее от того отговариваться, что [668] королевское содержание есть государственная нужда, которы предпочтена быть должна всякой милости и благоволению, да и самому награждению за услуги; и таковой партикулярный человек онаго класса, который долговременным пользованием себе королевскими землями усугубил собственные свои богатства, не может оспаривать, что оные его земли во время таковой потребы не возвращались к первому своему употреблению.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.