Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Религиозный вопрос в польско-российских переговорах у дер. Немежа в 1656 г.

(предыстория).

Документы.

Многомесячные обсуждения в августе - начале ноября 1656 г. близ г. Вильно представительными делегациями Речи Посполитой и России разных сторон взаимоотношений двух держав, как и увенчавшее их Виленское соглашение от 3 ноября в перспективе не привели к прочному умиротворению и обеспечили только паузу в несколько лет в длительной русско-польской войне 1654-1667 гг. Тем не менее они сыграли немаловажную роль в тогдашней военной и политической ситуации, а также оказали существенное воздействие не весь ход дел в Центральной и Восточной Европе во время первой Северной войны 1655-1660 гг., да и позже. Хотя достигнутые тогда предварительные договоренности о тесной координации боевых усилий сторон против общего противника - Швеции из-за противоречий по другим вопросам не были в дальнейшем оформлены на государственном уровне, они все же в определенной мере на практике выполнялись, что положительно сказалось потом на развитии военных действий в Речи Посполитой и в Прибалтике.

Выявившиеся в процессе бесед у дер. Немежа острые разногласия по главным пунктам повестки дня - прежде всего по территориальной проблеме, в вопросе об избрании царя или его наследника на трон Речи Посполитой, по религиозной теме - позволили им вместе с тем яснее представить позицию контрагента, в чем - то сблизить их, что и стало основой для достигнутого тогда согласия, пусть и оказавшегося недолговечным. Тот факт, что возобновившиеся в 1658 г. боевые действия между Россией и Речью Посполитой неизменно сопровождались постоянными дипломатическими контактами и прямыми переговорами между ними (в отличие от практики 1654 - 1655 гг.) свидетельствует, что политический капитал, [158] наработанный под Немежей в 1656 г. и позже, обеспечил определенную базу для дальнейших поисков путей урегулирования взаимных претензий.

Т.н. виленские переговоры 1656 г. и их итоги привлекли внимание и в прежней, и в более новой историографии, расширялась и известная исследователям источниковая основа 1. Среди прочего историки отмечали место религиозного фактора, разногласий по проблемам взаимоотношения конфессий (католичества, православия, в особенности униатства) в общей системе определившихся тогда противоречий между сторонами. Однако основательно и тем более специально эта тема не рассматривалась, более того, далеко не полно выявлена относящаяся к ней документация, некоторые важные источники просто неизвестны. Поэтому целесообразно издать известные нам архивные материалы, которые в совокупности с обнаруженными ранее и частью опубликованными станут, надеемся, стимулом для нового обращения ученых к раскрытию всех аспектов проблемы.

Издаются документы российской стороны, прежде всего потому, что источники, сохранившиеся от деятельности делегации Речи Посполитой - переписка членов посольства с королем и другими лицами, проекты части выдвигаемых ими в течение переговоров мемориалов, как и итоговые обзоры - использовались исследователями и известны. В то же время, хотя в документации встречаются упоминания о "статейном списке" польско-литовского посольства, но он не анализировался историками и неясно, сохранился ли вообще. Между тем, архив царской миссии 1656 г. во главе с ближним боярином Н.И. Одоевским - один из наиболее богатых в российской дипломатической практике XVII в. Причина прежде всего та, что переговоры под Немежей организовывались и проходили на фоне подготовки и осуществления марша российских армий, номинально возглавляемых царем Алексеем Михайловичем, к Риге против шведов, т.е. недалеко от места переговоров. Это привело к постоянной обширной корреспонденции между посланцами и царской ставкой. Другая [159] причина хорошей сохранности документации данной миссии: желание Посольского приказа иметь под рукой материалы, которые в дальнейшем не один десяток лет активно использовались во время контактов между Речью Посполитой и Россией.

Поэтому мы располагаем ныне не только двумя списками "большого" и "тайного" наказов посольству Н.И.Одоевского, но и несколькими вариантами его статейного списка (один из них, видимо, "черный", т.е. черновой, вообще редко дошедшие до нас от XVII века), а также специальными сборниками (нередко тоже не в одном варианте) переписки посольства с царским лагерем, с московским двором, где оставались патриарх Никон, царевич и другие члены семейства Алексея Михайловича с их окружением, с администрацией занятой части Великого княжества Литовского и др. 2 Этот материал позволяет относительно полно осветить разные аспекты и этапы польско-российских переговоров у Немежи, в частности занимающую нас сейчас проблему, хотя необходимо учесть, что в нем больше отразился взгляд с одной стороны. Очень ценным дополнением являются источники, исходящие от представителей Б.Хмельницкого, но, к сожалению, сохранилось очень мало аутентичных данных о их деятельности и контактах у Немежи.

Публикуемые документы извлечены из различных собраний ЦГАДА: ф. 79.Сношения России с Польшей; ф. 27. Приказ тайных дел; ф. 96. Сношения России со Швецией. Они издаются в соответствии с общепринятыми правилами публикации исторических источников XVI-XVIII вв. Указания на архив опускаются, как и год (1656). Сокращается титулатура. Другие сокращения: ц. в-о... царское величество со всеми изменениями; в. ц. в-о... ваше царское величество аналогично» в.г.... - великий государь аналогично (иногда употребляется полностью); е. ц. в-о... его царское величество аналогично; к.в-о... - королевское величество аналогично. Датировка в тексте - по юлианскому календарю, в заголовках - по н.ст. [160]

Из-за недостатка объема нам приходится ныне ограничиться изданием только части документов, относящихся к теме, касающихся предварительной фазы контактов, до начала переговоров, да и то не целиком. Надеемся позже исправить этот минус, опубликовав материалы о самих переговорах у Немежи и о дальнейшем развитии сюжета в дипломатических баталиях делегаций Речи Посполитой и России.


1 мая. 3. Из царской грамоты В.Хмельницкому. 3

/л.42/ Нашего царского величества войска Запорожского гетману Богдану Хмельницкому и всему войску Запорожскому наше ц. в-а, милостивое слово.

Апреля в 13 дена писали к нам, великому государю к нашему ц. в-у, ты гетман, и все войско Запорожское о присылке к вам полских посланников Хриштопа Тишкевича и крымского хана о посилку против шведов, также и о замыслах и о недодержанье правды короля свейского, и о иных делех. Да и посланцы ваши Дементий Якимов с товарищи нам, великому государю, о тех же делех о указе били ж челом и подали статьи. 4

И мы, великий государь наше ц. в-о, листу вашего и посланников ваших статей выслушали. И тебя, гетмана, и все войско Запорожское за вашу службу, что нам, великому государю, о всяких делех ведомо чините, жалуем, милостиво похваляем. А посланцом вашим на те дела, что у вас в листу писано и они, посланцы, подали /л.43/ в статьях, велели наш, ц.в-а указ учинить и подписать в сей же нашей, ц.в-а, грамоте под теми статьями.

И тебе б, гетману Богдану Хмельницкому и всему войску Запорожскому по своему обещанью 5 и впредь нам, великому государю, служить, и всякого добра хотеть, и о всяких ведомостях писать почасту. А у нас, великого государя, служба ваша забвенна не будет.

Писан в государствия нашего дворе в царствующем граде Москве лета от создания миру 7164-го месяца апреля 23-го [161] дня.

Статьи, о которых писали к великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичи) всеа Великий и Малыя, и Белыя России самодержцу его ц.в-а войска Запорожского гетман Богдан Хмелницкой и все войско Запорожское и посланцы их подали на писме. И что на которую статью царского величества указ, и то подписано под теми ж статьями.

1

Полской корол Ян Казимерв присылал к ним Криштола Тишкеевича с товарищи о покое и просити о помочи войска Запорожского на посилок против шведов. И гетман Богдан Хмелницкой /л.44/ и войско Запорожское, памятуючи то, что они их воевали многижды и разорить хотели, без указу ц.в-а ничего не хотячи делать, тем послом не веря, ни с чем отпустили назад, и помочи не обещали, и тот съезд до Георгиева дниг отложили.

И на тое статью царского величества указ.

Присылал к великому государю к его ц. в-у брат его государев великий государь цесарь Римскийд, просячи у ц.в-а, чтоб его ц.в-о с полским королем учинил мир. А он у того миру хочет быть посредником. А ныне и корол полский Ян Казимкр к ц.в-у о прошенье того миру посланника своего Петра Галинского присылал же, и чтоб о том миру с обеих сторон учинить съезд великим послом.

И великий государь, его ц. в-о по прошенью брата своего, великого государя цесарского величества, также и по королевскому прошенью для покою християнского на мир изваляет. И великих послов о том миру послати на съезд хочет. 6

/л.45/ А их, своего царского величества подданных, гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское на том посолском съезде от полского короля и от всей Речи Посполитой под своею царского величества, высокою рукою в подданстве вечно успокоит. А буде полской король [162] по воле царского величества помиритца не похочет и у ц.в-а ратные люди готовы...

/Л.48/ ...4

- Шляхта русская и иные веры под высокую руку его царского величества к ним на Украину приходить хотят.

И на ту статью ц.в-а указ.

Буде которые урядники и шляхта царского величества милости поищут, на его государское имя приходить учнут, и их принимать и приводить к вере, чтоб от них никаких измен не было.

А буде учнут бити челом о маятностях, и их о том присылать бити челом к ц.в-ву. А сколко шляхты на имя ц.в-а придет и хто имяны, и о том писать к ц.в-у подлинно.

/л.52/ ...9

О епископах православных, которые великие мученья имели от ляхов, а имянно /л.53/ епископ Лвовский, Прямыский, Холмский, Лутцкий, Володимерский, чтоб на них призрение иметь, что они под послушанием митрополита Киевского были православного, а в унии не были. Також и белоруские епископы Могилевский, Витебский, Полотцкий, Мстиславский те все благочестия употребляли и в послушании митрополитов Киевских бывали. 7

И как будет на съезде царского величества и королевские послы и о миру договор учинят, и в то время о тех епископех царского величества милостивый указ будет... 8

/л.45/ 2. июля 20. Из "большого" наказа посольству во главе с Н. И.Одоевским. 9

А будет великие послые учнут говорить что с ц.в-а стороны учинено вечному докончанью 10 несодержанье, как в безгосударное время подданные к.в-а запорожские черкасы взбунтовались и, призвав к себе на помочь общево христянского неприятеля крымского хана, учали против их стоять и государство их розорять. И в то время ц.в-а учали быть к ним присылка, перезывая их в свою ц.в-а [163] сторону, а от королевского подданства отводя. И те /л.45 об./ запорожские черкасы учали пуще бунтовать к государство их разорять. А после того тех черкас ц.в-о и велел принять под свою высокую руку со многими городами 11. И от того их государству и болшое разоренье учинилось.

И послом великимж говорить. В прошлом во 156 году, как государя их Владислава короля не сталоз и учало у них быть с подданными их з запорожскими черкасы междоусобье и война, и в то время присылал /л.46/ к в.г-ю к е.ц.в-у Богдан Хмельницкой, гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское посланников своих многижды, что им, запорожским черкасом, от них панов рад 12, и от всей Речи Посполитой учало быть утеснение и гонение болшое. Благочестивую христианскую веру греческого закону, в которой они издавна живут, у них отнимали, а к своей римской вере неволили, церкви божий печаталии, а в иных учинили унею и костелы. А из Дорогобужа и онтимисы /л. 46 об./ вывезли, и монастыри многие розоряли, и святые чудотворные образы обругали, иноков и мирских людей невинно замучили. И всякие над ними гонениями поругания, и злости не християнские чинили, чего и над богомерзкими врагами Божиими жидами не чинят.

И они, не истерпя тех своих бед и не хотя благочестивые християнские веры отбыть и церквей Божиих в конечном разоренье видеть, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою учали против их стоять.

/л.47/ И чтоб великий государь е.ц.в-о для православные християнские веры и святых Божиих церквей над ними умилосердился, велел их принять под свою ц.в-а высокую руку и от неволи их высвободил.

И великий государь наш е.ц.в-о, остерегая вечное докончанье, и в тот их, Короны Полские, упадок и безгосударственное время приняти их, черкас, не изволил. А посылал к ним, запорожским черкасом, чтоб они, сослався, то междоусобье успокоили. А к паном раде /л.47 об./ Коруны Полские и Великого княжества Литовскогок о том миру посылал же... 13 [164]

/л.48/...И после того в прошлых годех к великому государю к е.ц.в-у запорожский гетман Богдан Хмелницкой присылал же, что с к.в-а стороны по договорам, на чем с ними, запорожскими черкасы, мир был учинен под Зборовым, а после под Белою Церковью,л не исполнено, и церкви Божий, которые в договоре написаны отдать, не отдали. А которые немногое и отданы им из унее, и те оборочены /л.48 об./ опять под унею. И много православных крестиянм духовного и мирского чину невинно замучено. И войска на них корунные и литовские собраны и хотят на них приходить тайным обычаем, чтоб их безвесно розорить и искоренить. И чтоб великий государь е.ц.в-о для православные христианские веры милость над ними показал и за них вступился, принял их под свою, государеву, высокую руку.

А толко ц.в-о не пожалует, под свою, государеву, высокую руку принять не изволит, и они поневоле учинятца /л.49/ в подданства у турского салтана или у крымского хана для того, что им вперед паном раде верить нелзя /:/ помирились они с ними, черкасы, сперва под Зборовом, а вдругоряд под Белой Церковью, вскоре и те договоры нарушали. И николи в правде своей не стоят. А ищут того всякими мерами, чтоб вера православная християнская греческого закону, и церкви Божий, и их всех розорить и искоренить.

А под турским салтаном живут многие християне, а такова им гонения и в вере християнской насилия от босурманов /л.49 об./ не бывает, каково им, черкасом, от поляков. Да и в Коруне Полской и в ВКЛ-м хулников християнской вере и богоубийцов жидов много, которыми всем православным християном гнушатись и ненавидеть годитца, а такова гонениями насилованиями в вере неволи им не бывает, что им, православным християном...

/л.50/ ... И великий государь е.ц.в-он х к.в-у по своей государской брацкой дружбе и любви, остерегая вечное доконченье, тем запорожским посланцом велел сказать, что великому государю нашему е.ц.в у запорожских черкас под [165] свою /л.50 об./, государскую, высокую руку принять нелзе, потому что подданные они к.в-а, а у ц.в-а с к. в-м вечное докончанье. И чтоб им быть по прежнему под е.к. в-а повелением безо всякого сумнения, а от общих бы христианских неприятелей от босурман отстати и впредь с ними сумнения никякова не чинити ...

../л.51/ И запорожский гетман Богдан Хмелницкий и /л.51 об./ все войско Запорожское говорили /:/ и великий бы государь наш е.ц.в-оо для православные христианские веры их пожаловал, и в них вступился, и с к.в-м, и с Коруною Полскою и с ВКЛ-м их, черкес, помирил через своих ц.в-а великих /л.52/ послов посредством в правде, чтоб тот их мир, ц.в-а, великих послов был им надежен, и междоусобная брань престала, и быта б им в прежних своих волностях безо всякого насилования. И договор бы о том им учинить крепкой...

И по указу /л.52 об./ великого государя нашего е.ц.в-а запорожскому гетману и всему войску Запорожскому говорено /:/... великий государь наш е.ц.в-о для православные христианские веры и для успокоения /л.53/ междоусобный брани их пожалует, пошлет к брату своему к.в-у своих, ц.в-а, великих и полномочных послов. А велит говорити, чтоб к.в-о в подданстве у себя быть велел по прежнему безо всякого гонения. А на которых статьях, и о том им договариватца самим... 14

/л.53 об. - 54/...И великий государь наш е.ц.в-о... для православные христианские веры и святых Божиих церквей на то изволил, своего ц.в-а великим послом боярину... князю Борису Александровичю Репнину-Обаленскому с товарищи, которых /л. 54 об./ посылал х к. в-у... 15 велел к. в-у и паном раде говорить, чтоб к. в-о государства своего до разделения, и до болшого междоусобия, и разоренья не допускал, и подданных своих запорожских черкас от поганцов и от неприятелей християнских босурман отлучил, сослався с ними, все ссоры и междоусобную брань усмирили и договор учинили крепкой, что им вперед в вере греческого закону /л.55/ неволи не чинити, церквей Божиих не отнимать, и во [166] всем им жить в прежних волностях...

3 июля 20. Из тайного наказа посольству во главе с Н. И. Одоевским 16

/Л.129 об./...1 статья

Послом великим объявлять упования нашего непобедимого честного и животворящего /л. 130/ креста Господня доброе и крепкосилное воеводство и победу на них за их многое поругание ко святым Божиим церквам и ко всем православным християном за многие их неправды. И буде вперед такие ж поругания святым Божиим церквам и всем православным християном учнут творити, и мы, великий государь, крепко веруем на крестоносную силу и уповаем /:/ может доброе се и непобедимое оружие за такия неправды, аще не покаютца и всякие неправды не отстанут, и вперед победити до конца.

2 статья

Чтоб святым Божиим церквам, которые у них из данных лет бывали православными, а владыки православные поставлялись от отец наших вселенских архиепископов константинопольских и цареградцких патриархов, а ныне многие церкви в костелы и в униятцкие церкви переделаны и обращены. Так ж архиепископы и епископы православные в великом гонении пребывают, и всякая волность во всяких их, святительских, духовных делах отнята. И маетности у них, православных владык, и у церквей многие отняты и отдаваны езуитом /л.131/ х костелом и х кляштором.

И быть бы по прежнему православным владыкам в чести и во всяких духовных делах поволным, и маетностями православными владыкам по прежнему владеть и вперед не отимать, а церквям бы быть по прежнему православными.

И буде учнут полские послы сию статью спорить, и послом великим стоять о том крепко и говорить великий государь наш е.ц.в-о пошел на Коруну Полскую и на ВКЛ-е за гонение святых Божиих церквей, так ж и к духовному чину православным и ко всем православным християном /л.131 об./ [167] за многие ваши неправды.

И говоря о том накрепко, просити, чтоб в записи написано было, что православным церквам быть по прежнему во православии и владыкам православным по прежнему по всяких делах быть поволным.

А буде учнут упорно стоять и в записи того не напишут, и послом великим по последней мере с послы полскими говорить о том накрепко и в записи утвердить /:/ как будет сейм у короля, и тое статью на сейме штинедельном /л.132/ положить перед короля, и перед сенаторей, и перед всех поветных послов, чтоб та статья всем была ведома.

4 сентября 23. Из царской грамоты посольству во главе с Н. И. Одоевским 17

/л. 25/...Да к нам же, великому государю, писал гетман запорожский Богдан Хмелнитцкой и прислал посланцов своих сотника Романа Агафоновар с товарыщи. А с ними для мирного договору прислал статьи. 18 И мы, великий государь, тех статей слушав, указали ис тех статей /л.26/ выписать, о чем вам с полскими комисары на мирном договоре стоять накрепко,с и те статьи послати к вам под сею нашею грамотою. А з досталными статьями, что к мирному ж договору надобно, послати к вам же запорожских посланцов самих...

/л.27/ ...А которые статьи посланы к вам под сею нашею грамотою, и вы б о тех статьях с полскими комисары говорили и делали во всем по нашему, в. г-я, указу. А которые статьи у запорожских посланцов написаны в наказе опричь того, и о тех статьях с полскими комисары по тому ж договор чинили на чом с ними утвердитца мочно...

1 статья

/л.28/ Чтоб епископии, архимандритства и игуменства, церкви, также все села и маетности, которые из давних времен от православных княжат, панов и иных людей благочестивых наданые, а через униятов, ксендзов и иных людей отнятые были, а хотя б и чрез несколко десять нет, [168] силно отняв, держали, чтоб приращены были не откладывая от сойму на сойм как пред тем бывало но чтоб вскоре /л.29/ пущены были.

ПОМЕТА. И стоять о том накрепко. А будет о том упорно станут стоять и никакими меры в договоре не уступят, и о том умолчать до иных съездовт.

2 статья

Унею, которая Богу всемогущему грубна есть, чтоб везде вскоре снесена была, никоторыми грамотами и свободами, от королей даными, не защищаючися, но чтоб церкви восточный и монастыри с маетностями православным пущены были. Тому веря, чтоб ксендзы или какие ни будь особы через грамоты или также через права и какие ни будь иные хитрые способы того поданья невозбороняли и не продолжали.

ПОМЕТА И естли не похотят поворотить унияцких маетностей всех по прежнему к старым руским церквам, и ис тех бы униятцких маетностей половину поворотить к руским стародавним церквам, а другую половину ксендзам римским. А чтоб /л.30/ унее отнюдь не быть. И будет и на том договариватца и уступать не похотят, и о том отложить до иных съездов.

3 статья

Чтоб православным служеб церковного благочестия всякого волно было воздержати, также и с тайною Господнею чтоб во всех местех, где православие обрящется, православным прозвитером при множестве ходить и мертвых носить з действом до гробу при множестве ж против стародавнего извычаю греческого волно было. Но жиды неверные ныне и перед тем лучше водности, нежели православные имели и молбы свои Богу отправляли, а православные никакие волности не имели.

ПОМЕТА. И о том стоять накрепко безо всякого отложенья.

4 статья

Священники мирские, которые по местом и по селом королевским, и княжеским /л.31/, и панским обрящутца, [169] чтоб всякие податки, в повинности подводи собираны не были. А чтоб при таких волностях и свободах пребывали, как и перед тем, чтоб до суда епископского, а не до мирскою належат,

ПОМЕТА. И о том стоять накрепко.

5 статья

А что перед тем удумали было Панове рады, чтоб никакого началства, годности и уряду земсково и грацкого шляхте православной не давано, также и по местах руских, особо православных, до маистрату, войтовства не припущено. А то для того, чтоб шляхта православная для началства и урядов веру свою метали и, веру римскую принявши, до урядов се порывали, чем самых православных людей уменшалось. Тогда б всякому шляхтичю православному началство и уряды земские иные даваны были. А по местом православные мещане до маистрату /л.32/ припущены были. А где шляхта под какими ни будь особами православными духовными и мирскими какова ни есть чину поупрошали неправдою, чтоб то все ни во что поставлено.

ПОМЕТА. И о том стоять как мочно. А будет полские комисары заупрямятца, и о том отложить до иных съездов.

а. Дата получения грамоты Б.Хмельницкого в Посольском приказе и приезда в Москву посольства Д.Якимовича - 23 апреля н.ст.

в. Ян Казимир Ваза, король Речи Посполитой 1648-1668.

г. Т.е. до дня св. великомученика Георгия Победоносца 23 апреля (6 мая).

д. Фердинанд III Габсбург, император Священной Римской империи германской нации 1637-1657.

е. Имеются в виду комиссары Речи Посполитой.

ж. Русским послам.

з. Владислав IV Ваза, король Речи Посполитой 1632-1648.

и. Т.е. закрывали.

к. Далее ВКЛ-е с вариантами. [170]

л. Имеются в виду соглашения между Речью Посполитой и Украиной от 19.VII.1649 и 22.Х.1652 гг.

м. Т.е. христиан.

н. Сверху помета: полное имя писат.

о. Сверху помета полное имя писат.

п. Правильно: Р.Гапоненко, но в ряде российских документов он проходил под употребляемой в № 4 фамилией.

р. Ф.27.Д.110.Л.40 зачеркнуто: уступить не мочно.

с. Ф.27.Д.110.Л.44. зачеркнута помета: О чем просить их милостей панов великих и полномочных послов, чтоб на договоре о том уговаривались вместе с нашими.


Комментарии

1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.10. // Его же. Сочинения. М. 1990. Кн. V. С. 625-629, 633-639; Грушевський М. Iсторiя Украiнi-Руси, Киiв, 1931. Т. IX. 2 половина. С. 1232-1256? Gawlik H. Projekt unii rosyjsko-polskiej w drugiej polowie XVII w. // Kwartalnik Historyczny. Lwiw, 1909. Rocz. XXIII. Zesz. 1/2. S. 78-104; Kubala L. Wojna Brandenburska i najazd Rakoczego w roku 1656 i 1657 // Tegoz. Szkice Historyczne. Serya V, Lw?w, 1917. S. 28-65, 280-297, 392-407; W?jcik Z. Polska i Rosja wobec wspoinego niebezpieczenstwa szwedskiego w okreste wojny polnocnej 1655-1660 // Polska w okresie drugiej wojny polnocnej 1655-1660. W-wa, 1957. T.1. S.343-370; Idem. Dyplomacya polska w okresie wojen druglej potowy XVII wieku (1648-1699) // Historia dyplomacji polskiej. W-wa, 1982. T.II. S.205-209.

2. См. также: Заборовский Л.В. Из истории русско-польских взаимоотношений в XVII в.: Виленское соглашение 1656 г. // Народно-демократические революции и развитие славянских стран по пути социализма: X Всесоюзная научная конференция историков-славистов. 30 января - 1 февраля 1985г. Тезисы докладов и сообщений. Харьков, 1985. С.160-461; Он же. Некоторые опорные и малоисследованные проблемы источниковедения внешнеполитической истории России XVII в.: статейные списки (по материалам середины 50-х годов) // Спорные вопросы отечественной истории XI—XVIII веков: Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А.А.Зимина. Москва, 13-18 мая 1990 г. М. 1990. 1. С. 83-86; Он же. Проблема унии в русско-литовских и русско-польских переговорах времени Потопа // Славяне и их соседи. Католицизм и православие в средние века. Сб. тезисов. М.1991. С.79-84; Заборовский Л.В., Захарьина Н.С. Из истории русско-польских дипломатических контактов: посольство Н.И.Одоевского с "товарищи" 1656 г. (посольский архив) // Славяне и их соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М., 1989. Сборник. С.153-180.

3. Ф.96. Сношения России со Швецией, Дела, 1656. Д. 5. Лл.42-54. Публикуемая грамота (отпуск) является наиболее ранним пока выявленным документом, в котором затрагиваются проблемы предстоящих российско-польских переговоров и отношения к ним Украины и России, в частности, в сфере религиозной (не касаемся здесь предшествующих обсуждений в Москве с представителями императора Фердинанде III и польского короля Яна Казимира, во время которых последний вопрос не рассматривался). Она попала в дело об отправке к шведскому королю гонца стольника Н.М. Алфимова по недоразумению (невозможно определить, когда именно), перебивает довольно последовательный текст. Поэтому на нее не обратили внимания исследователи российско-украинских взаимоотношений. Грамота интересна с разных точек зрения, здесь же издается то, что имеет касательство к нашей теме.

4. Кроме отрывочных упоминаний других данных о посольстве во главе с Д.Якимовичем от Б.Хмельницкого к царю пока не обнаружено. Через Севск посланцы проехали 7.IV.1656 г. н.ст. Об этой миссии, а также о польско- и крымско-украинских переговорах в январе - мае 1656 г., в частности с участием воеводы черниговского К. Тышкевича, см.: Грушевський М. Ук. соч. С. 1163-1164, 1171-1172, 1174-1176, 1191-1195, 1199-1200, 1204, 1206, 1209, 1219-1220.

5. Имеются в виду прежде всего российско-украинские договоренности начала 1654 г.

6. Императорское посольство во главе с Аллегретто де Аллегретти и И.Т. фон Лорбахом провело соответствующие переговоры в Москве в конце 1655 - начале 1656 г. Посланник маршалок оршанский П. Галинский (Галимский) обсуждал в апреле - начале мая 1656 г. в Посольском приказе проблемы организации встречи полномочных делегаций двух держав для достижения мира.

7. В этой важной статье поднят постоянно защищаемый дипломатией Б. Хмельницкого тезис о восстановлении православия и ликвидации унии на всей территории Украины и в некоторых прилегающих областях, но он распространен и на белорусские земли. Фактически речь в ней идет и о желаемых гетманом территориальных пределах Украины. Вопрос о Белоруссии возник из-за стремления казацкой администрации закрепиться там, вызвавшего российско-украинские трения. Отразились в статье и противоречия по поводу юрисдикции российской патриархии и киевской митрополии. Эти проблемы получили отражение и в несколько более поздних от 17 (ответ на данную грамоту), 22.VI, 5.VIII.1656 г. грамотах Богдана Хмельницкого царю (см.: Документи Богдана Хмельницкого.1648-1657 // Упор. I. Крип'якевич та I.Бутич. Киiв, 1961. С. 496-503, 518-522). См. также док. № 4. В грамоте от 22.VI. упоминание о белорусских епископиях было снято.

8. В наказах российскому посольству данный вопрос был поставлен в общей форме, без упоминания конкретных епископий. См. док. № 2, 3.

9. Ф.79. Сношения России с Польшей, Книги. № 87. Лл.1-123. См. также: Там же. 1656. Д.21. Лл. 1-39 об. Оба наказа "большой" и "тайный", не были вручены российским послам при "отпуске" у царя во время похода к Риге в полоцкой соборной церкви Софии Премудрости, а отправлены им только 13-14.VIII. (см.: Ф.79. Кн. № 87. Лл. 203-204 об.). Очевидно, доработка их происходила и после номинальной даты составления.

10. Речь идет о Поляновском мирном договоре 13.VI.1634 г.

11. В последнем случае имеются в виду решения Земского соборе 11.Х.1653 и Переяславской Рады 18.1.1654 г.

12. Имеется в виду сенат Речи Посполитой, членами которого были и основные послы польско-литовской делегации на переговорах 1656г.

13. Прямые российско-украинские связи были завязаны после отправки Б. Хмельницким грамоты царю 18.VI.1648 г. Правительство Алексея Михайловича держалось тогда нейтральной линии, хотя и довольно быстро начало оказывать казакам разнообразную помощь, кроме военной. Предложения гетмане о переходе Украины под царскую власть отклонялись: впертые через иерусалимского патриарха Паисия и полковника С. А. Мужиловского, гонцов В. Михайлова и Г. Унковского в начале 1649 г. См.: Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы. М., 1953. Т. II. С. 32-34, 81-101, 127-133, 138-163, 170-171.

14. Речь идет о переговорах в Москве с украинским посольством во главе с К. Бурлием и С. Мужиловским в начале мая 1653 г. См.: Там же. Т.III. С. 256-267, 277-287,

15. Великое посольство во главе с боярином В.А. Репниным-Оболенским было направлено для переговоров в Варшаву в начале мая 165З г. См.: Там же. С. 267-275 и др.

16. Ф.79. Книги № 87. Лл. 128-147 об. См также: Там же. 1656 г. Д. 29. Лл.1-10; Ф. 27. Приказ тайных дел. Д. 109. Лл.4-36. См. также прим. 9.

17. Ф.79. 1656 г. Д.26. Лл. 25-32. См. также: Там же. Книги. № 87. Лл. 178 об. - 187; Ф. 27. Д. 109. Лл. 38-45. Посольство во главе с Р. Гапоненко было направлено Б. Хмельницким 5.VIII.1656 г. См.: Документи... С. 518-522, 523-524. Оно своевременно прибыло в Вильно, но не приняло участия в переговорах, главным образом из-за невысокого статуса членов украинской миссии (эта ошибка были позже признана самим гетманом). Но предложения украинской стороны в почти буквальном изложении были выдвинуты российской делегацией во время бесед у Немежи.

18. См. также: Документи... С. 520-522 (наказ Роману Гапоненко для переговоров).

Текст воспроизведен по изданию: Религиозный вопрос в польско-российских переговорах у дер. Немежа в 1656 г. (предыстория). // Славяне и их соседи, Вып. 3. М. Наука. 1991

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.