|
Донесение Г. Хвалибога о ложной смерти Лжедимитрия IДоносит Е. П. М. г. Хвалибог, что во время убиения Димитрия первого сам будучи ножем ранен (которую рану показывал), когда уже тело Димитрия и Басманова было к народу вывлечено, был приведен Андреем Артищевым приставом своим, дабы распознал Господина своего, которому за комнатного служил. Там ясно видел, что то не было тело Димитриево, но человека (chlopa) какого-то, туловитого (дородного) со лбом оголенным (бритым) с персями косматыми, а Димитрий был тела умеренного (скромного), стригся с малыми по сторонам кудрями на манер студентов, перси имел не поросшие для молодых лет своих 1. Тело Басманова лежало, которое каждый знал. А на оный труп, якобы Димитриев, должно было маску (masxkara)наконец (wlozyc) надеть 2, бородавки вырезать и спалить. Тогож дня в стойлах Царских недоставало 25 лошадей 3 и пропал боярин знатный Михайло Молчанов, откуда всегласная весть была в столице, что Димитрий с Молчановым и несколькими иными потаенно ушел, как и прежде привычен был инкогнито выезжать. Наконец около недели листы 4 прибиты были на воротах боярских от Димитрия, где давал знать, что ушел и Бог его от изменников спас, которые[4] листы изменники Патриарху приписали, за что его и сложили предлагая Гермогена, а с другой стороны самими же Московскими людьми Шуйский был бы убит, если б его Поляки некоторые не предостерегли, которые другой революции боялись. Притом пропала турецкая лошадь Царская, которую ему Стадницкой из Ланцута, прежде Дьявол (называемая) даровал, и особенно Царь ее любил, которая была также между оными 25, потом выявилася в Польше и снова была Стадницким взята. Было разумение многих людей по известным соображениям, что его (Димитрия) Мецковский в Польше умертвил, а из себя оного другого Димитрия сотворил. Как бы то не было, но то верно, что Димитрий первый в столице не убит в то время, чего очевидным свидетелем (oculatus testis)был также некий Круширский и(з) Скржынек, слуга Пана Мартына Стадницкого впоследствии Кастеляна Саноцкого. Во всем этом Е. М. Пан Хвалибог своею верою, честью и совестью (fidem, honorem et conscientiam suam) клянется И. Хвалибог. (в P. S.) “Вот основание (происхождения) другого Димитрия.” Из фамильного архива Графа Браге извлек, и перевел с Польского А. Чумиков. Комментарии1. Маржерет приводит след. слова одного Французского купца видевшего на площади труп Димитрия: “я не думаю говорит он, чтобы Царь был с бородою, которую прежде я не заметил, на лице же убиенного остались ясные знаки густой бороды уже обритой; да и волосы у него были длиннее, чем мне казалось и т. д.” 2. Для большей насмешки кинули на живот убитого Государя безобразную и бесстыдную маску. См. Де-Ту. Пейерле (Peyerle) говорит: положив на брюхо маску вымазанную нечистою грязью; почти также рассказывается и в Legende de la vie et de la mort de Demetrius l’Imposteur....(В некоторых журналах было недавно помещено известие о приобретении Императорскою Пуб. Библиотекою весьма редкой книги: The reporte of a blandie and terrible massacre in the Cittу оf Masco with the fearefull and tragicale end of Demetrius the last Duke before him raigning at this present. At London etc. 1607. По сличению ее с Legende (Annt 1606, перепечатана Кн. Оболенским - Москва 1839) оказалось, что сия последняя есть не что иное как перевод содержания этой редкой книжечки. Разные годы издания той и другой не противоречат этому мнению, потому что перевод Французский мог быть сделан с самого письма (одного Голландского купца), прежде чем оно было напечатано. В Английском тексте встречаются несколько Голландских слов. А. Ч.) et mirent un masque hideux sur le ventre de l’Empereur. Петрей же ничего не говорить о маске: .... принесли волынку и маскарадное платье (Mummenkleid) и положили платье на брюхо. Na Dymitra polozyli larwe maszkarska. См. Истор. акты извлеч. Тургеневым, дневник Олесницкого. 3. По Царскому повелению взяты были из Москов. Дворцовой конюшни три лошади турецких, которые впоследствии неизвестно куда девались. Шуйский допрашивая того кто отпустил лошадей, замучил его до смерти. См. у Маржерета. 4. На улицах находили неоднократно подметные письма. См. у Маржерета. Текст воспроизведен по изданию: Донесение Г. Хвалибога о ложной смерти Лжедимитрия I // Временник Общества истории и древностей российских, Книга 23. 1855 |
|