Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БАРТОЛОМЕЙ ТРОИЦКИЙ

СТАТЬИ МАГДЕБУРГСКОГО ПРАВА

(1558 г.)

РЕЧЬ К ЧИТАТЕЛЮ О СЛУГАХ

Хотя здесь опущены многие статьи, которые есть в Праве (В дальнейшем, когда говорится о Праве, имеется в виду Магдебургское право) (Магдебургском), но которые либо не часто, либо совсем не применяются, а также те, которые не нужны для дел граждан здешней короны (королевства), а некоторые статьи написаны не так распространенно, как они даны в Праве, тем не менее все написано так, что каждый может понять, как следует судить то или иное дело. В случае же необходимости можно обратиться к Латинскому экземпляру и найти там то, что здесь опущено сознательно. Только те статьи записаны, которые обычно именно теперь вспоминаются и по которым теперь люди приходят в суд и прибегают к Праву. И (именно) для того, чтобы в местечках, где нет хороших практиков и где судебными делами ведает шляхта и должностные лица, нужно чтобы они знали, как судить те дела, которые обычно возникают, чтобы они соблюдали справедливость и чтобы они судили не так, как на ум придет, а по писаному Праву, ибо каждое дело, которое совершается согласно порядку, (установленному) в Праве, совершается справедливо, а которое делается не согласно Праву, — это уже кривда и несправедливость. И с доброй совестью несовместимо, кто судит не согласно Праву, ибо он может ошибиться и запутаться, из невинного сделать виновного, а из виновного — невинного или тому присудить, кому не следует по справедливости, и тому отказать, кому следует по справедливости. В этом нужно бояться господа бога, который приказал судить справедливо: “Судите справедливо, сыны человеческие”. Итак, кто не хочет ошибиться, тогда пусть придерживается писаного Права и согласно ему судит. (Если) поступать так, то никто не будет обижен в (принадлежащем) ему по справедливости и не будет необходимости поступаться совестью, ибо это есть Regula juris — норма Права. Что делается по Праву, делается справедливо и т. д.

О слугах

Если слуга продал вещи своего господина, или проиграл их, или заложил, то господин по праву может потребовать вещи у того, к кому они попали. Однако в двух случаях, когда слуга или сын, которого следует рассматривать как слугу, сделают что-либо в этом отношении, господин не может это сделать. Во-первых, если им поручено вести торговлю, а особенно если господин доверил им печати, чтобы они вели дела от его имени. В этом случае, что бы ни сделал слуга, господин должен признавать (соблюдать). Во-вторых, если им поручаются дома в качестве корчмы, приносящей доходы. Если в этом случае слуга что-либо сделает, продаст или купит, займет деньги так чтобы это было связано с ведением порученного ему дела тогда господин должен признавать. Также, если слуга или сын сделает что-либо, что было бы на пользу отцу или господину, если он на то займет деньги, чтобы отдать долг уплатить жалованье слугам, или чтобы прокормить их, или чтобы починить дом, пришедший в ветхое состояние, тогда господин должен признавать.

Если слуга без всякой причины уйдет или убежит от своего господина, то он должен уплатить господину столько, за сколько его господин нанял. А если он заранее получил плату, тогда он должен возвратить ее обратно в двойном размере...

Когда свободный слуга привлекает в суд господина о плате, (он) должен доказать это присягой. Если же господин отрицал это и пожелал доказать, что (он) ему платил, тогда (его) доказательство будет ближе, чем слуги.

Нанятый слуга не может уйти от своего господина до (той) поры, пока не дослужит срока, кроме двух причин: (во-первых), чтобы жениться, ибо святому браку никто не должен препятствовать; во-вторых, (если) слуга окажется опекуном чьих-либо детей, ибо ущерб господину не будет таким большим, когда уйдет слуга, каким будет он детям, если слуга, будучи их опекуном, не станет о них заботиться. А кто делает то, что допускает Право, тот не отвечает за это.

Господин не должен отвечать ни за какую вину слуги, если только его не обвинят в том, что это произошло по твоей воле, с твоей помощью. Тогда он согласно Праву за это должен отвечать.

В случае, если слуга причинит кому-нибудь ущерб, господин за слугу не должен платить больше, чем составляет у него его жалованье, за исключением того случая, когда слуга сделает что-либо по приказанию или с ведома господина.

Если слуга умрет, тогда господин должен уплатить из жалованья его ближним то, что слуга заслужил, что слуге (он) должен был дать, что он заслужил до момента своей смерти. Также если умрет господин, тогда его потомки должны платить слугам за их службу; если же потомки знали его и заплатить не хотели, тогда против потомков доказательство слуги о его службе уже ближе.

Слуга не может проигрывать вещи господина, ибо игрок подобен разбойнику: если бы он мог получить деньги иным путем, скажем мог бы отнять или украсть их, тогда бы он не играл. Не будучи в состоянии это сделать, он хочет добыть (деньги) игрой. У кого будут найдены фальшивые кости, тот должен быть наказан, как вор.

Нижеследующая статья отсутствует в Магдебургском Праве и к нему не относится. Однако она помещена в Польском Праве по справедливым основаниям, учитывая нелады, которые могут иметь место и действительно случаются между шляхтой и горожанами в отношении насилий и задержания шляхты в городах: тогда чтобы своевольные или пьяные (шляхтичи) не творили безобразий в городах, поощряемые отсутствием наказаний за это, а горожане чтобы по всякому мелкому поводу не торопились присуждать на горло (к смерти) шляхтичей, ибо бывают случаи, когда ночью пьяные судили и карали смертью шляхтичей. Нужно, чтобы с обеих сторон была сдержанность: шляхта чтобы не творила насилий, а горожане чтобы не торопились их (карать) смертью. Для этой цели эти статьи записаны в Польском Праве и здесь написаны на польском языке. Но и в мелких местечках своевольные люди совершают большие насилия и наносят вред не только тем, над кем совершают насилия, но и тем господам и шляхте, над чьими подданными в этих местечках совершаются такие насилия. Бедные же люди, не знающие и не разбирающиеся в этом законе, не смеют обороняться, боясь наказания. Тогда (надо), чтобы знали за какое насилие можно задерживать шляхту, что надо понимать под насилием, чтобы без надобности ни на кого не торопились нападать, но если ею (шляхтою) даны достаточные основания, нужно схватить насильника. Лишь бы во всем (этом) соблюдали Статут. Ибо кто поступает по праву, тот за то не подлежит покаянию и не заслуживает за то наказания.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.