Послание епископа
Вик-Эзельского Генриха. 13.IV.1241 г.
Оригинал документа на пергаменте хранится в
Государственном архиве в Стокгольме (№799). Издания.
Первая публикация: LUB, Bd.3, № CLXIX, а: 33-34. Другие
публикации: SLVA, № 242: 232 (по фотокопии с оригинала).
Упоминания: Schirren 1861, №54: 129 (резюме со ссылкой на
LUB). В настоящем издании текст документа
воспроизводится по SLVA, № 242: 232. [258]
Брат Генрих из Ордена проповедников, Божьей
милостью епископ Эзельский и Поморский 1 всем
истинным христианам, до которых дойдет настоящее
послание, [желает] спасения во Господе Иисусе
Христе. Чтобы не кануло во времени то, что
совершалось доныне, следует сохранить это в
письменном виде и подтвердить свидетелями. Итак,
доводим до сведения как потомков, так и
современников, что братья дома Тевтонского св.
Марии в Ливонии 2,
испросив согласия у апостольского престола 3, договорились с нами
включить в нашу юрисдикцию земли между Эстонией,
уже крещенной, и Рутией, а именно: земли Ватланд,
Нуова, Ингрия и Карела 4,
которые, как ожидается, примут веру Христову и
которые уже заняты братьями и [ими] построен
замок 5 с согласия
многих в этих землях 6.
Договор был заключен таким образом, чтобы мы,
думая в первую очередь о духовенстве в этих
землях, получали десятую часть от десятины со
всего, кроме пушнины. Все остальное, в том числе и
рыбные [259] ловли,
предоставляем в пользу этих братьев, но не
нарушая права церковного патроната фогства и
прочих чиновников на возмещение их труда, затрат
и опасностей при покорении варваров 7.
И чтобы в будущем не смогли возникнуть ложные
наветы, мы изложили наш договор на бумаге,
скрепив нашей печатью и подписями свидетелей,
при сем присутствующих: братья Ордена
проповедников Синдерам, Гуго 8;
брат Генрих и брат Вернер — братья Ордена
миноритов 9,
братья Тевтонского дома св. Марии: Андреас,
комтур 10, Вернер,
маршал 11, Герард,
камерарий 12,
Рембольд 13 и
многие другие. Совершено публично в Риге, в год
Воплощения Господня 1241, в апрельские иды. Кроме
того, тевтоны, уже вступившие в свои права в том
замке, освобождаются от уплаты десятины с их
полей и с продуктов земледелия братьев дома
Тевтонского 14.
Комментарии
1. Генрих, бывший монах
Доминиканского ордена (Ордена проповедников),
был посвящен в епископы Эзеля и Поморья
(Вик-Эзельское, Леальское епископство) 10 сентября
1234 г. В этой должности он оставался до 1260 г. Из-за
конфликта с некоторыми своими вассалами Генрих
вынужден был в 1238 г. обратиться за помощью к
рыцарям Ливонского ордена. При этом епископ
уступил Ордену часть земель на территории
епископства [Чешихин 1985: 374, 377; Арбузов 1912: 36; Donner
1929: 228-229; Ammann 1936: 223-224; Walter-Wittenheim 1938: 6-17; Benninghoven 1965:
302-304]. Сложившийся здесь альянс между ливонскими
рыцарями и Эзельским епископом получил развитие
и в предложении Ордена епископу Генриху взять
под его церковную юрисдикцию неофитов в
Новгородском государстве.
2. Братья дома Тевтонского св. Марии в
Ливонии — рыцари Ливонского ордена — филиала
Тевтонского ордена, покровительницей которого
считалась св. Дева Мария. См. ком. 1 к отр. VII СРХ.
3. Согласие апостольского престола —
т. е. согласие Римского папы.
4. Рутия (Rutia) — здесь: Новгородская
Русь. Ватланд (Watlande) — дословно — “Водская
земля”. В западноевропейских средневековых
источниках упоминается: 1) как территория на
северо-западе Новгородской Руси, населенная
финноязычным народом “водь”, “вожане”, и 2) как
административная единица Новгородского
государства, с этнически смешанным населением,
расположенная в основном на Ижорском плато.
Вожане жили также в районе между р. Нарвой и
Ижорским плато, наиболее слабо связанном с
Новгородом. Этот район в русских источниках
называется “погосты в Чуди”, а здешние жители —
“чудцой” [Гадзяцкий 1940: 101-115; Моора Х., Моора А. 1965:
63-79; Седов 1987: 34-42; Рябинин 1990 (а), 23-27; Рябинин 1995:
123-127; Хейнсоо 1995: 169-181]. Нуова (Nouve) — очевидно,
район бассейна р. Невы, в основном в дельте и
нижнем течении реки. В русских источниках этот
район не выделяется и такое название неизвестно. Ингрия
(Ingria) — Ижорская земля: 1) территория,
населенная финноязычным народом ижора (ижеряне,
в западных источниках — ингры); 2)
административная единица Новгородского
государства, в пределах которой помимо ижоры
жили русские и карелы. Судя по данным археологии,
ижеряне жили также в пределах Водской земли по
южному берегу Финского залива [Гадзяцкий 1940: 128 и
далее; Моора Х., Моора А. 1965: 79-84; Седов 1987: 42-43;
Рябинин 1990 (б): 31-41; Лескинен 1995: 187-197]. Карела (Carelae)
— Карельская (или Корельская) земля: 1)
территория, населенная карелами; 2)
административная единица Новгородского
государства [Седов 1987: 44-52; Кочкуркина и др. 1990: 5 и
далее]. В 1-й пол. XIII в. данные народы оставались в
основном язычникам [Рябинин 1980: 20-30]. Это
отразилось и в тексте рассматриваемой грамоты,
где епископ Генрих четко отделяет их от “уже
крещеной” Эстонии и православной Руси.
5. Имеется в виду замок Копорье. Замок
был построен на восточном рубеже той территории,
которую крестоносцы сумели захватить. Эта
граница практически совпадала с границей между
областью Чудцы и Водской землей Новгородского
государства [Рябинин 1984: 46]. Таким образом,
претензии ливонцев на земли финноязычных
народов Новгородской Руси значительно превышали
реально захваченный ими район. Поспешное
объявление о распространении своей власти на
столь обширную территорию можно, как кажется,
объяснить тем, что на земли по р. Неве и на Карелию
претендовали также шведы и Упсальская церковь.
Во время попытки их закрепиться в устье р. Ижоры
произошла знаменитая Невская битва 1240 г. (см.
прил. 2Д). Ливонцы торопились опередить шведов,
первыми получив “добро” от Рима.
6. О том, что часть водской знати
поддерживала крестоносцев, сообщает и
новгородский летописец (см. в прил. 2Ж, ком. 8).
Возможно, нобили чудцы согласились принять
католичество в обмен на обещания крестоносцев
помочь им освободиться от власти Новгорода [Nazarova
2001: 186-187; Назарова 2000 (б)]. Наступление ливонских
рыцарей из Северо-Восточной Эстонии в пределы
Новгородского государства произошло не позже
рубежа 1240/1241 г. Кроме рыцарей Ордена, в акции, по
всей вероятности, участвовали вассалы датской
короны из Северной Эстонии, а также отряд,
прибывший незадолго до того из Дании, во главе с
датским принцем Абелем. Однако обострение
политической ситуации в самой Дании вынудило
датчан срочно вернуться домой. В связи с этим в
разделе вновь завоеванных земель датчане не
участвовали. В их отсутствие не могла
претендовать на духовное господство над новыми
землями и Лундская церковь в лице суффрагана
архиепископа Лундского епископа Ревельского
[Назарова 1999 (а): 199-200].
7. Иначе говоря, по договору с
эзельским епископом рыцари Ордена обладали
полнотой светской власти в новой области и
обязывались выделять часть дохода, получаемого в
качестве налога с местных жителей, на содержание
священников, а также на материальное обеспечение
представителей церковного суда.
8. Орден проповедников (ordo praedicatorum)
— он же Доминиканский орден нищенствующих
монахов. Основан монахом Домиником в 1215 г. [Tanner 1929:
737 ff.; Карсавин 1992: 132-136]. Братья Ордена Синдерам и
Гуго — вероятно, из окружения епископа Генриха. В
других источниках не упоминаются.
9. Орден миноритов (ordo minorum) —
монашеский орден, образованный из учеников
Франциска Ассизского. Минориты — “младшие
братья”, первые францисканцы, бродили по двое по
городам и селам, зарабатывая на жизнь своим
трудом или прося милостыню, призывали мирян к
покаянию, проповедовали аскетический образ
жизни. Устав братства миноритов был официально
утвержден папой в 1223 г. [Tanner 1929: 727 ff.; Карсавин 1992:
123-126]. См. также ком. 4 к док. 11.
10. Андреас (Andreas) — личность точно
не устанавливается.
11. Вернер (Werneras) — маршал
Ливонского ордена. Упоминается в ряде
документов, возможно, был фогтом в Каркусе
(Западная Эстония) в 1248 г. [Benninghoven 1965: 446].
12. Камерарий — высшее должностное
лицо, отвечавшее за сбор налогов. О Герарде,
Герхарде см. Benninghoven 1965: 445.
13. Рембольд (Remboldus) — возможно, тот
же рыцарь, который в 1234 г. был региональным
магистром меченосцев в Вендене [Benninghoven 1965: 443, 445].
14. Вероятно, речь идет о том, что
рыцари, обосновавшиеся в Копорье, освобождались
от выплаты десятой части своих доходов на нужды
церкви. Подобные льготы могли предоставляться на
определенный период до наступления политической
и экономической стабилизации в регионе.
Текст воспроизведен по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М. Индрик. 2002
|