|
ОТКЛИКИ ВОЙНЫ
Три почти месяца, протекшие с открытия военных действий, достаточно обнаружили, с каким противником Россия имеет дело. Японцы, хвастающиеся своею культурностью и принадлежностью к семье цивилизованных государств и усердно поддерживаемые в этом бахвальстве своими союзниками «просвещенными мореплавателями», оказались своего рода фальсификатом культуры и проявили такие качества и приемы, которые стоят в совершенном противоречии с основными началами истинной цивилизации. С самого начала войны и до сих пор Япония не перестает нарушать обычаи войны и законы международного права: воровское нападение на наш порт-артурский флот, обстреливание двух наших судов в нейтральных водах Кореи, нарушение нейтралитета Кореи и фактическое вовлечение этой несчастной страны в войну, захват наших рыболовных и торговых судов, — таков перечень главных японских подвигов. Ко всему этому Япония присоединила неуважение к Красному Кресту и злоупотребление им, что видно из телеграмм генерал-адъютанта Куропаткина о столкновении казачьих разъездов с японцами в Чандчжю 15 марта, где сказано, что японцы после получасового ожесточенного огня попрятались по фанзам, выставив в двух местах флаги Красного Креста. В последнее время, т. е. 25-го апреля японцы дерзнули посягнуть на Красный Крест, под которым шел санитарный поезд из Порт-Артура и бедные два больные солдатики получили еще раны навылет. [2] Мало культурности проявляют японцы и в отношении корейцев, что видно из точного перевода статьи большой китайской газеты Шэнь-Бао (Точный перевод передовой статьи сделан в Пекинской духовной миссии в Китае.), где между прочим описывается и пожар дворца Корейского Императора в Сеуле. Пожар в Императорском дворце в Сеуле называется бедствием. Чжуань (классич. китайская книга) объясняет: пожар от человека называется пожаром; огонь с неба, напр. от молнии или вообще от неизвестных причин — называется бедствием. Пожар возник в самом дворце. При многочисленной и бдительной дворцовой охране не возможно допустить, чтобы нашелся посторонний смельчак, который решился бы сделать пожар. Поэтому этот пожар мы называем небесным бедствием. Столица Корейского Императора расположена в провинции Хань-Ян и потому называется Хань-дин. Запретный Королевский город расположен при подножий холма Бай-ю-е; всех ворот в городе семь. Древний дворец называется Чан-до и выстроен был у ворот Цзин-Ху. Новый дворец устроен в улице Гуань-гуань и называется Тин-си. Есть еще дворец под именем Чан-тин на востоке в улице Гуан-Хуа. Настоящий пожар начался со дворца Тень-нин, в котором обыкновенно Император отдыхает после своих занятий и, по предположению автора статьи, этот покой находится во дворце Тин-си. Упадок и слабость Корейского царства начался издавна. В первый раз причиной этого упадка послужило действие в царствование Императора Да-ю-аня. Второй раз — вследствие народного восстания под Начальством Цзинь-юй-цзюня. 3-я причина — вследствие антидинастического возмущения тайного общества Дун-сюе-дан. Таким образом начало этого упадка зависело от внутренних причин. Японцы под видом покровительства приходили в Корею и вмешивались в ее дела, но благодаря особой заботливости Китайского Правительства к своим окраинам, царство Дидзы (родоначальник Корейской династии) не погиб и, по образному выражению китайцев, жертвенник Царствующей династии не был закрыт (Каждая династия при начале своего существования воздвигает жертвенник небу, на котором царские особы приносят жертвы: с прекращением династии, таковой жертвенник закрывается в знак того, что и жертвоприношения на нем прекращаются.). Кто бы мог подумать, что Корейский Император, возгордившись подобно Е-ману (мифическое олицетворение гордости, по понятиям китайцев), не по заслугам [3] назвавшийся императором, — впадает в обольщение японцев и забудет о заслугах Китая, который во время японско-китайской войны ради Кореи понес громадную затрату средств, потерял много войск и лишился владений. Корейский король, — мог ли он создать независимое царство, когда он, приниженно слушался во всем Японию, вел свою страну к погибели, подобно настоящему случаю. В настоящее время Россия, возненавидевши Японию за ее действия в Корее, начала войну и потеряла несколько военных кораблей около Чемульпо и П.-Артура. Японцы, воспользовавшись этим случаем, принудили Корейского короля заключить с ними договор, повидимому желая выразить этим крепкую дружбу к Корее, в действительности — надеясь отнять ее самостоятельное правление. Спустя несколько дней после этого, японский посланник, по имени Линь-цзюнь, дерзко и нагло объявил Императору, что с этих пор Корейское правительство, если бы вздумало с каким либо государством заключить договор, — должно, прежде всего, посоветоваться с японским посланником и не заключать самовольно никакого договора из опасения подвергнуться всевозможным тяжелым столкновениям с Японией. Таким образом коварный замысел японцев вполне удался и японцы торжествуют. Но знают ли они, какое действие угрожает им, вследствие этого, со стороны тайного общества Дун-сюе-дан, членов которого японцы рассматривают, как мятежников, в действительности же все они — люди беззаветно преданные стране и являются постоянными врагами Японии, нетерпеливо желая сбросить с себя накинутое ею ярмо. В то время, как Япония принудила короля Кореи заключить с нею договор и министр иностранных дел Ли-чжи-чжун вполне согласился и клятвенно подтвердил удовлетворять все требования японцев, члены общества Дун-сюе-дан, узнав об этом, страшно возмутились и в ночное время взорвали дворец министра Ли, который, по счастью, еще раньше переехал в загородное место и таким образом избежал смерти. Вскоре после этого, члены того же общества образовали разбойничьи шайки, которые японцам удалось силой подавить и тем временно потушить пламя восстания. Теперешнее несчастье в Императорском дворце — событие из ряда выдающееся. Быть может не те же ли лица, весьма недовольные и озлобленные на Короля за то, что он полагается на японцев, подожгли дворец, с намерением погубить Короля. — Японцы особенно потеряли доверие корейцев вследствие своего заявления [4] при заключении договора с Кореей, что так как Корея очень слаба и не в состоянии поддерживать своего существования, то дружественная держава, Япония, в важных и не терпящих отлагательств случаях, предлагает Корее свою помощь и покровительство. Между тем, японцы, имея большое количество войска в Сеуле для борьбы с Россией, не оказали никакого содействия для спасения дворца и явились посторонними свидетелями. допустив весь дворец сгореть дотла со всеми его драгоценностями. Корейский Король, из опасения прогневить японцев, не посмел, по этому поводу, выразить им своего неудовольствия: а сами японцы не обнаружили всей неприглядности своего поступка. — Японцы, хотя в конец подчинили своему влиянию Корею, тем не менее Король Корейский сердцем далеко отстоит от них, т. е. никогда не обнаруживал сердечного доверия к японцам. Припоминая события Японско-Китайской войны, которая возгорелась из за Кореи, в самый тяжелый, опасный момент Король Корейский не решился вверить себя японцам, а бежал один т. е. без всякой свиты и охраны в Русское Посольство, откуда, после Китайского нового года, он тотчас же переехал торжественно в свой дворец. И теперь, во время пожара во дворце, он укрылся не в Японском, а в Американском Посольстве. Но может ли Америка оказать предпочтение Корее в ущерб своей тесной дружбе с Японией? Не оправдывает ли Корея древнего изречения, что запуганный олень не находит безопасного места и безрассудно бросается в руки своего врага. И так не достойно ли это великого удивления? Или быть может все эти внутренние и внешние неурядицы являются небесным предзнаменованием скорой гибели Государства. Предвидимая гибель Корейского Государства тем более обидна, что народ Корейский в этом меньше всего виноват, т. к. он не так уже не особенно прост и имеет не малое количество залежей хорошей земли с бесчисленными ископаемыми богатствами. Пользуясь таким источником сокровищ, Государство могло бы существовать очень долго. Но, так как Государь слаб, не способен поддерживать благосостояния государства, его чиновники беззазорно лихоимны, а народ по унаследованной беспечности, до крайности ленив и проводит беспечно жизнь, во тьме, имея плодородную землю, не желает эксплоатировать, имеет воинов, но не заботится о подготовке их; имеет детей, но не заботится об их культурном воспитании, — поэтому его [5] государство день ото дня все более впадает в бедность и слабость, и подвергается притеснениям от могущественных соседей, раздираясь внутренними неурядицами. В действительности же если бы двор и народ — верхние и нижние слои государства — предупредительно заботились об организации хорошего войска и вооружения, сознательно стремились к улучшению управления и судопроизводства и неустанно с ревностью спешили быть наготове событий, — то автор статьи уверен, что не прошло бы одного-двух десятков лет, как плодом всего этого явилось бы богатое и сильное государство, которое Япония не решилась бы притеснять и порабощать. По этому, настоящие события нельзя ли рассматривать, как небесное знамение, желающее пробудить Корею, чтобы она из слабого и беспомощного состояния перешла в весьма благоденственное и мирное состояние. Но образумятся ли Корейцы?! Автор статьи весьма в этом сомневается и со скорбью предвидит скорый и гибельный конец Кореи. Текст воспроизведен по изданию: Отклики войны // Известия братства православной церкви в Китае. № 3. 1904 |
|