|
Национальности: |
В Сеуле: |
В Корее вообще: |
Англичан | 45 |
110 |
Немцев | 10 |
50 |
Американцев | 75 |
230 |
Французов | 45 |
95 |
Китайцев | 1600 |
3500 |
Японцев | 3200 |
19200 |
Русских | 30 |
70 |
Бельгийцев, голландцев и пр. | 6 |
40 [57] |
Внутри страны имеются американские, английские и немецкие рудники, о которых мы скажем ниже. Число японцев в Корее возросло за последние годы очень быстро, тем более, что японское правительство поощряло всеми мерами эмиграцию в Корею, ставя в то же время известные препятствия японской эмиграции в другие страны.
Мореплавание. — Корейские порты обслуживаются главным образом японским торговым флотом. Две главные японские компании установили рейсы, которые касаются того или иного из корейских портов.
1) Нипон-Иузен-Кайса, компания, субсидируемая японским правительством; ее пароходы совершают рейсы в Европу, Америку и Австралию. Корею она обслуживает 2 рейсами: a) Нагасаки-Фузан-Гензан-Владивосток и b) Нагасаки-Фузан-Мокпо-Чемульпо-Таку. Пароходы этой компании довольно комфортабельны, и, так как они совершают также рейсы и в Европу и обратно, то на них ездит в Корею большинство европейцев. Эти пароходы совершают переход из Антверпена в Чемульпо в 45-50 дней. [58]
2) Осака-Созен-Кайса. Компания эта находится в Осаке, большом промышленном центре Японии. Она обслуживает прочие корейские порты, оставленные в стороне вышеупомянутой первой компанией.
Кроме этих двух японских компаний, существуют другие, совершающие не такие правильные рейсы и служащие для каботажа вдоль корейских берегов. Из них упомянем Русское Общество Восточной Китайской железной дороги. Оно содержит рейсы между Шанхаем, Порт-Артуром, Чемульпо, Нагасаки, Фузаном и Владивостоком. Рейсы эти еженедельные. Затем большие пароходы этой компании ходят между Владивостоком, Нагасаки и Дальним черев Чемульпо. Существует еще корейское пароходное общество, владеющее 3 пароходами по 500-600 тонн; оно поддерживает каботажное плавание по берегам Кореи, при чем его пароходы посещают все мелкие порты, даже не открытые для внешней торговли, а также, от времени до времени, заходят в Нагасаки, Шанхай и Чифу. [59]
Пути сообщения. — 1) Реки. — Как уже сказано выше, большая часть рек Кореи доступна для небольших джонок на довольно значительном протяжении внутрь страны.
2) Дороги и шоссе. — Настоящих дорог нет в Корее; содержание проселочных дорог не лежит ни на чьей обязанности, и только благодаря тому, что большинство их проходит по гранитной почве, ими можно пользоваться. Мостов на дорогах часто не хватает. На малых речках еще есть кое-какие мосты из дерева и сучьев, но более широкие реки приходится переходить в брод. В окрестностях городов дороги имеют ширину от 2 до 4 саж., в деревенской глуши ширина их вариирует от 2 до 3 арш., пока, наконец, они не превратятся в узкие тропинки.
3) Железные дороги. — В Корее имеются две железнодорожные линии. Одна из Сеула в Чемульпо на протяжении 40 верст. Дорога эта была начата американской компанией, получившей на это концессию от корейского правительства. Но еще до окончания постройки она была [60] перекуплена японской компанией, которая ее закончила и эксплоатирует по сие время. С 1898 г. вторая японская компания получила концессию на постройку железной дороги от Фузана до Сеула. Работы были начаты с двух концов в августе 1901 г. Общая длина этой новой дороги 450 верст, а стоимость постройки исчисляется более чем в 30.000.000 рублей. Уже после начала нынешних военных действий японцы открыли движение по третьей линии от Сеула до Пхион-Яна и, по особому соглашению с Кореей, принялись за постройку четвертой, от Сеула на Ы-Чжу.
Электрические трамваи. — Американские компании, при финансовой поддержке корейского императора, образовали общество для проведения электрических трамваев по улицам Сеула. Администрация этих городских путей — корейская, но управление и эксплоатация сосредоточены в руках американцев. Та же самая компания устроила электрическое освещение в императорском дворце. Вслед за тем освещены были некоторые улицы Сеула; одним из первых осветился японский квартал, [61] а также разные иностранные посольства. Та же американская компания устроила в Сеул водопровод.
Рудное дело. — По общему мнению, Корея богата рудоносными жилами, но в особенности золотом. Корейцы издавна добывали в своей стране золото, рассеянное там почти повсеместно в небольших количествах; но разработка эта производится крайне примитивными орудиями и потому не дает больших результатов. Корейские рудокопы ломают золотоносный кварц, измельчают и промывают его, как обыкновенный золотоносный песок. Понятно, что при таком способе добыча золота далеко ниже той нормы, какой она могла бы достигнуть. Тем не менее думают, что ежегодно таким путем добывается золота на 2 1/2 миллиона иен. Почти все иностранные нации имеют в настоящее время от корейского правительства разрешение на добычу золота в том или ином районе. Дебютировала на этом поприще американская компания в Гензане в 1896 году. Эксплоатация тамошних месторождений сразу дала [62] превосходные результаты. В последние годы там работало до 6000 рудокопов-японцев и корейцев под управлением 60 американских штейгеров. Немцы на уступленном им для эксплоатации участке не получили благоприятных результатов. Англичане только в самое последнее время напали на довольно богатые месторождения в Эн-Сане в провинции Пхион-ань-до. Японцы работают в округах Ан-сонг и Чанг-чонг-до. Корейское правительство владеет частью рудоносных округов, но львиная доля совершенно безраздельно принадлежит императорскому двору. В 1901 году решено было эксплоатировать один из императорских рудников современными приемами. Устроена горная школа, для подготовления опытных штейгеров из туземцев. Заведывание школой и производство работ в руднике поручено французским инженерам.
Из 340 округов, на которые делится Корея в административном отношении, 55 рудоносных. Большая часть из этих рудоносных округов вместе с тем и золотоносные. Некоторые же имеют только [63] железные и медные руды, каменный уголь и проч. В Пхион-Яне имеются 2 превосходных выхода антрацита; но они плохо эксплоатируются корейцами. Значительная часть страны, конечно, вовсе не исследована в горно-промышленном отношении.
Рыбные промыслы. — По всем берегам Кореи производится рыбный промысел, но он почти исключительно находится теперь в руках японцев.
Промышленность. — Кроме монетного дела, фабрично-заводская промышленность Кореи находится в зачаточном состоянии. В Чемульпо только с прошлого года функционирует папиросная фабрика. Возле Сеула, тоже лишь в самое последнее время, устроен правительством стекляный завод, на котором работали русские мастера. Сделана была попытка шелководства, но устроенная с этой целью плантация пока имеет значение лишь опытной фермы. Словом, в промышленном отношении Корее предстоит еще сделать многое.
Заканчивая на этом свое описание Кореи, в котором мы старались изложить по новейшим источникам, в возможно более [64] компактной форме, все, что о ней известно, позволяем себе выразить надежду, что это описание хотя несколько осветит пред читателем историю, географию и экономическое положение страны, которой суждено было неожиданно стать центром, куда обращает теперь весь мир свои взоры.
Текст воспроизведен по изданию: Корея. История ее, политическое устройство, экономическое положение, торговля и промышленность (По новейшим источникам). СПб. 1904
|