|
№ 66
Ответ Президента на письмо священника методистской церкви о распространении христианства в Китае С письмом Вашим я ознакомился. Отделение церкви от государства в наше время стало общим явлением для всех цивилизованных стран. Ведь такое отделение обеспечивает свободу вероисповедания и свободу проповеди религии и не только ведет к тому, что уменьшается число причин, вызывающих внутренние беспорядки, но и самой церкви предоставляет больше возможностей для распространения своего истинного учения. Что же касается иностранных миссионеров в Китае, то они подчас выходили за рамки [допустимого] и вмешивались в дела внутреннего управления нашей страны. Безусловно, такое положение сложилось благодаря тому, что цинское законодательство было хаотичным, а [культурный] уровень народа невысок. В то же время некоторые государства с необузданными устремлениями использовали религию в качестве своей передовой разведки, и это никак не являлось свидетельством отделения церкви от государства. Ныне, однако, если народу будет предоставлена свобода вероисповедания и равенство, то приверженность [какой-либо религии] или ее неприятие будет определять каждый сам, а не будет навязываться силой, а что касается горячих поборников веры, то они также смогут достичь высоких вершин [совершенства] и своим светом озарять мир. Если же распространять религию, используя мощь государства, то боюсь, что прежде чем эта религия обретет последователей, против нее начнутся выступления, что не будет на пользу ни государству, ни религии. Относительно же Вашего желания распространять христианство в Китае, то оно, я полагаю, вполне осуществимо при условии, что Вы будете исходить из соображений истинной веры, и я глубоко надеюсь на это. 6 февраля 1912 г. (дата опубл.). «Материалы о Синьхайской революции», Пекин, 1961, стр. 70 («Вестник Нанкинского временного правительства», 6 февраля 1912, № 9) (кит. яз.). |
|