Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 59

Обращение Президента к армии и флоту

Я, Временный Президент Китайской Республики Сунь Вэнь, почтительно обращаюсь ко всем военачальникам и бойцам армии и флота нашей страны. [151]

Все знают, что защита отечества — священная обязанность каждого воина, а неотступные думы и забота о судьбах нации — долг каждого благородного человека. Однако после того как подлые варвары вероломно вторглись в Китай и силой утвердились на земле наших предков, они поработили наш народ, а его лучших, отважных и благороднейших сынов вынуждали поступать на военную службу к ним и тем способствовать упрочению своего безраздельного господства в стране, и наши воины-ханьцы склонили головы и смирились перед плеткой. И так продолжалось более 260 лет. Но разве ханьцы служили иноплеменникам с радостью, всем сердцем? Нет. Просто, пока они находились под жестоким гнетом маньчжуров, их сокровенные думы и стремления были запрятаны глубоко и не прорывались наружу. Когда же в Ухани поднялось знамя борьбы за справедливость, не прошло и десяти дней, как откликнулась вся Поднебесная. И хотя северные разбойники, пытаясь одолеть нас, оказывали отчаянное сопротивление и отбивались подобно затравленному зверю, и хотя, владея еще опорными пунктами в стране, они набрасывались на нас, как бешеные псы, мы все же благодаря отваге и самоотверженности наших военачальников и бойцов освободили нашу старую столицу 14 и овладели берегами Янцзы. Так были заложены основы Республики.

Глубочайшего уважения заслуживают не только те, кто, презирая опасность, мужественно боролись, страдали и погибали, но и все те, кто в одиночку или группами покинули ряды маньчжурской армии, встали под славные знамена борцов за возрождение Китая и внесли свой вклад в дело освобождения ханьцев. Их никогда не забудет наш 400-миллионный народ!

Если мы обратим свои взоры к всемирной истории, то увидим, что те страны, которые вступили на путь великих преобразований, были в состоянии свершить их лишь благодаря тому, что всегда находились храбрые воины, готовые повернуть оружие против прежней власти. Так было, например, в Турции и Португалии 15. Наши же воины терпели чужеземный гнет дольше иных, и накопившиеся гнев и обиды, боль и ненависть так глубоки, что клокочущий поток их сразу затопил всю страну.

Одни и те же солдаты, сражаясь на стороне ханьцев, исполнены отваги, сражаясь за маньчжуров, трепещут от страха. Один и тот же военный корабль под ханьским флагом рвется в бой, под флагом маньчжуров трусливо избегает сражения. Бесчисленные подвиги, проявленные при взятии городов и в сражениях, свидетельствуют о том, что наши военачальники и бойцы мужественны и овладели искусством воевать.

Всем, кто в нашей стране или за ее пределами следит за событиями, происходящими в Китае, остается лишь поражаться тому, с [152] какой быстротой мы одержали победу. Такого не видывали прежде! Что касается меня, то я, Вэнь, убежден: наши военачальники и бойцы армии и флота ныне глубоко осознали великий принцип национализма, именно поэтому они выступили все как один и, не щадя жизни, борются за завершение своей благородной миссии.

Двадцать лет я скитался на чужбине, вынашивая великое множество планов [освобождения родины], но ни одному из них не было суждено осуществиться. Теперь, благодаря усилиям соотечественников, мне посчастливилось вернуться на родную землю, вновь дышать ее воздухом.

Когда северные варвары еще не были разбиты, а весь народ кипел ненавистью к ним, уважаемые сограждане удостоили меня избрания Временным президентом Республики, хотя я и не достоин этого поста. Сам я внутренне сознаю ничтожность своих способностей и боюсь, что не сумею оправдать оказанное мне доверие. Но я вижу, что у военачальников и бойцов нашей армии и флота единые помыслы и единая воля, и подвигам, свершенным ими, нет числа, и я уверен, что республика непременно будет создана. Я готов приложить все свое умение, все силы, чтобы бороться вместе с вами. Я надеюсь, что военачальники и бойцы нашей армии и флота будут тверды в своих стремлениях и не отступятся от них.

[Я призываю вас] не держать на сердце мелких обид, ибо это приведет к внутренним раздорам, которые вызовут [лишь] насмешки, не допускать, чтобы под видом строительства республики искажалось понятие дисциплины, не предаваться успокоенности и расхлябанности, чтобы не дать маньчжурам ускользнуть, не позволить высокомерию и кичливости овладеть нами, ибо это может нанести вред делу. Я верю, что будет воздвигнута республика, незыблемая, как гора Тяньшань, и вы тем самым не только исполните свой воинский долг, но и будете способствовать беспредельному развитию духовных сил нашей ханьской нации.

Таковы мои самые сокровенные мысли, которые я осмелился изложить для всеобщего сведения.

29 января 1912 г. (дата опубл.).

«Синьхайская революция», т. 8, Шанхай, 1957, стр. 19—20 («Новые законы и декреты Временного правительства Китайской Республики», вып. 2, стр. 4. (кит. яз.).


Комментарии

14. Старая столица — город Нанкин.

15. Имеются в виду младотурецкая революция 1908 г. и революция 1910 г. в Португалии. Как в Турции, так и в Португалии начало восстанию положили вооруженные выступления в армии и на флоте, и благодаря поддержке правительственных войск, отказавшихся выступить против восставших и перешедших на их сторону, революции сравнительно легко одержали победу.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.